Оценка инвестиционных проектов с точки зрения общественной эффективности с учетом мультипликативных эффектов
П.Ю. Сериков, к.т.н., заместитель вице-президента – директор Департамента экономики ОАО «АК «Транснефть»
С.В. Корнеева, начальник Отдела технико-экономического проектирования ОАО «Гипротрубопровод»
Ю.А. Петрова, инженер 1-й категории Отдела технико-экономического проектирования ОАО «Гипротрубопровод»
Проекты, реализуемые ОАО «АК «Транснефть», практически на всей территории страны обеспечивают не только возможность транспортировки углеводородов к местам их потребления, поступление доходов в бюджеты различных уровней, генерируют новые рабочие места, но и создают условия для развития и освоения отдаленных регионов нашей Родины.
Как было показано ранее, важной особенностью таких проектов является значимость их результатов для экономики страны, в связи с чем возникает необходимость учитывать макроэкономические последствия их реализации [1, 2]. В то же время следует констатировать, что на сегодняшний день отсутствует стандартный общепринятый механизм количественной оценки крупных инфраструктурных проектов с учетом их эффективности не только для инвестора (коммерческая эффективность) и государства (бюджетная эффективность), но и для общества в целом.
9.2 Мультипликационный эффект в модели кругооборота
Действительно, в соответствии с действующими методическими рекомендациями [3] при оценке эффективности инвестиционного проекта, как правило, проводят оценку показателей, интересующих инвестора: величины чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости инвестиций, доходности вложенных средств и пр. (коммерческая эффективность), а также определяют объем средств, поступающих в государственные бюджеты различных уровней (бюджетная эффективность).
Однако такая оценка не является достаточной и всеобъемлющей для того, чтобы оценить влияние проекта на смежные отрасли, и объективно отразить вклад, например, ОАО «АК «Транснефть» в развитие национальной экономики.
Выбор объекта исследования
В отличие от ранее выполненных расчетов модельного проекта строительства магистрального нефтепровода [4] авторами предлагается выполнить интегральную оценку общественной эффективности с учетом возникающих мультипликативных эффектов применительно к ключевому для освоения месторождений Восточной Сибири и ускоренного развития Дальнего Востока инвестиционному проекту строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).
С учетом национальных приоритетных направлений развития России и планов по социально-экономическому развитию Дальнего Востока выбор именно этого проекта, являющегося ключевым объектом развития топливно-энергетического комплекса региона, представляется актуальным.
Фактически же объектом нашего исследования будет являться топливно-энергетический нефтяной кластер, основными составляющими которого являются добыча, транспортировка и реализация нефти. ВСТО будет являться базисом, вокруг которого идет развитие месторождений в Восточной Сибири, формирование подводящих нефтепроводов и нефтеперерабатывающих комплексов (в данной работе стадия переработки нефти не учитывалась).
Эффект мультипликатора
Методические подходы
В рамках настоящей работы будут описаны основные принципы и алгоритм проведения оценки общественной эффективности инвестиционных проектов, комплексного анализа межотраслевых связей, выявлены масштабы влияния проекта за пределы тех отраслей, которые вовлечены в него непосредственно, за счет так называемых сопряженных или косвенных эффектов, рассчитаны величины мультипликативных эффектов.
Полагаем, что оценка общественной эффективности проекта должна включать в себя как минимум рассмотрение влияния проекта на национальную экономику, занятость населения (сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест), государственный бюджет и инвестиционную активность в стране.
Соответственно, в качестве экономических показателей интегрального эффекта будут рассмотрены:
- валовой внутренний продукт (ВВП);
- инвестиции в национальную экономику;
- создание новых рабочих мест;
- поток дополнительных налоговых поступлений в бюджет.
По нашему мнению проект можно и нужно рассматривать как элемент системы межотраслевого взаимодействия. Действительно, проект представляет собой комплексную систему со сложным уровнем организации внутренних связей – такая система не замкнута на себе и не изолирована от внешних воздействий. Она является компонентом макроэкономической среды, тесно связанным с сопряженными отраслями экономики, обеспечивающими проект технологиями, кадрами, материально-техническими ресурсами и инфраструктурой как в период строительства, так и в период эксплуатации (рис. 1).
Рис. 1 Система межотраслевых связей
Как было показано ранее [1, 4], инвестиционные проекты строительства магистральных трубопроводов носят ярко выраженный межотраслевой характер, вовлекая в свою сферу множество смежных сопряженных отраслей: поставщиков ресурсов, участников и потребителей продукции проекта.
Сопряженный эффект [5], обусловленный вовлечением в сферу инвестиционной деятельности смежных отраслей национальной экономики, обеспечивающих проект всем необходимым, можно упрощенно описать следующим образом. Реализация инвестиционного проекта стимулирует деловую активность российских предприятий (поставщиков, подрядчиков, обслуживающих и сервисных организаций) в форме возникающего дополнительного спроса на выпускаемую ими продукцию, оказываемые услуги, а также обеспечивает дополнительные налоговые поступления в бюджеты различных уровней.
Доходы, которые получают работники, компании и бюджет непосредственно от реализации инвестиционного проекта, инициируют дополнительные циклы потребления товаров и услуг, что в свою очередь обеспечивает последующий реальный экономический рост через систему внутри- и межотраслевых связей. Рост потребления стимулирует расширение производства, рост выпуска и обеспечивает загрузку существующих производственных мощностей. Производство товаров и услуг создает новые рабочие места, необходимые для удовлетворения спроса. В результате мы наблюдаем постоянный макроэкономический процесс, порождающий все новую и новую экономическую активность его участников. На практике расчеты, как правило, ограничиваются первым уровнем сопряжения отраслей.
Методические рекомендации [4] при оценке общественно значимых инвестиционных проектов в проектных материалах рекомендуют приводить информацию, содержащую описание количественного или качественного эффекта от реализации проекта для народного хозяйства. Однако, как показывает практика, для абсолютного большинства проектов такая оценка носит сугубо качественный характер.
Сложнее оценить интегральный эффект от реализации инвестиционного проекта количественно и добиться достаточно высокой степени точности такой оценки. Для этого необходимо применение ряда экономических инструментов и использование соответствующего математического аппарата для формирования комплексной методики оценки интегрального эффекта инвестиционных проектов.
Для нас источником информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях в экономике будет являться межотраслевой баланс производства и распределения товаров и услуг (МОБ), который представляет собой симметричную таблицу «Затраты – Выпуск». МОБ устанавливает производственные связи типа «продукт – продукт» или «отрасль – отрасль» и используется для осуществления прогнозных и сценарных расчетов развития экономики на основе коэффициентов прямых и полных затрат [6]. В общем виде структура межотраслевого баланса приведена в табл. 1.
Табл. 1. Структура межотраслевого баланса
Промежуточное потребление отрасли
Валовое накопление основного капитала
Всего использовано отечественных товаров и услуг
Промежуточное потребление отрасли
Валовая добавленная стоимость
Выпуск товаров и услуг всего
Система таблиц «Затраты – Выпуск» включает в себя таблицы ресурсов, товаров и услуг, использования товаров и услуг в ценах покупателей и основных ценах, а также симметричную таблицу «Затраты – Выпуск».
В данной статье оценка общественной эффективности инвестиционного проекта будет проводиться на основе анализа последней разработанной симметричной таблицы «Затраты – Выпуск», опубликованной на официальном сайте Росстата [7].
Учитывая тот факт, что базовые таблицы «затраты – выпуск» за 2011 г. в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 201-р от 14.02.2009 г. будут готовы не ранее 2015 г., мы будем пользоваться данными существующей статистики с допущением о том, что макроэкономическая структура не претерпела существенных изменений и глобальных структурных сдвигов в разрезе тех отраслей национальной экономики, которые занимают центральное место в рассматриваемом проекте.
Алгоритм исследования
В рамках настоящего исследования круг рассматриваемых социально-экономических эффектов будет ограничиваться первым уровнем сопряжения отраслей экономики.
Оценка общественной эффективности проекта предполагает учет всех прямых и косвенных эффектов [5], сумма которых представляет собой полный социально-экономический эффект. Отношение полного эффекта к прямому позволяет рассчитать величину мультипликатора, которая показывает, в каком размере единица эффекта, образуемая непосредственно в ходе реализации проекта, создает эффектов в национальной экономике (с учетом эффектов в сопряженных отраслях).
Оценка прямых эффектов может быть выполнена на основании данных проектной документации. Оценка косвенных эффектов может быть получена количественно только за счет разработки и использования соответствующего адекватного математического аппарата. Наилучшим инструментом оценки совокупного эффекта является специализированная макроэкономическая математическая модель, параметры которой устанавливаются на базе отчетных межотраслевых балансов, балансов накопления основного капитала по отраслям, данных государственной статистики и доступных сведений о самом проекте. При этом для каждого инвестиционного проекта необходима индивидуальная настройка модели, при помощи которой затем в несколько этапов выполняются расчеты с их последующим уточнением и корректировкой. Именно этим путем и будут следовать авторы статьи.
Кроме того, учитывая большой массив используемых при расчетах данных, авторы будут приводить далее лишь итоговые результаты расчетов, опуская промежуточные стадии.
Информация об основных исходных данных по проекту представлена на рис. 2.
Рис. 2 Исходные данные по проекту
Период рассмотрения выбран с учетом тридцатилетнего нормативного срока службы магистральных нефтепроводов (2013–2043 гг.) и сроков строительства ВСТО. Схематично график реализации проекта ВСТО, который фактически является симбиозом трех составных частей (подпроектов): ВСТО-1, нефтепровод «Сковородино – граница КНР» и ВСТО-2, представлен в табл. 2.
Табл. 2 График реализации трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан»
Мощность
на момент запуска,
Мощность
на момент полного развития,
млн т/г
2 квартал 2006 – 4 квартал 2009 гг.
Нефтепровод Сковородино – граница КНР
2 квартал 2009 – 1 квартал 2011 гг.
4 квартал 2009 – 4 квартал 2012 гг.
Суммарный объем добычи нефти в рамках рассматриваемого проекта принят в соответствии с объемами транспортировки нефти по ВСТО и периодом выхода на проектную мощность, и составляет 2 336 млн т.
Среднегодовой объем транспортировки принят исходя из проектной мощности ТС ВСТО с учетом перспективных объемов перекачки нефти, определенных на основании заявок нефтяных компаний и необходимости ускоренного расширения пропускной способности ТС ВСТО до 80 млн т в год к 2020 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.03.2014 г. № 377-р.
Объем капитальных вложений в освоение нефтяных месторождений, рассматриваемых в проекте, принят согласно данным Института экономики и организации промышленного производства СО РАН [8], информация о строительстве объектов и инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти – по данным проектной документации. Еще раз отметим, что объем учтенных в проекте инвестиций не учитывает инвестиции в создание нефтеперерабатывающих мощностей.
Доля отечественной продукции в структуре затрат проекта на стадии строительства близка к 100 %, на стадии эксплуатации она составляет 100 % от потребляемой продукции.
Итоговым этапом по проекту принята реализация нефти, этапы добычи и транспортировки являются промежуточными. В этой связи для оценки выручки по проекту используются данные по объему и цене реализации нефти, которая принята по данным прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Минэкономразвития России. Что касается тарифов на транспортировку нефти, то наш подход базируется на реализованной ныне применительно к ВСТО тарифной схеме с использованием сетевых тарифов, величина которых в соответствии с решениями ФСТ России в настоящее время составляет 2081 руб./т.
Среднегодовые эксплуатационные расходы по проекту оценены авторами в размере 0,25 трлн. руб.
При определении объема налоговых выплат мы опирались на требования второй части Налогового кодекса Российской Федерации; были учтены действующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налог на имущество организаций; налог на доходы физических лиц; страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; налог на добычу полезных ископаемых.
При определении размера налоговых поступлений в бюджеты различных уровней в период строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического кластера проводилась на всем периоде рассмотрения проекта с последующим определением среднегодовой величины налоговых отчислений в бюджеты, которая оценивается в 1,47 трлн руб.
Прирост числа рабочих мест при освоении месторождений нефти принят по данным сайтов нефтяных компаний и открытых источников с учетом экспертных и авторских оценок в сфере трубопроводного транспорта – на основании проектных данных. В целом по проекту прямой прирост числа новых рабочих мест оценивается на уровне 35 тыс. человек.
Остановимся подробнее на поэтапной процедуре расчета. На первоначальном этапе производится оценка приростов ВВП, генерируемых непосредственно в ходе реализации проекта участниками, поставщиками, подрядчиками и потребителями продукции проекта с учетом создаваемой контрагентами добавленной стоимости. Полученные оценки дисконтируются.
Затем рассчитываются прямой и косвенный приросты ВВП и на их основе производится расчет полного прироста ВВП как суммы прямого и косвенного приростов. Схематично этап отражен на рис. 3а.
Согласно результатам расчетов полный прирост ВВП от реализации проекта составил 4,8 трлн. руб.
Рис. 3 Алгоритм оценки общественной эффективности: а – ВВП; б – инвестиции; в – налоговые поступления в бюджеты; г – прирост числа рабочих мест
На следующем этапе оцениваются приросты инвестиций участников и контрагентов проекта. Расчет производится с учетом накопления основного капитала по отраслям экономики, вовлеченным в проект. Прирост инвестиций участников оценивается на основе имеющихся проектных данных.
Для проведения расчетов инвестиций контрагентов проекта используются данные МОБ о валовом накоплении, на основе которых рассчитываются годовые приросты инвестиций поставщиков и суммарный объем инвестиций в развитие производства потребителей продукции проекта. Полученные оценки дисконтируются. На основе результатов оценки рассчитываются прямой, косвенный и полный приросты инвестиций (рис. 3б).
Полный прирост инвестиций в экономику оценен в 5,7 трлн. руб.
Для наглядности нами был построен график соотношения прямого и полного приростов инвестиций в экономику (рис. 4). Достаточно четко видна та часть инвестиций, которая образуется в сопряженных с проектом отраслях экономики именно благодаря реализации проекта. Соответственно, при отказе от проведения оценки общественной эффективности проекта этот массив данных остается за рамками стандартной процедуры оценки, предусмотренной документом [3].
Рис. 4 Соотношение прямого и полного приростов инвестиций в экономику
На определенных этапах реализации проекта может быть интересна также оценка налоговых отчислений с учетом мультипликативного эффекта. Алгоритм расчета в данном случае аналогичен (рис. 3в). Под государственными доходами подразумеваются налоговые и иные поступления средств в бюджеты всех уровней, а также взносы в фонды развития регионов и отчисления во внебюджетные фонды.
В этой связи необходимо отметить, что, например, реализация проектов ОАО «АК «Транснефть» инициирует стабильные, высокие и долгосрочные налоговые поступления в бюджеты регионов прохождения трассы нефтепроводов. Так, реализация проекта ТС ВСТО по фактическим данным за период до 2013 г. обеспечила прирост налоговых платежей в бюджеты соответствующих регионов Российской Федерации в размере 60,5 млрд руб. (рис. 5). И это лишь прямой эффект в среднесрочной ретроспективе.
Рис. 5 Сведения о налоговых платежах предприятий группы «Транснефть» в бюджетную систему регионов Дальневосточного Федерального округа и Иркутской области
Прямые государственные доходы для оценки общественной эффективности рассчитываются на основании проектной документации. Оценка косвенного прироста налогов вычисляется исходя из доли налогов в выпуске продукции и произведенной ранее оценки косвенного прироста выпуска. Полный государственный доход от реализации проекта принимается равным приросту всех уплачиваемых налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды, возникающих вследствие всех видов экономической активности, вызванной проектом.
Полный прирост налогов по проекту составил 6,5 трлн руб.
Теперь можно провести оценку величин различных мультипликаторов, которые мы будем определять как отношение полного прироста к прямому по формуле
Таким образом, производя вычисления, получаем следующие значения мультипликаторов: по ВВП – в 4,4; по инвестициям – 2,1; по налогам – 1,1 (табл. 3).
Табл. 3. Мультипликаторы проекта
Наименование показателя
Величина
Комментируя данные табл. 3, можно интерпретировать их следующим образом:
- на единицу ВВП страны, созданную проектом, за счет инициирования экономической активности в сопутствующих отраслях будет создано еще 3,4 единицы ВВП;
- на единицу инвестиций проекта – еще 1,1 единица инвестиций в смежных отраслях;
- на единицу налоговых отчислений проекта – еще 0,1 единица налоговых отчислений в бюджеты за счет сопряженных отраслей экономики.
Незначительная величина налогового мультипликатора, по нашему мнению, объясняется тем, что полный прирост налогов от реализации проекта образуется в основном за счет прямого прироста (около 6 трлн руб.), который формируется из колоссальных налоговых отчислений нефтяных компаний и ОАО «АК «Транснефть». Доля косвенного прироста в сумме полного прироста налогов по проекту, образуемого смежными отраслями, объективно значительно ниже.
Кроме того, интересным представляется рассмотреть и такой мультипликатор, выражающий отношение ВВП и инвестиций (табл. 3). Это еще один интегральный показатель макроэкономической оценки, отражающий вклад конкретного проекта в создание ВВП, а также эффективность вложений инвестиций в проект с позиции национальной экономики.
Для нас представляется важным, что данный мультипликатор фактически является показателем ущерба для национальной экономики в случае отказа от реализации проекта. Иначе говоря, отказ от реализации настоящего проекта равносилен недополучению государством 1,8 руб. ВВП на каждый рубль инвестиций, не вложенный в дальневосточный топливно-энергетический кластер.
В рамках интегральной оценки общественной эффективности проекта нельзя обойти стороной и создание новых рабочих мест в экономике страны, прямой прирост которых оценивается в 35 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест с высоким уровнем социального обеспечения в период эксплуатации.
Косвенный прирост занятости определяется трудоемкостью отраслей, оказывающих наибольшее влияние на дополнительный прирост ВВП. Трудоемкость отраслей оценивалась исходя из анализа выпуска продукции по отраслям экономики и численности занятых в каждой из отраслей с использованием подходов работы [9] и данных о занятости в Российской Федерации в 1998–2012 гг. [10]. Коэффициенты трудоемкости отраслей экономики рассчитывались согласно классическому определению трудоемкости как отношение численности занятых в конкретной отрасли к объемам выпуска этой отрасли. Затем, перемножая коэффициенты трудоемкости отраслей экономики на добавочный выпуск по отраслям, инициированный реализацией проекта, оцениваем полный прирост числа рабочих мест в экономике.
Полный прирост занятости составил 106 тыс. человек (рис. 3г).
Оценивая отношение полного прироста числа рабочих мест по проекту к прямому, находим величину соответствующего мультипликатора занятости, величина которого равна 3. Иначе говоря, суть проявления мультипликативного эффекта занятости для топливно-энергетического нефтяного кластера на Дальнем Востоке заключается в создании двух рабочих мест в смежных отраслях на одного работника, занятого в проекте.
Немаловажным представляется и следующий аспект: привлечение работников предполагается как из числа местного населения регионов реализации проекта, так и за счет трудовой миграции отечественных квалифицированных кадров на Дальний Восток из других регионов Российской Федерации.
Кроме прочего, адаптируя модель под конкретные задачи оценки, можно производить расчет и анализ приростов ВВП, внутреннего регионального продукта; инвестиций в масштабе экономики государства, региона, города или области; налогов в федеральный, региональный или местный бюджеты; занятости на уровне государства или региона реализации проекта; социального развития на федеральном, региональном или местном уровне и пр.
Для иллюстрации возможностей использования модели представляется интересным соотнести эффекты, вызываемые проектом с масштабами национальной экономики. Для этого сопоставим полученные результаты оценки с величиной общероссийского ВВП (с учетом оптимистического сценария Минэкономразвития России среднегодовой прирост ВВП России будет находиться на уровне 2,4 %).
Реализация рассмотренного нами проекта с учетом сектора добычи, транспорта и реализации нефти способна создавать дополнительно порядка 1,04% общероссийского ВВП ежегодно (рис. 6). Учитывая, что ядром кластера является ТС ВСТО, становится понятно, почему инфраструктурные проекты называют локомотивами или двигателями экономического развития государства: за счет присущего им мультипликативного эффекта, который как бы прокатывается по всей стране, они действительно «разгоняют» национальную экономику.
Рис. 6 Вклад проекта в национальную экономику: Динамика прироста ВВП
Таким образом, выполненная оценка топливно-энергетического нефтяного кластера на Дальнем Востоке, базирующегося на ТС ВСТО, с точки зрения общественной эффективности с учетом мультипликативных эффектов свидетельствует о высокой значимости этого проекта для национальной экономики и развития Дальневосточного региона России за счет формирования в регионе мощной производственной структуры, колоссальных инвестиций в создание производственной и социальной инфраструктуры, обеспечения масштабных долгосрочных налоговых поступлений в региональные бюджеты, создание большого количества высокооплачиваемых рабочих мест.
Выводы
Дополнение традиционных процедур анализа и оценки инвестиционных проектов оценкой общественной эффективности с учетом мультипликативных эффектов позволяет определить интегральный экономический эффект, возникающий при реализации проекта, не потеряв значительную часть эффектов, порождаемых проектом.
Полученные нами данные применительно к топливно-энергетическому нефтяному кластеру свидетельствуют о том, что в целях развития страны необходимо способствовать реализации инфраструктурных проектов на территории страны, оказывать поддержку и создавать возможности роста и развития субъектов естественных монополий, так как такая политика будет способствовать ускорению экономического роста в масштабах национальной экономики.
Список литературы
1. Сериков П. Ю. О макроэкономических аспектах реализации проектов строительства магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2012. № 4. С. 26–32.
2. Сериков П. Ю. Оценка общественной эффективности строительства магистральных нефтепроводов // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2013. № 2. С. 84–90.
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (вторая редакция) / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол. : В. В. Косов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. М. : Экономика, 2000. 421 с.
4. Сериков П. Ю. Теория и практика обоснования общественной и бюджетной эффективности инфраструктурных проектов. М. : Антарес, 2012. 296 с.
5. Методы экономической оценки эффективности развития газовой промышленности / под ред. проф. В. Д. Зубаревой. М. : Нефть и газ, 2000. 104 с.
6. Леонтьев В. В. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 1. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. М. : Экономика, 2006. C. 407.
8. Крюков В., Силкин В., Шмат В. Испытание Восточной Сибирью // Эксперт Сибирь. № 34 (342). 27.08.2012. С. 48-54.
9. Ершов Э. Б., Ким И. А. Модельная оценка численностей, занятых в отраслях межотраслевого баланса // Экономический журнал ВШЭ. 2004. Т. 8. №1. С. 21–55.
10. Российский статистический ежегодник. 2013. М. : Росстат, 2013. 717 с.
Источник: giprotruboprovod.transneft.ru
Что такое мультипликативный эффект в строительстве
Дословно мультипликатор означает «множитель». Сущность эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост национального дохода . Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов.
Возьмем условный цифровой пример , иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 долл. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров.
Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.
Возникает цепная реакция : первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.
Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.
Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т. е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление, следовательно, прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов. Для вычисления прироста национального дохода, вызванного первоначальными инвестициями необходимо сложить 1000 + 800 + 640 + . долл.
Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл.
Таким образом, инвестиции в 1000 долл. вызвали 5-кратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор будет равен 5.
Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше коэффициент мультипликатора и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.
Первоначальный «толчок», который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и государством. Примечательно, что Кейнс отводит особую роль государству в стимулировании совокупного спроса. В его теоретических построениях инвестиционные проекты реализуются в виде организации общественных работ — строительство дорог, мостов, плотин и т. п.
Кейнсианские рецепты стимулирования инвестиционного процесса во многом послужили основой «нового курса» Рузвельта, когда в США и других странах разразилась Великая депрессия. Широкое осуществление общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т. д.) в те годы — яркая иллюстрация политики государственных расходов для поддержания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее, стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безработицы.
В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров. Так, строительство моста или плотины обеспечит прирост денежных доходов занятых, но не добавит лишнюю массу товаров в общую «кучу» нераспроданных товарных запасов.
Важно отметить, что рассмотренный эффект мультипликатора — это эффект краткосрочного экономического равновесия . Для этого эффекта не имеет значения, будет ли первоначальная сумма инвестиций «использована для создания ультрасовременных машин или же для оплаты деятельности людей, занятых рытьем и последующим закапыванием ям».
Выше рассматривался эффект мультипликатора, связанный с ростом совокупных расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости . Здесь можно заметить, что вообще принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Ричардом Каном в 1931 г. , еще до выхода в свет работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г).
Р.Кан исследовал, как первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях или сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость создала, например, доходы рабочих, которые приобрели телевизоры. Рост спроса на этот товар побудит производителей телевизоров расширять производство, закупать оборудование, нанимать новых рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход.
Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.
Источник: newinspire.ru
Диссертация (Оценка мультипликативного воздействия инвестиционно строительных проектов на развитие территорий)
Файл «Диссертация» внутри архива находится в папке «Оценка мультипликативного воздействия инвестиционно строительных проектов на развитие территорий». PDF-файл из архива «Оценка мультипликативного воздействия инвестиционно строительных проектов на развитие территорий», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «экономика» из раздела «», которые можно найти в файловом архиве РЭУ им. Плеханова. Не смотря на прямую связь этого архива с РЭУ им. Плеханова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова » На правах рукописиПАПИКЯН ЛУСИНЕ МАНВЕЛИОЦЕНКА МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика,организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами(строительство)Диссертация на соискание ученой степеникандидата экономических наукНаучный руководитель –доктор экономических наук, профессорСевостьянов Анатолий ВасильевичМосква – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ .
4ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОЦЕНКИМУЛЬТИПЛИКАТИВНОГОВОЗДЕЙСТВИЯИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХПРОЕКТОВ НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ . 111.1 Анализ нормативно-методического обеспечения оценки эффектов инвестиционныхпроектов, обоснование понятия мультипликативного воздействия и классификации ИСП .
111.2 Теоретические основы и практическое применение оценки мультипликативных эффектовстроительства в России и за рубежом . 291.3Анализ и обоснование принципиальных схем, классификации и принципов оценкимультипликативных эффектов ИСП . ……………………………………………42ВЫВОДЫ к главе 1 . 54ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕМУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСП НА РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ .
562.1Систематизация взаимосвязей и формирование комплекса показателей развитиятерритории, отражающих мультипликативные эффекты ИСП. 562.2Исследование экономико-математических моделей и разработка методики оценкипрямых и косвенных эффектов ИСП с учетом их пространственного распространения истратегической значимости .
742.3Исследование экономических и градостроительных методов анализа центров влиянияи разработка методики оценки мультипликативного воздействия ИСП на стоимость земли сучетом факторов его потенциала . 95ВЫВОДЫ к главе 2 . 115ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМАУПРАВЛЕНИЯ ИСП С УЧЕТОМ ИХ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НАРАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ . 1173.1Разработка организационных и экономических инструментов обоснования иуправления ИСП с учетом их мультипликативного воздействия на развитие территорий..1173.2Оценка и регулирование мультипликативного воздействия проекта комплексногоосвоения территории .
143ВЫВОДЫ к главе 3 . 169ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 171СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 1733ПРИЛОЖЕНИЕ А . 191ПРИЛОЖЕНИЕ Б . 194ПРИЛОЖЕНИЕ В .
196ПРИЛОЖЕНИЕ Г . 198ПРИЛОЖЕНИЕ Д . 200ПРИЛОЖЕНИЕ Е. 205ПРИЛОЖЕНИЕ Ж .
207ПРИЛОЖЕНИЕ И . 221ПРИЛОЖЕНИЕ К . 232ПРИЛОЖЕНИЕ Л .
238ПРИЛОЖЕНИЕ М . 2424ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. В настоящее время реализация проектов со значительными мультипликативными эффектами стала, по сути, одним из приоритетов инвестиционно-строительной деятельности в России.
Так, в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г., утверждается, что «важнейшеезначение имеет инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный среализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов » [12].
Во время прессконференции в декабре 2013 г. президент В.В. Путин на вопрос о Фонде НациональногоБлагосостояния отметил, что вкладывая средства ФНБ в проекты развития Транссиба, БАМа иЦКАД, государство рассчитывает на проявление соответствующего мультипликативногоэффекта в экономике страны [120]. В апреле 2016г. на парламентских слушаниях в Госдуме одной из главных целей градостроительной политики было призвано принять решение проблемсоциально-экономического развития территорий за счет внедрения методов поддержки «социально значимых проектов с высоким мультипликативным эффектом » [128].Активизация инвестиционно-строительной деятельности, действительно, приводит кзначительным эффектам в развитии территорий – как прямым, так и косвенным.
Как показалпроведенный автором анализ различных отечественных и зарубежных исследований относительно мультипликативных эффектов строительства, 1 единица инвестиций в строительствоможет привлечь от 0,6 до 4,6 единиц инвестиций в экономике, а 1 рабочее место в строительстве обеспечивает от 4 до 14 рабочих мест в других отраслях.В то же время от строительной деятельности могут возникнуть отрицательные эффекты:негативное воздействие на окружающую среду и создание неблагоприятного окружения дляпроживания людей; повышение спроса и снижение обеспеченности объектами инфраструктуры; недостаток социальных объектов; нерациональная градостроительная организация пространства.
Однако отрицательные эффекты в большинстве своем обусловлены не самой строительной деятельностью, а политикой пространственного и социально-экономического развития,проводимой органами власти.Недостаточный и неполномерный учет этих эффектов усугубляет имеющиеся проблемытерриториального развития. Налицо острая территориальная дифференциация, на которую указано и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. Потому Концепция называет сбалансированное развитие территорий одним из приоритетов социально-экономической политики государства и регионов. В период с 2010 г. по 2016 г.
разрыв5между объемом привлеченных инвестиций в основной капитал между субъектами РФ, занимавшими по этому показателю крайние места, сократился больше чем в два раза. Однако в пересчете на душу населения этот разрыв, наоборот, возрос – с 41,7 раза до 54,6 раз1. Это доказывает то, что нынешняя политика создания точек роста не приводит к распространению положительных эффектов на относительно отстающие районы, а наоборот увеличивает концентрациюкапитала вокруг этих территорий опережающего развития. Развитие отстающих территорий затруднено в силу ограниченности бюджетных ресурсов, которые территориальные органы власти могут направить на развитие территорий (на 1 января 2017 г. в муниципальных образованиях 78 из 83 субъектов федерации наблюдался дефицит бюджета), а также в силу низкой инвестиционной привлекательности многих муниципальных районов.
Если в течение последних летобъем инвестиций в основной капитал на уровне страны рос, то в 43 из 83 субъектов наблюдалось либо скачкообразное изменение объема инвестиций с чередованием периодов роста и падения, либо стабильное уменьшение, либо резкое снижение в последние два-три года2.Наряду с этим, в системе государственного управления не до конца сложилось соответствие между документами стратегического и территориального планирования, при котором, какустановлено Градостроительным кодексом РФ, стратегические приоритеты регионов должныопределять градостроительную политику.
Появление ФЗ-172 «О стратегическом планированиив РФ » должно было связать процессы стратегического, бюджетного и территориального планирования, однако данный закон не в полной мере решает вопросы взаимоувязки этих документов.Как следствие, документы территориального планирования фактически не служат основой для принятия решений в инвестиционно-строительной сфере и в развитии территорий в целом, решая преимущественно задачу определения разрешенного использования земельныхучастков, которое и так может быть изменено при переводе земель из одной категории в другую. В то время как пространственное развитие существенно предопределяет социальноэкономическое, и эти два процесса должны быть взаимосвязаны. Как отмечалось, это приводитк значительной территориальной дифференциации, а также к низкому уровню достижениястратегических приоритетов.Актуальность исследования обусловлена неполноценностью и отсутствием проработанных методических подходов и конкретных методик для оценки прямых и косвенных эффектов,возникающих от реализации инвестиционных проектов, в соответствующих нормативноправовых и нормативно-методических документах РФ.
Источник: studizba.com
Эффект мультипликатора. Принцип акселератора. Парадокс бережливости
Как ясно представить себе социальный и деловой эффект от инвестиционных процессов? Почему государство в своей экономической политике должно стимулировать инвестиции, особенно в России? Как следует реагировать чиновникам на конструктивные предложения от бизнеса и просьбы оказать содействие путем скоординированных усилий в данном вопросе? Среди аргументов в пользу наращивания инвестиций одно из главных мест занимает мультипликатор инвестиций как инструмент приумножения доходов в экономике и социальной сфере.
Понятие
Мультипликативный эффект – это концепция, которая чаще всего связана с тем, как инвестирование в экономику (например, увеличение государственных закупок) приводит к намного большему, чем можно было бы предположить, росту занятости и производства товаров и услуг. Рассмотрим, как это работает:
- Происходит инвестирование в национальную экономику. Например, государство решает увеличить объемы закупок.
- Инвестирование приводит к увеличению совокупного спроса на товары и услуги.
- Это позволяет фирмам более полно загрузить производственные мощности и нанять больше работников.
- Занятость среди трудоспособного населения в стране растет, у людей появляется больше денег.
- Совокупный спрос на товары и услуги растет.
Фирмы могут нанять еще больше работников, загрузив производственные мощности.
Мультипликатор в экономике и его виды
Для того, чтобы спрогнозировать экономический эффект от вложения инвестиций в будущем, принимают, что субъект часть денег пустить в сбережения и часть в оборот. Эффект мультипликатора заключается в том, что он суммирует вклады всех субъектов для вычисления конечного показателя национального дохода на определенный момент времени.
Мультипликатор используется как для оценки работы предприятия, так и для исследования тенденций национальной и мировой хозяйственной систем. Он представляет собой коэффициент, который оценивает зависимость экономического роста от объема инвестиций. Этот термин был введен в макроэкономику в тридцатые годы английским экономистом Каном.
Мультипликативный эффект заключается в том, что совершение какого-либо направленного действия должно привести к определенному результату. Например, вложения в экономику со стороны государства в развитие бизнеса делается для того, чтобы стимулировать экономический рост национальной экономики.
Показателем эффективности хозяйственных решений на национальном уровне является внутренний валовый продукт. Если говорить о мультипликаторе прироста ВВП, то он показывает отдачу от инвестиций в экономику страны. Мультипликатор растет, если потребитель готов тратить средства, тем самым расширяя спрос. Если население тяготеет к накоплению, то эффект мультипликатора снижается.
Существует множество видов данного показателя, которые рассматривают различные стороны хозяйственной жизни:
- мультипликатор расходов;
- чистых налогов;
- автономных налогов;
- валовый рентный мультипликатор.
Расчет
Существует несколько видов мультипликатора. Наиболее известным является фискальный. Также отдельно выделяют мультипликативный эффект в монетарной политике и в кейнсианских моделях. О нем говорят тогда, когда увеличение одних показателей приводит к значительно большему росту других. Расчет мультипликативного эффекта всегда связан с нахождением соотношения этих изменения.
Например, государство увеличило закупки на 1 миллиард евро. Первоначально совокупный спрос, как мы уже говорили, увеличится также на эту сумму. Однако в конечном результате он вырастет, скажем, на 2 миллиарда евро. В этом случае мультипликатор будет равен 2.
Введем следующие обозначения:
- Y – изменение реального ВВП по сравнению с прошлым отчетным периодом.
- J – размер дополнительных финансовых вливаний в экономику.
- M – мультипликатор.
Мы можем либо взять оба первых показателя в денежном выражении, либо в процентном. Таким образом, M = Y : J.
Рассматривая, какие бывают мультипликативные эффекты, мы уже упоминали, что данный показатель отличается в фискальных, монетарных и кейнсианских моделях. Разными являются и формулы, хотя сама суть остается одинаковой. Он равен частному от деления единицы на маржинальную способность к сбережению. Формула позволяет понять, как увеличение денежной массы повлияет на экономику.
Пример
Рассмотрим, как влияет на экономику уменьшение налогов:
- Экономика развивается, среднегодовой темп роста является положительным, и тут государство решает ввести НДС на уровне 15 % (учитывая, что ранее он был больше). Дополнительных вливаний в экономику не осуществляется.
- Располагаемый доход потребителей увеличивается.
- Люди получают возможность купить больше товаров, в том числе и дорогих.
- Фирмы увеличивают производство в связи с ростом совокупного спроса, для чего они нанимают новых работников.
- Как результат имеем увеличение занятости, а значит, люди смогут купить еще больше товаров и услуг.
Денежный мультипликативный эффект
В монетарной макроэкономике изучают влияние предложения денег на общую конъюнктуру. Если увеличение денежной базы на 1 доллар приводит к росту предложения средств на 10, то мультипликатор равен 10. Монетаристы считают, что нельзя повлиять на среднегодовой темп роста за счет государственных закупок, которые должны расширить совокупный спрос. По их мнению, увеличение располагаемого дохода граждан приводит к тому, что проценты по кредитам становятся больше. А это означает уменьшение инвестирования со стороны предпринимательского сектора, которое нивелирует предполагаемый мультипликативный эффект.
Монетаристы настаивают на необходимости увеличения денег в обращении. ФРС США делает это за счет изменения нормы резервирования для коммерческих банков. Предположим, она составляет 20 %. Это означает, что с каждых 100 долларов 20 должны оставаться в резерве. Оставшиеся деньги банк может дать в кредит другому.
Последний также может занять их, предварительно положив 20 % от суммы на свой резервный счет. Так происходит несколько раз, что и запускает экономику, по мнению монетаристов.
Эффект мультипликатора. Принцип акселератора. Парадокс бережливости
Увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объектов производства, занятости и доходов. Эти закономерности наблюдаются не только применительно к инвестициям, но и в связи с любыми другими видами расходов, в том числе пока не рассмотренными нами государственными расходами
и
чистым экспортом
.
В связи с тем что частные инвестиции слишком «капризный» компонент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной занятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокупного спроса особую роль отводил государственным расходам G
Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить «эффективный спрос» для достижения полной занятости. В связи с частными инвестициями и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку «эффективного спроса».
Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов. На рис. 11.17 показано, как изменения в частных и государственных инвестициях влияют на величину равновесного объема выпуска и уровня дохода.
Рис. 11.17. Мультипликационный эффект в кейнсианской модели
Приросты дохода ΔY1 и ΔY2 оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях ΔI1 и государственных расходах, которые обозначены как ΔI2. Это и есть графическая иллюстрация эффекта мультипликатора
В обычном виде этот эффект можно представить следующим образом:
где – ΔY прирост дохода; ΔI – прирост инвестиций; K – мультипликатор.
Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост национального дохода.
Другими словами, мультипликатор – это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.
Допустим, что в экономике инвестиции возросли на 10 млрд. руб. Если благодаря этому совокупный (национальный) доход страны увеличится на 30 млрд. руб., то в такой экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение дохода составило бы 50 млрд. руб., то мультипликатор был бы равен 5.
В чем же причина этого явления? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.
Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной продукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у которых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т.п.
Увеличение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спроса и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а, следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность, в конечном счете, приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность, и т. д.
Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения расходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде
Чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается
и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. от
предельной склонности к потреблению МРС
участников последовательности событий.
Обратимся к примеру, который поможет понять, почему мультипликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кирпичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проекта участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. руб. дополнительного дохода.
Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.).
Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следующей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на предыдущей стадии.
Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана лишь тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере 100 тыс. руб. Однако, хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, которая поддается арифметическому расчету:
Сумма увеличивающего дохода составит: 100 тыс. + 80 тыс. + 64 тыс. + … = 100 тыс. (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + …). Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:
В этом уравнении 100 тыс. руб. – прирост инвестиций ΔI, а знаменатель дроби (1–0,8) – величина, равная (1–МРС). Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, то мультипликатор равен 5.
Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов. Тот же самый результат можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если MFC = 0,8, то MPS = 0,2:
Общая формула мультипликатора имеет следующий вид:
Из данной формулы следует, что, чем больше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это значит, что тем больший будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.
Мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции.
Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат, вызвавших прирост дохода:
Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается в экономике, находящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недоиспользованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов.
Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находилась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в повышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение совокупного спроса над совокупным предложением.
Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.
Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS, и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рассмотрим необычное явление, получившее название парадокс бережливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста национального дохода. Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S=f(Y).
Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y*. В данном случае увеличение сбережений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния (рис. 11.18).
Рис. 11.18. Эффект усиления бережливости в рамках традиционной модели AD-AS
С ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и занятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следствием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.
Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим образом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приводят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято называть производными или индуцированными, поскольку они зависят от возросшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с первоначальными, т.е. автономными, инвестициями усиливают экономический рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора (accelerator – ускоритель).
АКСЕЛЕРАТОР – это коэффициент, указывающий, во сколько раз вырастают новые инвестиции в ответ на изменение национального дохода.
Однако увеличение инвестиций и дохода, а значит, и склонности к сбережению означает, что склонность к потреблению падает. Домашние хозяйства будут сокращать свой потребительский спрос, что отрицательно будет сказываться на реализации произведенных фирмами товаров. Фирмы начнут сокращать производство, увольнять рабочих, что обернется снижением доходов различных категорий граждан и национального дохода страны в целом.
Таким образом, парадокс бережливости показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, сокращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений.
Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций. Особый вред бережливости состоит именно в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры.
По-человечески понятно, когда люди, опасаясь наступления кризиса и потери роботы, начинают усиленно откладывать на «черный день». Однако увеличение сбережений означает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних – это доходы других. Если кому-то удалось сберечь больше, то только потому, что кто-то другой был вынужден залезть в долги или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населения сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к сокращению национального дохода.
Вопросы для повторения
1. Назовите составляющие совокупного спроса и объясните их влияние на увеличение национального дохода.
2. Каковы особенности кривой совокупного спроса? Почему горизонтальный участок кривой получил название кейнсианского?
3. Какие неценовые факторы существенно влияют на совокупный спрос и совокупное предложение?
4. Возможно ли существование равновесного уровня дохода при неполной занятости?
5. От каких факторов зависит Ваше решение сберегать или инвестировать?
6. В чем суть основного психологического закона Дж. М. Кейнса?
7. В чем состоит влияние сбережений и инвестиций на уровень национального дохода?
8. В чем суть эффектов мультипликатора и акселератора?
Резюме по теме
Центральной проблемой макроэкономики является обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос был бы равен совокупному предложению. Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.
Совокупное предложение – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом заданном уровне цен в стране. Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от потребления и сбережения, являющихся функцией дохода. С ростом дохода люди увеличивают потребление, но не в той мере, в какой увеличится доход.
Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости в силу эффекта мультипликатора. Суть эффекта мультипликатора в следующем: увеличение любого из компонентов совокупных расходов приводит к росту национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Увеличение сбережений уменьшает потребление, приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП, к уменьшению национального дохода.
В фискальной политике
Это самый распространенный вид мультипликатора. Его проще всего понять. Он связан с действиями государства, которые направлены на увеличение совокупного спроса. Например, правительство может решить снизить налоги. Это, как мы уже говорили, приведет к росту спроса на продукты, что позволит фирмам более полно загрузить производственные мощности.
Еще одним инструментом фискальной политики являются государственные закупки.
В моделях Кейнса и Хансена-Самуэльсона
Валовый продукт – это показатель эффективности экономики. Представители кейнсианского направления не согласны с монетаристами в отношении неэффективности увеличения совокупного спроса за счет инструментов фискальной политики. Они считали, что во время рецессии существует значительный простой капитала в предпринимательском секторе.
Поэтому увеличение процентных ставок не имеет такого негативного эффекта на экономику. В кейнсианских моделях обычно смотрят, насколько сдвигается кривая «Инвестиции — сбережения» под влиянием изменения совокупного спроса. Модель Хансена — Самуэльсона идет еще дальше. Валовый продукт – это по-прежнему показатель выпуска товаров и услуг.
Однако Хансен и Самуэльсон рассматривают влияние на него не только инвестиций, но и экономических циклов. Они также вводят понятие акселератора. Мультипликатором ученые называют превышение роста выпуска над увеличением инвестиций. Акселератор же характеризует увеличение вложений, связанное с расширением производства. Так и удается передать цикличность экономики.
Модель Хансена — Самуэльсона является динамичной, отображающей развитие национального хозяйства под воздействием рынка и государственной политики на протяжении определенного времени.
Сущность макроэкономического направления науки
На протяжении всего существования человечества развиваются и усложняются хозяйственные отношения. Росту товарообмена способствовало появление единого эквивалента ценности, сначала в натуральной, а затем в денежной форме. Частная собственность положила начало специализации труда и появлению первых форм производства.
Качественное и количественное изменение в хозяйственной жизни общества произошло с наступлением промышленной революции. Она не только изменила объемы производства, но и способствовала формированию новых принципов формирования спроса и потребностей людей. Международная торговля начала развиваться благодаря Великим географическим открытиям.
Однако, до середины девятнадцатого века экономика, как отдельная наука, не существовала. Ученые рассматривали хозяйственную жизнь с разных сторон, выводили закономерности, но использовали качественные оценки и действовали в интересах господствующего класса. Когда произошел переход к независимому анализу фактических экономических событий, тогда экономика выделилась в отдельную отрасль научного знания.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Мультипликатор и акселератор 430 руб.
- Реферат Мультипликатор и акселератор 230 руб.
- Контрольная работа Мультипликатор и акселератор 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В рамках экономической науки сформировалось два принципиальных направления – микро- и макроэкономика. Первая рассматривает хозяйственные системы, создаваемые отдельными субъектами хозяйствования, например, домохозяйствами, предприятиями и так далее. Макроэкономика исследует экономику на уровне государства, мира или международных хозяйственных отношений.
Объектами ее исследования становятся совокупные показатели экономической деятельности хозяйственной системы. Например, внутренний валовый и внутренний национальный продукт, проявления экономического поведения (рост, цикл, темп инфляции, уровень безработицы). Сюда же относят различные факторы экономического характера и политику в сфере хозяйственной жизни.
Цели макроэкономики заключаются:
- в формировании таких условий, которые позволят создать условия для экономического роста и повышения общего уровня жизни граждан;
- в поддержании стабильного уровня цен и сдерживании инфляции;
- в обеспечении максимального показателя занятости;
- в создании таких международных отношений, которые позволят поддерживать конкурентоспособность национальной экономики.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Источник: antiknik.ru