Одна из специфических особенностей русских монастырей — их историческая многослойность. Некоторые из них существуют сотни лет, и на протяжении этой долгой жизни монастырские постройки изменялись как композиционно, так и стилистически. Из первоначальной группки келий при деревянном храме вырастали обширные комплексы сооружений, обеспечивающие насельников монастыря, участвующих в богослужениях, всем необходимым. Также могла изменяться стилистика архитектурных решений фасадов, интерьеров и даже предметов обихода, при полном уважении к древним образцам объектов поклонения, особенно к чудотворным иконам.
При этом сами сооружения и их фрагменты, взаиморасположение объектов на монастырской территории, их колористические решения изменялись неоднократно и в целом, и в деталях — в размерах и формах составляющих их элементов, как культовых, так и бытовых. Это породило историческую многоликость композиционных взаимоотношений объемно-планировочных и цветовых образов, так что иногда трудно воспринять сложные духовные и художественные характеристики монастырских построек за то относительно краткое время, которое мы находимся в обители.
Монастырское строительство
Как уже было сказано, самые ранние монастыри на территории России были построены в местах возникновения первых государственных образований. Таковыми были Киевское и Новгородское княжества с их не определенными строго границами. Вскоре к Киеву присоединился Чернигов — вотчина наследников киевского великого князя по боковой линии.
Основная трудность при изучении и описании русских монастырей заключается в том, что они одновременно являют собой два принципиально разных типа объектов. Монастырь в целом представляет собой сложный пространственный комплекс, в русской интерпретации состоящий из множества отдельных зданий традиционной планировки и формы.
Каждое из зданий, в свою очередь, является самостоятельным функциональным и художественным объектом. Все они расположены, на первый взгляд, свободно по отношению друг к другу и окружены стеной как будто случайных очертаний, но она возведена с учетом рельефа местности, внутри которой и формируется сложнейшая композиция отдельных объектов. Иногда некоторые из них связаны переходами, расположенными на столбах или на уровне земли. Логику этих композиций не всегда удается понять, так как за сотни лет их существования иногда происходили весьма крупные изменения, причины которых нам неизвестны.
Схемы планов монастырских комплексов:
А – Иосифо-Волоколамский монастырь; Б – Новодевичий монастырь; В – Флорищева пустынь; Г – Владычный монастырь в Серпухове; Д – Донской монастырь в Москве; Е – Псково-Печерский монастырь; Ж – Соловецкий монастырь; З – Большой Тихвинский монастырь
Одним из первых монастырей, созданных на Руси, была Киево-Печерская лавра, возникшая близ первых пещерных монастырей, устроенных свв. Антонием и Феодосием. По заказу великого князя Ярослава Мудрого, пригласившего в 1051 г. византийских мастеров, рядом с пещерами был построен монастырь, ставший на столетия главным духовным центром восточных славян.
Церковное и монастырское строительство в России XVI-XVII вв.: документальное наследие
Киево-Печерская лавра. Вид с Днепра
План Киево-Печерской лавры. 1638
1– Свято-Вознесенский женский монастырь; 2 – Троицкая надвратная церковь; 3–Успенский собор; 4 – колокольня Успенского собора; 5 – Типография
В зависимости от интересов государства
В Новгороде вместо наследственной передачи власти сложилось управление в форме вечевой республики, приглашавшей к себе князей на временную службу. Очень рано из Новгородской республики выделился Псков с собственным вечевым управлением.
Несмотря на серьезные отличия в политической организации южных и северных русских земель, их культовая архитектура при несомненном своеобразии явно имеет общие корни.
Исторические источники упоминают десятки монастырей, возникших в киевских землях с начала XI века, сразу после крещения Руси в 988 г., но большинство из них не дошло до нас, так как они были разрушены при нашествиях врагов или в периоды междоусобиц. Тем не менее благодаря исследованиям историков и археологов многие из них обнаружены при археологических раскопках. Археолог П.А. Раппопорт сделал описания 248 открытых в результате раскопок архитектурных объектов X–XIII вв. на территории СССР.
Несколько позднее возникли новые центры русской культуры — в районе Полоцка, Смоленска, Владимиро-Суздальского княжества, Рязани, Твери, наконец, Москвы, поблизости от которой в 1337 г. была основана обитель преподобного Сергия Радонежского, ставшая впоследствии главной лаврой России.
Группа центральных зданий Троице-Сергиевой лавры в конце XVI в.
Вид с запада (слева направо: Успенский собор, Надвратная церковь, Духовская церковь, Троицкий собор, Никоновский придел и Пивная башня). Реконструкция В. Балдина
Троице-Сергиева лавра. Этапы развития
Все города русского государства после крещения Руси строились как христианские, с обязательным возведением православных храмов и монастырей. Однако стилистические решения первых храмов иногда весьма различаются. Первоначально это, несомненно, зависело от архитектурной культуры родины приглашенных мастеров. Достаточно сравнить суровую аскезу ранних храмов Киева, где работали константинопольские мастера, и яркую праздничность ранней храмовой архитектуры владимиро-суздальских построек, выполненных, вероятно, североитальянскими мастерами, учитывающими русские традиции храмового зодчества.
Троице-Сергиева лавра. XV–XVIII вв. Вид с востока. Реконструкция В. Балдина
В дальнейшем монастырское строительство на Руси развивалось в очевидной зависимости от интересов государства. Примером может служить строительство Ново-Иерусалимского монастыря патриархом Никоном в 1656 г. по образцу иерусалимского храма Воскресения Господня.
В эпоху Московской Руси, после освоения центральных районов, монастырское строительство начинает продвигаться на северо-восток — в Карелию, Архангельск, на Вологодские земли вплоть до Урала. Оно продолжается с перерывами, вызванными Смутным временем и расколом в Русской православной церкви.
Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге
Однако в XVIII в., во время Петровских реформ, светское управление церковью выразилось в том числе и в строительстве в Петербурге монастырей с регулярной планировкой по западным образцам. В 1764 г. Екатерина II начала осуществлять планомерную секуляризацию церковных земель, в результате чего строительство обителей надолго прекращается, многие действовавшие монастыри закрываются, а у сохранившихся отбирают земельные наделы. От этого удара монастырское строительство оправилось только к середине XIX в., но возрождается оно в новом качестве. Примером может служить Свято-Иоанновский монастырь, основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским и построенный по его заказу архитектором Н.Н. Никоновым.
Структура православного монастыря
Уже много лет ведутся исследования объемно-планировочной структуры русских монастырей. Казалось бы, строгость и каноничность организации монастырской жизни и церковных служб должны предполагать соответствующую строгость и единообразие планировочно-пространственных решений монастырских территорий.
Между тем относительно строго соблюдался лишь состав зданий, площадей и проездов на монастырской территории и самые общие принципы их взаиморасположения. Следование канонической ориентации соблюдается лишь для храмов, всегда обращенных алтарями на восток. В то же время поражает удивительное разнообразие форм планов и объемно-пространственных решений монастырей, вызванное отсутствием жестких правил в их композиционном взаиморасположении.
В связи с этим исследования и поиски канонов в планировочной структуре монастырей продолжаются и сегодня. У одних исследователей главным элементом композиции является собор, у других — соборная площадь. Известно также немало примеров с размещением соборного храма вне центра монастырской территории.
В реальности центральная площадь находится в физическом центре монастыря, и ее размеры значительно превышают размеры собора, но независимо от этого главным элементом монастыря все-таки остается собор.
Общим правилом в планировке монастырских территорий является относительно постоянный набор зданий, сооружений и их взаиморасположение в пределах монастырских стен. Сюда входят: соборный храм или собор, соборная площадь, храмы местного посвящения, колокольня, трапезная с трапезным храмом, надвратный храм с проездными воротами и входом на территорию монастыря, некрополь.
Кроме этого на территории монастырей находятся служебные и хозяйственные сооружения: дом духовного и административного руководства с храмом, жилые и служебные сооружения — келейные корпуса, больница, иконописные мастерские, библиотека, различные мастерские, мельницы и пр.; монастырская стена с башнями, в которых часто располагаются различные служебные помещения и склады.
После крещения Руси началось массовое строительство храмов во всех значительных городах и монастырей в особо священных местах, прославившихся каким-либо чудесным событием — явлением чудотворной иконы, колодцем с целебной водой или исцелениями больных. Часто их создавали отшельники-одиночки, искавшие уединения.
Как известно, русские монастыри были мужские и женские, княжеские и общие. Существует еще одно важное деление монастырей по внутрицерковным признакам — общежительные и необщежительные (другие названия — особножительные, келиотские). Это деление отражается на архитектурно-строительной планировке монастырей, так как определяет типологию помещений, необходимых для проживания монашествующих: одно-двухместные кельи или комнаты-палаты на несколько человек, здания гостиничного типа или отдельно стоящие домики.
В православных монастырях на Афоне принято только келиотское расселение. В ряде раскопанных археологами монастырей Псковщины вместо жилых корпусов обнаруживается множество отдельно стоящих крохотных домишек-келий. В то же время во многих современных монастырях принято совместное проживание монашествующих, предписанное еще древними ревнителями общежития.
Всего в истории России существовало около 2560 монастырей. В 2000 г. на территории бывшего СССР насчитывалось свыше пятисот монастырей. В Москве в настоящее время возрождены и действуют следующие монастыри: Свято-Данилов, Донской, Зачатьевский, Новоспасский, Свято-Покровский, Богородице-Рождественский, Сретенский, Высокопетровский, Николо-Перервинский, Марфо-Мариинская обитель милосердия, Новодевичий Богородице-Смоленский.
Русская православная церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. — М., 2000.
Источник: art.1sept.ru
Архитектурная концепция православного монастыря как «Града небесного на земле»
Целое тысячелетие неотъемлемой частью русской жизни была православная церковная культура, основные качества которой воплощала жизнь монастырская. Монашеские обители были, есть и будут осуществлением идеи «дома Божия» на земле, средоточием духовного образа православного человека и российского ландшафта, создателями архитектурного облика русской земли.
История русского монастырского строения начиналась в XI веке. К началу XX века на территории России располагалось более полутора тысяч монастырей, пустыней, скитов и общин. + +
Их неоднократно постигало запустение от людского нерадения и царской немилости, разорение от военных нашествий и ветшание от времени. Менявшиеся художественные вкусы и архитектурные стили тоже сильно влияли на пространственный облик обителей. + +
Тема настоящей публикации созвучна целому ряду дипломных работ семинаристов и более чем полусотни кандидатских диссертаций защищенных так в духовных, так и светских ВУЗах. + +
Как в работах неискушенных семинаристов, так умудренных пастырским опытом соискателей кандидатских диссертаций, четко определяются три основных причины по которой они выбрали тему церковно-археологического исследования того или иного монастыря. + +
Во-первых, исследуемые ими монастыри значительно пострадали в период советской власти и поэтому долгое время пребывали в определенной безвестности не только в среде широкой общественности, но даже и у местного населения. Дипломанты и диссертанты полагают полезным обратить на них внимание, ибо многие и многие годы эти монастыри являлись местом подвижничества и дерзновенной молитвы за весь мир, Россию и местных жителей. + +
Во-вторых, история изучаемых обителей ранее не была объектом специального научного исследования. В небольших популярных публикациях, как правило, местных краеведов, не использовались архивные источники, имеющиеся сегодня в распоряжении исследователя. + +
И, наконец, в третьих, чисто практическая сторона исследований – в деле восстановления разрушенных храмов и монастырей постепенно сформировались два направления: воссоздание строго в соответствии с историко-архитектурными традициями и современная реконструкция – «новодел», согласно вкусу и платежеспособности заказчика. + +
Архитектура и интерьеры храмов, в особенности иконостасы и живопись, оказывают значительное воздействие на духовное состояние молящихся или просто посещающих эти храмы людей. Поэтому сохранение первозданной архитектуры неким образом связывает нас с предыдущими поколениями, с древними создателями наших храмов и обителей, позволяет нам, насколько возможно, мыслить и чувствовать так, как они. + +
Первозданный образ монастырской архитектуры
Российская монастырская архитектура формировалась под жестким влиянием религиозно-догматических, культурно-исторических и природно-ландшафтных условий. При этом основные планировочные решения зависели от функциональных и религиозно-символических предпочтений. + +
Монастырь есть «иномирье – образ града небесного» на земле. Знаток христианской теологии Л.Лебедев пишет, что «в наиболее чистом виде образ Града Небесного осуществлялся в русских монастырях, особенно тех, что находились в стороне, вдали от шумных городов… Такие монастыри, и наипаче те из них, что имели белокаменные стены и белокаменные храмы, увенчанные золотыми куполами, и воспринимались и были подлинно образами Града Небесного, возникшими на земле как напоминание и свидетельство о конечной цели христианского жительства – достижении вечного пребывания с Богом в Его Небесном царстве и Иерусалиме Новом. ». + +
В тексте Откровения Иоанна Богослова образ Нового Иерусалима явлен автору как вознесенный на высокую гору: «И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». Сама идея вознесенности на гору связана с Преображением и Вознесением Христа. + +
В условиях русской культуры это привело к тому, что идеальный абстрактный образ апокалипсического Града Небесного был воспринят как реально существующий на земле – дело было только за его нахождением где-то в иномирье «края земли». + +
Идея мифологического острова как центра «иномирья» трансформировалась в идею острова спасения, коим мыслилась, прежде всего, сама Святая Русь (остров православия среди враждебного моря иноверческих племен), православная церковь («ковчег спасения»), монастырь («новая земля и новое небо»), храм («престол Бога и Агнца»). + +
Вещные знаки и символы монастырской архитектуры
Все это привело к тому, что православный монастырь как священная обитель мыслился реальным воссозданием на земле Града Небесного. При этом очень важным считалось воссоздание сакральной топографии – вознесенности на гору и островное (читай уединенное) положение. + +
Принцип вознесенности на гору, выделением из пейзажа самим своим расположением на холме, соблюдался по мере возможности русскими мастерами. + +
Расположение монастыря у реки, естественного или искусственного водоема было заменой «идеи острова» там, где отсутствовали соответствующие природные условия. Завораживающие картины перевернутого, симметричного небесам, отражения в водах является очень важной составной иномирной образности монастыря. + +
Что же касается источника «реки жизни», упоминаемого в Откровении, то он в местных условиях приобрел вид колодца святой воды, который должен быть в каждом монастыре. + +
Символика камня как сакрального материала была очень близка и понятна русским мастерам и заказчикам более всего.
Даже когда монастыри первоначально возникали как деревянные строения, упорная мысль о соответствии небесному образцу заставляла поколения людей заменять сугубо временный материал – древесину на камень – материал вечный. + +
Там же, где внимательно относились к каноническому первоисточнику, обратились к понятию «прозрачности и чистоты стекла». + +
Показательно, что в литературных источниках церковное здание уподобляется зеркалу или оку: «Церковь во имя живоначальные Троицы отовсюду видима, яко зерцало», «посреди же убо лавры стояще богоматери церковь яко некое око». + +
Понятие кристальной чистоты стекла ассоциировалась с понятием белизны, отчего стены монастырей, хотя бы в основании, строились из белого камня, а далее покрывались побелкой. + +
Белизна храмов диктовалась их уподоблением самому Богу, блеску его славы: «Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценному камню, как бы камню яспису кристалловидному». + +
Золото глав церквей возжигалось над монастырями как высшее выражение славы Божьей, дарующей людям преображенный «Свет Божий». + +
Принципы формирования «хлева овечьего» монастырского пространства
Вокруг собора, как правило, были сконцентрированы все другие постройки монастыря. В пространственно–объемном решении они подчинены главному храму – собору. +
Заключенные в ограду, жилые постройки образуют в соединении с главным храмом символический «овечий хлев»: такова этимология одного из обозначений монашеских поселений в греческом языке. +
Кельи могут находиться внутри монастырской ограды, могут быть встроены в ограду в виде отдельных корпусов, либо келейные и хозяйственные помещения составляют каре, которое и представляет собой символическую ограду – защиту от мирских соблазнов. А массивные стены ограды символизировали переход в необыденность мира церквей и создавали покой защищенности. +
Отдельные монастыри не имеют рукотворной ограды в силу своего особенного расположения. Это «пещерные», некоторые «островные» и «городские» обители. +
Помещения для наемных работников, гостиницы, различные мастерские, старались, как правило, устроить вне монастырских стен. +
Обязательным элементом внутреннего пространства монастырского двора был сад, символизирующий райские сады. Райский сад ассоциируется с первозданной свободой, со свободным пребыванием внутри благорасположенного к человеку мира. Именно этого переживания добивались творцы монастырских ансамблей. +
Как правило, в саду культивировались растения южного происхождения, нехарактерные для наших широт. При этом, чем суровее были климатические условия, тем с большим упорством и самозабвением монахи возделывали диковинные культуры. +
Монастырю – лучших мастеров и лучшее «стройное место»!
Строительство православных культовых сооружений повсеместно привлекало лучших, самых талантливых каменщиков, плотников, зодчих и иконописцев. +
Замечательные традиции монастырской культуры, умение русских зодчих выбрать» стройное место» для сооружения православных обителей, глубокое чувство красоты природы, присущее русскому иночеству, врожденное ощущение гармонии формы, цвета и структуры материала, придавало архитектурным ансамблям монастырей удивительную пластичность и музыкальность. +
Поставленные на возвышенности, у поворота центральных дорог и у излучины реки, православные обители, их храмы и колокольни, стены и башни были видны издалека и привлекали к себе внимание. Благодаря запоминающемуся силуэту они организовывали застройку окружающей местности, служили ориентирами и доминатами окружающего пространства +
Подведем итог сказанного
Архитектурно-хозяйственное устройство православного монастыря обеспечивало все базовые потребности его насельников т.е. возможности совершать Богослужение, проходить послушания, отдыхать и совместно питаться. +
Организация быта и питания монастырской братии соответствовала главной добродетели иночества – смирению во всем. Простота, скромность жилых и рабочих помещений служили основным целям монашеской жизни, и достигалась самыми минимальными средствами. +
Структура монастырского комплекса, его основные архитектурно-композиционные приемы и организация монастырского строительства в целом соответствовали каноническим требованиям Русской Православной Церкви, традициям русского иночества и религиозно-догматическим нормам. +
Каменная ограда монастыря способствовала замкнутости от внешнего мира и сосредоточенности во внутренней жизни монашеской общины. Весь иноческий путь совершается внутри и скрыт от любопытных глаз. Устав и правила поведения для приезжающих в монастырь ограждали братию от лишних контактов и воздействий со стороны. +
При этом монастырь не замыкался в себе и не запрещал паломникам посещать территорию обители. Ограничения подобного рода распространялись на гостей только в отношении скитских построек. Но, посещая обитель, паломник не мог заходить во внутрь здания – в соответствии с уставом монастыря, иноки не принимали в кельях гостей. +
В конечном итоге, архитектурная концепция православного монастыря – замкнутого пространства, компактного и стремящегося к композиционному завершению объема – выражала идею православного, религиозно-культурного и общественно-духовного центра окружающей местности, «Града небесного на земле». +
Источник: ardexpert.ru
Проектирование современных православных монастырей
Перемены в обществе в середине 80-х годов коснулись всех сфер человеческой жизни, в первую очередь духовной. Возрождались и монастыри. К концу 1988 года их было 22, а сейчас около 300. Сегодня эти обители ведут обширную строительную, просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Однако в проектировании вновь возводимых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений монастырских комплексов отсутствует какой-либо общий нормативный документ, регламентирующий строительную деятельность и помогающий проектировщику и заказчику производить строительные работы в соответствии с православной традицией создания монастырских комплексов.
В 2021 году по инициативе Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России разработаны Методические рекомендации по проектированию православных монастырей (руководитель — архитектор М.Ю.Кеслер, архитектор С.В.Осышный, архитектор Д.В.Родионова).
Содержание Методических рекомендаций направлено на повышение степени соответствия зданий и сооружений монастырских комплексов их функциональному назначению и уровня безопасности.
Методические рекомендации предназначены для внутрицерковного использования, хотя и опираются на государственные нормативные документы по строительству.
В состав Методических рекомендаций вошли сведения о исторических основах композиции и символики монастырских комплексов, примеры некоторых современных построек. Основу составляют рекомендации по проектированию, в том числе генеральных планов монастырских комплексов, зданий богослужебного и иного назначения, в том числе:
— настоятельский и архиерейский корпус;
— гостиные корпуса для паломников и для трудников;
— больничный и оздоровительный корпус;
— группа учебно-просветительских зданий и помещений;
Кроме того, в состав Рекомендаций вошли такие разделы, как:
— мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
— ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН);
— рекомендуемая последовательность действий Заказчика (монашеской общины) в инвестиционном процессе строительства (реконструкции) зданий, сооружений и монастырских комплексов.
В Приложении приведены термины и определения, нормативные ссылки и библиография по теме.
Русские монастыри, несмотря на существенные различия в своих размерах и составе построек, обладали единством основных принципов пространственной организации. В числе этих принципов: главенство собора, концентричность и периметральность застройки, стремление к геометрической правильности очертаний. Помимо функциональных и композиционных причин это единство имело и глубоко символический смысл.
Все монастырские постройки располагались концентрично вокруг своего ядра – собора по принципу иерархии и соподчинения второстепенных частей – главным со следующей последовательностью: службы за стенами и хозяйственные дворы, стены, кельи, собор.
Концентричность и иерархия в построении монастырского ансамбля выражала ту же модель мироздания, что и структура его центрального ядра – собора, состоящего также из последовательно расположенных по принципу иерархии частей: паперть и притвор, собственно церковь, алтарь.
Выражая собой образ мироздания и Царства Небесного, композиция монастырей уподоблялась и «Горнему Иерусалиму», «Граду Небесному», который согласно Апокалипсису «имеет большую и высокую стену… Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как широта» (Апок. 21.12;16). В соответствии с иконописным изображением «Горнего Иерусалима» в центре Града находится престол Бога, по Граду протекает живоносный источник, а по периметру располагаются жилища праведных. Ту же пространственную организацию имеют и древнерусские монастыри, где в центре находится храм с престолом, его окружают братские кельи, а на территории цветут сады и часто имеются чудотворные источники. Некоторые отклонения от основополагающих принципов композиции русских монастырей ХІV–ХVІІ веков не мешает видеть единую основу, заключённую в их символике.
В настоящее время отечественные монастыри по главному направлению деятельности можно условно разделить на три типа: 1) строящиеся, 2) миссионерские, 3) молитвенные. Деление это очень общее, и бывает, что в обителях присутствуют многие виды деятельности, совмещая все названные типы. Но иногда наблюдается преобладание какой-то одной тенденции.
Примером современного строительства монастырского комплекса может служить Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка, Ставропольского района, Самарской губернии (проект архитектора Ю.И. Харитонова).
В настоящее время в монастыре 3 действующих храма;
1) Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»;
2) Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского;
3) Храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
Есть еще надвратная церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи.
В монастыре существует паломническая служба. Для паломников есть гостиница.
В монастыре создан музей, в котором собраны уникальные экспонаты.
Требования к размещению и участкам монастырских комплексов
При проектировании генеральных планов монастырских комплексов следует учитывать, что доступ мирян на территорию монастыря должен быть ограничен определенным временем и территорией доступа. Поэтому внутреннее пространство монастыря желательно разделить на:
- общедоступную территорию;
- внутреннюю территорию, закрытую для мирян и отделенную оградой;
- частично доступную для гостей обители территорию,
При наличии на отведенной для монастырского комплекса территории объекта культурного наследия (ОКН) использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями.
На земельных участках монастырских комплексов не рекомендуется размещать здания и сооружения, функционально не связанные с ними. Допускается предусматривать рядом с земельными участками монастырей участки для размещения богаделен и детских приютов, здания оказания социально-гуманитарной помощи, гостиниц для паломников с отдельной трапезной, церковных мастерских и хозяйственных служб, приходского храма для совершения треб, не совершаемых в монастыре, купален на святых источниках.
Участок монастырского комплекса должен быть озеленен на площади не менее 15%. Озеленение монастырской территории должно создавать впечатление «райского» сада. Около настоятельского корпуса следует предусматривать озелененную территорию (игуменский сад). В зоне гостиных (паломнических) корпусов следует предусматривать места отдыха паломников и детские площадки, а за пределами ограды монастыря беседки для курящих.
Здания и сооружения богослужебного назначения
Церковная традиция, не возбраняя мирянам присутствовать за монастырскими богослужениями, предусматривает наличие отдельных от общедоступного пространства храма мест для молитвы братии.
В монастырях желательно предусмотреть устроение отдельного храма (возможно, домового) на внутренней территории обители для совершения насельниками уединенного молитвенного правила и богослужений.
Дополнительно к основным храмам монастырь может иметь приписные храмы и часовни, расположенные вне территории монастыря. Для совершения церковных обрядов, по Уставу не совершаемых в монастыре (венчание, крещение), следует устраивать приходской (требный) храм вне территории, предназначенной для насельников монастыря.
Дополнительные здания и сооружения
К дополнительным зданиям относятся жилые корпуса, предназначенные для проживания насельников монастыря — келейный корпус, настоятельский и архиерейский корпус, больничный корпус. Кроме того, в зависимости от особенностей социальной деятельности монастыря (учебной, благотворительной, хозяйственной) в состав монастырского комплекса могут входить группы помещений образовательного, социального, гостинично-паломнического назначения и другие.
Келья должна быть рассчитана только на одного насельника монастыря. Стены и потолки всех келий следует делать со звукоизоляцией, так как иногда ночные молитвы и поклоны не дают заснуть монахам из соседних келий.
Обстановка в келье должна быть простой и строгой, помогающей монашествующему приобрести молитвенное настроение и благоговение. Келья должна быть оборудована кроватью, молельным углом, шкафчиками для одежды и письменным столом.
В зависимости от типа келейного корпуса, его вместимости, в нем могут предусматриваться помещения для учебных занятий, отдыха и мастерские.
По Уставу монастыря в кельях не следует принимать мирских людей, даже родственников (для этого желательно иметь в монастыре отдельное помещение).
Архиерейский корпус следует располагать: в женском монастыре — вне сестринской зоны; в мужском монастыре – в братской зоне, с возможностью входа в архиерейский корпус как со стороны мирской зоны, так и со стороны монашествующих.
В состав помещений настоятельского корпуса входят: кельи настоятеля(цы) и келейника, рабочий кабинет, комната для приема гостей (сестербратии для проведения духовных бесед), трапезная с кухней — доготовочной.
В состав помещений архиерейского корпуса должны входить:
— приемная и спальня архиерея с санитарным узлом;
— две комнаты священников и диаконов;
— комната для иподиаконов;
— комната для шоферов;
— комната подготовки богослужебных предметов;
— санитарные помещения (туалет, душ, стирка, сушка, глажка и т.д.).
Следует разделять корпуса для трудников и паломников ввиду различного распорядка дня проживающих. В каждом из них должны быть выделены отдельные зоны проживания для мужчин и женщин. Следует разделять также зоны проживания паломников, останавливающихся на одну ночь и на длительное время.
Монастыри могут заниматься социальной деятельностью, заботясь о социально незащищенных членах общества — престарелых, инвалидах и детях-сиротах, устраивая для этой цели при обителях богадельни и приюты.
Заболевшим насельникам, не требующим пребывания в отдельном помещении, медицинская помощь оказывается в медицинском кабинете монастыря (если таковой имеется). Для остальных насельников целесообразно устраивать лечебно-профилактические занятия в отдельном оздоровительном корпусе, состоящем из тренажерного и спортивного зала с раздевалками и душевыми, возможно – бани.
Престарелые и болящие насельники по возможности должны посещать монастырские богослужения. В больничном корпусе может быть устроен домовый храм для совершения богослужений.
Трапезная группа помещений включает помещения кухни с кладовыми продуктов и холодильными камерами, трапезную для монашествующих и возможно отдельную трапезную для трудников и паломников.
Подле сестринскихбратских трапезных для постоянно проживающих монахов следует размещать гостевые трапезные для монахов «гостевых», или же сразу предусмотреть общую большую трапезную.
Возле гостиного корпуса для паломников может быть предусмотрена отдельная кафе-трапезная с не обязательно постными блюдами.
Группа учебных помещений включает комнаты для занятий и библиотеку. Духовное образование насельников монастырей включает в себя поучения игумена, самостоятельное изучение насельниками духовной литературы. При этом каждый насельник монастыря обязан получить духовное образование в объеме, определяемом соответствующими общецерковными документами. Уместно также регулярное проведение для насельников лекций по основным церковным дисциплинам, которые желательно организовывать в стенах обители.
Духовно-просветительская деятельность монастырей издревле заключалась также в издании духовной литературы и распространении святоотеческого наследия. Она может выражаться и в организации при обителях воскресных школ и православных гимназий, катехизаторских курсов для взрослых, центров духовно-нравственной культуры для молодежи. При паломническом центре монастыря может быть предусмотрен конференц-зал и музей (галерея).
Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими. В состав мастерских входят помещения для работы иконописцев, пошива и ремонта церковных принадлежностей и прочие. В состав хозяйственного блока монастыря, имеющего подсобное хозяйство, должны входить постройки по переработке и хранению продукции такого хозяйства. Они должны располагаться, как правило, вне монастырских стен.
При необходимости на территории монастыря могут быть размещены некапитальные объекты (киоски, павильоны и т.д.) для осуществления уставной деятельности монастыря, в том числе для распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения и с иной специализацией (церковные лавки, кафе, продуктовые киоски, киоски с монастырскими товарами и т.д.). Кроме того, в хозяйственную деятельность монастыря могут входить: огородное хозяйство, молочная ферма и т.д.
Подготовленные авторским коллективом Методические рекомендации по проектированию православных монастырей перед публикацией должны быть одобрены Синодальным отделом по монастырям и монашеству Московской Патриархии и утверждены решением Священного Синода.
Источник: kesler.ortox.ru
Строительство монастыря и его деятельность
В то далекое и тревожное для Забайкалья время 80—90-х годов XVII века монастырь, как некогда города, был окружен стеной с башнями. Простые и прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом на углах деревянной ограды, «забранной» в столбы, с бойницами на разных уровнях — все выглядело весьма внушительно. Задачи обороны определяли и крепостной характер архитектуры.
Это был тип сибирского «стоячего» острога. Есть сведения, что в 90-х годах XVII века монастырь находился на военном положении. В 1690 году монахи купили у казны 1 пуд 15 фунтов пороха. Описание монастыря, относящееся к 1732 году, упоминает «алтиллерию оружейную», в состав которой входило: 3 пушки, 65 самопалов, 2 палаша, 4 бочки с порохом (12 пудов 38 фунтов) и 2 пуда 30 фунтов свинца.За прочной оградой виднелись стены и крыши клетей трех деревянных храмов — Троицкой и Никольской церквей, расположенных почти в центре монастырской территории, и Всесвятской церкви у самой западной стены.
Рядом с одноглавой Троицкой церковью застыло самое высокое сооружение монастыря: брусчатая восьмистенная колокольня. Ее шатровый верх нес на себе луковичную главку, обитую чешуйчатым лемехом, с большим деревянным крестом. В колокольне помещались 9 колоколов.
Колокольня играла роль не только благовеста религиозных праздников и повседневных молитв, но и указателя времени и погоды: «На той колокольне, — сообщали монахи,— в шатре часы большие железные в станку, на русском бою, с конпасом указательным…» Особой заботой монастыря в конце XVII—начале XVIII века в создавшейся ситуации была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 400 саженей (852 м).
Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна. Во всяком случае, ни один из 14 главных острогов Сибири в XVII веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса («моста») в виде этажей с бойницами для «боя». Первоначально въезжие ворота расположены были с северной стороны, обращенной в сторону Селенги.
По бокам ворот высились еще две боевые башни, укрепляя самое слабое место в системе защиты монастыря — ворота. Одну из этих башен, как «остаток древнего зодчества XVII века», упоминает настоятель архимандрит Даниил Сивиллов еще в 1847 году. Архитектурный ансамбль монастыря вплоть до начала XX века не оставался неизменным. Развитие архитектурного ансамбля Троицко-Селенгинского монастыря можно, на наш взгляд, условно разделить на три периода:
I. 1681 —1724 годы — период основания и постройки первоначального комплекса зданий. Господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества.
II. 1739—1763 годы — период перестройки части зданий и придания им в основном шатрового характера.
III. 1785 год — начало XX века — период значительного качественного сдвига в архитектурном облике монастыря: господство каменного зодчества. Остатки деревянного культового зодчества начала XVIII века.
В 1681 году была построена первая церковь — Троицкая, положившая начало монастырю. Верх ее представлял собой четырехгранный объем с двумя крестовыми «бочками об одной главе», покрытыми чешуйчатым лемехом. Венчал церковь большой деревянный крест, обитый белым железом.
С северной стороны к основному объему был прирублен пятистенный алтарь, на котором высился крест.Этот типичный для церковного зодчества Сибири XVII века прием покрытия зданий является национальной формой, принесенной русскими переселенцами из центральной России. Главный вход — «царские врата»— был орнаментирован искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами.
По левую и правую стороны симметрично располагались иконы, портреты деятелей русской церкви, причисленных к сонму святых, и ряд местных икон сибирских художников. Выше «царских врат» в четырех ярусах размещался иконостас. В центре церкви, медленно покачиваясь, свисало с потолка огромное двухпудовое медное паникадило.
Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов бого служения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII—XVIII веков.
Так, например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное — великолепно исполненная книга на александрийской бумаге. Обложки («доски») и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой красочной книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 1 фунт 30 золотников (537 граммов).
В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Почти сто лет простоял этот храм. В 1895 году его ремонтировали. Позже на этом месте возвели каменную церковь, получившую свое первоначальное имя — Никольская.
По свидетельству И. Токмакова, еще в конце XIX века в Никольской церкви полностью сохранялся иконостас с картинами XVII века. В апреле 1710 года по челобитью архимандрита Мисаила, «по самой нужде», рядом с западными воротами была заложе на церковь во имя всех святых (Всесвятская). Вероятно, ее закончили в 1715 или 1717 году.
По другим данным, она была освящена в 1713 году. Это была самая красивая церковь из всех храмов монастыря. Вначале верх ее представлял собой восьмигранную бочку. Ниже располагались другие главы. На одном из «куполов» был изображен «спасителев образ, сидящий во облаце». Картина, видимая далеко за монастырской оградой, производила, вероятно, сильное впечатление.
По богатству и убранству эта церковь не уступала Троицкой: пышная одежда для религиозных церемоний из персидских тканей, шелка, бархата и атласа с серебряными пуговицами, золотые пояса, ризы, шитые золотом, парчой и серебром, тяжелое серебряное блюдо, на котором в торжественных случаях выносили «крест благословенный», серебряные ковши, кадила и т.д. В 1785 году «усердием» майора Карпова, вероятно архитектора или чиновника, от которого зависело строительство и финансирование, на месте Троицкой церкви был сооружен новый каменный храм, ставший главным культовым сооружением монастыря.
Построили каменную колокольню, к которой примыкали два одноэтажных здания. В одном из них находилась монастырская библиотека. Внутреннее убранство обеих частей Троицкой церкви отличалось большим вкусом. Среди картин, особо выделяемых своей «благолепостью», упоминается икона «Всех скорбящих радости».
В холодной части Троицкой цер кви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь особо отделан был свод: над входящим расстилалось голубое небо, «посыпанное звездами». Троицкий храм построен в архитектурном стиле барокко. Начиная с 1831 года вокруг монастыря стали возводить каменную ограду. Строили ее очень долго до 1851 года.
Пятиметровые каменные стены с глухими арками, «благообразно выведенными», имели на углах сначала три двухъярусные каменные башни. В 1849 году начали возводить северо-восточную башню. Для ее постройки крестьянин Федор Кащеев привез 1000 кирпичей. В 1831 году главный въезд — «святые ворота» были перенесены с западной стороны.
Над главным въездом была построена в 1835 году надвратная Михайловская церковь. В мае 1849 года она была освящена иркутским архиепископом Нилом. На улице, справа от ворот, «по большому тракту», стояла маленькая часовня. В новой церкви устроили иконостас сплошной столярной работы, окрашенный красной и светло-голубой масляными красками, желтым кроном и белилами.
По распоряжению настоятеля Даниила Сивиллова (о нем — ниже) сюда собрали старые монастырские иконы XVII—XVIII веков. По авторитетному мнению В. М. Рутковской, Михайловская церковь и ограда являются «сооружениями зрелого классицизма».
Кроме церквей в монастырской ограде находились жилые помещения, хозяйственные постройки, огороды и прочее, необходимое для повседневной жизни его обитателей. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Это был довольно большой деревянный дом «о двух партаментах», в одном из которых была молельня в виде капеллы.
Среди различных картин и икон упоминается картина, изображающая восшествие Екатерины II на престол, портрет Анны Иоанновны и другие картины «в лицах». Рядом с настоятельским домом, огороженные палисадом, находились три небольших огорода и сад. Монахи обитали в 10—12 кельях. Еще в XVIII веке одна келья была приспособлена для «больнишных монахов». Порой здесь лечились и миряне.
Большое хозяйство монастыря требовало значительных хозяйственных построек. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами, находились хлебные амбары, «мастерская — изба». В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, «экипажный сарай», каменные кладовые.
Интересно устроен был колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. В северо-восточной башне в середине XIX века находилась кузница. Другие башни, потеряв свое военное назначение, тоже использовались под хозяйственные нужды. Искусствовед И.В.
Маковецкий, указывая, что при закладке крепостных сооружений в сибирских острогах строители стремились совместить задачи военного и чисто бытового характера, считает это типичной чертой острожного строительства в Восточной Сибири. Устройство башен Троицко-Селенгинского монастыря подтверждает эту верную мысль.
В XVIII веке здесь, как, впрочем, и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие. За оградой монастырю принадлежали различные постройки: хлебные амбары, зимовье на реке Пьяной, где позже устроили мельницу.
В конце XVII или в начале XVIII века около монастыря возникло небольшое село Троицк, образованное выходцами из России, приписанными к монастырю. Крестьяне должны были назначать по очереди служителей, каждый из которых обязан был отслужить монастырю 25 лет. Эта повинность отменена была лишь в 1861 году. Троицк рос медленно. В 60-х годах XVIII века в селе было всего 7 домов.
К середине XIX века в селе проживало 74 мужчины и 94 женщины. Верхнеудинское земское правление так определило экономическое положение троицких крестьян Ильинского ведомства: «Жители сих мест занимаются хлебопашеством и рыболовством в реке Селенге, Байкал-море и заливах оного. Некоторые из них осенью производят в хребтах звериные промыслы.
Многие же занимаются перевозкою в разные времена и места». Это была довольно точная характеристика прибайкальских сел. Троицк лежал на Большом или Московском тракте, шедшем через всю Сибирь в Иркутск и в сторону Нерчинска. В середине XIX века для проезжающих напротив южных ворот монастыря построили деревянную гостиницу.
1 октября 1885 года в Троицке открылась во вновь отстроенном здании церковноприходская школа (до этого она находилась в ограде монастыря). Вначале в ней обучалось 18 мальчиков. В конце столетия в школе обучалось от 25 до 40 детей, среди них только 3—5 девочек. Весьма примечательно, что монастырь имел свою библиотеку.
В отчете 1732 года дается опись, «каталог» 105 книг библиотеки Троицко-Селенгинского монастыря. В основном это была богослужебная литература. Количество светских книг было ничтожным, но они все же проникают в книжные коробья, где хранились рядом с евангелиями, библиями, духовными регламентами.
Среди книг светского характера в библиотеке монастыря упоминаются: «Букварь, словенскими, греческими, римскими письмены, учитися хотящим…» 1701 г., «Лексикон треязычный, сиречь Речений словенских, еллино-греческих и латинских сокровище…» 1704 г. Автором этих книг был редактор первой русской газеты «Ведомости», известный переводчик петровского времени Ф.П. Поликарпов. Кроме этих книг в монастырской библиотеке числилась широко известная нравоучительная книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Интересно отметить, что в библиотеке Троицкого монастыря были книги не только московской и петербургской печати, но также книги киевского и могилевского изданий. К середине XIX века в монастырской библиотеке было более 500 книг.
Троицко-Селенгинский монастырь способствовал перенесению русских архитектурных приемов и культуры в далекую сибирскую окраину.
Источник: selenginskii-monastery.cerkov.ru