Что такое драги в строительстве

плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами.

Д. подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР (См. Речной регистр РСФСР), морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча—обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.

Строительство драги для добычи золота

Морские и континентальные Д. различают: по роду энергии — электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии — малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие — одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков — малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие — землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.

Область применения Д. ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских — одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.

Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.

Строительство драги

В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии.

В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30—40-м гг.

20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д. Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д. с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д. нескольких типоразмеров (см. таблицу).

В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.

Читайте также:  Инженерные системы в строительстве что это

Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.

Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д. отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8—98,6%, а лёгких минералов 89,5—95,6%). Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.

Источник: dic.academic.ru

Что такое драги в строительстве

Драга представляет собой плавучий землечерпательный снаряд, предназначенный для добычи песков из россыпей и промывки этих песков для отделения металлов или минералов (рис. 18 и 19).
В дореволюционный период драги в России изготовлялись в небольшом количестве и применялись сравнительно редко. В России драги изготовляются с емкостью черпака от 50 по 380 л, с глубиной черпания от 5—10 до 30 м, весом 100—3600 т. Основное количество песков в настоящее время добывается 210- и 380-л драгами.
Ведется проектирование и намечено строительство драг с емкостью черпака до 600 л для разработки россыпей глубиной до 50 м. В России наибольшее применение имеют непрерывно действующие электрические драги (многоковшовые), перемещаемые с использованием свай и двух вспомогательных канатов.
Конструкция драг и их оборудование выполняется с учетом глубины залегания россыпи и характера извлекаемого полезного компонента.

Разработка россыпей драгами

На драгах применяют: для извлечения золота и платины — шлюзы, для извлечения алмазов — вибрационные грохоты, отсадочные машины и рентгеновские аппараты, для извлечения ильменита, оловянного камня — винтовые сепараторы, отсадочные машины и аппаратуру электромагнитного и электростатического обогащения.

Разработка россыпей драгами

Для организации добычи драгами необходимы следующие условия: соответствие глубины черпания драги глубине залегания россыпи, возможность устройства или использования водного бассейна, обеспеченность запасами песков на срок работы не менее 10 лет, отсутствие большого количества крупных валунов.
Для драг больших и средних размеров требуется расход воды около 100—150 л/сек; при меньшем расходе воды принимают специальные меры, чтобы уменьшить сток воды, или подводят воду из соседних долин. В маловодных районах, особенно с холодным климатом, воду приходится подавать на большое расстояние.
Подход драги к промышленным площадям обеспечивают по-разному. Наиболее простой способ — установка драги в котловане. В этом случае расположение драги определяется средним уровнем воды в реке. Возможность подхода драги определяется минимальной подводной глубиной россыпи, которая должна превышать осадку понтона и обеспечивать безопасный зазор между днищем и плотиком (1 м).

На месторождениях, где плотик возвышается над уровнем воды в реке на 2—4 м, подход драги обеспечивают, строя плотины на россыпи на расстоянии одна от другой от 200 до 2000 м. Плотины сооружают из земляной насыпи с водоспуском, рассчитанным на пропуск максимального количества воды. На существующих дражных разработках в России плотины поднимают воду, на 2—10 м. Наиболее выгодный способ сооружения земляной насыпи — намыв ее с использованием средств гидромеханизации или образование насыпи с применением экскаваторов и авто машин-самосвалов.
Подход драги с возвышенным плотиком к участкам промышленной площади осуществляется иногда глубокой задиркой скального плотика самой драгой (на глубину до 2 м). При этом способе подхода драги к россыпи резко сокращается ее производительность и разубоживаются пески, особенно если плотик не содержит металла, но исключаются капиталовложения на постройку плотин.
В последнее время в России получили широкое распространение дражные работы с предварительной вскрышей торфов. Вскрышу производят в зависимости от условий бульдозерами, колесными скреперами или экскаваторами на 3—12 месяцев раньше дражных работ. В результате предварительной вскрыши снижается разубоживание песков, улучшается использование драги и увеличивается годовой намыв металла.
В практике разработки россыпей в России применяют различные способы выемки песков драгами.
При выемке с одинарным забоем драга работает постоянно в одном забое, который может перемещаться вдоль или поперек оси россыпи; при этом ширина дражного забоя составляет 50—120 м в зависимости от размера драги и угла ее поворота.
При выемке со смежными забоями драга попеременно работает в двух-трех смежных забоях. Направление перемещения забоя в этом случае может быть также принято вдоль или поперек оси россыпи. Потери металла при такой выемке могут быть значительно уменьшены.
Наиболее производительный способ выемки пород — выемка слоями при повороте драги вдоль забоя на полный угол маневрирования. Породы начинают вынимать с поверхности россыпи слоями толщиной 100—300 мм, для чего постепенно опускают черпаковую раму и слой вынимают по всей ширине забоя при повороте драги на угол 60—100° (наиболее выгодные угол поворота около 80°).
Драги обычно работают 300—340 дней в году в южных районах; 200—250 дней на Северном Урале и Дальнем Востоке — по 18—20 час. в сутки. Зимний период используют для капитального ремонта драг.
Производительность драги зависит от емкости черпаков и условий разработки; среднесуточная производительность 380 л драги 7000 м3, 210 л — 3500 м3, 150 л — 2500 м3.
Средняя производительность труда одного рабочего, занятого на многолитражной драге, составляет 50—140 м3 песков в смену, а на малолитражной— 15—25 м3.
Расход электроэнергии 1,5—3,0 квт*ч на 1 песков.

Читайте также:  Способы строительства инженерных сетей

Источник: metal-archive.ru

Конструкция свай драги

Сваи драги выполняются сварной конструкции из листовой низколегированной стали (рис. 13.7.).

В нижней части сваи 3 укреплен башмак 1. Башмак при работе драги погружается в эфельный отвал. В верхней части смонтированы блоки 5 и 8 сваеподъёмного полиспаста. Для подъема и опускания свай используются барабаны маневровой лебедки. Свая перемещается в специальных направляющих, которые удерживают ее от кручения. Для смягчения толчков устанавливаются пружинные амортизаторы 6. Для предохранения кормы понтона от истирания предусмотрены нижние свайные упоры 2.

Поперечное сечение сваи имеет квадратную форму. Например, у

250- литровой драги длина сваи составляет 18 м, ее поперечное сечение 1 х 1 м, масса одной сваи 16 тонн.

Рис.13.7. Свая драги

1 – башмак; 2 – свайный упор; 3 – свая; 4 – верхний пояс суперструктуры;

5 – неподвижный блок; 6 – пружинный амортизатор; 7 – понтон;

8 – подвижный блок.

Во время работы драги она опирается на одну из двух свай, например на левую сваю в точке 1 (см. рис.13.8). Правая свая при этом поднята (точка 2). После выемки породы в забое драгу передвигают вперед, т.е. производят зашагивание. Для этого драгу поворачивают с помощью носовых лебедок к левому углу забоя 6 и переключают на обратный поворот в правую сторону.

Одновременно с этим начинают подъем черпаковой рамы. При достижении рамой точки 7 поворот драги прекращают, опускают правую сваю в точке 4 и поднимают левую сваю (точка 3), продолжая подъем черпаковой рамы. Далее возобновляют поворот драги вправо, но уже вокруг правой сваи. В результате драга перемещается вперед на величину S1.

Драгу поворачивают до тех пор, пока черпаковая рама не подойдет к точке 8. В этом положении опять меняют сваи. Место опоры левой сваи будет находиться в точке 5, и драга опять переместится на величину S2. Таким образом, драга перемещается на величину ухода S, равную S1 + S2.

Величина ухода драги зависит от углов поворота φ1 и φ2 драги.

Источник: studopedia.ru

Драга

обогащение золотоносных песков на драге

ДРАГА (от английского drag * а. dredge; н. Schwimmbagger; ф. drague, noria de reprise; и. draga) — плавучий горно-обогатительной комплекс для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых (преимущественно россыпных).

Драга оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатительными агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование драги для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшевого типа) впервые начато в 1863 в Новой Зеландии.

В 1882 построена первая двухстреловая (типа механической лопаты) драга, в 1895 — многочерпаковая электрическая 150-литровая (с бесконечной цепью) драга. Первая драга со сплошной черпаковой цепью, возможностью канатно-свайного маневрирования и централизованной системой управления (драга калифорнийского типа) — прототип современных многочерпаковых драг — выпущена в 1899 американской фирмой «Bucyrus-Erie Со». Наибольшее развитие драгостроение получило в 30-40-е гг. 20 в. (действующий дражный флот капиталистических стран включал около 400 драг).

В России первая многочерпаковая драга, переоборудованная из купленной в Нидерландах золотопромышленником П. П. Гудковым землечерпалки, сооружена в 1893 на сибирском прииске «Рождественский» в долине реки Кудача. С 1900 Невьянский завод на Урале приступил к выпуску отечественных драг (первая — на деревянном понтоне с черпаками вместимостью 113 л называлась «Пётр Яковлев»), с 1903 — Путиловский завод, драги которого (с черпаками 100 и 150 л) превосходили как отечественные, так и зарубежные образцы.

Пионер советского драгостроения — завод «Красный путиловец» (г. Ленинград) в 1926-30 изготовил 20 электрических драг с черпаками 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт этого оборудования. Наибольшего развития драгостроение в СССР получило со 2-й половины 40-х гг. В 1951 созданы первые отечественные алмазодобывающие драги, а затем драги для разработки титансодержащих и редкометалльных россыпей.

Читайте также:  Порядок и правила выдачи проектной документации на строительство

Современные драги подразделяются на два класса — континентальные и морские. Состоят они из плавающего судна, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройство, обогатительное оборудование и др.

Континентальные драги предназначены для разработки материковых россыпей, обычно приуроченных к зоне распространения современных либо древних (погребённых) речных систем. Эти драги монтируются, как правило, на плоскодонном судне (понтоне). Морские драги используются для разработки россыпных (рыхлых осадочных) месторождений, залегающих в прибрежной или глубинной зоне акваторий морей и крупных озёр. Они обычно монтируются на килевых (реже плоскодонных) самоходных либо буксируемых судах. В отличие от континентальных драг у морских отсутствуют отвалообразователь (стакер) и сваи.

Драги обоих классов оснащают стационарным промывочно-обогатительным оборудованием (наиболее распространённый вариант), смонтированным непосредственно на судне (рис. 1), или эксплуатируют их в комплексе с обособленной береговой либо плавающей обогатительной установкой. Классифицируют драги также по роду энергии приводных механизмов — электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые; по способу передвижения (маневрирования) в забое — канатные, канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине выемки пород ниже уровня воды — мелкого черпания (до 6 м), средней глубины черпания (до 15 м), глубокого черпания (до 50 м) и сверхглубокого черпания; по роду драгирующего агрегата — черпаковые с жёсткой рамой (одночерпаковые типа мехлопаты, многочерпаковые роторные и шарнирно-цепные со сплошной и прерывистой черпаковой цепью), черпаковые канатные (одночерпаковые с грейферным или драглайновым ковшом, многочерпаковые канатно-цепные), гидро- и пневмовсасывающие (землесосные, землесосные с механическим или гидравлическим разрыхлителем, эжекторные, эрлифтные, землесосные с погружными насосами). Рациональная область применения драг различных типов (по максимальной глубине выемки продуктивных пород ниже уровня воды): для многочерпаковых роторных и жёсткорамных со сплошной и прерывистой цепью черпаков — 50 м; землесосных с механическим или гидравлическим разрыхлителем — 80 м; эрлифтных (пневмовсасывающих) — 200 м; грейферных — 250 м; драглайновых и многочерпаковых канатно-цепных — 1500 м; эжекторных (гидровсасывающих) и землесосных с многоступенчатым подъёмом погружными насосами — 4600 м.

электрическая драга 250Д

В начале 80-х гг. наибольшее применение в СССР и за рубежом получили электрические и дизель-электрические многочерпаковые драги с жёсткой рамой и черпаками вместимостью 50-700 л (рис. 2), эксплуатируемые на прибрежно-морских и континентальных россыпях золота, платины, олова, редких металлов и алмазов с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды. Модели отечественных драг: 80Д, 150Д, 250Д, 600Д, ОМ-431 и др. (номинальная вместимость черпаков 80-600 л). Средняя часовая производительность драг 100-550 м 3 .

Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов драг, оснащения их эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами и др. Драги, применяемые за рубежом, по своим конструкциям аналогичны отечественным.

Источник: www.mining-enc.ru

Рейтинг
Загрузка ...