Что такое перестройка в строительстве

ПЕРЕСТРОЙКА в СССР (1985-1991), инициированный М. С. Горбачевым и его ближайшим окружением процесс реформирования системы в СССР.

На состоявшемся в феврале-марте 1986 27-м съезде партии была одобрена стратегия реформ.

1985 – рубежный в истории государства и партии год. Закончилась брежневская эпоха.
В марте 1985 Горбачев был избран новым Генеральным секретарем. Он укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми.

Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма».
27-й съезд КПСС состоялся в феврале-марте 1986. На нем была одобрена стратегия реформ и принята новая программа партии, включавшая ускорение экономического роста и улучшение условий жизни населения. Вначале Горбачев склонялся к политике администрирования, таким мерам, как повышение дисциплины труда и антиалкогольная кампания. Но позже Горбачев провозгласил курс на «перестройку» – реструктуризацию экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического строя. Однако эти реформы не имели достаточного экономического обоснования, не были тщательно проработаны и ограничивались идеями Ленина и Бухарина времен НЭПа (1921–1928).

Перестройка в СССР

Первым заметным в обществе изменением стала политика гласности (свобода слова и открытость информации). Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности.

Некоторые члены Политбюро, во главе с Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики и среди населения. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и т.п.

Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.

Летом 1990 Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Несколько групп экономистов разработали свои программы, в том числе С.Н.Шаталин и Г.А.Явлинский в конце августа 1990 предложили свою радикальную программу реформ «500 дней». По этой программе предполагалось провести децентрализацию экономики, затем последующую приватизацию предприятий, отмену государственного контроля за ценами и допускалась безработица.

Что такое «Перестройка» ? И что же такое «Горбачёв» ? за 7 минут

Но к реализации была принята программа Рыжкова – Абалкина. Это был умеренная концепция, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И.Абалкина, в разработке принимал участие председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков.

Государственный сектор сохранялся в экономике на более длительный срок с обязательным контролем со стороны государства над частным сектором. Но реформы экономики не привели к улучшению, напротив, сократились доходы населения, сократилось производство, что в свою очередь вызывало рост социального недовольства.

Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Советский бюджет сильно зависел от мировых цен на нефть, поэтому мировые цены на нефть были искусственно обрушены. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако помощи оказано не было. В такой обстановке готовился к подписанию новый союзный договор летом 1991.

Внешняя политика

Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.

Новое мышление должно было заменить практику соперничества великих держав и доказывало, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. Поэтому советская дипломатия стала приобретать более открытый характер, но по сути это означало односторонние уступки со стороны СССР. О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики. Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.

С 1987 начался распад социалистической системы Восточной Европы и к осени 1989 во всех странах Варшавского договора (начиная с формирования нового правительства в Польше, которое возглавило движение «Солидарность») произошла смена руководства. В некоторых странах это произошло бескровно, в других, как в Румынии, режим был свергнут вооруженным путем.

Произошла «бархатная» революция в Чехословакии, народные восстания в ГДР, Болгарии и Румынии. Была разрушена Берлинская стена и начался процесс объединения Германии. США и ФРГ были согласны пойти на серьезные уступки, в частности, обсудить вопрос о нейтралитете единой Германии, что означало и ее выход из НАТО. Но Горбачев согласился на объединение Германии и без ее выхода из НАТО.

В 1989 начался вывод советских войск из стран социалистического блока. В феврале 1990 были упразднены военные органы Организации Варшавского Договора, и вывод советских войск из Восточной Европы был активизирован.

Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989. Стали сокращаться объемы помощи союзным странам, прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. СССР перестал поддерживать Ливию и Ирак. Наладились отношения с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Горбачев попытался нормализовать отношения с Китаем. При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы – кубинские войска. В июле 1986 Горбачев предложил Китаю сотрудничество в железнодорожном строительстве и совместном использовании водных ресурсов реки Амур и согласился с китайской позицией по главным спорным пограничным вопросам. Численность советских войск, расположенных вдоль китайской границы, была сокращена.

Последствия нового мышления заключалось в том, что с одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. А с другой – восточный блок прекратил свое существование, ялтинско-потсдамская система международных отношений была разрушена, что привело к однополярному миру.

Внутренняя политика.

В конце 1986 Горбачев приступил к экономическим реформам. В стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона (соответственно, из магазинов исчез сахар) и всевозможных суррогатов, – бюджет потерпел значительные убытки. Возросло употребление наркотиков. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок.

К осени 1987 стало ясно, что, несмотря на попытки реформ, экономика страны находится в глубоком кризисе. Темпы экономического роста страны снизились, и Горбачев выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие». Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.
Чтобы обеспечить себе поддержку интеллигенцией, Горбачев вернул А.Д.Сахарова из ссылки в Горьком. За освобождением Сахарова последовало освобождение других диссидентов, а еврейским «отказникам» было позволено эмигрировать в Израиль. Была начата кампания «десталинизации» общества. В конце 1986 и начале 1987 появились два знаковых антитоталитарных произведения – аллегорический фильм Тенгиза Абуладзе Покаяние и роман Анатолия Рыбакова Дети Арбата.

Перестройка активизировала рост национализма на периферии. Так, в прибалтийских республиках – Эстонии, Латвии и Литве – были созданы националистически настроенные народные фронты, чье руководство выступало с требованием экономической автономии, восстановления прав национальных языков и культур и заявляло, что их страны были насильственно включены в Советский Союз.

В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией. Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении. Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования. В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.

Читайте также:  Что такое зеленые технологии в строительстве

В этих условиях обострились разногласия внутри партийного руководства. Они часто упрощенно изображались, как столкновение между реформаторами и консерваторами. Но конфликт был гораздо глубже. Т.н. называемые консерваторы (куда входили Лигачев, Рыжков) считали, что нужно больше порядка, дисциплины, больше эффективности.

Они выступали за борьбу с коррупцией, но основные параметры советского государства и его экономики, должны были сохраниться. Радикальное крыло (во главе с А.Яковлевым) призывало к установлению в стране рыночных отношений и децентрализации производства, к радикальной демократизации государства и общества, т.е. к крайне решительным реформам. Б.Н.Ельцин, секретарь московской партийной организации, призывал к ликвидации «привилегий». И хотя конфликт между Горбачевым и Ельциным становился все более очевидным, Горбачев рассматривал его как потенциального союзника в борьбе с теми, кто не поддерживал его идеи по реформированию.

Столкновение двух групп достигло апогея после опубликования 13 марта 1988 в главной партийной газете «Правда» статьи Нины Андреевой, в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются. Тезисам Андреевой симпатизировали многие в Политбюро. В течение некоторого времени казалось, что Горбачев может потерять контроль над аппаратом, но 5 апреля в «Правде» было опубликовано «опровержение», написанное группой авторов, возглавляемых А.Н.Яковлевым. Письмо Андреевой было названо «антиперестроечным манифестом» и был подтвержден курс на перестройку.

Политическая реформа.

В попытке перехватить инициативу, Горбачев в июне 1988 созвал партийную конференцию. Конференция одобрила предложения по демократизации политических институтов Советского Союза и приданию перестройке необратимого характера. В октябре Верховный Совет избрал Горбачева главой государства.
Осенью 1988 Горбачев активизировал мирные инициативы Советского Союза по широкому кругу международных проблем.

Выборы и переворот.

26 марта 1989 были проведены выборы делегатов на I Съезд народных депутатов. Кампания вызвала огромный интерес у населения и была отмечена острыми дискуссиями. В прибалтийских республиках победу одержали народные фронты. Ельцин был избран членом Верховного Совета СССР (первоначально он не добрал голосов; место в Верховном Совете Ельцину уступил Алексей Казанник), хотя в Москве он получил большинство голосов.

На этом фоне в стране продолжался рост национализма и происходили многочисленные межэтнические столкновения в Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), в Грузии, в Нагорном Карабахе, в Прибалтике и др.
В конце марта 1989 Абхазия заявила о выходе из состава Грузии. В Тбилиси неформальные организации начали многодневные несанкционированные акции протеста. В апреле политическая обстановка резко обострилась, митинг принял антисоветскую направленность, стало выдвигаться требование о выходе Грузии из состава СССР. 8 апреля 1989 Уголовный кодекс был дополнен новой статьей 11.1 об уголовной ответственности за публичные призывы к свержению или изменению советского государственного строя. Но процессы было уже не остановить.9 апреля войска Министерства обороны СССР разогнали демонстрантов, применив слезоточивый газ и саперные лопатки; в результате давки погибло около 20 человек.

На заседании ЦК партии 25 апреля Горбачев отложил выборы в местные советы с осени 1989 на начало 1990, чтобы аппарат не столкнулся с новым поражением.

I съезд народных депутатов был созван в конце мая 1989. Он избрал новый Верховный Совет и утвердил Горбачева его председателем. Политическую победу на съезде одержали радикал-реформаторы: статья 11.1 была отменена; была создана комиссия по расследованию событий в Тбилиси, а некоторые видные консерваторы обвинены в коррупции. Обсуждения, которые длились две недели, передавались в прямом эфире по телевидению и приковали к себе внимание всей страны.

Одновременно более 300 делегатов Съезда народных депутатов сформировали оппозиционный блок, названный Межрегиональной депутатской группой. Эта группа, в руководство которой входили Ельцин и Сахаров, выработала платформу, в которой были требования провести политические и экономические реформы, обеспечить свободу печати и роспуск коммунистической партии.

В июле 1989 сотни тысяч шахтеров в Кузбассе и Донбассе начали забастовку, требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда и экономической самостоятельности предприятий. Столкнувшись с угрозой всеобщей забастовки, Горбачев согласился с требованиями шахтеров. Они вернулись к работе, но сохранили свои стачечные комитеты.

Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.

В результате выборов в феврале-марте 1990 к власти в Москве и Ленинграде пришли коалиции радикальных демократов. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин.

К 1990 экономика претерпевала серьезный спад. Нарастали требования экономической и политической автономии со стороны республик и ослабление власти центра. Уменьшился выпуск жизненно важных видов продукции, урожай был убран с большими потерями; возник дефицит даже таких товаров повседневного спроса, как хлеб и сигареты.

Горбачев не смог преодолеть эти трудности. В феврале 1990 коммунистическая партия отказалась от монополии на власть. В марте Верховный Совет внес изменения в конституцию, введя пост президента, а затем избрал Горбачева президентом СССР на пятилетний срок. Июльский 28-й съезд КПСС прошел в дискуссиях, но не принял серьезной программы реформ.

Теряющий реальную власть Горбачев начинал все сильнее раздражать население бесконечными пустыми рассуждениями о перестройке на фоне стремительно разваливающейся экономики и союзного государства. Ельцин и другие члены оппозиции демонстративно покинули ряды партии.

В начале 1991 без предварительного оповещения были введены в обращение новые банкноты в 50 и 100 рублей, чтобы заменить старые купюры, цены в государственных магазинах были увеличены вдвое. Эти меры подорвали последнее доверие населения к государству.

На референдуме 17 марта за сохранение СССР было подано 76% голосов. Однако правительства Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Армении и Молдавии вместо общесоюзного референдума провели собственный референдум о выходе из Союза.

В июне в Российской Федерации были проведены прямые президентские выборы, на которых победу одержал Ельцин. К концу июня Горбачев и президенты девяти республик, где был проведен общесоюзный референдум, разработали проект союзного договора, предусматривавшего передачу большей части полномочий республикам. Официальное подписание договора было назначено на 20 августа 1991.

19 августа находившийся в Крыму Горбачев был помещен под домашний арест в своей резиденции в Фаросе. Вице-президент, премьер-министр, министр внутренних дел, руководители армии и КГБ и некоторые другие высшие партийно-государственные чиновники объявили, что из-за «болезни» Горбачева вводится государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Население столицы поддержало Ельцина, некоторые подразделения армии и КГБ также перешли на его сторону. На третий день путч потерпел крах, и заговорщики были арестованы.

После краха путча Ельцин выпустил указ о роспуске коммунистической партии, конфискации ее собственности и передаче основных государственных функций в России в руки президента. Воспользовавшись путчем, большинство президентов других республик сделали то же самое и объявили об их выходе из Союза.

Осенью 1991 наступил последний период в истории Советского Союза. Производство было практически парализовано, а республиканские партии и правительства распались на фракции, ни одна из которых не имела убедительной политической или экономической программы. Начались межнациональные конфликты. Руководство страны потеряло все рычаги управления страной. Советский Союз перестал существовать 8 декабря 1991.

Источник: www.krugosvet.ru

Перестройка 1985-1991 в СССР: описание, причины и последствия

Перестройка (1985-1991) в СССР была масштабным явлением в политической, экономической и общественной жизни государства. Одни люди считают, что её проведение было попыткой предотвратить распад страны, другие, наоборот, думают, что она подтолкнула Союз к развалу. Давайте выясним, что же представляла собой перестройка в СССР (1985-1991). Кратко попробуем охарактеризовать её причины и последствия.

перестройка 1985 1991 в ссср

Предыстория

Итак, с чего началась перестройка в СССР (1985-1991)? Причины, этапы и последствия мы изучим несколько позже. Сейчас мы остановимся на тех процессах, которые предшествовали данному периоду в отечественной истории.

Как и практически все явления в нашей жизни, перестройка 1985-1991 в СССР имеет свою предысторию. Показатели благосостояния населения в 70-х годах прошлого века достигли в стране невиданного до тех пор уровня. Вместе с тем нужно отметить, что как раз к этому отрезку времени относится значительное снижение темпов экономического роста, за что в будущем весь этот период с легкой руки М. С. Горбачева получил название «эпохи застоя».

Ещё одним негативным явлением являлся довольно частый дефицит товаров, причиной возникновения которого исследователи называют недостатки плановой экономики.

В значительной мере нивелировать замедление промышленного развития помогал экспорт нефти и газа. Как раз в тот период СССР стал одним из крупнейших в мире экспортеров данных природных ресурсов, чему способствовала разработка новых месторождений. В то же время увеличение доли нефти и газа в ВВП страны ставило экономические показатели СССР в значительную зависимость от мировых цен на эти ресурсы.

Но очень высокая стоимость нефти (из-за эмбарго арабских государств на поставки «черного золота» в страны Запада) помогала сгладить большинство отрицательных явлений в экономике СССР. Благосостояние населения страны постоянно повышалось, и большинство простых граждан даже помыслить не могли, что вскоре все может измениться. Да еще так круто.

причины перестройки в ссср 1985 1991 кратко

Вместе с тем руководство страны во главе с Леонидом Ильичом Брежневым не могло или не желало фундаментально что-то менять в управлении экономикой. Высокие показатели только прикрывали гнойник экономических проблем, скопившихся в СССР, который грозил прорваться в любой момент, стоит только измениться внешним или внутренним условиям.

Читайте также:  Что такое ребрик в строительстве

Именно изменение этих условий привело к тому процессу, который ныне известен как Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Операция в Афганистане и санкции против СССР

В 1979 году СССР начал военную операцию в Афганистане, которая официально преподносилась как интернациональная помощь братскому народу. Введение советских войск в Афганистан не было одобрено Советом безопасности ООН, что послужило для США предлогом применить ряд экономических мер против Союза, носивших санкционный характер, и склонить к поддержанию некоторых из них страны Западной Европы.

ссср в период перестройки 1985 1991 кратко

Правда, несмотря на все старания, у правительства Соединенных Штатов не получилось добиться у европейских государств заморозки строительства масштабного газопровода Уренгой — Ужгород. Но и те санкции, которые были введены, смогли нанести значительный урон экономике СССР. Да и сама война в Афганистане тоже требовала немалых материальных затрат, а также способствовала повышению уровня недовольства населения.

Именно эти события стали первыми предвестниками экономического краха СССР, но только войны и санкций было явно мало, чтобы увидеть всю непрочность экономического базиса Страны Советов.

Падение цен на нефть

Пока стоимость нефти держалась в пределах 100 долларов за баррель, Советский Союз мог не сильно обращать внимание на санкции западных государств. Начиная с 80-х годов наметился существенный спад в мировой экономике, что способствовало падению стоимости нефти из-за снижения уровня спроса. К тому же в 1983 году страны ОПЕК отказались от фиксированных расценок на данный ресурс, а Саудовская Аравия значительно нарастила объемы добычи сырья. Это способствовало лишь дальнейшему продолжению обвала цен на «черное золото». Если в 1979 году за баррель нефти просили $104, то в 1986 году эти цифры упали до $30, то есть стоимость снизилась почти в 3,5 раза.

ссср в период перестройки 1985 1991 гг

Это не могло положительно отразиться на экономике СССР, которая ещё в брежневские времена попала в значительную зависимость от экспорта нефти. В комплексе с санкциями США и других западных стран, а также с изъянами неэффективной системы управления резкое падение стоимости «черного золота» могло привести к краху всей экономики страны.

Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым, который стал лидером государства в 1985 году, понимало, что нужно существенно менять структуру управления экономикой, а также проводить реформы во всех сферах жизни страны. Именно попытка внедрения этих реформ и привела к возникновению такого явления, как перестройка (1985-1991) в СССР.

Причины перестройки

В чем же конкретно состояли причины перестройки в СССР (1985-1991)? Кратко остановимся на них ниже.

Главной причиной, подтолкнувшей руководство страны задуматься о необходимости существенных перемен — как в экономике, так и в общественно-политическом укладе в целом — стало понимание того, что в существующих условиях стране грозит экономический коллапс или, в лучшем случае, значительный спад по всем показателям. О реальности распада СССР в 1985 году, естественно, никто среди лидеров страны даже не думал.

Основными факторами, которые послужили толчком к пониманию всей глубины назревших экономических, управленческих и социальных проблем, стали:

  1. Военная операция в Афганистане.
  2. Введение санкционных мер против СССР.
  3. Падение цены на нефть.
  4. Несовершенство системы управления.

Это и были основные причины Перестройки в СССР 1985-1991 гг.

Старт перестройки

Как же началась перестройка 1985-1991 в СССР?

Как было сказано выше, изначально мало кто думал, что те негативные факторы, которые существовали в экономике и общественной жизни СССР, могут реально привести к развалу страны, поэтому изначально перестройка планировалась как исправление отдельных недостатков системы.

ссср в период перестройки 1985 1991

Началом перестройки можно считать март 1985 года, когда генсеком КПСС партийное руководство избрало сравнительно молодого и перспективного члена политбюро Михаила Сергеевича Горбачева. На тот момент ему было 54 года, что для многих покажется не так уж и мало, но по сравнению с предыдущими лидерами страны он был действительно молод. Так, Л. И. Брежнев стал генсеком в 59 лет и находился на данном посту до самой свой смерти, настигшей его в 75 лет. Занимавшие после него фактически важнейший в стране государственный пост Ю. Андропов и К. Черненко стали генеральными секретарями в 68 и в 73 года соответственно, но смогли прожить лишь чуть более года каждый после прихода к власти.

Данное положение вещей говорило о значительном застое кадров в высших эшелонах партии. Назначение Генеральным секретарем такого относительно молодого и нового в партийном руководстве человека, как Михаил Горбачев, должно было в некоторой мере повлиять на решение данной проблемы.

Горбачев сразу дал понять, что собирается проводить целый ряд изменений в различных сферах деятельности в стране. Правда, тогда ещё не было ясно, насколько далеко это все зайдет.

В апреле 1985 года генсек заявил о необходимости проведения ускорения экономического развития СССР. Именно термином «ускорение» чаще всего назывался первый этап перестройки, продлившийся до 1987 года и не предполагавший фундаментальных перемен в системе. В его задачи входило лишь введение некоторых административных реформ. Также ускорение предполагало увеличение темпов развития машиностроения и тяжелой промышленности. Но в итоге действия правительства не дали желаемого результата.

В мае 1985 года Горбачев заявил, что всем пора перестраиваться. Именно от этого заявления и произошел термин «перестройка», но его введение в широкое употребление относится к более позднему периоду.

I этап перестройки

Не нужно считать, что изначально были названы все цели и задачи, которые должна была решить перестройка в СССР (1985-1991). Этапы можно условно разделить на четыре временных отрезка.

Первым этапом перестройки, который ещё назывался «ускорением», можно считать время с 1985 по 1987 годы. Как говорилось выше, все нововведения тогда носили в основном административный характер. Тогда же, в 1985 году, была начата антиалкогольная кампания, целью которой ставилось снижение уровня алкоголизма в стране, достигшего критической отметки.

Но в ходе этой кампании был предпринят ряд непопулярных в народе мероприятий, которые можно считать «перегибами». В частности, было уничтожено огромное количество виноградных насаждений, был введен фактический запрет на наличие алкогольных напитков на семейных и других торжествах, которые проводили члены партии. Кроме того, антиалкогольная кампания привела к дефициту спиртных напитков в магазинах и существенному увеличению их стоимости.

На первом этапе также декларировалось проведение борьбы с коррупцией и нетрудовыми доходами граждан. К положительным моментам этого периода нужно отнести значительное вливание в партийное руководство новых кадров, которые желали осуществлять действительно значимые реформы. Среди этих людей можно выделить Б. Ельцина и Н. Рыжкова.

Чернобыльская трагедия, которая произошла в 1986 году, продемонстрировала неспособность существующей системы не только предотвратить катастрофу, но и эффективно бороться с её последствиями. Аварийная ситуация на Чернобыльской АЭС несколько дней скрывалась властями, что подвергало опасности миллионы людей, проживающих вблизи зоны катастрофы. Это говорило о том, что руководство страны действует старыми методами, что, естественно, не нравилось населению.

Кроме того, проводившиеся до тех пор реформы показали свою неэффективность, так как экономические показатели продолжали падать, а в обществе все больше росло недовольство политикой руководства. Данный факт способствовал осознанию Горбачевым и некоторыми другими представителями партийной верхушки того факта, что полумерами не обойтись, а нужно проводить кардинальные реформы, чтобы спасти положение.

Цели перестройки

Описанное выше положение вещей способствовало тому, что руководство страны не сразу смогло определить конкретные цели перестройки в СССР (1985-1991). Таблица, расположенная ниже, кратко характеризует их.

Сфера Цели
Экономика Введение элементов рыночных механизмов с целью повышения эффективности экономики
Управление Демократизация системы управления
Общество Демократизация общества, гласность
Международные отношения Нормализация отношений со странами западного мира

Главной же целью, которая стояла перед СССР в годы перестройки 1985-1991 годов, являлось создание эффективно работающего механизма управления государством путем системных реформ.

II этап

Именно вышеописанные задачи были базовыми для руководства СССР в период перестройки 1985-1991 гг. на втором этапе этого процесса, началом которого можно считать 1987 год.

Именно в это время была существенно смягчена цензура, что выражалось в так называемой политике гласности. Она предусматривала допустимость обсуждения в обществе тем, которые ранее либо замалчивались, либо находились под запретом. Безусловно, это было существенным шагом к демократизации системы, но в то же время имело и ряд негативных последствий. Поток открытой информации, к которому общество, находившееся десятки лет за «железным занавесом», было просто не готово, способствовал коренному пересмотру идеалов коммунизма, идеологическому и нравственному разложению, возникновению националистических и сепаратистских настроений в стране. В частности, в 1988 году начался межэтнический вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе.

Также было разрешено ведение некоторых видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в частности, в форме кооперативов.

перестройка в ссср 1985 1991 этапы

Во внешней политике СССР пошел на значительные уступки США в надежде на снятие санкций. Довольно частыми были встречи Горбачева с американским президентом Рейганом, в ходе которых были достигнуты договоренности о разоружении. В 1989 года из Афганистана были окончательно выведены советские войска.

Но нужно отметить, что на втором этапе перестройки так и не были достигнуты поставленные задачи построения демократического социализма.

Перестройка на III этапе

Третий этап перестройки, начавшийся со второй половины 1989 года, ознаменовался тем, что процессы, происходившие в стране, стали выходить из-под контроля центральной власти. Теперь уже она вынуждена была под них только подстраиваться.

По стране прошел парад суверенитетов. Республиканские власти провозгласили приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. А в марте 1990 года Литва заявила о выходе из состава Советского Союза.

Читайте также:  Профилактика в строительстве это

В 1990 году была введена президентская должность, на которую депутаты избрали Михаила Горбачева. В дальнейшем планировалось проводить избрание президента путем всенародного прямого голосования.

Вместе с тем стало понятно, что прежний формат взаимоотношений между республиками СССР поддерживаться больше не может. Планировалось реорганизовать его в «мягкую федерацию» под названием Союз Суверенных Государств. Путч 1991 года, сторонники которого желали консервации старой системы, поставил крест на данной идее.

Постперестройка

перестройка распад ссср 1985 1991

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? Распад СССР. 1985-1991 годы прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране.

Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом.

Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик.

К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Итоги

Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Теперь настало время поговорить об итогах.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.

Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

Источник: fb.ru

Реконструкция частного дома: как получить разрешение

С 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, по которым больше не требуется получать разрешение на строительство или реконструкцию дома (объектов ИЖС). Теперь, чтобы выполнить реконструкцию дома, собственник должен уведомить об этом органы местного самоуправления. Расскажем, как правильно это сделать.

  • Что считается реконструкцией частного дома
  • Какие виды работ надо согласовывать, а какие нет
  • Как направить уведомление о реконструкции дома
  • Как узаконить реконструкцию дома

Что такое реконструкция частного дома

По российскому законодательству, любая переделка дома, изменяющая его ключевые параметры (этажность, площадь, высота, объем) считается реконструкцией.

По российскому законодательству, реконструкция частного дома – это изменение ключевых параметров всего дома или его частей (этажность, площадь, высота, объем).

Реконструкция – это именно конструктивное изменение дома.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют реконструкцию частного дома:

К реконструкции относятся надстройка нового этажа или мансарды, изменение формы, размера и конфигурации дома, вырубка в несущих стенах оконных и дверных проемов, пристройка крыльца, веранды и т.п. – какие-то пристройки и изменения, при которых ключевые параметры дома остаются неизменными. Сюда можно отнести все перемены, после которых дом перестает соответствовать своей технической документации.

Это не касается простой заменой несущих конструкций аналогичными или более прочными.

Если вы решили поменять деревянные перекрытия в доме на ж/б без увеличения площади помещений и объёма, то согласования не требуется.

Уведомление о проведении реконструкции подается, когда земельный участок имеет одну из следующих разрешенных категорий:

  • индивидуальное жилищное строительство
  • личное подсобное хозяйство
  • малоэтажное жилищное строительство

В других случаях в МФЦ подают заявление, техпаспорт и документы, подтверждающие право собственности на дом только после завершения реконструкции.

Какие виды работ нужно согласовывать

Уведомление требуется не для всех видов работ. Для вашего удобства мы составили таблицу-шпаргалку.

Уведомление требуется для Уведомление не требуется для:
Для любой надстройки (включая мансарды); Перемещения сантехники в пределах ранее существовавшего санузла;
Любой переделки, которая приводит к расширению дома; Закладки окон и демонтажа дверей в несущих перегородках;
Ремонта или восстановления несущих стен; Сооружении временных перегородок между комнатами;
Утепления пола, потолка, стен; Прокладке дверных проемов в стенах между комнатами;
Замены инженерного оборудования, установки нового; Корректировки формы тамбура (без изменения его площади);
Демонтаж старых или возведение новых этажей. Демонтажа не несущих перегородок.

Демонтаж или перенос несущих стен для объединения помещений запрещен. Но стену можно заменить несколькими столбами – пространство освободится и площадь увеличится.

При реконструкции разрешается только ремонт существующих несущих конструкций; сносить действующие и возводить новые запрещается.

Неофициально юристы рекомендуют не заморачиваться с уведомлением, если переделка здания не изменяет его размеры, не нарушает безопасности, не превышает параметров разрешенного строительства и не затрагивает прав третьих лиц. Но это должен быть ваш выбор и ваша ответственность.

Без уведомления можете сделать капремонт, но если будете существенно ремонтировать (изменять количество этажей и т.п.), то необходимо уведомить о реконструкции.

Не нужно отправлять уведомление о замене кровли: крыша не относится к несущим конструктивным элементам постройки, поэтому собственник всегда сможет доказать, что это был ремонт, а не реконструкция.

Зато потребуется согласование, чтобы обложить деревянный дом кирпичом (или увеличить его площадь). Это особенно важно, если в будущем дом будет подключен к газу. Домовладельцы могут получить отказ в подключении, если габариты постройки нарушены, и периметр дома фактически больше, чем указано в документах.

Не рекомендуется сносить старый дом и строить новый под видом реконструкции – если изначально получить документацию на тот вид работ, который будет проводиться действительно, это сбережет время, нервы, а в итоге и деньги.

Как направить уведомление о реконструкции дома

Домовладелец отправляет в органы местного самоуправления уведомление о планируемой реконструкции объекта ИЖС. К нему прилагаются только документы, подтвержающие личность заявителя (паспорт) и удостоверяющие права на объекты недвижимости и земельный участок. В большинстве случаев (если дом не находится в исторической зоне и застройщик – не гражданин другого государства) этого будет достаточно.

После проверки документов домовладелец получит уведомление о соответствии или несоответствии планируемой реконструкции допустимым параметрам.

При реконструкции объектов ИЖС подготовка проектной документации не требуется. Домовладельцу достаточно приложить к заявлению схему, в которой будет указано, что и как он будет переделывать.

Если получено положительное заключение, можно приступать к реконструкции.

Быстрее и проще будет отправить уведомление через сайт Госуслуг. Участник рассказывает, как он по новой схеме согласовал строительство, но прядок действий при согласовании реконструкции тот же.

Приложил уведомление, паспорт, ГПЗУ (уже был). Подал через сайт госуслуг, ищите разрешение на строительство, заполняете его но прикрепляете не заявление на разрешение на строительство, а скан уведомления о начале строительства. Там же увидел решение администрации, никто не звонил.

Собственник дома должен уведомить органы местного самоуправления и об окончании реконструкции. К этому уведомлению прилагается технический план объекта и квитанция об уплате госпошлины за государственную регистрацию права.

После получения этого уведомления ОМСУ должны в течение семи рабочих дней направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект.

Как узаконить реконструкцию дома

Нередко домовладельцы, сделавшие в своих домах самовольную реконструкцию, сознательно не идут на легализацию этих изменений. Так, один из участников, пристроивший к дому второй этаж, считает, что в свете выросшего налога на имущество лучше будет оставить все как есть, иначе «с такими налогами за срок службы дома отдашь любимому государству еще один дом». В его случае дом после реконструкции остался на прежнем месте, в кадастровых документах ничего не изменилось, коммуникации не отключались.

Сложный вопрос: кто, когда и при каких обстоятельствах сможет призвать вас к ответу за реконструкцию, проведённую без разрешения? И случится ли это когда-нибудь?
На него не существует однозначного ответа.

У жизни на нас всегда свои планы, и лучше всегда быть готовыми к любому повороту событий, в том числе, держать все дела и документы в порядке. Человек может не планировать продавать или оставлять дом в наследство, но случиться может всякое.

И с газом может быть залет. Если проверка придет, то газ отключат. У них есть схема подключения и если что-то поменялось, то напишут все вернуть как было.

Закон позволяет до 1 марта 2019 года оформить самовольно реконструированные объекты без обращения в суд. Для этого застройщик должен действовать по описанной выше схеме: отправить уведомление о планируемой реконструкции в ОСМУ, указав в уведомлении параметры объекта и получить согласование параметров объекта. После этого он отправляет второе уведомление, об окончании реконструкции, приложив к нему технический план объекта.

После 1 марта 2019 года узаконить самовольную реконструкцию можно только в судебном порядке.

На можно больше узнать о новом порядке уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС и получить консультацию по поводу разрешительной информации на реконструкцию и новое строительство зданий, строений, сооружений. Почитайте нашу статью о проектировании мини-домов, и о том, как грамотно спроектировать дом именно «под себя». Предлагаем посмотреть наше видео, которое рассказывает об успешной перепланировке дома под нужды новых хозяев.

Источник: blog.brigada174.ru

Рейтинг
Загрузка ...