Государственно-частное партнерство в сфере строительства – это способ развития инфраструктуры, в основе которого находится долгосрочное взаимодействие органов государственной власти и представителей бизнеса, обеспечивающее участие частной стороны в проектировании, финансировании, реконструкции или строительстве объектов инфраструктуры, а также в их последующей эксплуатации и техническом обслуживании.
Причины развития государственно-частного партнерства в сфере строительства
В условиях современной рыночной экономики в сочетании с централизованным регулированием в качестве необходимого условия совершенствования экономических процессов выступает формирование механизмов, обеспечивающих координацию и взаимодействие различных субъектов хозяйствования, органов государственной власти при реализации определенных проектов, включая строительную отрасль.
Поскольку строительная отрасль представляет собой базовую и приоритетную отрасли национальной экономики, она формирует основу для применения различных механизмов успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственной власти.
Мастер-класс «Особенности юридического структурирования проекта ГЧП»
Государственно-частное партнерство в строительстве представляет собой совокупность методов и форм долгосрочного и среднесрочного сотрудничества органов государственного управления и организаций, направленное на достижение общих целей в сфере строительства и содержания различных объектов и решение с их помощью общественно значимых задач. Государственно-частное партнерство представляет собой эффективную форму взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов при создании объектов различной инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство строительной отрасли обеспечивает возможность конструктивного взаимовыгодного диалога между органами власти и субъектами хозяйствования. Оно выступает в качестве инструмента, обеспечивающего привлечение дополнительных ресурсов при реализации проектов, имеющих социальную значимость, что формирует его выгодность для государства, а для бизнеса улучшает условия ведения деятельности и повышения эффективности.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственно-частное партнерство в строительной отрасли представляет собой юридически оформленное сотрудничество на долгосрочную перспективу между органами государственной власти и бизнес-сообществом с целью решения социально значимых задач путем формирования необходимой инфраструктуры.
Значимость государственно-частного партнерства в строительстве для органов государственной власти
Государственно-частное партнерство в строительстве обеспечивает органам государственной власти получение следующих преимуществ:
- во-первых, возможность разделения затрат с частными партнерами при реализации долгосрочных строительных проектов, имеющих длительный срок окупаемости;
- во-вторых, возможность передачи некоторых рисков социально-экономического и технического характера и частного бизнеса.
В числе рисков строительных проектов можно обозначить следующие обстоятельства:
Государственно-частное партнерство
- во-первых, перманентный рост цен на подрядные работы и строительные материалы, способный оказать отрицательное воздействие на окупаемость любых долгосрочных строительных проектов;
- во-вторых, высокий удельный вес просроченной кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов строительной отрасли, отрицательно влияющий на кредитоспособность этих хозяйствующих субъектов;
- в-третьих, высокий уровень изношенности основных фондов строительных хозяйствующих субъектов;
- в-четвертых, низкая производительность труда, в том числе за счет отсутствия квалифицированного персонала;
- в-пятых, наличие ярко выраженной сезонности строительных работ, их высокой зависимости от погоды и иных и географических факторов;
- в-шестых, низкий уровень платежеспособности заказчиков;
- в-седьмых, наличие недобросовестной конкуренции строительной отрасли, особенно при проведении тендеров;
- в-восьмых, высокий уровень динамизма условий внутренней и внешней среды функционирования строительных организаций.
Принципиальные основы государственно-частного партнерства в строительной отрасли
В основе государственно-частного партнерства строительной отрасли находятся следующие принципы:
Источник: spravochnick.ru
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Эффективным способом поддержки развития предпринимательства со стороны органов власти является государственно-частное и муниципально-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
Основные модели ГЧП
1. Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о КС);
2. Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находиться в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП), соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ.
ПРИЗНАКИ ГЧП
Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) | Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов |
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. | Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП. Наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков. |
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной | Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения |
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Преимущества механизма ГЧП
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде | Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) | Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг | Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий | Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) | Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике | Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом | В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия
По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.
В 2015 году был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике. Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.
Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.
В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т. д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable Ключевые отличия концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве
КС | СГЧП | |
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ | всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом) | возникает у частного партнера |
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | всегда возлагается на концессионера | может быть возложено на публичного партнера |
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» и о внесении изменений в отдельные законы Калининградской области» был признан утратившим силу (в соответствии с Законом Калининградской области от 23.12.2015 № 505 «О признании утратившим силу Закона Калининградской области «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»).
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 07.07.2016 № 281 «Об уполномоченных органах исполнительной власти Калининградской области в сфере государственно-частного партнерства, о внесении дополнения и изменений в постановление Правительства Калининградской области от 13 марта 2015 года №112» Министерство экономики Калининградской области определено органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона № 224-ФЗ.
Источник: ppp.kgd-rdc.ru
Государственно-частное партнерство
Москва поддерживает инвестиционные инициативы любого масштаба.
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и увеличение частных инвестиций – приоритетные задачи экономики Москвы.
Общий объем контрактов на условиях ГЧП превышает 1,1 трлн рублей.
Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП.
Действие выполнено успешно
Спасибо Вам, что выполнили это действие!
Назад на страницу
Что такое ГЧП
Государственно-частное партнерство – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.
Цели ГЧП:
- привлечение частных инвестиций в производство товаров и услуг;
- развитие общественной инфраструктуры;
- увеличение роли бизнеса в экономическом обороте.
Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:
- разнообразие используемых форм ГЧП;
- невмешательство в операционную деятельность инвестора;
- разделение неопределенных рисков между городом и инвестором.
Нормативное регулирование
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
Нормативное определение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства содержится в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 3): это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса. Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
Источник: investmoscow.ru