Антагонистический характер капиталистической системы выражается в области культурного строительства в том, что, с одной стороны, эта система должна обеспечить уровень образования рабочего класса, необходимый для организации капиталистического производства с его высокой технической базой, с другой — буржуазная «культура» должна всячески воспрепятствовать росту его сознательности и вскрытию объективных законов природы и общественного развития, свидетельствующих о неизбежной гибели этого строя. Отсюда — двойственность, лживость и лицемерие буржуазной культуры, отраженные уже в период восходящей кривой ее развития (Гете: «Кому доступны наука и искусство, у того есть и религия; у кого нет обоих, тот имей религию!»).
Иначе говоря, религия — средство отупения — массам, наука и искусство, как средство подчинения масс — избранным. Еще ярче проявляются эти тенденции буржуазной «культуры» в период империализма. Возможность издания в 15 штатах «демократической и прогрессивной» Америки закона о запрещении преподавания эволюционной теории, возможность так называемого обезьяньего процесса, в котором государственная власть преследует учителя высшей школы за преподавание теории эволюции Дарвина,— эта гримаса современной американской культуры чрезвычайно характерна для всей буржуазной «культуры».
Культурное строительство
Октябрьская революция, создав новую более высокую систему производственных отношений, в которой рабочий класс выступает как субъект народного хозяйства, как организатор и движущая сила хозяйственного процесса, устранила разрыв между «духовной» и «материальной» культурой, сделав материальный и культурный рост трудящихся неотделимым от роста производства.
«Пятилетний план развития народного хозяйства должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня трудящихся масс города и деревни, развитие национальной культуры народностей СССР и увязывать план культурного строительства с индустриализацией страны, как неотъемлемой части общих планов нашего социалистического строительства» 1 .
Эта директива есть выражение основной линии ВКП(б) по осуществлению пролетарской демократии и отображает глубочайшую культурную сущность строя, в котором «впервые делается приступ к тому, чтобы действительно поголовно население училось управлять и начинало управлять» (Ленин). Отсюда в СССР наука и искусство должны стать и становятся достоянием трудящихся масс—хозяев и руководителей социалистического хозяйства. В СССР наряду с полным устранением экономического угнетения трудящихся устраняется и религия, как один из видов духовного гнета, сопутствующего классовому угнетению.
Социалистическое строительство основано на принципах органического слияния труда и науки, творческого синтеза теории и практики и на беспрепятственном (в смысле социальных рамок) внедрении в жизнь достижений науки.
Социалистическая индустриализация страны проводится на основе величайших достижений науки и техники и вместе с тем все более и более захватывает различные области сельского хозяйства.
Культурное строительство в 20 40 е годы XX века
Царская Россия вполне заслуженно пользовалась славой страны сплошной неграмотности. И действительно, по данным единственной переписи населения царской России (1897 г.) грамотных среди населения в возрасте от 16 до 49 лет даже в европейской части было лишь 25,7%, а среди женщин — 12,7%.
Поэтому после Октябрьской революции прежде всего было обращено внимание на развитие сети начальных школ, т. е. на распространение элементарной грамотности. И если в европейской части царской России три четверти населения были неграмотны, то в СССР к 1931 г. грамотных было уже 73,6%, а в отдельности женщин — 55%.
1. Процент грамотных среди населения (в возрасте от 10 лет и старше)
Источник: istmat.org
Культурное строительство
Культурне будівництво. Civilized (cultural) building. Спланированное и целенаправленное влияние на происходящие в духовной культуре процессы с целью реализации определенных политических задач. Элемент культурной политики.
Найдено научных статей по теме — 9
Культурное строительство в Адыгее в предвоенный период
В статье поднимаются проблемы изучения национального языка и создания нового алфавита, а также о развитии народного образования.
Публичные библиотеки Вьетнама в культурном строительстве Республики
В статье рассматриваются периоды становления и развития публичных библиотек Вьетнама, анализируются национальные особенности библиотечного строительства, показаны основные направления обслуживания населения в публичных библиотеках
Культурный ревизионизм в храмовом строительстве русской провинции начала XIX века
В статье с точки зрения культурологического подхода рассматривается история рыбинского Спасо-Преображенского собора, анализируются причины, приведшие к уничтожению памятника XVII в. и строительству на его месте нового храма.
Политика национально-культурного строительства в Восточной Сибири (1920 конец 1980-х гг. )
В статье рассматривается этнокультурные процессы Восточной Сибири через призму национальной политики партийных и государственных структур в советский период.
Культурно-бытовое строительство в районах целинного освоения Иркутской области в 1950-1970-х гг
Рассматривается значительное увеличение темпов культурно-бытового строительства в сельских районах Иркутской области. Отмечено, что это было вызвано начавшимся освоением целинных и залежных земель в восточных районах страны.
Некоторые аспекты социально-культурного строительства на селе в Дагестане (60-70-е годы ХХ века)
Анализируется осуществление государственными органами власти и управления хозяйством и их функции по социально-культурному развитию села.
Становление и развитие музыкального пространства Ставрополья в русле культурного строительства в ССС
В статье дан анализ основных тенденций, формирования музыкального пространства художественной жизни региона Ставрополья в русле становления и развития культурного строительства в СССР.
Историко-культурные условия национально-государственного строительства и политическое развитие Респу
В статье предпринята попытка освещения процесса политического развития Республики Беларусь с учетом особенностей историко-культурного окружения, которые определяют процессы государственного строительства.
Инструментарий культурной политики в аспекте общественного строительства и укрепления жизнеспособнос
Рассматриваются некоторые компоненты исследовательского конструкта, позиционируемого в формате инструментария государственной культурной политики как фактора укрепления культурной безопасности России.
Источник: voluntary.ru
1. Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период
1.1. Культурное строительство (термин «культурная революция» появился в середине 1950-х гг.) рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:
– создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
– подъем общего культурного уровня народа;
– формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.
1.2. Средства и методы культурной политики. Для выполнения первой задачи – формирования нового, коммунистического, сознания – использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.
• Партийное руководство. Агитпроп. С 1920 г. специальным органом, пытавшимся сосредоточить партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру печатных изданий и театральных постановок.
• Государственная пропаганда. Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н. К. Крупской.
Для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. – Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919). После окончания Гражданской войны расширилась сеть научных и учебных учреждений по изучению марксистского обществоведения: появились Институт истории партии – Истпарт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В. И. Ленина (1923); возникли Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков-марксистов (1925). Для подготовки национальных партийных советских кадров были созданы Коммунистические университеты трудящихся Востока (1921), национальных меньшинств Запада (1921), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
• Те же цели преследовали общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса.
Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой, пролетарской, культуры, науки, философии, подчинения искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники «чистой пролетарской культуры» шли дальше Ленина (выступавшего не за изобретение «новой пролеткультуры», а за развитие лучших образцов «существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма») и отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия даже крестьянства в строительстве новой культуры пролетариата.
Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием сотни тысяч человек. Но из-за своего радикализма Пролеткульт позже был распущен, а его теория осуждена руководством ВКП(б).
Во второй половине 20-х гг. над общественными, литературными, просветительскими и прочими организациями, в том числе коммунистическими, был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась.
1.3. Интеллигенция и власть.
• Государственная политика (1917–1920). Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с представителями старой интеллигенции. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А. В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью.
С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой – в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.
• В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, В. М. Бехтерев, А. Ф. Кони, И. В. Мичурин, А. Н. Бах, В. Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.
В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922 г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря.
Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н. С. Гумилева, А. П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С. А. Есенина.
Менее жестокой была борьба с « попутчиками» – представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившей о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.
1.4. Политика в отношении религии и церкви. На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. В 1918 г. в России было восстановлено патриаршество – патриархом стал митрополит Московский Тихон (Белавин).
Однако в соответствии с Программой РКП(б) ставилась задача содействия «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Началась активная борьба с «религиозными пережитками».
В 1919 г. появился журнал «Революция и церковь», в 1922 г. – газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников» (с 1929 г. – «Союз воинствующих безбожников»). В рядах «воинствующих безбожников» к 1930 г. насчитывалось 3,5 млн человек. Церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибли более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (восстановленное лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть «имя Бога» «на всей территории СССР».
1.5. Общественное сознание и повседневность. Революция и последовавшие вслед за ней изменения в культуре повседневности оказали непосредственное влияние на общественное сознание граждан. «Освобождение женщины» от «домашней эксплуатации» и начавшаяся борьба с частным бытом сопровождались снижением роли семьи, созданием фабрик-кухонь и домов-коммун, насаждением коллективного воспитания подрастающего поколения (пионер – комсомолец – коммунист).
В ходе борьбы с религией происходило вытеснение церковных праздников светскими массовыми театрализованными представлениями, новыми ритуалами (например, «октябрение» вместо крещения). Имена по святцам заменили революционными, такими как Гертруда (герой труда), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Марлен (Маркс – Ленин) и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
В мире культурного бума
В мире культурного бума В 1964–1980 годах все области культуры развивались с невероятной скоростью, взрывообразно! Это время множества самых невероятных экспериментов, причудливых и удивительных. Часть этих экспериментов как-то незаметно ушла в прошлое, как песенки Юлия
ТАКТИКА РЕВОЛЮЦИОННОЙ БЮРОКРАТИИ В ПЕРИОД РАЗВЕРНУТОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕРЬМОКРАТИЗМА
ТАКТИКА РЕВОЛЮЦИОННОЙ БЮРОКРАТИИ В ПЕРИОД РАЗВЕРНУТОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕРЬМОКРАТИЗМА Первый тактический прием прямо следует из стратегического замысла – наплодить как можно больше мест для бюрократии. Этот прием – развал единой страны с одним аппаратом и создание
1. Задачи финансовой политики в реконструктивный период. Финансовая программа первой пятилетки и ее выполнение
1. Задачи финансовой политики в реконструктивный период. Финансовая программа первой пятилетки и ее выполнение Вступление страны в реконструктивный период поставило перед советской системой финансов и кредита чрезвычайно сложные задачи. Предстояло исключительно за
Источники культурного шока
Источники культурного шока Прежде всего — это падение прежних местных вождей, их мгновенное превращение из любимых и обожаемых руководителей в омерзительных врагов народа. Впрочем, будучи неплохо осведомленными о теневой стороне их повседневного быта, ответственные
2. Задачи преобразований и методы их проведения
2. Задачи преобразований и методы их проведения 2.1. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а прежде всего ради укрепления государства и военной мощи России, возвращения ей утраченного после Крымской войны
5. Социальные отношения в советской деревне в 1930- 1960-е гг. в период колхозно-совхозного строительства[130]
5. Социальные отношения в советской деревне в 1930- 1960-е гг. в период колхозно-совхозного строительства[130] 1. Социальное происхождение Ваших родителей (рабочие, крестьяне, интеллигенция, что еще?). Их образование, профессия, должность, работа.2. Ваши социальное происхождение,
Развитие политического и культурного многообразия
Развитие политического и культурного многообразия С точки зрения предшествующих событий политическое развитие в X в. можно рассматривать как дезинтеграцию халифатской империи. Там, где оппозиционное шиитское движение не получало в свою власть провинцию, ее правители
Замена культурного слоя
Замена культурного слоя Важнейшим обстоятельством, обозначившим радикальный разрыв Советского государства и исторической России и повлиявшим на степень этого разрыва была полная смена после революции общественно-политической элиты и культуроносного образованного
Источник: history.wikireading.ru
Роль культурного строительства СССР в современном региональном развитии Текст научной статьи по специальности «История и археология»
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / МУЗЕИ / БИБЛИОТЕКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНОДОСУГОВОГО ТИПА / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / CULTURAL ECONOMICS / CULTURAL CONSTRUCTION / CULTURAL POLICY / PUBLISHING / LIBRARIES / MUSEUM / CLUBS
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Мария Александровна
В статье анализируется статистика культуры советского периода по развитию сети библиотек , музеев, клубных учреждений, а также издательств с целью определения значимости влияния всего культурного строительства на современную ситуацию, которая складывается в сфере культуры. Кроме того проводится анализ статистики в разрезе город-село и в разрезе субъектов РСФСР для определения того, чтобы было оставлено и сегодня способствует региональному развитию экономики культуры .
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлова Мария Александровна
Проблемы статистико-эконометрического оценивания деятельности культурных индустрий на региональном уровне
Социально-культурный потенциал сельских регионов Беларуси в контексте потребления культурных услуг: социологический анализ
Региональная культурная политика: государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве
ROLE OF CULTURAL CONSTRUCTION OF THE USSR IN THE CONTEMPORARY REGIONAL DEVELOPMENT
The article deals with the cultural statistics of the Soviet period as regarding development of libraries , museums, clubs , publishing houses, in order to assess relevance of the cultural construction activities’ influence on the contemporary state of the cultural sphere. Besides, the author analyzes the statistic data in terms of city-village and constituent entities of the RSFSR in order to define the aspects contributing to the regional development of the culture today.
Текст научной работы на тему «Роль культурного строительства СССР в современном региональном развитии»
УДК 332.12 Козлова Мария Александровна
аспирант, ассистент кафедры статистики, эконометрики и информатики Уральского государственного экономического университета
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР В СОВРЕМЕННОМ РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ [1]
Kozlova Maria Aleksandrovna
PhD student, Assistant, Statistics, Econometrics and Computer Science Department, Ural State University of Economics
ROLE OF CULTURAL CONSTRUCTION OF THE USSR IN THE CONTEMPORARY REGIONAL DEVELOPMENT [1]
В статье анализируется статистика культуры советского периода по развитию сети библиотек, музеев, клубных учреждений, а также издательств с целью определения значимости влияния всего культурного строительства на современную ситуацию, которая складывается в сфере культуры. Кроме того проводится анализ статистики в разрезе город-село и в разрезе субъектов РСФСР для определения того, чтобы было оставлено и сегодня способствует региональному развитию экономики культуры.
региональное развитие, региональная экономика, экономика культуры, культурное строительство, культурная политика, издательское дело, музеи, библиотеки, учреждения культурнодосугового типа.
The article deals with the cultural statistics of the Soviet period as regarding development of libraries, museums, clubs, publishing houses, in order to assess relevance of the cultural construction activities’ influence on the contemporary state of the cultural sphere. Besides, the author analyzes the statistic data in terms of city-village and constituent entities of the RSFSR in order to define the aspects contributing to the regional development of the culture today.
regional development, regional economy, cultural economics, cultural construction, cultural policy, publishing, libraries, museum, clubs.
Национальный уровень в экономической теории традиционно считается приоритетным, и поэтому изначально региональные исследования оказывались на периферии экономической мысли. Кризис экономической теории, связанный с доминированием абстракции в построениях моделей, вывел в авангард региональную экономику и сформировал понимание значимости регионального развития. Сегодня региональные исследования очень актуальны в силу того, что локальные точки роста и инициативы становятся двигателями экономического развития на макроуровне. То же можно сказать и о культуре и, в большей степени, креативности, которая оказывается ключом к объяснениям многих экономических явлений и процессов.
Сфера культуры в российской промышленно ориентированной экономике оказывается с начала 1990-х гг. на последних местах как по значимости, по мнению чиновников, так и по объемам финансирования со стороны государства. Так, среди базовых федеральных законов о регулировании определенных сторон жизни общества нет закона о культуре, существует только законопроект, который пока остается в таком статусе. Он некоторым образом приближает существующий в понятии аппарат к тому, что используется в официальных документах международных организаций, в сущности, его принятие никаких кардинальных перемен не внесет. Так, особого внимания заслуживают два определения — культуры и культурного разнообразия. По своим формулировкам они приближаются к понятиям в отчетах ЮНЕСКО.
В остальном, что касается понятийного аппарата, этот законопроект повторяет «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. Реализация тех задач, которые ставит перед собой государство в рамках культурной политики, невозможна без определения финансирования деятельности институтов культурной сферы. Так, в законе 1992 г. ст. 45 касалась государственного финансирования с указанием на конкретные суммы (в процентах). Но с начала 2000-х гг. эта норма не применялась, так как «не обеспечивалась соответствующими бюджетами», а затем утратила силу из-за принятого закона о монетизации льгот [2, с. 46]. Новый закон «О культуре в Российской Федерации» также содержит статью о государственном финансировании, но как отмечает В.Ю. Музычук, «возвращение в текст законопроекта нормы о бюджетном финансировании культуры как основы реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры без указания конкретных механизмов финансового обес-
печения по существу ничего не меняет, закрепляя за культурой как “ресурсом инновационного развития” пресловутый остаточный принцип ее финансирования» [3].
На фоне такого отношения к сфере культуры исследование роли исторического фактора в современном развитии институтов культуры оказывается особенно актуальным, так как во многом их функционирование обязано тому наследию и традициям работы в учреждениях культуры, которые были сформированы в годы существования советского государства.
В духе риторики советских идеологических лозунгов и работ марксизма-ленинизма создание сети культурных учреждений было названо культурным строительством. Этот термин был особенно популярен в 1930-е гг., в это время создавалась система показателей статистики культуры и вышли ряд статистических сборников с одноименным названием («Культурное строительство в . году»), кроме того изданы монографии и труды исследовательского характера о культурном строительстве с использованием традиционных для анализа промышленности понятий, таких, как пятилетки, планы, достижения.
В послевоенное время сам термин «культурное строительство» стал применяться все реже: статистические сборники переименовали, а аналитические материалы использовали это словосочетание только в качестве исторического понятия, связанного с процессами формирования институтов культуры в 1920-1930-е гг. В этой статье мы будем использовать термин «культурное строительство» применительно ко всему периоду 1920-1980-х гг., понимая под ним процессы развития в сфере культуры.
Что касается практической реализации идеи о значимости деревни как поля идеологического воспитания, то стоит отметить, что в статистических сборниках 1930-х гг. деление на деревню и город было чуть ли не самым важным, а по темпам роста отдельных показателей статистики формирование сети учреждений культуры на селе шло интенсивнее. Так, по данным последнего довоенного сборника с названием «Культурное строительство СССР» за период 1922-1939-е гг. рост числа книг в библиотеках сел был больше на 42,2 процентных пункта аналогичного показателя по городам. В сельской местности число клубных учреждений за тот же период выросло в 4,58 раз, в городах — только в 2,46 раза. В те же годы наблюдается колоссальный разрыв в росте числа киноустановок в городах и в сельской местности — 2 163 % против 8 911 % соответственно. Как уже отмечалось выше, советское правительство уделяло особое внимание общему и «агрономическому» образования, в 1930-е гг. литература по сельскому хозяйству выделялась отдельно и по значимости была в тройке лидеров: по состоянию на 1938 г. доля наименований в общем выпуске составила 7,1 %. Периодика по сельскому хозяйству занимала 10,3 % по числу названий и 5,1 % по тиражу [7, с. 141-217].
Особый интерес вызывает общая ситуация, складывающаяся не в разрезе город-деревня, а относительно культурного строительства в субъектах РСФСР и союзных республиках. Уникальная ситуация, сложившаяся еще до появления советского государства, сохранилась и сегодня: речь идет о колоссальной централизации всех культурных процессов, поэтому сравнивать регионы с Москвой и Ленинградом оказывается бессмысленным. В данном случае
анализ культурного строительства делится на две части — по субъектам РСФСР (союзные республики нам менее интересны в связи с тем, что мы рассматриваем влияние исторического фактора на современную ситуацию в российской экономике) и по этим двум городам. Что касается Москвы, то политико-инфраструктурная ситуация в ней была такова, что там формировались органы управления и учреждения как союзного, там республиканского подчинения. В результате, Россия в 1990-е гг. получила, например, издательства «Художественная литература», «Музыка», находящиеся в ведении Госкомиздата СССР, а также «Детская литература», «Просвещение», относимые к Госкомиздату РСФСР.
Несмотря на большую концентрацию институтов культуры в столице, издательства, отвечавшие требованиям политики государства по вопросам идеологии и пропаганды, были сформированы и в регионах страны. В 1960-е гг. укрупненных издательств насчитывалось 18, они находились в подчинении Госкомиздата РСФСР и были расположены во всех частях республики (Алтайское, Волго-Вятское, Восточно-Сибирское, Дальневосточное, Западно-Сибирское, Приволжское, Средне-Уральское, Хабаровское и другие) [8, с. 133-134]. В 1990-2000-е гг. они стали основой для формирования сильных местных издательств либо филиалов крупных издательских сетей.
Наряду с такими укрупненными издательствами существовало также 17 издательств автономных республик. Необходимость в них определялась и языковой ситуацией в регионах, и стремлением правительства обеспечить многокультурному и многоязычному обществу данных территорий доступ к литературе с теми же целями — пропаганды, идеологии и просвещения.
Комплексный анализ статистических данных по печати книг, журналов и газет на отдельных территориях показывает, что степень развития издательского дела и охвата населения печатными изданиями выше как раз в среднем в автономных республиках. Так, среди первых 15 регионов по данным показателям (в выборку не вошли Москва и Ленинград) 8 субъектов РСФСР -автономные республики (Татарская, Башкирская, Чувашская АССР и другие). Сегодня многие из тех регионов, которые попали в этот список, лидируют по показателям развития издательского дела. Исключением являются лишь субъекты Северо-Кавказского федерального округа по причинам, связанным с военными конфликтами, начавшимися в 1990-е гг.
Что касается учреждений, условно относимым к отраслям культурного наследия, то есть библиотек и музеев, их количество и качественный состав фондов — это результат советского периода. Обновление фондов библиотек активно происходит и сегодня, но эта система была сформирована в СССР.
Особое внимание к библиотечной сети учреждений началось с переписи в 1934 г. По ее итогам, можно отметить, что большая часть как самих библиотек, так и их фондов приходилась на регионы, расположенные до Урала. При этом наблюдается огромный рост в субъектах РСФСР Сибири и Дальнего Востока: в период 1920-1950-е гг. в среднем по республике библиотек стало в 4 раза больше, по некоторым территориям — в 9 раз (Сахалинская область), в 17 (Якутская АССР) раз. В результате оптимизационных процессов 1990-2000-х гг. было потеряно около 26 %, причем в городах — около 50 %, в сельской местности — 15 %. В целом доступность этих учреждений снизилась, и термин «шаговая доступность» заменился на «транспортную доступность». В той же ситуации оказались и учреждения культурно-досугового типа (клубные учреждения — в терминах советской статистики культуры). Их количество сократилось на 35 %.
Что касается музеев, то в данном случае ситуация несколько иная. Наблюдается положительная динамика числа музеев в течение всего времени существования советского государства. Очевидно, что в силу специфики организации музеев темпы роста их числа не могут исчисляться десятками раз.
Однако в первой четверти XX в. число музеев стремительно растет: «Если в Российской империи к 1913-1914 гг. имелись около 150-200 музеев и они располагались, в основном, в русских регионах, то к 1928 г. музеев было уже в пять раз больше, и новые возникали, прежде всего, в национальных автономиях. Создание местных музеев отвечало духу времени, ибо строительство национальных автономий требовало демонстрации самобытной культуры и истории соответствующих народов» [9]. Действительно, в РСФСР рост числа музеев в 1928 г. по сравнению с 1913 г. составил 421 %, причем в разрезе типов музеев основной прирост приходится именно на краеведческие, что дополнительно подтверждает сказанное выше.
В дальнейшем таких темпов увеличения количества музеев не прослеживается, но начиная с конца 1960-х гг. наблюдается и в целом, и в разрезе их типов положительная динамика, за редким исключением, касающимся естественнонаучных и отраслевых музеев. Сегодня также мы видим рост их числа — очевидно, что их фонды не могут сравниться с теми, что находятся в распоряжении больших столичных музеев. Скорее, это арт-объекты современного искусства, но такие частные, локальные инициативы обогащают культурную жизнь регионов.
В целом, мы наблюдаем ситуацию, когда созданные в советское время учреждения культуры существуют и сегодня, порождая своим присутствием новые инициативы, креативные проекты и т.д. Несмотря на разного рода законотворческие решения они получают определен-
ное финансирование и, благодаря реформе, — внебюджетные доходы, выходя на самоокупаемость. Стоит сказать, что это удается не многим институтам.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 13-32-01028 «Фрактальные структуры в социальноэкономическом пространстве макрорегиона».
2. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? М., 2012.
4. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. М., 1998.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1953.
6. Там же. Ч. 2. С. 310.
7. Культурное строительство СССР: статистический сборник. М.; Л., 1940.
8. Печать СССР за 50 лет // Статистический очерк. М., 1967.
9. Шнирельман В. В поисках самобытности: у истоков советского мультикультурализма // Неприкосновенный запас. 2011. № 4 (78).
Источник: cyberleninka.ru
Задачи и методы культурного строительства в послереволюционный период
1.1. Культурное строительство (термин «культурная революция» появился в середине 1950-х гг.) рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:
– создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;
– подъем общего культурного уровня народа;
– формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.
1.2. Средства и методы культурной политики. Для выполнения первой задачи – формирования нового, коммунистического, сознания – использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.
• Партийное руководство. Агитпроп. С 1920 г. специальным органом, пытавшимся сосредоточить партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру печатных изданий и театральных постановок.
• Государственная пропаганда. Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н. К. Крупской.
Для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. – Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова (1919). После окончания Гражданской войны расширилась сеть научных и учебных учреждений по изучению марксистского обществоведения: появились Институт истории партии – Истпарт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В. И. Ленина (1923); возникли Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков-марксистов (1925). Для подготовки национальных партийных советских кадров были созданы Коммунистические университеты трудящихся Востока (1921), национальных меньшинств Запада (1921), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
• Те же цели преследовали общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса.
Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой, пролетарской, культуры, науки, философии, подчинения искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники «чистой пролетарской культуры» шли дальше Ленина (выступавшего не за изобретение «новой пролеткультуры», а за развитие лучших образцов «существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма») и отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия даже крестьянства в строительстве новой культуры пролетариата.
Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918–1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием сотни тысяч человек. Но из-за своего радикализма Пролеткульт позже был распущен, а его теория осуждена руководством ВКП(б).
Во второй половине 20-х гг. над общественными, литературными, просветительскими и прочими организациями, в том числе коммунистическими, был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась.
1.3. Интеллигенция и власть.
• Государственная политика (1917–1920). Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с представителями старой интеллигенции. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А. В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью.
С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой – в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.
• В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, В. М. Бехтерев, А. Ф. Кони, И. В. Мичурин, А. Н. Бах, В. Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.
В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922 г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря.
Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н. С. Гумилева, А. П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С. А. Есенина.
Менее жестокой была борьба с « попутчиками» – представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившей о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.
1.4. Политика в отношении религии и церкви. На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. В 1918 г. в России было восстановлено патриаршество – патриархом стал митрополит Московский Тихон (Белавин).
Однако в соответствии с Программой РКП(б) ставилась задача содействия «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Началась активная борьба с «религиозными пережитками».
В 1919 г. появился журнал «Революция и церковь», в 1922 г. – газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников» (с 1929 г. – «Союз воинствующих безбожников»). В рядах «воинствующих безбожников» к 1930 г. насчитывалось 3,5 млн человек. Церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибли более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (восстановленное лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть «имя Бога» «на всей территории СССР».
1.5. Общественное сознание и повседневность. Революция и последовавшие вслед за ней изменения в культуре повседневности оказали непосредственное влияние на общественное сознание граждан. «Освобождение женщины» от «домашней эксплуатации» и начавшаяся борьба с частным бытом сопровождались снижением роли семьи, созданием фабрик-кухонь и домов-коммун, насаждением коллективного воспитания подрастающего поколения (пионер – комсомолец – коммунист).
В ходе борьбы с религией происходило вытеснение церковных праздников светскими массовыми театрализованными представлениями, новыми ритуалами (например, «октябрение» вместо крещения). Имена по святцам заменили революционными, такими как Гертруда (герой труда), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Марлен (Маркс – Ленин) и др.
2. Система образования и воспитания
Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения.
2.1. Ликвидация неграмотности. Массовая неграмотность (особенно в национальных районах) являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной.
• Ход кампании. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А. В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования.
Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.) обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 г. было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность».
• Итоги. За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн взрослых, доля грамотных в составе населения, начиная со школьного возраста, выросла с 40 % в 1917 г. (в 1920 г. она была ниже) до 51 % в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.
В рамках кампании борьбы с неграмотностью была проведена реформа языка (унификация графики). Вместо принятой арабской графики вводилась латинская, а затем русская основа (с 1922 г. – у тюркских народов, с 1930 г. – северокавказских, угро-финских, народов Сибири). Противники данной реформы (деятели культуры Татарской АССР) были обвинены в «национал-уклонизме».
2.2. Реформирование системы народного образования.
• Цели. Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись:
– связь обучения с производством;
– преемственность в воспитании и образовании;
• Преобразования. Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.
На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» (16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I ступень – 5-летнее обучение; школы II ступени создавались на базе 4–7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанного на 10 лет.
При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.
2.3. Перестройка высшей школы. Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов.
Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.
2.4. В отношении к классической культуре развивались две противоречивые тенденции.
• Поскольку многие большевистские руководители высшего звена являлись выходцами из интеллигенции, они понимали необходимость сохранения русской художественной культуры, по крайней мере ее части, на базе которой только и возможно было построить нечто новое. Работой по охране художественных и исторических ценностей, музейных коллекций, театров руководил Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе (1918). Если до 1918 г. в РСФСР действовал 151 музей, то к 1920 г. насчитывалось уже 394 музея.
• Но в данной области имелись значительные противоречия. Страну охватила горячка «обновительного» разрушения «буржуазной культуры». Многие памятники, «бесполезные или вредные для пролетарской культуры», уничтожались, коллекции распылялись. Наиболее явным проявлением кризиса в области охраны культурно-исторического наследия стала кампания «по изъятию церковных ценностей», проводившаяся в 1922 г. В декрете ВЦИКа и Совнаркома от 7 января 1924 г. впервые официально был поставлен вопрос о возможности хозяйственного использования памятников истории и культуры.
Наука
3.1. Организация научной деятельности. Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений – Российская академия наук (с 1925 г. – Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер.
В феврале 1918 г. с целью объединения научных и технических сил страны для решения неотложных экономических задач при ВСНХ был учрежден Центральный совет экспертов, в августе – научно-технический отдел (НТО). К сотрудничеству привлекли около 800 ученых и специалистов, в их числе академики А Н. Бах, А Н. Крылов, А Е. Ферсман, Н. Д. Зелинский, А Ф. Иоффе, И . М. Губкин и др.
3.2. Научные разработки. В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И. М. Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострове (возглавляемые А. Е. Ферсманом).
Продолжали работать в эти годы физики А. Ф. Иоффе и Д. С. Рождественский, математик В. А. Стеклов, микробиолог Н. Ф. Гамалея , биохимик В. И. Вернадский, ботаник И.
В. Мичурин и др.
Литература и искусство
4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе.
В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям. Некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, используя лирические мотивы, традиции русского психологизма.
Но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «взращенное революцией». Среди них выделялись А.
А. Фадеев, М. А. Шолохов, С. М. Эйзенштейн и др. В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы (в рамках приверженности идеям коммунистической культурной перестройки) в среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.
4.2. Художественная литература.
• В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями. Тема революции нашла отражение в произведениях А. А. Блока («Двенадцать»), А. Белого («Христос воскрес»), В. В. Маяковского («Мистерия-буфф») и др.
• Литературные объединения и организации.
– Пролеткульт не был одинок в борьбе за пролетаризацию искусства. В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой стал РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленный в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович,
А. А. Фадеев и др. В первые годы НЭПа возникли литературно-художественные группы: «Октябрь» (1922), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922). В 1923 г. была создана Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП).
– Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (1921), «Перевал» и другие также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков».
– Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А. П. Платонов, Е. И. Замятин, М. А. Булгаков, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин. Вне литературных объединений стояли А. Н. Толстой, И. Э. Бабель, Б. Л. Пастернак.
4.3. Изобразительное искусство.
• Живопись. Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В. В. Кандинский, М. 3. Шагал, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики».
В первые послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из «Окон сатиры РОСТА»). Подготовкой художников занималось первое высшее советское художественное учебное заведение – ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель – В. В. Кандинский; директор ленинградского отделения – К. С. Малевич).
Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР – С. В. Малютин, Г. Г. Ряжский, М. Б. Греков), «Четыре искусства» (К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, В. А. Фаворский), Общество московских художников (ОМХ – П.
П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк и др.), Общество художников-станковистов (ОСТ – А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др.).
Их противники из «Четырех искусств» и ОМХ, развивая направление русского художественного авангарда, считали необходимым воплощать новую идеологию в новых формах.
• Скульптура. Монументальная пропаганда стала новым направлением в художественной жизни советской России.
В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды (весна 1918 г.) развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как «не имевших художественного значения»). В осуществлении монументальной программы приняли участие Н. А. Андреев, Л. В. Шервуд, С. Д. Меркуров, В. И. Мухина и другие скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.
В духе «героического реализма» (ставшего позже основой «социалистического реализма») в скульптуре работал также И. Д. Шадр («Булыжник – оружие пролетариата», «Рабочий», «Крестьянин») и др.
• Градостроительство. В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, А. И. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).
• Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М. Я. Гинзбург, П. А. Логосов, И. И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности фабрики-кухни, Дома культуры и т. д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре.
В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в том числе А. В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К. С. Мельников, Н А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.
4.5. Театр и кинематограф.
• Декретом СНК в августе 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство». Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им.
Е. Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы, – А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, А. И. Южин, М. Н. Ермолова, В. П. Качалов и др.
В конце 1920 г. В. Э. Мейерхольдом была выдвинута программа «Театральный Октябрь», воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм»
В. Н. Биль-Белоцерковского (1925); «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1926), «Бронепоезд 14–69» Вс. В. Иванова (1927), «Разлом» Б. А. Лавренева (1928), «Клоп» и «Баня» В.
В. Маяковского (1928–1929).
• В августе 1919 г. была национализирована киноиндустрия, которая играла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность», – подчеркивал Ленин. С. М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец “Потемкин”», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.
4.6. Музыка. В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал». Звучали как старые («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»), так и новые пролетарские песни («Марш Буденного», «Проводы», «Песня о Красной Армии»), созданные молодыми композиторами – участниками Гражданской войны Д.
Я. Покрассом, А. В. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом – такие как «За власть советов», переделанная из гимна юнкеров.
Среди первых музыкальных сочинений, написанных в эти годы и посвященных революции, 3-я симфония Н. Я. Мясковского, музыка к балету «Красный мак» Р. М. Глиэра, оперетта «Свадьба в Малиновке» О. П. Рябова и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А.
К. Глазунов, К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов-Иванов.
Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов – РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.
Русское зарубежье
Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры.
5.1. Центры русской диаспоры за рубежом. Российская эмиграция не была однородной по конфессиональной и этнической принадлежности, уровню образования, экономическому положению.
Представители России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Северной Африки.
• В основных центрах русской диаспоры проходила активная культурная и общественная жизнь, действовали политические и культурные общества, были созданы учебные заведения различных уровней: от гимназий до высших учебных заведений (Русский институт в Праге и др.).
С 1918 по 1932 гг. издавалось 1005 наименований русских эмигрантских газет и журналов, В отдельных центрах возникли архивы русской эмиграции, публиковавшие исторические материалы, документы, мемуары бывших государственных деятелей, дипломатов, руководителей и участников Белого движения. Богатейшее собрание документов с 1923 г. накопилось в Русском заграничном историческом архиве (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан в дар Академии наук СССР.
5.2. Наука русского зарубежья. В результате эмиграции и высылки из советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.
• Новых высот достигли представители естественных и технических наук: авиа– и вертолетоконструктор И. И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С. П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В. К. Зворыкин, кораблестроитель В. И. Юркевич и др.
• Гуманитарные науки развивали историки П. Н. Милюков, Г. В. Вернадский, С. С. Ольденбург, социолог П. А Сорокин и др. Из 7 тыс. научных работ российских ученых-эмигрантов, опубликованных в 1918–1927 гг. за рубежом, около двух третей составили работы по праву, истории, социологии, богословию.
• Новые произведения создавались представителями религиозно-философской мысли. Н. А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции «Путь», сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.
В 1925 г. здесь же открылись семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал называться Сергиевское подворье (в честь св. Сергия Радонежского). Митрополит Евлогий был номинальным главой этого учреждения, а роль интеллектуального и духовного лидера была отведена декану, отцу С. Булгакову. Среди преподавателей были выдающиеся ученые как духовного звания, так и миряне – Г.
В. Флоровский, А. В. Карташев, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский и др. Церковь в русском зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций. Возникла независимая Русская православная церковь за рубежом.
5.3. Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры – мастера оперы и балета – Ф. И. Шаляпин, С. М. Лифаръ (30 лет руководивший французским балетом), А. П. Павлова; композиторы – И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, художники – Н.
К. Рерих, А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, М. 3. Шагал, В. В. Кандинский; писатели и поэты – И. А. Бунин, И. С. Шмелев, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе.
5.4. Общественная мысль русского зарубежья.
• Евразийство. Представителями этого нового течения общественной мысли русских эмигрантов являлись П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский и др. Суть взглядов евразийцев состояла в представлении России самобытной державой, находящейся на стыке двух миров – Запада и Востока.
Евразийцы выступили сторонниками идеи корпоративизма – замены всенародного представительства представительством профессиональных групп. В этом смысле они идеализировали большевистские Советы, в которых видели основу проектируемой ими модели русской государственности («нового тоталитарного корпоративного государства»). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России назревших социально-экономических преобразований.
• «Сменовеховство» (от названия сборника «Смена вех», вышедшего в 1921 г. в Праге) в определенной степени представляло собой реакцию эмигрантов на советский НЭП. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность «исторической идее великодержавности» сближали сменовеховцев (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А В. Бобрищев-Пушкин и др.) с идеологами евразийства. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты за границей: в Париже («Смена вех»), Софии («Новая Россия»), Берлине («Накануне»), Харбине («Новости жизни») и в России [журнал «Россия», затем «Новая Россия» (1922–1926), журнал «Экономист»].
Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание силы советской власти, «очевидного» движения страны к восстановлению рынка, в связи с чем делался вывод о необходимости «примиренчества» с новой властью, неизбежности и необходимости совместной работы с большевиками. Считая неприемлемым в условиях России западноевропейский парламентаризм, теоретики этого направления пытались связать с большевистской идеологией и практикой решение задачи возрождения национальной государственности.
Выводы
Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны.
1. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной культуры.
2. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
3. В то же время этот период, особенно первая половина 20-х гг., характеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений.
4. Составной частью отечественной культуры являлась культура русского зарубежья, для которого были характерны глубокая духовность, стремление осознать место России в историческом и культурном процессах. В эмиграции людей разных художественных направлений и политических взглядов объединяло стремление сохранить наследие русской культуры и развить ее.
Вопросы и задания
1. Раскройте понятие «культурная революция».
2. Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?
3. Какую роль сыграли представители советского авангарда в популяризации идей революции?
4. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?
5. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?
Литература
Березовая Л. Г.» Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2. Разд. 2. Гл.1–2.
Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. Гл. 12.
Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. М., 1983–1984. Т. 1. Ч. 1–2. 1917–1927.
Лебедянский М. Русская живопись 1920—1930-х годов. Очерки. М., 1999.
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919–1939 гг. М., 1994.
«Счастье литературы». Государство и писатели. 1925–1938. Документы. М., 1997.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su