Для обеспечения гармонизации российских стандартов и Еврокодов национальные объединения строителей и проектировщиков провели работу по техническому редактированию и сопоставительному анализу большинства частей Еврокодов и разработали для них проекты национальных приложений. Сейчас процесс требует серьезных решений на государственном уровне.
В последнее время в средствах массовой информации часто обсуждается необходимость быстрого и прямого внедрения европейских стандартов в области строительства как решение всех российских проблем в области строительства. При этом говорится либо о полном отсутствии в стране нормативной базы в области строительства, либо о том, что она безнадежно устарела.
Практически все авторы сходятся в одном: нормативная база строительства — это основа для строительства не только современных домов с применением последних конструкторских и дизайнерских решений, но прежде всего удобных для проживания, безопасных, устойчивых зданий с хорошей тепло- и звукоизоляцией.
Как кластер может помочь перейти строительной отросли от СНиПов к еврокодам
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, учитывая обязательства России как участника ряда международных соглашений, реальное состояние дел в области нормирования в стране, опыт стран ближнего и дальнего зарубежья и, наконец, наши национальные особенности и интересы в этой сфере.
Что же происходит в области нормативного обеспечения в строительстве в последние годы. Здесь необходимо учитывать принципиально разные ситуации до и после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (июль 2003 года).
Практика деятельности изыскательских, проектных, строительно-монтажных организаций, органов государственной экспертизы проектной документации, государственного строительного надзора в период до принятия закона показывает, что в целом нормативно-техническая база в строительстве соответствовала потребностям отрасли. Напомню, что в то время действовала четко структурированная (83 комплекса) система нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП и т. д.), которую брали за основу, в том числе, развитые страны. Анализ деятельности организаций строительного комплекса показывает, что нормативная база продолжает быть востребованной предприятиями строительного комплекса и после вступления в силу закона.
К сожалению, начиная с 90-х годов, и особенно с 2003 г., фактически были приостановлены разработка новых и актуализация действовавших СНиП. Это привело, во-первых, к устареванию имеющегося фонда нормативных документов, а во-вторых, к тому, что целый ряд прогрессивных технологий проектирования и строительства до сих пор не обеспечен нормативной базой, соответствующей современному техническому уровню. Снижение уровня безопасности и качества зданий и сооружений как следствие проблем с нормативной базой в строительстве и активная позиция строителей стали поводом для повышенного внимания к этим проблемам всех властных структур.
Еврокод не заменит СНИП/ Разница в подходах
Создание института саморегулирования, учреждение национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей и их активная позиция позволили провести работу по совершенствованию законодательства в сфере технического регулирования более целенаправленно, с одной стороны, и параллельно начать работы по системному обновлению нормативной базы — с другой. В результате были приняты изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (№ ФЗ-385 от 30.12.2009 г.), представляющие возможность установления особенностей технического регулирования в строительстве. Специфика технического регулирования зданий и сооружений была установлена в Федеральном законе № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Эти решения позволили сохранить потенциал действующей нормативной базы в области градостроительной деятельности. В соответствии с техническим регламентом, СНиП, утвержденные до дня вступления в силу технического регламента, признаны сводами правил и могут использоваться в качестве доказательной базы технического регламента наряду с национальными стандартами и другими сводами правил.
Учитывая, что в силу объективных причин строительные нормы и правила в течение ряда лет не обновлялись, технический регламент установил, что до 1 июля 2012 года необходимо провести актуализацию СНиП и ГОСТ, включенных в Перечень документов обязательного применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 года.
Необходимо отметить, что по состоянию на начало 2014 года при финансовой и организационной поддержке, прежде всего, национальных объединений строителей (НОСТРОЙ) и проектировщиков (НОП) было в срочном порядке актуализировано 78 сводов правил. Однако до настоящего времени Минстрой России не подготовил и не внес в Правительство РФ новую редакцию Распоряжения Правительства РФ. В результате продолжают действовать в качестве документов обязательного применения устаревшие требования неактуализированных сводов правил. При этом сами актуализированные своды правил устаревают и подлежат повторной актуализации.
В основе актуализации (разработки) сводов правил в области проектирования лежат прежде всего научные исследования, опытно-конструкторские разработки, на которые у государства нет и не предвидится финансовых средств. При этом инициативы в области стандартизации бизнес-структур и профессиональных экспертных организаций фактически подавляются тем же государством: единственный технический комитет по стандартизации — ТК 465 «Строительство» — не только ведется подведомственной Минстрою России организацией, но и возглавляется заместителем министра. Несмотря на неоднократные обращения представителей бизнес-сообщества по созданию новых технических комитетов, по сближению их структуры с аналогичной международной и европейской системами комитетов, сохраняется один комитет, который функционирует в режиме «конфликта интересов» и не справляется с огромным объемом работ по стандартизации, не обеспечивает необходимую координацию со смежными направлениями, а как следствие, еще больше тормозит развитие российской нормативной базы строительства.
Закрытое («кулуарное») формирование программы стандартизации привело к тому, что предложенная ТК 465 Программа стандартизации на 2014 год содержит предложения по разработке стандартов, не учитывающих одобренных Минрегионом Росии программ повышения энергоэффективности зданий и сооружений и обеспечения применения Еврокодов, но включает предложения по «перевыпуску» белорусских стандартов начала 2000-х годов с общим объемом гармонизации с международными и европейскими стандартами не более 15%.
А вместе с тем в Европейском союзе начиная с 1975 года целенаправленно формируется единая система проектирования — система европейских стандартов для проектирования зданий и сооружений (Еврокоды), а также увязанные с ними гармонизированные стандарты для строительной продукции. При этом учитывается опыт ведущих стран в области проектирования и строительства, в том числе научные разработки, сделанные еще в СССР. В 1984 году были опубликованы альтернативные национальным правила проектирования — Еврокоды первого поколения; в 1992–1998 годах — 62 Еврокода в форме предстандартов (ЕNV); наконец, Еврокоды в формате европейских стандартов (ЕN) были опубликованы в 2002–2008 годах. В настоящее время разрабатывается уже четвертое поколение Еврокодов.
Система Еврокодов — это комплекс европейских стандартов (EN) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции, разработанных европейской организацией по стандартизации CEН. При этом в области строительства функционируют 89 технических комитетов СЕН, включая специальный комитет ТК 250 для Еврокодов. Общий массив европейских стандартов в области строительства составляет около 3 тысяч документов.
Еврокоды охватывают все основные области проектирования конструкций (основы проектирования конструкций, нагрузки, пожары, геотехническое проектирование, землетрясения и т. д.), широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни и мачты, и т. д.), а также основных строительных материалов (бетон, сталь, дерево, камень, кирпич и алюминий).
В качестве преимуществ системы Еврокодов можно отметить создание единой, постоянно актуализируемой философии проектирования в ЕС, более подробные и исчерпывающие расчетные нормы, большой объем вспомогательной информации для проектировщика, наличие большого объема передовых практик, в том числе и для нестандартных конструкций, огромный выбор программного обеспечения и шаблонов для расчетов.
И органы власти, и строительное сообщество прекрасно понимают, насколько внедрение современных норм в строительстве, тем более аккумулирующих в себе инженерный опыт передовых стран Европы, важно и актуально, в том числе для привлечения иностранных инвестиций в строительство.
Общий объем десяти Еврокодов, состоящих из 58 частей, составляет более 5 200 страниц. Кроме того, сами Еврокоды содержат ссылки на стандарты, устанавливающие требования на материалы, правила производства работ и т. д. (общее количество ссылочных стандартов ЕН превышает 1 500 документов). Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в совокупности с документами, обеспечивающими их применение. Это так называемый «пакетный» принцип применения Еврокодов на национальном уровне.
Принятые в Европейском союзе Еврокоды внедряются в странах-членах ЕС как национальные стандарты — с учетом различий в географических и климатических условиях, а также образе жизни, которые могут превалировать на национальном, региональном или местном уровне. Указанный подход закреплен пунктом 2.1.2 Руководства L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемого в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС. Еврокоды «признают ответственность разрешительных органов каждой страны-члена и гарантируют их права по определению на национальном уровне величин, имеющих отношение к вопросам безопасности, которые могут варьироваться в разных государствах».
Заложенные в Еврокоды принципы проектирования, классификации материалов и сред, методы расчетов и применяемые при этом коэффициенты существенно отличаются от российской системы технического нормирования в строительстве. Во многом это обусловлено существенными природно-климатическими и геофизическими различиями территорий наших стран: специфические и слабые грунты занимают до 40% территории страны, карстоопасные зоны расположены в 64 субъектах России. Эксперты отмечают принципиальную разницу в температурных режимах, в снеговых и ветровых нагрузках. Особенно надо отметить проблемы вечной мерзлоты (65% территории страны) и сейсмики (40% территории страны). Всё это выливается в специфику проектирования и строительства.
В качестве одного из примеров можно рассмотреть существенные различия и по нагрузкам на здания и сооружения. В Еврокоде EН 1991-1-3 даны величины снеговых нагрузок: в Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м2, в России минимальные нагрузки — 80 кг/м2, а максимальные — 560 кг/м2, что в шесть раз больше европейских нагрузок. Существенные различия по всему спектру применяемых конструктивных и проектных решений в России обусловлены национальными особенностями.
В случае прямого применения Еврокодов в России, без учета этих различий при проектировании, возможны аварии и обрушения. Такие случаи уже были: в Киришах — обрушение верхнего покрытия резервуаров для хранения нефти, в Домодедово — полное обрушение металлоконструкций складского высотного (36 м) комплекса, на Дмитровском шоссе — обрушение несущих стоек на крытой автостоянке сети «Метро».
В настоящее время применительно к Еврокодам для стран-членов ЕС в установленном порядке зарегистрировано более 1 500 параметров, определяемых на национальном уровне. Только в Республике Беларусь при внедрении 58-и Еврокодов было установлено 608 национальных приложений к 33-м Еврокодам. Таким образом, при внедрении Еврокодов необходим период так называемой «национальной адаптации», который предусматривает не только разработку «параметров, определяемых на национальном уровне», но и проведение сравнительных расчетов, испытаний, верификацию программного обеспечения, обучение экспертов и т. д.
Следует учесть, что система Еврокодов направлена только на обеспечение механической прочности и устойчивости зданий и сооружений, в том числе и в случае возгорания, и не может гарантировать выполнение всех обязательных требований безопасности как в самом ЕС, так и в России.
Все другие требования (теплозащита, шумозащита, энергоэффективность, обеспечение доступности для маломобильных групп населения, условий проживания и т. д.), а также требования к входящим в состав зданий и сооружений сетям и системам инженерно-технического обеспечения устанавливаются так же, как и в европейских странах, на национальном уровне, в соответствующих сводах правил, национальных стандартах, технических кодексах установившейся практики (аналог Свода правил).
При принятии решения об альтернативном применении национальных стандартов и сводов правил, разработанных с учетом Еврокодов, также необходимо учитывать, что в Федеральном законе № ФЗ-384 от 30 декабря 2010 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено 8 минимально необходимых требований к зданиям и сооружениям. При этом Еврокоды могут применятся для подтверждения требований по механической прочности и устойчивости и частично для подтверждения требований по пожарной безопасности.
Необходимо также учитывать, что технический регламент, в отличие от Еврокодов, устанавливает требования к входящим в состав зданий и сооружений сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения, а также к процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В соответствии с поручением Правительства РФ о применении Еврокодов на альтернативной основе с целью обес-печения выполнения требований Федерального закона ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (письмо от 16 июня 2010 г. №ИШ-П9-40), в 2010 году на основе соответствующих руководств Европейской комиссии национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей была разработана Комплексная программа мероприятий по гармонизации российской и европейской систем технического нормирования в строительстве на период 2010–2014 гг. Комплексная программа была одобрена 2 декабря 2010 года президиумом коллегии Минрегиона России и общественным советом при Минрегионе России.
В апреле 2011 года была утверждена руководителями профильных министерств (ведомств) стран-участниц Таможенного союза аналогичная Программа мероприятий по гармонизации нормативных документов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Программа разработана на основе Европейского руководства L «Внедрение и использование Еврокодов» и предусматривает принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями, проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений, аттестацию программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т. д.
Российский Технический регламент о безопасности зданий и сооружений допускает применение альтернативных документов обязательного применения (ч. 3 ст. 6 ФЗ-384). При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 6 закона, документы, применяемые на альтернативной основе, должны быть приняты в качестве национальных стандартов или сводов правил.
Таким образом, после принятия Еврокодов в качестве национальных стандартов (сводов правил) их можно включить в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В 2010–2013 гг. национальные объединения строителей и проектировщиков в рамках реализации Комплексной программы провели работы по техническому редактированию и сопоставительному анализу 56-ти частей Еврокодов (из 58-ми существующих), разработали с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов в области строительства проекты национальных приложений для 55-ти частей Еврокодов. Результаты проведенных работ были представлены в Минрегион России, Госстрой и Минстрой России.
Национальное объединение строителей в 2011 году провело анализ всех поддерживающих Еврокоды стандартов и представило их перечень в Минрегион России для организации совместно с Росстандартом работ по их принятию в качестве национальных стандартов.
В 2012 году Национальным объединением строителей были переведены на русский язык и отредактированы методические документы по практическому применению Еврокодов — «Проектирование мостов по Еврокодам. Примеры расчетов» и «Проектирование сейсмостойких сооружений. Примеры расчетов».
В рамках программы гармонизации нормативной базы Национальным объединением строителей и МГСУ совместно с европейскими экспертами была разработана и издана серия справочно-методических пособий для проектировщиков, экспертов, профессорско-преподавательского состава, а также иностранных инвесторов. Кроме того, профессиональным сообществом была проведена серия конференций и обучающих семинаров, как на базе МГСУ, так и выездных, организованных НОСТРОЙ (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хельсинк, Лондон, Берлин).
Кроме того, в соответствии с Комплексной программой проведены работы по сопоставительному расчету объектов проектирования с применением российских нормативов и 25-ти различных частей Еврокодов (расчеты проведены для 10-ти видов конструкций).
Рассмотрим некоторые результаты сопоставительных расчетов.
При проведении поверочных расчетов типовых автодорожных железобетонных пролетных строений мостов в качестве объекта исследования было выбрано 90 вариантов сборных типовых железобетонных пролетных строений мостов массового применения.
Сравнение выполнялось по нагрузочному эффекту и сопротивляемости главных балок пролетных строений наступлению предельных состояний. В целом нагрузочные эффекты от постоянных и временных нагрузок, используемые при проверке прочности и трещиностойкости сечений, полученные по отечественным нормам, были существенно ниже аналогичных величин, полученных по Еврокодам, что говорит о том, что запасы прочности и грузоподъемности пролетных строений, закладываемые при проектировании по отечественным нормам, существенно ниже по сравнению с Еврокодом. Расчеты показали, что несущая способность рассчитанных предварительно напряженных балок, вычисленная по Еврокоду, на 6–7% выше несущей способности, вычисленной по отечественным нормам. В конструкциях с обычной арматурой разница в значениях несущей способности составляет 1–2%.
Сопоставление результатов расчета по СНиП и ЕN полной ветровой нагрузки, а также расчетных усилий в несущих элементах ствола башни (высотой 106,8 м) повышенного уровня ответственности по СНиП и 2 класса надежности по ЕN показало, что расчетные нагрузки, так же, как и усилия в несущих элементах, определенные по ЕN, на 20% превышают значения, определенные по СНиП. В ЕN ветровая нагрузка определяется без учета нагрузки «среднего ветра» сразу для «пикового» значения ветрового давления без анализа форм колебаний сооружения. Такой подход к расчетам не позволяет инженеру правильно оценить и анализировать фактическую работу конструкций.
Сопоставительные расчеты металлоконструкций многопролетного одноэтажного здания павильонного типа показали, что по расходу стали на прогоны, балки и колонны разница составляет от 12% до 16% с перерасходом по Еврокоду. Сопоставительные расчеты стальных конструкций каркаса двухпролетного одноэтажного здания с мостовыми кранами показали перерасход стали от 13% до 30% по сравнению с расчетами по российским нормам. Это объясняется тем, что снеговые и ветровые нагрузки, определенные по Еврокоду, значительно превышают нагрузки, рассчитанные по российским нормам. По снегу превышение составляет почти двукратное, по ветру — более 30%.
Сопоставительные расчеты стальных вертикальных цилиндрических резервуаров объемом 50 000 м3 со стальной стационарной сферической крышей показали существенные проблемы с применением Еврокодов. В списке возможных национально определяемых параметров EN 1991-1-3 отсутствует снеговая нагрузка (равномерная и неравномерная) на сферические купольные покрытия. При этом в Еврокодах запрещается менять (дополнять, изменять) список национально определяемых параметров. Следовательно, проектирование резервуаров по данному Еврокоду становится невозможным.
Дополнительным препятствием служат ограничения по минимальной расчетной температуре металла (МРТМ), приведенные в разделах «Область применения» EN 1993-4-2 и EN 14015:2005. В России и Казахстане существуют районы, где минимальная температура воздуха и, следовательно, минимальная расчетная температура металла ниже –50 °С (по СНиП 23-01-99* для Иркутской области Тм = –59 °С, для Республики Саха Тм = –63 °С, для Эвенкийского АО Тм = –59 °С), что уже исключает применение в этих районах европейских стандартов. Аналогичная ситуация имеет место для Таймырского АО, Республики Тыва, почти всей Магаданской и Читинской областей и ряда районов Казахстана. Вес металла стенки, полученный по Еврокодам, на 22% превышает вес металла стенки по российским нормам. Расчетные усилия в основных несущих элементах конструкции крыши, продольные усилия и изгибающие моменты, рассчитанные по нормам РФ и EN, отличаются друг от друга примерно в 1,3–1,4 раза, при этом большие усилия получены в расчетах по Еврокодам.
В качестве преимущества рассмотренных Еврокодов можно отметить, что их можно использовать для учета аварийных расчетных ситуаций и связанных с ними аварийных нагрузок и воздействий для резервуаров.
В рамках реализации Комплексной программы в течение более чем двух лет готовилось Соглашение о сотрудничестве Росстандарта и европейских органов по стандартизации СЕН/СЕНЕЛЕК, которое должно было обеспечить легитимность принятия европейских стандартов, в том числе Еврокодов, в качестве национальных документов по стандартизации. В ходе жесткого обсуждения проекта соглашения, проходившего при активном участии представителей Национального объединения строителей, в нем были закреплены права национального органа по стандартизации принимать европейские стандарты в качестве российских стандартов с учетом климатических, геофизических, технологических и других особенностей России без уплаты роялти, без обязательной отмены действующих российских документов, без согласования с СЕН/СЕНЕЛЕК, но с последующим уведомлением о принятии. Соглашение было подписано 17 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге.
При проведении работ по гармонизации с Еврокодами необходимо учитывать, что в европейском профессиональном строительном сообществе существуют как проблемы применения Еврокодов, так и ряд претензий к самим документам.
Проблемы применения Еврокодов в странах ЕС во многом вызваны следующими недостатками Еврокодов: наукообразие и большой объем документов, как следствие — неудобство в применении; большой массив национальных приложений (коэффициентов и параметров), как следствие — отсутствие или недостаточная проработка программного обеспечения для них; сложность формул расчета, как следствие — расчет только с помощью программных средств; а также отсутствие в Еврокодах расчетов для ряда распространенных в отдельных странах ЕС конструкций (например, распространенные в Финляндии консольное соединение и сварная WQ-балка), ссылки не только на нормативные документы, но и на научные статьи, ошибки и т. д.
Существенной проблемой применения Еврокодов является методология этапа одновременного «сосуществования» Еврокодов и национальных норм. Принципиальным моментом является руководство при проектировании только одной системой документов. Например, в Финляндии Министерство окружающей среды выпустило специальную инструкцию по применению Еврокодов и национальных Сводов правил серии В. Учитывая, что на практике принципа «несмешения» систем придерживаться практически невозможно (например, гармонизированные стандарты ЕН на строительную продукцию ссылаются и на Еврокоды, и на другие методы расчета), Союз проектных и консалтинговых организаций Финляндии (SKOLry) выпустил специальную инструкцию «Правила параллельного использования Еврокодов и Правил серии В». В Беларуси для этих целей выпущено специальное директивное письмо Министерства архитектуры и строительства и Госстандарта Республики Беларусь, на Украине — решение кабинета министров Украины.
Одним из основных требований к новому поколению Еврокодов является упрощение самих документов с точки зрения их понимания более широким кругом пользователей, а именно:
— повышение однозначности понимания требований, установленных в Еврокодах, повышение их практического применения,
— повышение гармонизации за счет сокращения национальных приложений и ссылок на международные стандарты ИСО, в т. ч. по атмосферному обледенению, воздействию волн и течений на береговые сооружения,
— максимально возможное исключение альтернативных требований,
— исключение тех требований, которые не находят широкого практического применения.
Со стороны Европейской комиссии в декабре 2012 года был выдан мандат М/515 для подготовки нового поколения Еврокодов к разработке. В 2013–2015 гг. должны быть разработаны первые редакции документов. Кроме того, запланированы работы над новыми частями Еврокодов — по оценке зданий, находящихся в эксплуатации, проектированию конструкций со стеклом, применению волоконно-армирующих полимеров (FRP) и мембранных структур, — направленные на повышение существующих требований к прочности зданий и сооружений.
Российская делегация впервые приняла участие в заседании ТК СЕН 250 «Еврокоды» в мае 2011 года. На нем были представлены предложения российской стороны по включению в состав рабочих групп российских экспертов. Впоследствии было подписано соглашение о взаимодействии с европейскими экспертами в области обучения и тренинга специалистов и экспертов.
Активизация российской стороны в работе СЕН по нормированию в области строительства, с одной стороны, дает возможность участия российских экспертов в разработке нового поколения Еврокодов, а с другой — обеспечивает участие ведущих европейских экспертов в реализации российской Программы мероприятий по гармонизации с европейскими стандартами в области строительства.
4 марта 2014 года на заседании президиума совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России был рассмотрен вопрос об инновационном развитии в сфере строительства.
Одним из принятых решений было поручение Минстрою России, Минпромторгу России, Росстандарту «. с участием национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере в ходе реализации комплексной программы мероприятий обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов в области строительства (Еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений». Срок — 17 декабря 2014 года.
По мнению НОСТРОЙ, для выполнения поручения Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева необходимо в оперативном режиме:
— завершить реализацию Комплексной программы, в том числе завершить перевод двух Еврокодов по геотехническому проектированию и разработку национальных приложений к ним;
— обеспечить официальную регистрацию отредактированных переводов Еврокодов и национальных приложений к ним в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов для применения их на добровольной основе;
— обеспечить официальную регистрацию в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов аутентичных переводов поддерживающих Еврокоды европейских стандартов на строительные материалы и методы их испытаний;
— утвердить в качестве национальных стандартов в ускоренном упрощенном порядке Еврокоды с национальными приложениями (в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Росстандарта и европейских органов по стандартизации СЕН/СЕНЕЛЕК, подписанном 17 сентября 2013 года) для применения их на альтернативной основе с аналогичными российскими документами, в соответствии со ст. 6 ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— утвердить дополнения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 года (включает национальные стандарты, разработанные на основе Еврокодов, и национальные приложения), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
— подготовить нормативный правовой акт по порядку применения принятых в качестве национальных стандартов Еврокодов с национальными приложениями.
Также должна быть создана современная инфраструктура разработки и экспертизы Еврокодов — специальный технический комитет по стандартизации, «зеркальный» по отношению к ТК СЕН 250. Этот комитет должен обеспечить возможность участия представителей профессионального экспертного сообщества в планировании, разработке, обсуждении и экспертизе российских стандартов, разработанных на базе Еврокодов и национальных приложений к ним. Существующая структура не позволяет обеспечить соблюдение этих основополагающих принципов стандартизации. И не случайно на мартовском заседании президиума совета при Президенте Российской Федерации одним из принятых решений было поручение Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева Минстрою России, Минпромторгу России, Росстандарту «. с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере рассмотреть существующую структуру и практику работы технических комитетов в сфере строительства и представить предложения по их оптимизации».
Принятие этих мер позволит обеспечить выполнение решений президиума совета в установленные сроки и обес-печить на усмотрение инвесторов выбор между двумя одновременно действующими системами документов: с одной стороны, актуализированными российскими сводами правил, с другой — адаптированными к российским условиям и принятыми в виде российских стандартов Еврокодами с поддерживающими их стандартами. Такая альтернатива будет способствовать продвижению на российский рынок новых современных проектов, разработанных с учетом российских условий и требований безопасности.
Полная или частичная перепечатка материалов — только с письменного разрешения редакции!
Источник: stroy-profi.info
Вся правда о Еврокодах
Zakon.kz
Расчетные СНиПы и Еврокоды отличаются по структуре и содержанию, это разные по формату и статусу документы.
Вся правда о Еврокодах
В соответствии с поручением Главы государства Нурсултана Назарбаева и Правительства в Казахстане с 2010 года проводится реформа системы технического регулирования в строительной отрасли. Это вызвано стремлением Казахстана интегрироваться в мировую экономическую систему через гармонизацию систем и процессов с практикой развитых стран. В основе реформирования нормативно-технической базы заложен поэтапный переход на параметрические принципы в нормировании с внедрением национальных норм СН РК EN, идентичных Еврокодам, сообщает Рalata.kz.
На вопросы о введении Еврокодов в Казахстане отвечает заместитель Секретаря Секретариата Комитета строительства, производства строительных материалов и ЖКХ НПП «Атамекен» Абильман Досанов.
— Как происходит введение Еврокодов?
— Согласно руководящим документам Европейской Комиссии Еврокоды «представляют общую методику проектирования, предназначенную для использования в качестве справочных документов странами-членами ЕС для обеспечения механической прочности и огнестойкости основных несущих конструкций зданий и сооружений». Они не предназначены для прямого применения и должны быть адаптированы к местным условиям.
Для этого в каждой стране, где они применяются, разрабатываются национальные приложения к Еврокодам, в которых указываются параметры (числовые значения), специфические для данной страны, а также могут приводиться дополнительные разъяснения по неточностям, возникшим в связи с переводом стандарта с английского языка на национальный, особенности применения и прочая информация. После адаптации каждый Еврокод приобретает статус стандарта добровольного применения (как правило, в ранге национального стандарта).
Еврокоды состоят из 10 частей, 58 разделов и национальных приложений, которые учитывают казахстанские климатические и сейсмологические условия. На сегодняшний день все 58 разделов и национальных приложений разработаны, от Европейского комитета по стандартизации (СЕН) получено официальное разрешение на принятие Еврокодов на территории Казахстана. Нужно отметить, что Еврокоды относятся к компетенции узких специалистов проектного дела в области строительства. Именно по этой причине среди государственных служащих, предпринимателей, представителей СМИ и населения в большинстве случаев отсутствует верное понимание того, что, во-первых, подразумевается под Еврокодами, во-вторых, какие конкретно практические цели и задачи, связанные с их внедрением в Казахстане, должны быть достигнуты и реализованы участниками строительной деятельности.
— Будут ли упразднены существующие на сегодняшний день на территории Казахстана нормативы в области проектирования с введением Еврокодов?
— Нет, они будут действовать наряду с новыми Еврокодами. Дело в том, что предметная область Еврокодов ограничена только методами расчета, они отвечают за обеспечение механической прочности, устойчивости и огнестойкости несущих конструкций зданий и сооружений. В качестве общего представления необходимо отметить, что методика проектирования по Еврокодам позволяет инженеру-проектировщику обоснованно и правильно рассчитать ту или иную строительную конструкцию здания или, к примеру, мостового сооружения, обеспечив ее механическую и пожарную безопасность.
— В каких странах применяются Еврокоды?
— Еврокоды применяются на территории стран-членов Европейского Союза. При этом следует учесть, что даже в самой Англии, где сегодня работает технический комитет по Еврокодам на базе Британского института стандартизации (BSI), профессионалы в области проектирования не отказались от установившейся практики расчета и проектирования строительных конструкций. Это объясняется добровольным статусом Еврокодов. Пилотные проекты по этой методике осуществлялись в Республике Беларусь, но в связи с увеличением стоимости строительства применение Еврокодов приостановлено. В России в настоящее время вопрос национальной адаптации Еврокодов для применения в Российской Федерации в качестве альтернативы аналогичным отечественным стандартам находится на стадии обсуждения.
— В какой отрасли строительства они применяются?
— Еврокоды применяются при проектировании зданий и сооружений (в области проектирования). Однако Европейская Комиссия рекомендует данные стандарты застройщикам и другим участникам внутреннего рынка в сфере строительства стран-членов ЕС в качестве добровольного средства соблюдения требований регионального регламента по строительной продукции (Регламент № 305/2011).
— Почему так важно их введение в Казахстане? Что это нам даст? Ведь Еврокоды обозначены даже в плане нации 100 шагов.
— Сегодня задача внедрения Еврокодов в Казахстане уже поставлена самим высшим руководством страны. И, чтобы данный конкретный шаг президентской реформы был реализован успешно, а именно позволил «интегрировать строительную отрасль Казахстана в Европейскую систему технического регулирования, устранить технические барьеры для деятельности иностранных инвесторов на рынке Казахстана, применить зарубежные передовые технологии и инновации, а также повысить технический уровень и конкурентоспособность отечественных строительных организаций и предприятий, профессионального уровня специалистов», предстоит сделать много работы. Кроме того, это даст возможность отечественным производителям строительной продукции выйти на европейский рынок, изготавливать продукцию, отвечающую европейским стандартам, оказывать строительные и инжиниринговые услуги в странах ЕС, сократить затраты на Европейскую сертификацию строительных материалов и изделий.
Но необходимо учесть и отработать особые подходы к вопросу применения Еврокодов на территории Казахстана, естественные природно-климатические (ветровая и снеговая нагрузка, резкие перепады температур наружного воздуха) и геофизические (районы со сложными грунтовыми и сейсмическими условиями) условия которой отличаются от условий в европейских странах. В вопросе введения Еврокодов в Казахстане также необходимо учитывать международные обязательства, взятые Казахстаном в лице национального органа по стандартизации в отношении европейских стандартов, а также следовать общепринятой практике содействия Европейской комиссии и региональной организации по стандартизации CEN по адаптации Еврокодов на территории стран, не являющихся членами ЕС. То есть, нет необходимости «изобретать велосипед» в данном непростом вопросе для строительной отрасли.
— Чем Еврокоды отличаются от наших СНИПов?
— Ученые и специалисты-проектировщики стран СНГ не первый год выявляют разницу между Еврокодами и СНиПами по расчету и проектированию несущих строительных конструкций (а не всех СНиПов вообще). В качестве основных выводов специалисты, являющиеся представителями советской школы проектирования, стремятся ответить на вопрос: как влияют результаты расчетов строительных конструкций по разным методикам (СНиП и Еврокод) на их стоимость?
Соответственно, как отражается проектирование по СНиП и Еврокод на итоговой стоимости строительства? Что выгоднее? Однозначных ответов, какая методика имеет преимущество, на сегодняшний день не получено. Основная причина в том, что такие сравнительные исследования очень мало были апробированы на реальных объектах из-за отсутствия должного финансирования.
Но то, что можно утверждать абсолютно точно, И в то же время цели и задачи, которые преследуются в результате применения этих документов, совпадают. Основное их назначение — обеспечение безопасности строительных конструкций из различных материалов по двум ключевым аспектам: их механической прочности и огнестойкости.
— Межгосударственные стандарты строительства, которые принимались в Таможенном сюзе, и Еврокоды отличаются друг от друга?
— Как известно, сегодня действует Договор о ЕАЭС, и все вопросы, касающиеся принципов технического регулирования в отдельных секторах экономики, в том числе и в области строительства, оговорены в данном международном договоре, в частности в приложении под номером 9 «Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза». В рамках нового образования ЕАЭС пока отсутствует комплект региональных стандартов, аналогичных Еврокодам.
— Еврокоды приняты в Казахстане в 2015 году. Когда они начинают действовать, сколько времени займет процесс внедрения новых стандартов?
— Действительно, Еврокоды приняты в Казахстане 1 июля 2015 года. При этом наряду с их применением обусловлено параллельное применение существующих нормативов в области проектного дела. Разработка Еврокодов, их принятие и введение в действие принимались за последние годы под эгидой уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
Насколько мне известно, под их эгидой на этот год планируется осуществление пилотного проекта по строительству жилого комплекса с использованием данной методики. Процесс введения Еврокодов в нашей стране теперь уже надо рассматривать как реализацию серьезного институционального системного проекта намеченной президентской реформы. Для того, чтобы строительную отрасль и профессиональное сообщество подготовить к изменениям в связи с введением новой методики расчета и проектирования строительных конструкций из различных инновационных материалов, сначала нужно выработать согласованный на государственном уровне национальный план поэтапных действий по адаптации Еврокодов в РК. На наш взгляд, тогда процесс введения Еврокодов ускорится и первые результаты могут быть получены в среднесрочном периоде 3-5 лет.
— Повлияет ли введение Еврокодов на привлечение инвестиций?
— В самих Еврокодах в большом количестве содержатся ссылки на другие европейские стандарты, строительные материалы и изделия, методы испытаний конструкций и материалов, освоенные в многолетней экономической практике проектировщиками, строителями и производителями из стран Европейского Союза и других. Поэтому, безусловно, следует ожидать повышения интереса к реализации строительных проектов на территории РК как стороны иностранных инвесторов, а также усиления конкуренции со стороны иностранных участников проектно-строительной деятельности. Вкладывать инвестиции в Казахстан будут стремиться, прежде всего, участники из стран ЕС, которые будут продвигать на наш рынок строительные технологии и инновационные материалы европейского производства и качества.
— Как изменится работа строителей с введением Еврокодов?
— С реальным введением Еврокодов на территории Казахстана строительные компании будут вынуждены переориентироваться на культуру исполнения строительных работ с более высокими требованиями к качеству и безопасности строительных объектов. Очевидными и существенными изменениями в строительной отрасли Казахстана должны считаться появление в ближайшей перспективе заводов-изготовителей и строительных технологий на площадке, соответствующих уровню технической оснащенности строительной отрасли европейских стран.
— В СМИ сообщают, что Еврокоды отличаются от СНиПов тем, что в них не говорится, что делать, а говорится, какие результаты должны быть. Дает ли это большую свободу проектировщикам и исполнителям?
— Ранее мной было отмечено, что в СМИ очень часто отсутствует верное и ясное понимание, что такое Еврокоды. Когда ставится вопрос о предоставлении большой свободы проектировщикам и другим исполнителям из строительной отрасли, конечно, речь не должна идти о снижении каких-либо разумных требований по обеспечению безопасности строительных объектов. В этом понимании вопроса Еврокоды не предоставляют послаблений, предписания есть и там тоже, как и в СНиПах. Другое дело, когда речь идет о свободе добровольного выбора проектировщиком или иными исполнителями нормативно-технического документа или одобренного метода для подтверждения соответствия реализованного ими проектного или строительного решения обязательным требованиям к безопасности. Практика передовых стран свидетельствует, что такая свобода обеспечивается не Еврокодами и не СНиПами, а такими актами, как Building Regulation (строительный регламент) или Building Code (строительный кодекс).
Источник: www.zakon.kz