Требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий изложены в СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».
Изыскания определяются как комплекс экономических и инженерно-технических исследований района, площадки или трассы строительства, позволяющих всесторонне проанализировать условия строительства и эксплуатации будущего объекта, обосновать экономическую целесообразность, техническую возможность и объем возводимых новых или реконструкцию существующих предприятий, зданий и сооружений и подготовку исходных данных для проектирования.
В частности, инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения. На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, ведение государственных кадастров и информационных систем поселений, а также рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений.
Значение инженерно-геологических изысканий в экономике строительства. Мастер класс Ирины Меньшиковой
Топографо-геодезические работы выполняются для получения данных о границах участка, его геодезической привязке, рельефе местности, расположении па участке зданий и сооружений, зеленых насаждениях, дорогах, водоемах. Эти сведения указываются на карте района и на топографических планах местности.
Съемки могут быть сделаны наземными, космическими и аэро-фотометодами. При наземных съемках применяются нивелиры, теодолиты, а также свето- и радиодальнометры, различные оптические, лазерные устройства и т.п.
На основании геологических и гидрогеологических изысканий определяются условия, при которых соблюдается одно из основных требований, предъявляемых к зданию или сооружению, его устойчивость. Объектами изучения являются характер и несущая способность грунтов. По этим данным выбирают тип, размеры и конструкции оснований и фундаментов.
Геологические и гидрологические изыскания проводят методом бурения скважин и закладки шурфов, а для высотного строительства или при слабой несущей способности грунтов, кроме того, забивают и нагружают пробные сваи. В результате исследований должны быть получены подробные сведения о физико-механических свойствах грунтов и заключенных в них грунтовых водах: влажности, плотности, сопротивлении сжимающим и сдвигающим усилиям, химическом составе грунтовых вод и т.д.
Цель гидрометеорологических изысканий ? изучение поверхностных вод и климата. Первая часть этого вида изысканий дает сведения о реках и водоемах, изменении уровня воды в них, возможности ее использования для производственных и бытовых целей. При изучении климата получают данные о температуре воздуха, количестве осадков (особенно снеговых), направлении, силе и скорости ветра.
Значение инженерно-геологических изысканий в экономике строительства. Cессия 1. Часть 1
При строительстве сельскохозяйственных объектов или создании зон отдыха проводятся почвенные и геоботанические изыскания. Почвенные и геоботанические изыскания выявляют состояние почв и растительного покрова для проектирования последующего озеленения, а в процессе строительства — для проектирования работ по снятию растительного покрова, вырубке деревьев и кустарников, корчевке пней, вывозке и складированию для последующего возврата почвенного слоя и т. п.
Для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения, отвода бытовых, атмосферных и производственных вод проводят санитарно-гигиенические изыскания. Санитарно-гигиенические изыскания определяют состояние окружающей среды и влияние на нее будущего строительства для проектирования природоохранных и очистных сооружений, условий удаления и обезвреживания производственных и хозяйственно-фекальных вод, степени загрязнения атмосферы воздуха и т. п.
Качество изысканий во многом определяет эффективность строительства и эксплуатации будущих объектов. Известны случаи, когда недостаточно полные изыскания или допущенные ошибки приводили к значительному ущербу, связанному с ликвидацией просадок оснований и фундаментов, оползней, подтопления территории паводковыми водами и т. п.
Особую группу составляют технико-экономические изыскания, которые включают: изучение экономических условий района строительства; выявление возможностей использования для будущего строительства местных строительных материалов, обеспечения его электроэнергией, водой, транспортом, трудовыми ресурсами; определение возможностей существующей производственной базы строительных организаций.
Эти изыскания проводятся генеральной проектной организацией после получения от заказчика утвержденного задания на проектирование. Сбор исходных материалов для экономических изысканий производится на основе схем развития отраслей промышленности, технико-экономического обоснования на проектирование территориально-промышленных комплексов и промышленных узлов, технико-экономического расчета транспортных схем, технико-экономического расчета по охране окружающей среды и др. Часть необходимых данных для экономических изысканий может быть получена из банков данных и паспортов резервных площадок. В процессе экономических изысканий изучается экономическое развитие района строительства, составляются балансы наличных и потребных ресурсов, предложения по покрытию дефицита ресурсов, определяется численность населения, динамика его роста с развитием строительства и соответственно динамика жилищного и социального строительства. Данные экономических изысканий являются исходными для обоснования инвестиций в строительство и последующих этапов проектирования проекта и рабочей документации к нему
При проектировании крупных предприятий и жилищно-гражданских комплексов изыскательские работы выполняются в две стадии:
- а) для архитектурного проекта ? по всей площадке;
- б) для строительного проекта ? в зависимости от нагрузок фундаментов, мощности оборудования, этажности здания и т. д. При строительстве небольших предприятий и отдельных объектов изыскания проводятся в одну стадию.
Материалы изысканий используются:
- * при определении технической возможности и экономической целесообразности строительства;
- * при выборе оптимального варианта расположения строительного объекта;
при компоновке зданий и сооружений па выбранном участке;
при расчете прочности и устойчивости каждого здания
Инженерные изыскания связаны не только с проектированием, но и с процессом строительства. От того, насколько учтены при разработке проекта организации строительства материалы изысканий, зависит себестоимость и продолжительность строительства. В первую очередь это относится к использованию местных сырьевых ресурсов (песок, гравий, камень), а также выявлению источников снабжения водой и энергией. Природные условия (доступность района, сложность рельефа, несущая способность грунтов и др.) влияют как па выбор метода производства строительно-монтажных работ, так и па время их выполнения по сезонам года. Непосредственно па строительной площадке материалы инженерных изысканий используют для обеспечения устойчивости башенных кранов, отвода поверхностных вод, размещения складов вяжущих вне зоны высокого уровня грунтовых вод и др.
Источник: studwood.net
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Экономические изыскания имеют своей целью изучение условий, в которых будут осуществляться строительство и эксплуатация объекта. Они являются необходимой предпосылкой высококачественного проектирования. [1]
Экономические изыскания позволяют наметить направление линии с расчетом обслуживания самых важных промышленвых, сельскохозяйственных и культурных центров, через которые пройдет железная дорога. При этом изучают будущие пассажирские и грузовые перевозки и учитывают возможности развития различных отраслей народного хозяйства в связи с постройкой новой железнодорожной линии. Технические изыскания определяют трассу дороги. [2]
Последние экономические изыскания показали, что этот вариант экономичен ( по сравнению с очисткой на месте) только в том случае, если количество подлежащих обработке и транспортированию отходов не слишком велико и если расстояние от цеха до центра обезвреживания незначительно. [4]
Первоначально проводятся экономические изыскания , цель которых — изучение экономических районов вероятного прохождения трассы трубопровода, выявление возможных потребителей и поставщиков нефти, анализ балансов грузопотоков на начальный период и на перспективу, оценка условий строительства и развития транспортных путей, выявление возможностей кооперирования в вопросах энерго — и водоснабжения, связи. [5]
Первоначально проводят экономические изыскания с целью изучения экономических районов вероятного прохождения трассы трубопровода, выявления возможных потребителей и поставщиков нефти и газа; анализа балансов грузопотоков на начальный период и на перспективу, оценки условий строительства и развития транспортных путей, выявления возможностей кооперирования в вопросах энерго — и водоснабжения, связи. [6]
В объем экономических изысканий входит выбор варианта трассы линий по картам и технико-экономическое сравнение разных вариантов, возможность обеспечения строительства транспортом, электроэнергией, местными строительными материалами, определение условий наиболее эффективной эксплуатации линии. Проводится выбор мест размещения усилительных пунктов на основании предварительного электрического расчета и технических данных аппаратуры уплотнения. [7]
Таким образом, все экономические изыскания при проектировании магистрального газопровода сопровождаются расчетами технико-экономических показателей, характерных для данного объекта. [8]
Рассмотрим важнейшие задачи при проведении экономических изысканий по выбору трассы магистральных трубопроводов, являющихся одним из основных звеньев системы транспорта, хранения и распределения нефти, нефтепродуктов и газа. [9]
Мы привели здесь исчисления Вильфорда Кинга и Бюро экономических изысканий ( с 1929 г.), в основу которых положен учет чистой продукции страны. Цифры эти едва ли вполне сравнимы между собой по методам и точности расчета за разные годы. Во всяком случае они расходятся подчас с исчислениями других авторов на целые десятки процентов.
Применение разных индексов для превращения номинального дохода в реальный по покупательной силе доллара тоже может создать расхождение в десятки процентов. Вообще зарубежные исчисления па-родного дохода доныне строятся на весьма зыбком основании. Однако кое-что они все же дают. Очень показательно, например, как неравномерно в США, этой наиболее передовой стране капитализма, протекал процесс их хозяйственного роста. [11]
Под влиянием Кирилова у Рычкова развился интерес к географическим и экономическим изысканиям . Он систематически записывал все события экспедиции и все примечательное, с чем встречался при частых поездках по краю. [12]
Важный элемент предпроектного этапа строительства и первой стадии проектирования — инженерные и экономические изыскания , в результате которых определяют экономическую целесообразность строительства и выявляют условия его осуществления. В состав инженерных изысканий входят: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, почвенно-геоботанические, санитарно-гигиенические, поиск местных строительных материалов, поиск источников водоснабжения. Экономические изыскания включают решение следующих вопросов: местная база строительной индустрии, местные сырьевые ресурсы, транспортные связи, источники энергоснабжения, источники водоснабжения, трудовые ресурсы, жилье для рабочих и их бытовое обслуживание. [13]
При проектировании междугородных перевозок грузов по новому маршруту грузооборот определяется по данным экономических изысканий , которые заключаются в том, что выявляется грузооборот каждого предприятия или организации, расположенной в районе тяготения к проектируемому автомобильному маршруту. Путем обобщения и суммирования грузооборота этих предприятий в прямом и обратном направлениях получается грузооборот проектируемого маршрута. [14]
Составлению проекта и сметы, или проектно-сметной документации, после получения задания на проектирование предшествуют тщательные технические и экономические изыскания , которые проводит проектирующая организация. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
Строй-справка.ру
Задачи и состав экономических изысканий
Задачи и состав экономических изысканий
В задачи экономических изысканий входят:
— выявление всех промышленных и иных предприятий и хозяйственных организаций, расположенных на обследуемой территории, которые для своей хозяйственной деятельности осуществляют перевозки грузов или пассажиров;
— определение объема и направления этих перевозок;
— обработка полученных данных и составление карты транспортных связей района или области на год обследования и на перспективу;
— проектирование сети (или титула) дорог, наилучшим образом удовлетворяющей перевозкам, с учетом местных условий и целесообразности затрат на строительство и реконструкцию сети или дороги;
— составление титульного списка дорог и установление очередности строительства и реконструкции сети дорог или титула;
— определение экономической эффективности строительства и реконструкции сети дорог или титула;
В практике экономических изысканий используют следующие термины.
Грузооборот дороги — определяется произведением количества грузов прибытия и отправления (в тоннах) за определенный период (за сутки, месяц, квартал и т. д.) на расстояние перевозки.
Грузо- и пассажиропотоки дороги характеризуются количеством тонн грузов и числом пассажиров, перевозимых на данном участке за единицу времени (год, квартал и т. д.). Обычно за единицу времени принимают календарный год. При этом различают такие измерители грузопотоков, как тонно-километр нетто и тоино-километр брутто.
При подсчете тонно-километров нетто учитывают только чистый вес грузов, перевезенных по дороге на автомобилях. При определении же тонно-километров брутто принимают во внимание суммарный вес груза вместе с весом автомобилей.
Грузонапряженностью дороги называется количество тонн грузов, проходящих через сечение дороги в единицу времени (год, сутки, час).
Интенсивность движения характеризуется количеством автомобилей, проходящих через поперечное сечение дороги в единицу времени.
При экономических изысканиях материалы о грузонапряженности и интенсивности движения должны быть выявлены по отчетным данным на год обследования и по плановым предположениям на перспективу в 10—20 лет.
Для выполнения экономических изысканий составляют изыскательскую партию в составе инженера-дорожника и экономистов, собирающих материалы об экономическом состоянии, природных богатствах и развитии народного хозяйства района проектирования. Одновременно собираются сведения о наличии и состоянии транспортных путей и расположении точек концентрации грузов, как производящих (совхозы, колхозы, предприятия добывающей промышленности, лесного хозяйства), так и потребляющих грузы (города, крупные населенные пункты, центры обрабатывающей промышленности, пищевой, легкой, тяжелой). Учитывают и наносят на карту района все виды транспортных путей: расположение грузовых станций на железных дорогах, пристаней на судоходных реках, аэродромов.
По населенным пунктам должны быть составлены списки всех предприятий, грузоперевозки которых по ввозу и вывозу превышают 100 т.
Источник: stroy-spravka.ru