Что такое клинец в строительстве

Содержание

Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.

Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.

Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.

Расклинцовка – суть метода

Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.

Производство EuroBlock Клинцы

Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка;
  • трамбовка;
  • проверка прочности.

Первый этап

На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.

На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.

Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.

Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.

Второй этап

Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.

Третий этап

Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.

Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.

Какой выбрать песок, гравий и щебень при строительстве фундамента

Четвертый этап

Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.

Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.

Виды щебня для расклинцовки

Для подобных работ используют, как правило, гранитный или гравийный щебень. Показатели прочности у данных видов самые высокие. В домашнем хозяйстве для подобных работ, используют более дешевый вид щебня – известняковый. В частных постройках не всегда уместно применять более дорогие виды щебня, домашние нагрузки известняк легко выдерживает.

Проверочные заключительные работы

Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.

Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.

По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.

Места применения расклинцовки

Указанная процедура актуальна не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:

  • производстве важных железобетонных конструкций;
  • обустройство фундаментов высотных зданий;
  • аэродромы, трассы с высоким физическим потоком машин.

Расход щебня

Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.

С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.

В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.

Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке

Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.

Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.

Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.

Документы на расклинцовку щебня

Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:

  • этапы будущих дорожных работ;
  • работы, которые требуют особого контроля;
  • метод контроля;
  • документация;
  • необходимый инструментарий для выполнения работ;
  • указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.

Заключение

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :

  • проектов и точных математических расчетов;
  • с учетом климатического пояса;
  • непосредственно погоды;
  • местности, на которой будут проводиться работы;
  • уровень грунтовых вод;
  • подвижность почвы.

Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.

Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.

О расклинцовке щебня

Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.

Что такое расклинцовка щебня

Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.

Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.

ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.

Последовательные этапы расклинцовки

Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:

  • подготовительный;
  • собственно укладка;
  • проверка.

Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.

Подготовительная стадия

Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.

Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.

После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.

Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.

Основные работы

После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.

В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку.

Иногда используют кирпичные остатки.

Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.

Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.

Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.

Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.

Читайте также:  Государственная регистрация договора залога долевое строительство

Стадия проверки

Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.

Коэффициент уплотнения при расклинцовке

Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.

Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.

Стоимость расклинцовки

Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета.Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.

Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.

Акт на расклинцовку щебня

Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня.В нем указывают такие данные:

  • этапы проведения работ;
  • операции, которые контролируют на каждом шаге;
  • метод, с помощью которого осуществляется контроль;
  • необходимая документация.

В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.

Заключение

Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.

Щебень уложенный по способу заклинки

Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.
Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.

Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.

Расклинцовка – суть метода

Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.

Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка;
  • трамбовка;
  • проверка прочности.

Первый этап

На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.

На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.

Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.

Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.

Второй этап

Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.

Третий этап

Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.

Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.

Четвертый этап

Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.

Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.

Что представляет собой расклинцовка щебенки?

В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.

Главные понятия и технология

Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:

1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.

2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.

3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.

4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.

5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.

6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.

7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.

8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.

В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:

Размер основной фракции Параметры расклинцовочного материала Расход (м3) на 1000м2 Стоимость 1000 кг гравия, рубли
40-70 20-40 10 4 000 – 6 000
10-20 15 5 000 – 6 000
5-10 10 5 000 – 7 000
70-120 20-40 10 3 000 – 4 000

Для создания прочного и долговечного основания в строительстве дорог, возведении фундаментов требуется особая технология – расклинцовка щебня, которая предназначена для выдерживания больших нагрузок на покрытие. Средняя цена работы по Москве составляет 500 – 600 рублей за квадратный метр, при этом необходимо учитывать доставку и стоимость разных фракций.

Проверочные заключительные работы

Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.

Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.

По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.

Расход щебня

Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.

С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.

В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.

Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки

9.3.2.1При устройстве щебеночных оснований и покрытий методом заклинки работы выполняют путем послойного расклинивания основной фракции щебня мелкими фракциями. Толщина слоя при послойном уплотнении – не более 15 см. Остаточная пористость слоя в уплотненном состоянии должна быть не более 20 % для щебня первой группы и не более 15 % – для щебня второй группы.
9.3.2.2Устройство щебеночного слоя методом заклинки включает в себя следующие работы:

– распределение крупного щебня (щебня основной фракции) по поверхности основания;

– укатку щебеночного слоя без полива водой для обнаружения возможных неровностей и последующего их исправления;

– уплотнение крупного щебня с одновременным (в случае необходимости) поливом водой;

– распределение различных фракций щебня расклинки с уплотнением каждой фракции.

При устройстве покрытий допускается использование щебня двух-трех расклинивающих фракций; при устройстве оснований – одной-двух.

При использовании асфальтогранулята по СТБ 1705 для заклинки щебня производят рыхление верхнего слоя основания на глубину 10 см, смешение щебня с асфальтогранулятом, планировку и уплотнение слоя.

9.3.2.3Щебень уплотняют катками в три этапа:

– на первом этапе уплотняется россыпь крупного щебня до достижения устойчивого положения отдельных щебенок;

– на втором этапе образуется необходимая структура щебеночного слоя за счет взаимного заклинивания щебня;

– на третьем этапе образуется плотный щебеночный слой за счет последовательного заклинивания слоя из крупного щебня мелким щебнем, клинцом, каменной мелочью, отсевом и асфальтогранулятом.

Количество проходов катка устанавливается пробным уплотнением.

9.3.2.4Уплотнение щебня катками следует начинать от кромок с последующим приближением места прохода катка к середине и перекрытием предыдущего следа прохода на 1/3 ширины полосы уплотнения. На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми – массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми – массой не менее 10 т и комбинированными – массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов – не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа – не менее 12 (4 и 8).

Читайте также:  Где должны публиковаться разрешительные документы для строительства дома

Количество проходов уточняется пробным уплотнением. Розлив воды на первом этапе уплотнения предусматривается только для щебня второй группы, на втором и третьем этапах уплотнения розлив воды предусматривается для щебня всех групп. Норма розлива воды зависит от погодных условий в период строительства, способности щебня к уплотнению, степени его загрязнения и уточняется в процессе выполнения работ.

9.3.2.5Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, ПлЗ уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброкатками.

9.3.2.6При работе катков с гладкими вальцами уплотнение можно считать завершенным, если щебенка, помещенная на поверхность щебеночного слоя, разрушается под вальцом катка.

Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).

9.3.2.7Расход расклинивающего материала назначается в зависимости от крупности и прочности щебня основной фракции и типа конструктивного слоя и принимается в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7 – Расход расклинивающего материала

Тип слоя Размер основной фракции щебня, мм Прочность щебня Расход расклинивающей фракции, м3, на 1000 м2 при размерах щебня, мм
20-40 10-20 5-10 0-5
Основание 40-80 (70) 800 и более 25/15 15/10
Основание 40-80 (70) 600 и менее
Основание 80 (70)-120 (150) 600 и более 10 (20)
Основание 80 (70)-120 (150) 400 и менее 10 (20)
Покрытие 20-80 (70) 800 и более 20/15 15/10 15/10
Покрытие 20-80 (70)
Примечания: 1. В числителе приведен расход расклинивающего материала из изверженных, метаморфических и осадочных некарбонатных пород; в знаменателе – из осадочных карбонатных пород. 2. При устройстве щебеночных оснований щебень фракций 5-10 мм и отсев 0-5 мм используются при возможности движения транспорта по основанию. 3. При устройстве основания из щебня фракции 40-70 мм допускается одноразовое расклинивание с использованием смеси щебеночных и щебеночно-песчаных фракций 5-20, 0-20, 0-10 мм, а при использовании щебня 70-120 (150) мм – фракций 5-40 мм. 4. Для устройства оснований может применяться щебень фракции 25-60 мм по ГОСТ 7392 с расклинцовкой щебнем фракции 5-20 мм по ГОСТ 8267 и песком из отсевов дробления или асфальтогранулятом в соответствии с технологической картой.

9.3.2.8Материалы для устройства щебеночных оснований методом заклинки должны соответствовать действующим ТНПА и применяться в соответствии с проектной документацией и технологическими картами.

Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке

Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.

Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.

Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.

Документы на расклинцовку щебня

Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:

  • этапы будущих дорожных работ;
  • работы, которые требуют особого контроля;
  • метод контроля;
  • документация;
  • необходимый инструментарий для выполнения работ;
  • указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.

Заключение

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :

  • проектов и точных математических расчетов;
  • с учетом климатического пояса;
  • непосредственно погоды;
  • местности, на которой будут проводиться работы;
  • уровень грунтовых вод;
  • подвижность почвы.

Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.

Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.

Основные характеристики

Щебень представляет собой горную породу, которую добываю в карьерах. Для этого сначала формируются большие валуны, после чего из них изготавливается данный продукт различной фракции.

Производство этого материала имеет свои особенности. Таким же образом могут получать и отсев, который является вторичным продуктом при получении такого вещества.

Сфера применения щебня очень широка:

  1. Он является основным материалом для получения железобетонных конструкций.
  2. Активно применятся для заливки полов и получения фундаментов и т.д.
  • Как чистить аквариум
  • Секреты воспитания йорка
  • Как обезопасить собаку от клещей
  • Некоторые тонкости разведения попугаев
  • Откуда у котов глисты

Источник: molotokrus.ru

Что значит расклинцовка щебнем

Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.

Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.

Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.

Расклинцовка щебнем

Расклинцовка: суть технологии

Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка щебня;
  • проверка.

Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.

Подготовительный этап

Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:

  1. Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
  2. Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
  3. Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.

Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.

Расклинцовка: суть технологии

Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

1.4.1 Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

Щебеночные основания и покрытия по способу заклинки строят с проведением нескольких россыпей сортового щебня различных размером и уплотнением каждой из них. Основания и покрытия могут устраиваться и один, иногда в два слоя. Для верхних слоев применяют щебень основной фракции крупностью 40-70 мм, для нижних 70-120 мм. Для расклинцовки используют щебень фракций 20-40, 10-20 мм, а при устройстве верхнего слоя покрытия дополнительно 5-10 мм. Для верхних слоев используют прочный щебень марок 800-1000, для нижних щебень слабых пород марок 300-600.

Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки проводят в несколько этапов. Например, устройство однослойного щебеночного основания выполняют в такой технологической последовательности (рисунок 1.5):

— распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм на проектную толщину с учетом последующего уплотнения. Ушки пение пешими катками для создания устойчивости слоя за счет обжимки россыпи;

— россыпь щебня размером 20-40 мм из расчета 1,5-2 м3 на 100 м2 для расклинки. Уплотнение средними катками до взаимного заклинивания щебенок с предварительным поливом водой из расчета 15-25 л на 1 м2 ;

россыпь клинца размером 10-20 мм из расчета 1-1,5 м3 на 100 м2, роз­лив воды 10-12 л на 1 м2 и уплотнение тяжелыми катками.

Работы организуются соответственно на трех захватках.

Рисунок 1.5 — Технологическая схема потока по строительству щебеночного основания:

1 — автомобиль-самосвал; 2 – распределитель ДС-54; 3 — легкий каток; 4 — автомобиль-самосвал с навесным распределением щебня; 5 — поливомоечная машина; 6 — средний каток; 7 — тяжелый каток.

При строительстве покрытия в верхний слой добавляют каменную ме­лочь крупностью 5-10 мм (0,5-1 м3 на 100 м2), которую смачивают 4-5 л воды на 1 м2, и уплотняют тяжелыми катками.

В результате такой последовательности работ в верхней части дорожной одежды образуется плотная щебеночная корка, обладающая расчетным мо­дулем упругости.

При производстве работ щебень основной фракции распределяется при помощи самоходного распределителя ДС-54, либо бульдозерами или авто­грейдерами. Расклинивающий щебень рассыпается самоходным распредели­телем каменной мелочи ДС-49 или навесными и прицепными распределите­лями.

В зависимости от этапности работ целесообразно принимать следующие массы катков.

Для щебня прочных пород:

— катками с металлическими вальцами на первом этапе — 6-8 т, на вто­ ром — 10—12 т, на третьем и последующих — 12-18 т;

— пневмоколесными на первом этапе — 10-16 т, затем 16-35 т;

— прицепными вибрационными на всех этапах массой не менее 6 т;

— решётчатыми массой не менее 15 т;

— комбинированными массой не менее 16 т.

Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30, вибрационных — не менее 12, комбинированных — не менее 18. Причем 1/3 из числа проходов выполняется на стадии уплотнения основной фракции, а 2/3 — на стадии расклинцовки. Конкретное количество проходов катка по одному следу определяется опытным уплотнением.

Основания из щебня марок по прочности менее 600 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее, чем за 20 проходов.

Скорость катков изменяется следующим образом: на первом и в начале второго этапа — 1,5-2 км/ч, в конце второго и последующих максимальная.

Читайте также:  Рассечка в строительстве это

Перекрытие смежных следов должно составлять не менее 20 см.

Признаками окончания уплотнения первого слоя служит прекращение образования волны перед легким катком и отсутствие заметной ни глаз осад­ки щебня. Признаками окончания уплотнения на последующих папах слу­жат: отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны, от­сутствие осадки, стабилизация режима работы двигателя катка.

Построенное щебеночное покрытие засыпают сухими высевками (размер частиц до 5 мм) или крупнозернистым песком слоем 2-3 см и укатывают несколькими проходами катка во избежание забивания покрытия грязью. В первые две-три недели необходимо регулировать движение автомобилей для равномерной подкатки покрытия, наметать разбрасываемые высевки. В этот период покрытие необходимо поддерживать во влажном состоянии, поливая его водой или раствором хлористого кальция.

Расклинцовка щебня

Осуществляется в несколько последовательных этапов:

Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.

Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.

Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.

Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.

Главные понятия и технология

В вопросе устойчивости фундамента к серьезным нагрузкам важную роль играет такая технология, как «расклинцовка щебня». Ее основное предназначение — создание прочного и долговечного основания.

Суть процесса расклинцовки щебня в том, что при укладке образующиеся пустоты заполняют путем засыпания фракций разных размеров, что делает основание более прочным. Здесь важно соблюдать определенную последовательность действий: 1. Вначале верхний слой почвы срезают, и роют котлован, если в этом есть необходимость.

Далее грунт уплотняют, а дно выкладывают геотекстилем для гидроизоляции. 2. Следующим этапом является формирование песчаной подушки с целью улучшить дренажные свойства. Толщина слоя песка при этом — от 20 до 50 см. 3. Далее используют щебень фракции 40-70, в редких случаях – 70-120 мм. Такие фракции чаще применяются в дорожных работах.

Щебень утрамбовывают специальными механизмами, посредством чего и происходит уплотнение гравия. Сверху кладут сетку либо отходы бетона, кирпича. 4. Далее используют фракцию 20-40. Толщина слоя — 20 см. Полученную подушку не менее 5-6 раз трамбуют посредством катка либо виброплиты. После каждого утрамбовывания основание поливают водой во избежание перегрева от трения зерен.

5. Далее производят выравнивание в соответствии с заданными параметрами. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм), укладывая их тонким слоем. 6. Трудноуплотняемый щебень дополнительно обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3 – 4 л/м2.

7. Окончание выравнивания поверхности утрамбовки можно определить посредством отсутствия заметной на глаз осадки и подвижности, а также отсутствием волны перед воздействием на подушку. 8. Основание, полученное в процессе выравнивания засыпают песком, дабы не допустить загрязнения. Для проверки качества основания используют специальный прибор, который посредством динамического зондирования определяет степень усадки. 9. Количество расклинцовок варьируется от одной до трех (максимально). Это зависит от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ.

Проверка расклинцовки

Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.

Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.

Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.

Важные нюансы

Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.

Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.

Расход щебенки при расклинцовке

Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.

Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.

Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.

Технология заклинки щебня для прокладки щебеночной дороги

Для дорожных покрытий из щебня связность и прочность несущего слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. Широко распространен метод заклинки щебня (от слова заклинить – укрепить клином, вколотить клин), основанный на укладке щебня разных фракций. Целью процесса укладки зерен разных фракций, называемого расклинцовкой, является заполнение мелким камнем пустот между камнями более крупных фракций, добиваясь наибольшей плотности щебеночного покрытия.

Расход расклинивающих фракций щебня указан в приведенной ниже таблице.

Размер основной фракции щебня, мм Расход расклинивающих фракций, м, на 1000 м при их размерах, мм
20-40 10-20 5-10
40-70 (80) 15 10
(80) 70-120 10 10 10

Уплотнение щебневых фракций осуществляется тяжелыми катками за несколько проходов, минимальное количество которых зависит от типа катка, но не меньше 6-7 проходов по одному месту.

Источник: shelfmaster.ru

Зачем нужна расклинцовка щебня?

Щебень – один из востребованных строительных материалов. Основной способ добычи – дробление горных пород, таких как гранит, известняк, гравий. Вторичное использование строительного мусора (бетона, асфальта, кирпича) даёт возможность снизить стоимость работ, используя измельчённые строительные отходы. Путём дробления металлургических шлаков получают шлаковый щебень, нашедший применение в качестве заполнителя бетонов.

Что такое расклинцовка щебня

Расклинцовка щебня

Любое сооружение нуждается в прочном основании. При строительстве здания надёжность и жёсткость фундамента зависят от правильности укладки подушки из щебня гравийного. Подобная подушка необходима для организации качественного дорожного полотна. Нельзя недооценивать важность этой операции, отсутствие подушки приводит к быстрому разрушению слоя асфальта, бетонного покрытия, взлётной полосы аэродрома.

Щебень – сыпучий материал, отдельные зёрна которого не соединяются между собой. Во время эксплуатации здания или движении тяжёлого транспорта гранулы раздвигаются, проседают, нарушая целостность фундамента или дорожного покрытия. Чтобы создать монолитное надёжное основание, необходима добавка вяжущих компонентов, таких как бетон или цемент. Использование этих веществ удорожает дорожные работы.

Расклинцовка гранитного щебня даёт возможность избежать применения дополнительных компонентов. Суть метода заключается в следующем – первоначально выкладывают крупные фрагменты, постепенно заполняя свободное пространство мелкими зернами. После трамбовки камни не смещаются, устойчивость поверхности к механическим нагрузкам возрастает.

Расклинцовка используется не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:

  • производстве важных железобетонных конструкций;
  • обустройство фундаментов высотных зданий;
  • аэродромы, трассы с высоким физическим потоком машин

Выбор щебня для расклинцовки

При выборе строительного материала для расклинцовки необходимо учитывать его свойства:

  1. Исходный материал, нужно применять прочный щебень, изготовленный из гранита, мрамора, базальта, габбро. Известняковый щебень 40 70 подходит для обустройства второстепенных дорог с небольшой загрузкой и пешеходных тротуаров.
  2. Максимальную прочность обеспечивает использование материалов разных фракций, крупные зёрна 40–70 мм и 70–120 мм принимают основную нагрузку, мелкие 5–10 мм,10–20 мм, 20–40 мм заполняют пустоты, обеспечивают сцепление.
  3. Строительные нормативы требуют применять для расклинцовки щебень с прочностью от М800, а для многоэтажных зданий от М1000.
  4. Лещадные зёрна имеют острую или пластинчатую форму, при трамбовке разрушаются, оставляя пустоты. Коэффициент лещадности должен составлять 5–15%, в частном строительстве допустимо использование материала с коэффициентом 15–35%.Пропитка органическими смолами повышает прочность покрытия.
  5. При промерзании и размораживании поверхностного слоя развивается трещины, расширяющиеся с каждым циклом. Оптимальной коэффициент морозостойкости для щебня – F100.
  6. Показатель водостойкости указывает потерю массы материала после замачивания, для расклинцовки необходим щебень марки 1 и 2, потеря веса не должна превышать 3%.
  7. Наличие зерен слабых пород – до 10%.

Показатель радиоактивности необходимо учитывать при определении места строительства, радиоактивный материал допустимо использовать для строительства объектов вне населённых пунктов, оформив разрешении санитарной службы.

Этапы расклинцовки щебня

Процедура расклинцовки состоит из нескольких этапов, для достижения результата нельзя отказываться ни от одного из них.

  1. Во время подготовки очищают поверхность, выравнивают её с использованием геодезических приборов. При строительстве зданий дно котлована застилают геотекстилем для защиты от проникновения грунтовых вод, насыпают слой песка толщиной до 200 мм.
  2. Первый слой – крупный щебень с размером частиц от 40 до 120 мм, трамбовка.
  3. Укладка слоя щебня мелкой фракции, увлажнение, уплотнение с помощью дорожных катков.
  4. Мелкие зёрна полностью заполняют воздушные пустоты, обеспечивают максимальное уплотнение слоёв.

Многократная прокатка строительным катком позволяет добиться необходимого результата, её останавливают после того, когда перестанут образовываться волны, возникающие в процессе усадки. Для контроля результата используют измерительные приборы, основанные на принципе динамического зондирования. После окончания испытаний поверхность засыпают тонким слоем песка. При расчёте количества строительного материала необходимо рассчитать объём с учётом коэффициента уплотнения. В строительных нормативах приведены данные о расходе сыпучих материалов с учётом фракции.

Компания «ОлимпТрейд», находящаяся в Санкт-Петербурге, в течение 3 часов доставит в любой район СПб и области гравийный, гранитный, известняковый, бетонный щебень всех фракций. Собственное производство и автопарк позволяют сделать стоимость щпс, ниже, чем у других компаний. Гарантируем точный вес, высокое качество, сопроводительные документы.

Источник: shebenoptom.ru

Рейтинг
Загрузка ...