Авария на стройплощадке: от кого ждать помощи?
Строительство с древних времен является одним из важнейших видов деятельности человека, и в то же время оно всегда таило в себе множество рисков. Даже сегодня, в эпоху высоких технологий, избежать неприятных инцидентов на строительных площадках не удается. Огромная ответственность за жизнь, здоровье и имущество людей лежит на тех, кто проектирует, строит, производит реконструкцию, реставрацию или капитальный ремонт объектов недвижимости. За недостатки в работах отвечают все участники процесса, поэтому вопрос оперативного, качественного и профессионального расследования аварийных ситуаций сегодня весьма актуален.
Приходится констатировать, что проблема расследования аварийных ситуаций в строительстве практически игнорируется. Этой теме уделяется слишком мало внимания в действующем законодательстве. Недостатки правового регулирования значительно ущемляют интересы саморегулируемых организаций, их национальных объединений и страховых компаний: при наличии ответственности эти организации лишены возможности влиять на условия ее наступления. Полноценными участниками расследования аварийных ситуаций остаются только сами исполнители работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Что ДЕЛАТЬ при ДТП? Полная инструкция
Спасение утопающих…
Возникновение аварийной ситуации на стройплощадке чревато целым рядом серьезнейших проблем. К сожалению, справиться с ними в одиночку под силу далеко не каждому. Попытаемся поставить себя на место строителя, на объекте которого произошла авария.
Во-первых, поддержки ждать не от кого. В случае аварии возникает потребность в помощи экспертов, юристов, однако зачастую рассчитывать приходится только на себя.
Во-вторых, восстановление объекта после аварии, необходимое для возобновления работ, может повлечь уничтожение незафиксированных следов аварии. Для возвращения к нормальному ритму работы потребуется приложить массу сил, времени и средств.
При этом, если обстоятельства аварии не зафиксированы «по горячим следам», то через несколько дней, когда место аварии уже подверглось различным воздействиям, мы лишаемся сведений, которые бы позволили установить реальные причины возникшей ситуации, что ставит в сложное положение лиц, заинтересованных в урегулировании ситуации. Это дает большое поле для судебных заключений по обстоятельствам аварии, не опирающихся на твердую доказательную базу. В свою очередь это порождает сложности в установлении объективной истины и предоставляет недобросовестным лицам широкие возможности по искажению обстоятельств дела. Чем больше прошло времени с момента аварии, и чем меньше собрано доказательств, тем более сложной и дорогостоящей станет последующая экспертиза, и тем сложнее будет доказать свою невиновность в суде.
В-третьих, не смотря на то, что саморегулируемые организации несут ответственность за своих членов, они не привлекаются к работе госкомиссии, проводящей расследование аварийной ситуации. В этих условиях была бы актуальной работа специальных структур, привлекаемых строителями, что помогло бы сделать более объективным процесс расследования аварии.
Полные Идиоты На Работе! #2
В-четвертых, независимая экспертиза может быть вполне зависимой. Приходится констатировать, что на ход расследования значительное влияние оказывают заинтересованные лица, коими являются, например, заказчики работ. Нечистые на руку заказчики могут использовать инцидент с целью собственной наживы, для чего заказывают строительно-технические экспертизы у сомнительных экспертов с не менее сомнительной квалификацией. Подобные псевдоэксперты без тени сомнения делают выводы в пользу заказчика, обвиняя в аварии лишь строителя.
В-пятых, необходимо учитывать, что практически всегда расследование аварийной ситуации завершается в здании суда, который при принятии решения основывается на тех документах, которые были собраны и подготовлены в процессе расследования. А это могут быть данные о последствиях аварии, собранные тогда, когда все следы уже уничтожены, заключение государственной комиссии, некачественная «заказная» экспертиза и т.д. Более того, и сам строитель далеко не всегда может самостоятельно подготовить грамотную правовую стратегию защиты своих интересов.
Аварком спешит на помощь
Выходом из критической ситуации, связанной с аварией, может стать обращение к помощи специалистов аварийного комиссариата. Эта структура, по примеру аварийного комиссариата, помогающего автовладельцам при ДТП, имеет аналогичные цели: ее специалисты производят фото- и видеофиксацию следов произошедшей аварии, предварительно оценивают нанесенный ущерб, а также оказывают помощь, в том числе юридическую.
Привлечение аварийного комиссариата позволит оперативно, объективно и независимо зафиксировать все обстоятельства, связанные с аварией, что в дальнейшем очень усложнит – а в идеале сделает невозможными – попытки недобросовестных лиц скрыть следы происшествия или сфабриковать какие-либо ложные доказательства. В качестве сведений, подлежащих фиксации, может рассматриваться информация о причинах аварии, о размере причиненного вреда и определивших его факторах, о лицах, которым был причинен вред, а также о лицах, с действиями или бездействием которых может быть связана авария. Комиссариат также призван способствовать выявлению причинно-следственной связи между фактом причинения вреда и фактом проведения работ компанией – членом саморегулируемой организации.
Деятельность аварийного комиссариата подразумевает как выезд на место инцидента, так и работу со всеми сторонами, причастными либо к возникновению аварии, либо к расследованию ее причин, либо к вынесению решения. Это работа и с надзорными органами, и с заказчиками, и с субподрядчиками, и в конечном итоге, при необходимости, помощь и представление интересов компании — члена СРО в ходе судебных разбирательств.
Во многих случаях саморегулируемые организации в качестве дополнительной меры обеспечения имущественной ответственности своих членов устанавливают требования о страховании членами СРО ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как правило, страховые компании располагают собственными службами, в функции которых входит изучение и оценка аварийной ситуации. В этой связи аварийный комиссариат, привлекаемый саморегулируемой организацией, будет призван обеспечивать взаимодействие с представителями страховой компании по вопросам расследования аварийной ситуации, при этом представляя как интересы члена СРО, с действиями которого может быть связано возникновение аварии, так и интересы лиц, которым вследствие нее был причинен вред.
Таким образом, «спасением утопающих» займутся профессионалы, которые помогут выработать взвешенное и справедливое решение в каждом конкретном аварийном случае, исключить возможность мошенничества и избежать возможных злоупотреблений.
Источник: sroportal.ru
Врезался в столб или съехал в кювет: оформляем ДТП с одним участником
Если водитель оказался единственным участником ДТП, то есть соблазн не вызывать ГИБДД, а просто уехать с места происшествия. Но такие действия незаконны, поясняют юристы. Мнение экспертов подтверждает и позиция Верховного суда, который не раз изучал подобные случаи. При ДТП с одним участником надо вести себя так же, как и при других авариях. К тому же у того предмета или конструкции, с которой произошло столкновение, может найтись хозяин, который попросит возместить убытки.
Авария с одним участником: пошаговая инструкция
Если на дороге случилась авария с двумя машинами, порядок действий известен. Нужно вызвать сотрудников ГИБДД или оформить европротокол (подробнее об этом — Оформить ДТП без ГИБДД: заполняем европротокол правильно). Но на практике встречаются и другие ситуации: авто врезалось в дерево или съехало в кювет. Считается ли это аварией и что делать в таком случае — не очень понятно.
Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ДТП — событие, которое случилось во время движения транспортного средства и с его участием. Пострадать при этом могут люди, другие авто, грузы или сооружения, а виновник ДТП причиняет материальный ущерб. Столкновение машины со столбом, ограждением или дорожным знаком по закону будет считаться аварией. Действовать в такой ситуации нужно следующим образом:
- Шаг 1. Если случилось ДТП, нужно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, например пытаться выровнять забор или столб (ч. 2.5 ст. 2 ПДД).
- Шаг 2. Вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД. Когда в аварии участвует только одна машина, оформить европротокол нельзя. Если водитель не вызовет сотрудников ГИБДД, а самостоятельно покинет место происшествия, то он нарушит ч. 2 ст. 12.27 КоАП. За это его могут лишить прав на срок от одного года до полутора лет либо арестовать на 15 суток.
- Шаг 3. Сообщить об аварии своему страховщику. Рассчитывать на возмещение ущерба после ДТП с одним участником могут только владельцы полиса каско.
- Шаг 4. Сфотографировать или снять на видео место аварии.
Глава департамента контроля качества Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Нурида Ибрагимова настаивает, что фото- и видеоматериалы при ДТП с одним участником очень важны.
ДТП могут произойти по разным причинам: из-за гололеда, выбоины на дороге, выбежавшего пешехода. И именно с виновника аварии в дальнейшем потребует возместить ущерб потерпевшая сторона.
Ибрагимова добавляет, что потерпевшей стороной в ДТП с одним участником будет собственник столба, ограждения или дорожного знака, в который врезалась машина. Нередки случаи, когда представители пострадавших обращаются в страховую компанию с требованием о выплате страхового возмещения.
Из ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, если водитель никому не причинил материальный ущерб, то ДТП не было. Получается, когда машина скатилась в кювет или наехала на бордюр, то уехать с места аварии можно.
Как неоднократно указывал Верховный суд, не каждое происшествие на дороге можно считать ДТП. При отсутствии ущерба или пострадавших ситуация не считается дорожно-транспортным происшествием.
Василий Сосновский, партнер Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×
Если есть сомнения, то лучше все-таки вызвать ГИБДД, советуют эксперты. Так вы избежите недопониманий с правоохранительными органами и возможных административных санкций.
Судебная практика
Позиция Верховного суда по поводу аварий с одним участником полностью совпадает с положениями ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Если водитель причинил вред, он должен вызвать сотрудников ГИБДД и оформить случившееся. В противном случае его ждет административное наказание — лишение прав. Если ущерб отсутствует, то нет и ДТП.
16 января 2021 года Анна Кочкина* на своем Renault Fluence наехала на ограждение дома № 17 по ул. Красной в поселке Епифань Кимовского района Тульской области. Она уехала с места ДТП, а бывший муж Кочкиной возместил ущерб хозяину дома.
Но на этом история не закончилась. Кто-то вызвал на место происшествия сотрудников ГИБДД, они приехали и оформили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП».
Дело дошло до суда, на котором Кочкина утверждала, что не участвовала в аварии, не вызывала сотрудников ГИБДД, а письменные объяснения подписала, не прочитав документа. Мировой судья посчитала, что показания Кочкиной опровергают другие доказательства: пояснения потерпевшего и свидетелей, протокол осмотра авто, фототаблицу. Поэтому Кочкину признали виновной за оставление места аварии, лишив ее водительских прав на один год.
Кочкина обжаловала решение мирового судьи: она просила переквалифицировать ее действия на ч. 1 ст. 12.27 КоАП, но безуспешно. Кимовский горсуд Тульской области, Первый кассационный суд общей юрисдикции (дело № 16-5134/2021) и Верховный суд (дело № 38-АД21-9-К1) подтвердили решение первой инстанции.
1 января 2020 года Андрей Семенцов* ехал по трассе Нытва — Кудымкар Пермского края. Он сидел за рулем Hyundai Solaris своего друга Сергея Тиховецкого*. Тот попросил приятеля подвезти родственников.
На обратном пути, проезжая 121-й км дороги и обгоняя колонну машин, Семенцов не справился с управлением и улетел в кювет. Авто врезалось в дерево и получило механические повреждения, а водитель вышел из машины и побежал через поле в деревню Тарово.
Об аварии в ГИБДД сообщила свидетельница. Когда сотрудники ведомства выехали на место происшествия, они там встретили Семенцова с Тиховецким. Владелец претензий к водителю не имел, на место аварии мужчины приехали, чтобы эвакуировать автомобиль.
Сотрудники ГИБДД составили протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП», дело направили в суд. Мировой судья судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края признала Семенцова виновным. Его лишили автоправ на год и один месяц (дело № 5-69/2020).
Семенцов не согласился с решением и обжаловал его. Он настаивал, что сотрудники ГИБДД совершили подлог. Когда Семенцов подписывал протокол ДТП, его обвиняли в нарушении ч. 1 ст. 12.27 КоАП. Потом, по мнению Семенцова, ч. 1 исправили на ч. 2. Водитель настаивал, что его необоснованно привлекли к ответственности по ч. 2 ст.
12.27 КоАП. Но выводы первой инстанции последовательно подтвердили сначала Кудымкарский горсуд Пермского края, потом Седьмой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд (дело № 44-АД20-14).
23 декабря 2019 года Петр Гришин* за рулем грузовика Howo не справился с управлением на трассе Верхний Уфалей — граница Свердловской области и съехал в кювет, где врезался в дорожный знак. На месте аварии водитель оставил машину, а сам скрылся. Инспектор получил сообщение об аварии, но когда прибыл на место ДТП, то обнаружил только закрытую фуру.
Дело Гришина рассматривала мировой судья судебного участка № 2 Верхнего Уфалея Челябинской области. Она постановила, что водитель нарушил ч. 2 ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП» и лишила его права управления транспортными средствами на один год. Гришин не отрицал, что попал в аварию, но потом решил обжаловать решение.
Иван Синицын* попал в аварию на своей машине Renault Duster. В ДТП пострадало только это авто, поэтому с места происшествия водитель уехал. Сотрудники ГИБДД посчитали, что Синицын нарушил закон и составили на него протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Дело Синицына рассматривала мировой судья судебного участка № 5 Кудымкарского судебного района Пермского края (дело № 5-4662020). Водителя признали виновным по ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишили его прав на один год.
С таким решением Синицын не согласился и обжаловал его. Выводы мирового судьи поддержал Кудымкарский горсуд Пермского края и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Тогда автолюбитель пожаловался в Верховный суд. В ВС дело изучил Сергей Никифоров (дело № 44-АД21-9-К7), который не согласился с коллегами из нижестоящих инстанций. Судья подчеркнул, что при отсутствии других участников ДТП и пострадавших, а также с учетом причинения вреда только имуществу Синицына водитель не обязан оставаться на месте аварии и сообщать о случившемся в ГИБДД.
Никифоров отменил акты нижестоящих инстанций и прекратил дело об административном правонарушении. Синицыну вернули права.
Источник: pravo.ru
Что такое дтп в строительстве
5.0
Строительная авария – это внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства (его части), происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации.
Внезапное неконтролируемое разрушение объекта представляет собой возникшие обрушения и повреждения здания (сооружения, их частей, отдельных конструктивных элементов), при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта, и (или) причинение телесных повреждений, и (или) гибель одного и более человек. Такие обрушения (повреждения) могут вызвать следующие причины:
- техногенные (конструктивные, производственные, технологические, эксплуатационные);
- природно-климатические воздействия (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок.
Повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды, авариями не считаются. Такие повреждения относятся к признакам предаварийного состояния.
Обязанности при возникновении строительной аварии
Заказчик (застройщик, инженер (инженерная организация), подрядчик, собственник (владелец), пользователь, государственные органы в пределах их компетенции) при возникновении строительной аварии обязаны:
- организовать неотложную помощь пострадавшим;
- обеспечить сохранность обстановки места аварии путем:
- обеспечения неизменности положения обрушившихся и поврежденных конструкций после аварии или фиксации положения обрушившихся и поврежденных конструкций до их разборки (фотографированием, составлением эскизов, схем) в случае, когда необходима их срочная разборка для спасения пострадавших;
- установления границ опасной зоны и ограничения доступа в нее людей, за исключением специалистов для диагностики конструкций, их усиления или демонтажа обрушившихся конструкций для спасения пострадавших;
Комиссия по расследованию обстоятельств строительной аварии
На всех объектах независимо от форм собственности и источников финансирования строительства обязательному расследованию подлежат обстоятельства строительных аварий в соответствии с Инструкцией № 11.
Целью расследования строительных аварий объектов являются установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет, анализ, разработка предложений и принятие мер по предотвращению строительных аварий путем корректировки нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, широкого информирования проектных, строительных и эксплуатационных организаций о причинах происшедших строительных аварий и мерах по их предотвращению.
Расследование обстоятельств строительной аварии проводится комиссией. Комиссия создается заказчиком, застройщиком, собственником (лицом, представляющим собственника), а в случае их отсутствия – местным исполкомом. Срок создания комиссии – в течение 2 суток с момента аварии.
Руководитель организации, создающий комиссию, определяет ее состав, назначает председателя комиссии и определяет срок проведения расследования.
К участию в работе комиссии привлекаются представители:
- разработчика проектной документации;
- подрядчика;
- изготовителей строительных материалов и оборудования;
- заказчика, застройщика;
- органа государственного строительного надзора;
- органа госэкспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).
В соответствии с п. 7 Инструкции № 11 комиссия должна:
- принять меры по безопасному производству работ при разборке или временном укреплении (усилении) конструкций, освобождению проездов;
- установить вероятные причины возникновения аварии, выявить должностных лиц, причастных к непосредственной причине аварии;
- определить материальный ущерб;
- разработать мероприятия по ликвидации последствий и предупреждению аварий.
На основе проведенного анализа комиссия устанавливает количество необходимых фотоснимков, эскизов общего вида обрушившихся здания, сооружения, отдельных поврежденных элементов конструкций, их узлов, сопряжений и соединений, а также основания здания или сооружения.
Организация и оплата проведения экспертизы, лабораторных испытаний, инженерно-технических, технологических и гидрогеологических изысканий и иных работ, связанных с рассмотрением причин аварии и устранением ее последствий, в т.ч. затраты на фотосъемку объекта аварии, а также оформление материалов расследования, включающее организацию печатания и размножения в необходимых количествах материалов расследования, обеспечиваются:
- подрядчиком – при аварии на строящемся объекте;
- заказчиком, застройщиком, собственником объекта строительства – при аварии на введенном в эксплуатацию объекте строительства.
Акт расследования аварии
Комиссией по результатам расследования составляется акт по форме, приведенной в прил. 4 к Инструкции № 11. Акт в 5-дневный срок должен быть направлен заказчику, застройщику, инвестору, в Минстройархитектуры, прокуратуру. Акт комиссии также может направляться по решению организации, назначившей комиссию, в другие органы государственного управления и организации.
Организация, которая назначила комиссию, рассмотрев причины аварии, контролирует реализацию мер, предложенных комиссией, а также в 2-недельный срок со дня утверждения акта осуществляет меры, исключающие возможность возникновения аварий по аналогичным причинам (п. 15 Инструкции № 11).
Ответственность
В соответствии со ст. 21.9 КоАП непредставление должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях зданий и сооружений, их частей и элементов конструкций либо материалов расследования аварий, а также нарушение установленного порядка их расследования или непроведение расследования этих аварий влечет наложение штрафа. Сумма штрафа составляет от 2 до 10 БВ. Непредставление должностным лицом в установленном порядке сведений об авариях на опасных производственных объектах согласно ст. 21.10 КоАП наказывается штрафом в размере от 10 до 30 БВ.
Источник: smetnoedelo.by