«Мачта представляет собой решетчатую четырехгранную призму с базой 2.5х 2.5м, поддерживаемую пятью ярусами оттяжек по четырем направлениям. Ствол мачты состоит из сварных секций длиной 6.75м, основные элементы которых выполнены из стальных горячекатаных труб. Грань секции имеет Z-образную решетку. Стык секций выполнен с помощью фланцев, соединенных болтами. В узле опирания ствола мачты на центральный фундамент – защемление» — выдержка из описания достаточно распространенной мачты высотой 245м (рис.1).
Основное отличие мачты от башни — это наличие оттяжек. Именно они обеспечивают устойчивость мачты и удерживают ее в вертикальном положении, передавая горизонтальные и наклонные усилия на грунт или кровлю здания. Ствол мачты имеет по всей длине призматическую форму – это, как правило, четырех- или трехгранные решетчатые призмы (рис.2).
Ствол мачт выполняется по тому же принципу что и у башен – по принципу пространственной фермы и состоит из поясов, раскосов и распорок. Пояса могут быть выполнены из труб или из уголков, распорки – из труб или уголков, раскосы – из труб, уголков или круглой стали. Решетка может быть выполнена в различных вариантах: Z-образная, X-образная, V – образная (галерея 1).
Интересно про мачту. Яхтенная мачта. Устройство, термины, нюансы.
Секции длиной 4,5 и 6 м приняты для мачт со сплошным стволом трубчатого сечения. Размер 4,5 м и кратный ему 9 м приняты для мачт радиорелейных линий и определяются заданием радистов, варьирующих высоту мачт и установку площадок под антенны через 4,5 м. Длина секций 6,75 м принята для решетчатых секций треугольного или квадратного сечения и определены из условия погрузки двух секций вдоль четырехосной железнодорожной платформы, а длина секций 7,5 м — из условия погрузки одной секции на двухосную платформу.
Существуют мачты, выполненные в виде металлической трубы большого диаметра из вальцованных стальных листов (рис.2). Такие трубчатые сечения имеют хорошие аэроди-намические коэффициенты обтекания при расчете на ветровую нагрузку. Все технологические устройства (фидеры, кабели, лестницы, лифтовые конструкции и т.д.) находятся внутри, т. е. закрыты от действия ветра, и не влияют на величину ветрового давления.
Структура ствола
Теоретическими и экспериментальными исследованиями доказано, что ветровое давление на конструкцию трубчатого сечения во многих случаях оказывается меньшим, чем ветровое давление на решетчатую конструкцию, имеющую те же габариты. Кроме того, мачты трубчатого сечения удобны в эксплуатации тем, что все коммуникации, лестницы и лифт находятся внутри ее, поэтому защищены от атмосферных воздействий. Внутренний диаметр трубы в секциях трубчатых ра-диорелейных мачт при толщине листов 6—16 мм составляет 1680 мм. Секции мачты цельносварные с установленными внутри лестницами, площадками и кольцами жесткости.¹
¹Г.Б. Броверман Строительство мачтовых и башенных сооружений
Соединение секций между собой может быть выполнено как с помощью фланцев на болтах (как у башен), так и с помощью накладок (рис.3) в случае с невысокими мачтами, а также для легких мачт существует конструктивное решение соединения секций методом стыковки на втулках (рис.4). Последнее решение возможно благодаря той особенности, что верхняя секция по отношению к нижней никогда не будет воспринимать усилий на отрыв, что обеспечивается прижимающими усилиями от оттяжек. Малая база секций по сравнению с секциями башни делает возможным транспортировку в собранном виде, и как следствие из этого секции часто делают сварными.
Мачта 28 метров, кратко как происходит строительство.
Основание мачты может быть сконструировано не только по принципу заделки, но также и по принципу шарнира (рис.5), т.к. удерживающую роль берут на себя оттяжки (СНиП II-23-81 п.16.21 «Опорная секция мачты должна, как правило, выполняться передающей нагрузку от ствола на фундамент через опорный шарнир. При соответствующем обосновании допускается применение опорной секции, защемленной в фундаменте». Основание мачт воспринимает всю
Принцип шарнира
вертикальную нагрузку, которая складывается не только из веса мачты и оборудования, но также из прижимных усилий от оттяжек. В результате, при размещении мачт на крыжах зданий, возникает необходимость конструирования разгрузочных рам.
Конструктивно все секции мачты похожи друг на друга и могут даже быть одинаковыми, но в более общем случае делятся на промежуточные, оттяжечные и опорную.
Оттяжечные секции отличаются от промежуточных дополнительными силовыми элементами в месте прикрепления оттяжек и наличием лацменных узлов (рис.6), непосредственно для крепления оттяжек.
Оттяжки выполняются из стальных канатов по ГОСТ: 2688-80, 3067-55, 7668-80, 7669-80
Стальные канаты свивают из тонких проволок; применяются одинарной и двойной свивки. При одинарной свивке канат свивают из отдельных проволочек, при двойной – проволоки свивают в отдельные пряди, а затем пряди свивают между собой вокруг сердцевины стальной или органической. Канаты двойной свивки называются тросами. По виду свивки канаты бывают обыкновенные и нераскручивающиеся.¹
Оттяжки легких мачт выполняются из канатов небольшого диаметра. На концах образуют петли при помощи коушей и зажимов (рис.7). Верхняя петля стыкуется непосредственно с лацменным узлом секции либо еще
Оттяжки легкой мачты
добавляется промежуточная скоба если того требует конструктив лацменного узла. Нижняя петля соединяется с талрепом, а талреп с анкерным креплением.
Оттяжки тяжелых мачт выполняются из жестких канатов с металлическим сердечником, и здесь уже используется другая технология оформления концов. Концы канатов заделываются (заливаются) во втулки, что позволяет через концевую муфту соединить с лацменными узлами мачты
Источник: selenatel.ru
BuildSam
Блог о расчетах и проектировании строительных конструкций
Главная страница Что такое башни и мачты?
Что такое башни и мачты?
Башни и мачты представляют из себя особую категорию строительных конструкций, главной особенностью которых является их высота, которая несоизмеримо выше их размеров в плане. Вышеуказанные конструкции имеют свои существенные особенности, поэтому их следует четко отделять друг от друга.
Башня – свободностоящее высотное сооружение, которое работает по схеме консоли.
Мачта – также представляет из себя высотное сооружение, но, в отличие от башен, ствол конструкции поддерживается предварительно натянутыми тросами (оттяжками). Следует рассматривать мачты в плане расчетной схемы как балку на упругих опорах.
По конструктивному решению такие высотные сооружения могут быть реализованы как решетчатыми, так и сплошными. В первом случае их выполняют из профилей хорошо обтекаемого ветровым потоком круглого сечения, такие как трубы, но чаще встречаются башни и мачты, изготовленные из прокатных профилей, таких как уголки и швеллеры. В качестве примера второго вида высотных конструкций могут выступать железобетонные исполнения стволов башен.
По конструктивным особенностям высотные объекты связи относятся к категории сложных инженерных сооружений. Эти особенности объясняются тем, какие функции исполняются башнями и мачтами в ходе их эксплуатации, природных влияний на конструкцию в конкретном месте их расположения, говоря иначе – силовых воздействий. Такие строительные конструкции могут достигать весьма значительных высот. Например, некоторое время Варшавская мачта занимала пальму первенства по абсолютной высоте рукотворных объектов на земле, расстояние до ее макушки составляло практически половину километра!
Башни и мачты отличаются от привычных гражданских и промышленных зданий традиционного типа по некоторым важным параметрам, а именно:
- Конечная высота конструкции, которая имеет на порядок большие размеры, по отношению к габаритам поперечного сечения в плане;
- Собственная масса конструкции сильно выше, чем вес навешиваемого технологического оборудования.
- При расчете таких конструкций, как башни и мачты, основополагающими силовыми воздействиями будут природного характера. Например, влияние ветра на напряжения в их элементах будет достигать 70-80%.
Башни и мачты из-за специфичности своих конструкций зачастую являются единственными решениями для довольно специфичных и конкретных технологических задач. Они имеют целый ряд преимуществ, некоторые основные из них:
- Для застройки требуют меньше площади свободного пространства (что особенно актуально для строительства на городских территориях);
- Отсутствие вант, расположенных надо коммуникациями;
- Высокая надежность при эксплуатации;
- В районах повышенной гололёдности башни предпочтительнее мачт ввиду обильного образования гололеда и особенно интенсивной его работы на оттяжках мачт.
Башни и мачты, как правило, представляют собой пространственные металлические сквозные конструкции, образованных из плоских ферм, пространственную жесткость которых обеспечивают диски-диафрагмы, которые не дают изменяться формы поперечного сечения. Башни и мачты в обязательном порядке оборудуют площадками, в некоторых особых случаях – шахтой лифта. Пояса опираются на отдельно стоящие железобетонные фундаменты, работающие как на сжимающие, так и на вырывающие усилия, и на поперечную силу. В особых случаях возможна так же установка башен без фундаментов, используя при этом опорную раму с пригрузами в виде железобетонных блоков.
Конструкция башни является наиболее удобной для установки и эксплуатации технологического оборудования, а также для обслуживания самой конструкции сооружения, так как отпадает необходимость периодической регулировки и замены оттяжек. Но мачты более дешевле в производстве за счет их меньшей материалоемкости, а также позволяет реализовать гораздо большие высоты.
Источник: buildsam.ru