Что такое фонд жилищного строительства

Содержание

О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

(В редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 153-ФЗ, от 02.08.2019 № 261-ФЗ, от 04.11.2019 № 359-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 30.12.2020 № 542-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ) (С учетом Федерального закона от 14.07.2022 № 326-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

КРАЕВОЙ ФОНД ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МОГУТ ПРИЗНАТЬ БАНКРОТОМ

(Дополнение абзацем — Федеральный закон от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании «Фонд развития территорий». (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Статья 2. Цель и порядок создания публично-правовой компании

1. Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее — Фонд) — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Учредителем Фонда является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее — уполномоченный орган) .

3. Фонд действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.

4. Местом нахождения Фонда является город Москва.

(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 436-ФЗ)

Статья 3. Цели деятельности, функции, полномочия и деятельность Фонда

1. К целям деятельности Фонда относятся:

1) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

2) содействие модернизации жилищно-коммунального хозяйства, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрению ресурсосберегающих технологий;

3) обеспечение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

КРАЕВОЙ ФОНД ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ИДЁТ НА ДНО

4) содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан — участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений. Под участником строительства в целях настоящего Федерального закона понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, требование о передаче машино-места и (или) нежилого помещения или денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) «;

5) иные определенные Правительством Российской Федерации цели, связанные с обеспечением устойчивого развития территорий, созданием комфортных и благоприятных условий проживания граждан, защитой прав и законных интересов граждан — участников строительства.

2. Для достижения целей деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, Фонд осуществляет следующие функции и полномочия:

1) функции и полномочия, связанные с защитой прав и законных интересов граждан — участников строительства;

2) функции и полномочия, связанные с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

3) функции и полномочия, связанные с содействием в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан;

4) иные функции и полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. К функциям и полномочиям, связанным с защитой прав и законных интересов граждан — участников строительства, относятся:

1) формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и имущества, приобретенного за счет инвестирования указанных денежных средств (далее — компенсационный фонд) ;

2) учет поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд и взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав) , в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения контроля за исполнением застройщиком обязанности по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;

3) выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам — участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 31 пункта 1 статьи 2011 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » (далее — нежилые помещения) , при несостоятельности (банкротстве) застройщика, в том числе жилищно-строительного кооператива, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам, являющимся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 20110 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » и которому были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок (далее — кооператив) , если требования указанных граждан были погашены в деле о банкротстве застройщика путем такой передачи в соответствии с реестром требований участников строительства (реестром требований о передаче жилых помещений) и если указанные граждане имеют в отношении соответствующего кооператива требования о передаче жилых помещений, машино-мест и (или) нежилых помещений;

5) взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами для перечисления части возмещения при выплате его гражданину по договору, предусматривающему передачу жилых помещений, в размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала;

6) аккредитация арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, и утверждение программы обучения арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков;

7) финансирование за счет имущества Фонда мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более) , зданий (сооружений) , предназначенных исключительно для размещения машино-мест (далее — объекты незавершенного строительства) , а также по завершению строительства (строительству) объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях последующей безвозмездной передачи объектов инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (далее — объекты инфраструктуры) , в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения ввода при завершении строительства объектов незавершенного строительства в эксплуатацию;

Читайте также:  Бетоноконтакт в строительстве что это

8) выдача поручительства, предусмотренного статьей 132 настоящего Федерального закона;

9) реализация имущества, переданного Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) «, в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

10) совершение в качестве агента некоммерческой организации в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 211 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Фонд субъекта Российской Федерации) , юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в находящихся в собственности Фонда субъекта Российской Федерации объектах, завершение строительства которых осуществлялось с привлечением средств Фонда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

11) осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в том числе права на которые переданы Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) «, в соответствии с частями 2 — 4 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 542-ФЗ «О внесении изменений в статью 20115-2-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) » и статьи 3 и 134 Федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

12) осуществление функций технического заказчика, включая проведение Фондом или специально созданным им для данных целей юридическим лицом строительного контроля, в том числе путем создания Фондом для целей осуществления таких функций специального юридического лица, в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, завершение строительства которых осуществляется Фондом субъекта Российской Федерации с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом;

13) осуществление иных функций и полномочий, связанных с защитой прав и законных интересов граждан — участников строительства, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. К функциям и полномочиям, связанным с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, относятся:

1) предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на комплексное развитие территории жилой застройки, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее — финансовая поддержка за счет средств Фонда) ;

2) создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, модернизация, развитие, вывод из эксплуатации информационных систем, в том числе в случаях и порядке, которые определены уполномоченным органом, в целях проведения мониторинга в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формирования, ведения реестра территорий, в отношении которых может быть принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, реестра многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, реестра жилых помещений, признанных непригодными для проживания, реестра граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания, граждан, являющихся пользователями указанных жилых помещений по договору социального найма, с указанием прав граждан в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, признанием жилых помещений непригодными для проживания, реестра многоквартирных домов, признанных находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

3) осуществление мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, осуществления региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

4) выполнение в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, функции агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;

5) осуществление мониторинга устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства в случаях и порядке, которые определены уполномоченным органом;

6) осуществление в случаях и порядке, которые определены уполномоченным органом, мониторинга состояния систем и объектов водоснабжения, водоотведения (включая отведение поверхностных сточных вод) , теплоснабжения, включающего мониторинг реализации программ модернизации таких систем и объектов, в том числе инвестиционных программ, реализации концессионных соглашений;

7) привлечение кредитных и иных заемных средств в порядке и на условиях, которые определены наблюдательным советом Фонда, в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

8) привлечение средств Фонда национального благосостояния, в том числе путем размещения облигаций без обеспечения, в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, и предоставление за счет привлеченных средств займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях, определенных статьей 137 настоящего Федерального закона, с учетом требований, предусмотренных указанной статьей;

9) осуществление информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

10) содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

11) осуществление иных функций и полномочий, связанных с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

5. К функциям и полномочиям, связанным с содействием в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан, относятся:

1) содействие комплексному развитию территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

2) осуществление функций застройщика, технического заказчика в случаях, определенных Правительством Российской Федерации;

3) реализация совместных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, имеющим низкий уровень дохода, гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, многодетным семьям (далее — отдельные категории граждан) ;

4) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и застройщиками;

5) осуществление иных функций и полномочий, связанных с содействием в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

6. В целях выполнения функций и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Фонд вправе:

1) создавать юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе специализированные общества проектного финансирования;

2) осуществлять права учредителя в отношении юридических лиц, созданных им и являющихся унитарными юридическими лицами;

3) вносить в уставный капитал юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей части, земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 20115-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) «;

4) осуществлять корпоративные (членские) права и исполнять обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является Фонд;

5) выпускать облигации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Читайте также:  Апелляционная жалоба по долевому строительству

6) инвестировать временно свободные средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) осуществлять иную, в том числе приносящую доход, деятельность, направленную на достижение поставленных перед Фондом в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.

7. Фонд в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться участником государственных программ Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: government.ru

ФРЖС РБ (НО)

ФРЖС РБ (НО)

Строить на совесть и без долгов. По такому принципу вот уже четыре года стремиться работать Фонд РЖС. Главная задача ФРЖС — создать все условия, чтобы каждый житель нашей страны, нуждающийся в улучшении жилищных условий, в не зависимости от социального статуса, имел возможность приобрести жильё в рассрочку на выгодных условиях.

За время работы ФРЖС построены сотни жилых объектов по всей республике. И еще столько же возводят прямо сейчас в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Давлекановском, Бирском, Федоровском районах. Одна из главных особенностей фонда развития жилищного строительства это комплексный подход. Он предусматривает строительство не только домов, но и инфраструктуры.

При этом в используются технологии и методика, позволяющая значительно сократить сроки возведения. И применяются они на каждом объекте. ФРЖС предоставляет потребителю четыре основных продукта.

Первый это социальная ипотека, с займом под 8%. Воспользоваться им могут люди, проживающие на территории нашего регион на постоянной основе с регистрацией. При этом информация о них должна содержаться в автоматизированной базе граждан, которым необходимо жилье. Условия следующие: вернуть займ необходимо до 28 октября 2027 года. Форме погашения — в виде ежемесячные равные платеж.

Размер первоначального взноса должен составлять не менее 20% стоимости приобретаемой недвижимости.

Второй продукт — наём с правом выкупа. Она для тех, кто столкнулся с проблемой в банке и никак не может получить одобрение на кредит. ФРЖС решает и эту проблему. Человек может заселиться и жить в квартире, постепенно выкупая своё жильё. Ипотекой без первоначального взноса могут те, у кого нет в запасе накоплений и нет времени на ожидания.

Фонд предоставит такой категории граждан заём, чтобы оплатить первоначальный взнос при покупке жилья на определенных условиях.

Домокомплекты — это третий продукт ФРЖС. Размер займа на строительство индивидуального жилого дома составляет триста тысяч сроком на 5 лет. Обязательно условия — земельный участок в собственности или в аренде. Еще один важный нюанс. Фонд выступает некой платформой для развития здоровой конкуренции между строительными компаниями.

В тот же момент ФРЖС является проводником между потенциальными покупателями жилья и банками. А также строительными и риэлторскими компаниями. Специалисты фонда сотрудничают с самыми опытными и надежными партнерами. В результате имеют возможность попытаться просчитать все вероятные риски проектов. И тем самым быть готовым отстаивать интересы людей в сложных ситуациях.

ФРЖС — официальная правовая информация о застройщике

Фонд Развития Жилищного Строительства РБ — некоммерческая организация, осуществляющая функции застройщика. Деятельность фонда сконцетрированна на поддержке незащищенных слоев населения.

В их число входят:

Участники жилищно-строительных сбережений;Молодые семьи;
Многодетные семьи;
Люди, признанные нуждающимися в жилье;
Ветераны ВОВ и боевых действий;
Военнослужащие, уволенные в запас (военная ипотека);
и еще целый ряд прослоек населения.

ФРЖС ведет строительство по всей Республике, в построенные дома заселяются так называемые «обманутые дольщики», признанные таковыми в установленном порядке.
Застройщик ФРЖС

Источник: ufanovostroyka.ru

Что такое фонд жилищного строительства

В соответствии со второй частью статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд государства подразделяется на следующие категории:

  • Частный фонд – жилые помещения, пребывающие в собственности частных и юридических лиц.
  • Государственный фонд – жилые помещения, которые находятся в собственности Российской Федерации, а также объекты, которые принадлежат различным субъектам РФ.
  • Муниципальный фонд – жилые помещения, которые принадлежат различным муниципальным образованиям.

Основная часть жилищного фонда государства находится в собственности юридических лиц и частных домовладельцев.

Департамент жилищного фонда

ДЖПиЖФ (Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) работает под руководством Правительства Москвы и считается одним из органов исполнительной власти столицы РФ. Департамент относится к учреждениям социальной сферы. Основная цель, которую преследует организация – разработка и внедрение единых стандартов жилищной политики на территории Москвы. ДЖПиЖФ выступает от лица собственника жилых помещений города Москвы в случае необходимости реализации жилищных программ, решения социальных задач, а также распоряжения жилыми помещениями.

Жилищный фонд при президенте

Жилищный фон при президенте республики Татарстан активно работает над привлечением внебюджетных средств в рамках действия государственных программ по финансированию ряда объектов строительства. В процессе реализации ряда проектов фонд выступает в качестве заказчика-застройщика. В этом статусе организация привлекла к деятельности инвестиционного характера практически все строительные компании, активно работающие Республике Татарстан. В общей сложности над строительством различных объектов трудятся более 10 проектных и порядка 150 подрядных компаний.

Эксплуатация жилищного фонда

Основные принципы, которых придерживается государство в процессе эксплуатации помещений жилищного фонда:

  • Защита и контроль интересов государства, а также граждан в процессе проведения ремонтных работ, а также контроль над соблюдением требований проектно-сметной и нормативной документации при ремонте.
  • Контроль над выполнением требований жилищного и градостроительного законодательства подрядными организациями, управляющими компаниями и гражданами.
  • Своевременное предупреждение путем выявления нарушений при капительном ремонте, а также квалифицированное устранение последствий допущенных нарушений.

Жилищный фонд РТ

Программа по ликвидации ветхого жилья – первое мероприятие республиканского масштаба, возложенное на внебюджетный государственный фонд, функционирующий при Президенте РТ. В рамках реализации проекта совместными усилиями районных и городских администраций составлены списки ветхих домов. Помимо этого определен перечень граждан, проживающих в таких домах, с целью планирования необходимых объемов строительства нового жилья. Параллельно компетентные специалисты ведут дискуссию на предмет освоения новых территорий, особенностей прокладки коммуникаций, организации функционирования объектов бытовой и культурной сферы.

Совет от Сравни.ру: Проведение любых операций с недвижимостью требует совершенного знания Жилищного кодекса РФ, а также ряда других законодательных актов, которые могут быть полезными в зависимости от ситуации. Нередко проблемы с покупкой жилья или инвестициями в недвижимость возникают по причине отсутствия своевременного перевода объекта из одной категории в другую. Гарантии оперативной и квалифицированной проверки документов обеспечит сотрудничество с профессиональным юристом или адвокатом.

Источник: www.sravni.ru

Государственный жилищный фонд

Государственный жилищный фонд – совокупность всех жилых площадей, которые находяться на территории государства.

Жилая площадь, является самым желанным приобретением любой семьи в нашей стране, поэтому спрос на нее не меняется, а наоборот увеличивается с каждым годом. С момента обретения независимости, в России было закреплено право частной собственности, которое распространяется на все имущество, включая и жилую недвижимость. Но в юридической практике, существуют некоторые особенности, связанные с реализацией права граждан, на приобретение жилья в частную собственность. Одной, из такой, является понятие (термин) государственный жилой фонд.

Что такое жилой фонд

Для того, чтобы полностью раскрыть термин — государственный жилищный фонд, необходимо иметь понятие, что такое вообще жилой фонд, и из чего он состоит. Сразу необходимо отметить, что оно содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, и характеризуется как совокупность всех жилых помещений, которые располагаются на территории нашей страны. Под такими помещениями подразумеваются все строения пригодные для проживания граждан, и используемые по прямому назначению.

В состав общего жилищного фонда входят следующие помещения:

— квартиры, которые располагаются в многоквартирных жилых домах;

— частные дома и котеджы;

— комнаты в различных общежитиях;

Квартиры

К такому понятию как квартира относятся специальные жилые помещения, которые располагаются в многоквартирных жилых домах, которые могут быть многоэтажными и одноэтажными. Их количество зависит от планировки зданий, и все они имеют свою площадь, оборудованы комнатами, предназначенными для проживания, а также санитарными узлами (туалет, ванна) и помещением для приготовления еды (кухня).

Отличие квартир от иных жилых помещений состоит в том, что они имеют две площади, жилую и общую. Общая площадь, в случае раздела в натуре (между супругами либо наследниками), всегда остается в совместном пользовании, между совладельцами. Кроме этого, планировка и расположение, не позволяют делать несколько входов, за исключением тех квартир, которые располагаются на первых этажах. Несколько квартир, можно объединить в одну.

Частные домовладения и котеджы

Этот вид жилых помещений, также имеет свои особенности, и отличается от квартир тем, что в них можно проводить различные реконструкции, создавать несколько отдельных входов. Также они имеют прилегающие участки земли, на которых можно строить различные бытовые сооружения, либо пристраивать дополнительные комнаты для проживания.

Читайте также:  Требования к строительству дома на участке

Котеджы отличаются от частных домовладений тем, что они построены на нескольких хозяев, поэтому оборудуются отдельными входами для каждого хозяина. Такие жилые помещения одноэтажные, но по желанию владельцев, могут быть реконструированы и иметь два, а то и три этажа.

Комнаты в общежитиях

Это особый вид жилых помещений. Располагаются они также в больших строениях, которые могут быть как многоэтажными, так и одноэтажными. Так как они были придуманы в Советском Союзе, и предоставлялись как временное жилье различным рабочим и служащим, пока не будет выдана государственная квартира.

Это наложило отпечаток на их планировку, поэтому некоторые эксперты делят их на простые, и семейные:

1. Простые общежития состоят из множества жилых комнат, в которых может проживать от 1-го до 4-х человек, общую кухню, ванну и туалет.

2. Семейные общежития состоят из отдельных жилых помещений (одной или двух жилых комнат) с отдельным санитарным узлом и небольшой кухней.

Коммунальные квартиры

Коммунальные квартиры, это отдельный вид жилых помещений, которые отличаются от простых квартир тем, что в них имеется общая кухня, туалет, ванна, коридор, а в каждой жилой комнате проживают люди, которые являются их владельцами. В случае раздела квартиры между наследниками или бывшими супругами, она может стать коммунальной.

Государственный жилой фонд

До того, как Российская Федерация объявила о своей независимости и находилась в составе СССР, весь жилой фонд, был государственным. Это означало, что люди, проживавшие в различных жилых помещениях, не имели права собственности на них. После объявления о своей независимости, в нашей стране была принята новая Конституция, которая гарантировала каждому гражданину возможность, получить в частную собственность любое жилое помещение.

С юридической точки зрения, это происходило путем приватизации. Приватизация, это процесс перехода жилого помещения из государственной собственности, в частную. В этой плоскости и лежит термин государственный жилой фонд. Фактически, это весь жилой фонд, который находится в собственности нашей страны, и не приватизирован. То есть собственником таких жилых помещений является Российская Федерация.

Государственный жилой фонд делится на такие группы:

— жилой фонд, принадлежащий государству;

— жилой фонд, принадлежащий субъектам Федерации;

— жилой фонд, принадлежащий муниципальным властям.

alt=

Жилой Фонд, принадлежащий государству

Сюда можно отнести все такие помещения, которые есть в собственности государственных органов, и только они могут принимать решения по его управлению. Под таким управлением подразумевается разрешение на приватизацию, на проведение различного ремонта, и любых других юридических манипуляций с ним.

Жилой фонд принадлежащий субъектам Федерации

К такому жилому фонду можно отнести различные помещения, которые были переданы в оперативное управление и полное распоряжение субъектам Федерации. К ним относятся различные города Федерального значения, Республики, области и округи. Важно знать, что полномочия по оперативному управлению и распоряжению этим фондом, могут быть переданы только специальным правительственным органом, что подтверждается распоряжением или постановлением. Более никаких способов передачи с одного фонда в другой действующим законодательством не предусмотрено.

Жилой фонд принадлежащий муниципальным властям

Под такими жилыми помещениями, подразумеваются помещения, которые находятся в распоряжении различных муниципальных образований, расположенных на территории Российской Федерации. Это могут быть районы в городах, и другие территориальные образования, созданные на основании специальной законодательной базы. Именно муниципалитет, и принимает решение о дальнейшей судьбе жилых помещений, которые находятся в его ведении.

Также следует рассмотреть такие два понятия как хозяйственное ведение жилищного фонда и оперативное управление.

В специальное оперативное управления, такой государственный жилой фонд может быть отдан только различным казенным предприятиям и государственным учреждением. Под таким управлением подразумевается право, распоряжаться жильем на свое усмотрение (вселять людей по мере надобности, получать оплату за жилье и другие действия).

Но возникает один вопрос, состоящий в том, что все жилье, согласно действующему законодательству может быть приватизировано, и это понятие потеряет свою юридическую силу. Но это не так. Согласно того же Жилищного Кодекса Российской Федерации, не все жилые помещения, которые относятся к государственному жилому фонду, могут быть приватизированы, то есть перейти в частную собственность. К таким помещениям Закон относит следующие:

— жилые помещения, которые располагаются на территориях различных воинских частей и подразделений, государственных учреждений и предприятий;

— жилые помещения, которые находятся в различных природных парках, заповедниках, ботанических садах, региональных ландшафтных парках, дендрологических, зоологических и других национальных парках, парков которые являются памятниками садово-паркового искусства, историко-культурных заповедниках и заповедниках-музеях;

— комнаты в общежитиях;

— жилые помещения, которые расположены в зоне так называемого обязательного отселения, которая подверглась загрязнению в результате чернобыльской катастрофы;

— жилые помещения, которые расположены в аварийных домах, подлежащих сносу, где проживание несет опасность;

— служебные жилые помещения.

Именно этот жилой фонд, в обязательном порядке остается государственным, и ни при каких обстоятельствах не может стать частным.

Но из этого правила также существуют исключения. Жилищный фонд, который был перечислен выше, может быть передан в частную собственность путем приватизации, при проведении определенных юридических манипуляций. Например, общежития, могут быть переданы в региональные или муниципальные жилые фонды, которыми может быть принято решение об их дальнейшей приватизации. Для этого выдается специальное постановление, после чего происходит реконструкция этих помещений.

Суть реконструкции состоит в том, что комнаты увеличиваются в своей площади, чтобы соответствовать установленным нормам жилой площади на одного человека. Также можно приватизировать и служебные квартиры. Для этого необходимо проработать определенное время на том предприятии или в государственном органе, который и выдал служебное жилье. После чего, необходимо обратится в этот орган, в чем ведении находится жилой фонд, в котором расположена служебная квартира и получить специальное разрешение на приватизацию.

Лица проживающие в жилом фонде, который отнесен к аварийному, могут не переживать, что не станут собственниками жилья. Рано или поздно, они будут из него отселены, в новые квартиры или дома, которые принадлежат государственному жилому фонду. Через некоторое время, они получат право на проведение приватизации этого жилья, и станут его собственниками.

В остальных указанных случаях, приватизация жилищного фонда юридически не возможна. Если даже это произойдет, то прокуратура обязана будет обратиться в суд, чтобы судебным решением сделать отмену приватизации, и право собственности будет утеряно.

Порядок перехода жилых помещений в частную собственность

Перед тем как рассмотреть данный вопрос, необходимо отметить, что любые манипуляции с жилой недвижимостью, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, можно начинать после того, как жилое помещение станет частной собственностью. Как было указано ранее, данный процесс перехода называется приватизацией. Для того, чтобы этот процесс стал возможен, лицо, решившее стать собственником такого жилого помещения, должен быть нанимателем.

Под наймом жилого помещения относящегося к государственному жилому фонду, подразумевается, заключение специального договора с жилищной конторой, в котором будет указано, что в квартире или доме проживает наниматель со своей семьей. Они обязаны оплачивать коммунальные услуги, а жилищная контора, должна оказывать их. Основанием, которое подтверждает право человека на проживание в помещениях этого фонда, является ордер.

После того, как человек решил стать собственником квартиры, он обращается со специальным заявлением в уполномоченные государственные органы, и после сбора всех необходимых документов, последние выдают специальное распоряжение, дающее право на то, чтобы жилое помещение перешло в частную собственность. Именно с этого момента, и наступает право собственника на совершение различных сделок со своим жильем.

Понятие государственный жилищный фонд, не такое уж сложное при детальном рассмотрении. Единственно на что нужно обратить внимание это на перечень объектов жилого фонда, которые не могут быть переданы в частную собственность, так как есть много мошенников обещающих это сделать. Во всех остальных случаях, любое жилое помещение, будь-то квартира, дом коттедж или комната в общежитии, может стать собственностью лица и его семьи, которые в нем проживают. Нужно только знать, к какому именно государственному жилищному фонду относится помещение, чтобы не тратить лишнее время на его приватизацию.

Источник: utmagazine.ru

Рейтинг
Загрузка ...