Что такое орден в строительстве

За многолетний добросовестный труд в области строительства, большой вклад в укрепление и развитие отрасли, создание и обеспечение эффективной деятельности Российского Союза строителей ЗАБЕЛИНА ВИКТОРА НИКИТОВИЧА, ПРЕЗИДЕНТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО МЕЖОТРАСЛЕВОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ»

За многолетний добросовестный труд, заслуги в транспортном строительстве, большой вклад в развитие строительного комплекса России МИЛЛЕРМАНА АЛЕКСАНДРА САМУИЛОВИЧА,ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЗАО САО «ГЕФЕСТ»

За многолетний добросовестный труд в области строительства, большой вклад в организацию сооружения крупных производственных, сельскохозяйственных комплексов и объектов гражданского назначения — ВИДЬМАНОВА ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА, ВЕТЕРАНА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ,
ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РСФСР

За многолетний добросовестный труд, заслуги в области строительства, промышленности строительных материалов, большой вклад в развитие строительного комплекса Тюменской области — НИКИФОРОВА ВЛАДИМИРА НИКОЛАЕВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ООО «МЕГА ГРУПП»

Орден «Знак Почета»


За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов на территории Якутии — АНТИПКИНУ ТАТЬЯНУ СЕРГЕЕВНУ, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — САВЕНКО АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ФГУП «УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ТЕРРИТОРИИ N1 ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
За заслуги в области строительства, большой вклад в формирование законодательной и нормативной базы саморегулирования и в связи с 70-летием со дня создания Челябинского проектно-изыскательского института «Челябжелдорпроект» — СОКОЛОВА ПЕТРА ЮРЬЕВИЧА, ДИРЕКТОРА ЧЕЛЯБИНСКОГО ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА «ЧЕЛЯБЖЕЛДОРПРОЕКТ»
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — КРАСЮКОВА ИГОРЯ СТАНИСЛАВОВИЧА, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ЦПО — ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ФГУП «ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие строительного комплекса Северо-Запада, создание крупнейшего регионального Союза строителей — Санкт-Петербургского Союза строительных компаний — КАПЛАНА ЛЬВА МОИСЕЕВИЧА, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА, ДИРЕКТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ»
За многолетний добросовестный труд, выдающийся вклад в строительство на территории Украины, Грузии и Российской Федерации — МЕДЗМАРИАШВИЛИ НАДАРА АКАКИЕВИЧА, ВЕТЕРАНА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие строительного комплекса Республики Башкортостан, высокий профессионализм — БИКМУХАМЕТОВА ХАЛИТА АБДУЛСАМАТОВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «АК ВНЗМ»

Орден и медаль. В чем отличие этих наград.


За выдающиеся заслуги в области строительства, большой личный вклад в развитие строительного комплекса России — ЖМУРКО АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «КУРГАНСКИЙ ЗАВОД ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ»
За многолетний добросовестный труд, заслуги в области строительства, промышленности строительных материалов, большой личный вклад в развитие строительного комплекса Воронежской области, формирование нормативной базы саморегулирования — НИКУЛИНА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — ПАНЧУКА БОРИСА МАРКОВИЧА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ВЕТЕРАНЫ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
За многолетний добросовестный труд, заслуги в области строительства, промышленности строительных материалов, большой личный вклад в развитие строительного комплекса Тюменской области — РУССУ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «МОСТОСТРОЙ — 11»
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — КОЛОШВАЯ ОЛЕГА ВАСИЛЬЕВИЧА, НАЧАЛЬНИКА 690 СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие строительного комплекса Северо-Кавказского региона, активное участие в строительстве и сдаче в эксплуатацию объектов социального и культурно-бытового назначения:
o ГУСЕВА Геннадия Викторовича — начальника филиала «УДС N 417» ФГУП «УССТ N 4 при Спецстрое России», КАВТАРАДЗЕ Владимира Левановича — заместителя начальника ФГУП «УССТ N 4 при Спецстрое России», КАВТАРАДЗЕ Шоту Левановича — заместителя начальника ФГУП «УССТ N 4 при Спецстрое России».
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — МИКОВА ВЛАДИМИРА ЛЕОНИДОВИЧА, ДИРЕКТОРА КАЗЁННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)
За многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в строительство объектов оборонного и народно-хозяйственного значения — МАЛЯВИНА ВЛАДИМИРА ГЕННАДЬЕВИЧА, НАЧАЛЬНИКА
ФГУП «ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
За многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие строительного комплекса Краснодарского края, создание крупнейшего регионального Союза строителей — Союза строителей (работодателей) Кубани — ДЕНИСОВА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ) КУБАНИ
Беляков Евгений Матвеевич
Севостьянов Павел Игоревич
Сизёнов Владимир Афанасьевич
Садовой Анатолий Моисеевич
Белик Геннадий Владимирович
Калашников Николай Григорьевич
Суруда Виктор Борисович
Бородатый Сергей Алексеевич
Фомин Юрий Николаевич
Гершман Игорь Анатольевич
Щепелин Николай Игнатьевич
Горобцов Борис Самуилович
Дудко Николай Михайлович
Прохоров Николай Иванович
Гундин Владимир Алексеевич
Шатворян Леонид Георгиевич
Чернышев Михаил Анатольевич
Куклин Николай Иванович
Маркелов Леонид Игоревич
Садыгов Шалы Шыхалы оглы
Тутарищев Батырбий Зульевич
Вишняков Александр Владимирович
Смирнов Валерий Аркадьевич
Будницкий Григорий Борисович
Малюшин Николай Александрович
Миронов Валерий Владимирович
Закиров Ирек Мунирович
Соломатин Анатолий Васильевич
Востродымов Сергей Петрович
Ащеулов Николай Михайлович
Потапов Валентин Васильевич
Онилов Юрий Федорович
Берлов Анатолий Петрович
Рыбянец Александр Петрович
Лисиченко Николай Иванович
Солуянов Юрий Иванович
Киршин Леонид Михайлович
Маслов Владимир Валентинович
Хрючкин Николай Григорьевич
Михин Алексей Семенович
Антипов Константин Николаевич
Климентьев Александр Сергеевич
Косяков Анатолий Яковлевич
Ивонин Владимир Александрович
Курбатов Александр Павлович
Абдурахманов Виктор Юсупович
Таратута Дмитрий Петрович
Антонюк Виталий Петрович
Хомицкий Евгений Федорович
Бабаев Геннадий Андреевич
Арист Александр Леонидович
Гребенюк Анатолий Владимирович
Хризман Юрий Лазаревич

Источник: viperson.ru

Антаблемент в архитектуре

Современные дизайнеры и специалисты в архитектурном деле позволяют сделать каждый дом особенным, непохожим на остальные. Наиболее широкой областью применения фантазий и задумок является фасад здания, наиболее необычным декором которого является антаблемент.

Что такое антаблемент

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре — горизонтальная, часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

как выглядит антаблемент

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Архитектурные ордеры

Архитектурный ордер (от латинского порядок, строй) – это определенное, устоявшееся сочетание элементов архитектуры фасада, подчиненных одному стилю, с соблюдением пропорций и соотношения расположения согласно друг друга несомых и несущих конструкций. Выделяют три основных ордера:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Дорический и ионический считаются основными, тогда как коринфский – второстепенный, более шикарный вариант ионического. В архитектуре античной Греции главными элементами становятся крепида (подножье), колонны, стены, кровли с фронтоном треугольной формы и непосредственно антаблементы.

Название ордеров происходит от местности, где они возникли, и имен племен, в тех местах проживавших: дорийцы и ионийцы, являвшихся главными древними племенами Эллады. Таким образом, возникновение основных ордеров относится к архаичным временам, но развивались и достигли пика совершенства в эпоху классицизма.

виды ордеров в архитектуре

Греческому искусству было свойственно стремиться отражать образ и строение человека посредством искусства, не исключением стала и архитектура. По причине этого ордеры отличались друг от друга пластикой, свойственной и человеческому телу.

Так, дорический орден обозначает мужское начало, он простой, массивный, монументальный, нагруженный. Ионический – отражение женской сути, более легкий, изящный, не перегруженный, лишенный внутреннего и внешнего напряжения, пластичный. Ордера из камня являются продолжателями древней деревянной системы, а потому в них присутствуют ее следы в виде простых и ясных логических форм.

Дорический ордер

Деревянный прототип ордера имел массивную конструкцию, простую и строгую, состоял из таких частей:

  • стереобат или крепида – ступенчатое основание;
  • несущие опоры в виде колонн;
  • конструкция фасада — антаблемент.

Возведение храма дорического ордера базировалось на трехступенчатом основании, то есть крепиде. Это были ступени, не предназначенные для хождения по ним. Их высота зависела от общего масштаба здания. Единой мерой размеров как самого сооружения, так и отдельных его деталей, был модуль.

Читайте также:  Как перекрывают реку для строительства гэс

Чтобы колонна была более устойчивой, ее ствол сужался наверху, и венчала его капитель, благодаря которой осуществлялся более удобный переход горизонтальных балок к вертикальной плоскости колонн. Сверху капители накрывались плитами: одна – формой перевернутого усеченного конуса, эхин, удерживала квадратную плиту, абаку.

Ствол колонны дорического ордера не имел базы и опирался на стилобат, то есть верхнюю плиту стереобата. На нем было от шестнадцати до двадцати вертикальных желобов сегментного сечения, имеющими острые грани – каннелюр. Отличительная черта греческого ордера – выразительность, художественность и пластичность в обработке и гармонии в пропорциональности ее составляющих.

Дорический архитрав, представленный деревянной несущей балкой, гладок, завершался тенией, то есть полочкой. А под ней находилась дополнительная полочка – регула. Средняя часть антаблемента, то есть фриз, оснащалась чередующими плитами с вертикальными вырезами, которые назывались триглифы. Между триглифами находились метопы, их иногда украшали барельефами. Вертикальные вырезы располагались на оси колонны и в пролетах между ними, угловой триглиф – соответственно в самый угол фриза.

Дорический карниз сильно нависает над конструкцией. Свешивающаяся часть карниза скошена вниз, это сделано для того, чтобы вода не затекала под него. А четко очерченная горизонтальная линия карниза визуально завершает общий его вид и композицию. Нижняя карнизная плита увенчивается прямоугольными – мутулами. Для стока дождевой воды наверху карниза, боковым фасадам устанавливали водосточный желоб, он в свою очередь переходил на наклонный фронтонный карниз.

Фронтон – как правило треугольная, завершающая деталь фасада строения, которое с боков ограничивается карнизом и скатом крыши. На фронтонах были углубленные места, называемые тимпанами, на которых обычно устанавливали скульптурные композиции, и середина и углы украшались отдельными статуями или орнаментами.

Ионический ордер

Отличие ионического ордера от дорического главным образом заключается в деталях и пропорциях. У колонны база и капитель профилированные. Формы баз делятся на:

  • аттическую;
  • малоазийскую.

ионический ордер

Аттической базе характерны ясность и лаконичность. Составляющими ее профиля являются два вала, между которыми находится архитектурный вогнутый облом – скоция. Основные элементы разделены полочками, а валы украшены плетенкой или бороздками. Обломы баз имели кривую линию, видимо, вычерчивали их и впоследствии изготавливали на глаз.

Волюта в архитектуре появилась на развитых ионических капителях в виде подушки с двумя завитками, которые располагались между абаком и эхином. Горизонтальные деления капителей украшались орнаментами. В отличие от дорических пропорций, ионические имеют ажурную, легкую, наполненную свободным пространством структуру. Использование волюты в архитектуре – это неотъемлемый элемент декора ионического и коринфского фасадов.

Составные детали антаблемента также имеют отличия. Архитрав разделен на три полосы, выступающие одна над другой, которые назывались фасциями. У фриза, в отличие от дорического, не было триглифов, практически полностью они покрывались барельефами.

Ионический карниз был украшен полосой иоников, орнаментами яйцевидной формы, делился на верхнюю выносную и нижнюю поддерживающую части. Все элементы архитектуры здания разрабатывались индивидуально. Ионические храмы сооружались с некоторым сдвигом или наклоном колонн и некоторыми другими изменениями в сравнении с основами соразмерности дорического ордера.

В ионических строениях присутствовали оптические иллюзии, например, прием утолщения угловых колонн использовался для того, чтобы на фоне светлого неба казаться тоньше. Горизонтальные линии антаблемента, а также ступени и верхняя часть стилобата, были немного выгнутыми вверх. За счет этого не было эффекта прогиба горизонталей здания. Ствол колонны делался немного припухлым, за счет чего создавалось впечатление, будто она приплюснута под тяжестью антаблемента.

Коринфский ордер

Коринфский ордер

Составляющие коринфского ордера, являющегося наиболее утонченным из всех : высокие колонны, стволы, база, прорезанные каннелюры. Главный отличительный признак – резная капитель в виде корзины листьев аканта, особое распространение получил благодаря римлянам.

Антаблемент коринфского ордера имеет все составляющие ионического. Особыми характерными признаками в коринфском ордере обладает лишь капитель.он выполнен более роскошно, воплощая в жизнь замысли художника, более легок и утончен.

Детали антаблемента

Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.

В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.

Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:

  • конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
  • стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата — стилобат;
  • антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.

Архитрав

Архитрав – главная балка, опирающаяся непосредственно на капители колоннады. Дорический архитрав гладкий, тогда как ионический и коринфский – с одним или несколькими уступами. Это важный, основополагающий элемент антаблемента.

Фризы и карнизы

фризы в архитектуре

Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.

Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся плитами из керамики или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.

Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.

Карнизы антаблементов

Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.

Венчающие

Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.

Междуэтажный

Междуэтажные карнизы используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.

Фризы антаблемента

Фризы антаблемента

В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.

Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.

Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.

Оформление фасада, советы

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

антаблемент из пенополистерола

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Читайте также:  Пир в строительстве образец

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Фронтон из полиуретана на частном доме или коттедже

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

Источник: bazafasada.ru

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографическая запись: Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/04/15/order-v-arhitekture-drevnej-grecii-ob/ (дата обращения: 15.10.2022)

Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники отключены

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространён в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

История

Первым появился дорический ордер в VI веке до н. э.. Потом получили распространение другие — ионический, коринфский; в Древней Греции и Риме их применение было повсеместным. В средние века классическая архитектура была на время забыта.

Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер и более стройный, изящный ионический (включающий в свою очередь два варианта — малоазийский и аттический) встречаются в первых известных науке полностью каменных сооружениях (1-я половина VI в. до н. э.). Третий, коринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капителью, появился значительно позднее (2-я половина V в. до н. э.).

Большая часть связанных с ордерной системой терминов восходит к традициям древнегреческого или римского зодчества и дошла до нас в памятниках античной письменности, главным образом в трактате Витрувия.

Анализ археологических фактов показывает, что к моменту сложения ордеров стоечно-балочная конструкция играла видную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины, выработанных в древнегреческом строительстве в течение многих веков. В жилище, например, как свидетельствует гомеровский эпос, она несомненно применялась в эпоху разложения родового строя и не только в мегаронах (т. е. в парадных помещениях царского дворца), но и как важнейший элемент усадьбы или двора в обычном жилище. Практика эта развивалась и дальше, что подтверждается недавними раскопками*, а также вазописью (начиная с VI в. до н. э.), где жилой интерьер передается введением элементов стоечно-балочной конструкции.

Характеристики

Древнегреческие архитектурные ордера: дорический (слева) и ионический

Древнегреческие архитектурные ордера: дорический (слева) и ионический

Можно выделить следующие главные элементы греческого ордера. Основание называется стереобат и располагается на верхнем ряду кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат, иногда так называют только поверхность ступени, на которой стоят колонны. Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель, которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой подушечки), абаки (квадратной плиты), волют (декоративных завитков) и др. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, который разделяется на следующие части

  • карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  • фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.
  • архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

Типы греческих ордеров

Дорический ордер

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Греко-дорический ордер. Парфенон.

Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.

Дорический ордер в наиболее ясной и лаконичной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества, одновременно обратив ее в основу гибкой системы архитектурных художественно-выразительных средств. Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора.

Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук.

Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов.Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола (шейка или трахелий), в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере — небольшой бороздкой (гипотрахелием), а в римско-дорическом — выпуклым профилем-ремешком. В римском варианте ордера трахелий, как правило, не канеллирован и может нести дополнительные украшения, а эхин зачастую украшен иоником.

База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.

Дорический ордер (храм Афины Афайи на о. Эгина, около 490 г. до н. э.) А. Стереобат: а — стилобат (верхняя ступень стереобата или лишь верхняя поверхность этой ступени); б — ствол колонны с каннелюрами; в — шейка капители или гипотрахелион; г — врез гипотрахелиона; д — ремешки; е — эхин; ж — абака; з — архитрав; и — тения; к — полочка или регула; л — капли, или гутты; м — фриз; н — метопы; о — триглифы; р — карниз, или гейсон; с — мутулы с каплями под ними; т — выносная плита; у — сима или водосточный желоб, образуемый крайним рядом кровельной черепицы над наклонными карнизами фронтона и (не всегда) вдоль боковых сторон сооружения с отверстиями для выпуска дождевой воды в форме львиных голов; ф — лобовая черепица или антефикс; ц — калиптер (черепица, перекрывающая шов); х — солен (плоская черепица)

Дорический ордер (храм Афины Афайи на о. Эгина, около 490 г. до н. э.)
А. Стереобат: а — стилобат (верхняя ступень стереобата или лишь верхняя поверхность этой ступени); б — ствол колонны с каннелюрами; в — шейка капители или гипотрахелион; г — врез гипотрахелиона; д — ремешки; е — эхин; ж — абака; з — архитрав; и — тения; к — полочка или регула; л — капли, или гутты; м — фриз; н — метопы; о — триглифы; р — карниз, или гейсон; с — мутулы с каплями под ними; т — выносная плита; у — сима или водосточный желоб, образуемый крайним рядом кровельной черепицы над наклонными карнизами фронтона и (не всегда) вдоль боковых сторон сооружения с отверстиями для выпуска дождевой воды в форме львиных голов; ф — лобовая черепица или антефикс; ц — калиптер (черепица, перекрывающая шов); х — солен (плоская черепица)

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа — фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза, поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы — гутты.

Пропорции

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.

Ионический ордер

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.

Древнегреческая ионическая колонна в книге Nordisk familjebok, 1910 год

Древнегреческая ионическая колонна в книге Nordisk familjebok, 1910 год

Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.

Формы ионического ордера известны в разных вариантах (особенно база, капитель и антаблемент) и обычно описываются по частям, без ясного порядка. Ниже приводятся особенности двух основных вариантов ионического ордера в соответствии с процессом их возникновения, который подробно рассматривается ниже.

Читайте также:  Как открыть все элементы строительства fallout 4

Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в. до н. э. Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель.

Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света». Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена.

Особенности

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы (или торусы), украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.

Ионический ордер (исходный малоазийский вариант без фриза — храм Афины Полиады в Приене, около 335 г. до н. э.): а — база (малоазийский вариант, с плинтом); б — плинт, в — выкружки и валы; г — ствол колонны с каннелюрами и дорожками между ними; д — эхин ионической капители; е — волюта; ж — балюстра; з — подушка; и — абака; к — архитрав, разделенный на три фасции и увенчанный киматием; л — зубчики или сухарики (дентикул) с венчающим киматием; м — выносная плита; н — сима или водосточный желоб

Ионический ордер (исходный малоазийский вариант без фриза — храм Афины Полиады в Приене, около 335 г. до н. э.): а — база (малоазийский вариант, с плинтом); б — плинт, в — выкружки и валы; г — ствол колонны с каннелюрами и дорожками между ними; д — эхин ионической капители; е — волюта; ж — балюстра; з — подушка; и — абака; к — архитрав, разделенный на три фасции и увенчанный киматием; л — зубчики или сухарики (дентикул) с венчающим киматием; м — выносная плита; н — сима или водосточный желоб.

База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте.

Выпуклые элементы базы — полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большой сложностью.

Он состоял (не считая необязательного элемента — плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса (храм Геры на о. Самосе). Иногда к этому добавлялось еще основание базы, состоявшее из трех элементов с профилем в виде двойного валика (точнее — двух полувалов), разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Этот тип базы был распространен всюду, кроме Афин, и применялся чаще, чем все другие, вплоть до эпохи эллинизма.

Второй важнейший вариант ионического ордера появился около 525 г. до н. э. на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-й половине V в. до н. э.

Он отличается от малоазийского не только менее сложной и потому более выразительной базой (ее обычно называют аттической), но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и фронтоном.

Коринфский ордер

Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты.

Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. Кроме того, имеются так называемые лилейки — волютки, цветки, розетки и другие декоративные элементы капители.

Коринфский ордер. Пантеон

Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.

Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.

Альтернативная версия: коринфский ордер буйным акантом символизирует пышные кудри юноши (как ионический — характерную прическу греческих женщин, а дорический — аскетичность зрелого мужчины).

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.

Витрувий:

Коринфские колонны, за исключением их капителей, во всей своей соразмерности подобны ионийским; но высота капителей делает их соответственно более вытянутыми и стройными, так как вышина ионийской капители составляет треть толщины колонны, а вышина коринфской равняется всему поперечнику ствола. Таким образом, поскольку коринфские капители на две трети толщины больше, они сообщают, благодаря своей вышине, более стройный вид колоннам.

Что касается остальных членов, помещающихся сверху колонн, то в коринфских колоннах их располагают или согласно дорийской соразмерности или так же, как это принято в ионийском ордере, ибо коринфскому ордеру не было присвоено своего собственного расположения карнизов и остальных украшений, но или мутулы на его карнизах и капли на архитравах располагают в соответствии с триглифами, как это принято в дорийском стиле, или же фриз его располагают согласно ионийским правилам, украшая его рельефами с зубчиками и карнизами.

Таким образом, третий ордер возник из двух других путем введения особой капители. В соответствии с формами колонн получили названия три ордера: дорийский, ионийский и коринфский, из которых первым и самым древним является дорийский, возникший следующим образом: когда в Ахайе и во всем Пелопоннесе царствовал Дор, сын Эллина и нимфы Фтии, он на урочище Юноны в древнем городе Аргосе воздвиг святилище, случайно получившее форму дорийского ордера, а затем и в остальных городах Ахайи построил другие святилища того же ордера, хотя правила его соразмерности тогда еще не возникли.

Наиболее ранним из известных памятников коринфского ордера была коринфская колонна храма Аполлона в Бассах.

Не-греческие ордеры:

Римская архитектура унаследовала от греческой архитектуры три ее ордера и прибавила к ним три собственные вариации.

Первую из этих вариаций римляне заимствовали у этрусков, и она получила название тосканского ордера (страна, где жили этруски, впоследствии получила название Тосканы). Тосканский ордер, в свою очередь, есть вариант дорийского ордера; отличие заключается в том, что тосканская колонна опирается на базу, но лишена каннелюр.

Второе изобретение римской архитектуры — так называемая композитная капитель, которая сочетает ионийские волюты с коринфским мотивом аканта.

Самым же важным в конструктивном и историческом смысле было третье изобретение римских архитекторов. В римской архитектуре постепенно совершается радикальный перелом конструктивных принципов: от горизонтального антаблемента (от системы архитрава) римские архитекторы все охотнее переходят к перекрытию опор с помощью арок и сводов. Но для того чтобы концентрировать давление арки на оси опор, между пятой арки и капителью стали вставлять особый конструктивный элемент — так называемый импост (представлявший собой сначала как бы профилированный отрезок эпистиля, а позднее имевший форму куба или опрокинутой пирамиды); в дальнейшем же развитии (особенно в византийской архитектуре) и капитель колонны приобретает форму импоста (так называемая импостная капитель).

Однако этими шестью античными ордерами не исчерпывается история колонны и капители. В эпоху романского стиля узор капители обогащается мотивом плетений и фантастических комбинаций человеческих и животных тел. В эпоху готики переживают новый пышный расцвет растительные украшения капителей и баз.

Наконец, в эпоху маньеризма и барокко фантазия архитекторов обращается на самый ствол колонны, на обогащение его силуэта то спиральными изгибами (витая колонна), то оправой колец, то разложением ствола колонны на ряд самостоятельных слоев, иногда попеременно круглых и четырехугольных (рустический, сельский ордера, французский ордер и т. п.)

Источник: iskusstvoed.ru

Рейтинг
Загрузка ...