Решение проблем повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности в России является чрезвычайно актуальной задачей в современных экономических условиях. Сегодня возросла роль эффективных механизмов оценки стоимости инвестиционных проектов. Инвесторы, застройщики, заказчики, а главное, будущие собственники недвижимости придают все большее внимание точности и достоверности сметных расчетов.
Также, в условиях бюджетных ограничений, одним из важнейших вопросов развития инфраструктуры является поиск новых источников финансирования. В жилищно-гражданском строительстве регулятор взял курс на проектное финансирование, при котором все денежные потоки администрирует не застройщик, а банк.
Поэтому, одним из важнейших критериев для принятия управленческих решений являются экономические показатели стоимости того или иного проекта. Все заказчики заинтересованы в максимально достоверном определении затрат на строительство. Достоверно определенная сметная стоимость объекта капитального строительства позволяет заказчику принимать адекватные решения о целесообразности работ и их продолжительности.
Каковы основные критерии выбора метода определения сметной стоимости
Особенности ценообразования в строительстве определяют необходимость разработки и постоянной актуализации системы сметного нормирования в строительстве.
В Российской Федерации полным ходом идет реформа ценообразования в строительном комплексе.
Минстрой РФ работает над созданием комплексной и непротиворечивой нормативно-правовой базы в области ценообразования и сметного нормирования.
Основная цель реформы — добиться того, чтобы цены на строительную продукции, особенно государственных заказчиков, не завышались, и уже на этапе планирования заказчики и строители могли как можно точнее прогнозировать итоговую стоимость проектов.
Одним из инструментов, который обеспечит достоверность и снижение затрат в строительстве, является использование проектов повторного применения с учётом их экономической эффективности.
С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ.
Согласно поправкам, в Градостроительном кодексе РФ на смену понятию «типовая проектная документация» пришел институт многократного использования проектной документации повторного применения. Кроме того, предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации.
Утвержденные Законом № 368-ФЗ изменения позволяют создать условия для применения экономически эффективной проектной документации повторного использования, что дает возможность:
- сократить сроки строительства объектов капитального строительства;
- оптимизировать расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проектирование и строительство таких объектов;
- создать механизм мотивации органов государственной власти и местного самоуправления в целях обязательного применения экономически эффективной проектной документации повторного использования, включенных в банк данных наиболее экономически эффективной проектной документации повторного использования.
Как отмечают эксперты Минстроя России, экономический эффект от расширения практики применения типовой проектной документации для каждого проекта будет индивидуальным.
Проверка достоверности сметной стоимости в электронной форме. Изменения в ГЭСН и ФЕР.
Современный строительный комплекс находится на этапе принятия решений об использовании прогрессивных технологий, материалов, изделий и конструкций, отвечающих современным требованиям эксплуатации зданий и сооружений, экологичности и энергоэффективности, что не обеспечено «современной» базой стоимостных показателей. Так в профессиональном сообществе строителей давно сформировался запрос на усовершенствование действующих нормативов, отмену норм по устаревшим технологиям и разработку новых.
Таким образом, к числу первоочередных организационно-экономических задач снижения затрат на разработку и реализацию инвестиционно-строительных проектов относятся формирование современной сметной нормативной базы ценообразования в соответствии с требованиями рыночной экономики и соблюдение единого методического подхода к определению сметной стоимости строительства с учетом передовой технологии, современных материалов, конструктивных и архитектурно-планировочных решений.
Ее основные задачи:
- создание открытой информационной платформы (ФГИС ЦС) с полным перечнем производителей и поставщиков строительных ресурсов;
- установление порядка взаимодействия ФГИС ЦС с внешними информационными системами;
- повышение качества ведения и формирования КСР;
- сокращение сроков разработки сметных нормативов;
- создание условий для экономии бюджетных средств за счет оптимизации сметной стоимости материалов и оборудования при разработке проектной документации;
- разработка комплекса методических документов, необходимых и достаточных для определения сметной стоимости строительства объектов ресурсным методом и предусматривающий возможность применения базисно-индексного метода в «переходный период» на ресурсную модель ценообразования;
- уточнение методологии расчета индексов определения сметной стоимости строительства объектов;
- расширение номенклатуры используемых расценок на новые технологии при формировании сметной стоимости;
- стимулирование внедрения новых инновационных технологий при строительстве объектов капитального строительства;
- создание эффективного механизма прогнозирования последствий изменений, вносимых в систему ценообразования в строительстве;
- расширение номенклатуры сборников и возможность расчета стоимости строительства на стадии «Проект», на базе НЦКР, т.к на сегодняшний день разработан только один сборник «Автомобильные дороги».
Таким образом, необходимость концептуального реформирования строительного ценообразования сегодня очевидна для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Без правильного решения проблемы ценообразования и установления обоснованных цен нельзя устранить многие недостатки в планировании производства, осуществить внутрипроизводственный хозрасчет, усилить экономическое стимулирование, обеспечить условия для рентабельной работы строительных организаций и в конечном итоге повышение эффективности капитальных вложений.
Библиографический список:
1. СоловьеваА.С., Антонян О.Н., Максимчук О.В. Aligning the russian system of construction pricing with the current global standards / А.С. // Globalization and Its Socio-Economic Consequences. Proceedings 18th International Scientific Conference (Part V. – Digital Single Market). 10th — 11th October 2018 / ed. T. Kliestik ; University of Zilina, The Faculty of Operation and Economics of Transport and Communications, Department of Economics. — Rajecke Teplice, Slovak Republic, 2018. — С. 1341-1348
2. СоловьеваА.С., Антонян О.Н. Механизм формирования стоимости строительной продукции на различных этапах инвестиционного цикла: монография / О.Н. Антонян, А.С. Соловьева; Волгогр. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2018. — 104 с.
3. Антонян О.Н., Карпушко Е.Н., Соловьева А.С. Реформа ценообразования и сметного нормирования в строительстве: концептуальный подход к новой системе ценообразования / // Экономика строительства. — 2017. — № 4. — C. 3-14.
Источник: inter-regional.ru
I. Общие положения
2. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от:
а) необходимости получения разрешения на строительство;
б) обязательности подготовки проектной документации;
в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
3. Проверка сметной стоимости может осуществляться:
а) одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
б) после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — если орган (организация), который проводил указанную экспертизу, и орган (организация), уполномоченный на проведение проверки сметной стоимости (далее — организации по проведению проверки сметной стоимости), не совпадают;
в) без проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий — если подготовка проектной документации и ее государственная экспертиза не являются обязательными.
4. Организациями по проведению проверки сметной стоимости являются:
а) в отношении объектов, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, — Министерство обороны Российской Федерации или подведомственные ему организации;
б) в отношении иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации, — указанные федеральные органы исполнительной власти или подведомственные этим органам организации в соответствии с установленными сферами деятельности;
в) в отношении иных объектов капитального строительства, в том числе объектов, частичное финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) средств местного бюджета, — федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 4 настоящего Положения, вправе издавать акты, устанавливающие особенности организации и проведения проверки сметной стоимости с учетом специфики объектов капитального строительства, создание которых относится к установленным этим органам сферам деятельности.
6. Применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
а) «сметная стоимость строительства» — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для осуществления строительства объекта капитального строительства, определяемый расчетным путем в сметной документации;
б) «сметные нормы» — количественные и (или) стоимостные показатели финансовых и материальных ресурсов, в том числе затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин и механизмов (далее — ресурсы), установленные на соответствующую единицу измерения;
в) «сметные нормативы» — сметные нормы и методические документы, регламентирующие порядок разработки и применения сметных норм, подлежащие применению при определении сметной стоимости строительства;
г) «федеральный реестр сметных нормативов» — перечень сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства;
е) «норматив цены конструктивного решения» — сметная норма возведения отдельных конструктивных элементов объекта капитального строительства, рассчитанная применительно к видам таких элементов;
ж) «элементная сметная норма» — сметная норма, подлежащая применению при определении потребности в ресурсах применительно к видам работ, выполняемых при строительстве.
7. Организация по проведению проверки сметной стоимости не вправе осуществлять проверку сметной стоимости, если она участвовала в разработке раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» или раздела 9 «Смета на строительство» проектной документации, предусмотренных соответственно пунктами 28 — 30 и 42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
II. Представление документов для проведения проверки сметной стоимости
8. Для проведения проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, в том числе объектов капитального строительства, в отношении которых подготовка проектной документации не является обязательной, застройщик (заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее — заявитель), представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости:
а) заявление о проведении проверки сметной стоимости, которое подписывается руководителем государственного заказчика (заказчика) и в котором указываются:
идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация в отношении которого представлена для проверки сметной стоимости (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и т. п.));
идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика — юридического лица, а в случае если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо — указанные сведения также в отношении заявителя);
б) согласованную руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика (заказчика)) проектную документацию на объект капитального строительства (сводный сметный расчет стоимости строительства в случае, если разработка такой документации и ее государственная экспертиза не являются обязательными). В случае если проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является обязательным, одновременно с заявлением о проведении проверки сметной стоимости подается заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации, при этом проектная документация повторно не представляется;
в) копия задания на проектирование;
г) копия задания на выполнение инженерных изысканий (кроме случаев, указанных в пункте 9 настоящего Положения);
д) результаты инженерных изысканий (кроме случаев, указанных в пункте 9 настоящего Положения);
е) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий — если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным и она проводилась организацией по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий субъекта Российской Федерации;
ж) документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика (заказчика) (если заявитель не является застройщиком (заказчиком)) и в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении проверки сметной стоимости (далее — договор) оговариваются специально;
з) нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства (далее — решение по объекту капитального строительства).
9. Для проведения проверки сметной стоимости одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, представляются документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. При этом копия задания на выполнение инженерных изысканий и результаты инженерных изысканий не представляются.
11. Организация по проведению проверки сметной стоимости вправе направить заявителю мотивированный письменный запрос о необходимости представления дополнительных расчетных обоснований предусмотренных в сметной документации затрат, для расчета которых не установлены сметные нормы, либо конструктивных, технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, а также материалов инженерных изысканий, подтверждающих необходимость выполнения работ, расходы на которые включены в сметную документацию. Указанные обоснования и материалы представляются заявителем в 10-дневный срок с даты получения соответствующего запроса. Не допускается требовать от заявителей представление иных сведений и документов.
12. В случае если после составления 11 или 9 раздела проектной документации стоимостные показатели сметных нормативов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление сметной документации для проведения проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки этой документации с учетом цен, сложившихся на дату ее представления для проведения проверки.
13. В случае если создание объекта капитального строительства будет осуществляться отдельными этапами, проверка сметной стоимости может проводиться применительно к отдельному этапу строительства.
В этом случае документы, указанные в подпунктах «б» и «е» пункта 8 настоящего Положения, представляются применительно к этапам строительства.
14. Для проведения проверки сметной стоимости сметная документация представляется на бумажном носителе и в электронном виде в формате, установленном в договоре.
III. Проверка документов, представленных для проведения проверки сметной стоимости
15. Организация по проведению проверки сметной стоимости проводит проверку комплектности представленных документов в течение 3 рабочих дней с даты их получения. Срок проведения проверки комплектности представленных документов в отношении объектов, указанных в пункте 9 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, не превышает 10 рабочих дней.
Одновременно с проверкой комплектности представленных документов по объекту капитального строительства, в отношении которого имеется решение, предусмотренное подпунктом «з» пункта 8 настоящего Положения, проводится проверка соответствия сметной стоимости, указанной в проектной документации, сметной стоимости или предполагаемой (предельной) сметной стоимости объекта капитального строительства, установленной в указанном решении.
В указанный срок заявителю направляется проект договора, подписанный организацией по проведению проверки сметной стоимости, либо представленные документы возвращаются без рассмотрения.
16. Представленные для проведения проверки сметной стоимости документы подлежат возврату заявителю без рассмотрения по существу по следующим основаниям:
а) проверка сметной стоимости объекта капитального строительства должна осуществляться иной организацией;
б) несоответствие проектной документации составу и требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе требованию, установленному пунктом 12 настоящего Положения;
в) представление не всех документов, предусмотренных пунктами 8 — 10 и 13 настоящего Положения;
г) сметная стоимость объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную стоимость или предполагаемую (предельную) сметную стоимость объекта капитального строительства, установленную решением по объекту капитального строительства.
17. При возвращении документов без рассмотрения заявление о проведении проверки сметной стоимости не возвращается, а в сопроводительном письме указываются основания возвращения документов, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения.
В случае если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возвращения без рассмотрения по существу, но которые можно устранить без возврата этих документов, и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению проверки сметной стоимости устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 дней.
IV. Проведение проверки сметной стоимости
18. Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
До включения норматива цены конструктивного решения в федеральный реестр сметных нормативов оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, проводится в целях установления их соответствия иным сметным нормативам (в том числе элементным сметным нормам), включенным в федеральный реестр сметных нормативов.
19. Проверка сметной стоимости проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней. В случае если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы.
20. При проведении проверки сметной стоимости внесение изменений в сметную документацию может осуществляться в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором. При этом срок проведения проверки сметной стоимости может быть продлен на основании договора или дополнительного соглашения к нему, но не более чем на 30 рабочих дней.
21. В случае если при проведении проверки сметной стоимости выявляются недостатки (отсутствие либо неполнота сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), не позволяющие сделать выводы о достоверности или недостоверности представленных расчетов, заявителю в течение 3 рабочих дней направляется уведомление о выявленных недостатках и при необходимости устанавливается срок их устранения.
22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:
а) выявленные недостатки невозможно устранить в процессе проведения проверки сметной стоимости или заявитель в установленный срок их не устранил;
б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов;
в) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации.
23. При отсутствии сметных нормативов, подлежащих применению при расчете сметной стоимости строительства, заинтересованное лицо вправе подготовить необходимые сметные нормативы и представить их в Министерство регионального развития Российской Федерации для включения в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов.
V. Результаты проверки сметной стоимости
24. Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости объекта капитального строительства (далее — заключение).
25. Заключение должно содержать обоснование выводов о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости объекта капитального строительства со ссылками на конкретные положения сметных нормативов и с перечислением несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.
26. В случае отрицательного заключения заявитель вправе представить материалы, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения, на повторную проверку после их доработки по замечаниям и предложениям, изложенным в отрицательном заключении.
27. Отрицательное заключение может быть оспорено заявителем в судебном порядке.
28. Форма заключения и порядок его оформления устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
VI. Выдача заявителю заключения
29. Заключение выдается заявителю лично или путем направления заказного письма.
Заключение выдается в 4 экземплярах. Документация, входящая в состав проектной документации, а также документы, предусмотренные подпунктами «б» — «е» и «з» пункта 8 настоящего Положения, подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, которые определены договором.
30. В случае если после получения положительного заключения, но до начала строительства в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость объекта капитального строительства увеличилась, но не превысила предполагаемую (предельную) сметную стоимость объекта капитального строительства, установленную решением по объекту капитального строительства, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки.
31. Подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации федеральное государственное учреждение, являющееся организацией по проведению проверки сметной стоимости, в порядке, установленном Министерством, ведет реестр выданных заключений и предоставляет содержащуюся в нем информацию в отношении объектов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения.
Порядок ведения реестров выданных заключений и предоставления содержащейся в них информации в отношении объектов, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
32. В случае утраты заключения заявитель вправе получить его дубликат в организации, проводившей проверку сметной стоимости.
Выдача дубликата заключения осуществляется без взимания платы в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения заявителя.
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации об оценке инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427)
1. Абзац второй пункта 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 744), изложить в следующей редакции:
«Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.».
2. В Правилах проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 34, ст. 3916; 2009, № 2, ст. 247):
а) в абзаце первом пункта 9 слова «и количественному критерию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 8 настоящих Правил,» исключить;
б) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
«9.1. Проверка по количественному критерию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 8 настоящих Правил, осуществляется путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с соответствующей сметной нормой, определяющей потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (укрупненный норматив цены строительства), включенной в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов, а в случае ее отсутствия — путем сравнения с аналогичными проектами, выбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 9 настоящих Правил.».
Источник: gostrf.com
«О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»
Первое официальное опубликование: «Собрание законодательства РФ», N 21, ст. 2576, 25.05.2009
Документ действовал до 16.01.2020
Действие отменено на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948
Дата внесения: 26.11.2014
Дата изменения: 06.03.2021
страниц: 19; таблиц: 1; иллюстраций: 0; абзацев: 320; строк: 915; слов: 8335; символов: 63407; сносок: 0
Описание
1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — проверка сметной стоимости, строительство).
2. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от:
Источник: krantest.ru
Текст книги «Госзаказ. Капитальный и текущий ремонт»
В случае проведения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, финансирование которого осуществляется с привлечением бюджетных средств, согласно требованию постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (далее – Постановление от 18.05.2009 г. № 427), предусмотрено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости[21] 21
Согласно п. 30 ст. 1 общих положений ГрК РФ сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта – сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
[Закрыть] строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Требования Постановления от 18.05.2009 г. № 427 регламентируют порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
Согласно пункту 18 Постановления от 18.05.2009 г. № 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации[22] 22
Согласно п. 30 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» – сметная документация, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Сметная документация составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
[Закрыть] , в целях установления их соответствия сметным нормативам[23] 23
Согласно п. 33 ст. 1 общих положений ГрК РФ – сметные нормативы – сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства.
[Закрыть] (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Пунктом 4 Постановления от 18.05.2009 г. № 427 определен перечень организаций имеющих право проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 в Постановление от 18.05.2009 г. № 427 внесены существенные изменения, согласно которых, проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости подлежат также объекты:
– капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации, и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика;
Из официальных разъяснений Минстроя России от 15 декабря 2016 г. № 42673-ОГ/09 следует, что действие Постановления от 18.05.2009 г. № 427 распространяется на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства[24] 24
Капитальный ремонт объектов капитального строительства – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Следует обратить внимание, что ранее опубликованные письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 6825-ИП/08 и от 01 ноября 2010 г. № 37439-ИП/08, в которых сообщалось, что в отношении объектов капитального ремонта действие Постановления от 18.05.2009 г. № 427 не распространяется, утрачивают свою актуальность с момента вступления в силу официальных изменений в Постановление от 18.05.2009 г. № 427, а именно с 19 ноября 2016 г. Начиная именно с этой даты, заказчик обязан проводить проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта.
Для проведения указанной проверки, заказчику необходимо подготовить и предоставить на проверку пакет документов, предусмотренный подпунктом 8(2) Постановления от 18.05.2009 г. № 427.
Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде заключения о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (п. 24. Постановления от 18.05.2009 г. № 427).
Следует отметить, что форма заключения и порядок его оформления устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Возникает резонный вопрос, обязан ли заказчик при бюджетном финансировании текущего ремонта проводить какие либо экспертизы сметной документации и кем такие экспертизы должны проводиться.
Руководствуясь официальным разъяснением Минстроя России от 17 января 2017 г. № 907-ОГ/09 – сметная стоимость текущего ремонта не подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
Многие заказчики считают, что при подготовке к проведению текущего ремонта (не затрагивающего конструктивных и другие характеристики надежности объекта) следует проводить проверку достоверности сметной стоимости ремонтных работ в федеральном центре по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (далее – ФЦЦС) или региональном центре по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (далее – РЦЦС). Так ли это на самом деле?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос следует обратиться к Уставу федерального автономного учреждения «ФЦЦС», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 462/ПР (далее – Устав).
Согласно подпункту 2.2 Устава – предметом деятельности ФЦЦС является методологическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и региональных специализированных организаций в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве и промышленности строительных материалов.
Согласно подпункту 2.4 Устава – ФЦЦС вправе осуществлять виды деятельности, приносящие доход, а именно – проведение на основании обращения экспертизы (проверки достоверности) сметной документации по объектам капитального ремонта, а также объектам, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения с выдачей соответствующего заключения.
[Закрыть] . Иных заключений экспертизы (проверки) достоверности определения сметной стоимости законодательно не предусмотрено.
Следует отметить, что региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) предлагают аналогичные услуги по проведение экспертизы (проверки) сметной документации.
Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 – сметная документация, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Сметная документация составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Таким образом, ФЦЦС и РЦЦС предлагают заказчикам проведение экспертизы (проверки) расчетов, содержащихся в сметной документации на предмет их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. В рамках указанной экспертизы (проверки) не проводится проверка соответствия технической и сметной документации. Таким образом, отвечать за риски и последствия несоответствия указанных документов будет заказчик.
Проведение указанной экспертизы (проверки), по своей сути, является одной из составляющей проверки, проводимой в рамках Постановления от 18.05.2009 г. № 427.
Однако, в случае проведения проверки, согласно требованиям Постановления от 18.05.2009 г. № 427 предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия:
– сметным нормативам, (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (далее – укрупненные нормативы цены строительства) включенным в федеральный реестр сметных нормативов;
– физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
Экспертиза, проводимая ФЦЦС и РЦЦС, не заменяет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства[26] 26
К аналогичному мнению пришел арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 20.02.2016 г. № ФОЗ-132/2016 по делу №А73-10933/2015.
[Закрыть] , проводимой в рамках Постановления от 18.05.2009 г. № 427 уполномоченным на это федеральным государственным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».
Таким образом, заказчику при проведении капитального ремонта (не требующего предварительного проектирования), с целью соблюдения требований действующего законодательства необходимо провести проверку сметной документации на предмет достоверности определения ее стоимости в государственном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» либо в его региональных отделениях. Иного вида проверок сметной документации на капитальный ремонт законодательно не предусмотрено.
Следует отметить, что в отношении объектов текущего ремонта проведение каких-либо проверок сметной документации законодательно не предусмотрено.
Однако, в современной бюджетной системе Российской Федерации, в эпоху кризиса и тотальной экономии, денежные средства на разработку сметной документации, аккредитованными на это специалистами в области ценообразования, не выделяются, а содержать своего собственного сметчика не позволяют штатные должности. От безысходности заказчики вынуждены обращаться за помощью в подрядные организации, которые «заинтересованы» в составлении сметной документации, с целью последующего выполнения ремонтных работ. Следует отметить, что составленные «заинтересованным подрядчиком» сметы, зачастую, мягко говоря, завышены. Причем уровень завышения порой составляет 2-3 раза от реальной рыночной стоимости.
По мнению автора, в случае отсутствия в организации специалиста по ценообразованию и сметному нормированию экспертиза (проверка) смет на текущий ремонт, в интересах заказчика, будет более чем целесообразна. Ведь для дальнейшего проведения текущего ремонта, недостаточно одной лишь сметной документации, прошедшей экспертизу (проверку).
Таким образом, с целью получения желаемого результата от проведения текущего ремонта заказчику необходимо провести экспертизу (проверку) на предмет соответствия технической и сметной документации. Только совокупная экспертиза (проверка) этих документов приблизит заказчика к получению желаемого результата от выполнения ремонтных работ.
С этой целью рекомендуются следующие виды экспертиз (проверок) сметной документации:
1) негосударственная экспертиза отдельно взятого раздела проектной документации (сметной документации)[27] 27
Согласно п. 12 ст. 48 ГрК РФ – смета на ремонтно-строительные работы является составной частью проектной документации (раздел № 11).
[Закрыть] в аккредитованной в соответствии со статьей 50 ГрК РФ экспертной организации. Такую экспертизу (проверку) необходимо проводить на основании договора, в котором следует отразить все его существенные условия.
2) проведение проверки (экспертизы) сметной стоимости на предмет их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, а также физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией. Такую экспертизу (проверку) целесообразно проводить в зарекомендовавших себя специализированных организациях, имеющих в штате аттестованных специалистов в области ценообразования и сметного нормирования на основании договора, в котором следует отразить все его существенные условия.
Контракт на выполнение ремонтно-строительных работ для государственных и муниципальных нужд
Государственный (муниципальный) контракт – это договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п.8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
В рамках государственного (муниципального) контракта подрядчик обязуется выполнить строительные (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), а также другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Заказчиками по государственному контракту могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные (казенные) учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Муниципальными заказчиками по муниципальным контрактам могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов.
Государственный контракт на выполнение подрядных работ по своей правовой основе является гражданско-правовым договором подряда, поэтому контракту, с одной стороны, присущи многие характеристики обычного договора подряда[28] 28
Согласно п. 2 ст. 702 ГК РФ к подрядным работам для государственных нужд применяются положения параграфа 1 «Общие положения о подряде», если иное не установлено правилами самого Кодекса.
[Закрыть] , но, с другой стороны, он обладает и рядом особенностей, не встречающихся более в гражданском обороте. Такие особенности вызваны тем, что контракт будет оплачиваться за счет бюджетных средств.
Следует отметить, что государственный (муниципальный) контракт может быть заключен не на любые подрядные работы, а только на те, которые связаны с проектированием, строительством и ремонтом объектов, принадлежащих государственному (муниципальному) заказчику. Таким образом, проводить капитальный или текущий ремонт зданий и сооружений, не состоящих на балансе заказчика, будет неправомерно.
Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственным или муниципальных нужд в части, не урегулированной указанным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд. До настоящего времени такой закон не принят.
Представляется, что в таком случае ГК РФ делается ссылка на Закон № 44-ФЗ. Однако вряд ли приведенная формулировка ст. 768 ГК РФ позволит заказчикам применять положения кодекса в тех случаях, когда они будут противоречить нормам Закона № 44-ФЗ. На практике контролирующие органы, прежде всего Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, полагают приоритет Закона № 44-ФЗ над нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отдельно следует отметить, что в настоящее время действует такой документ, как «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 812). Несмотря на то, что документ действует в настоящее время, применяется он со значительными ограничениями, так как многие его положения прямо противоречат Закону 44-ФЗ и ГК РФ.
Основные нормы о подрядных работах для государственных и муниципальных нужд содержатся в § 5 главы 37 ГК РФ.
Для того чтобы перейти к рассмотрению порядка заключения контракта и его отдельных условий следует отметить, что стандартный государственный (муниципальный) контракт на выполнение ремонтно-строительных работ обычно состоит из следующих разделов:
1) Преамбула, термины и определения;
2) Предмет контракта;
3) Права и обязанности сторон;
4) Цена контракта и порядок оплаты;
5) Начальный, конечный и промежуточный сроки выполнения работы;
6) Обеспечение строительства материалами и оборудованием;
7) Гарантии качества результата работы;
8) Порядок сдачи-приемки результата работы;
9) Обеспечение исполнения контракта;
10) Ответственность сторон;
11) Форс-мажорные обстоятельства;
12) Заключительные положения;
13) Приложения к контракту (обычно приложениями выступают смета, проектная документация, задание на проектирование, ведомости объемов работ, спецификации, техническое задание, регламент выполнения работ, календарный план, график производства работ и т. д.).
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта
Государственный (муниципальный) контракт заключается по итогам размещения заказа. Необходимым условием правомерности и действительности контракта является то, что подрядчик по государственному (муниципальному) контракту определен специальным способом, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, а не отдан произвольно выбранному подрядчику.
Зачастую заказчики стремятся заключить контракт с конкретным подрядчиком, что отвечает принципу свободы договора в гражданском праве, но из-за того, что интерес конкретного должностного лица заказчика и его субъективное мнение о том, что некий подрядчик лучше других, может не совпадать с государственным, публичным интересом, заказчику в большинстве случаев не предоставлено право самостоятельно определять подрядную организацию. Соответственно и указанный принцип в рассматриваемых отношениях практически не действует. Например, в случае, когда государственный контракт должен быть заключен по итогам торгов, но заказчик не провел эти торги, то в соответствии со статьей 168 ГК РФ, контракт признается недействительным (ничтожным). Указанный факт неоднократно подтвержден арбитражной практикой.
Итоговый вариант государственного (муниципального) контракта формируется путем включения в проект, заранее разработанных заказчиком, тех условий исполнения контракта, которые были предложены участником в заявке на участие в торгах.
Впоследствии ни одна, ни вторая сторона контракта уже не смогут изменить разработанные и предложенные ею условия контракта – ни в момент заключения контракта, ни в процессе исполнения его обязательств. Законодательство о размещении заказов закрепляет прямой запрет на изменение условий контракта (п.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за изменение условий контракта, как при его заключении, так и при его исполнении, в случае, когда такое изменение привело к уменьшению количества поставляемой продукции, или дополнительным расходам бюджета, так и в случае, когда никаких неблагоприятных последствий не наступило (см. ст. 7.32 КоАПРФ).
Такой жесткий подход к вопросу изменения условий контракта легко объясним. Очевидно, что изменение победителем ранее предложенных им условий не имеет для государственного (муниципального) заказчика никакого смысла, так как победитель должен быть признан таковым именно на заявленных им условиях, и вполне возможно, что если бы его заявка была подана с измененными условиями, то она была бы признана проигравшей.
Как уже было указано ранее – государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд – это гражданско-правовой договор подряда, на который распространяются положения статьи 702 ГК РФ, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих контрактах.
С целью получения более детальной структуры контакта (договора) на выполнение подрядных работ в строительстве необходимо рассмотреть каждый раздел в отдельности.
Источник: iknigi.net