обделка
обделка (; , ; , , ; , ) — строительная конструкция, которая возводится вокруг горной выработки при строительстве подземного сооружения (различные тоннели, машинные залы гидростанций, газовые и нефтехранилища, станции метро и т.
Википедия
1.процесс действия по гл. обделывать I
2.Результат такого действия; украшение, оправа, отделка. II ж. разг.
1.процесс действия по гл. обделывать II, обделать II
2.Результат такого действия.
Большой современный толковый словарь русского языка
обделка
ж.
1) Процесс действия по знач. глаг.: обделывать (
1), обделать.
2) Украшение, оправа.Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
обделка
обд`елка, -и
Словарь русского языка Лопатина
обделка
подземного сооружения , постоянная конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая ему требуемые очертания. Форма и размеры обделки определяются назначением сооружения (тоннель, подземная ГЭС, гараж и т. п.) и характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление и др.).
Внутренняя отделка дома: правильно и недорого — Строительство дома с нуля. Выпуск 17
Современный толковый словарь, БСЭ
обделка
обделка ж.
1) Процесс действия по знач. глаг.: обделывать (
1), обделать.
2) Украшение, оправа.Толковый словарь Ефремовой
1. только ед. Действие по глаг. обделать в 1, 2 и 3 знач. – обделывать.
2. Украшение, оправа. Не презирай клинка стального в обделке древности простой. Хомяков.
Толковый словарь русского языка Ушакова
обделка
подземного сооружения, конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания, требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей горных , О. имеет постоянное назначение, форма и размеры О. определяются габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели, подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т.п.), а также характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление, подвижные нагрузки и т.д.).
Материалами О. служат: монолитный бетон и железобетон, сборный железобетон и металл (чугун, реже сталь). Большим разнообразием отличаются О. тоннелей. Монолитные О. (бетонные и железобетонные) применяют в основном при сооружении (преимущественно горным способом проходки) тоннелей особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового (наиболее часто), эллиптических, параболических и др. очертаний. Ведутся исследования и опытные работы (
1974) по внедрению бетонной монолитно-прессованной О., весьма эффективной при сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей и перегонных тоннелей метрополитена . Эта О. отличается высокой прочностью, водонепроницаемостью и гладкой внутренней поверхностью. Сборные О. бывают криволинейного и прямоугольного очертаний.
Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках, преимущественно в тоннелях метрополитена. Различают сборные О. криволинейного очертания чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах при наличии большого гидростатического давления, и железобетонные — из блоков сплошного сечения ( рис. , а) или ребристые, применяемые в сравнительно сухих породах.
Водонепроницаемость железобетонной О. обеспечивается гидроизоляцией стыков (например, расширяющимся цементом ), а также уплотнением т. н. заобделочного пространства путём нагнетания в него цементно-песчаного раствора (либо бентонитовой глины). В обводнённых условиях заложения тоннельных конструкций водонепроницаемость сборной железобетонной О. достигается применением внутреннего гидроизоляционного покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства (в процессе заводского изготовления блоков О.) наружного или внутреннего экрана. В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого заложения) эффективно применение сборной железобетонной О., ‘обжатой породой’ для обеспечения совместной работы О. и окружающего массива и предотвращения осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена открытым способом широкое применение получили сборные железобетонные О. прямоугольного очертания ( рис. , б). Для обеспечения водонепроницаемости таких О. используется наружная гидроизоляционная обмазка или оклеечная гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О.Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного железобетона, М., 1959; Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, М.,
1970. Я. Г. Гельман.
Мастер отделочных работ
Большая советская энциклопедия, БСЭ
обделка
обделка, -и
Полный орфографический словарь русского языка
обделка
, отделка, оправа строительная конструкция, постоянное крепление, облицовка подземного сооружения, образующие внутреннюю поверхность его и удерживающие грунт от осыпания, обрушивания
Викисловарь
Спереди на шляпах у них оловянный, а у офицеров серебряный герб России; точно такая же и обделка широкого патронташа, висящего на правой стороне, поверх которого подпоясывается с левой стороны другой, маленький.
Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai
ОБДЕ́ЛКА
Рис. 1. Обделки тоннелей, сооружаемых закрытым способом: а – из набрызг-бетона с анкерами; б – из сборного железобетона; 1 – свод из набрызг-бетона; 2 – анкеры; 3 – железобетонные блоки; b – ширина ко.
ОБДЕ́ЛКА подземного сооружения, постоянная конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и образующая её внутр. поверхность. О. подземного сооружения воспринимает действующие нагрузки и защищает сооружение от проникания подземных вод. Применяют разнообразные О. транспортных, пешеходных, гидротехнич. и коммуникац. тоннелей, тоннелей и станций метрополитена, подземных машинных залов ГЭС и гидроаккумулирующих электростанций, паркингов, газо- и нефтехранилищ, многоярусных полифункциональных комплексов, сооружений оборонного характера и др., различающиеся по материалу, форме и размерам поперечного сечения. Конструкции О. выполняют из бетона, железобетона, чугуна, стали, композитных материалов, отвечающих требованиям прочности, долговечности и водонепроницаемости, а в ряде случаев – морозостойкости, огнестойкости, стойкости к химич. и биологич. агрессии.
Источник: bigenc.ru
Обделка
подземного сооружения, конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания, требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей горных (См. Крепь горная), О. имеет постоянное назначение, форма и размеры О. определяются габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели, подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т.п.), а также характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление, подвижные нагрузки и т.д.). Материалами О. служат: монолитный бетон и железобетон, сборный железобетон и металл (чугун, реже сталь). Большим разнообразием отличаются О. тоннелей.
Монолитные О. (бетонные и железобетонные) применяют в основном при сооружении (преимущественно горным способом проходки) тоннелей особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового (наиболее часто), эллиптических, параболических и др. очертаний.
Ведутся исследования и опытные работы (1974) по внедрению бетонной монолитно-прессованной О., весьма эффективной при сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей (См. Тоннель) и перегонных тоннелей Метрополитена. Эта О. отличается высокой прочностью, водонепроницаемостью и гладкой внутренней поверхностью.
Сборные О. бывают криволинейного и прямоугольного очертаний. Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках, преимущественно в тоннелях метрополитена.
Различают сборные О. криволинейного очертания чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах при наличии большого гидростатического давления, и железобетонные — из блоков сплошного сечения (рис., а) или ребристые, применяемые в сравнительно сухих породах.
Водонепроницаемость железобетонной О. обеспечивается гидроизоляцией стыков (например, расширяющимся цементом (См. Расширяющийся цемент)), а также уплотнением т. н. заобделочного пространства путём нагнетания в него цементно-песчаного раствора (либо бентонитовой глины).
В обводнённых условиях заложения тоннельных конструкций водонепроницаемость сборной железобетонной О. достигается применением внутреннего гидроизоляционного покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства (в процессе заводского изготовления блоков О.) наружного или внутреннего экрана. В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого заложения) эффективно применение сборной железобетонной О., «обжатой породой» для обеспечения совместной работы О. и окружающего массива и предотвращения осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена открытым способом широкое применение получили сборные железобетонные О. прямоугольного очертания (рис., б). Для обеспечения водонепроницаемости таких О. используется наружная гидроизоляционная обмазка или оклеечная гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О.
Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного железобетона, М., 1959; Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, М., 1970.
Унифицированная сборная железобетонная обделка тоннелей метрополитена: вверху — из блоков кругового очертания; внизу — из прямоугольных элементов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Источник: dic.academic.ru