Что такое en в строительстве

В современной глобальной мировой экономике и производстве невозможно обойтись без стандартов. Они разрабатываются и действуют для унификации, взаимозаменяемости и возможности массового выпуска товаров и деталей к ним. Разъемные соединения и хомуты, как подвид крепежных элементов, при производстве также подчиняются региональным стандартам.

Краткая история стандартов

Международные стандарты сложились исторически. Требование придерживаться единого стандарта позволяет обеспечивать стабильное качество производства. Изначально их вводили крупные фирмы, затем появились национальные стандарты, которые впоследствии стали международными. Наиболее распространены стандарты DIN, ISO, ГОСТ, EN. Все они встречаются на территории России.

  1. ГОСТ – стандарт, принятый на территории СССР. На его основе появилась система ГОСТ Р, действующий в Российской Федерации. Эти обозначения также можно встретить на ряде товаров, производимых в некоторых странах СНГ.
  2. Стандарт DIN был принят в 1917 году в Германии как государственный. Действует только в этой стране, хотя товары, производимые в других европейских странах, также могут ему соответствовать.
  3. Международный стандартISO – наиболее распространенная система стандартизации. Она появилась в 1946 году по инициативе Международной организации по стандартизации. В настоящий момент к ISO присоединилось свыше 160 государств.
  4. EN – региональный стандарт, появившийся в Великобритании, где он до сих пор используется. Его применяют в ряде других стран Европы, а также входящих в Британское содружество.

С помощью единых стандартов достигается максимально возможная унификация. Также большинство национальных и региональных систем стандартизации идет по пути соответствия с ISO. Как результат – товары, сделанные по разным региональным стандартам, получаются совместимыми друг с другом. Используются, например, одинаковые резьбы и крепежные элементы.

Самые современные инновации в строительстве

Рассмотрим более подробно разные системы стандартизации.

https://lh5.googleusercontent.com/XxtFNnvc0iOeSHaU5OZK1N_24NOclec7yJVkuNLMGhKytAUoxWFhwbcidQ1DqGVRdBrasSx25bIgckQRZl7ChleruQZ_W7ZbjfTsU4Iw59mngAanejURGaPrtuD83VYT0KbAoRKU

Появилась в 1946 году. В настоящее время охватывает 160 стран и является самой глобальной системой.

Её особенность в том, что организация занимается разработкой и утверждением стандартов, однако механизмов контроля их выполнения не имеет. Из-за этого отсутствуют гарантии соответствия характеристик товара заявленным параметрам, даже если маркировка, показывающее соответствие с ISO, на нем присутствует.

Представители ISO делятся на 3 группы с разными полномочиями:

  • полные члены – участвуют в рассмотрении и голосовании по принятию новых стандартов, могут разрабатывать стандарты, внедрять их в своем государстве;
  • члены-корреспонденты – имеют статус наблюдателей в заседаниях без права голоса, могут принимать стандарты в своих странах;
  • подписчики – роль ограничивается получением полной информации о работе организации, принимать стандарты в своих странах не могут.

https://lh5.googleusercontent.com/RaKko8wNBdyFB__6U2hZx9skFeB2mXmPFcdW4akZPjSEe6BZT9UA-aNMv3IgTmJM_W57AhFns70FT0JfkOk1uV5gKOi13TRSmNyMoY4zpShhHcBsT1iRpKZWh_i8CYiHZJyLoYLk

Вебинар «Устойчивое развитие в строительстве. Что это такое и почему им нужно заниматься сейчас?»

ГОСТ появился в СССР. В настоящее время он имеет межгосударственный статус и действует в странах, входящих в ТС.

ГОСТ Р – государственный российский стандарт. Разработка, внедрение и контроль за соблюдением положений возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

ГОСТ активно унифицируется с ISO, поэтому часть стандартов перешли в категорию рекомендованных или полностью отменены.

https://lh3.googleusercontent.com/FezaM3rO24mV1I5aBFXsjSBjX6C3FQTJGXi3VILhocYkorlkVvn6Dv9c-_xQkEq65EzvqBHcNIzP6mfcAPfN-eValUcbIb0tDX7ZBMca6Ys6bj8WbyaXC0jrJHGg_Ivis6QcUJvb

EN и DIN

Европейский стандарт EN и европейский стандарт DIN. Оба стандарта исторически развивались в Европе, но имеют разные центры. Немецкий национальный стандарт DIN появился в Германии, EN – в Великобритании. Сейчас обе системы идут по пути унификации с ISO.

За разработку стандартов отвечает ряд организаций: CEN, ETSI, CENELEC. EN – более распространена, ее используют некоторые европейские страны и ряд государств Британского Содружества. DIN также используется в некоторых европейских странах, в основном граничащих с Германией.

https://lh6.googleusercontent.com/9lG-PlZEW9XHe0T5T-uIGqZmvI0Jbtd56G4JuUvFAaviPwdXRCdp9GJdhf4OKO1N1fqIa_hbrvsrhk-qqwi0rF_2f1LX6R3bfFVIKEnEgewD3kjlYf4ZVhtMTHkanzJoKwHcBxxP

Расшифровка аббревиатур

ISO расшифровывается как International Organization for Standardization или, в переводе на русский, “Международная организация стандартизации”.

DIN на немецком означает Deutsches Institut fur Normung или по-русски “Немецкий институт по стандартизации”. Организация является членом ISO.

ГОСТ Р – аббревиатура, означающая Государственный стандарт, литера «Р» означает российский.

AISI, полностью American Iron and Steel Institute, что по-русски значит “Американский институт стали и сплавов” – стандарты, действующие в отношении легированных и нержавеющих сталей.

Таблица соответствия DIN и ГОСТ

Значительная часть крепежа (включая головки, винты, штифты, болты и др.), имеют соответствия с разными стандартами, поэтому всегда можно найти для ГОСТа аналог DIN.

В таблице ниже показаны соответствия стандартов ДИН и ГОСТ для крепежных изделий, выпускаемых компанией Мега-Фикс.

Источник: mega-fix.ru

Что такое сертификат EN 14080? Зачем нужна и как происходит сертификация в Holzforschung

Наша цель — это создание качественного продукта и производства,
которое ориентируется не на локальные требования,
а на самые строгие мировые стандарты.

Получение компаниями обязательных для европейский стран сертификатов, документально подтверждающих уровень качества продукции и технологий, вовсе не является необходимостью в том случае, если российская компания работает на внутренний рынок. Изначально при проектировании и запуске заводов Holz House мы обращались к австрийским специалистам как к наиболее опытным профессионалам в этой сфере.

Мы стремились достичь того уровня, при котором компания смогла бы ни в чем не уступать по качеству продукции лидерам деревообработки в Финляндии и Австрии, и сейчас мы с гордостью готовы заявить, что наш клееный брус – это эталонный продукт. Для того чтобы поддерживать требуемые показатели качества и соответствовать мировым стандартам, наша компания каждые полгода проходит проверку независимыми аудиторами Holzforschung, которые проводят тщательный досмотр всего цикла производства. Сертификация Holzforschung является для нас важным критерием оценки качества продукции и возможностью постоянно развиваться на мировом рынке.

О том, что представляет из себя организация «Хольцфоршунг», и какие сертификаты она выдает,
мы подробно расскажем в этой статье.

Чем занимается институт Holzforschung

Holzforschung – это научно-исследовательский институт, который уже более 70 лет занимается изучением древесины – от осуществления лесозаготовок до обработки материала и создания конечного продукта. Также в область изучения попадают и смежные дисциплины – такие как исследование поверхностных покрытий для древесины, защитных средств и клеевых составов. Исследовательские проекты выполняются в тесном сотрудничестве с небольшими и крупными компаниями. Организация занимается разработкой и оптимизацией новых продуктов, а также методов производства и обеспечения качества в области исследования древесины. Основное внимание уделяется оценке круглого леса и пиломатериалов с использованием различных технологий сканирования.

Где располагается институт

Holzforschung — это австрийская организация, главный офис которой находится в Вене.

Какие сертификации проводит Holzforschung

Holzforschung Austria является одним из важнейших учреждений для проверки качества и сертификации древесины и изделий из дерева. Организация проводит сертификации по нескольким направлениям.

Получение сертификата CE свидетельствует о соответствии продукта основным требованиям правовых норм Евросоюза. Holzforschung Austria является уполномоченным органом для всех соответствующих областей деревянного строительства. Поэтому сертификаты, выданные этой организацией, являются важным компонентом разрешения на маркировку продуктов знаком CE и размещение на едином европейском рынке. Именно такую сертификацию Holz House проводит на своём производстве.

Программа сертификации DIN EN 1627, также проводимой Holzforschung Austria, предназначена для обеспечения защиты от взлома дверей, окон, навесных стен, решетчатых элементов и ставен. Выданные сертификаты могут быть признаны страховыми компаниями как доказательство устойчивости к взлому.

И наконец, ENplus (Схема сертификации качества древесных гранул) – это международная система обеспечения качества для производства и логистики древесных гранул. Регулярный самоконтроль, образцы для хранения и требования к документации гарантируют неизменно высокое качество гранул. Сертификат также выдается на основании проверки Holzforschung Austria. Мы проводим и данный тип сертификации, так как Holz House является также крупным производителем пеллет,

Что дает наличие сертификата CE

Наличие маркировки CE на продукции служит для достижения «свободного перемещения товаров» и является предпосылкой для размещения на рынке европейского регулируемого продукта в Европейской экономической зоне. Таким образом, сертификат CE свидетельствует о соответствии продукта основным требованиям правовых норм Евросоюза. Маркировка CE не присваивается, а наносится дилером продукции, который размещает товар на рынке под свою ответственность в соответствии с установленными нормами и правилами. В первую очередь эта сертификация направлена на надзор за рынком и позволяет компаниям, успешно прошедшим проверку, выйти на европейский рынок.

EN­PLUS

Действующий сертификат ENplus подтверждает, что компания соответствует всем требованиям и регулярно контролируется внешним органом согласно требованиям руководства. Схема сертификации ENplus предъявляет строгие требования к качеству древесных гранул (пеллет) и подразумевает непрерывный контроль от производства до продажи конечному пользователю.

Читайте также:  Что такое 3 очередь строительства

Как проводятся сертификации

Выдача сертификата производится по результатам первичного осмотра предприятия-производителя и производственного контроля завода. Продукция оценивается специальной независимой комиссией на основе осмотра, проверки расчетов, таблиц значений и документации по описанию продукции. Впоследствии для подтверждения сертификации производство регулярно должно проходить мониторинг.

Каждые полгода компания Holz House проходит сертификацию Holzforschung на соответствие европейским стандартам качества. Для нашей компании это всегда важный этап в процессе оценки производства, так как стандарты европейской сертификации отличаются более жесткими условиями, чем сертификация, проводимая в России.

Австрийскими аудиторами выполняется экспертная работа по всесторонней проверке продукции на соответствие качеству. Holz House стабильно поддерживает высокий уровень производства и является примером для многих европейских компаний. Далеко не все производители клееного бруса в России имеют право отправлять продукцию на экспорт. Благодаря подтвержденному сертификату Holzforschung компания Holz House может свободно экспортировать продукцию в любую точку мира.

Источник: holz-house.ru

О проекте постановления Правительства РФ «О применении в строительстве норм и стандартов европейских государств»

Указанный проект постановления Правительства РФ размещен на официальном сайте Министерства регионального развития и предусматривает применение при проектировании конкретных объектов строительства европейских норм в области строительства, а также строительных правил европейских государств в качестве альтернативы перечню национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

О применении в строительстве норм и стандартов европейских государств

В целях создания возможностей для более широкого применения в отечественном строительстве зарубежного опыта и эффективных проектных решений, применяемых при строительстве зданий сооружений в европейских государствах, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Определить, что допускается с учетом требований Федерального закона «О техническом регулировании» применение при проектировании конкретных объектов строительства европейских норм ( EN ) в области строительства, а также строительных правил европейских государств, в качестве альтернативы перечню национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2. Установить, что решение о применении европейских норм в области строительства и строительных правил европейских государств в качестве альтернативы национальным стандартам и сводам правил принимается собственником объекта капитального строительства (застройщиком) и утверждается им в форме специальных технических условий на проектирование и строительство объекта в установленном порядке.

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О применении в строительстве норм и стандартов европейских государств»

С учетом того, что за прошедшие годы в строительстве кардинальным образом изменились технологии, материалы, сроки, уровни ответственности, в настоящее время актуальной является задача привести нормативную базу в строительстве в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

В 2010 году начато обновление строительных норм. Данная работа требует существенных затрат времени. В этой связи, в целях снижения сроков включения лучшего европейского опыта в российскую практику проектирования, необходимо принять ряд мер, обеспечивающих решение данной задачи в краткосрочной перспективе.

Принятие постановления Правительства Российской Федерации
«О применении в строительстве норм и стандартов европейских государств» позволит до момента принятия строительных норм и стандартов европейских государств в качестве национальных стандартов (сводов правил) и завершения обновления СНиП, упростить их применение на территории Российской Федерации.

По информации пресс-службы Ассоциацияистроителей России, данная организация еще в 2005 г. в рамках заседаний рабочей группы по строительству Круглого стола промышленников Россия-ЕС указывала на необходимость имплементации европейских норм в области строительства в России, по мнению АСР разработка проекта Постановления – важнейший шаг в развитии строительной отрасли Российской Федерации. Это особенно значимо для тех сфер строительства, для которых отсутствуют российские нормы. Однако АСР имеет ряд принципиальных замечаний:

Позиция Ассоциации строителей России

по вопросу гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве.

30 декабря 2009 г. в Федеральный закон «О техническом регулировании» по инициативе Президента Российской Федерации были внесены беспрецедентные по значимости поправки. Закон разрешил прямое применение в Российской Федерации международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств.

Однако такая возможность для строительной отрасли на сегодняшний момент исключена, так как в тот же день был принят Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который ввел в Федеральный закон «О техническом регулировании» статью 5 и по сути вывел строительную отрасль за рамки действия указанного закона. Статья 5 определяет, что особенность технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений».

Под такой особенностью понимается применение на обязательной основе стандартов и сводов правил в целях обеспечения соблюдения требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Перечень таких стандартов и сводов правил на сегодняшний день утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047.

Такая ситуация в строительной отрасли, когда документы в области стандартизации являются обязательными для применения, противоречит:

во-первых, Соглашению по техническим барьерам в торговле ВТО, «Дорожной карте» по общему экономическому пространству России и Евросоюза 2005 г., соглашениям в области технического регулирования ЕврАзЭС, недавно подписанному Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования стран-участниц Таможенного Союза, то есть практически всем международным договоренностям Российской Федерации в области технического регулирования;

во-вторых, Новому подходу к технической гармонизации и стандартизации Евросоюза, согласно которому документы в области стандартизации не являются обязательными и носят статус добровольных для применения, и соответственно, директиве Нового подхода Евросоюза 89/106/ЕЕС по строительной продукции;

в-третьих, решениям заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики от 20 января 2010 г. в Липецке. Согласно указанным решениям Правительству РФ дано поручение подготовить поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающими возможность применения Нового и Модульного подходов при разработке технических регламентов РФ.

С момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» мы восемь лет обсуждаем возможность реализации в его положениях принципов технического регулирования Евросоюза и мало, что делаем для этого. В области строительства в Евросоюзе действуют Директива 89/106 ЕЕС по строительной продукции и гармонизированные с указанной Директивой добровольные для применения европейские стандарты. Во всех странах-участницах Евросоюза созданы единые органы по аккредитации, а также успешно функционирует институт нотифицированных органов, который является «краеугольным» камнем принятых в Евросоюзе Нового и Модульного подходов и основой оценки безопасности всей строительной продукции, в том числе инновационной.

У нас же дело в строительной отрасли обстоит абсолютно по-другому. Это безальтернативное обязательное применение разработанных в 80-ых годах прошлого века СНиПов, отсутствие всякого упоминания о нотифицированных органах, а также наличие 16 систем аккредитации, что на практике приводит к получению на одну и ту же продукцию нескольких сертификатов соответствия и ведет к тому, что российские результаты оценки соответствия не признаются в Европе и мире.

Планы по созданию единого органа по аккредитации в России, отраженные в подготовленной Минэкономразвития и одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации (№ 1760-р от 12 октября 2010 г.) Концепции развития национальной системы аккредитации, также не учитывают мирового опыта. Указанная Концепция определяет, что формирование в России единой национальной системы аккредитации продиктовано необходимостью ее сближения с системой аккредитации Евросоюза, являющегося основным экономическим партнером Российской Федерации. При этом Концепция ссылается на Регламент № 765/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г., устанавливающий единые требования к аккредитации в каждом государстве-члене ЕС. В Евросоюзе указанное решение призвано дополнить Решение 768/2008 ЕС, определяющее общие условия реализации продукции. Указанное решение содержит целый блок положений, относящихся к нотифицированным органам, устанавливает процедуры нотификации органов по оценке соответствия.

Несмотря на это, Концепция не предусматривает институт нотификации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Более того, согласно Концепции из 16 систем обязательной сертификации планируется ликвидировать только 7. При этом за многими федеральными органами исполнительной власти сохраняются дополнительные полномочия в области аккредитации.

Сегодня помимо того, что мы сопротивляемся внедрению доказавшего свою эффективность Нового подхода Евросоюза в строительстве, мы еще пытаемся усложнить ситуацию уже на наднациональном уровне и вывести здания и сооружения за рамки Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования стран Таможенного Союза, тем самым сохранив возможность применять устаревшие СНиПы на обязательной основе, что неоднократно предлагалось в ходе прошедших заседаний в рамках РСПП на уровне комиссий и комитетов. (Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Межотраслевой совет РСПП по техническому регулированию в строительной отрасли).

Читайте также:  Что такое эппс в строительстве для отмостки

АСР изначально выступала против указанных предложений, поскольку выведение зданий и сооружений за рамки указанного Соглашения приведет к регулированию строительной отрасли в соответствие с различными принципами и подходами (техническое регулирование в отношении зданий и сооружений – на основе Старого подхода ЕС, техническое регулирование в отношении строительных материалов и изделий – на основе Нового подхода ЕС), что противоречит Директиве Нового подхода ЕС 89/106 по строительной продукции.

Однако на сегодняшний день указанное Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования стран-участниц Таможенного Союза подписано. Оно применяется с момента подписания, предусматривает добровольность документов в области стандартизации и не содержит никаких изъятий в отношении зданий и сооружений.

Сегодня во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 июня 2010 г. № ИШ-П9-4012 Министерством регионального развития Российской Федерации подготовлен проект плана мероприятий по гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве. В пояснительной записке к указанному проекту определено, что после принятия Еврокодов в статусе национальных стандартов и (или) сводов правил их можно будет включить в обязательный для применения перечень документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Однако, несмотря на то, что все страны Евросоюза переходят с 2015 г. на Еврокоды, представляющие собой в первую очередь инструмент для интеграции при обеспечении необходимого уровня безопасности, согласно концепции Нового подхода и Директиве 89/106 ЕС по строительной продукции указанные стандарты по своей сути являются в рамках ЕС документами добровольными для применения. При этом производитель может не производить продукцию в соответствии с указанными стандартами, но в этом случае он обязан предоставить доказательства, что его продукция соответствует основным требованиям Директивы.

Мы же, включая Еврокоды в статусе национальных стандартов в обязательный перечень «под» технический регламент, заведомо нарушаем концепцию Нового подхода Евросоюза. Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на строительные материалы. Еврокоды с указанными стандартами необходимо рассматривать в комплексе. В результате возникает вопрос: в какой перечень мы будем включать указанные стандарты на строительные материалы? Точно не в перечень обязательного применения, поскольку особенность технического регулирования (это обязательное применение СНиПов и ГОСТов) в Российской Федерации установлена только в отношении зданий и сооружений.

Проектом указанного плана (п. 5.4) предусмотрена актуализация действующих в строительстве СНиПов и национальных стандартов, в том числе с учетом европейских стандартов в области строительства. При этом в качестве ответственных за такую работу определены помимо Министерства регионального развития России и Росстандарта также Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков, Национальное объединение изыскателей.

Здесь возникает вопрос, каким нормативным правовым актом указанные объединения наделены такими функциями. Действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень основных функций национальных объединений, среди которых ничего не говорится о деятельности в области технического регулирования. Поскольку указанные национальные объединения являются общественными организациями и согласно действующему законодательству никаким особым статусом не наделены, будет правильней, если заинтересованные организации будут привлекаться к работе по актуализации СНиПов на конкурсной основе. Это же касается остальных пунктов плана мероприятий по гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве, где в качестве ответственных выступают национальные объединения.

Что касается самой работы по актуализации СНиП с учетом европейских норм, то сейчас активно идут общественные обсуждения первых редакций актуализации указанных документов. АСР рассмотрела проект первой версии актуализированного СНиПа 12-01-2004 «Организация строительства».

Документ в первой своей редакции абсолютно не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, содержит указания на строительные лицензии, в то время, как сейчас в строительной отрасли функционирует институт саморегулирования со свидетельствами о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Возможно, такое низкое качество документов определено сжатыми сроками, отведенными на их актуализацию. Однако средства на актуализацию, выделенные, как и Министерством регионального развития Российской Федерации, так и национальными объединениями, немалые (Минрегион РФ – 108 млн., НОСТРОЙ – 50 млн., Национальное объединение проектировщиков – 9 млн., Национальное объединение изыскателей – 5 млн.). В результате профессиональная общественность вынуждена поправлять таких «актуализаторов» и на безвозмездной основе, в рамках проходимых публичных обсуждений.

Представляется правильным, что за счет обязательных регулярных взносов в национальные объединения должна финансироваться только та деятельность объединений, которая определена в Градостроительном кодексе РФ. Иная деятельность, выходящая за рамки компетенции, указанной в Градостроительном кодексе РФ, например участие в техническом регулировании, должна финансироваться исключительно на добровольной основе и только теми членами национальных объединений, которые в указанной деятельности заинтересованы.

По мнению АСР в целом работа по актуализации действующих СНиПов необходима и должна проводиться с учетом терминов и определений ИСО, новых технологий и материалов. При этом, такая работа должна осуществляться на основе проведения соответствующих конкурсов, а не решаться в кулуарном порядке между Минрегионом РФ и национальными объединениями. При этом в целях реализации Нового подхода стран ЕС, Директивы 89/106 ЕС Евросоюза, а также протокольных поручений заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 20 января 2010 г. в Липецке, мы считаем необходимым документам в области стандартизации в строительной отрасли придать статус добровольных для применения.

Что касается самого проекта программы гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве, АСР считает необходимым, во-первых, увязать указанную программу, срок реализации которой конец 2014 г., с теми мероприятиями в области технического регулирования, проведение которых запланировано в рамках Таможенного Союза. К 2012 г. планируется формирование единого экономического пространства на базе Таможенного Союза и принятие первоочередных технических регламентов, среди которых Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий. Предполагается, что к сроку окончания программы гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве технический регламент Таможенного Союза в строительстве будет принят, национальный технический регламент в строительстве отменен и необходимость введения альтернативной системы технического регулирования в РФ на национальном уровне отпадет.

Во-вторых, необходимо исключить Национальные объединения в качестве ответственных за реализацию мероприятий программы, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет их соответствующими полномочиями.

В-третьих, программа не позволяет четко определить, каким образом планируется принятие Еврокодов. Поэтому предлагается в программе сделать акцент на прямом принятии Еврокодов в качестве национальных стандартов с разработкой соответствующих национально определяемых параметров для учета климатических и географических особенностей государства.

На сегодняшний день Еврокоды представляют собой инструмент для интеграции, направленный на снятие барьеров в торговле и создание единых правил проектирования стран-участниц ЕС. В то же время Еврокоды позволяют обеспечить требования безопасности для всех типов зданий и сооружений. Национально определяемые параметры, учитывающие климатические и географические особенности, делают возможным применение Еврокодов в любом государстве. И Российская Федерация в этом смысле не исключение.

Применение Еврокодов позволит повысить долю участия иностранных инвесторов в реализации проектов в строительной отрасли на территории Российской Федерации, в том числе в реализации инновационных инфраструктурных проектов, на основе новой для нашего государства формы государственно-частного партнерства – контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

Согласно КЖЦ управляющая компания, привлекая собственные средства, возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации, а государство или муниципалитет оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по представлению указанного объекта в пользование, либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта. Реализация проектов на основе КЖЦ стимулирует исполнителя на применение при строительстве новых технологий, снижающих стоимость строительства и увеличивающих долговечность объекта, используя инновационные решения.

Одной из проблем развития КЖЦ в Российской Федерации является наличие обязательных для применения детализированных СНиПов и ГОСТов, ограничивающих возможность выбора при строительстве нужного технического решения, а также отсутствие возможности применения «легализованных» в России международных и европейских стандартов, содержащих в отличие от нашей нормативной базы в строительстве только функциональные требования. В этом случае принятие Еврокодов в качестве национальных стандартов, применение европейских стандартов на строительные материалы, на которые Еврокоды ссылаются, а также стандартов ИСО в строительстве определят, в том числе, возможность применения КЖЦ при реализации проектов на территории Российской Федерации.

Источник: krovlirussia.ru

Перспективы международной стандартизации в строительстве. Система Еврокодов

Еврокоды [1] являются набором европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции. Для разработки системы Еврокодов в рамках организации по стандартизации CEN создан специальный технический комитет ТК 250 (CEN/TC250).

Страны, являющиеся членами ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), используют данные документы (рис. 5.1) в следующих целях:

• для согласования проектов инженерных сооружений (в том числе высотных) с действующей Директивой 89/106/ЕЕС, касающейся строитель-

Читайте также:  Что такое пороги в строительстве

Система Еврокодов по состоянию на 2012 г. (материалы Минрегиона РФ)

Рис. 5.1. Система Еврокодов по состоянию на 2012 г. (материалы Минрегиона РФ)

ных изделий, в особенности с требованиями разделов «Механическое сопротивление и устойчивость» и «Пожаробезопасность»;

  • • как основание для спецификации договоров на строительные работы и требующиеся для них инженерные работы;
  • • в качестве ограничений для составления согласованных технических описаний строительной продукции.

Еврокоды затрагивают вопросы проектирования с применением почти всех основных строительных материалов (бетона, стали, дерева, камня, кирпича и алюминия), все основные области проектирования конструкций (его основы, геотехническое проектирование, проектирование зданий и сооружений для условий нагрузок, пожаров, землетрясений и др.), а также широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни, мачты и т.п.).

Комплект Еврокодов включает в себя 10 европейских стандартов EN для проектирования конструкций. Каждый Еврокод состоит из нескольких частей, в которых рассматриваются конкретные технические аспекты :

  • • EN 1990 — основы строительного проектирования;
  • • EN 1991 — нагрузки на строительные конструкции;
  • • EN 1992 — проектирование бетонных строительных конструкций;
  • • EN 1993 — проектирование стальных конструкций;
  • • EN 1994 — проектирование железобетонных конструкций;
  • • EN 1995 — проектирование деревянных конструкций;
  • • EN 1996 — проектирование кирпичных и каменных конструкций;
  • • EN 1997 — геотехническое проектирование;
  • • EN 1998 — проектирование сейсмостойких конструкций;
  • • EN 1999 — проектирование алюминиевых конструкций.

Комитетом CEN/TC250 продекларированы следующие цели разработки и внедрения Еврокодов, которые принципиально не отличаются от целей стандартизации, принятых в России:

создать общие критерии и методы проектирования, отвечающие необходимым требованиям обеспечения механического сопротивления, устойчивости и огнестойкости, включая аспекты долговечности и экономии;

обеспечить единое понимание процесса проектирования конструкций среди собственников, управляющих, проектировщиков, производителей строительных материалов, подрядчиков и эксплуатирующих организаций;

облегчить обмен услугами в области строительства между государ- ствами-участниками;

облегчить маркетинг строительных элементов и узлов и обмен ими между государсгвами-участниками;

облегчить маркетинг и использование строительных материалов и сопутствующей продукции, характеристики которых применяются в расчетах по проектированию;

создать единую основу для исследований и разработок в строительной индустрии;

создать основу для подготовки общих пособий для проектирования и программного обеспечения;

повысить конкурентоспособность европейских строительных фирм, подрядчиков, проектировщиков и производителей конструкций и материалов на мировом рынке.

Принятые в ЕС Еврокоды внедряются в странах-членах с учетом «различий в географических или климатических условиях или в образе жизни, а также разных уровней безопасности, которые могут превалировать на национальном, региональном или местном уровне» (см. гг 2.1.2 руководства L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемого в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС). Определение уровней безопасности и надежности строительства и других работ по проектированию конструкций и их частей, включая аспекты долговечности и экономии, остаются в компетентности государства, внедряющего Еврокоды (см. п. 2.1.1 указанного руководства).

В системе Еврокодов признается ответственность разрешительных органов каждой страны-члена ЕС и гарантируются их права по определению на национальном уровне величин, имеющих отношение к вопросам безопасности, которые могут варьироваться в разных государствах. В них приводится комплект рекомендованных величин, которые можно заменить параметрами. Эти параметры задаются классами, уровнями требований и показателей, а также альтернативными методами. Таким образом, в европейской практике и практике других стран, внедряющих Еврокоды, широко применяются так называемые параметры, установленные на национальном уровне (NDP).

Необходимо отметить, что в настоящее время в странах-членах ЕС официально зарегистрировано более 1500 национальных различий (NDP) по 58 Еврокодам (табл. 5.2).

Пример Еврокодов и национальных особенностей проектирования

Основы строительного проектирования

Воздействие на конструкции

Проектирование бетонных конструкций

Проектирование стальных конструкций

Проектирование железобетонных конструкций

Проектирование деревянных конструкций

Проектирование кирпичных и каменных конструкций

Проектирование алюминиевых конструкций

Несмотря на то что публикация Еврокодов была завершена в мае 2007 г., работы по их внедрению в странах-членах ЕС продолжаются до настоящего времени. В соответствии с первоначальным планом Еврокомиссии и CEN Еврокоды должны были применяться вместе с использованием национальных стандартов до середины 2010 г. Учитывая сложности внедрения Еврокодов, позицию ряда ведущих стран ЕС, в настоящее время рассматриваются различные сроки введения Еврокодов.

Еврокоды вводятся в странах ЕС в качестве:

  • • способа доказательства соответствия зданий и сооружений существенным требованиям Директивы по строительной продукции 89/106/ЕЕС, в частности, требованиям по механической устойчивости и стабильности и по безопасности в случае пожара;
  • • основы для составления спецификаций к контрактам по общественным строительным работам и соответствующим инженерным услугам. Это относится к Директиве по координации процедур в отношении контрактов на общественные работы, поставки для общественных работ и услуг для общественных работ (Директива 2004/18/ЕС Европейского парламента и совета).

Также необходимо учитывать, что в международной системе стандартизации ИСО, в которой участвует Российская Федерация, действуют более 760 стандартов в области строительства, которые необходимо учитывать при разработке национальных документов по стандартизации.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 230 национальных стандартов в области строительства, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. В качестве примера разработки национального стандарта с учетом как международных (пять стандартов ИСО), так и европейских (Еврокод EN 1991-1-1) стандартов можно привести проект «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету».

В то же время быстрый переход российского строительного комплекса на Еврокоды (например, директивным распоряжением) невозможен по целому ряду серьезных причин. Перечислим главные из них.

Вся строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, учитывающих национальные особенности (природно-климатические, социальные, сейсмические, геофизические, опасные геологические процессы и др.).

Например, около 65 % территории России покрыто многолетнемерзлыми грунтами, которым свойственны опасные для строительных конструкций процессы. Предуралье (Республики Татарстан, Башкортостан, Марий-Эл, Чувашская Республика) является карстоопасной зоной. Карстовые процессы проявляются и в других регионах России, включая Москву.

До 20 % территории России — это так называемые подработанные территории, на которых проводились разработки грунтов и горных пород, в том числе шахтные разработки, что необходимо учитывать при проектировании во избежание провалов. В нашей стране распространены природно-техногенные процессы: затоплениям и подтоплениям подвержено около 80 % территории всех городов. Часто наблюдаются склоновые явления — оползни, сели, лавины.

Вместе с тем в Еврокодах даны самые общие требования по расчету фундаментов (в основном по типам сооружений) и отсутствуют требования по исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в России. В то же время в европейских стандартах практически нет требований по технологиям (процедурам) выполнения инженерно-геологических изысканий, они делегированы национальным приложениям. Есть различия в номенклатуре и классификационных показателях грунтов.

В настоящее время строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются в соответствии с российской системой нормативных документов (СП и СНиП), в основу которой положены метод расчета конструкций по предельным состояниям и определение нормативных показателей прочности и деформа гивности строительных материалов на основании системы национальных стандартов (ГОСТ). В соответствии с этими стандартами заводы выпускают строительные материалы, для которых в СП (СНиП) установлены коэффициенты надежности по материалу.

Кроме того, переход от нормативных к расчетным значениям сопротивлений тех или иных материалов производится на основании принятой в России системы коэффициентов безопасности. Эти коэффициенты (но усадке, ползучести бетона, толщине защитных слоёв бетона для стальной арматуры в зависимости от среды эксплуатации и др.) отличаются от принятых в Еврокодах. При этом в России установлена принципиально другая классификация сред эксплуатации (более 75 % строительных конструкций в России работают в агрессивных средах), что приводит к необходимости применения при проектировании и строительстве дополнительных мер защиты, которые не предусмотрены в Еврокодах, или мер защиты, отличающихся от регламентируемых CEN.

В России работает большое профессиональное сообщество проектировщиков, «воспитанное на отечественных нормах». Обучение студентов архитекгурно-строительных специальностей, переподготовка специалистов проводятся по учебной и методической литературе, подготовленной на базе действующих СП (СНиП) и национальных стандартов. Поэтому немедленное и прямое применение европейских норм без учета национальных особенностей России может привести к авариям с тяжелыми последствиями [2] .

Следует отметить, что разработка и выполнение процедуры внедрения европейских норм в области строительства в качестве альтернативы национальным стандартам и сводам правил представляет собой для страны фактически новую область технического права — освоение европейской нормативной базы.

Учитывая вышеизложенное, а также стратегическую необходимость сближения российской и европейской систем стандартизации, представляется целесообразным начинать внедрение Еврокодов в качестве национальных стандартов или сводов правил в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании» и руководством L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемым в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС. При этом должны быть учтены национальные интересы Российской Федерации, а также территориальная специфика осуществления строительной деятельности.

Источник: ozlib.com

Рейтинг
Загрузка ...