Понятие неполного высшего образования отменили ещё в далёком 2007-м году. Существующая при Союзе, в современности формулировка стала невостребованной. Неполное – это образование, получая которое студенту выдаётся определённая справка из учебного заведения. При этом человеку ничего не мешает перевестись в иной ВУЗ или получить престижную работу. В статье я расскажу сколько по закону нужно проучиться чтобы получить диплом о неполном высшем.
Что такое неполное или незаконченное высшее образование
Ещё недавно понятие незаконченного образования было уместно на документах, регулирующих образовательную деятельность в России. После выдвинутых в 2007 году правок в законодательных актах, такое понятие устранили из официальных документов.
Большая часть людей, обучавшихся до появления изменений внутри законодательства, обладают профессиональными дипломами, содержащими надпись о неполном образовании. Внесённые правки, на самом деле, мало что изменили.
Некоторые абитуриенты в силу определённых причин не продолжают обучение даже при желании поступить в популярный российский институт. Именно поэтому вопрос о законности неполного высшего как никогда актуален для них.
Незавершенное строительство на земельном участке
Какие учебные заведения подходят
Сегодня в трудовой книжке находится подпись, говорящая исключительно про незаконченное образование. Термин «неоконченное» неприемлемо. Кроме того, отметим: бакалавриат не идентичен неоконченному образованию.
Неполное высшее образование возможно получить в любом учебном заведении.
В Советском Союзе требовалось обучаться как минимум 5 лет ради того, чтобы считаться квалифицированным специалистом. Но в дальнейшем, после упорядочения ступеней высшего наравне с европейскими, возникли термины «бакалавр», «магистратура».
В первом случае, диплом выдаётся каждому, кто проучился 4 года.
Выдаваемые документы
Обычно справки о неполном образовании давалась в случаях, когда студент обучается не больше 2-х лет. Однако также требовалось сдать промежуточный экзамен. Другими словами, получение справки невозможно спустя несколько месяцев от начала учебного года.
Пример справки о неполном высшем образовании
Документы различаются, среди них выделяют:
- справка для окончивших обучение до 2007-го года,
- академический документ, выдаваемый людям, окончившим ВУЗ до 2013-го года,
- дальше выдавались современные справки об обучении.
Иначе говоря, современный студент, не окончивший учёбу, получает обыкновенную справку с данными о сроках обучения. Справка выдается на момент отчисления либо плохой оценке итогового государственного экзамена. Также указываются такие данные, как полное правильное имя студента, полное наименование учреждения, факультет и информация о сданных предметах, срок обучения.
Выдача справки происходит по образцу на полностью безвозмездной основе.
До тех пор, пока студент не окончил учёбу в учебном заведении, будет считаться, что образование незаконченное.
Человек, не собирающийся учиться дальше, получает только документ, в котором значится, что студент получал обучение некоторое количество лет, а также данные о процессе обучения. Достаточно, чтобы устроиться на неплохую должность, кроме тех моментов, если по условиям работодателя не требуется высшее образование. Например, можно работать специалистом по рекламе, выбрать одну из профессий в сфере обслуживания или устроиться it-специалистом или дизайнером.
Что делать выпускнику после учёбы
Каждого волнует вопрос: возможно ли устроиться на официальную работу, имея неоконченное образование? Ответ прост: конечно же, возможно.
Для работодателя важнее понять какой опыт, практические знания и умения у соискателя
Как правило, для работодателя важнее понять какой опыт, практические знания и умения у соискателя, нежели запись в дипломе. Этому уделяют внимание частные организации.
Говоря о государственных учреждениях, они чаще требуют наличие диплома, без него получение хорошей работы госслужащего практически невозможно. Конечно же, предпочтение отдаётся тем кандидатам, у которых есть высшее образование, возможно, не одно.
Имея среднее или неоконченное образование, молодому специалисту с большей вероятностью предложат продолжить обучение или отправят на курсы для повышения специализации. Но, вряд ли получиться стать прокурором, судъей или врачом
Безусловно, только вам решать, заканчивать ВУЗ или нет. Но в современном мире высоко ценится ум и наличие практики. Имея высшее образование, у человека повышается шанс стать востребованным работником на рынке труда.
Источник: edufan.ru
Важная фигура: что такое гештальт и зачем его закрывать
Что из себя представляет популярное направление в психологии гештальттерапия? О ее техниках, последствиях незавершенных гештальтов в отношениях и пользе от закрытых гештальтов — в материале Forbes Life
История вопроса
Гештальттерапия — модное психологическое направление, зачатки которого появились в 1912 году. Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с немецкого. Само понятие ввел австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы».
В ней он настаивал, что человек не способен контактировать с материальными объектами напрямую: мы воспринимаем их при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем в сознании. Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность.
Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм (изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. — Forbes Life), и гештальтпсихология не прижилась.
К идее гештальта вернулись другие психологи — Фредерик Перлз (также известный как Фриц Перлз), Пол Гудман и Ральф Хефферлин. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления.
Что такое гештальт
«Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Она поясняет, что прекрасный пример гештальта — это музыкальное произведение, которое можно транспонировать в разные тональности из-за чего все ноты поменяются, но вы не перестанете его узнавать, — целостная структура останется прежней. Когда музыкальное произведение доигрывается, у слушателя появляется ощущение завершенности, целостности формы. А если музыкант же закончит свое выступление на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, то у слушателя сформируется ощущение незавершенности, подвешенности и ожидания. «Это пример незавершенного, незакрытого гештальта», — подчеркивает специалист.
Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя
Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, гештальтами чаще всего называют события и ситуации: закрытые гештальты вызывают чувство удовлетворения, что в дальнейшем высвобождает внимание и энергию для нового; незакрытые — продолжают занимать место в сознании, затрачивая психическую энергию.
Поэтому любой нереализованный процесс, желание, намерение, то, что не завершилось желаемым образом и не вызвало соответствующего переживания, психологи в гештальттехнике называют незакрытым гештальтом. «Если переживание было сильное, то со временем психические защиты человека его подавляют и вытесняют, острота переживаний снижается, человек может даже не помнить о ситуации», — объясняет Лесницкая. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Или неслучившиеся отношения, которые могли бы быть, если бы человек решился сказать слова любви. «Также, например, это может быть обида на родителей за какое-то событие, которая сейчас уже вроде бы забылось, но в тот момент стало отправной точкой для увеличения дистанции. В общем, незакрытым гештальтом могут быть события разной степени силы: от нереализованной детской мечты до не купленного в путешествии платья», — резюмирует Лесницкая.
Что значит закрыть гештальт
«Нам важно, чтобы образ был целым, законченным, — рассказывает психопрактик, гештальттерапевт Мария Крюкова. — Например, картинку, на которой у треугольника отсутствуют углы, или слово, написанное с пропуском гласных, мы все равно воспримем целым и поймем, что автор имел в виду, автоматически доведя его до законченного образа. Мы «дорисуем» недостающее. Именно этот принцип целостности, его еще называют холизмом, — центральный для гештальтпсихологии».
Именно поэтому мы слышим музыку как мелодию, а не набор звуков, видим картину в целом, а не набор цветов и предметов. Согласно гештальтподходу, чтобы восприятие было «правильным», важно его достроить, завершить, найти место недостающему пазлу и найти сам пазл. Иногда закрыть гештальт бывает жизненно необходимо. «Представьте себе ситуацию, в которой вы очень хотите пить.
И стакан воды — это то, что вам сейчас нужно, — приводит пример важности закрытия гештальтов Крюкова. — Вы будете искать этот стакан с водой, попутно на автомате воображая желаемый образ – стакан или бутылка, прохладная или теплая, с долькой лимона или уже любая, в конце концов, только бы вода. И если перед вами будет стол, уставленный вашими любимыми блюдами, глаза все равно будут искать воду.
Еда не удовлетворит потребности в воде. Но когда вы попьете, потребность будет удовлетворена, гештальт будет считаться законченным, завершенным. Желание пить потеряет свою актуальность. И возникнет новое желание».
Источник: www.forbes.ru
Чтобы жить спокойно, нужно доделывать все до конца. Почему так происходит
Перед вами картинка. Если у вас нет неврологических нарушений или неполадок с экраном, то вы видите велосипед. Именно велосипед как цельный объект, а не отдельные его части. Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта.
В начале XX века группа экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер и Курт Коффка — изучала особенности человеческого восприятия. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир. Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология.
«Gestalt» дословно переводится с немецкого как «форма» или «фигура». По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков. Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей.
Не просто больше, а качественно другое.
Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном. Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур.
В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство.
Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства.
«Фигура и фон» — не единственный принцип человеческого восприятия, который описали гештальтпсихологи.
- Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе.
- Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу.
- Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму
- Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ.
Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне. Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты , объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер . Например, как в этом абзаце.
Как закрыть гештальт?
Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе.
Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.
В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне.
Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается.
Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни.
Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться.
Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести.
Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.
Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт.
Откуда берутся гештальты?
Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века.
С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц (знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон»).
Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка.
Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных.
Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать.
В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании (predictive coding). Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью.
Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.
Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт.
Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.
Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью.
Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта:
- Предсказание корректируется — у нас вдруг складывается цельный образ, возникает «ага-эффект». Это подкрепляется выбросом дофамина. Когда вы узнали знакомое лицо в толпе или наконец поняли то, что долго не могли понять — это тот самый «ага-эффект». На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания.
- Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира. Это было показано в экспериментах. Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры.
Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. «Ваза Рубина» или «Куб Неккера» заставляют мозг постоянно корректировать предсказания и провоцируют череду «ага-эффектов». Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность.
Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности. Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки.
Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью. Они помогают воспринимать мир в его целостности.
О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением. Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты.
Источник: trends.rbc.ru
Что такое неоконченное высшее образование
Высшее неоконченное образование — это статус студента, которому не удалось освоить программу вуза или он продолжает учебу, но желает получить документ, подтверждающий срок обучения. Законодательство о высшем неоконченном образовании не упоминает, говоря лишь о том, что лица, не завершившие обучение в вузе, получают справку. О том, что такое неоконченное высшее образование, дает ли оно какие-то преимущества при дальнейшем трудоустройстве, вы узнаете из статьи.
Неоконченное высшее образование — что это такое
Студенты, которые закончили высшее учебное заведение, получают диплом о высшем образовании. Те, кто не окончил, соответственно, не получают, однако могут получить справку, которая показывает, что вы учитесь, или учились в ВУЗе, но не окончили обучение.
Факт неоконченного образования в ВУЗе удостоверяется разными документами в зависимости от даты отчисления из университета.
- Если обучение завершилось до 24.10.2007:
- при успешной сдаче экзаменов минимум за 2 года обучения — диплом о неоконченном высшем образовании;
- в других случаях — академическая справка о высшем неоконченном образовании.
- Обучение закончилось в период с 27.10.2007 по 01.09.2013 — академическая справка.
- Обучение закончилось после 01.09.2013 — справка об обучении.
Таким образом, высшим неоконченным считается уровень образования, при котором студент не выполняет программу обучения в ВУЗе. Вне зависимости от срока обучения студент получит справку.
Как правильно: незаконченное высшее или неоконченное высшее
Несмотря на распространенную точку зрения о том, что высшее неоконченное образование студент получает по окончании 3 курсов, в законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ по этому поводу ничего не говорится; есть лишь небольшая оговорка о том, что лица, которые не завершили обучение, вместо диплома получат справку об образовании.
Более того, согласно сведениям Общероссийского классификатора информации о населении (ОК 018-5), в соответствии с которым заполняются сведения о работнике при трудоустройстве в карточке по форме Т-2, также идет речь о неполном высшем образовании.
Разбираемся дальше, и выясняется, что в инструкции, связанной с заполнением трудовых книжек, которую Минтруд РФ принял 10.10.2003 постановлением № 69, сказано, что запись о неоконченном образовании вносится на основании предоставленных работником документов.
Справка о высшем неоконченном образовании
Высшее неоконченное образование студент может подтвердить справкой об образовании (если обучение было закончено ранее — иным документом из тех, о которых мы рассказывали выше).
Справка — это документ, который выдается студенту в следующих случаях:
- неудовлетворительная сдача итоговой аттестации;
- освоение части образовательной программы;
- отчисление.
Справка о высшем неоконченном образовании нужна для:
- последующего восстановления в вузе, если студенту пришлось, например, закончить обучение не по своей воле;
- чтобы утроиться на работу, для выполнения которой достаточно получения высшего неоконченного образования.
Справку об образовании можно получить в учебной части вуза. В ней, как правило, содержится следующая информация:
- Ф.И.О. студента;
- наименование учебного заведения, факультета, специальности;
- сведения об изученных дисциплинах и сданных экзаменах/зачетах;
- сроки обучения;
- дата выдачи;
- подпись декана и ректора вуза.
Документ выдается бесплатно.
В тех случаях, когда студент продолжает обучение, но просит выдать справку, например, для трудоустройства, в документе обязательно должна содержаться информация, что обучение не завершено.
Форма справки не утверждена на законодательном уровне. Она утверждается каждым ВУЗом самостоятельно. Если вы работник ВУЗа, и перед вами стоит задача разработать справку, вы можете включить в нее информацию по списку, который мы указали выше.
Помогает ли справка о неоконченном высшем образовании при трудоустройстве
Да, помогает, но незначительно. Документ лишь показывает работодателю, что вы учились, и освоили часть образовательной программы. Если в числе требований для трудоустройства указано наличие высшего образования, то справка вам ничем не поможет – вы не пройдете по квалификационным требованиям.
Например, со справкой вы не сможете работать адвокатом, судьей, или даже секретарем судебного заседания. Однако сможете работать в сфере IT, впрочем, также как и без справки. Для таких профессий большую роль играет наличие опыта и законченные проекты, в которых вы участвовали, то есть портфолио.
Оканчивать или не оканчивать ВУЗ решать вам. Исходите из того, что путь в профессии, где требуется высшее образование для вас будет закрыт.
Таким образом, неоконченное высшее образование – это подтвержденный справкой факт того, что студент учился в ВУЗе, но по каким-то причинам был отчислен из него.
Еще больше материлов по теме в рубрике: «Образование».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Источник: nsovetnik.ru