В предшествующих главах мы рассмотрели основные моменты, связанные с созданием КГХ синтетическим путем и идеологией этого процесса, теперь настало время обратиться кратко к некоторым результатам этой деятельности, переходя на уровень парадигм географического мышления.
Особое место в КГХ отводится доминанте. В данном случае этот распространенный вообще в культуре и в общественной жизни элемент относится к месту в пространстве. Можно говорить о специфике настоящей КГХ как о специфике доминанты места. Доминанта – основной идеологический и методологический признак настоящей КГХ.
Понятие «доминанта» мы заимствовали из теории архитектуры. Так, Иконников, рассматривая архитектуру древнерусских крепостей, пишет: «в старых русских городах <. >ориентация была основана на системе объемных доминант: видимых отовсюду башен кремля, колоколен, массивных объемов церковных зданий. Они образовывали систему точек ориентации, связанную с социальной структурой города, его главным и второстепенными центрами» [Иконников, 1972, с. 44-45]. Доминанты в теории архитектуры понимаются как фокусные точки композиции городской среды.
Аккорды. Главные трезвучия лада в мажоре: тоническое, субдоминантовое, доминантовое
Классифицируя композицию открытых пространств, Иконников выделяет специально «единое пространство, обтекающее свободно стоящие объемы» [Иконников, Степанов, 1971, с. 31]. Такой тип архитектурной композиции присущ, например, Акрополю и ансамблям древнерусских городов. Так, в московском Кремле выделяется Успенский собор как главная доминанта. Он господствует над остальной застройкой, разделяемой на второстепенные доминанты, выдвинутые к центру Кремля (соборы, колокольня Ивана Великого) и прочие элементы застройки, удаленные и размещенные ближе к стенам. Подчеркивается, что «открытое пространство предназначено для развития связей – функциональных и зрительных» [Иконников, Степанов, 1971, с. 33].
На ассоциативном уровне такая схема построения пространства архитектурного ансамбля соответствует нашему пониманию доминанты как части «ансамбля» текста КГХ. На эту аналогию обратил внимание Кевин Линч, который выдвинул понятие доминанты как одно из качеств формы образа города. «Доминанта – доминирующая позиция одной части по отношению к другим за счет размера, плотности или вызываемой ею заинтересованности.
В результате целое воспринимается как система, охватывающая некий основной элемент и связанную с ним группу элементов. Наличие этого качества подобно непрерывности дает возможность осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенного соподчинения элементов. Предметные свойства словно эманируют свой образ, распространяемый от центра, если, конечно, их сила превышает порог начальной заметности» [Линч, 1982, с. 101]. Эти слова в целом справедливы и по отношению к доминантам КГХ в том виде, в каком мы их понимаем. Таким образом, мы просто расширяем обоснованное в теории архитектуры понятие доминанты; распространяем его на композицию не только архитектурных ансамблей, но и текстов КГХ.
Что такое доминанта Ухтомского. Примеры доминанты из обычной жизни. [Д 1/3]
Доминанта КГХ есть, таким образом, некий главный признак места. Характеризуя место, мы стараемся все прочие признаки использовать для объяснения доминантного признака, для наполнения его смыслом. При этом мы можем выделять и второстепенные доминантные признаки. Доминант в КГХ может быть (и скорее всего, будет) несколько.
КГХ будет строиться по аналогии с системой восприятия архитектурного ансамбля, описанной Иконниковым (см. рис. 2).
На рисунке к главной доминанте (большой черный кружок) сходятся смысловые связи от второстепенных доминант (средние кружки), которые, в свою очередь, объединяют частные признаки, составляющие КГХ (точки). Получается картина, в которой КГХ построена не по «полочкам», соответствующим тем или иным отраслям хозяйства – а как иерархическая система, стремящаяся к доминанте через систему центров – второстепенных доминант.
Источник: injzashita.com
Доминанта (в архитектуре)
Доминанта (в архитектуре) Доминанта в архитектуре, господствующий элемент в композиции ансамбля . Д. обычно бывает высокое здание (например, главный корпус МГУ на Ленинских горах в Москве) или вертикальная часть одного из зданий (например, башня и шпиль Адмиралтейства в Ленинграде). Возвышаясь над окружающей застройкой, Д. отмечает важный узел пространственного построения ансамбля.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Доминанта (в архитектуре)» в других словарях:
Доминанта (главенствующая идея) — Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis ≈ господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. См. Доминанта в физиологии, Доминанта в архитектуре и Доминанта в музыке … Большая советская энциклопедия
Доминанта — I Доминанта (от лат. dominans, родительный падеж dominantis господствующий) главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего либо. См. Доминанта в физиологии, Доминанта в архитектуре и Доминанта в музыке. II… … Большая советская энциклопедия
Доминанта — В Викисловаре есть статья «доминанта» Доминанта (от лат. dominans «господствующий») термин, используемый в разных предметных областях: Доминанта в музыке главенствующая тональность или её ступень, контрастная по отношению к… … Википедия
доминанта — I. ДОМИНАНТ а, м. dominante <лат. dominans (dominantis господствующий. биол. Животное, занимающее в группе подобных господствующее положение. Взрослые гориллы, которым удается отломать гриб, удаляются на сотню метров от дерева, бережно охраняя … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Доминанта — в архитектуре, господствующий элемент в композиции ансамбля. Доминантой обычно бывает высокое здание (например, главный корпус МГУ на Ленинских горах в Москве) или вертикальная часть одного из зданий (например, башня и шпиль Адмиралтейства в… … Строительный словарь
Доминанта — в архитектуре, господствующий элемент в композиции ансамбля. Доминантой обычно бывает высокое здание (например, главный корпус МГУ на Ленинских горах в Москве) или вертикальная часть одного из зданий (например, башня и шпиль Адмиралтейства в… … Архитектурный словарь
Охта-центр — Местонахождение Санкт Петербург, Россия … Википедия
Ухтомский, Алексей Алексеевич — Алексей Алексеевич Ухтомский Дата рождения: 13 (25) июня 1875(1 … Википедия
Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З … Википедия
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия
Источник: dic.academic.ru