В соответствии с существующими нормативными актами, все муниципальные программы условно можно разделить на комплексные программы, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и иные муниципальные программы.
Комплексные программы развития
В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации исполнения комплексных программ:
- • программы комплексного социально-экономического развития;
- • программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- • программа комплексного развития транспортной инфраструктуры;
- • программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Ключевой муниципальной программой для городского поселения является программа комплексного социально-экономического развития, которая отражает совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий), направленных на достижение цели по сбалансированному социально-экономическому развитию всех видов экономической деятельности и социальной инфраструктуры в городе, с учетом зафиксированных приоритетов развития на федеральном уровне и уровне субъекта РФ.
Муниципальная программа «Формирование современной городской среды».
Календарный план получения статистических показателей администрацией городского поселения_
Предоставляемая информация из территориального органа государственной статистики в субъекте РФ
Срок представления
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 чел.; розничной торговли
район,городск ие поселения
10 числа после отчетного периода
Объем платных услуг, выполненный юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 чел.
Оборот оптовой торговли, выполненный юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 чел.
Оборот розничной торговли, выполненный юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 чел.
Сведения о численности, заработной плате, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства
25 числа после отчетного периода
Сведения о финансовом состоянии организаций
7 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом
Предоставляемая информация из территориального органа государственной статистики в субъекте РФ
Срок представления
Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия
район,городск ие поселе- ния
20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом
Сведения о неполной занятости и движении работников
Муниципальная программа
15 числа после отчетного периода
Сведения об инвестициях в основной капитал
1 числа второго месяца второго квартала следующего за отчетным годом
Сведения об обороте организаций
Как правило, комплексная программа увязывает развитие различных направлений деятельности в городе для достижения целевого желаемого состояния города, с учетом существующих прогнозов и трендов развития отдельных направлений.
Практика разработки таких документов позволяет выделить три основных этапа (схема подготовки представлена на рис. 1.4):
1. Подготовительный. На данном этапе происходит следующее: 1.1. Принимается решение о разработке программы, готовится и утверждается план подготовки и утверждения документа; _
Рис. 1.4. Структурная схема разработки и утверждения комплексной программы социально-экономического развития
1.2. Создается рабочая группа в составе представителей всех структурных подразделений местной администрации: представителей общественности, предпринимательства, местных отделений торгово-промышленной палаты, союза промышленников и предпринимателей, депутатов. Совместная работа по подготовке комплексной программы позволит наиболее точно сформулировать желаемый образ будущего для всех заинтересованных субъектов, учесть все существующие ограничения в достижении желаемого целевого состояния, а также сформировать наиболее полный перечень мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
1.3. Осуществляется сбор статистической информации. Рекомендуется использовать значение показателей социально-экономического развития городского поселения за отчетный период, а также их динамику. Данные показатели целесообразно приводить в сравнении с показателями по городским поселениям, имеющим аналогичное количество жителей, объем отгруженных товаров собственного производства (услуг), структуру экономики. Необходимо также формировать сравнение значений относительных показателей в городском поселении с аналогичными показателями, утвержденными в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития России, субъекта Российской Федерации, в котором располагается городское поселение.
На наш взгляд, в комплексной программе должны быть отражены показатели, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах:
- • Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
- • Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 о“Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов”».
- 2. Разработка программы (рабочий этап). Данный этап проходит следующим образом:
- 2.1. Подготовка и направление членам рабочей группы статистических данных по городскому поселению, прогноза социально-экономического развития с предложениями сформулировать:
- • основные количественные изменения, которые происходят в городском поселении, какие риски могут возникнуть в случае, если ситуация не изменится по данным трендам;
- • образ желаемого будущего городского поселения, каким хотят видеть городское поселение жители, учитывая, как город включается в народнохозяйственный комплекс субъекта Российской Федерации и страны в целом;
- • что необходимо сделать, какие мероприятия провести для достижения цели и (или) для устранения негативных тенденций в развитии городского хозяйства (при наличии).
После рассмотрения и одобрения проекта Программы на рабочей группе происходит переход на этап утверждения.
3. Этап утверждения программы. На данном этапе происходит рассмотрение проекта Программы на депутатской комиссии, назначение Советом депутатов соответствии со ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общественных слушаний и их проведение. По итогам общественных слушаний, документ дорабатывается и выносится на утверждение в Совет депутатов [1] . Реализация комплексной программы социально-экономического развития осуществляется через разработку и реализацию муниципальных программ по каждому отдельному направлению.
Ежеквартально структурное подразделение, курирующее вопросы социально-экономического развития, проводит анализ выполнения программы комплексного социально- экономического развития, при необходимости формируются предложения по ее актуализации. Данные предложения выносятся на Совет депутатов города.
В соответствии с и. 6.1, 8.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 за органами местного самоуправления городского поселения закреплены полномочия по разработке также следующих комплексных программ развития:
- • систем коммунальной инфраструктуры,
- • транспортной инфраструктуры,
- • социальной инфраструктуры.
Требования по срокам и структуре данных программ регламентируются Правительством Российской Федерации, а также ведомственными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти (табл. 1.4).
Документы, регламентирующие разработку муниципальных ком-
плексных программ развития инфраструктуры
Наименование комплексной программы
Постановления Правительства Российской Федерации
Наименование ведомственного акт федерального органа
«Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры»
Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»
Приказ Минрегиона России от 06.05.2011 №204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований»
«Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры»
Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»
Приказ Минтранса России от 26.05.2016 № 131 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»
«Программа комплексного развития социальной инфраструктуры»
Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»
Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 181 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»
Основными условиями разработки данных комплексных программ развития инфраструктуры города являются:
- 1) срок действия не менее 10 лет и не более чем на срок действия Генерального плана поселения,
- 2) мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам
- 3) структура программ обязательно включает в себя следующие основные разделы:
- а) паспорт программы;
- б) характеристика существующего состояния инфраструктуры;
- в) прогноз развития и востребованности инфраструктуры, в том числе по целевым показателям;
- г) перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов инфраструктуры;
- д) оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов);
- е) оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов);
- ж) предложения по институциональным преобразованиям, совершенствованию правового и информационного обеспечения;
- з) эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.
Принятие и утверждение комплексных программ производится в соответствии с нижеуказанными подходами для муниципальных программ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальная программа — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации муниципальных программ, порядок их разработки, формирования и реализации устанавливаются муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, с учетом методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, направленных для сведения органам местного самоуправления письмом Минфина России от 30.09.2014 №09-05- 05/48843. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утвержденного местной администрацией муниципального образования.
Данными методическими рекомендациями зафиксирована и дата разработки программ, которые являются основанием для разработки бюджета, — начиная с 2016 года.
Однако эта обязательность возникает при условии составления и утверждения местного бюджета сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). В соответствии с п.3.2 ст. 47 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ разработка муниципальных программ должна быть произведена до 1 января 2019 года.
Следует отметить, что исходя из практики разработки муниципальных программ они согласуются, увязываются с государственными программами по целям, приоритетам, срокам их реализации, а также мероприятиям, в рамках закрепленных за городским поселением полномочий.
Такой подход позволяет через выполнение муниципальных полномочий способствовать достижению, исполнения общенациональных государственных задач.
Как уже отмечалось выше, органы местного самоуправления должны утвердить перечень муниципальных программ.
Обязательной программой, которая должна быть в соответствии с поди. 8.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ в данном перечне является муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В то же время региональные органы власти, исходя из существующих полномочий органов местного самоуправления, рекомендуют утвердить свои перечни муниципальных программ, мероприятия которых будут стимулировать достижение целевых ориентиров государственных программ, и в рамках которых осуществляются местные полномочия.
Это позволяет полностью распределить расходы муниципального бюджета по программному принципу и увязать целевые ориентиры и ресурсы регионального и местного бюджетов.
Пример увязки муниципальных программ городского поселения с программами субъекта Российской Федерации, Российской Федерации представлен в табл. 1.5.
Перечень муниципальных программ города в возможной увязке с государственными программами субъекта Российской Федерации _ и Российской Федерации [65,101]_
Вариант наименования муниципальной программы
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации
Наименование государственной программы Российской Федерации
1. «Организация муниципального управления города»
«Эффективная власть» на 2014-2018 годы
«Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»
2. «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города»
«Эффективная власть» на 2014-2018 годы
«Управление федеральным имуществом»
3.«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города»
«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
4. «Функционирование и комплексное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города»
«Развитие и функционирование дорожно- транспортного комплекса»
«Развитие транспортной системы»
5. «Ремонт дворовых территорий многоквартирных жилых домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов города»
Развитие и функционирование дорожно- транспортного комплекса
Вариант наименования муниципальной программы
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации
Наименование государственной программы Российской Федерации
6. «Содержание и комплексное развитие систем жилищно-коммунального хозяйства города»
«Развитие жилищно- коммунального хозяйства на 2014-2018 годы»
«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
7. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города»
«Энергоэффективность и развитие энергетики»
«Энергоэффективность и развитие энергетики»
8. «Благоустройство и озеленение территории города»
«Архитектура и градостроительство Подмосковья»
9. «Молодежь города»
«Развитие институтов гражданского общества, повышение эффективности местного самоуправления и реализации молодёжной политики в Московской области»
«Развитие физической культуры и спорта», «Развитие образования» на 2013-2020 годы
- 10. «Функционирование и комплексное развитие социальной инфраструктуры в городе», в том числе подпрограммы:
- — Культура;
- — Физическая культура и массовый спорт;
- — Доступная среда
«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы
«Социальная защита населения Московской области на 2014-2018 годы»
«Доступная среда» на 2011-2020 годы»
«Развитие физической культуры и спорта»
11. «Обеспечение жильем молодых семей в городе»
«Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
12. «Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления города»
«Информационная и внутренняя политика»
«Информационное общество (2011-2020 годы)»
Вариант наименования муниципальной программы
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации
Наименование государственной программы Российской Федерации
13. «Развитие малого и среднего предпринимательства города»
«Экономическое развитие и инновационная экономика»
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ принимают решение о порядке разработки муниципальных программ и реализации указанных программ. Данный документ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Данный порядок разработан на основании указанных методических рекомендаций, а также с учетом порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588.
Разработка иных муниципальных программ
На основании утвержденного перечня муниципальных программ в соответствии с утвержденным порядком, структурные подразделения органов местного самоуправления готовят проекты соответствующих программ.
В рамках муниципальных программ осуществляется декомпозиция цели, зафиксированной в комплексной программе по ключевым направлениям деятельности органов местного самоуправления и конкретизируются мероприятия, направленные на достижение целевых параметров.
Структура муниципальной программы выглядит следующим образом.
- 1. Паспорт муниципальной программы, в котором указывается:
- • разработчик программы
- • цели и задачи программы,
- • срок реализации,
- • перечень основных мероприятий (подпрограмм),
- • объемы финансирования, в том числе по годам и источникам финансирования,
- • планируемый результат,
- • ответственный за реализацию программы.
- 2. Текстовая часть муниципальной программы, которая содержит:
- • общую характеристику сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировку основных проблем в указанной сфере, инерционный прогноз ее развития;
- • прогноз развития соответствующей сферы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблемы;
- • описание целей и задач муниципальной программы;
- • обобщенную характеристику основных мероприятий муниципальной программы с обоснованием необходимости их осуществления;
- • необходимостью исполнения муниципальных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, если полномочия переданы на уровень муниципального образования.
- • необходимостью содержания муниципального имущества;
- • необходимостью предоставления муниципальных услуг. Объемы, в которых необходимо реализовать данные мероприятия, должны обеспечить достижение целевого(-ых) показателя (-ей), соответствовать состоянию муниципального имущества утвержденным стандартам и правилам, предоставить надлежащие муниципальные услуги с учетом утвержденных нормативов соответствии со ст. 19 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы.
Обоснованием объема финансирования являются методы, перечисленные в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Например, метод сопоставления рыночных цен, проектно-сметный метод, нормативный метод, тарифный метод, затратный метод;
- 6. Описание оценки влияния изменения объемов финансирования на значение целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы должно включать информацию об изменении значений целевых показателей муниципальной программы при изменении объема бюджетных ассигнований на 5% (как в большую, так и в меньшую стороны) за каждый год планового периода реализации муниципальной программы.
- 7. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий муниципальной программы.
- 8. Методику расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы.
Пример порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ предоставлен в приложении 2.
Утверждение муниципальных программ
Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией. Представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по каждой соответствующей программе целевой статье расходов бюджета, в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете в срок, установленный представительным органом местного самоуправления, но не позднее трех месяцев со дня вступления бюджета в силу п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ.
Реализация муниципальных программ
Реализация муниципальных программ напрямую связана с реализацией, включенных в неё мероприятий.
Данные мероприятия могут, как не требовать финансирования и проводиться непосредственно сотрудниками органов местного самоуправления, например, разработка нормативных актов, организационные мероприятия, так и требовать финансирования и привлечения подрядных организаций для выполнения работ (предоставления услуг).
В целях обеспечения реализации муниципальной программы ответственное структурное подразделение администрации за выполнение муниципальной программы проводит следующие работы:
- 1) разрабатывает проекты соглашения (договора) с исполнительным органом государственной власти или государственными учреждениями субъекта Российской Федерации при передаче субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации городу, хозяйствующими субъектами, участвующими в финансировании муниципальной программы, если финансирование осуществляется из внебюджетных источников;
- 2) определяет исполнителей и принимает работу по выполнению мероприятий программы, в том числе в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данная работа проводится ответственными структурными подразделениями местной администрации, а также через созданные для исполнения полномочий, выполнения соответствующих функций муниципальных учреждений (приложение 3);
- 3) участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием муниципальной программы в части соответствующего мероприятия;
- 4) готовит, организует подготовку правовых актов, обеспечивающих реализацию муниципальной программы;
- 5) проводит ежемесячный мониторинг, анализ исполнения муниципальной программы и готовит изменения в неё в целях обеспечения достижения целевых показателей программы;
- 6) координирует структурные подразделения администрации в целях исполнения мероприятий программы;
- 7) обеспечивает публичность работы структурных подразделений по муниципальной программе, посредством размещения планов и итогов средствах массовой информации, на официальном сайте в сети Интернет, проведения публичных слушаний.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ
В соответствии с и. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ порядок критерия оценки утверждается местной администрацией. Как правило, данная процедура в городах выглядит следующим образом.
Разработчик муниципальной программы ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в структурное подразделение администрации, курирующее социально-экономическое развитие, отчет нарастающим итогом с начала года о финансировании муниципальных программ.
Структурное подразделение администрации, курирующее социально-экономическое развитие с учетом информации, полученной от разработчиков муниципальных программ и финансового управления администрации города до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ и размещает его на официальном сайте администрации города в сети Интернет. Годо- вой отчет размещается не позднее 01 мая года, следующего за отчетным. Данный отчет включает в себя итоги реализации всех муниципальных программ.
По каждой муниципальной программе ежегодно, а также по итогам ее завершения проводится оценка эффективности ее реализации.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляет структурное подразделение администрации города, курирующее вопросы социально-экономического развития, на основании годового (итогового) отчета о реализации муниципальной программы, который представляется разработчиком муниципальной программы по итогам отчетного финансового года.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится следующим образом.
Эффективность реализации программы определяется как оценка эффективности реализации каждого мероприятия, входящего в ее состав.
Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации программ.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации мероприятий.
Для оценки результативности мероприятий используются плановые и фактические значения соответствующих целевых показателей.
Индекс результативности мероприятий определяется по формуле
где/р — индекс результативности мероприятий;
S — соотношение достигнутых и плановых результатов целевых значений показателей.
Мп — весовое значение показателя (вес показателя), характеризующего мероприятие, которое определяется как Мп = 1 / N, где N — общее число показателей, характеризующих выполнение программы.
Соотношение достигнутых и плановых результатов целевых значений показателей рассчитывается по формулам:
- S = R$/Rn — в случаеиспользования показателей, направленных на увеличение целевых значений;
- S = RJR$— в случае использования показателей, направлен- ныхна снижение целевых значений;
где Яф — достигнутый результат целевого значения показателя;
Rn — плановый результат целевого значения показателя;
Под эффективностью понимается отношение затрат на дости- жение(фактических) нефинансовых результатов реализации программы к планируемым затратам.
Эффективность программы определяется по индексу эффективности (табл. 1.6)
Индекс эффективности мероприятия определяется по формуле
где/э — индекс эффективности программы;
Иф — объем фактического совокупного финансирования программы;
/р— индекс результативности программы;
Vn — объем запланированного совокупного финансирования программы.
Источник: studref.com
Муниципальная программа как инструмент прогрессивного преобразования
Становихина, А. М. Муниципальная программа как инструмент прогрессивного преобразования / А. М. Становихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45595/ (дата обращения: 15.10.2022).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия является федеративным государством [3]. В состав России входит 85 равноправных субъектов, которые в свою очередь имеют своё административно- территориальное деление на районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения.
Все административно- территориальные единицы Российской Федерации имеют органы местного самоуправления и должностных лиц, которые принимают муниципальные правовые акты [4]. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции. Для решения экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований принимаются муниципальные целевые программы. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время муниципальные целевые программы играют большую роль в развитии как отдельно взятой территории, так и всей Российской Федерации в целом. Что же такое муниципальные целевые программы и в чем заключается их эффективность в развитие территории муниципальных образований?
Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, который направлен на достижение определенных целей, необходимых для решения проблем в рамках определённой территории. Каждое муниципальное образование принимает свои программы, которые затрагивают вопросы, непосредственно касающиеся территории их муниципального образования. Для одних муниципальных образований наиболее актуальными являются вопросы, затрагивающие социальную сферу, для других экономическую и т. п. Например, на территории Вологодского муниципального района активно реализуются целевые программы, затрагивающие социальную сферу: Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодском муниципальном районе на 2016–2020 годы»; Муниципальная программа «Социальная поддержка граждан в Вологодском муниципальном районе на 2015–2017 годы» и др. [8]
Каждое муниципальное образование реализует на своей территории индивидуальное количества программ за определенный период. Например, из пояснительной записки к отчету о реализации муниципальных программ, ведомственных целевых программ Шпаковского муниципального района Ставропольского края за II квартал 2016 года видно, что данное муниципальное образование на своей территории реализовала 19 программ. [9]
Главной задачей муниципальной целевой программы является достижение поставленных целей, которые помогут прогрессивному развитию муниципалитета. Хотелось бы отметить, что ожидаемые результаты муниципальной целевой программы — это идеал, который необходимо достичь, но всегда ли это удается и какие причины не достижения, являются наиболее существенными. На мой взгляд, можно выделить три причины.
Первой причиной является отсутствие достаточного количества денежных средств у муниципального образования. Паспорт программы содержит информацию об объемах и источниках финансирования, указывается общий объем средств, а также конкретные источники, которые финансируют данную программу и в каком объеме. Чем больше средств, тем больше будет эффективность данной программы.
Вторая причина — завышенные ожидаемые результаты от реализации муниципальных программ или результаты, эффективность которых не предоставляется возможности оценить. Например, муниципальная программа «Развитие культуры», разработанная Управлением культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды содержит такую задачу, как «создание благоприятных условий для устойчивого развития творческого потенциала жителей города Вологды» [8] Данная задача не содержит количественно измеряемого показателя, что затрудняет определение её эффективности.
Ну и наконец, третья причина, плохая информированность граждан, проживающих на территории муниципального образования, которое реализует муниципальную целевую программу. В настоящее время вся актуальная информация публикуется в сети «Интернет», а также в периодических печатных изданиях муниципального образования. Именно данный факт затрудняет ознакомление граждан в силу возраста, психического или физического развития и других факторов.
Для решения существующих причин необходимо искать наиболее эффективные пути решения. На мой взгляд, для решения первой причины необходимо создать благоприятные и привлекательные условия для привлечения инвестиций, как из государственных, так и негосударственных источников. Такими условиями может стать инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы и другие.
Для решения второй проблемы необходимо в паспорте программы указывать конкретный количественный показатель, например какое количество граждан, необходимо привлечь к данному мероприятию или на какой процент необходимо увеличить количество приобщенного населения муниципального района. Итоговый количественный показатель наиболее точно отразит, является ли муниципальная программа эффективной.
Решение третьей проблемы требует увеличения количества информации о реализуемой программе. Необходимо распространять информацию с помощью периодических изданий, баннеров, листовок, радио и телевидения. Распространение информации должно происходить всеми доступными способами, чтобы граждане с ограниченными возможностями не были ограждены от ознакомления. На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в отношении которых реализуется муниципальная программа. Например, действие муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодском муниципальном районе на 2016–2020 годы» направлено на молодые семьи муниципалитета, а это значит, что именно их необходимо информировать в первую очередь.
В заключении хотелось бы отметить, что муниципальная целевая программа является инструментом прогрессивного преобразования муниципального образования. Данный документ закрепляет в себе лишь цели и задачи, осуществление которых поможет муниципальному образованию развиваться и процветать.
- Авакьян С. А. Муниципальное право России. М.- Учебник — 2009. — 544 с.;
- Дуспаев Б. Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2;
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст.4398;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822;
- Чепурнова Н. М. Муниципальное право Российской Федерации. М. — Учебное пособие — 2007. — 295 с.;
- Шевченко Н. В. Механизм реализации муниципальных программ социально-экономического развития // Вестник ЧелГУ. 2008. № 19;
- http://www.consultant.ru
- http://www.volraion.ru
- http://shmr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, муниципальная программа, муниципальная целевая программа, Вологодский муниципальный район, программа, мой взгляд, Российская Федерация, жилье молодых семей, муниципальный район, социальная сфера.
Источник: moluch.ru
Что такое муниципальная программа строительства
от 22 мая 2013 года N 180/ГС
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться данными Методическими рекомендациями при разработке и внесении изменений в региональные программы развития жилищного строительства.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству А.В.Шишкина.
Заместитель Министра
регионального развития
Российской Федерации —
руководитель
Федерального агентства
по строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству
В.А.Токарев
Приложение
к приказу
Федерального агентства по
строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству
от 22 мая 2013 года N 180/ГС
Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства
1. Настоящие методические рекомендации (далее — Методические рекомендации) определяют основные принципы и рекомендуемый порядок разработки программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации (далее — региональные программы).
2. Настоящие методические рекомендации содержат перечень основных мероприятий и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
3. Региональные программы развития жилищного строительства рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.
Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, предусматриваемые в региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.
Особое значение при разработке региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.
3.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
3.1.1. Проведение оценки фактического состояния развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации и долгосрочных целей социально-экономического развития региона и показателей (индикаторов) их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3.1.2. Использование различных способов осуществления жилищного строительства (комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, развитие застроенных территорий);
3.1.3. Развитие различных форм обеспечения жильем, отдельных категорий граждан, включая строительство государственного и муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства наемного (арендного) жилья (коммерческого, некоммерческого использования), а также для организации жилищно-строительных кооперативов, реализация проектов по строительству жилья экономического класса в целях продажи такого жилья по фиксированной цене;
3.1.4. Повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;
3.1.5. Обеспечение территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и снижение себестоимости создания такой инфраструктуры;
3.1.6. Стимулирование органов местного самоуправления к разработке и утверждению программ развития жилищного строительства муниципальных образований (далее — муниципальные программы развития жилищного строительства, муниципальные программы);
3.1.7. Проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий региональных программ (сопоставление результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства и прогнозируемым спросом на жилье);
3.1.8. Оценка результатов реализации мероприятий региональной программы посредством установления количественных и/или качественных показателей, характеризующих соотношение планируемых и достигнутых результатов;
3.1.9. Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию (достижение конечных результатов) региональной программы (далее — ответственный исполнитель) соисполнителей и участников региональной программы;
3.1.10. Наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации региональной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы;
3.1.11. Интеграция государственных и муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и экономических (имущественных, финансовых) мер для достижения целей региональных программ.
4. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2013-2015 годов. В дальнейшем такая региональная программа может быть продлена на последующий период 2016-2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.
5. В региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.
6. В региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. Значения целевых показателей региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.
8. В региональную программу рекомендуется включать следующие:*
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
8.1. Разработанный и утвержденный региональный адресный перечень земельных участков проектов (далее региональный адресный перечень).
В региональный адресный перечень рекомендуется включать:
земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для их последующего предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях жилищного строительства и размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;
земельные участки, предоставленные из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, для целей жилищного строительства и для строительства объектов инфраструктуры, в том числе в соответствии на основании договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования, о развитии застроенных территорий, и (или) находящихся в частной собственности.
Региональный адресный перечень должен содержать сведения о:
площади земельных участков;
местоположении земельных участков;
целевом назначении и виде разрешенного использования земельных участков;
правах, ограничениях (обременениях) прав на земельные участки;
Рекомендуемая форма регионального адресного перечня земельных участков приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включаются в региональный адресный перечень с согласия соответствующего муниципального образования. В случае, если муниципальное образование осуществляет разработку муниципальной программы, в составе которой формируется муниципальный адресный перечень земельных участков, указанный перечень включается в состав регионального перечня уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за разработку региональной программы.
Земельные участки различных форм собственности, включенные в региональный адресный перечень земельных участков, группируются в разрезе муниципальных образований.
Основным методом формирования регионального адресного перечня земельных участков (муниципальных перечней земельных участков) является их целенаправленный поиск.
Под целенаправленным поиском понимается поиск востребованных застройщиками для удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье земельных участков с целью вовлечения таких земельных участков в оборот для последующего предоставления для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и в рамках договоров о развитии застроенных территорий, а также для строительства необходимой инфраструктуры.
При проведении целенаправленного поиска, в первую очередь, рекомендуется рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования «для жилищного строительства», либо земельные участки, существующий вид разрешенного использования которых может быть изменен в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования на вид разрешенного использования «для жилищного строительства» (до предоставления таких земельных участков).
В целях расширения агломерационного радиуса вокруг административных центров субъектов Российской Федерации в адресный перечень целесообразно включать земельные участки, прилегающие к границам таких населенных пунктов.
Формирование адресного перечня земельных участков рекомендуется осуществлять с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации конъюнктуры рынка жилищного строительства и строительных материалов, а также рынка работ по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства.
Если для осуществления жилищного строительства требуется строительство объектов социальной, транспортной или инженерной инфраструктуры, не предусмотренных такими проектами, в региональный адресный перечень земельных участков включаются земельные участки, предназначенные для строительства объектов необходимой инфраструктуры.
Отбор земельных участков для включения в адресный перечень рекомендуется проводить на основании следующих основных критериев:
наличие потенциального спроса на жилье в муниципальном образовании, в границах которого расположен земельный участок, либо в соседних муниципальных образованиях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
наличие утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования (расположенного в границах субъекта Российской Федерации) либо проектов указанных документов, размещенных на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
наличие развитой инфраструктуры или возможность обеспечения земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
8.2. Разработанные планы мероприятий по подготовке земельных участков к предоставлению.
В отношении каждого земельного участка, включенного в региональный адресный перечень, составляется план мероприятий по подготовке земельного участка к предоставлению с указанием цели и способа такого предоставления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, сроков и источников финансирования подготовительных мероприятий (далее — план предоставления земельных участков), который рекомендуется составлять по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В зависимости от степени готовности земельных участков к предоставлению в целях жилищного строительства, в том числе их комплексного освоения в целях жилищного строительства, размещения объектов инфраструктуры, заключения договора о развитии застроенной территории в план предоставления земельных участков включаются следующие основные мероприятия:
организация работ по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учет;
мероприятия по включению земельного участка границы населенного пункта (в случае строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за границами населенного пункта — перевод такого земельного участка в земли промышленности), установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка;
организация разработки документации по планировке территории (за исключением проектов комплексного освоения территории в целях жилищного строительства);
определение объема жилищного строительства и типов строящегося жилья в соответствии с градостроительными регламентами;
определение этапов и сроков начала и окончания жилищного строительства применительно к каждой очереди строительства на земельном участке;
определение технических условий подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, либо внесение изменений в инвестиционные программы организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в случае недостаточности существующих мощностей для подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения;
определение мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, в том числе внесение изменений в инвестиционные программы электросетевых организаций;
Источник: docs.cntd.ru
Внимание!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Обратная связь
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Обновлено секунду назад
Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе на 2014 – 2016 годы»
АДМИНИСТРАЦИЯ
БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
18.11.2013 № 224
г. Бикин
Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе на 2014 – 2016 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации Бикинского муниципального района от 22.07.2013 № 159 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных программ и ведомственных целевых программ Бикинского муниципального района», постановлением администрации Бикинского муниципального района от 08.08.2013 № 900-р «О разработке муниципальной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе»», в целях развития жилищного строительства, обеспечивающего повышение доступности и качества жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории Бикинского муниципального района, администрация Бикинского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе на 2014 – 2016 годы».
2. Управлению делами администрации Бикинского муниципального района (Калугина Н.Б.) разместить данное постановление на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района и опубликовать в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя администрации Бикинского муниципального района Ложковского Л.Г.
4. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
Глава муниципального района А.М. Швиткий
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Бикинского муниципального района
от 18.11.2013 № 224
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В БИКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НА 2014-2016 ГОДЫ»
«Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе на 2014-2016 годы»
Отдел строительства и архитектуры администрации Бикинского муниципального района
Муниципальная программа «Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе» на 2014-2016 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Программы
Постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205-пр «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»,
постановление администрации Бикинского муниципального района от 22.07.2013 № 159 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных программ и ведомственных целевых программ Бикинского муниципального района»,
распоряжение администрации Бикинского муниципального района от 08.08.2013 г. № 900-р «О разработке муниципальной программы «Развитие жилищного строительства на территории Бикинского муниципального района»
Цели и задачи Программы
Цель: содействие развитию жилищного строительства, обеспечивающее повышение доступности и качества жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории Бикинского муниципального района (далее – район).
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
— создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории района;
— стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки;
— формирование благоприятной среды для ускоренной модернизации сектора жилищного строительства с целью повышения энергоэффективности, экологичности, качества и ценовой доступности жилья.
Характеристика программных мероприятий
Проектирование объекта «15 – квартирный жилой дом по ул. Октябрьской в г. Бикине»; проектирование объекта «10 – квартирный жилой дом по ул. Заводской в с. Лесопильном»; доступное коммерческое (арендное) жилье и развитие некоммерческого жилищного фонда; реализация комплекса мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей»; реализация комплекса мероприятий «Социальное развитие села», обеспечение жилищного строительства земельными участками, в том числе под малоэтажное жилищное строительство; обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства
Показатели (индикаторы) Программы
Уровень обеспеченности населения района жильем на конец года
Годовой объем ввода жилья, приходящийся в среднем на одного жителя района
Годовой объем ввода жилья
Количество квартир введенного коммерческого (арендного) жилья
Количество молодых семей участников долевого строительства
Количество молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства
Количество молодых семей получивших дополнительную социальную выплату при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка
Количество граждан, получивших социальную выплату на приобретение (изготовление, доставку) строительных материалов, конструкций и изделий для создания объекта индивидуального жилищного строительства, соответствующего характеристикам жилья эконом-класса
Количество семей, улучшивших свои жилищные условия в сельских поселениях
Количество молодых семей и молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе, улучшивших свои жилищные условия в сельских поселениях
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства
Количество многодетных семей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет бюджетных средств
Доля земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, обеспеченных инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами
Сроки реализации Программы
2014 – 2016 годы
Ответственный исполнитель Программы
Отдел строительства и архитектуры администрации Бикинского муниципального района
Сектор земельных отношений комитета по управлению имуществом администрации Бикинского муниципального района;
Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Бикинского муниципального района;
Администрация сельского поселения «Село Лесопильное».
Объемы и источники финансирования Программы
при реализации настоящей Программы предусматривается привлекать средства бюджета Бикинского муниципального района, а также субсидии из федерального, краевого бюджетов, внебюджетные источники финансирования.
Общий объем финансирования за счет средств бюджета Бикинского муниципального района и привлеченных средств в 2014 – 2016 годах составит 81558,096 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год – 26754,647 тыс. рублей;
2015 год – 27598,283 тыс. рублей;
2016 год – 26071,366 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличить объём вводимого жилья до 4650 м2;
Количество квартир введенного коммерческого (арендного) жилья – 9;
Реализовать социальные гарантии по улучшению жилищных условий граждан, имеющих право на меры государственной поддержки, а именно:
— количество семей участников долевого строительства — 10;
— количество молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке – 3;
— предоставление социальной выплаты гражданам Российской Федерации на приобретение (изготовление, доставку) строительных материалов, конструкций и изделий для создания объекта индивидуального жилищного строительства, соответствующего характеристикам жилья экономкласса, утверждаемым Правительством края, включающее в себя: строительство индивидуального жилого дома либо реконструкцию (пристройку, надстройку) существующего индивидуального жилого дома (квартиры в двухквартирных домах) – 9;
— количество семей, улучшивших свои жилищные условия в сельских поселениях района – 11;
— количество молодых семей и молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе, улучшивших свои жилищные условия в сельских поселениях района – 3;
Увеличить количество земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства и комплексного освоения, до 35 участков;
Увеличить площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, до 5,25 га;
Увеличить долю земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, обеспеченных инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами — 60 %.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Жилищные проблемы в Бикинском муниципальном районе являются одними из наиболее социально-значимых, в районе остро стоит проблема строительства жилья. Решение данной проблемы, предоставление возможности улучшить жилищные условия всем категориям граждан, социально защищаемым группам бесплатно или с финансовой помощью государственных или муниципальных органов власти, создание достойной и комфортной среды проживания для каждого жителя района являются важнейшими стратегическими направлениями в деятельности органов местного самоуправления, так как являются предпосылкой к социальной и экономической стабильности общества.
Общая площадь жилищного фонда в районе составляет 510,5 тыс. кв. м. Средняя обеспеченность населения жилой площадью составляет 21,7 кв. метров на человека, что ниже общероссийского показателя (22,3 кв. метра на человека). По формам собственности жилищный фонд распределяется следующим образом:
— частный жилищный фонд – 355,5 тыс.кв.м.,
— государственный жилищный фонд – 102,1 тыс.кв.м.,
— бесхозяйный жилищный фонд – 10,68 тыс.кв.м.
Для сельских поселений района характерна одноэтажная деревянная застройка. В селах Лончаково, Пушкино, Лермонтовка имеется небольшое количество каменных домов. По степени благоустройства (наличию централизованного отопления, водоснабжения, водоотведения) жилищный фонд характеризуется низким уровнем благоустройства. Централизованным отоплением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением обеспечено 10 многоквартирных жилых домов в с. Лермонтовка.
Жилищное строительство в районе осуществляется преимущественно за счет индивидуальных застройщиков.
Общая площадь жилищного фонда на территории муниципального района по состоянию на 01 января 2012 года составила 510,0 тыс. м2.
В 2012 году введено общей площади жилья 3190,4 м2 (452,9 % к уровню 2011 года), в том числе:
— за счет собственных средств индивидуальными застройщиками сдано в эксплуатацию 1205,2 м2 жилья (171,1 % к уровню 2011 года),
— за счет краевого и муниципального бюджетов объект «120-квартирный жилой дом по ул. Лесной в г. Бикине», I очередь — 1985,2 м2.
В результате за 2012 год уровень обеспеченности населения жильем увеличился с 21,2 м2 до 21,9 м2 на человека.
В I полугодии 2013 года введено общей площади жилья 3958,6 м2 жилья, в том числе:
— за счет собственных средств индивидуальными застройщиками сдано в эксплуатацию 114,5 м2 жилья,
— за счет краевого и муниципального бюджетов, внебюджетных инвестиций объект «120-квартирный жилой дом по ул. Лесной в г. Бикине», II и III очереди – 3844,1 м2, в котором квартиры распределены следующим образом: 20 — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 25 — краевое служебное жилье; 12 кв. — муниципальные квартиры; 18 – молодые семьи (в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Программы «Жилище на 2011-2015 годы» — долевое строительство).
Отмеченные положительные тенденции в сфере жилищного строительства в районе сформировались как результат планомерной реализации на всех уровнях власти мероприятий, направленных на повышение доступности жилья и содействие жилищному строительству.
Однако, активному развитию жилищного строительства в районе препятствует множество факторов и условий, находящихся в сфере ответственности различных уровней власти и управления. Весь комплекс проблем, сдерживающих развитие жилищного строительства в районе, можно представить в разрезе трех направлений:
1. Низкий уровень предложения на жилищном рынке района
Как результат недостаточного объема жилищного строительства на районном рынке жилья является превышение спроса над предложением, что находит выражение в относительно высоких ценах на жилье, являющихся одними из самых высоких в стране (на 15,0 процентов выше, чем в среднем по Российской Федерации).
В число основных барьеров, сдерживающих рост предложения жилья в районе, входят:
— слабое развитие конкурентной среды на рынке жилищного строительства, характеризующееся высококонцентрированной структурой предложения (около 40,0 процентов ввода жилья приходится на одного крупнейшего застройщика);
— недостаточный уровень инвестиций в обновление и модернизацию материально-технической базы строительных организаций (доля строительной техники со сроком службы, превышающим срок амортизации, составляет 30,0 — 60,0 процентов по отдельным видам машин и оборудования);
— отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства.
2. Причины, сдерживающие рост спроса на жилье.
Относительно невысокие доходы населения и высокая рыночная стоимость жилья сделали его приобретение малодоступным для большей части населения района.
Среди основных проблем, препятствующих развитию спроса на жилищное строительство, следует отметить:
— недостаточное предложение земельных участков для развития индивидуального жилищного строительства;
— наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств;
— относительно высокую стоимость заемных средств на рынке ипотечного кредитования и недостаточные объемы государственной поддержки заемщиков.
— неразвитость институтов финансирования некоммерческих форм жилищного строительства (товариществ индивидуальных застройщиков; потребительских кооперативов в жилищной сфере; строительных сберегательных касс; некоммерческих организаций, сдающих жилье в некоммерческий наем, и др.).
3. Недостаточная информированность органов власти и частных представителей сферы жилищного строительства, а так же потенциальных покупателей жилья о развитии жилищного строительства
Активное внедрение инновационных технологий и проектных решений, повышение прозрачности и открытости информационной среды, улучшение взаимодействия и координации между органами власти, населением и бизнесом в настоящее время являются важнейшими факторами улучшения доступности и качества строящегося жилья и, в конечном счете, развития сектора жилищного строительства в районе.
Основные проблемы общего характера, препятствующие качественному развитию сектора жилищного строительства:
— отсутствие единой системы сбора оперативной информации и обмена ею среди органов исполнительной власти Хабаровского края (далее – край) и органов местного самоуправления края для качественного анализа и прогнозирования процессов в сфере жилищного строительства. Имеющаяся информация фрагментарна, собирается нерегулярно (под конкретные оперативные задачи) различными органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления;
— отсутствие централизованного информационного ресурса о текущих и планируемых к внедрению мерах государственной поддержки, неиспользуемых земельных участках, государственных и муниципальных услугах в области градостроительной деятельности.
Сохраняющиеся в районе проблемы развития жилищного строительства, препятствующие росту обеспеченности населения района жильем, качества строящегося жилья и его доступности, обусловливают необходимость актуализации целей и задач муниципальной жилищной политики, повышение ее результативности и эффективности. Программа позволит мобилизовать имеющиеся ресурсы и обеспечить координацию их использования для достижения целей и задач в области развития жилищного строительства.
2. Основные цели и задачи Программы
Приоритетом Бикинского муниципального района в области развития жилищного строительства на среднесрочную перспективу является обеспечение жителей района доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства.
Учитывая основные целевые ориентиры и приоритеты развития сферы жилищного строительства на районном уровне, основной целью Программы является содействие развитию жилищного строительства, обеспечивающее повышение доступности и качества жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории района.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
— создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан, проживающих на территории района;
— стимулирование спроса на рынке жилья и развитие механизмов адресной поддержки;
— формирование благоприятной среды для ускоренной модернизации сектора жилищного строительства с целью повышения энергоэффективности, экологичности, качества и ценовой доступности жилья.
3. Прогноз конечных результатов Программы
В результате реализации Программы планируется:
3.1. Увеличить объём вводимого жилья до 4650 м2;
3.2. Количество квартир введенного коммерческого (арендного) жилья – 9 шт.;
3.3. Реализовать социальные гарантии по улучшению жилищных условий граждан, имеющих право на меры государственной поддержки, а именно:
3.3.1. Количество семей участников долевого строительства — 10;
3.3.2. Количество молодых семей, получивших социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке – 3;
3.3.3. Предоставление социальной выплаты гражданам Российской Федерации на приобретение (изготовление, доставку) строительных материалов, конструкций и изделий для создания объекта индивидуального жилищного строительства, соответствующего характеристикам жилья экономкласса, утверждаемым Правительством края, включающее в себя: строительство индивидуального жилого дома либо реконструкцию (пристройку, надстройку) существующего индивидуального жилого дома (квартиры в двухквартирных домах) – 9;
3.4. Количество семей, улучшивших свои жилищные условия на селе – 11;
3.5. Количество молодых семей и молодых специалистов на селе, улучшивших свои жилищные условия в сельских поселениях – 3;
3.6. Увеличить количество земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства и комплексного освоения, до 35 участков;
3.7. Увеличить площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства до 5,25 га;
3.8. Увеличить долю земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, обеспеченных инженерной инфраструктурой и автомобильными дорогами — 60 %;
4. Публикация информации на сайте администрации Бикинского муниципального района и в газете «Бикинский Вестник» — 12 шт.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программу предполагается реализовать в один этап в течение 2014 — 2016 годов.
5. Перечень основных мероприятий Программы
Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы.
Управление Программой осуществляется ответственным исполнителем Программы муниципального района – отделом строительства и архитектуры администрации Бикинского муниципального района, в пределах установленной ему компетенции.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель осуществляет следующие полномочия:
— организует реализацию Программы;
— несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;
— готовит предложения о внесении изменений в Программу по согласованию с соисполнителями;
— проводит оценку эффективности Программы на этапе реализации;
— ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в отдел экономического развития и внешних связей администрации Бикинского муниципального района, сведения, необходимые для проведения мониторинга, по установленным формам;
— запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета;
— готовит совместно с соисполнителями Программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Программы и представляет его в отдел экономического развития и внешних связей до 10 февраля года, следующего за отчетным.
Соисполнители Программы осуществляют следующие полномочия:
— участвуют в разработке проекта Программы;
— осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы и основных мероприятий Программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
— предоставляют ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
— представляют ответственному исполнителю сведения, необходимые:
а) для проведения текущего мониторинга – в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
б) для подготовки годового отчета – в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным годом, годовой отчет по курируемым мероприятиям.
Годовой отчет соисполнителей должен содержать:
— конечные и непосредственные результаты, достигнутые за отчетный период с описанием результатов реализации основных мероприятий в отчетном году (пояснительная записка);
— сведения о степени выполнения Программы с указанием перечня нереализованных или реализованных частично основных мероприятий (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году), причин их реализации не в полном объеме;
— анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы, анализ последствий не реализации основных мероприятий на реализацию Программы;
— сведения об использовании бюджетных ассигнований муниципального бюджета и иных средств на реализацию Программы;
— копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Программы.
Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы Бикинского муниципального района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района в сети Интернет информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.
Мероприятия, по реализации Программы, а так же информация об ответственных исполнителях, соисполнителях, сроках и результатах реализации мероприятий, осуществляются в соответствии с Перечнем основных мероприятий настоящей Программы (Приложение № 1).
6. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Эффективность реализации мероприятий Программы по достижению целей и задач Программы оценивается исходя из достигнутых позитивных изменений, произошедших в жилищном строительстве, вследствие проведения программных мероприятий.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться достижением целевых значений индикаторов Программы (Приложение № 2).
Уменьшение показателя «Годовой объем ввода жилья» в 2014 году (1500,0 м2) по сравнению с 2013 г. (5000,0 м2) обуславливается, тем что 2013 году введен в эксплуатацию объект «120 квартирный жилой дом по ул. Лесной в г. Бикине», II и III очереди (75 квартир). На 2014 год запланировано строительство «15-квартирного жилого дома по ул. Бонивура в г. Бикине» (820 м2) и предполагается ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов в среднем 680 м2.
7. Меры правового регулирования Программы.
Система мер правового регулирования, направленная на достижение целей и задач Программы, по мере необходимости предусматривает:
— разработку и принятие муниципальных правовых актов Бикинского муниципального района в области жилищного строительства;
— внесение, в случае необходимости, изменений в муниципальную целевую программу.
В случае изменения федерального и краевого законодательств ответственный исполнитель Программы обеспечивает разработку нормативных актов в соответствии со своими полномочиями
8. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств муниципального района.
Общий объем финансирования мероприятий из бюджета муниципального района в 2014 – 2016 годы составит 81558,096 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год – 26754,647 тыс. рублей;
2015 год – 27598,283 тыс. рублей;
2016 год – 26071,366 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы будут уточняться ежегодно при формировании бюджета Бикинского муниципального района на соответствующий финансовый год, исходя из:
— возможностей бюджета Бикинского муниципального района;
— мониторинга эффективности мер поддержки.
В ходе реализации Программы предполагается привлечение средств из краевого бюджета и внебюджетных источников.
Информация по ресурсному обеспечению реализации Программы за счет средств бюджета муниципального района по годам ее реализации в разрезе мероприятий Программы представлена в приложении № 3 к Программе. В приложении № 3 указаны мероприятия, которые требуют финансирования.
Обоснование ресурсного обеспечения мероприятий:
1. Проектирование объекта «15 – квартирный жилой дом по ул. Октябрьской в г. Бикине» в приложении № 4 к Программе. Сумма — 3415,0 тыс. рублей необходима на привязку проектно-сметной документации.
2. Проектирование объекта «10 – квартирный жилой дом по ул. Заводской в с. Лесопильном». Предусмотренная сумма 841,054 тыс. рублей в 2015 году необходима на инженерно — геологические и инженерно — топографические изыскания для проектирования объекта (Приложения № 5,6 к Программе).
3. Строительство коммерческого (арендного) жилья и некоммерческого жилищного фонда. Расчет потребности в финансовых ресурсах в Приложении 7 к Программе.
4. Предоставление молодым семьям – участникам долевого строительства жилья в районе из бюджета Бикинского муниципального района социальных выплат на строительство жилого помещения. Расчет потребности в финансовых ресурсах в Приложении 8 к Программе.
5. Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Расчет потребности в финансовых ресурсах в Приложении 9 к Программе.
6. Предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. Расчет потребности в финансовых ресурсах производится аналогично мероприятия «Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства».
7. Предоставление социальной выплаты гражданам на селе, создание объекта индивидуального жилищного строительства Расчет потребности в финансовых ресурсах в Приложении 10 к Программе.
8. Предоставление молодым семьям, молодым специалистам на селе из бюджета Бикинского муниципального района социальных выплат на строительство жилого помещения. Расчет потребности в финансовых ресурсах в Приложении 11 к Программе.
7. Формирование земельных участков для индивидуальной жилой застройки в границах существующей планировочной структуры:
7.1. Мероприятие обеспечение жилищного строительства земельными участками, в том числе под малоэтажное. В 2013 году производилось формирование земельных 4 участков для строительства 15(18) квартирных жилых домов (г. Бикин, ул. Бонивура, 102 б; г. Бикин, ул. Октябрьская, 38 б; г. Бикин, ул. Бонивура, 110) по 20 тыс. рублей каждый земельный участок.
На 2014 год планируется формирование земельного участка для строительства 15-квартирного жилого дома в с. Оренбургское, ул. Октябрьская, 30 – 20 тыс. рублей. На 2015 год планируется формирование земельного участка для строительства 10-квартирного жилого дома в с. Лесопильное, ул. Заводская, 30 – 20 тыс. рублей.
7.2. Мероприятие «Организация и проведение торгов (жеребьевок) на право заключения договоров аренды земельных участков под жилищное строительство, государственная собственность на которые не разграничена либо которые находятся в собственности муниципального района». Для организации и проведения торгов необходимо провести оценку объекта недвижимости (земельного участка). Стоимость оценки объекта недвижимости в среднем составляет 15 тыс. рублей. В 2013 г. оценивался 1 объект, на последующие годы планируется провести оценку по 1 объекту в год.
8. Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства.
8.1. Мероприятие обеспечение проведения работ по формированию и постановке на государственный и кадастровый учет земельных участков.
При включении в стоимость проекта кадастровых работ по формированию земельного участка под инженерные коммуникации мероприятия не будут реализоваться.
9. Информированность органов власти и частных представителей сферы жилищного строительства, а так же потенциальных покупателей жилья о развитии жилищного строительства предполагается проводить путем размещения информации на сайте администрации Бикинского муниципального района и публикации в газете «Бикинский Вестник» из расчета 1- а информация и публикация в квартал.
9. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности Программы определяет порядок оценки муниципальной программы в процессе её реализации и при её завершении.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается кумулятивным (нарастающим) итогом.
Под социально-экономическим эффектом от реализации Программы понимается результат общественно-экономического характера, полученный от осуществления всего комплекса мероприятий.
Эффективность реализации Программы определяется по следующим направлениям:
а) оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
б) оценка степени исполнения запланированного уровня расходов бюджета муниципального района;
в) оценка эффективности использования средств муниципального бюджета;
г) оценка степени своевременности реализации мероприятий.
Оценка осуществляется ежегодно, а также по итогам завершения реализации Программы.
Оценка степени достижения целей и решения Программы осуществляется на основании следующей формулы:
где:
ДИ — показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
к — количество показателей (индикаторов) Программы;
Ф — фактическое значение показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период;
П — планируемое значение достижения показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период.
В случае, когда уменьшение значения целевого показателя является положительной динамикой, показатели Ф и П в формуле меняются местами (например, П1 / Ф1 + П2 / Ф2 +. ).
Оценка степени исполнения запланированного уровня расходов муниципального бюджета (БЛ) рассчитывается по формуле:
где:
О — фактическое освоение средств муниципального бюджета по Программе в рассматриваемом периоде,
Л –запланированный объём расходов на реализацию Программы в рассматриваемом периоде.
Расходы считаются эффективными, если значение показателя >=1, а мероприятия, на которые были запланированы расходы, выполнены в полном объёме. Значение показателя 6. Оценка эффективности использования средств муниципального бюджета (ЭИ) в рассматриваемом периоде рассчитывается как:
Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений показателей (индикаторов) и меньше уровень использования бюджетных средств.
Оценка степени своевременности реализации мероприятий осуществляется на основе показателей соблюдения установленных сроков начала и завершения реализации мероприятий Программы.
Оценка степени своевременности реализации мероприятий Программы (ССм) производится по формуле:
где:
ССм — степень своевременности реализации мероприятий Программы (процентов);
ССНфакт — количество мероприятий, выполненных с соблюдением установленных сроков начала реализации;
ССЗфакт — количество мероприятий Программы, завершенных с соблюдением установленных сроков;
м — количество мероприятий Программы.
7. Оценка эффективности Программы определяется по формуле:
Оп = 0,7 x ДИ + 0,3 x БЛ,
Программа считается эффективной, если значение показателя
Оп >= 1, и неэффективной, если значение показателя Оп Предоставление отчетов осуществляется в установленные сроки по утвержденным формам.
В случае выявления отклонений фактических значений показателей в отчетном году от запланированных на этот год производится анализ и аргументированное обоснование причин:
— отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
— значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетный период;
— возникновение экономии бюджетных ассигнований на реализацию Программы в отчетном году;
— перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы в отчетном году.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к муниципальной программе
«Развитие жилищного строительства
в Бикинском муниципальном районе
на 2014-2016 годы»
мероприятий муниципальной программы
«Развитие жилищного строительства в Бикинском муниципальном районе на 2014-2016 годы»
Источник: bikinadm.khabkrai.ru