Что такое нпа в строительстве

Приведенный в настоящем издании перечень основных нормативных правовых актов, применяемых в вопросах градостроительной деятельности, представляет собой основу законодательства о градостроительной деятельности, которое состоит из действующей редакции ГСК РФ, других федеральных законов и иных НПА РФ, а также законов и иных НПА субъектов РФ 1 .

Иерархически выстроенные по юридической силе НПА, составляющие законодательство о градостроительной деятельности и землепользовании и представляющие собой систему таких актов, можно представить в следующем виде:

  • 1. Конституция РФ;
  • 2. Специальное законодательство, включающее в себя следующие элементы:
  • а) федеральное законодательство о градостроительной деятельности, которое составляют:
  • • Градостроительный кодекс РФ;
  • • иные федеральные законы;
  • • законы субъектов РФ;
  • • иные нормативные правовые акты о градостроительной деятельности, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
  • а) акты органов общей компетенции:
  • • указы Президента РФ;
  • • постановления Правительства РФ;

В качестве примера приведены нормативные правовые акты Москвы и Московской области.

Строим Навес Своими Руками. Еще одна Стройка На Участке. Идеи для Строительства не заканчиваются.

  • • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о градостроительстве, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с градостроительством, принятые исполнительными органами местного самоуправления;
  • б) акты органов специальной компетенции:
  • • ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с градостроительством, издание которых прямо предусмотрено Градостроительным кодексом РФ.

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ; Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;

Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ;

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ «О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»;

Цокольный этаж в частном доме . Как ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК? Строительство дома

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

Федеральный закон от 23 декабря 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегу- лируемых организациях»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»;

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федеральный закон от 2 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»;

постановление Правительства РФ от 23 января 2017 г. № 51 «О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»;

постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (вместе с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов);

постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. № 1185 «О внесении изменений в приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99»;

постановление Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. № 1184 «О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1169 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1166 «Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации»;

постановление Правительства РФ от 5 октября 2016 г. № 998 «О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 27 сентября 2016 г. № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (вместе с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве);

постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 г. «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к представлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»;

постановление Правительства РФ от 7 декабря 2015 г. № 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145»;

постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;

постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”»;

постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства»;

постановление Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений»;

постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (вместе с Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения);

постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 643 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;

постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 1220 «О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему»;

постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 326 «Об утверждении Положения о совместной подготовке проектов документов территориального планирования»;

постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования»;

постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»;

постановление Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. № 77 «О Порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти»;

постановление Правительства РФ от 18 октября 2010 г. № 845 «О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;

постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов»;

постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости»;

постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 451 «О Федеральной регистрационной службе»;

постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 435 «О внесении изменения в Правила предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым юридическими лицами для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства»;

постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»;

постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 431 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве геодезии и картографии»;

постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»;

постановление Правительства РФ от 23 марта 2008 г. № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры»;

постановление Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований»;

постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. № 702 «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»;

постановление Правительства РФ от 13 ноября 2006 г. № 680 «О составе схем территориального планирования»;

постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»;

постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»;

постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»;

постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;

постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. № 490 «О прядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений»;

распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2016 г. № 1853-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений»;

распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования»;

распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») “Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства”»;

распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2013 г. № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения»;

Читайте также:  Проект строительство лэп 10 кв

приказ Минстроя России от 16 января 2017 г. № 23/пр «Об осуществлении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета»;

приказ Минстроя России от 29 декабря 2016 г. № 1028/пр «Об утверждении Методики применения сметных норм»;

приказ Минстроя России от 20 декабря 2016 г. № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;

приказ Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 814/пр «Об определении официального сайта федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве»;

приказ Минстроя России от 7 ноября 2016 г. № 773/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации»;

приказ Минстроя России от 21 октября 2016 г. № 734/пр «О размере платы за предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта»;

приказ Минстроя России от 13 сентября 2016 г. № 634/пр «Об утверждении перечня вопросов для проведения проверки знаний в форме устного экзамена на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» 1 ;

приказ Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»;

приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 343/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объ-

Приложение 4 настоящего издания.

ектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)»;

приказ Минстроя России от 19 мая 2016 г. № 334/пр «Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)»;

приказ Минстроя России от 11 мая 2016 г. № 316/пр «Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;

приказ Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»;

приказ Минстроя России от 14 апреля 2016 г. № 237/пр «О создании Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства»;

приказ Минстроя России от 19 февраля 2016 г. № 98/пр «Об утверждении свода правил “Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений”» (СП 246.1325800.2016);

приказ Минстроя России от 9 декабря 2015 г. № 887/пр «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 г. № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций»;

приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 г. № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

приказ Минстроя России от 21 января 2015 г. № 24/пр «Об утверждении перечня вопросов для проведения проверки знаний в форме тестирования на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

приказ Минстроя России от 21 ноября 2014 г. № 728/пр «Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

приказ Минстроя России от 13 ноября 2014 г. № 707/пр «Об утверждении формы квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий»;

приказ Минстроя России от 20 марта 2014 г. № 107/пр «Об утверждении Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

приказ Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 127 «Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования»;

приказ Минрегиона России от 27 марта 2012 г. № 127 «Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»;

приказ Минрегиона России от 23 марта 2012 г. № 126 «Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий»;

приказ Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»;

приказ Минрегиона России от 26 мая 2011 г. № 244 «Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов»;

приказ Минрегиона России от 2 июля 2009 г. № 251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство возложены на иные федеральные органы исполнительной власти»;

приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2016 г. № 806 «Об утверждении программы теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 28 июня 2016 г. № 406»;

приказ Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. № 734 «Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке»;

приказ Минэкономразвития России от 6 июня 2016 г. № 357 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

приказ Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»;

приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»;

приказ Минэкономразвития России от 29 мая 2012 г. № 308 «Об утверждении формы свидетельства об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»;

приказ Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»;

приказ Ростехнадзора от 24 сентября 2010 г. № 952 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации»;

приказ Минюста России от 18 февраля 2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»;

приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения»;

приказ Росстроя от 14 сентября 2007 г. № 264 «О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

приказ Минрегиона России от 30 августа 2007 г. № 86 «Об утверждении порядка инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления»;

приказ Минрегиона России от 30 августа 2007 г. № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности»;

приказ Росстроя от 2 июля 2007 г. № 187 «О порядке передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы при невозможности ее проведения в субъекте Российской Федерации по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства»;

приказ Росстроя от 2 июля 2007 г. № 186 «О порядке ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и представления сведений, содержащихся в этом реестре»;

приказ Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»;

приказ Росстроя от 20 апреля 2007 г. № ПО «О перечне документов сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ»;

приказ Ростехнадзора от 19 декабря 2016 г. № 540 «О внесении изменений в форму единого реестра членов саморегулируемых организаций, утвержденную приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 г. № 114»;

приказ Ростехнадзора от 25 марта 2015 г. № 114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций»;

приказ Ростехнадзора от 24 сентября 2010 г. № 952 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации»;

приказ Ростехнадзора от 12 января 2007 г. № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129 «Об утверждении и введения в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации» (вместе с РД-11 -04-2006);

приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;

приказ Минюста России от 19 августа 2005 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»;

постановление Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» (вместе с МДС 8-35.2004);

постановление Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации». Инструкция, утвержденная данным документом, постановлением Госстроя РФ от 27 февраля 2003 г. № 27 включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04—2003);

постановление Госстроя России от 7 августа 2002 г. № 102 «Об утверждении Общих указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства»;

приказ Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

приказ Минтранса России от 6 июля 2012 г. № 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения»;

приказ Минвостокразвития России от 3 марта 2015 г. № 25 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития»;

постановление Росстата от 3 декабря 2007 г. № 97 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минреги- оном России статистического наблюдения за услугами в земельной и градостроительной деятельности»;

приказ Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры “Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения” (вместе с ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»)»;

приказ Ростехрегулирования от 26 ноября 2014 г. № 1838-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта ГОСТ 21.002—2014 “Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации”»;

приказ Минтруда России от 30 мая 2016 г. № 264н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области оценки качества и экспертизы для градостроительной деятельности”»;

приказ Минтруда России от 26 декабря 2014 г. № 1182н «Об утверждении профессионального стандарта “Руководитель строительной организации”»;

распоряжение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 11 февраля 2013 г. № 4-р «О распределении полномочий по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в ФАУ “Главгосэкспертиза России” и его филиалах»;

распоряжение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 5 апреля 2007 г. № 34-р «Положение о распределении полномочий по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ “Главгосэкспертиза России” и его филиалах»;

указание Банка России от 9 декабря 2016 г. № 4232-У «О форме выписки о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;

Закон г. Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»;

Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»;

Закон г. Москвы от 27 апреля 2005 г. № 14 «О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы»;

Закон г. Москвы от 9 июня 2004 г. № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 3 марта 2004 г. № 13 «Об основах градостроительства в городе Москве»;

Закон г. Москвы от 21 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях»;

Закон Московской области от 19 июля 2016 г. № 115/2016-03 «О внесении изменения в Закон Московской области “Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области”»;

Закон Московской области от 27 июня 2016 г. № 72/2016-03 «О внесении изменений в Закон Московской области “О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной д еятел ьности ” »;

постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. № 921-ПП «О сроке использования градостроительных планов земельных участков, утвержденных до 1 января 2017 года»;

постановление Правительства Москвы от 20 декабря 2016 г. № 894-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления услуги “Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий” в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2016 г. № 787-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируются полностью или частично за счет средств бюджета города Москвы»»;

постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. № 784-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы “Согласование специальных технических условий для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, включая объекты метрополитена, при строительстве, реконструкции которых государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти города Москвы”»;

постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2016 г. № 760-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2013 г. № 611-ПП»;

постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2013 г. № 611-ПП «Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом государственного строительного надзора города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора»;

постановление Правительства Москвы от 18 января 2011 г. № 12-ПП «О некоторых вопросах проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства»;

постановление Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. № 228-ПП «Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве»;

Читайте также:  Когда будут выдавать субсидии на строительство

постановление Правительства Москвы от 19 августа 2008 г. № 739-ПП «О подготовке правил землепользования и застройки в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 20 мая 2008 г. № 417-ПП «О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы»;

постановление Правительства Москвы от 29 апреля 2008 г. № 333-ПП «Об утверждении Регламента подготовки и выдачи Префектурой административного округа г. Москвы выписки из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в режиме “одного окна”»;

постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2007 г. № 1072-ПП «О мерах по совершенствованию повышения квалификации государственных гражданских служащих по вопросам градостроительной деятельности»;

постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы»;

постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1035-ПП «О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. № 962-ПП «О мерах по упорядочению градостроительной деятельности и осуществлению комплексной застройки на территориях города Москвы, освобождаемых от использования в производственных целях»;

постановление Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. № 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. № 585-ПП «Об утверждении Положения о составе материалов и порядка разработки и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома»;

постановление Правительства Москвы от 6 июня 2007 г. № 458-ПП «Об утверждении регламента подготовки Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы документов в режиме “одного окна”»;

постановление Правительства Москвы от 30 января 2007 г. № 55-ПП «Об утверждении регламента подготовки документов Комитетом государственного строительного надзора города Москвы в режиме “одного окна»»;

постановление Московской городской Думы от 13 декабря 2006 г. № 366 «О проекте закона города Москвы “О землепользовании и застройке в городе Москве”»;

постановление Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года»;

постановление Правительства Москвы от 12 сентября 2006 г. № 691-ПП «О проекте закона города Москвы “О землепользовании и застройке в городе Москве”»;

постановление Правительства Москвы от 11 июля 2006 г. № 500-ПП «Об упрощении процесса согласования проектной документации в организации строительства»;

постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность»;

постановление Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. № 333-ПП «Об организации работы органов исполнительной власти города Москвы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы»;

постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. № 311 — ПП «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора города Москвы»;

постановление правительства Москвы от 13 сентября 2005 г. № 704-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона горда Москвы от 9 июня 2004 г. № 40 “Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве”»;

постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 30 сентября 2003 г. № 815-ПП «О финансировании реализации городских программ строительства и комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений районов застройки»;

постановление Правительства Москвы от 25 июня 2002 г. № 469-ПП «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве»;

постановление Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 660 «О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы»;

постановление Правительства Москвы от 25 января 2000 г. № 49 «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99»;

постановление Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 938 «Об утверждении Положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в городе Москве»;

постановление Правительства Московской области от 30 декабря 2016 г. № 1022/47 «Об утверждении Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9 “Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области”»;

постановление Правительства Московской области от 14 июля 2016 г. № 532/23 «Об утверждении Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области и о внесении изменения в Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области»;

постановление Правительства Московской области от 28 июня 2016 г. № 502/21 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2017 год»;

постановление Правительства Московской области от 20 июня 2016 г. № 462/17 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги “Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) в Московской области”»;

постановление Правительства Московской области от 2 июня 2016 г. № 413/17 «О Порядке согласования Правительством Московской области проектов документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Московской областью»;

постановление Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. № 1182/51 «Об утверждении Порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, орган местного самоуправления городского округа Московской области»;

распоряжение Минстроя Московской области от 22 ноября 2016 г. № 380 «Об утверждении формы реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и порядка ее заполнения»;

распоряжение Минстроя Московской области от 1 июня 2016 г. № 168 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче (продлению) разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории муниципальных образований, а также двух и более муниципальных образований Московской области и выдаче разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства)»;

распоряжение Главгосстройнадзора Московской области от 1 июня 2016 г. № 14 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области»;

распоряжение Комитета по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве от 28 сентября 2007 г. № 15 «Об утверждении сборников цен на проектно-изыскательские работы»;

распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 24 мая 2007 г. № 50 «Об утверждении положения о критериях отнесения объектов проектирования к категории уникальных»;

распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 27 марта 2007 г. № 53-P3M «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования “ Временный порядок проектирования и строительства локальных систем безопасности и магистральных сетей при подключении объектов-новостроек к Системе обеспечения безопасности города (СОБГ)”»;

распоряжение Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. № 396-РП «О мерах по обеспечению ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов государственного заказа города Москвы»;

распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 апреля 2001 г. № 221-РЗП «О Рекомендациях по заключению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве» (МРР-2.2.04.02-01);

приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы от 1 сентября 2004 г. № 130 «О порядке определения стоимости подготовки заключения о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам»;

приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы от 26 июня 2002 г. № 125 «О вводе в действие методики определения стоимости разработки разбивочных чертежей- актов линий градостроительного регулирования»;

приказ Москомэкспертизы от 30 декабря 2016 г. № МКЭ- ОД/16-80 «Об утверждении и введении в действие коэффициентов пересчета на 2017 год к базовой стоимости работ градостроительного проектирования и проектных работ, применяемых при составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы, осуществляемые с привлечением средств бюджета города Москвы»;

приказ Москомэкспертизы от 29 декабря 2016 г. № МКЭ- ОД/16-75 «Об утверждении и введении в действие сборников базовых цен на работы градостроительного проектирования, архитектурно-строительного проектирования и другие виды работ (услуг) в проектировании».

Источник: studref.com

СНиП 10-01-2003 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

1 Разработаны Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России, Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП «ЦНС») и рабочей группой в составе ведущих специалистов Госстроя России, научно-исследовательских и проектных организаций

внесены Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России

2 ПРИНЯТЫ и введены в действие с . постановлением Госстроя России от …. июня 2003 г

3 ВЗАМЕН СНиП 10-01-94

Приложение А Термины Системы нормативных документов в строительстве

Приложение Б Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В Форма титульного листа нормативного документа

Приложение Г Форма первой страницы нормативных документов

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие строительные нормы и правила разработаны взамен действующих СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» в связи с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании».

Как и ранее действовавший документ, СНиП 10-01-2003 ставит своей главной задачей защиту прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в международной практике нормирования. При традиционном, так называемом описательном или предписывающем подходе в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д. Вновь создаваемые строительные нормы должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных сооружений, основанные на требованиях потребителя. Нормативные документы должны устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, а не предписывать, как проектировать и строить. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений могут быть различными.

Практически те же принципы целесообразно положить в основу разработки технических регламентов, которые должны содержать в исчерпывающем объеме обязательные требования по безопасности, включая требования, которые ранее устанавливались в нормативных документах различных органов государственного надзора, и приниматься федеральными законами.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

SYSTEM OF NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCTION

BASIC PRINCIPLES

Дата введения 2003-07-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила разработаны в целях реализации в строительстве положений Федерального закона «О техническом регулировании» в части:

разработки обязательных требований технических регламентов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации;

разработки, принятия и применения на добровольной основе требований нормативных документов к продукции строительства, процессам ее производства, эксплуатации и утилизации или оказанию услуг;

установления методов оценки соответствия продукции строительства предъявляемым к ней требованиям.

Настоящие нормы и правила предназначены для применения на добровольной основе, за исключением положений, основанных на законодательных актах.

2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах и правилах применены термины и определения в соответствии с приложением А.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Техническое регулирование в строительстве осуществляется на основе законодательства в форме установления и применения требований технических регламентов, положений документов Системы нормативных документов в строительстве и национальных стандартов, а также других нормативных документов.

3.2 Объектами технического регулирования в строительстве являются:

общие требования к процессам производства продукции строительства, включая инженерные изыскания и проектирование, а также ее эксплуатации и утилизации;

планировка и застройка городских и сельских поселений и другие требования к размещению объектов строительства;

здания и сооружения предприятий промышленности, энергетики, транспорта, связи, водного, сельского и городского хозяйства, жилые здания, общественные здания и сооружения культуры, здравоохранения, образования, торговли и других отраслей;

промышленная продукция, применяемая в строительстве.

3.3 Технические регламенты принимаются в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей их принятия.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться [1].

3.4 Систему нормативных документов в строительстве формирует Госстрой России как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку и осуществление государственной технической политики в строительстве, в соответствии со структурой, приведенной в приложении Б, для достижения общих целей технического регулирования в строительстве:

соответствие продукции строительства своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

надежность строительных конструкций, оснований и систем инженерного оборудования зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации и с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации для жизни и здоровья людей;

защиту жизни и здоровья людей и имущества от неблагоприятных внешних воздействий;

охрану окружающей среды, включая рациональное использование природных материальных и топливно-энергетических ресурсов;

создание условий для научно-технического прогресса в области производства и эксплуатации продукции строительства и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности, совместимость и взаимозаменяемость изделий, устранение излишних технических барьеров в международном сотрудничестве.

3.5 При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений кроме нормативных документов Системы и национальных стандартов применяются другие нормативные документы, если их положения отвечают указанным общим целям технического регулирования в строительстве.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

4.1 Технические регламенты принимаются международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, и содержат обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты, устанавливающие требования к объектам технического регулирования в строительстве (далее технические регламенты по строительству), содержат общие требования, обеспечивающие безопасность продукции строительства и процессов ее производства, эксплуатации и утилизации [1].

В состав технических регламентов по строительству включают обязательные государственные градостроительные нормативы [2].

4.2 Нормативные документы Системы разрабатываются и утверждаются в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами в качестве средства межотраслевого регулирования строительства. В составе Системы нормативных документов в строительстве разрабатывают и применяют:

на федеральном уровне

— строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП)

— своды правил по проектированию, строительству, а также эксплуатации зданий и сооружений (СП);

на уровне субъектов

— территориальные строительные нормы (ТСН) Российской Федерации.

4.3. Строительные нормы и правила, а также своды правил разрабатываются для добровольного применения при инженерных изысканиях, проектировании, строительстве, эксплуатации и утилизации (ликвидации) объектов, а также разработке и производстве строительных изделий и материалов.

Строительные нормы и правила содержат требования к объектам технического регулирования в строительстве и утверждаются Госстроем России.

Своды правил содержат способы реализации требований, утверждаются организациями – разработчиками и одобряются Госстроем России в качестве нормативных документов Системы.

4.4. Территориальные строительные нормы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях этих субъектов и обязательны для всех участников градостроительной деятельности [2].

4.5 Национальные стандарты, а также введенные в качестве национальных межгосударственные и международные стандарты, определяющие для применения на добровольной основе конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, требования к строительным изделиям и материалам, а также методы испытаний, применяются в Системе путем ссылок на них в строительных нормах и правилах, сводах правил и территориальных строительных нормах и учитываются в составе комплексов нормативных документов Системы.

4.6 При отсутствии нормативных требований, которым должна удовлетворять продукция и по которым должна осуществляться оценка ее соответствия, в том числе при экспертизе проектов, в составе проектной, конструкторской или технологической документации могут разрабатываться технические условия. Технические условия являются неотъемлемой частью указанной документации и нормативными документами не являются.

Технические условия, устанавливающие требования к зданию или сооружению, разрабатывают по решению заказчика на строительство.

Технические условия, устанавливающие требования к строительным изделиям и материалам разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) этой продукции.

Технические условия, на которые ссылаются в договорах на выполнение проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ или поставку продукции, следует направлять компетентным организациям для проведения независимой экспертизы, а также заинтересованным органам исполнительной власти и государственного надзора, с которыми законодательством или нормативными правовыми актами предусмотрено согласование технической документации (или получение заключений по ней).

Читайте также:  Производственный план на строительство образец

Новая продукция, до разработки технических условий или стандартов организаций, проходит оценку пригодности для применения в строительстве в соответствии с установленным порядком [3].

4.7 Положения нормативных документов Системы не должны противоречить положениям законодательных актов Российской Федерации и обязательным требованиям технических регламентов.

5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

5.1 Разрабатываемые проекты технических регламентов по строительству и нормативные документы Системы нормативных документов в строительстве должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты и строительные нормы технически развитых стран.

Они должны содержать технически обоснованные положения, устанавливающие требования к продукции строительства, процессам, работам и услугам, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы не могут содержать правовых норм, определяющих взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность, которые должны регулироваться соответствующими законодательными актами.

5.2 Содержание разрабатываемых проектов технических регламентов по строительству должно соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании.

В частности, в проектах технических регламентов следует предусматривать:

исчерпывающий перечень объектов технического регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, а также правила идентификации этих объектов;

минимально необходимые с учетом риска причинения вреда требования, обеспечивающие безопасность объектов технического регулирования;

правила и формы оценки соответствия продукции строительства и процессов ее создания проектной документации, разработанной с учетом требований технических регламентов.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам, но не требования к конструкции и исполнению за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению не обеспечивается достижение целей его принятия [1]. При разработке проектов технических регламентов по строительству следует с учетом действующего законодательства [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9] предусматривать требования, определяющие:

прочность и устойчивость (надежность) конструкций и оснований зданий и сооружений в расчетных условиях эксплуатации;

безопасность людей при пожарах и других аварийных ситуациях, защиту рядом расположенных зданий и сооружений и экономически обоснованные с учетом возможности страхования недвижимости положения по ограничению материального ущерба;

безопасность людей и защиту объектов жизнеобеспечения при землетрясениях, обвалах, оползнях и других расчетных геофизических процессах;

безопасность движения и перемещения людей, доступность среды для маломобильных групп населения и защиту помещений от несанкционированного вторжения;

безопасные для здоровья человека условия проживания, труда, быта и отдыха;

безопасный уровень воздействий строительных объектов (в процессе их строительства, эксплуатации и утилизации) на окружающую среду;

Оценку соответствия строительных объектов следует предусматривать в форме государственного надзора, приемки результатов выполненных работ, приемки и ввода в эксплуатацию заказчиком законченного строительством объекта. Для применяемой в строительстве промышленной продукции рекомендуется предусматривать подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации.

5.3 Строительные нормы и правила содержат положения, которыми детализируются требования технических регламентов по безопасности применительно к различным объектам технического регулирования, федеральные градостроительные нормативы, а также эксплуатационные характеристики продукции строительства, основанные на требованиях потребителя.

Требования к эксплуатационным характеристикам устанавливают для зданий и сооружений в целом, их частей и строительных изделий в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, применяемых материалов и технологий. Для каждой эксплуатационной характеристики должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования эксплуатационных характеристик они могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

В составе строительных норм и правил следует предусматривать:

требования к организации и методам ведения процессов производства и эксплуатации строительной продукции, направленные на обеспечение ее безопасности и качества;

нормы и правила формирования благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности;

функциональные требования к зданиям, сооружениям, их конструктивным элементам и системам инженерного оборудования, а также отдельным помещениям;

статистически обоснованные значения нагрузок и воздействий на здания, сооружения и их элементы;

требования к свойствам материалов, обеспечивающие пригодность их для применения в строительстве и долговечность строительных конструкций и инженерных систем;

требования пожарной безопасности по предупреждению распространения огня и дыма, обеспечению эвакуации людей, огнестойкости конструкций, безопасной работы пожарных команд;

характеристики, необходимые для удовлетворения гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований технических регламентов;

требования, обеспечивающие рациональное расходование материальных и энергетических ресурсов при эксплуатации зданий и сооружений.

В состав строительных норм и правил могут включаться также необходимые для применения технических регламентов правила и методы, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам производства, для которых предназначены здания или сооружения.

5.4 В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных, оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов и строительных норм и правил, а также положения по отдельным вопросам, не регламентированным строительными нормами и правилами.

Своды правил, в частности, могут содержать:

правила производства инженерных изысканий и выполнения работ по проектированию, состав и формы разрабатываемой проектной и технологической документации;

положения по организации производства, способы и методы производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

рекомендации по применению градостроительных и типологических решений, а также социальных нормативов;

методы расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;

рекомендации по выбору объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, сооружений и их частей.

правила применения элементов строительных конструкций, инженерных систем, изделий и материалов при строительстве зданий и сооружений с разными характеристиками эксплуатационного режима и в разных климатических условиях.

В своды правил могут включаться извлечения из технических регламентов, строительных норм и правил, в развитие которых эти своды правил разработаны.

5.5 В территориальных строительных нормах устанавливают организационные, типологические, социально-экономические и необходимые технические требования, а также градостроительные нормативы, в соответствии с нормативными документами федерального уровня и с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации [2].

5.6 Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы при разработке проектов технических регламентов [1]. При разработке строительных норм и правил, сводов правил и территориальных строительных норм, национальные стандарты и принятые в качестве национальных международные и межгосударственные стандарты применяют путем ссылок на них в разрабатываемом нормативном документе.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов, а также другие сведения, если их нецелесообразно размещать непосредственно в тексте документа из-за большого объема, помещают в приложениях.

Титульные листы, предисловие и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм оформляют в соответствии с приложениями В и Г. В наименованиях документов применяют прямой порядок слов.

Строительные нормы и правила и своды правил издаются Госстроем России в устанавливаемом им порядке.

Обозначения строительных норм и правил, территориальных строительных норм и сводов правил присваиваются Госстроем России при регистрации в соответствии с установленным им порядком.

6 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1 Технические регламенты по строительству разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании».

В целях обеспечения согласованной разработки технических регламентов Госстрой России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с органами государственного контроля (надзора) и другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти:

подготавливает и представляет в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию предложения к проекту программы разработки технических регламентов, утверждаемой Правительством Российской Федерации;

организует разработку и представляет в установленном порядке для рассмотрения и внесения в Государственную Думу проекты технических регламентов по строительству;

рассматривает проекты относящихся к строительству технических регламентов, разработанные юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти;

подготавливает отзывы Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов о технических регламентах по строительству для внесения в установленном порядке в Государственную Думу;

представляет проекты федеральных законов о технических регламентах по строительству в Государственной Думе;

подготавливает для утверждения в установленном порядке правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы расчета и порядок проектирования, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов по строительству.

6.2 Разработку проектов технических регламентов и нормативных документов Системы осуществляют научно-исследовательские и проектные организации, производственные и общественные объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и опытом практической работы по нормированию в соответствующей области. Координацию работ, а также непосредственную их организацию и проведение осуществляет назначенный Госстроем России научно-методический центр нормирования и стандартизации в строительстве (далее центр нормирования).

6.3 Разработка нормативных документов федерального уровня осуществляется по техническому заданию, утвержденному или согласованному с Госстроем России. Заказчиком может быть любое заинтересованное лицо.

В техническом задании указываются основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организация – разработчик и организации — соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование. При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов государственного контроля (надзора), согласовываются с этими органами.

Информация о начале разработки строительных норм, правил и сводов правил публикуется центром нормирования в официальном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют в центр заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа, в том числе на платной основе.

6.4 Разработка проекта документа организуется разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке.

Подготовленный проект документа с пояснительной запиской разработчик передает центру нормирования, который проверяет его на соответствие методическим требованиям технического задания и рассылает на отзыв. Отзывы по проекту документа направляют центру не позднее чем через два месяца со дня рассылки. При отсутствии отзывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

В случаях, предусмотренных техническим заданием, рассылку проекта документа после проверки центром нормирования и сбор отзывов осуществляет разработчик.

6.5 Подготовку проекта документа для дальнейшего его рассмотрения осуществляет разработчик с учетом полученных отзывов.

Доработанный проект документа разработчик направляет в центр нормирования в трех экземплярах с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

— пояснительной запиской к проекту документа с обоснованиями и результатами сопоставления документа с зарубежными нормами и стандартами;

— проектом документа, рассылавшимся на отзыв, перечнем организаций, которым проект документа был направлен, и сводкой отзывов.

К проекту свода правил (СП) прикладывают приказ организации — разработчика об его утверждении.

Один экземпляр проекта документа представляется на машинном носителе.

6.6 Центр нормирования проводит научно-техническую экспертизу представленного проекта документа, в процессе которой определяется полнота и обоснованность его положений, соответствие проекта требованиям законодательства, технических регламентов, настоящих строительных норм и правил и техническому заданию, а также проводит необходимые согласительные совещания. По результатам экспертизы в документ вносят необходимые уточнения.

6.7 Согласование проекта документа с органами государственного контроля (надзора) и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение в Госстрой России. Решения по разногласиям, которые могут возникать при согласовании проекта документа, после их дополнительного рассмотрения принимает Госстрой России.

6.8 Разработанный проект документа представляется в Госстрой России разработчиком с заключением центра нормирования.

Строительные нормы и правила утверждаются и вводятся в действие постановлениями Госстроя России. Своды правил одобряются Госстроем России для применения в качестве нормативных документов в строительстве в установленном им порядке.

Центр нормирования формирует архивное дело каждого нормативного документа, включая дубликат подлинника, и обеспечивает его хранение в установленном порядке. Заверенные копии нормативного документа после его регистрации Госстроем России центр передает для официального издания и распространения.

6.9 Изменения к нормативным документам разрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения этих документов.

Отмену строительных норм и правил и сводов правил осуществляет Госстрой России в установленном им порядке.

6.10 Территориальные строительные нормы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке. Перед утверждением разработанные территориальные строительные нормы представляются в центр нормирования, который должен подготовить экспертное заключение об их соответствии целям технического регулирования и обязательным требованиям технических регламентов. Утвержденные территориальные строительные нормы представляются на регистрацию в Госстрой России [2]. Регистрация производится в установленном порядке при наличии экспертного заключения центра нормирования.

Издание и распространение зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют органы субъектов Российской Федерации.

6.11 Официальная информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах в строительстве публикуется центром нормирования в ежегодном Указателе нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации.

Текущая информация об утверждении, изменении и отмене этих документов публикуется в официальном издании центра и в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ).

6.12 Для обеспечения реализации научно-технической политики в строительстве при разработке и утверждении национальных стандартов, Госстрой России участвует в работе технических комитетов по стандартизации и в работе национального органа по стандартизации, организуя по согласованию с ним работу технических комитетов по стандартизации в области строительства.

7 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

7. 1 Технический регламент, принимаемый Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Технические регламенты применяются на территории Российской Федерации одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции и осуществления процессов ее производства, видов и особенностей сделок физических и юридических лиц [1].

7.2 Требования действующих строительных норм и правил и государственных стандартов, утвержденных Госстроем России до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», сохраняют свою силу до разработки соответствующих регламентов, но не более семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона и только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

7.3 Обязательные требования действующих нормативных документов с учетом положений пункта 7.2 подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Разъяснения о соответствии требований действующих строительных норм и правил указанным целям принятия технических регламентов и обязательности их применения дает в необходимых случаях Госстрой России с учетом положений, приведенных в пункте 5.2 настоящих строительных норм и правил.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

7.4 Вновь разрабатываемые строительные нормы и правила и своды правил применяются на добровольной основе по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика в пределах установленной каждым документом области применения.

Указанные документы становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции, а также в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на них.

При отсутствии в договоре (контракте) или проекте таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах. Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом.

Положения нормативных документов Системы как признанных технических правил при отсутствии или неполноте условий договора следует рассматривать как требования, обычно предъявляемые к работам соответствующего рода [10].

7.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут использовать нормативные документы федерального уровня, предназначенные для добровольного применения, в качестве типовых для принятия на их основе территориальных строительных норм.

7.6 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые нормативные документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

7.7 Межгосударственные нормативные документы применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации и сводов правил в установленном Госстроем России порядке.

Источник: www.vashdom.ru

Рейтинг
Загрузка ...