1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
ООПТ (особо охраняемые природные территории). Видеоурок по географии 8 класс
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Абзац утратил силу с 10 января 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Что разрешат строить в нацпарках и заповедниках?
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Комментарий к Статье 95 Земельного кодекса РФ
Отношения в области охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов ФЗ об особо охраняемых природных территориях (далее — ФЗ от 14 марта 1995 г.), в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития на федеральном, региональном и местном уровнях, порядок образования их охранных зон, основные функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных (высшего образования) организаций.
Перед государственными природными заповедниками ставятся цели сохранять и изучать естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. На них возлагаются задачи сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологического просвещения.
Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
В государственных природных заповедниках могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. В ст. ст. 6 и 11 ФЗ от 14 марта 1995 г. рассматриваются порядок пребывания на землях заповедника, платность его посещения, основы управления заповедниками федеральными государственными бюджетными учреждениями, передача им земельных участков в постоянное бессрочное пользование.
В ст. ст. 12, 14, 16 и др. того же Федерального закона предусматриваются изъятие из гражданского оборота земель, иных природных ресурсов и недвижимого имущества, расположенных в границах национальных парков и находящихся в федеральной собственности; порядок создания национального парка, пребывания в нем, платность посещения; основы управления, в основном аналогичные управлению землями заповедников.
В ст. ст. 19 и 20 ФЗ от 14 марта 1995 г. регулируются режим, порядок создания природных парков и управление землями, переданными им в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ, запрещение изъятия или иного прекращения прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством (такой порядок пользования, запрещения изъятия и (или) прекращения устанавливается и для большинства других ООПТ). Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль землепользования, в том числе быть:
— комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
— биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
— палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
— геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;
— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.
Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти, принявшими решение о создании такого государственного природного заказника. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников и имеющих обременения, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В ст. ст. 22 и 23 ФЗ от 14 марта 1995 г. предусматриваются порядок создания государственных природных заказников и управление государственными природными заказниками федерального значения государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, а регионального значения — организациями, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
— эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
— места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
— природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
— уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
— геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
— геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
— местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
— природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
— береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
— отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения принимают решение о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.
Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть ООПТ федерального или регионального значения.
Дендрологические парки и ботанические сады в соответствии со ст. 28 ФЗ от 14 марта 1995 г. создаются для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Земельные и лесные участки в их границах предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим их управление, в постоянное (бессрочное) пользование. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, регионального значения — высшим исполнительным органом субъекта РФ, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.
Использование земель ООПТ нуждается в судебной защите. Так, рассматривался иск территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к индивидуальному предпринимателю Т., Сочинскому национальному парку о признании недействительными договора аренды земельного участка и зарегистрированного права аренды земельного участка.
К участию в деле привлечены департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Суд признал, что договор аренды земельного участка был заключен с нарушением законодательства; руководствуясь ст. ст. 3, 22 и 95 ЗК РФ, ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 168 ГК РФ, суд удовлетворил иск.
По другому делу некоммерческая организация «Национальный парк «Лосиный Остров» предъявила иск к администрации Мытищинского района о признании недействительными Постановлений главы Мытищинского района «Об отводе земельного участка АОЗТ «Юниос» под строительство автозаправочной станции по Ярославскому шоссе в г. Мытищи» и «Об утверждении границ отвода земельного участка ЗАО «Юниос-М» на том основании, что принятие названных Постановлений произведено с нарушением законодательства, устанавливающего правовой охранный режим для территорий национальных парков.
Решением арбитражного суда Московской области в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым иск некоммерческой организации «Национальный парк «Лосиный Остров» удовлетворен в полном объеме, поскольку истец указывал, что Постановлениями главы администрации Мытищинского района приняты хозяйственные решения в отношении земельного участка, входящего в границы особо охраняемой природной территории — национального парка «Лосиный Остров», с целью, не отвечающей назначению земель парка, что распоряжение землями национального парка, относящимися к федеральной собственности, осуществлено главой районной администрации с превышением его компетенции.
Суд, отказывая в удовлетворении иска, сослался на заключение государственной экологической экспертизы, пришедшей к выводу на основании исследования проектной и иной документации, что строительство автозаправочной станции на земельном участке, отведенном Постановлением главы администрации Мытищинского района для ЗАО «Юниос-М», не приведет к отрицательным экологическим последствиям при осуществлении надлежащего контроля на всех этапах работ. Признавая иск необоснованным, суд также исходил из того, что выделенный ЗАО «Юниос-М» земельный участок не выведен из хозяйственного оборота, находился в пользовании транспортного предприятия ЗАО «Трансвал».
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как не отвечающее требованиям действующего законодательства, указал, что отвод земельного участка для строительства АЗС на территории национального парка «Лосиный Остров» противоречит положениям ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», исключающим новое строительство, не связанное с функциональным назначением национального парка, вне зависимости от отсутствия вредных последствий такого строительства. В постановлении суда дана также оценка обстоятельствам по доводам ответчика и третьих лиц по вопросам о неподтверждении ответчиком права пользования землями национального парка, утверждению об отсутствии четко обозначенных границ парка, а также доводам о том, что Постановления главы администрации не содержат разрешения на строительство автозаправочной станции.
Второй комментарий к СТ 95 ЗК РФ
1. Комментируемая статья содержит перечень земель, относящихся к объектам общенационального достояния и в силу этого нуждающихся в защите от неблагоприятных воздействий в результате хозяйственного использования прилегающих земель. Поэтому такие земли включены в особо охраняемые природные территории. Правила определения таких земель, режим их использования зависят от конкретной цели, как и лица, к компетенции которых относится такое определение. Земельные участки, подлежащие в соответствии со схемами развития территории субъекта РФ к отнесению в данную категорию, резервируются органами государственной власти субъектов Федерации. Хозяйственная деятельность на них ограничивается.
Так, земли государственных природных заповедников и заказников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов изымаются как особо охраняемые природные объекты из хозяйственного использования. Земли, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на указанных территориях, предоставляются в пользование (владение) специализированным учреждениям на правах, предусмотренных федеральными законами. К таковым можно отнести природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, нацеленные на длительное наблюдение и изучение, поддержание в естественном состоянии природных комплексов и объектов, уникальных ландшафтов, разработки научных основ охраны природы и рационального использования ее ресурсов, проведение экологического мониторинга, сохранение в природе генетического фонда растительного и животного мира.
На территориях государственных природных заповедников возможна лишь деятельность, направленная на сохранение природных комплексов в естественном состоянии, предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам либо восстановление после антропогенного воздействия. Деятельность, не ориентированная на перечисленные цели, не допускается, за исключением строительства зданий и сооружений, сельскохозяйственных объектов, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций в пределах, необходимых для обеспечения деятельности заповедников.
Статус конкретного государственного природного заповедника утверждается органом, уполномоченным Правительством РФ, а научно-исследовательская деятельность в них регулируется Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25), Примерным положением о государственных природных заказниках в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 16.01.1996 N 20.
В границах особо охраняемых природных территорий земельные участки и находящиеся на них здания и сооружения могут быть в постоянном пользовании граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных указанными выше нормативными актами. Указанные субъекты земельных отношений обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Изъятие земельных участков из земель особо охраняемой территории для общественных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 49 ЗК (см. комментарий к ч. 3 ст. 49).
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и относящиеся к землям особо охраняемой территории, в определенных случаях могут быть переданы в собственность субъектам РФ или муниципальным образованиям (подробнее см. ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (РГ.
2008. N 251). Это земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ или созданным ими казенным предприятиям, ГУПам, некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако такая передача возможна при условии, что право федеральной собственности было зарегистрировано в ЕГРП до вступления этого Закона в силу.
Источник: zemkod.ru
Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
Правовой центр «Два М» предлагает широкий спектр юридических услуг, связанных со строительством и эксплуатацией недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Значение особо охраняемых природных территорий состоит в сохранении территорий и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение для региона или страны в целом. Все ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
Нахождение земельного участка в границах ООПТ и/или ее охранной зоны накладывает существенные ограничения на собственника или арендатора участка вплоть до невозможности использования земли и недвижимости. Но все же во многих случаях удаётся найти законную возможность совместить интересы владельца недвижимости и задачи охраны природы, обеспечить экономически эффективное использование земель в пределах ООПТ и прилегающей к ней территории. Также при включении участков в ООПТ их правообладатели вправе требовать возмещения убытков, а в ряде случаев и выкупа у него такого участка по рыночной цене. Соответственно, возникают судебные споры о размере убытков или выкупной цены участка.
Виды особо охраняемых природных территорий
В зависимости от назначения и особенностей режима использования, в соответствии с федеральным законом ООПТ подразделяются на следующие категории:
- Государственные природные заповедники;
- Национальные парки;
- Природные парки;
- Природные заказники;
- Памятники природы;
- Дендрологические парки и ботанические сады.
Вместе с тем, законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные, прямо не поименованные в федеральном законе, категории особо охраняемых природных территорий. Так, в составе ООПТ Москвы образованы ландшафтные заказники «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина реки Сходни в районе Молжаниновский», комплексный заказник «Петровско-Разумовское», природно-исторические парки «Сокольники», «Царицыно», «Измайлово», «Останкино», «Битцевский лес».
В составе ООПТ Московской области можно выделить такие виды ООПТ как особо охраняемый водный объект «Долина р. Лутосня» и прибрежная рекреационная зона «Лидино».
В зависимости от статуса, все особо охраняемые природные территории можно также разделить на следующие три группы:
- ООПТ федерального значения;
- ООПТ регионального значения;
- ООПТ местного значения.
Государственные природные заповедники и национальные парки в силу прямого указания закона относятся к ООПТ федерального значения, а земельные участки и природные ресурсы, расположенные в их границах, находятся в федеральной собственности, из которой не подлежат отчуждению.
Природные парки отнесены к ООПТ регионального значения. Остальные особо охраняемые природные территории могут быть отнесены как к ООПТ федерального, так и к ООПТ регионального значения. ООПТ местного значения создаются, в свою очередь, органами местного самоуправления в пределах соответствующего муниципального образования.
В составе отдельных видов ООПТ, например, национальных и природных парков, производится также внутреннее функциональное зонирование с выделением зон хозяйственного назначения, охраны объектов культурного наследия, рекреационных, физкультурно-оздоровительных, заповедных и прочих зон.
Режим особо охраняемых природных территорий
В силу прямого указания закона, для земель ООПТ не устанавливается градостроительный регламент, в том числе, не применяются Правила землепользования и застройки, являющиеся важнейшим документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность в Москве и области.
Инвестору, планирующему застройку участка, следует иметь ввиду, что ограничения использования участков в границах ООПТ, а также вопросы их охраны и защиты, определяются положением о соответствующей особо охраняемой природной территории (далее – «Положение»), принимаемым на соответствующем уровне органами государственной власти или местного самоуправления.
Положением могут быть предусмотрены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе, применительно к каждой функциональной зоне ООПТ.
В случае, если режим ООПТ допускает строительство на участке, Положением устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости (за исключением линейных объектов).
Как правило, Положением устанавливается достаточно жесткий режим использования участков в границах ООПТ, включая полный запрет на возведение на них объектов капитального строительства, непосредственно не связанных с использованием ООПТ, а также изменение функционального назначения участка.
Правообладатели подписывают охранные обязательства по соблюдению режима использования и обеспечению сохранности природных сообществ и объектов на участках, расположенных в ООПТ.
Осуществление любого рода хозяйственной деятельности в границах ООПТ требует обязательного согласования проектной документации со стороны уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (в Москве – Мосприрода), включая проведение государственной экологической экспертизы проекта.
В то же время, грамотный подход, выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, в рамках градостроительного аудита, позволят правообладателю (инвестору) выработать наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.
Источник: www.2m.ru
Градостроительный кодекс города Москвы
Глава 10. Особенности градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях в городе Москве
Статья 51. Общие положения
1. К особо охраняемым природным территориям в городе Москве относятся особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий.
2. К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
3. К озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:
1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
2) озелененные территории ограниченного использования;
3) озелененные территории специального назначения.
4. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить земельные участки, которые зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях воссоздания утраченных, восстановления деградированных особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий или в целях создания новых озелененных территорий.
5. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить территории объектов культурного наследия, в том числе памятников ландшафтной, садово-парковой, усадебной архитектуры, границы, режимы охраны и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.
6. В границах территорий объектов культурного наследия могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
7. В границах озелененных территорий могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, настоящим Кодексом.
2. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.
3. Проекты документов, указанных в части 1 настоящей статьи, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. Границы особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий устанавливаются, изменяются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, охраны окружающей среды, экологической экспертизы, с учетом документов, указанных в части 2 статьи 52 настоящего Кодекса, а также с учетом проектов планировки территории.
2. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве
1. В целях устойчивого развития города Москвы, защиты права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, создания условий для сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории устанавливаются показатели баланса площадей особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны. Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:
1) ко всей территории города Москвы;
2) к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;
3) к территориям функционально-планировочных образований.
2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1–3 части 1 настоящей статьи.
Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
1. Регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
2. В соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют:
1) функциональное назначение территории;
2) требования и ограничения в части благоустройства территории;
3) требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:
а) необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;
б) необходимых для обслуживания посетителей;
в) иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;
4) иные требования и ограничения градостроительной деятельности.
3. Режимы регулирования градостроительной деятельности могут быть установлены применительно ко всей особо охраняемой природной территории, природной и озелененной территории или частям указанной территории.
4. Части особо охраняемых природных территорий, в пределах которых допускается размещение объектов капитального строительства, должны быть выделены в правилах землепользования и застройки в качестве отдельных территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты.
5. Применительно к зонам, участкам территории особо охраняемых природных территорий, природных территорий, предназначенным для рекреационного использования, размещения объектов, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, применительно к озелененным территориям общего пользования режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, и в соответствии с региональными нормативами.
6. Применительно к озелененным территориям ограниченного использования, озелененным территориям специального назначения режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны и использования природных и озелененных территорий, техническими регламентами, требованиями к использованию территорий в зонах с особыми условиями использования территорий, а также в соответствии с региональными нормативами.
7. Режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории.
Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий
1. На чертежах в составе проектов планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий должны быть отображены границы зон, участков территории с установленными в соответствии с законодательством режимами охраны, режимами использования этих территорий, режимами регулирования градостроительной деятельности.
2. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.
3. Утратила силу.
4. Разработка градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на особо охраняемой природной территории, природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства осуществляется только при условии, что применительно ко всей этой территории установлены режимы охраны, режимы использования, режимы регулирования градостроительной деятельности. В градостроительном плане указанного земельного участка должны быть определены ограничения использования земельного участка, объекта капитального строительства, необходимые для соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории.
Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях
1. Разработка проектной документации объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории. Проведение государственной экспертизы указанной выше проектной документации является обязательным.
2. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на природных, озелененных территориях является обязательным.
3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:
1) орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, проводит проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, в том числе в части требований охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, а также соответствия указанных работ проектной документации, в том числе положениям проекта организации строительства, указанным в части 1 настоящей статьи;
2) орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечивает государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий, природных, озелененных территорий в целях предотвращения нарушения режимов охраны указанных территорий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Источник: mosopen.ru