ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ГОРОДСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
Управление развитием города — одна из основных функций государства, призванная упорядочить все формы хозяйственной деятельности и их взаимодействие [1] :
- — ввести социально-экономические процессы в рамки соответствия экономическим законам рыночного хозяйства;
- — создать условия для сбалансированного развития на основе научно-технического прогресса, не разрушающего окружающую природную среду.
Основными принципами разработки городских целевых программ являются:
- — согласованность целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития города, Генеральным планом развития города Москвы и приоритетными задачами, установленными нормативными актами органов государственной власти города;
- — обоснованность по ресурсам (источникам финансирования), исполнителям и срокам осуществления комплекса мероприятий, составляющих программу;
- — установление сроков достижения намеченных программой результатов;
- — взаимосвязанность мероприятий программы с мероприятиями других утвержденных городских целевых программ.
Городская целевая программа может включать:
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЗА 9 МИНУТ
- — основные цели и задачи, мероприятия программы, этапы их выполнения, а также сведения о государственном заказчике программы;
- — анализ существующего состояния решаемой приоритетной проблемы и оценку сложившейся ситуации;
- — обновление необходимости достижения целей и решения задач, выдвигаемых программой, а также технико-экономическое обоснование программы;
- — комплекс мероприятий (технические инвестиционные, организационные, информационные и пр.) и конкретный достигаемый результат;
- — ожидаемые результаты реализации программы, выраженные в соответствующих количественных показателях;
- — обоснование необходимости выделения различных видов ресурсов, в первую очередь финансовых;
- — сведения об объемах, источниках, формах и механизмах привлечения финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации программ;
- — оценку внешних факторов, влияющих на достижение поставленной цели (организационных, финансовых, социальных, инвестиционной привлекательности территории);
- — сценарии возможного хода реализации программы в зависимости от изменения внешних факторов (оптимистический, реалистический, пессимистический);
- — этапы и сроки их выполнения;
- — описание параметров, используемых для оценки хода выполнения программ.
Порядок разработки и согласования целевых городских программ приведен на рис. 4.1, 4.2 и в табл. 4.1.
Рис. 4.1. Классификационные признаки и виды инвестиционных программ, обеспечивающих развитие московского мегаполиса
Александр Садчиков обсудил реализацию целевых программ по строительству объектов бюджетной сферы.
Рис. 4.2. Порядок разработки и согласования целевых городских программ
В таблице 4.2 приведены основные характеристики и оценки социально-экономической эффективности реализации целевых программ, анализ которых позволяет сделать вывод о повышении эффективности и целенаправленности расходов городского бюджета.
Схема формирования инвестиционной программы московского мегаполиса
Формирование инвестиционной программы города
Утверждение (рассмотрение) на заседании
Инвестиционная программа Москвы
Органы управления Правительства Москвы
Сводные инвестиционные показатели инвестиционной программы Москвы
Формирование инвестиционных показателей, включая расчеты эффективности
Инвестиционные показатели по территориям Москвы (АО, МР)
НИ и ПИ Генерального плана развития города Москвы, организации- исполнители
Сбор и анализ исходных данных, маркетинговые исследования
Исходные данные по территориям Москвы (АО, МР)
Организации, подведомственные Правительству Москвы
Формирование показателей программы социально- экономического развития Москвы
Натуральные показатели программы социально- экономического развития Москвы
Социально-экономическая эффективность реализации городских целевых программ
Экономическая и социальная эффективность
Целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы на период 2004—
2006 гг. и Концепция ее развития до 2010 г.
Рационализация использования городской территории (сокращение территорий, занятых под промышленные объекты). Экономическая поддержка промышленности.
Повышение технического уровня и техническое перевооружение промышленных предприятий города
Прибыль и бюджетные поступления с 1 м 2 занимаемой площади промышленных зон должна повыситься не менее чем на 50%
Разработка порядка финансового обеспе-
Рост эффективности использования ресурсов города.
Обеспечение стабильности и про-
Уточнен порядок финансового обеспечения инвестиционной программы.
Экономическая и социальная эффективность
чения Адресной инвестиционной программы г. Москвы
зрачности финансирования инвестиционных программ. Усиление текущего мониторинга и контроля за реализацией инвестиционной программы
Разработана процедура корректировки заданий инвестиционной программы.
Меры по контролю за ходом реализации Адресной инвестиционной программы в городе
Предложение по межотраслевому балансу инвестиций в рамках формирования инвестиционной программы города
Обоснование долгосрочных и среднесрочных приоритетов инвестиционной политики городских властей.
Обоснование структуры и пропорций распределения бюджетных инвестиций между отраслями городской экономики
Разработаны методические подходы и модель формирования межотраслевого баланса инвестиций.
Дана оценка сбалансированности инвестиций в городское хозяйство Москвы
Среднесрочная целевая программа «Москва многонациональная: формирование атмосферы межнациональной солидарности в г. Москве»
Определение приоритетных направлений действий городских властей, партий, национальных объединений, землячеств по повышению безопасности, снижения социальной напряженности, гармонизации межнациональных отношений в городе.
Более объективно и научно обоснованно подойти к выделению и расходованию средств городского бюджета на предупреждение и противодействие негативным социальным явлениям, межнациональным конфликтам
Повышение толерантности населения города, снижение числа конфликтов на национальной почве.
Оценка возможных объемов ущерба для экономики и социальной жизни города от различных проявлений экстремизма на основе социально разработанной для этих целей методики
Программа повышения эффективности управления городским имущественным комплексом
Повышение эффективности использования городского имущества.
Подготовка новой методики расчета ставок арендной платы за принадлежащие городу нежилые помещения
Бюджет города получит от аренды в 1,5 раза больше, чем при сохранении льгот отдельным категориям арендаторов.
Рост поступлений в бюджет города на 2,5—3 млрд руб.
В процессе программного прогнозирования города должны решаться следующие задачи:
- — анализ общегородской ситуации, анализ состояния различных систем обеспечения развития города (например, водохозяйственного и энергетического комплексов);
- — выявление возможных направлений развития различных систем и комплексов, в первую очередь научно-технических, определение перспективных потребностей в новом оборудовании, продукции, услугах;
- — формирование проблем, подлежащих решению в программе, определение ее целей;
- — определение перспективных вариантов инвестиционных проектов, структуры и состава программ развития обеспечения города, сроков, путей и вероятностных характеристик достижения поставленных целей;
- — оценка финансовых, материально-технических, информационных, трудовых и других ресурсов, необходимых для реализации отобранных вариантов программы;
- — выбор и обоснование наилучших вариантов программы;
- — определение перспективных вариантов механизма управления программой и оценка их воздействия на достижение целей программы;
- — рекомендации по организационно-экономическому механизму реализации программы.
Городское землепользование в условиях рынка. Функционирование земельного рынка (на примере США) сложно и многогранно [2] . Цены на землю складываются под воздействием факторов спроса и предложения.
Под воздействием факторов спроса:
- — рост занятости;
- — дохода;
- — иммиграции;
- — доступности ипотечного кредита.
Под воздействием факторов предложения:
- — количества свободных земель, отведенных для строительства жилья;
- — инфраструктуры дорог;
- — инфраструктуры канализации;
- — инфраструктуры водопровода.
Ограниченность земли, отведенной под жилую застройку, повышает спрос на нее и цену. На практике и политике землепользования сказываются факторы:
- — экономические;
- — социальные;
- — микрорегиональные;
- — макрорегиональные.
Классификация землепользования в городе — важная первая ступень в понимании пространственной городской структуры. Изменения в земельной инвентаризации зависят от четырех параметров:
- 1) субурбанизации, т.е. разрастания пригородов в результате конверсии прилежащих сельских земель в городские;
- 2) обновления городских кварталов, в основном центральных;
- 3) строительства инфраструктурных и прочих общественных объектов;
- 4) роста или, наоборот, сворачивания образований, содержащих специализированные функции (перестройка зданий под парковочные площади, расширение больниц, парков и аэропортов).
Инвентаризация землепользования включает идентификацию важнейших экономических функций, объединенных в широкие категории землепользования:
- — коммерческого;
- — промышленного;
- — жилищного.
В американском городе около двух третей земли находится в частной собственности, остальные же отведены под улицы либо находятся в общественном пользовании.
Главный вопрос для земельной и городской жилищной политики в США — сможет ли она в условиях неравномерного развития городской среды наряду с частным сектором обеспечить жилье и необходимую инфраструктуру по доступным ценам и в удобных местах.
Фундаментальный вопрос для землепользования: как новая технология будет влиять на городское развитие и можно ли предугадать это влияние. Автоматизация конторской деятельности, например, может значительно изменить территориальную структуру города.
Земля становится основным компонентом в издержках жилищного строительства. Так, например, в районах США с быстро растущим населением (Калифорния, Флорида, Колорадо) доля затрат на землю в общей стоимости жилья достигает 40%, а в ограниченном рынке (Манхэттен) этот показатель колеблется от 60 до 70%.
В США существует несколько видов планов, регламентирующих землепользование в городах.
Генеральный план представляет наиболее детальную проработку территориально-планировочной структуры городов от индивидуальных участков до крупного района.
Расширенный план включает в себя дополнительно к территориально-планировочной структуре города еще и правовые и экономические основы городского землепользования.
Перспективный план представляет собой лишь перечень целей и предпочтений местной власти в развитии города и не содержит карт территориальной структуры.
Секторный план не относится к городу в целом и применяется для отдельных районов и секторов.
Межевой план — это документ, в котором указано, как должны быть разделены в городе незастроенные земли.
Кодировка домов устанавливает строительные нормативы для каждого здания в городе.
Программа совершенствования городской инфраструктуры —
этот документ обычно описывает возможные шаги по улучшению инфраструктуры в городе за определенное время.
Изменения в карте зонирования проводятся специальным местным советом города. В особых случаях проводится референдум, но окончательное решение остается за советом.
Первые попытки официального управления зонированием Нью- Йорк Сити были предприняты в конце XIX в. в ответ на гипертрофированный рост строительства на Манхэттене. Частые изменения в зонировании территории приводят к явлению, получившему в США название «пятнистое зонирование». Специалисты выделяют следующие концепции зонирования.
- 1. Участки, запланированные для застройки. Это — облегченный вид зонирования. Застройщик не скован различного рода ограничениями и нормативами, кроме местоположения участка, отведенного для застройки. Такой вид зонирования приносит большие выгоды для застройщика, но город не получает ничего, кроме проблем.
- 2. Кластерное зонирование. Это уникальный вид зонирования, в основе которого лежит норматив, взятый не из экономической, социальной или строительной сферы, а из представлений о компактном расселении людей в пространстве. Цель этого вида зонирования — сохранить больше открытого пространства для жилой застройки посредством создания ее кластерных (гроздевых) анклавов.
- 3. Зонирования для смешанного землепользования. Здесь речь идет о совместном жилом и коммерческом использовании той или иной территории города. Такое зонирование разрешает совмещение в одном здании конторы, магазина и жилища.
- 4. Стимуляционное зонирование — предоставляет частным строительным компаниям льготы в обмен на обеспечение общественно необходимых построек в городе.
- 5. Зонирование плотности — традиционный контроль за высотой зданий, величиной участка, покрытием участка, размером, количеством этажей и зданий и пр.
- 6. Условное зонирование — указывает разрешенные виды использования в случае следования определенным правилам.
- 7. Плавающее зонирование — устанавливает контроль за каждым типом застройки (жилье, магазины), но не выбирает места для строительства (особенно полезно для новых районов).
- 8. Ударное зонирование — соотносит спрос на землепользование с возможностями и следствиями изменений.
- 9. Трансфертное зонирование — разрешает владельцам недвижимости (исторических зданий) продавать права на застройку другому лицу, который может застраиваться в другом месте с высокой плотностью, обеспечивая сохранность исторической застройки.
- 10. Долевое зонирование — заранее готовятся минимальные пропорции желаемого комплекса землепользования.
- 11. Контрактное зонирование — специальные договорные правила с застройщиком.
- 12. Зонирование специального использования — специальная категория для особого использования, такого, как театральный район или гостинично-мотельная зона.
- 13. Сельскохозяйственное и лесное зонирование — предназначает территории для постоянного сельскохозяйственного использования, предотвращая на них спекулятивную застройку.
- 14. Бонусное или инициативное зонирование — разрешает большую плотность или высоту в случае если соблюдены определенные функции дизайна (парковочные стоянки, открытое пространство).
- 15. Эксклюзивное зонирование — определяет стандарты исполнения; часто используется в пригородных районах для поддержания исключительности и единообразия для данного пригорода.
- 16. Исторические зоны. Применяются для сохранения исторических зданий.
- 17. Право на застройку: новая концепция зонирования. Обозначает некоторую часть трехмерного пространства города, которую позволено занять недвижимостью тому или иному застройщику.
Методология оценки первичной стоимости земли в США основана главным образом на трех методах первичной оценки стоимости недвижимости [3] :
Источник: bstudy.net
Типы целевых комплексных программ
В социальной работе используется целевое управление программой — управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления возникает при возникновении серьезной и широкой проблемы, решение которой требует принятия специальных мер, концентрации усилий, сочетания действий разных организаций.
Особо важной частью системы программного регулирования являются целевые программы национального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подсекторов, отдельных регионов и привлечь для этого дополнительные ресурсы и инвестиции, и направлено на разработку программы решения важнейших задач межотраслевого, отраслевого, регионального и местного (на уровне субъектов хозяйствования) проблем.
Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С. Васильева под целевой комплексной программой понимается комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационных, экономических и других задач и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в срок.
В современном экономическом словаре трактовка понятия целевой комплексной программы дается как система мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение задачи. общие проблемы, связанные друг с другом по содержанию, срокам, ресурсам. В такой программе должны быть представлены цели, способы решения программной задачи. Известны федеральные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы.
Мы видим, что в обоих определениях под целевой комплексной программой понимается совокупность мероприятий, связанных с ресурсами и сроками, но в первом случае важная роль отводится исполнителям действий, а во втором — их содержанию.
Многие исследователи определяют целевую комплексную программу как комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных конечных результатов и решение конкретных социальных проблем. Это организационная форма целеполагания, которая позволяет определить иерархию целей с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные и направить их реализацию на достижение главной или общей цели.
Мы видим, что в последнем определении, как и в предыдущих, оговаривается направленность деятельности на решение проблем и достижение поставленной цели с использованием наиболее эффективных методов, методов и средств.
Целевые программы как средство реализации политики государства
Программа представляет собой адресный документ, содержащий систему мероприятий (социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и др.) согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям. Реализация программы обеспечивает достижение поставленной цели и задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки.
Таким образом, программа носит четко выраженный целевой характер, ориентируется на полное решение поставленной проблемы, характеризуется определенными конечными (целевыми) результатами (показателями). Следовательно, в любой целевой программе должны предусматриваться: конечная цель; комплекс ресурсов необходимых для достижения конечной цели; этапы и сроки реализации программы; головная организация – исполнитель и состав исполнителей; механизм производственно-хозяйственных связей; система ответственности и экономического стимулирования.
Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», под федеральными межгосударственными целевыми программами понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Данный нормативно-правовой документ впервые четко обозначил этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.
Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на год, вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с одновременным представлением проекта Федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.
Так, например, в 2009 году в реализуются следующие федеральные целевые программы, имеют следующие приоритеты: развития социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, новое поколение, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов, развитие государственных институтов.
В соответствии с законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» перечень федеральных программ содержит:
- краткую характеристику каждой из принятых к реализации федеральных программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;
- результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
- требуемые объемы финансирования по годам с указанием источников финансирования;
- объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
- государственных заказчиков программ».
В зависимости от важности общегосударственных задач, которые призвана решать та или иная целевая программа, зависит ее статус. Если программа решает особо важные проблемы, то ей присваивается статус президентской и инициатором ее разработки выступает Президент Российской Федерации. Разработка, реализация ресурсное обеспечение и контроль осуществляется непосредственно под патронажем Президента. Примером такой программы может служить федеральная программа «Дети России», которая имеет социальную направленность.
Региональные и местные органы власти могут принимать участие в указанных программах за счет средств федерального бюджета и средств из собственных бюджетов, а также разрабатывать соответствующие целевые программы по совершенствованию развития регионов и муниципальных образований. Исполнительные государственные органы (министерства) выступают координатором реализации Президентской программы.
Сегодня социально-экономическое развитие регионов характеризуется наличием различных взаимосвязанных проблем, вызванных глобальными трансформациями в обществе, и поэтому носит комплексный характер. Проблемы не решаются узконаправленным образом (экономический кризис, безработица, рост преступности, бедность людей, низкое качество товаров и услуг, неспособность к рыночным условиям и т. д.), что приводит к их обострению и усилению их взаимозависимости.
Одним из препятствий на пути решения сложных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления жизненными процессами общества. Как следствие (особенно при нехватке ресурсов) попытки решить проблемы в одной отрасли отнимают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции — борьбы за ресурсы. Возможный выход из сложившейся ситуации видится в разработке целевых межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.
Обобщая сказанное, можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации государственной политики, активно влияя на производственные и экономические процессы в субъектах Российской Федерации. Важным условием эффективности решения региональных проблем является комплексность целевых программ.
Классификация целевых комплексных программ
Программы очень разнообразны по своему характеру, назначению, объему, времени и другим характеристикам. Исследователи А.Г. Гладышев, В. Иванов, В.И. Патрушев и др. Различают общегосударственные, функциональные, региональные и муниципальные программы.
Национальные программы — это программы по достижению основных национальных целей, которые часто охватывают все сферы общественной жизни (производственные, непроизводственные, финансовые, налоговые, социальные, духовные, международные).
Функциональные программы — это межотраслевые программы, ориентированные на решение основных задач развития группы отраслей или реализацию общегосударственной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики), оборонный или строительный комплекс и др.).
Региональные и муниципальные программы разработаны для преобразования и оживления регионов и муниципалитетов.
По государственному статусу программы подразделяются на федеральные, реализуемые только за счет средств Российской Федерации (ФЦП); межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе странами СНГ.
Программы функциональной ориентации А.И. Жуковский и др. определены как социальные программы, предусматривающие меры социальной поддержки населения; экологическая, направленная на реализацию основных природоохранных мероприятий; инновационный, обеспечивающий внедрение и распространение научно-технических достижений в производство и проведение научно-технической реструктуризации производства; научно-технические, связанные с освоением новых перспективных направлений науки и техники; фундаментальный, направленный на получение фундаментальных основ науки.
По своему характеру программы подразделяются на консолидированные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические и оборонные программы.
По сроку действия различают краткосрочные программы (длительностью до 2 лет); среднесрочный (от 3 до 5 лет); на длительный срок (более 5 лет).
В территориальном масштабе есть муниципальные, региональные, федеральные и международные программы.
Деловые и структурные программы разрабатываются в зависимости от характера целей. Конъюнктурные программы решают текущие проблемы в короткие сроки, продолжительностью до двух лет. А программы структурного характера предполагают решение среднесрочных и долгосрочных проблем, качественные преобразования и глобальные изменения в основных структурах любой отрасли.
Целевая комплексная программа может включать в себя несколько подпрограмм разного типа, направленных на решение конкретных задач внутри программы. Деление целевой программы на подпрограммы основано на масштабе и сложности решаемых задач, а также на необходимости рациональной организации их решения.
Так, например, В. Иванов выделяет 5 уровней программ территориального типа:
- Первый уровень предполагает создание комбинированных производств на основе одного вида природных ресурсов.
- Второй уровень решает внутритерриториальные межотраслевые задачи комплексного использования нескольких видов природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот одновременно.
- На третьем уровне используется среда при условии, что поддерживается ее заданное состояние качества. Важно обеспечить взаимосвязь между производством и биосферой.
- Четвертый уровень включает комплексное развитие социально-экономической системы, обеспечение единства производства, воспроизводства населения и улучшения его условий жизни, воспроизводства природных условий.
- Пятый уровень — это комплексный отчет о развитии данного региона с решением проблем развития других соседних регионов, с решением масштабных и долгосрочных народнохозяйственных проблем.
Виды целевых программ
На 2009 год в Российской Федерации реализуются 53 целевые комплексные программы. По содержанию их можно разделить на несколько типов.
Социально-экономические программы — предусматривают решение социальных проблем и повышение материального уровня жизни населения (11 программ).
Научно-технические программы направлены на решение научно-технических задач, ускорение внедрения достижений науки и техники в производство, что в ближайшее время даст значительный положительный эффект (13 программ). Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов экономического развития.
Производственно-экономические программы — предназначены для решения крупных межотраслевых задач в сфере производства, способствуя повышению эффективности существующих и развитию новых производств (3 программы).
Территориальные программы — направленные на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других проблем в регионах (6 программ).
Экологические программы — это комплекс мероприятий по охране природы и общей безопасности (17 программ).
Организационно-экономические программы — направлены на совершенствование организации управления экономикой, развитие государственных институтов (3 программы).
Федеральные целевые комплексные программы по длительности в основном являются среднесрочными — до пяти лет и долгосрочными, то есть, как указано выше, разработанными на срок более пяти лет.
Реализуемые сегодня региональные целевые комплексные программы разрабатываются на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» от 26 января 2005 г. № 40 об утверждении Положения «О Министерстве регионального развития Российской Федерации».
При разработке и утверждении муниципальных целевых комплексных программ Администрация руководствуется нормативными документами федерального и регионального уровней.
Заключение
Таким образом, целевые комплексные программы являются важнейшим инструментом государственного управления. Они также выступают в качестве одного из важнейших средств реализации структурной политики и поэтому должны быть ориентированы на реализацию масштабных, важнейших для государства проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в компетенцию федеральных органов исполнительной власти.
Они играют важную роль в решении актуальных проблем развития субъектов Российской Федерации, развития социально-экономических процессов на всех уровнях. Такое комплексное планирование решения проблем способствует повышению качества материальных благ и услуг, что в результате влечет за собой общее улучшение качества жизни населения страны.
Таким образом, социальное программирование постепенно превращается в эффективную технологию управления, сочетающую в себе различные функции управления: информационные, когнитивные, прогнозные, стратегические и другие. Все они получают организационную и финансовую поддержку. Это требует обоснования и пошагового применения методов разработки программных решений, выбора содержания деятельности и ожидаемых результатов от ее реализации. Комплексные целевые программы позволяют соотнести возможные ресурсы с целеполаганием и направить их на решение наиболее приоритетных задач.
В результате работы выяснилось, что комплексные целевые программы очень разнообразны и четкой классификации их нет. Но чаще всего исследователи выделяют три типа программ: национальные (на уровне Российской Федерации), функциональные (отраслевые) и территориальные (региональные, муниципальные). Они, в свою очередь, содержат подтипы программ. Все программы весьма разнообразны по своему характеру, целям, масштабам, срокам и задачам, которые необходимо решить. Особое место занимают научно-технические программы, предусматривающие создание новых идей.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.
Источник: natalibrilenova.ru