Впервые о возможности строительства нефтепровода БТС-2 от Унечи на границе России и Белоруссии до Приморска российские чиновники заговорили в начале 2007 года. Это произошло после конфликта с Белоруссией, попытавшейся ввести пошлины с российской нефти, которая прокачивается через страну по нефтепроводу «Дружба». Тогда России пришлось на несколько дней прекратить поставки нефти в Европу. Строительство БТС-2 в обход Белоруссии должно было предупредить возникновение подобных проблем в будущем.
В январе 2007 года экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что мощность БТС-2 составит 50 млн т нефти в год. В мае решение о строительстве подписал занимавший в то время кресло премьера Михаил Фрадков. В середине 2007 года Семен Вайншток сообщил, что проект оценен в $2,5 млрд, а Владимир Путин рассказал, что поддерживает предложение губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова о строительстве ответвления от БТС-2 на Усть-Лугу. В сентябре Минпромэнерго подготовило проект соответствующего распоряжения. В то же время осенью неофициально заговорили о нерентабельности проекта, хотя в октябре Виктор Христенко (тогда глава Минпромэнерго) говорил, что государство от БТС-2 не отказалось и рассматривает возможность строительства НПЗ в Ленинградской области для переработки нефти, которая может поставляться по БТС-2.
[Озвучка by Kyle] RUN BTS — 148 Эпизод ‘Дизайн Интерьера’ 1 часть 24.08.2021г
Тем не менее в феврале этого года Семен Вайншток говорил в интервью «Ъ»: «Если Белоруссия не будет политизировать вопросы транзита, изменений в системе не произойдет. Потому что строительство БТС-2 — это стопроцентный убыток и проект направлен на решение только политической составляющей, которая есть у нашего соседа». В апреле Минпромэнерго направило в правительство отрицательное заключение на БТС-2. Тогда в министерстве неофициально объясняли, что для заполнения трубы нет ресурсной базы, проект убыточен, а его реализация приведет к нежелательным политическим последствиям, ударив по таким потребителям российской нефти, как Германия и Польша.
Источник: www.kommersant.ru
Балтийская трубопроводная система-II
Балти́йская трубопрово́дная систе́ма-II (БТС-2) — система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча—Андреаполь—Усть-Луга (с ответвлением на Киришский НПЗ компании «Сургутнефтегаз») [1] .
Ранее планировалось, что конечной точкой нефтепровода станет порт Приморск, а на Усть-Лугу пойдёт ответвление [2] . В дальнейшем из проекта нефтепровода было также исключено и ответвление на Киришский НПЗ.
Параметры
Мощность первого пускового комплекса трубопровода — 30 млн тонн нефти в год, второго пускового комплекса — 50 млн тонн в год [3] . Протяженность трубопровода — порядка 1300 км. Диаметр труб — 1067 мм. Общая стоимость проекта оценивается в $2 млрд.
За что хейтят и хейтяли участников группы БТС 💔🥺 #БТС #АРМИ
Предпосылки к созданию
Целью строительства является снижение рисков от транзита нефти через другие страны. После завершения проекта планируется снизить экспортные поставки по участкам нефтепроводов «Дружба» Унеча — Полоцк и Унеча — Мозырь с 78,9 млн тонн в год до 41 млн тонн к 2010 году и до 27 млн тонн к 2015-му. В частности, участок БТС-2 Унеча (НПС-1) — Андреаполь (НПС-5) дублирует аварийный участок нефтепровода «Дружба» Унеча — Полоцк, проходящий преимущественно по территории Белоруссии. [4]
Кроме того, после ввода БТС-2 для России исчезнет необходимость использования порта «Южный» и нефтепровода «Одесса-Броды» [5] .
Целесообразность создания и альтернативные варианты
Ряд специалистов выражает сомнения в целесообразности строительства БТС-2. Использование системы нефтепровод «Дружба» — БТС-2 значительно увеличит расстояние для перекачки нефти по трубопроводам. Маршрут транспортировки нефти из Западной Сибири к Финскому заливу будет описывать гигантскую дугу, через среднее Поволжье (Самара) и Центрально-Черноземный район. Протяженность трубопроводной транспортировки будет составлять около 4 тыс. км, в то время как расстояние по прямой составляет 2,3 тыс. км, а при транспортировке через БТС-1 — около 3 тыс. км. Это выгодно только компании «Транснефть», доходы которой зависят от перекачанных тонно-километров.
Наиболее разумной альтернативой выглядит создание танкерных терминалов на побережье Баренцева моря, в районах с благоприятными условиями для навигации. Такими районами являются Кольский полуостров (например, Мурманск, расстояние до нефтяных месторождений на севере Западной Сибири около 2000 км) и западное побережье архипелага Новая Земля (например, Белушья Губа, расстояние 1300 км). [6]
Ожидается, что затраты на экспорт нефти через новый трубопровод окажутся выше, чем через существующую систему «Дружба».
Источник: dic.academic.ru
Балтийская трубопроводная система
Вопросы экспорта нефти из России в северо-западном направлении на рынки Европы – это не только важнейшая часть российской экономики, но и, в то же время, экономическая безопасность и независимость страны.
После распада СССР транзит нефти через литовский порт Бутинге и латвийский – Вентспилс обходился для государства в сотни миллионов долларов в год и при этом нёс в себе большие транзитные риски, как в качестве надёжности и аварийности нефтепроводов, так и с политической точки зрения.
Именно поэтому в 2001 был реализован проект в обход стран Балтии, который называется Балтийская трубопроводная система – БТС с начальной мощностью 12 млн. тонн с последующим поэтапным её доведением до 74 млн. тонн уже к 2006 году. Он связал нефтяные месторождения в Западной Сибири с российскими морскими портами Усть-Луга и Приморск Ленинградской области.
Тем самым Россия полностью застраховала себя от трений с Балтийскими странами по поводу транзита своих энергоресурсов.
В 2012 году сделан ещё один шаг к экспортной независимости России – была введена в эксплуатацию Балтийская трубопроводная система – 2 или, как её ещё называют, расширение БТС – 2, проектированием, строительством и эксплуатацией которой занималась АО «АК «Транснефть».
В её структуру входят нефтепровод «Дружба», обслуживаемый дочерней компанией ООО «МН «ДРУЖБА», Верхневолжский магистральный нефтепровод, который находится на балансе АО «Транснефть – Верхняя Волга», а также нефтепроводы ООО «Транснефть — Балтика».
Мощность расширения БТС-2 первого комплекса – 30 млн. тонн, второго – 50 млн. тонн. Длина 1300 км. Диаметр магистральной трубы 1067 мм, а также множество ответвлений различных диаметров.
Надо отметить, что строительство и эксплуатация первой Балтийской трубопроводной системы в условиях изменчивого балтийского климата показала, что пренебрежение к качеству материала изоляции труб на стадии строительства приводит к быстрой коррозии и резкому увеличению эксплуатационных расходов в связи с необходимостью проведения внеплановых ремонтов.
Для Балтики считается нормой большие перепады температуры, ветра и дожди, холодные зимы и достаточно знойная летняя погода, болотистая местность и лёгкие песчаные почвы.
Всё это, естественно, является теми факторами, которые быстро вызывают коррозию металла при недостаточной изоляции стыков. Именно поэтому при строительстве расширения БТС-2 было принято решение использовать для антикоррозийной изоляции труб специальные в термоусаживающиеся манжеты ТИАЛ-М, которые обладают высокими эксплуатационными характеристиками и обеспечивают требуемые параметры изоляции.
Эти манжеты являются трёхслойными, что соответствует заводской трёхслойной ВУС-изоляции тела трубы, но стыки монтируются в полевых условиях.
Компания ТИАЛ поставляла манжеты для Верхневолжского магистрального нефтепровода и других трубопроводов, входящих в структуру расширения БТС-2.
Сегодня с гордостью можно констатировать тот факт, что продукция компании ТИАЛ обеспечила надёжную безаварийную работу БТС-2 и позволила эксплуатирующим организациям просто забыть о такой проблеме, как аварии из-за нарушения изоляции стыков трубопроводов.
Источник: www.tial.ru