Что такое инвентаризация объектов незавершенного строительства
от 17 апреля 2019 года N 331
Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства и по представлению информации о результатах инвентаризации
Во исполнение Плана мероприятий («дорожная карта») по снижению объема и количества объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, приказываю:
утвердить Методические рекомендации по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства и по представлению информации о результатах инвентаризации согласно приложению.
Министр по земельным и имущественным отношениям
Республики Дагестан
А.КАГИРГАДЖИЕВ
Приложение
к приказу Министерства по земельным
и имущественным отношениям
Республики Дагестан
от 17 апреля 2019 г. N 331
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Республики Дагестан, а также вложений в объекты недвижимого имущества.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, и Методических рекомендаций по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту, в соответствии с совместным письмом Минфина России от 22 декабря 2015 г. N 02-06-07/75364 и Федерального Казначейства от 22 декабря 2015 г. N 07-04-05/02-874.
1.2. Инвентаризации в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями подлежат:
объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности Республики Дагестан, а также имеющиеся у государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ и товариществ, а также у иных организаций (далее именуются — организации) на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных правах, а также не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ (далее — объекты инвентаризации);
объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований Республики Дагестан, а также имеющиеся у муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, а также у иных муниципальных организаций, на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, пользования и иных правах, а также не вошедшие в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ (далее — объекты инвентаризации).
1.3. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их технико-экономических характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
организация учета объектов инвентаризации, приведение учетных данных по объектам инвентаризации в соответствие с их фактическими параметрами;
определение состояния объектов инвентаризации (степени их сохранности и износа);
выявление владельцев и пользователей объектов инвентаризации;
подготовка данных для принятия решений о возможных вариантах использования объектов инвентаризации (завершении строительства, реализации, консервации, утилизации и т.д.).
При этом проверяется:
а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.
По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
1.5. Инвентаризация объектов незавершенного строительства осуществляется балансодержателем капитальных вложений в составе рабочих групп по инвентаризации (комиссия).
1.6. Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное (муниципальное) недвижимое имущество, следует также создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.
В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты.
Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности, связанные непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное (муниципальное) недвижимое имущество.
1.7. Инвентаризация объектов незавершенного строительства проводится ежегодно.
1.8. Перед началом проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства издается приказ (приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям). В приказе обязательно указываются:
1. состав инвентаризационной комиссии;
2. наименование и адресные характеристики объектов незавершенного строительства, подлежащих инвентаризации;
3. даты начала и окончания проведения инвентаризации.
2. Правила проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства
1. Инвентаризация объектов незавершенного строительства осуществляется рабочей группой по инвентаризации (комиссия). В состав рабочей группы входят сотрудники органов исполнительной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления. В состав рабочей группы могут включаться представители министерства (ведомства), которому подведомственна организация.
В состав рабочей группы по инвентаризации необходимо включать и технических специалистов, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.
2. При проведении инвентаризации рабочая группа получает от руководителя организации необходимую техническую и правовую документацию и информацию по объектам незавершенного строительства, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, и имеющихся у организации.
Рабочая группа определяет путем проверки полученной информации состав и основные параметры объекта инвентаризации и производит осмотр объектов инвентаризации.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного (муниципального) недвижимого имущества;
б) наличие документов, являющихся основанием выделения средств федерального бюджета, республиканского бюджета и (или) муниципального бюджета, и (или) документ — основание для начала реализации инвестиционных проектов (строительства);
в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно-сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.
Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, — объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам — протяженность, глубину и ширину; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Если комиссией установлено, что завершенные капитальные вложения в объекты государственного недвижимого имущества (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.
На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.
При сопоставлении фактически произведенных капитальных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:
а) год начала осуществления вложений;
б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства согласно проектно-сметной документации;
г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода согласно проектно-сметной документации;
д) сметная стоимость строительства на конец отчетного согласно проектно-сметной документации;
ИсточникБланк акта инвентаризации незавершенного производства
Акт инвентаризации незавершенного производства — бланк этого документа разрабатывается организацией самостоятельно с учетом специфики производства. Акт в обязательном порядке должен составляться на предприятиях, производящих продукцию (работу), перед годовой отчетностью для сличения с бухгалтерскими данными и корректировки учета. Но в некоторых случаях инвентаризировать НЗП нужно чаще. Все нюансы инвентаризации незавершенки вы узнаете из нашей статьи.
Инвентаризация НЗП и расходов будущих периодов: нормативные документы
Для правильной организации и проведения инвентаризации незавершенки (НЗП) необходимо руководствоваться:
- Приказом Минфина РФ о Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29.07.1998 № 34н. В п. 26–28 приказа изложено, когда и в каких случаях необходимо проводить фактическую проверку, а также как должны учитываться выявленные излишки и недостача; в п. 63–65 определено, что относится к незавершенному производству и расходам будущих периодов.
- Приказом Минфина РФ о Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 № 49. В п. 3.27–3.35 приказа указан порядок проведения комиссией проверки НЗП, расходов будущих периодов и отражения результатов в составленном акте.
Порядок проведения инвентаризации незавершенного производства
Общий перечень случаев, когда нужна обязательная инвентаризация имущества, в т.ч. НЗП, приведен в п. 27 приказа Минфина № 34н. Самый распространенный из них — проверка перед годовой отчетностью.
Перед сдачей годовых отчетов обязательно нужно провести инвентаризацию всех активов и обязательств (ст.11 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) . Об особенностях проведения и оформления годовой ревизии рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допустить ошибок и сделать все правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.
Но мы назовем вам еще один случай, которого в данном перечне нет, хотя и проводится такая инвентаризация в 12 раз чаще. Инвентаризировать незавершенку нужно также в тех случаях, когда ваша учетная политика предписывает оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Такая инвентаризация нужна, чтобы определить себестоимость готовой продукции за месяц. Соответственно, и проводить такую инвентаризацию нужно ежемесячно.
Что относится к незавершенке и как она может оцениваться и учитываться, узнайте из статьи «Незавершенное производство в бухгалтерском учете».
Что и как учитывать при проверке НЗП, определяется особенностями производства, его технологическими процессами. Это следует подробно описать в учетной политике предприятия. Но общий механизм инвентаризации здесь тот же, что и по другим активам:
- Для проведения инвентаризации издается приказ руководителя с указанием цели и объектов проверки, даты ее начала и окончания, состава комиссии и срока предоставления результатов в бухгалтерию предприятия.
- Далее комиссией и материально ответственными лицами проводится проверка НЗП в соответствии с общими правилами, описанными в нормативных документах.
- Результат инвентаризации комиссия фиксирует в акте. Как его заполнять, смотрите далее.
Правила заполнения бланка акта проверки НЗП
Бланк акта разрабатывается на предприятии и утверждается приказом руководителя с последующим закреплением в учетной политике. За его основу можно взять формы, приведенные в приложениях №№ 6–15 к методическим указаниям, утв. приказом Минфина № 49.
ВАЖНО! С 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень обязательных реквизитов первичных документов и порядок работы с ними. Положение о том, что хранить документы надо только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024. Подробнее об этом мы писали в материале.
В акте должны быть указаны:
- наименование документа,
- ссылка на распорядительный документ,
- дата начала и окончания инвентаризации.
Итоги проверки рекомендуется свести в таблицу для удобства фиксирования НЗП по количеству и стоимости. В конце акта должны стоять подписи всех членов инвентаризационной комиссии.
ВАЖНО! Отсутствие подписи хотя бы одного члена комиссии делает акт недействительным.
Акты заполняются отдельно по каждому обособленному подразделению на предприятии.
Скачать бланк акта инвентаризации НЗП можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Итоги
При разработке бланка акта инвентаризации НЗП следует как можно полнее учесть особенности технологического процесса. Это поможет вести более точный внутренний контроль материальных ценностей и правильно рассчитывать стоимость незавершенки и себестоимость готовой продукции.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.