Что такое хозяйственное управление строительством

Федеральный центр организует проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, ведает вопросами и жилищной и строительной политики, демонополизации и развития конкуренции, обеспечения потребностей хозяйства и населения в топ-ливе.

В настоящее время специализированным органом государственного управления в данной сфере является Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

Госстрой России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно- коммунального комплекса и его реформирование во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Госстрой России разрабатывает предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов в области строительства, градостроительства, архитектуры, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; разрабатывает основы федеральной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, технического учета и инвентаризации, промышленности строитель- j

Совнархозная реформа Хрущева: как один человек изменил СССР // Алексей Сафронов. План А

Источник: lawbook.online

2.4. Хозяйственный механизм управления в строительстве

Управлением называется процесс воздействия на объект управления для получения желаемого (или заданного) результата. Этот процесс связан со всем производственным организмом, то есть с системой.

Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов (блоков).

Применительно к строительству различают два типа блоков: основные и функциональные.

К основным предметным блокам относятся:

сметного ценообразования и контрактных отношений;

механизации и транспорта;

труда и заработной платы;

К функциональным блокам управления относятся:

Каждый предметный блок характеризуется параметрами на входе, отражающими наличие и состояние ресурсов. Параметры на выходе отражают степень достижения целей, средств, обеспечивающих реализацию целей:

на входе → блок (элемент) → на выходе

Суть управления заключается в получении желаемого состояния выхода для элементов, блоков, всей системы в целом на основе управленческих воздействий. Желаемое состояние выхода для системы строительного производства – обеспечение своевременного ввода объектов в действие, в пределах сметной стоимости, с требуемым уровнем качества. Получение максимальной прибыли для строительной организации, обеспечивается на базе этих требований. Желаемое состояние выхода для блока материально-технического снабжения – своевременное обеспечение материалами, конструкциями строительства объектов по минимальным (приемлемым) ценам.

Управление состоит в целенаправленном воздействии субъекта управления (СУ) на объект управления (ОУ) с помощью прямой и обратной связей

Сталин И.В. — О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии (04.26)

Прямая связь

СУ

Обратная связь

Если рассматривать большие системы, то в этом случае стоит сказать, что управление связано с поддержанием переменных в заданных пределах (то есть в пределах ограниченных отклонений).

Взаимодействие всех перечисленных блоков образует хозяйственный механизм управления в строительстве. Этот механизм должен обеспечивать реализацию указанных целей, однако он не направлен непосредственно на реализацию конечных целей инвестиционного проекта, то есть на наиболее полное удовлетворение запросов заказчика, потребителей, получение чистой экономической выгоды проекта.

Каждый блок характеризуется его состоянием и развитием в доперестроечном периоде, тенденциями развития в настоящее время и направлениями совершенствования на перспективу.

Например, блок «Производство СМР» характеризовался в доперестроечный период развитием поточного строительства типовых жилых объектов и строительства сложных объектов промышленного назначения. При этом результатами строительства были невысокий уровень качества в производственном аспекте, частое завышение сметной стоимости, несвоевременный ввод объектов в действие и низкий уровень эффективности капитальных вложений.

На текущем этапе развития изменилась структура капитальных вложений с увеличением доли объектов социального назначения. Проекты жилых домов характеризуются индивидуальностью, часто повышенным требованием к качеству и улучшенной архитектурной выразительностью. В структуре жилищного строительства увеличилась доля малоэтажного строительства и резко уменьшилась доля крупнопанельного домостроения. Объекты промышленного назначения строятся редко, с завышением нормативных сроков и низкой эффективностью капитальных вложений. В перспективе рекомендуется система управления инвестиционным проектом, в частности на этапе строительства объектов.

Инвестиционно-финансовый блок ранее характеризовался централизованным распределением инвестиций через госбюджет и неэффективным их использованием. В настоящее время капитальные вложения претерпели существенную децентрализацию. Однако низкая эффективность их использования связана с несовершенством механизма управления инвестициями. Управление инвестициями по проектам может обеспечить их приемлемую эффективность, а распределение инвестиций на конкурсной основе, прежде всего, на инновации направит их на приоритетные направления хозяйствования.

Блок сметного ценообразования и контрактных отношений ранее характеризовался затратным механизмом, упрощенным порядком определения договорной цены и ее закреплением в договорах подряда. На данный момент при затратном ценообразовании вводится порядок регулирования цен с помощью подрядных торгов. В перспективе целесообразно упрощение системы ценообразования на базе обеспечения эффективности вводимых основных фондов, механизмов воспроизводства капитальных вложений и конкурсов которые будут выполнять функцию регуляторов. Контрактные отношения инвестиционно-строительного процесса должны предусматривать взаимную ответственность участников за конечные результаты совместной деятельности.

Необходимо отметить, что блок материально-технического снабжения строительства ранее характеризовался фондированием и распределением лимитов материально-технических ресурсов, главным образом, через систему Госснаба. В настоящее время создана оптово-посредническая система снабженческо-сбытовых организаций с неупорядоченным закреплением поставщиков, посредников за строительными организациями. Формируется система закупок оборудования и материалов на конкурсной основе. Эффективное продвижение материально-технической продукции должно осуществляться на основе применения системы производственно-технологической комплектации с элементами логистики.

Блок производственной базы строительства включает подразделения стройматериалов и стройиндустрии строительного комплекса, обеспечивающие строительные организации услугами и материальными ресурсами. Доперестроечный период характеризовался ориентацией на применение традиционных кровельных и отделочных материалов и сборного железобетона.

В настоящее время потребление энергоемких железобетонных конструкций существенно сократилось. Повышение комфортности жилья определило применение новых отделочных и кровельных материалов, расширение их ассортимента. Новые требования к теплозащите конструкций привели к увеличению выпуска теплоизоляционных материалов. В перспективе предусматривается увеличение выпуска наукоемкой продукции и импортозамещение в сферах ткровельных и отделочных материалов.

В блоке механизации и автотранспорта ранее преобладала централизация управления техническими средствами в рамках соответствующих объединений и кооперированных отношений с подрядными организациями на базе аренды и использования машин на основе заявок. Сейчас произошла децентрализация организационных форм, создаются частные фирмы, распространяется форма долгосрочной аренды-лизинга, проводится разукрупнение предприятий механизаций и транспорта.

Спрос на крупные машины снизился. Появилась универсальные, мобильные машины и мини-техника. В перспективе ожидается развитие и расширение частных фирм, увеличение разнообразия форм собственности и хозяйствования подразделений механизации и транспотра. Необходимо ускоренное обновление физически и морально изношенной техники.

Блок труда и заработной платы в доперестроечный период имел хорошее развитие, включая разработку мероприятий предприятий по повышению производительности труда, организацию соревнования бригад и коллективов, проведение анализа показателей по труду, развитие форм арендного, бригадного и коллективного подряда. В настоящее время методы управления экономикой труда постигло полное забвение.

В системе оплаты труда и премирования своих работников часто наблюдается произвол со стороны владельцев и руководителей фирм. Причинами этого являются отсутствие развитого рынка труда и товаров и избыток рабочей силы. Отсутствуют работы по исследованию факторов роста производительности труда бригад, коллективов, планированию и анализу производительности труда.

Должности инженеров по труду строительных организаций ликвидированы. Не применяются объективные показатели учета выработки коллективов по чистой продукции. По мере упорядочения рынка труда целесообразно проведение исследований вопросов производительности труда с выявлением резервов, возрождение форм организации коллективного труда с ориентацией на конечные результаты производства, применение разнообразных новых форм оплаты труда (урочной, косвенно-сдельной и др.), введение коллективных договоров с администрацией.

Читайте также:  Лучшие компании по строительству дачных домов

В дореформенный период для подготовки кадров существовали внутрипостроечные, межпостроечные школы обучения рабочим специальностям и сеть профессионально-технических училищ. Затем рабочие заканчивали курс подготовки уже непосредственно на производстве. Для переподготовки ИТР и специалистов существовали курсы повышения квалификации и народные университеты.

В настоящее время при наличии безработицы ощущается дефицит кадров основных специальностей строителей и недостаток в подготовке квалифицированных кадров. Строительные организации должны располагать «костяком» кадров высокой квалификации, другая часть набирается на рынке труда. В перспективе необходимо формирование учебных центров подготовки кадров рабочих с производственной базой, цехами. В связи с моральным устареванием знаний требуется регулярная переподготовка специалистов через 4-5 лет на спецкурсах. Необходимо финансирование подготовки кадров организациями-предпринимателями путем отчислений во внебюджетный фонд профессионального обучения рабочих в процентах от годового оборота фирмы.

Функциональный блок планирования ранее характеризовался жесткой централизацией заданий сверху донизу и чёткой регламентацией деятельности нижестоящих предприятий и подразделений. Контроль и отчетность осуществлялся по показателям в соответствии с централизованными заданиями. На данный момент планирование в строительных организациях осуществляется в иной форме, нежели при централизованной экономики. Иногда планирование ограничивается недельно-суточными заданиями. В перспективе для планирования производственно-хозяйственной деятельности рекомендуется внутрифирменное планирование или бизнес-планирование, для управления финансовыми потоками – бюджетное планирование, для оперативного управления по обеспечению сроков ввода объектов – планирование проектов.

Функциональный блок анализа ранее предусматривался для всестороннего анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В настоящее время рекомендуется осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе обработки данных динамики показателей бухгалтерской отчетности за ряд лет, что связано с сокращением форм отчетности. Определяются показатели финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности, платежеспособности и др.

Совершенствование организационных форм и структуры управления в строительстве

Организационная структура управления – это совокупность органов (звеньев), связанных между собою с помощью горизонтальных и вертикальных связей. В настоящее время, организационная структура управления в строительстве характеризуется распадом централизованной системы управления, уменьшением роли федерального уровня управления и вертикальных связей и повышением роли регионального уровня управления и горизонтальных связей. Предприятие – ячейка структуры управления, является основным органом управления в отрасли. Оно характеризуется повышением ответственности, уровня самостоятельности, снижением уровня условной замкнутости и уровня концентрации.

Организационная структура базируется на рациональном сочетании общественных форм организации:

Организационная структура образует информационный «скелет» хозяйственного механизма управления, на базе которого в свою очередь формируются функциональные связи между отдельными звеньями.

Концентрация предприятий строительного комплекса – это комплекс мер направленных на сосредоточение объемов производства в рамках отдельных организаций и характеризуется объемом работ за год, выполняемым собственными силами. Крупные предприятия, в сравнении с мелкими, имеют лучшие возможности в создании мощной производственной базы, в распределении и перераспределении ресурсов. У них потенциально лучше уровень себестоимости и рентабельности производства и меньше уровень накладных расходов. Существуют объективные зависимости показателей эффективности производства от уровня концентрации предприятий.

Источник: studfile.net

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Субъекты права

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

Порядок учета имущества собственника

Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Права собственника

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Порядок реализации прав собственника

Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

Читайте также:  Сколько стоит работа строительство фундамента

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Права государственных и муниципальных предприятий

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. имущественных отношений закреплены на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием « . амортизации имущества, полученного им в хозяйственное ведение от собственника, использовавшего бюджетные . предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав . имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение, подлежит амортизации в порядке, . имущества, полученного ГУП (МУП) в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, .

. -Петербурга и переданных налогоплательщику в хозяйственное ведение распоряжениями Комитета имущественных отношений Санкт . амортизации имущества, полученного им в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, . на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными . государственным (муниципальным) унитарным предприятием в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего .

. которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается . в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник . образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты . (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий . предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не наделен правом изымать .

. за муниципальными учреждениями, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий и казне муниципального . за муниципальными учреждениями, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий и казне муниципального . : муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными бюджетными предприятиями; муниципальное . унитарные предприятия, муниципальные учреждения, в хозяйственное ведение и оперативное управление которым передано .

. от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении этого предприятия. Аналогичное положение . имущества, переданного только в хозяйственное ведение предприятию. В Постановлении ФАС . порядке, то есть на праве хозяйственного ведения, а часть – на эксплуатационное . ситуация. Предприятию передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество. При этом . использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования .

. на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации . прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем .

. (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными . (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными . (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными . (муниципального) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными .

. на ОСНО переданы собственником в хозяйственное ведение сверх уставного фонда основные средства . на ОСНО переданы собственником в хозяйственное ведение сверх уставного фонда основные средства . основных средств от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда их первоначальная .

. общества, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом в сферах .

. амортизации имущества, полученного им в хозяйственное ведение (оперативное управление) от собственника, использовавшего . вложений и переданных ему в хозяйственное ведение (оперативное управление), на основе решений .

. организациям на праве собственности (праве хозяйственного ведения) объекты незавершенного строительства, в отношении .

. на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному . на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному .

. документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения или оперативного управления) на необходимые . периода: прекращение права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления) в отношении . у организации права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления) в отношении . РФ (подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения или оперативного управления) на необходимые .

Источник: www.audit-it.ru

Органы хозяйственного управления. Место и роль концернов в системе государственного управления

Хозяйственное управление связано с созданием материальных благ, изготовлением, выработкой и созданием какой-нибудь продукции, производством товаров, оказанием услуг, осуществлением купли и продажи и т.д. Такую деятельность осуществляют администрации государственных предприятий, организаций, учреждений.

Читайте также:  Сколько кирпича нужно для строительства дома 6 на 8

Данному управлению присущи признаки государственного управления[3]:- хозяйственное управление представляет собой деятельность администрации, направленную на организацию производства, создание материальных благ и т.д.;- такая деятельность осуществляется от имени государства и по его поручению и основывается на государственной собственности;- администрация предприятия (организации), учреждения является государственным органом. Ее руководитель назначается (или занимает должность на сновании заключенного контракта) вышестоящим органом государственного управления, собственником имущества;- такие предприятия (организации), учреждения образуются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами государственного управления, собственниками имущества;- хозяйственное управление имеет правовой характер;- хозяйственное управление государственно-властно. В нем существует иерархичность, обязательность указаний, распоряжений. Властность действий обеспечивается допустимостью применения мер государственного принуждения;- рассматриваемое управление носит исполнительно-распорядительный характер.Хозяйственное управление, осуществляемое в сфере государственных организаций, является разновидностью внутригосударственного государственного управления, регулируемого нормами административного права.

Современная система республиканских органов государственного управления создана на основании Указа Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятом 24 сентября 2001 года.

К республиканским органам государственного управления относятся: министерства Республики Беларусь; Государственные комитеты (Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по авиации, Государственный военно-промышленные комитет, Государственный таможенный комитет); комитеты при Совете Министров Республики Беларусь и государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Министерство Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Министерство образуется на основании Указа Президента и возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли (сфере) на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

В министерстве создается совещательный орган – коллегия. В ее состав входят министр – председатель коллегии, его заместители, руководящие работники и специалисты министерства, ученые, представители других организаций. Состав коллегии утверждается Правительством. Структура министерств и система подчиненных им государственных организаций определяется Советом Министров Республики Беларусь или в установленном им порядке.

По решению Совета Министров Республики Беларусь в структуре министерств могут создаваться департаменты, на которые возлагаются специальные функции, связанные с компетенцией соответствующего министерства. Они выступают структурными подразделениями министерства и не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Комитет при Совете министров Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается Президентом Республики Беларусь.

В своей деятельности министерства и комитеты руководствуются Конституцией Республики Беларусь, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Правительства и положениями о министерстве или комитете, утверждаемом Правительством Республики Беларусь.

По отдельным вопросам своей деятельности, предусмотренным законодательными актами, министерства, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный комитет по авиации, Государственный таможенный комитет могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Сформулируем основные особенности концернов:

— это достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех рассмотренных в данной статье, за исключением треста;

— концерн обычно является объединением производственного характера;

— входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

— в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

— головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

— деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная

— компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

— в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальный концерн — концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

В системе республиканских органов государственного управления выделены государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. К ним относятся объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности: государственные учреждения и иные государственные организации, в частности: Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления «Белместпром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции «Белбиофарм», Белорусский производственно-торговый концерн легкой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром», Белорусская железная дорога, Белорусский республиканский союз потребительских обществ «Белкоопсоюз» (находится в ведении Правительства Республики Беларусь по вопросам, определенным законодательством) и государственное учреждение «Национальный центр по архивам и делопроизводству».

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.) // Консультант Плюс Беларусь / ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Мн., 2005

2. Антонова Н.Б. Государственное управление. – Мн.: Амалфея, 2002

3. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. – М.: ПРИОР, 2000

4. Василевич Г.А. Органы государственной власти РБ. Конституционно-правовой статус. Мн.: Амалфея, 1998

5. Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник. – М.: Инфра-М, 2002

6. Крамник А.Н. Административное право. Управленческое право. – Мн.: «Тесей», 2008

7. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Мн., 2000

8. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1998

9. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001

10. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: ДИС, 1996

[1] Крамник А.Н. Административное право. Управленческое право. – Мн.: «Тесей», 2008, стр. 642

[2] Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1998, стр. 173

[3] Крамник А.Н. Административное право. Управленческое право. – Мн.: «Тесей», 2008, стр. 72

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
Загрузка ...