Что такое кран в строительстве

Содержание

1. Какие грузоподъёмные машины обслуживает стропальщик?

К грузоподъёмным машинам, которые обслуживают стропальщики, относятся краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, грузоподъёмные краны.

Кран-трубоукладчик (рисунок 1) — это самоходная грузоподъёмная машина с боковой стрелой для подъёма, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусеничный трактор.

Рисунок 1 — Кран-трубоукладчик

Кран-манипулятор (рисунок 2) — это грузоподъёмная машина, состоящая из краноманипуляторной установки, смонтированной на транспортном средстве или фундаменте.

Рисунок 2 — Кран-манипулятор

Краны-манипуляторы предназначены для производства погрузочно-разгрузочных работ, погрузки и разгрузки транспортного средства, на котором установлены. Они компактно складываются в транспортном положении, имеют малый вес и монтируются практически на все грузовые автомобили. Масса манипулятора, как правило, не превышает 20-25% полезной грузоподъёмности базового автомобиля, что обеспечивает эффективное использование автомобиля по прямому назначению — для перевозки грузов. Обладая высокой маневренностью, точностью движений автомобиль, имеющий кран-манипулятор упрощает процесс погрузочно-разгрузочных работ.

Галилео | Башенный кран 🗼 [Tower crane]

2. Какие существуют типы грузоподъёмных кранов?

Различают краны: мостового типа, стрелового типа, кабельные краны.

Кран мостового типа (рисунок 3) — это кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемещающейся по мосту. К ним относятся мостовые и козловые краны.

Кран мостового типа

Рисунок 3 — Кран мостового типа

Мостовые краны (рисунок 4) устанавливают в заводских цехах и на складах. Мост крана перемещается по надземному крановому пути, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовые краны общего назначения могут иметь грузоподъёмность от 5 до 50 т и пролёт до 34,5 м.

Мостовой кран

Рисунок 4 — Мостовой кран

Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемещающейся по нему грузовой тележки. На тележке расположены механизм подъёма и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъёма на тележке может быть установлен вспомогательный механизм, грузоподъёмность которого в 3-5 раз меньше грузоподъёмности основного механизма.

Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую часть цеха: подъём-опускание груза, передвижение грузовой тележки, передвижение моста.

Кран-балка (рисунок 5) — это мостовой кран, у которого грузовой тележкой является электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъёмностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с использованием подвесного пульта.

Кран-балка

Рисунок 5 — Кран-балка

Мост козлового крана опирается на наземный крановый путь при помощи опор и ходовых тележек. Консоли — это части моста, выступающие за опоры, консоли увеличивают зону обслуживания крана. На рисунке 6 изображён козловой кран с подвесной грузовой тележкой, совместно с которой перемещается кабина управления. Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъёмность до 60 т и пролёт до 34,5 м.

Козловой кран

Рисунок 6 — Козловой кран

Краны стрелового типа — это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или к грузовой тележке, перемещающейся по стреле. К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодорожные и стреловые краны.

Портальный кран рисунок 7 — это кран поворотный, размещённый на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного, автомобильного или прочего транспорта.

Рисунок 7 — Портальный кран

Башенный кран рисунок 8 — это кран поворотный, со стрелой, закреплённой в верхней части вертикально расположенной башни.

Рисунок 8 — Башенный кран

Башенные краны различаются по:

  • по конструкции:
  • кран с поворотной башней;
  • кран с неповоротной башней.
  • кран с подъёмной стрелой;
  • кран с балочной стрелой.
  • кран стационарный;
  • кран передвижной.

Башенные краны выполняют четыре рабочих движения (рисунок 9): подъём-опускание груза, изменение вылета, поворот крана, передвижение крана.

Рабочие движение башенных кранов

Рисунок 9 — Рабочие движение башенных кранов: а) кран с поворотной башней и подъёмной стрелой; б) кран с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 — рама; 2 — опорно-поворотное устройство; 3 — платформа; 4 — противовес; 5 — башня; 6 — кабина; 7 — стрела; 8 — ходовая тележка; 9 — консоль; 10 — оголовок; 11 — грузовая тележка

Поворотная платформа кранов с поворотной башней опирается на ходовую раму с помощью опорно-поворотного устройства. На поворотной платформе таких кранов смонтированы башня со стрелой, противовес и механизмы крана.

К поворотной части кранов с неповоротной башней относятся оголовок со стрелой и консолью противовеса. У кранов с подъёмной стрелой вылет изменяется поворотом (подъёмом) стрелы относительно опорного шарнира. У кранов с балочной стрелой вылет изменяется за счёт передвижения грузовой тележки по неподвижно закреплённой стреле.

Передвижные башенные краны перемещаются по крановым путям с помощью ходовых тележек. Краны с высотой подъёма более 70 м изготавливают стационарными (приставными), их устанавливают на фундамент и закрепляют к строящемуся зданию.

В настоящее время в строительстве в основном работают башенные краны грузоподъемностью 5…12 т. Высота подъёма некоторых передвижных кранов может достигать 90 м, а приставных — 220 м.

Стреловой кран (рисунок 10) — это кран поворотный, у которого стрела закреплена на поворотной платформе, размещённой непосредственно на ходовом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового устройства (рисунок 11):

  • кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;
  • кран пневмоколёсный, установленный на пневмоколёсное шасси;
  • кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;
  • кран на специальном шасси, установленный на специальном шасси автомобильного типа;
  • кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устройстве.

Стреловой кран

Рисунок 10 — Стреловой кран

Классификация стреловых кранов по виду ходового устройства

Рисунок 11 — Классификация стреловых кранов по виду ходового устройства: а) автомобильный кран; б) гусеничный кран; в) кран на специальном шасси; г) пневмоколёсный кран; 1 — стрела; 2 — гидроцилиндр; 3 — платформа; 4 — опорно-поворотное устройство; 5 — ходовая рама; 6 — выносная опора; 7 — башенно-стреловое оборудование; 8 — гусёк; 9 — выдвижные секции

Все стреловые краны имеют собственный источник энергии (силовую установку) — дизельный двигатель, поэтому они могут работать там, где отсутствует электроэнергия.

Стрела таких кранов шарнирно закреплена на поворотной платформе, которая с помощью опорно-поворотного устройства размещается на ходовом устройстве. На поворотной платформе размещаются механизмы крана: механизм подъёма груза, механизм изменения вылета, механизм поворота. Краны большой грузоподъёмности могут оборудоваться основным и вспомогательным механизмами подъёма.

Автомобильные краны, краны на специальном шасси, короткобазовые краны являются наиболее мобильными, они перемещаются по автомобильным дорогам в транспортном положении, но могут выполнять подъём груза только на выносных опорах.

Гусеничные и пневмоколёсные краны могут перемещаться по строительной площадке с грузом на крюке, при этом грузоподъёмность пневмоколёсных кранов примерно в 2 раза меньше, чем на выносных опорах.

Стреловые краны различают по:

  • по исполнению стрелового оборудования:
  • с гибкой подвеской стрелового оборудования;
  • с жёсткой подвеской стрелового оборудования.
  • с электрическим приводом механизмов;
  • с гидравлическим приводом механизмов.

Стрела кранов с гибкой подвеской удерживается и изменяет угол наклона с помощью канатов. В этом случае применяется стрела решётчатой конструкции. Для увеличения зоны обслуживания стрела снабжается гуськом.

Стрела кранов с жёсткой подвеской удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров. В этом случае применяется телескопическая стрела, состоящая из основной секции и двух-четырёх выдвижных секций. Изменение вылета у кранов с жёсткой подвеской осуществляется за счёт изменения угла наклона стрелы, а также за счёт выдвижения секций стрелы (телескопирования).

Гусеничные и пневмоколёсные краны имеют обычно электрический привод механизмов и гибкую подвеску стрелового оборудования. Гидравлический привод механизмов и жёсткую подвеску стрелового оборудования имеют автомобильные краны, короткобазовые краны и краны на специальном шасси автомобильного типа.

Железнодорожный кран (рисунок 12) — это кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути.

Консольным называют кран, у которого грузозахватный орган подвешен на консоли или тележке, перемещающейся по консоли, закреплённой на колонне или ферме (рисунок 13).

Консольный кран

Рисунок 13 — Консольный кран

Краны кабельного типа (рисунок 14) — это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт.

Кран кабельного типа

Рисунок 14 — Кран кабельного типа

В зависимости от типа грузозахватного органа различают краны:

  • крюковой;
  • грейферный (рисунок 15);
  • магнитный (рисунок 16).

Грейферный кран

Рисунок 15 — Грейферный кран

Магнитный кран

Рисунок 16 — Магнитный кран

Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.

3. Основные параметры кранов

Грузоподъёмность, Q — максимальная масса груза, на подъём и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплуатации. В величину грузоподъёмности включается масса съёмных грузозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

Вылет, L — расстояние по горизонтали от оси вращения крана стрелового типа до оси грузозахватного органа.

Пролёт, S — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.

Вылет и пролёт — это параметры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.

Грузовой момент, М — произведение величин грузоподъёмности и соответствующего ей вылета: М = Q × L (тм).

Высота подъёма, Н — расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.

Глубина опускания, h — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.

База, В — расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути.

Технические характеристики крана — это числовые значения его параметров. Стропальщик должен знать технические характеристики обслуживаемых им кранов (рисунок 17).

Основные параметры кранов

Рисунок 17 — Основные параметры кранов

4. Индексация стреловых грузоподъёмных кранов

Всем моделям стреловых самоходных кранов общего назначения, выпускаемых в Российской Федерации, присваивается индекс, структурная схема которого показана на рисунке 18. Первые две буквы индекса КС обозначают кран стреловой самоходный; четыре основные цифры индекса последовательно обозначают: размерную группу (грузоподъёмность в т), тип ходового устройства, способ подвески стрелового оборудования и порядковый номер данной модели крана.

Индексация стреловых грузоподъёмных кранов

Рисунок 18 — Индексация стреловых грузоподъёмных кранов

Десять размерных групп кранов обозначаются соответственно цифрами 1…10.

Тип ходового устройства указывается цифрами 1…9, причём цифра 1 обозначает гусеничное устройство (Г), 2 — гусеничное уширенное (ГУ), 3 — пневмоколесное (П), 4 — специальное шасси автомобильного типа (Ш), 5 — шасси стандартного грузового автомобиля (А), 6 — шасси серийного трактора (Тр), 7 — прицепное ходовое устройство (Пр), 8 и 9 — резерв.

Способ подвески стрелового оборудования указывается цифрами 6 или 7, обозначающими соответственно гибкую или жёсткую подвеску.

Последняя цифра индекса (цифры 1…9) обозначает порядковый номер модели крана.

Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т. д.) обозначает порядковую модернизацию данного крана, последующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) — вид специального климатического исполнения машины: ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы во влажных тропиках.

Например, индекс КС-4561АХЛ обозначает: кран стреловой самоходный, четвёртой размерной группы (грузоподъёмностью 16 т), на стандартном шасси грузового автомобиля, с гибкой подвеской стрелового оборудования, первая модель, прошедшая первую модернизацию, в северном исполнении.

5. Как зависит грузоподъёмность крана от вылета?

Грузоподъёмность кранов стрелового типа зависит от вылета обратно пропорционально. Максимальную грузоподъёмность кран имеет на наименьшем вылете, а при увеличении вылета его грузоподъёмность уменьшается. При работе с краном важно понимать эту зависимость, чтобы не допустить перегрузки крана.

Для подъёмного крана самой важной является грузовая характеристика. Именно грузовая характеристика наглядно демонстрирует способность крана поднять груз необходимой массы. Паспортная грузоподъёмность — это величина массы груза, поднимаемого краном в самых благоприятных условиях. Для стреловых кранов, например, таким условием является минимальный вылет стрелы.

Груз не может подстраиваться под кран и часто может располагаться где угодно в пределах рабочей зоны. Значит, для представления реального потенциала грузоподъёмной машины нужно какое-то средство визуализации. Таким средством и является грузовая характеристика.

Грузовая характеристика — это график, по оси ординат которого откладывается грузоподъёмность крана, а по оси абсцисс — величина параметра, влияющего на эту грузоподъёмность.

Рассмотрим грузовую характеристику гусеничного крана ДЭК-251 (рисунок 19), который имеет максимальную грузоподъёмность 25 т на вылете 5 м. При увеличении вылета грузоподъёмность крана уменьшается, поэтому при наибольшем для данного стрелового оборудования вылете (14 м) кран может поднять всего лишь 4 т.

Грузовая характеристика гусеничного крана ДЭК-251

Рисунок 19 — Грузовая характеристика гусеничного крана ДЭК-251

6. Силы, действующие на кран

На кран действуют:

  • масса груза, Q;
  • ветровая нагрузка;
  • сила инерции, Fин, которая возникает при изменении скорости подъёма и опускания груза.

Уклон рабочей площадки также снижает устойчивость крана. Опрокидывающие силы создают опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания (рисунок 20). Опрокидывающий момент, создаваемый грузом, равен произведению массы груза Q на плечо b: Мопр = Q × b. Очевидно, что при увеличении вылета увеличивается плечо b, следовательно, возрастает опрокидывающий момент.

Читайте также:  Государственная комиссия это в строительстве

Силы, действующие на кран

Рисунок 20 — Силы, действующие на кран: 1 — выносная опора; 2 — противовес; G — масса крана; Q — масса груза; a, b — плечи действия сил; РО — ребро опрокидывания

7. Что удерживает кран от опрокидывания?

Стреловой кран является свободностоящей машиной, которая удерживается от опрокидывания собственной массой G. Масса крана создает восстанавливающий момент, равный произведению массы крана G на плечо а (рисунок 20).

Устойчивость крана повышается за счёт увеличения массы крана противовесом, который монтируется в задней части поворотной платформы.

Вторым способом повышения устойчивости стрелового крана является установка выносных опор. Кран расставляет выносные опоры, как человек для повышения устойчивости шире расставляет ноги, при этом увеличивается плечо а, соответственно уменьшается плечо b.

8. По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются?

Возможные причины опрокидывания кранов:

  • превышена грузоподъёмность крана на данном вылете;
  • нарушены правила установки стрелового крана (не установлены выносные опоры, установка на свеженасыпанный грунт и т.п.);
  • неисправен рельсовый крановый путь;
  • кран работает при скорости ветра, которая превышает указанную в его паспорте;
  • башенный или другой рельсовый кран не установлен на противоугонные устройства.

Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидывание крана всегда является результатом грубого нарушения правил безопасности.

Опрокидывание крана может произойти по вине стропальщика в случае строповки груза, превышающего грузоподъёмность крана на данном вылете.

9. Как устроен рельсовый крановый путь?

Для башенных, козловых и других рельсовых кранов укладывают рельсовый путь на подготовленное земляное полотно с водоотводными канавками. Крановый путь (рисунок 21) состоит из балластного слоя, деревянных или железобетонных шпал и рельсов. Рельсы прикрепляют к деревянным шпалам костылями или путевыми шурупами, а к железобетонным — болтами с гайками. В стыках рельсы соединяют накладками.

Крановый путь

Рисунок 21 — Крановый путь: 1 — канавка; 2 — балластный слой; 3 — шпала; 4 — рельс; 5 — линейка; 6 — тупиковый упор; 7 — накладка; 8 — перемычка

На концах пути устанавливают тупиковые упоры, предотвращающие сход крана с рельсов. Перед тупиковыми упорами закрепляют выключающие линейки, предназначенные для автоматической остановки механизма передвижения крана.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крановых путей:

  • трещины и выколы рельс;
  • отсутствие, разрушение или неполный комплект крепёжных деталей;
  • излом, поперечные трещины, гниль в деревянных шпалах;
  • сплошные опоясывающие трещины, обнажения арматуры в железобетонных шпалах;
  • отсутствие или неисправность тупиковых упоров;
  • неисправное заземление кранового пути.

10. Что такое защитное заземление? Как оно защищает человека?

Защитное заземление — это преднамеренное соединение корпуса электроустановки с заземляющим устройством. Заземление необходимо для защиты обслуживающего персонала, так как в случае нарушения изоляции частей электроустановки, находящихся под напряжением, корпус электроустановки также оказывается под напряжением.

11. Как выполняют заземление крана?

У рельсовых кранов заземляется крановый путь (рисунок 22). Все рельсы соединяют стальными перемычками с помощью сварки. Крановый путь соединяют с заземлителями не менее чем двумя заземляющими проводниками. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт.

Заземление рельсового пути

Рисунок 22 — Заземление рельсового пути: 1 — рубильник; 2 — кабель; 3, 4 — перемычки; 5,7 — проводники; 6 — заземлитель

Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в случае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.

При неисправности или отсутствии заземления стропальщик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действием электрического тока.

При возникновении на кране пожара стропальщик должен отключить источник электропитания. Также необходимо обесточить электрооборудование при попадании человека под действие электрического тока.

Рубильник (автоматический выключатель) расположен на пункте подключения крана к электрической сети.

12. Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

К приборам и устройствам безопасности кранов относят:

  • ограничитель грузоподъёмности;
  • ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъёма грузозахватного органа в его крайнем верхнем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;
  • ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий электропередачи (устанавливаются на стреловых кранах);
  • регистратор параметров работы крана;
  • координатная защита для предотвращения столкновения с препятствиями в стеснённых условиях работы (устанавливается на стреловых и башенных кранах);
  • звуковой сигнал;
  • указатель грузоподъёмности, соответствующей вылету;
  • креномер — указатель угла наклона крана (устанавливается на стреловых кранах);
  • анемометр — указатель скорости ветра, автоматически включающий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана (устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах);
  • противоугонные устройства (устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе), в качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и клиновые упоры.

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъёмности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъёма и изменения вылета.

Отключение происходит при подъёме груза, масса которого превышает грузоподъёмность для данного вылета:

  • более чем на 15% — для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т-м включительно;
  • более чем на 10% — для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т-м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъёмности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничитель грузоподъёмности таких кранов не должен допускать перегрузку более чем на 25%.

После срабатывания ограничителя грузоподъёмности возможно опускание груза и уменьшение вылета.

Современные стреловые краны с жёсткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъёмности, который располагается в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъёмность крана на данном вылете у крановщика.

Ограничитель механизма подъёма груза (рисунок 23) предназначен для автоматической остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозахватного органа. Ограничителем является концевой выключатель, электрические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъёма. Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не менее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъём он может быть включен на опускание.

Рисунок 23 — Ограничитель механизма подъёма груза: 1 — крюковая подвеска; 2 — груз; 3 — концевой выключатель; 4 — стрела

Категорически запрещается работа крана при неисправных или отключенных приборах безопасности!

13. Основные узлы и механизмы грузоподъёмных машин

Барабаны (рисунок 24) служат для навивки стального каната. Чтобы канат навивался равномерно, на барабане делают спиральные канавки полукруглого сечения.

Рисунок 24 — Барабан

Канатоёмкость барабана должна быть такой, чтобы в нижнем положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Барабан бракуется, если он имеет трещины любых размеров, или износ ручьев по профилю более 2 мм.

Блок (рисунок 25) — деталь в форме диска с желобом по окружности для размещения каната. Блоки служат для направления каната. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока.

Рисунок 25 — Блок

Блоки бракуются, если износ ручья более 40% от первоначального радиуса ручья. Эксплуатировать блок с отколотой ребордой категорически запрещается, так как выщербленная реборда может быть причиной схода каната с блока, а иногда и перерезания каната.

Полиспаст — грузоподъёмное устройство, состоящее из подвижных и неподвижных блочных обойм, через блоки которых пропускают канаты.

Число ветвей каната, на которые распределился вес груза, называется кратностью полиспаста. Кратность указывает, во сколько раз уменьшается усилие, прилагаемое к канату.

Грузовые крюки и петли — универсальные грузозахватные органы. По форме грузовые крюки делят на: однорогие и двурогие, а по способу изготовления на: кованые (штампованные) и пластинчатые. Крюки при нагрузках свыше 3 т должны изготовляться вращающимися на шариковых закрытых опорах. Предохранительные замки устанавливают на грузовых крюках, когда возможно самопроизвольное выпадание съёмных грузозахватных приспособлений из зева крюка.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:

  • трещины и надрывы на поверхности крюка;
  • крюк не вращается;
  • отсутствует или неисправен предохранительный замок;
  • крюк разогнут;
  • износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты рабочего сечения.

Заварка или заделка дефектов крюка запрещается.

Иногда вместо грузовых крюков применяют цельнокованые и разъёмные грузовые петли. При равной грузоподъёмности петля имеет меньшие габариты и массу в сравнении с крюком, но в эксплуатации петли менее удобны.

Крюковая подвеска (рисунок 26) состоит из двух боковых щёк, блоков, траверсы и крюка. Траверса крюка устанавливается в боковых щёках и закрепляется от осевого перемещения двумя стопорными планками. При длительной работе гайка, которую навинчивают на нарезку крюка при креплении его в крюковой обойме, может ослабнуть или отвернуться.

Рисунок 26 — Крюковая подвеска

Для предотвращения этого её укрепляют стопорной планкой. Стопорение гайки с помощью штифтов, шплинтов не допускается.

14. Сведения об организации безопасной эксплуатации кранов

Государственный надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Кроме регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, проводится регистрация технических устройств, применяемых на этих объектах, — грузоподъёмных кранов. Владелец крана должен зарегистрировать грузоподъёмный кран в территориальном органе Ростехнадзора. Регистрация кранов необходима для осуществления государственного надзора за их безопасной эксплуатацией.

При регистрации кран получает регистрационный номер.

Разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдаётся инспектором Ростехнадзора.

15. Что такое техническое освидетельствование крана?

Техническое освидетельствование крана — это комплекс работ, включающий его осмотр, а также испытания контрольным грузом. Краны до пуска в работу должны подвергаться полному техническому освидетельствованию. В течение нормативного срока службы краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

  • частичному (только осмотр) — не реже одного раза в год;
  • полному(осмотр и испытания) — не реже одного раза в три года.

Кран не должен допускаться к работе, если просрочена дата технического освидетельствования.

16. Что должно быть указано на табличке крана?

Находящийся в работе кран должен быть снабжён табличкой, на которой указывают:

  • регистрационный номер;
  • паспортную грузоподъёмность;
  • даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.

17. Как владелец крана обеспечивает его безопасную эксплуатацию?

Руководитель организации, являющейся владельцем кранов, или организации, эксплуатирующей краны, должен назначить ответственных специалистов (рисунок 27):

Специалисты, ответственные за грузоподъёмные краны

Рисунок 27 — Специалисты, ответственные за грузоподъёмные краны

18. Каков порядок назначения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами?

В цехе, на строительной площадке или другом участке работ кранов в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с органами Ростехнадзора, могут быть назначены заведующие складами, бригадиры.

Ответственность за обеспечение безопасного производства работ кранами на каждом участке работ в течение каждой смены должна быть возложена только на одного работника. Фамилии этих лиц должны быть указаны на табличке, вывешенной на постоянном участке работ.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, является непосредственным руководителем стропальщика.

19. Каковы основные обязанности лица, ответственного за безопасное производство работ кранами?

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:

  • организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектом производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;
  • не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал, определять необходимое число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков;
  • инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы;
  • обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами, а также средствами и приспособлениями для безопасного производства работ;
  • не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих характеру и массе груза съёмных грузозахватных приспособлений и тары;
  • следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.

20. Какие права имеет лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами?

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, имеет право:

  • отстранить от выполнения работы с применением кранов стропальщиков и крановщиков, нарушающих производственные инструкции;
  • поставить вопрос перед администрацией предприятия о наказании стропальщиков и крановщиков, нарушающих производственные инструкции.

21. За что несёт ответственность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами?

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством:

  • за допущенные нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это или нет к аварии или несчастному случаю;
  • нарушение производственных инструкций крановщиками и стропальщиками;
  • выдачу указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных работников нарушать Правила и производственные инструкции;
  • самовольное возобновление работ кранами, остановленными принудительно органами Ростехнадзора и ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин;
  • непринятие мер по устранению нарушений Правил и инструкций.

В зависимости от последствий лицо, ответственное за безопасное производство работ кранов, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности (Трудовой кодекс), административной ответственности (Кодекс об административных правонарушениях) и уголовной ответственности (Уголовный кодекс).

Источник: eam.su

Описание, область применения, классификация башенных кранов

При строительстве объектов необходимо подавать материалы на различную высоту. Наиболее востребованной техникой для данного вида работ является башенный кран. В зависимости от модификации он поднимает от 2 до 100 т на высоту до 220 метров. В некоторых случаях, возможности башенного крана ещё больше.

Где применяют башенные краны

Фото башенного крана Kroll K 10000

Широкая классификация оборудования может применять башенный кран в промышленном и гражданском строительстве, на складах при разгрузке и погрузке автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.

По целевому назначению технику делят на четыре категории:

  • общего назначения, применяют при строительстве и ремонте зданий;
  • специального, на стройках промышленных объектов;
  • кран высотный, используют если здания выше 16 этажей;
  • погрузо-разгрузочный, применяют на производственных складах и полигонах.

Специальные башенные краны типа «кролл» применяются на строительстве в энергетической сфере.

Как устроен кран и его принцип действия

Схема устройства башенного крана

Работа этой спецтехники — в движении по площадке и перемещении груза в горизонтальном и вертикальном направлении. При этом башня крана может быть установлена неподвижно в рабочей зоне, самоподъёмной приставной к каркасу здания или на ходу, когда техника сможет передвигаться по объекту.

Базовые системы

Башенный кран – это узловой механизм, состоящий из стального каркаса решетчатого или цельно-трубчатого типа. При применении на объекте решетчатой конструкции возможно изменение характеристики грузоподъёмности и вылета крюка, путём наращивания металлоконструкций. Спецтехника бывает поворотного типа, вращающегося при работе вокруг своей оси и неповоротного, когда поднимает груз и перемещает его горизонтально.

Читайте также:  Требования к строительству бани на дачном участке

Основные базовые узлы спецтехники:

  1. Рабочая стрела в виде горизонтальной балки или шарнирно-сочленённой конструкции подвесного или молотовидного типа. Оснащается крюком или грузовой тележкой.
  2. Несущая опора с противовесом удерживает башню в вертикальном положении, препятствует опрокидыванию при передвижении грузов и равномерно распределяет вес на башню крана.
  3. Силовой агрегат обеспечивает поворот кабины, подъём и опускание стрелы, движение крюка и грузовой тележки по горизонтали.
  4. Кабина техника-оператора с пультом управления всеми механизмами.

Перемещение крюка или тележки происходит с помощью стального троса, соединённого с лебёдочным блоком, который обеспечивает движение и фиксацию груза в нужном положении.

Основные технические характеристики

Технические особенности зависят от марки башенного крана и его функций на объекте, необходимых при строительстве сооружений. По грузоподъёмности башенные краны подразделяются на малой грузподъёмности — до 5 т, средней — до 25 т, и тяжеловесные — до 100 т.

Длина стрелы кранов составляет от 25 до 80 м, хотя бывают и исключения. Максимальная высота подъема до 220 м при скорости подъема груза в 2-20 м/минуту. Есть разновидности башенного крана, основание которого встраивается в каркас дома. Такие грузоподъёмные механизмы способны строить здания высотой 500-700 метров. Но это уже спецтехника, разрабатываемая для конкретных проектов.

Кроме того, башенные краны есть неподвижные (пристяжные) и самоходные, которые способны перемещаться по стройплощадке или вдоль дома. Передвижение, как правило, осуществляется по рельсам. Данная техника наиболее распространена в России и странах бывшего СССР при строительстве типовых домов. На западе же, больше используются неподвижные краны.

Стоит отметить, что передвигается такая техника по строительной площадке со скоростью от 10 до 30 м/мин, а скорость вращения крана вокруг своей оси – 0,2-1,0 об/мин.

Классификация механизмов

Башенные краны на строительстве дома

Согласно ГОСТ 13809-68, спецтехника делится на две группы: стационарные и движимые, у которых разные технические характеристики и они выполняют каждый свои задачи при строительстве.

По типу башни

Это краны с поворотной платформой и нижним противовесом на конструкции, которые используются при возведении малоэтажных зданий. И неподвижной башней с устройством верхнего противовеса, когда поворотный механизм обеспечивает движение кабины вокруг своей оси вместе со стрелой. Применяется в высотном строительстве.

По типу стрелы

Подъёмные, перемещающие груз по вертикали, и балочные, установленные статично, придающие движение грузу в горизонтальном положении по полозьям.

По форме сечения стрелы делятся на квадратную, треугольную и прямоугольную. Производители выпускают башни подвесные, с балансиром, с гуськом, со стойками и молотовидными средствами противовеса.

По способу установки

Вид опоры башни влияет на управляемость механизма и мобильность конструкции.

  • стационарный кран рассчитан на фиксированную фундаментную установку;
  • самоподъёмная спецтехника монтируется на каркас строящегося здания;
  • пристяжной кран фиксируется на фундаментное анкерное основание и используется при строительстве домов выше 70 м;
  • приставная спецтехника, которую собирают и фиксируют на фундаменте строящегося здания;
  • передвижной кран, оснащаемый колёсным, рельсовым или гусеничным ходом. Он более управляем и мобилен при транспортировке.

Разные способы установки позволяют применять спецтехнику на опасных и сложных объектах.

По типу ходового механизма

Согласно классификации по ходовой, существуют башенные краны, самоходные и перемещаемые тягачами. Краны на автомобильном и гусеничном ходу оснащаются упорными механизмами и применяются для разгрузки и погрузки конструкций и материалов до 5 т. На объектах промышленно-гражданского строительства и складах часто применяется башенный рельсовый кран, который устойчив при подъёме и перемещении груза. Он обладает достаточной мобильностью и поднимает вес 3-10 т.

Наиболее известные марки башенных кранов

Фото башенного крана

Наиболее известной маркой среди башенных кранов российского производства можно назвать КБ-474А.

Из европейских производителей профессионалы отмечают марки Liebherr, Potain, Comansa.

Также отличается безопасностью и простотой сборки турецкая техника компании TGM KULE VINC.

Источник: t-magazine.ru

Виды автокранов

МОСТОВОЙ КРАН представлен в виде стальной конструкции с двигающейся тележкой, либо электрической талью.

Оснащение такого крана составляют разные захватывающие приспособления:

  • ковши;
  • магнитные устройства;
  • механизмы, поднимающие контейнеры.

Применение: при подъёме и переносе грузов в заводских условиях, на складах, а также на любых строительных площадках. Возможно разовое применение, когда отсутствует электричество. В этом случае предполагается использование ручного мостового крана.

КОЗЛОВОЙ КРАН передвигается по рельсам, вмонтированным в основание из бетона. Такой вид крана имеет мост с одной или двумя балками. Он оснащён тележкой и устройством для захвата грузов. Применение таких кранов осуществляется на заводах, при производстве изделий из железобетона, на погрузочных участках при железной дороге.

СТРЕЛОВОЙ КРАН отличается от других тем, что устройство для захвата груза у него располагается в конце стрелы, которая может иметь несколько секций.

Различаются краны со стрелами по типам ходовых устройств:

  • железнодорожный тип (для передвижения нужны рельсы);
  • автомобильный (требуется усиленное шасси);
  • гусеничный;
  • пневмоколёсный (используется шасси с дополнительной опорой);
  • плавучий (для судов).

Стреловые краны могут иметь привод: гидравлический, механический, электрический и комбинированный вариант.

Виды автокранов

Использование таких кранов допускается в промышленности, в строительстве мостов, нефтяной и газовой отрасли при прокладывании трубопроводов, для аварийных работ.

БАШЕННЫЙ КРАН имеет в своём составе:

  • башню;
  • рабочую стрелу с регулируемым вылетом;
  • опорную часть;
  • ходовое устройство;
  • кабину оператора для управления.

Как работает башенный кран?

Передвижение и повороты башенного крана выполняются при помощи определённых блоков, лебёдок, полиспастов. Оператор, сидя в кабине, даёт команды: поднять или опустить стрелу, либо изменить её вылет, или переместить грузовую тележку.

По моделям различают три вида башенных кранов: приставной, самоподъёмный (прицепной), железнодорожный кран — для него нужны рельсы и эстакада.

Назначение: строительство, высотные работы, погрузка на крупнейших складских хозяйствах.

Различают башенные краны по типам ходовых устройств:

  • гусеничный тип;
  • на пневматических колёсах;
  • рельсовый тип;
  • на шасси;
  • шагающий вариант;
  • автомобильный тип.

Ввиду обширной классификации модели башенных кранов индексируются по группам со сходными сборочными единицами и принципиальными схемами, аналогичными модулями. Это позволяет облегчить его ремонт, а также выбрать башенный кран по определённым характеристикам.

Одним из известных мировых производителей этих машин является французская фирма Potain ( Потайн). Краны Potain можно приобрести и на российском рынке, например, в московской компании ООО «Кэпитал Крэйн», на сайте котороый представлена более подробная информация о видах, характеристиках и технических данных этой строительной техники .

Имеющий две башни, с закреплённым канатом между ними для движения тележки, такой кран представляет собою простой и надёжный механизм. Применяется при масштабных строительных работах (мосты, шлюзы, дамбы) и на крупнейших складах.

Это передвижная металлоконструкция, способная не только ездить по рельсам. Под ней может проехать железнодорожный вагон, либо иной вид транспорта.

Ходовое устройство этого вида кранов:

  • при помощи рельсов;
  • на пневматических колёсах.

Область применения: шлюзы; ГЭС; плотины, крупные склады.

Способен передвигаться по железной дороге с выполнением работ по подъёму грузов рядом с путями. Используется для ремонта и прокладывания рельсового пути, для строительства различных коммуникаций. Такой кран способен к передвижению в составе поезда.

Преимущества и недостатки изделий

Виды автокранов

Кран шар обладает следующими преимуществами:

  • легкий вес;
  • небольшая строительная длина;
  • невысокое гидравлическое сопротивление рабочего вещества;
  • возможность монтажа в любом положении в пространстве;
  • превосходное соотношение стоимости и качества;
  • высококлассная герметичность;

К недостаткам изделий относятся:

  • высокая величина крутящего момента, необходимого для поворота рукоятки;
  • появление гидравлических ударов в водопроводе, когда быстро открывается кран;
  • необходимость открывать-закрывать кран регулярного (минимум раз в неделю), чтобы шар не «залип»;
  • плохая применимость наиболее распространенных изделий с фторопластовым уплотнением при рабочей температуре свыше 150С.

Краны шаровые латунные – особенности

  1. широкий выбор моделей разных производителей;
  2. доступная стоимость;
  3. высокая скорость поставки;
  4. эксплуатационные качества, оптимальные для воды и газа;
  5. стойкость к механическим воздействиям.
  1. небольшой выбор диаметров шаровых кранов – выпускаются, как правило, с Ду 8-100мм;
  2. нестабильная работа, если рабочая температура превышает 200С;
  3. невозможность стабильно использовать кран в трубопроводах с нефтепродуктами;
  4. отсутствие приварной модели.

Краны шаровые стальные – особенности

Виды автокранов

Эти краны изготавливают из углеродистой стали (с маркировкой 20 или 25), которые широко применяются в ЖКХ и промышленности.

  1. низкая стоимость;
  2. широкий выбор моделей разных производителей;
  3. высокая скорость поставки;
  4. эксплуатационные качества, оптимальные для воды и газа;
  5. широкий ассортимент
  6. стойкость к механическим воздействиям.

Виды автокранов

Недостатки стальных кранов:

  1. возможны сложности при продолжительном использовании в водопроводах холодного водоснабжения;
  2. невозможность использовать изделия на слабоагрессивных средах;
  3. нестабильность при рабочей температуре ниже -40 град С;

Устройство крана

Внутри корпуса водопроводных смесителей находится устройство, перекрывающее поток воды. В зависимости от типа конструкции эту роль выполняет разжимное кольцо с уплотнением, шарик, термостат или электромагнитный клапан.

Устройство состоит из следующих элементов:

  1. Корпус устройства.
  2. У основания расположены подводящие трубы.
  3. Муфта.
  4. Накидная гайка.
  5. Патрубок.
  6. Для регулировки смешивания потоков предусмотрен флажок (колпачок).
  7. Излив. Элемент обеспечивает подачу воды. Выполняется в различных формах.
  8. Уплотнители, прокладки необходимы для предотвращения протечек на стыках элементов.
  9. Аэратор. Насадка обеспечивает распыление воды, делает струю более мягкой.

Виды автокранов

Устройство водопроводного крана.

Запорно-регулирующие устройства монтируются в любых помещениях, где предусмотрена подача воды.

Изделия из легированной стали кран хладостойкий

Такие краны выпускают из легированной стали (как правило, марки 09Г2С) и используют при температурах ниже -60С. По остальным характеристикам изделия идентичны стальным.

Кран шаровой нержавеющий

Изделие изготавливается из нержавеющей стали (марки 12Х18Н10Т и подобных) и широко используется в промышленности.

  1. широкий диапазон рабочих сред;
  2. применимость при температуре ниже -60С.
  1. высокая стоимость;
  2. ограниченный выбор моделей – в продаже преимущественно с Ду 8-300 мм;
  3. длительная поставка большей части изделий.

Чугунный кран

Шаровый кран из чугуна стоит дороже, поскольку стальной выпускается массово. Вот почему большинство производителей отказались изготавливать чугунные изделия, и с 2010 года в нашей стране чугунные краны выпускает единственный производитель.

Кран полипропиленовый

Пластиковые изделия выпускаются, как правило, из полипропилена и устанавливаются на пластиковых трубах.

Ключевые преимущества полипропиленовых кранов:

  1. долговечность – изделия долго служат подобно латунным;
  2. доступная стоимость;
  3. легкий вес.

Ключевой недостаток изделий – возможность установки лишь на пластиковые трубы.

Классификация кабельных кранов

По степени подвижности выделяют:

  • Неподвижные – их опорные элементы (башни) не перемещаются, так как установлены непосредственно на фундаменты. Поэтому все грузовые операции выполняются в рабочей зоне под канатом.
  • Подвижные – их опорные элементы, один или оба, перемещаются по устроенным для них путям. Их рабочая зона значительно расширяется и зависит от траектории перемещения.

В свою очередь, неподвижные кабель-краны делятся на 4 подтипа:

  • Стационарные – опоры закреплены максимально жестко. В результате несущий канат постоянно сохраняет среднее положение, никуда не смещаясь во время движения тележки, и рабочая зона наиболее узкая.
  • С отклоняющимися мачтами – опоры могут поперечно качаться. Несущий канат при движении тележки может смещаться под углом до 6 градусов, что расширяет рабочую зону.
  • С боковой оттяжкой – башни с помощью шарниров сопряжены с фундаментом, а также с обеих сторон оснащены лебедками и полиспастами для оттяжки. Благодаря этому можно, подтягивая и освобождая полиспасты, еще больше смещать канат, так как угол качания мачт достигает при этом 8-12 градусов.
  • Эллинговые – несколько кабельных кранов с общей опорой, но отдельными приводами и тележками. Работают независимо друг от друга, обеспечивают широкую зону обслуживания (при грамотной настройке), используются главным образом в судостроении.

Подвижные кабель-краны классифицируют по 3 подтипам:

  • Параллельные – обе башни перемещаются синхронно, по прямолинейным путям. Такая траектория движения формирует прямоугольную рабочую зону.
  • Радиальные – есть стационарная башня и одна (или несколько) перемещающихся – по кольцу (или концентрическим путям). Рабочая зона при таких траекториях движения представляет собой сектор.
  • Круговые – обе башни перемещаются по концентрическим путям. При таком движении рабочая зона формируется в виде тора.

Виды автокранов

По типу захватного органы краны кабельного типа бывают:

  • с крюком (траверсом) – на него подвешивается груз;
  • с грейфером – ковшом, набирающим сыпучий или кусковой материал;
  • с бадьей – она зачерпывает груз, а потом раскрывается или опрокидывается.

По обслуживанию рабочей зоны выделяют:

  • Стационарные кабель-краны – постоянно используются на одном объекте.
  • Переносные – быстро устанавливаются и демонтируются, легко транспортируются с одной рабочей точки на другую.

По способу натяжки каната краны кабельного типа бывают:

  • с противовесом;
  • с неподвижным креплением;
  • с качающимися опорами;
  • со спускающимся канатом.

Как видите, вариантов достаточно много, и это косвенно свидетельствует о востребованности подобного грузоподъемного оборудования. Классификация кабель-канатов очень обширна, и среди их разнообразия вы обязательно найдете модель с нужной грузоподъемностью, высотой пролета и шириной рабочей зоны.

Отличия крана от задвижки

Краны и задвижки характеризуются высокой герметичностью, обе конструкции подходят для труб с высоким давлением.

Задвижка является запорным механизмом, предполагающим перекрытие водяного потока посредством перегородки. Запор позволяет не только блокировать поток, но также регулировать его интенсивность. Перегородка изготавливается в виде листа, доски или клина. Некоторые конструкции предусматривают наличие двух или нескольких перегородок, которые раздвигаются для подачи воды.

Главными отличиями двух типов конструкций являются:

  1. Наличие перекрывающего элемента у задвижки, который движется перпендикулярно потоку вверх или вниз, либо из стороны в сторону. У крана главным элементом является затвор, в котором проделан канал. Затвор может вращаться вокруг своей оси. При размещении канала под небольшим углом или параллельно потоку увеличивается интенсивность подачи жидкости, а при перпендикулярном размещении поток воды блокируется.
  2. Частое использование задвижки приводит к быстрому износу устройства. Кран отличается более высокой износоустойчивостью.
  3. Для размещения двигающейся части перегородки возникает необходимость дополнительного пространства вне сечения трубопровода. При установке крана место требуется только для регулировочных элементов.
  4. Задвижка применяется в качестве запорного элемента. Кран используется для регулировки интенсивности.

Виды автокранов

Задвижка для воды используется как затворный механизм.

Задвижки не используются в качестве элементов бытовых моделей.

Характеристики и материал изготовления

В производстве литых корпусов часто используется сплав алюминия с кремнием.

Различные модели изготавливаются из следующих материалов:

  • бронза;
  • латунь (часто декорируются гальваническим покрытием);
  • медь;
  • чугун;
  • легированная сталь;
  • пластик (полипропилен или полиэтилен).

Классификация водопроводных устройств стандартизирована ГОСТами 19681-94 и 25809-96. Характеристики зависят от нескольких параметров:

  1. Пропускная способность. Различают 3 группы смесителей с параметрами 40-50%, 70-80%, 90-100%.
  2. Класс герметичности, допустимое давление. Класс 1 предусматривает напор до 1 МПа, класс 2 – до 0,63 МПа.
  3. Уровень шума. Смесители делятся на 3 группы: до 20 дБ, 20-30 дБ и более 30 дБ.
  4. Температурный режим. Краны бывают для холодной и горячей воды (до 75°C).
Читайте также:  Завершение строительства причала 2 феодосийского торгового порта

Каждое изделие сопровождается технической документацией, где указаны параметры.

Общие сведения

Водопроводные краны делятся на два основных вида

  1. Смесители. Устанавливаются на мойку, умывальник, ванную, душ. Регулирую подачу и смешивание воды в одной точки.
  2. Запорные арматуры, монтируются на водопроводные трубы и выполняют функцию перекрытия в системе.

Вентильные краны

Запорный кран с вентилем. В кранах с вентилем или барашком внутри установлена кран-букса, которая и производит перекрытие жидкости. Когда барашек раскручивается, из выходного отверстия, поднимается кран-букса и освобождает проход. При закручивании крана, она опускается и перекрывает поток воды, для увеличения герметизации на ней установлена резиновая прокладка.

  • Барашек (вентиль)
  • Шпиндель
  • Уплотнительная гайка
  • Корпус
  • Шайба с прокладкой
  • Гнездо.

Корпус (его часто называют елочкой) по центру имеет излив, а с двух сторон вентиля с кран-буксами. Один барашек контролирует подачу горячей воды, другой холодной. В центре потоки смешиваются и попадают в излив.

Шаровой кран для установки на трубы.

Перекрытие воды происходит благодаря шару, в котором по центру сделано отверстие. При повороте рычага, шар разворачивается, и по центру образуются проход для воды. Когда рычаг возвращается в исходное положение, шар разворачивается, отверстием перпендикулярно к трубе, а целые сферические стороны шара перекрывают трубы.

Рекомендация. Перекрытие крана должно происходить плавно, не допуская резких движений. Это поможет снизить риск повреждения водопроводной магистрали.

Устройство шарового крана

Шаровые запорные арматуры делятся на:

  • Полнопроходные с равнозначными диаметрами трубы и крана
  • Редукцированными. Диаметр фитинга меньше сечения трубы. Краны данного вида минимизируют возникновение гидравлического удара.
  • Резьбовой. Резьба может быть, как внутренняя, так и внешняя. Фитинг соединяется муфтой или ввинчивается в трубу.
  • Комбинированной. На фитинге есть два вида резьбы. С одной стороны внешняя с другой внутренняя.
  • Приварной. Запорный кран приваривается к трубопроводу.
  • Фланцевый. Фланец – это отдельная деталь, круглой или квадратной формы с отверстиями по периметру, для болтов или шпилек. Фланцы привариваются к трубе и фитингу, после производится их соединение с использованием герметичной резиновой прокладки.

Шаровой однорычажный смеситель

Производители предлагают две модели механизма:

  • Шаровой. Смешивание и подача воды происходит благодаря трем отверстиям в картридже.
  • Керамический. Подача и регулировка воды осуществляется благодаря отполированным металлокерамическим пластинам. Устройство крана довольно сложное. Большой популярностью конструкция не пользуется.

Бесконтактные смесители

У таких смесителей нет, ни рычага, ни вентилей. Срабатывают они от сенсора. Датчик срабатывает на движение объекта. Модели делятся на — стандартные и высокотехнологичные. Стандартные смесители имеют только подачу воды от сенсора.

Параметры выставляются с помощью рычагов установленных на корпусе.

Высокотехнологичные могут регулироваться жестом. Или иметь сенсорную панель, на которой выставляются требуемые параметры. Выпускаются модели с пультом дистанционного управления и множеством других дополнительных функций.

Недостаток таких смесителей в их энергозависимости, высокой стоимости и при поломке, скорее всего, придется покупать новое устройство.

Принцип работы

Механизм водопроводного крана основан на следующем:

  1. На шпинделе, расположенном вертикально, крепится вентиль.
  2. Нижняя часть вала движется внутри гайки. На конце шпинделя находится золотник, который состоит из диска и прокладки, которая крепится кнопкой или гайкой. Наружная часть вкручивается в корпус гайкой.
  3. При закрытии крана шпиндель ввинчивается. Прокладка опускается на седло, блокирует жидкость.
  4. Еще одной преградой для водяного потока является втулка в верхней части шпинделя. На ней расположены резиновые сальники, обеспечивающие гидроизоляцию.

Кран-буксы из керамики имеют полуоборотный механизм. Керамические пластины с отверстиями плотно прижаты, одна из них является неподвижной. При открытии одна из пластин начинает вращаться, жидкость поступает в момент совпадения отверстий. Данная технология считается более надежной.

Виды автокранов

Набор смесителей для воды.

Устройство башенного крана и принцип его работы

У любой современной модели есть пятерка ключевых составных частей:

  • Башня — верхне- или нижнеповоротная телескопическая или решетчатая трубчатая конструкция. В современных моделях может быть наращиваемого или подращиваемого типа, складываться (демонтаж производится прямо на объекте) или не разбираться.
  • Рабочая стрела — конструкция подъемного, балочного или шарнирно-сочлененного типа, оснащенная грузовой тележкой, сделанная из труб, либо уголков, либо профилей. Выделяют два ее типа — молотовидный и подвесной.
  • Опорная часть — несущая на себе все вертикальные и опрокидывающие нагрузки, поэтому к ее надежности предъявляются повышенные требования.
  • Ходовое устройство — механизм, обеспечивающий перемещение и повороты башенного крана. На практике это рельсовая или, реже, шагающая конструкция.
  • Кабина управления — рабочее пространство для оператора, отдающего команды.

С помощью 3 типов механизмов — можно выделить блоки, лебедки, полиспасты — выполняются основные операции: в общем случае они сводятся к передвижению и поворотам башенного крана, к вертикальной работе, то есть к подъему и опусканию стрелы, а также к горизонтальной — изменению ее вылета, либо перемещению грузовой тележки. Оператор из кабины отдает соответствующие команды.

Так, для поворота ОПУ (опорно-поворотное устройство) передает на ходовую раму (неподвижная часть) определенные вертикальные и опрокидывающие нагрузки. Груз захватывает крюковая обойма, закрепленная на канате, и при помощи лебедки выполняется его перемещение вверх-вниз, до рабочей высоты. Вылет стрелы тоже просто регулируется — ее опусканием и подъемом, а также перемещением грузовой тележки вдоль нее.

Классификация башенных кранов

Все многообразие современных моделей разделяют на 3 группы.

По назначению:

  • Общего назначения — для решения гражданских и общепромышленных задач, чаще всего, строительства;
  • Специальные — для эффективного проведения работ повышенной сложности;
  • Высотные (самоподъемные, ползучие, приставные) — для задач, решаемых на большой высоте;
  • Погрузчики — востребованы при высокопроизводительной работе, обычно актуальны на крупных складах.

По возможности перемещения:

  • Стационарные — могут быть универсальными или приставными;
  • Передвижные — могут быть прицепными или самоходными;
  • Самоподъемные — монтируемые прямо сверху возводимого объекта.

По типу ходового устройства:

  • На гусеницах
  • На пневмоколесах
  • На рельсах
  • На шасси
  • Шагающие
  • Автомобильные

Также нужно отметить, что по своим конструктивным особенностям актуальные сегодня линейки башенных кранов могут быть классическими, безоголовочными и быстромонтируемыми.

Классификация достаточно обширна, поэтому в отношении всех моделей проводится индексация. Башенные краны, в зависимости от их роли и исполнения, маркируются по группам. Причем с таким расчетом, что внутри каждой — похожие сборочные единицы, общие принципиальные схемы, унифицированные или даже аналогичные блок-модули. Таким образом почти каждая характеристика башенного крана, независимо от его производителя, заранее определена, что облегчает его выбор, эксплуатацию и ремонт.

Назначение кранов

В автономных, локальных или центральных сетях водоснабжения применяют оборудование, которое выполняет определенные функции. Оно может служить как регулировочная или запорная арматура. Самым часто применяемым элементом для подобных целей выступают краны водопроводные. Виды этих изделий призваны выполнять различные задачи. Они регулируют напор и его пропускную способность при помощи изменения площади потока трубы.

Существуют такие виды водопроводных кранов, которые при помощи шарового механизма выполняют только открытие или закрытие потока. Регулировку позволяют выполнять другие устройства. Они плавно уменьшают напор. Такие виды водопроводных кранов чаще используются для дома.

Преимущества и недостатки

Преимуществами изделий являются простота, надежность, легкость в ремонте и совместимость с отечественными системами водоснабжения. Более дорогие модели позволяют экономить расход, обладают функцией блокировки потока при превышении максимальной температуры. Ряд моделей с целью гигиены удобно устанавливать в общественных местах благодаря встроенному сенсору.

Разные виды конструкций смесителя обладают недостатками. Среди них: износ прокладки, чувствительность керамических деталей к грязной среде, необходимость установки фильтра. Сенсорные модели менее надежны.

Источник: mr-build.ru

Возможности и принцип работы башенного крана

В строительстве крупных масштабов, когда возводят высотные здания и нужно осуществлять подъем, перемещение тяжелых грузов, невозможно обойтись без специализированной техники. Здесь уже не помогут обычные автомобильные краны, высота подъема которых редко превышает уровень 50 метров. Подходящее оборудование для этих целей – башенный кран, множество модификаций которого позволяет решать самые сложные строительные задачи.

Что такое кран башенного типа

Башенным кран называется потому, что несущая опора этой грузовой техники напоминает конструкцию башни, все элементы которой выполнены из металла. Кроме подъема, крановое оборудование может перемещать груз вдоль, а также поворачивать его вокруг центральной оси. Это дает возможность доставлять стройматериалы практически в любую точку проведения работ.

Как выбрать башенный кран

Классификация кранового оборудования

Башенные краны классифицируют по нескольким признакам.

По целевому назначению:

  • Общего использования – для строительства промышленных и гражданских объектов среднего уровня сложности.
  • Специального применения – для решения задач высокой сложности.
  • Высотные краны, способные работать на большой высоте при возведении небоскребов. Они бывают самоподъемные, приставные и ползучие.
  • Крановые погрузчики – чаще двухстоечные системы (козловой кран), установленные на рельсовые направляющие для перемещения. Их интенсивно используют на крупных производственных складах.

Кран общего назначенияМостовой кран специального назначенияВысотные краныКозловой кран

По свободе перемещения:

  • Стационарного типа – делятся на приставные и универсальные модели.
  • Передвижные – транспортируемые прицепным способом либо на самоходной основе.
  • Самоподъемное оборудование, которое крепится на вершине возводимого строения.

По устройству ходового механизма:

  • Гусеничные;
  • На колесах пневматических;
  • На роликах по рельсовой трассе;
  • На шасси;
  • Краны шагающие;
  • На базе автомобилей.

Гусеничные краныКран на пневматических колесахКран на роликах по рельсовой трассеБашенный кран на шассиКраны шагающиеБашенный кран на базе автомобиля

Кроме этого, конструкции современной крановой техники бывают классическими, быстрого монтажа и безоголовочными.

Учитывая исполнение башенных кранов и роль их применения, оборудование объединяют в группы. Внутри этих групп модели могут иметь идентичные сборочные единицы, похожие принципиальные схемы и типовые блок-модули. Такой подход значительно облегчает задачу выбора нужного агрегата потребителем среди разных производителей. Также упрощается обслуживание крановой техники.

Как устроен кран, его принцип действия

Модели башенных кранов, которые выпускают современные машиностроительные предприятия, имеют 5 основных частей.

Башню решетчатую. На основе трубок или телескопическую с поворотом внизу, вверху вертикальной части конструкции. Среди моделей, которые выпускают в наше время, бывает оборудование с наращиваемой или подращиваемой складной башней (с возможностью демонтажа на объекте) и неразборное.

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.

Устройство башенного крана

Стрелу рабочую. Представляет собой горизонтальный подъемный элемент, выполненный по принципу шарнирно-сочлененной или балочной конструкции подвесного или молотовидного типа. Материалом исполнения являются металлические профили, уголки либо трубы. Стрелы снабжены тележкой грузового назначения.

Несущую опору. Удерживает весь кран. Она располагается в основании башни и противостоит всем опрокидывающим нагрузкам, обладает повышенной прочностью и надежностью.

Устройство перемещения (ходовая). Она отвечает за перемещение всей конструкции башенного крана и его разворота. Бывает с применением разных опорно-движущих элементов.

Кабина оператора. Из нее происходит управление всеми типами механизмов, ответственных за работу узлов оборудования.

Базовые системы

Механика крана предполагает наличие трех базовых систем, с помощью которых возможны все движения грузоподъемного оборудования – это лебедки, блоки и полиспасты. Они позволяют осуществлять:

  • Поворот и передвижение башни;
  • Подъем и спуск стрелы в вертикальном направлении;
  • Изменение вылета по горизонтали, либо передвижение грузовой телеги.

Базовая система башенного крана

Для захвата груза используется крюковая обойма, зафиксированная на стальном тросе. Трос перемещается за счет работы лебедки через блок на грузовой тележке, обеспечивая подъем на нужную высоту. Также лебедка отвечает за перемещение самой тележки. Поворот конструкции осуществляется за счет устройства опорно-поворотного, которое передает опрокидывающие нагрузки и вертикальные нагрузки на фиксированную часть рамы.

Основные технические характеристики

Подъемные механизмы башенного типа характеризуется следующими параметрами:

Технические характеристики башенного крана КБМ-401ПА с подъёмной стрелой

  • Максимальным вылетом стрелы с наклоном и горизонтально;
  • Минимальным вылетом;
  • Предельно возможным вылетом при максимально допустимом грузе с наклоном и горизонтально;
  • Предельно допустимой массой груза при максимальном вылете стрелы;
  • Максимальным уровнем подъема в высоту;
  • Минимальным опусканием груза;
  • Скоростью выдвижения нагруженной стрелы;
  • Скоростью подъема тяжести;
  • Скоростью подъема пустого крюка;
  • Скоростью передвижения по местности;
  • Частотой вращения вокруг опорной башни.

КБ-408.21

Например, кран КБ-408.21 конструктивно имеет:

  • Стрелу – балочного типа;
  • Башню — поворотного исполнения;
  • Возможность выдвижения – с нагруженным крюком;
  • Тип ходовой – на роликах по рельсам;
  • Управление приводом – электрическое;
  • Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху;
  • Башню из восьми секций.

Башенный кран КБ-408.21

Технические характеристики подъемного механизма следующие:

  • Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 3, наклонно – 10;
  • Вылет (м) максимальный горизонтально – 40, наклонно – 35;
  • Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5, наклонно – 4,2;
  • Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 16, наклонно – 14;
  • Высота подъема (м) горизонтально – 54, наклонно – 72,2.

РБК-2.20

Кран РБК-2.20 конструктивно имеет:

  • Стрелу – балочного типа;
  • Башню — поворотную телескопическую;
  • Возможность вылета – с нагруженным крюком;
  • Стационарный;
  • Управление приводом – электрическое;
  • Нахождение противовеса – на поворачивающейся платформе внизу, на распорке вверху.

Башенный кран РБК-2.20 - техничные данные

Технические характеристики следующие:

  • Грузоподъемность (т) при максимальном выдвижении стрелы горизонтально – 0,7;
  • Вылет (м) максимальный горизонтально – 25;
  • Вылет (м) минимальный горизонтально – 4,5;
  • Выдвижение (м) при максимальной нагрузке горизонтально – 10;
  • Высота подъема (м) – 18,9.

Область применения башенного крана

Есть несколько отраслей, где применяются башенные краны. Это в основном:

  • Строительство недвижимости;
  • Судостроительные верфи;
  • Крупные промышленные цеха и склады;
  • Специальное назначение.

В строительстве краны делятся по мощности:

Башенные краны применяются в промышленном и гражданском строительстве

  • Маломощные – задействованы в малоэтажном строительстве. Они могут поднимать грузы массой до 5 тонн;
  • Среднемощные – возводят многоэтажные объекты общего назначения и промышленные здания. Им под силу тяжести до 25 тонн;
  • Большой мощности оборудование осуществляет монтаж конструктивных элементов на промышленных объектах и в гидростроительстве. При этом вес груза может доходить до 100 тонн.

В гидротехнической области могут быть задействованы краны всех уровней мощностей. Слабые выполняют операции вспомогательного характера, средней силы – в качестве буртоукладчиков для доставки бетона в таре при сооружении бетонных монолитных элементов. Высокомощное оборудование применяется для монтажа конструкций из железобетона.

При строительстве гидроузлов низкого напора с массой составных элементов, достигающих 80 т, в работе используют башенные краны большой грузоподъемности свыше 100 тонн. Их устанавливают парой по сторонам сооружения.

На заводах судоремонтных и судостроительных применяют два типа грузоподъемного оборудования:

  • С боковой ограниченной подачей (неподвижные краны);
  • С подачей боковой по всей линии стапеля (передвижные краны).

Типовые параметры башенных кранов

Неподвижные башенные краны удобны за счет возможности разворота башни на 360 градусов, что увеличивает область действия. Подвижные краны на катках имеют простое исполнение, они наиболее часто используются.

Рейтинг
Загрузка ...