Представляет собой единую многослойную монолитную качественно уплотненную конструкцию, состоящую из земляного полотна, основания и покрытия. Устройство дорожного полотна, или как еще принято у дорожников — дорожной одежды — трудоемкий и ответственный процесс.
Покрытие – верхний наиболее прочный конструктивный слой, превосходно сопротивляющийся сдвигающим и ударным нагрузкам от колес от автотранспортных средств, а также воздействию природных факторов (осадки и перепады температур), обеспечивающий ровность поверхности и высокий коэффициент сцепления.
Покрытие состоит из 1-го, или 2-ух слоев, нижний из которых всегда выравнивающий.
Основание – несущая часть дорожной одежды, состоящее из верхнего и нижнего слоев.
Верхний слой чаще всего устраивается из щебня, или материалов обработанных вяжущим и служит для равномерной передачи и распределения давления на расположенный ниже дополнительный слой дорожной одежды, или грунт. Как следствие, такой слой должен быть устойчивым против сдвигающих и изгибающих внешних усилий.
Дорожное строительство.
Пример органического вяжущего — нефтяной дорожный битум. Основание в данном случае устраивается из черного щебня.
В случае применения неорганического вяжущего — портландцемента, основание может выполняться из цементобетонной, или гидрополимерцементогрунтовой (инновационный подход в строительстве дорог) смесей.
Нижний слой (морозозащитный) состоит из материалов устойчивых к излишнему переувлажнению: песок, ПГС и устраивается на дорогах с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями, отсюда одно из его многочисленных названий — дренирующий.
— отвод избыточной влаги из верхних слоев земполотна;
— предотвращение возможного вспучивания покрытия из-за переувлажнения;
— обеспечение прочности грунта земполотна.
Нижнюю часть конструктива завершает (а если быть точным, то с него начинается возведение всей конструкции) грунт земполотна, в виде предварительно уплотненного и спланированного слоя на который укладываются остальные конструкционные слои дорожной одежды.
PS Добавим, что на картинке опубликованной вначале заметки изображен пример нежесткой дорожной одежды.
- Главная
- Блог
- Заметки
- Дорожное полотно в разрезе
Асфальтобетонные дороги — битумная основа цивилизации | «Советы Хозяевам»
Асфальт можно по праву назвать одним из китов, на которых держится нынешняя модель человеческого общества, уже хотя бы потому, что автомобильная транспортная система, без которой немыслима современная экономика и даже само появление автомобиля в его нынешнем виде стало возможным лишь благодаря изобретению современной концепции асфальтированной дороги.
Как устроена асфальтовая дорога
Создание дороги ХХI века — сложная инженерная задача. В основе всего сооружения лежит выровненное и уплотненное земляное полотно, поверх которого отсыпается подстилающий слой из уплотненного песка. Задача этого слоя — отведение либо удержание в порах песка свободной воды в процессе строительных работ, пока не заработают водоотводные устройства дороги.
Асфальтовая дорога в разрезе
Поверх подготовительного слоя устраивают щебеночный, или технологический слой. Его задача обеспечить нормальное движение машин и механизмом при строительстве дороги. Он же служит «телом» дороги. Материалом служит уплотненный щебень и (или) гравий различного гранулометрического состава.
Для нормального сцепления асфальтового покрытия слой щебня проливают слоем расплавленного битума или битумной эмульсией. И лишь после этого производится асфальтирование, то есть, устройство последнего, верхнего слоя из асфальтобетона, представляющего собой смесь минеральных материалов (песок, щебень, минеральный порошок различного состава) и битумного вяжущего.
Строительство современных дорог — сложная инженерная задача
Помимо этих основных слоев, дороги могут дополнительно усиливаться и модифицироваться различными дополнительными слоями: укладкой поверх щебня может устраиваться усиливающая подушка из пескоцементной смеси, укладываться армирующий слой специального полотна из резинобитума и стекловолоконной сетки. На подготовительный слой может стелиться геотекстиль и т.д.
Строительство асфальтовой дороги
Само полотно дороги начинается с устройства котлована, как говорят строители «ванны» или «корыта». Задача этого конструктива удалить слабый и неустойчивый грунт до плотного основания.
Порой, делать это приходится на значительную глубину. Например, при строительстве трассы «Свердловск – Серов», в болотистой тайге Северного Урала местами приходилось снимать до 9 метров плывущего грунта.
Дно «корыта» уплотняют дорожными катками, после чего отсыпают песком, который так же тщательно прокатывают, добиваясь коэффициента уплотнения не менее 0,98.
Иногда разработку грунта для устройства дорожного корыта приходится выполнять на значительную глубину
По слою песка выполняют укладку щебня или пескогравийной смеси, толщиной слоя порядка 12-18 см в уплотненном состоянии. С помощью этого слоя формируют и предусмотренные проектом поперечные уклоны дороги, поэтому его выполняют по маякам с постоянным геодезическим контролем.
Щебень проливают битумной эмульсией или расплавленным битумом. И не раньше чем через 6 часов после этого, приступают к укладке асфальта. Делают это с помощью механических асфальтоукладчиков, распределяя асфальтобетонную смесь равномерным слоем и укатывая катками.
В стесненных местах, вблизи разного рода конструкций, укладку и разравнивание асфальта производят вручную, с уплотнением вибротрамбовками.
Работы ведут в сухую погоду, при температуре воздуха не ниже +5 градусов Цельсия.
Самостоятельное устройство асфальтовых дорог и проездов
Покрытие дороги асфальтобетоном можно выполнить и самостоятельно.
Поскольку самостоятельно устраиваемые проезды и проходы, как правило, не рассчитаны на значительные нагрузки, используют так называемый холодный асфальт, изготовленный на битумах с более низкой температурой плавления. Такие смеси не требуют значительного разогрева и могут укладываться при температуре от 30°С.
Выполнив работы тщательно, с качественным уплотнением слоев, Вы получите удобную дорогу, которая может служить десятки лет.
Задавайте вопросы в комментариях ниже либо по почте. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!
Пирог дороги,срез дорожного полотна. Конструкция дороги.
Для начала нужно понять, как работает асфальтированная дорога, как и какие нагрузки, она воспринимает и распределяет.
Асфальт сам по себе, плохо работает на изгиб (скручивание, различные силы имеющие плечо), так как, структура асфальта гранулированная. В повседневной жизни это можно наблюдать в осенне-зимний, весенний период т.е. тогда когда влажный грунт замерзает. При замерзании почва расширяется на 10%, тем самым создавая выдавливающую силу на дорогу.
Железобетон к примеру с этой задачей справляется куда лучше за счет расположения металлических стержней в своём теле.
В то же время асфальт очень хорошо сопротивляется сдвигу и срезу, например при торможении автомобиля. Так как гранулы асфальта связаны между собой битумом.
Основная задача асфальтового полотна не только воспринимать нагрузки на сдвиг и срез, но и передавать вес транспортного средства с поверхности на нижележащие слои с расширяющимся полем восприятия нагрузки. Рис 2.
РАЗРЕЗ ДОРОГИ
Другими словами готовить дорожный разрез нужно весь полностью, от нижнего слоя к самому асфальту.
В противном случае полотно начнет ломаться, образовываться ямы и другие различные дефекты дорожного покрытия.
Принцип передачи нагрузки от автомобиля на дорожное покрытия
Математически выглядит это так: 1, м2 АБС должен передавать нагрузку на 1м2+X, основания где, X- больше ноля.
В физическом смысле тут нет ни чего сложного, все дело в том, что фракция основания(щебня) должна быть больше фракции наполнения АБС.
Например: фракция щебня в асфальте класса А, 5-20, 5-10 и меньше, а фракция щебня в основании, 20-40. Раз частицы щебня основания крупнее, то они увеличивают поле нагрузки передаваемое верхним слоем дорожного покрытия, от колес автотранспорта и других нагрузок. Ни в коем случае, не нужно, укладывать крупнозернистый асфальт на мелкозернистое основание!
Именно поэтому например на больших федеральных автострадах и автобанах, где высокая интенсивность и скорость движения, конструкция дорожного полотна имеет многослойную структуру. В последнее время стали активно применять различные стеклянные, базальтовые сетки, нетканое полотно, различные добавки в АБС, ЩМА итд.
Технологии современного асфальтирования развиваются год от года. Появляется масса нового материала и инновационные технологии укладки асфальта, которые улучшают характеристики дорожного покрытия.
Сейчас применение дорожной сетки и мембраны занимает 5-10% от затрат на материалы. В то же время позволяет значительно улучшить характеристики по нагрузке, интенсивности, прочности дороги, и значительно экономит материал.
Конструкция дороги в частных домах, около коттеджа, дачи, парковка
При работе с небольшими площадями, как правило используется упрощенная технология укладки асфальтового покрытия. На данных объектах не требуются высокие характеристики АБС. Для того что бы припарковать личный автомобиль у своего коттеджа, нет необходимости строить многослойную конструкцию корыта дороги.
Так же хотелось отметить тот факт что, для благоустройства небольших объемов, может используется виброплита.
Поле глубины уплотнения у виброплиты составляет от 15 см , что вполне достаточно для послойной трамбовки и укладки асфальта на не больших придомовых территориях.
Надеюсь в данной статье вы узнали полезную информацию по выбору конструкции “дорожного пирога” и немного прояснитли механику и принципы работы дорожного покрытия.
Так же вы можете задать свои вопросы тут, и мы ответим на них!
Древние римские дороги | roadtm.com
Жители Древнего Рима за свою многовековую историю создали огромное количество искусственных инженерных сооружений, но наиболее важным их достижением стала огромная (даже по современным меркам) сеть дорог протяженностью более 100 тысяч километров, соединившая Рим с многочисленными провинциями.
Прошло уже не одно тысячелетие, но качество римских дорог принесло их строителям вечную славу. Это была грандиозная по масштабам и капиталовложениям стройка, отдельные участки которой сохранились до наших времен, спустя более двух тысячелетий от начала строительства.
Быстро разрастающаяся империя, помимо очевидных преимуществ, имела и очевидные недостатки: империю необходимо было защищать и охранять. Чтобы уменьшить время перемещения армии из центра в провинции было решено построить сеть очень прочных дорог. Во главу угла был поставлен девиз: «Дороги должны эксплуатироваться, а не ремонтироваться».
Началу строительства предшествовали землемерные работы в ходе которых определялось оптимально направление будущей дороги с учетом рельефа конкретной местности, границы и принималось инженерное решение.
При строительстве дороги в выемки убирался лишний грунт и тщательно утрамбовывался нижний слой основания из песка. Далее устраивался слой из булыжного камня. После чего шел слой из дробленого камня, скрепленный бетонным раствором. Следующим слоем шла кирпичная крошка, поверх которой укладывались булыжные камни.
Общая толщина всех конструктивных слоев достигала порой 3-5 метров. Отсюда пошло выражение: «Римские дороги — стены вкопанные в землю». Как результат — подобные сооружения не нуждались в ремонте на протяжении ста лет.
Особенности римских дорог:
1. Поперечные уклоны (двухскатные профили), как следствие отсутствие луж на поверхности покрытия.
2. Прямолинейность (дорога начинала петлять в исключительно редких случаях).
3. Высокий бордюрный камень, укрепляющий дорожное полотно.
4. Продуманная система дренажа (устройство боковых канав).
5. Огромная сеть сопутствующей инфраструктуры: постоялые дворы, кузницы, конюшни.
6. Дорога строилась силами легионеров, т.е. военных.
7. Дорога имела невероятный запас прочности.
8. Толщина, достигающая на некоторых участках 5-ти метров.
9. Минимальная ширина составляла 2,5 метра, максимальная — 12 м.
10. На всем протяжении дороги устанавливались мильные столбы, информировавшие путника о расстоянии в милях до ближайшего населенного пункта и Рима.
11. Если изначально дороги строились исключительно в военных целях, то позже оказалось, что они стали настоящим драйвером для развития торговли, повысив оборачиваемость оборотных средств в десятки раз.
- Главная
- Блог
- Заметки
- Древние римские дороги
Поперечный разрез дороги — Как сделать ремонт квартиры самостоятельно?
Построение поперечного разреза проезжей части должно соответствовать трассировочным элементам дороги в плане и в продольном разрезе. Оно зависит от категории дороги, вертикальной нагрузки, допустимой скорости и составляющей тяжелого транспорта в общем транспортном потоке. Размеры и сечения поперечного разреза дороги выбираются на основе указаний RAS-Q (поперечное сечение).
Чертеж поперечного разреза дорога показывает в масштабе 1:50 правильное устройство дороги в разрезе под прямым углом к ее оси. При этом задаются размеры тела дороги, поперечные уклоны, в нужных случаях — шумозащитные устройства, устройства водоотведения, класс строительства, минимальная толщина и слои «пирога», т.е. верхней части сечения дороги, а также уклоны откосов (рис. 1).
Рис. 1. Поперечное сечение дороги
Определение ширины дороги
Для определения ширины дороги за основу берется расчетный автомобиль шириной 2,5 м и высотой 4,00 м (рис. 2). Каждый автомобиль должен иметь при езде определенное свободное пространство, допускающее некоторые отклонения от прямой линии передвижения.
Это пространство зависит от ожидаемой скорости и транспортной нагрузки составляет от 0,25 до 1,25 м. Сбоку от проезжей части необходимо предусматривать обочины. На обочинах наносится маркировка. На дорогах низшего подчинения наличием обочин пренебрегают. Обочины не делаются также при прохождении дорог через селения, если проезжая часть отделяется бордюрными камнями.
Рис. 2. Составляющие поперечного разреза дороги
При устройстве автобанов, например, устраиваются серединные (разделительные полосы) и стояночные (боковые) полосы с твердым покрытием. Разделительные полосы разделяют проезжие части с противоположным направлением движения, тогда как стояночные полосы дают возможность в случае аварии свернуть в сторону или остановиться.
У внешнего края плоскостей с твердым покрытием должны располагаться не асфальтированные боковые полосы, называемые банкетами. Они, как правило, озеленяются. На банкетах располагаются устройства безопасности и защитные устройства, например защитные буферы или столбики.
Банкеты, в зависимости от сечения, имеют ширину 1,00 и 1,50 м (рис. 2 и табл. 1). Если прибавить к ширине проезжей части ширину банкетов, то получают ширину кроны (рис. 1).
Таблица 1. Ширина составляющих сечения дороги по RAS-L (выдержки) | |||||||
Регулярное сечение | Количество полос движения | Полоса движения, м | Обочина, м | Серединная (разделительная) полоса, м | Полоса остановки, м | Банкет, м | Боковые полосы,м |
RQ 35,5 | 6 | 3,75/3,50 | 0,75/0,50 | 3,50 | 2,50 | 1,50 | 3,00 |
RQ26 | 4 | 3,50 | 0,50 | 3,00 | 2,00 | 1,50 | 3,00 |
RQ20 | 4 | 3,25 | 0,50 | 2,00 | — | 1,50 | 1,75 |
RQ10,5 | 2 | 3,50 | 0,25/0,50 | — | — | 1,50 | 1,75 |
RQ9,5 | 2 | 3,00 | 0,25 | — | — | 1,50 | 1,75 |
RQ7,5 | 2 | 2,75 | — | — | 1,00 | 1,25 |
Пространство для движения, пространство безопасности, пространство в свету
Пространство для движения для грузовых автомобилей состоит из пространства, занимаемого расчетным автомобилем, свободного пространства сбоку и сверху, а также пространства над боковыми полосами, проезжих водоотводных лотков или боковых полос с твердым покрытием. Пространство для движения грузовых автомобилей имеет высоту 4,25 м, для движения велосипедистов и для пешеходов высота составляет 2,25 м. Сверху и с боков от пространства для движения необходимо предусмотреть пространства безопасности.
Ширина боковых пространств безопасности зависит от допустимой скорости vдоп. Эти размеры могут рядом с боковыми полосами с твердым покрытием, у средней (разделительной) полосы и рядом с бордюрными камнями уменьшаться на 0,25 м. пространство в свету поперечного сечения дороги складывается из пространства для движения и боковых и верхних пространств безопасности. В пространстве в свету поперечного сечения дороги не должно находиться никаких твердых препятствий (рис. 2).
Высота в свету для грузового автотранспорта составляет 4,5 м, для пешеходных и велосипедных дорог — 2,50 м.
Велосипедные и пешеходные дороги
Вне населенных пунктов пешеходное и велосипедное движение проходит без взаимного разграничения по общим пешеходно-велосипедным дорогам, ширина которых, как правило, составляет 2,5 м. Они могут проходить параллельно проезжей части или независимо от нее. Велосипедные дороги в застроенных районах рядом с бордюрами автодорог должны располагаться на расстоянии не менее 0,75 м от бордюрного камня, чтобы велосипедная дорожка была свободна от открытых дверей припаркованных автомобилей.
Пешеходные дорожки (тротуары) в застроенных районах имеют ширину не менее 1,5 м.
Регулярные сечения
В указаниях по устройству дорог, часть — поперечные сечения (RAS-Q), приводятся регулярные сечения для всех категорий дорог и транспортных нагрузок (рис. 3).
Рис. 3. Регулярные сечения двухполосных и однополосных дорог (выдержки)
Они различаются количеством полос движения, шириной полос движения и составляющими сечений (табл. 1).
Устройство откосов
Если край кроны проезжей части лежит выше существующей поверхности земли, то возникает откос насыпи, если он лежит ниже существующей поверхности земли, то получается откос выемки. Высота откоса равна разности высот края кроны и точки пересечения незакругленного откоса с поверхностью земли (рис. 4). Все откосы насыпей и выемок высотой ≥ 2,00 м получают
Рис. 4. Нормативный уклон откосов по RAS-Q
Если высота откоса меньше чем 2,00 м, то вместо нормативного откоса применяется постоянная ширина b = 3,00 м. При этом уклон откоса становится при уменьшении высоты откоса более пологим, гармоничный переход к территории ландшафта обеспечивается. Переход от откоса к территории обычно закругляется. Длина касательной (7) к закруглению зависит от высоты откоса.
При высотах откоса ≥ 2,00 м длина касательной составляет 3,00 м, при высотах откосов ниже 2,00 м длина касательной составляет 1,5h. В стесненных условиях возможны также и более короткие длины касательных. При этом закруглением откоса можно пренебречь.
Источник: starimpex.ru
Состав и строительство дорожного пирога. Пирог асфальтового покрытия
После окончания строительства загородного дома приходит время обустройства придомной территории. Разбивка газонов и клумб, обустройство садовых дорожек, посадка деревьев и кустов – этот лишь малая часть работ, с которыми придется столкнуться домовладельцу. Владение загородным домом на сегодняшний день не представляется возможным без наличия автомобиля.
Ввиду этого возникает острая необходимость в наличии хорошего подъездного пути к дому. Очень редко кто-то решается асфальтировать самостоятельно. Причиной тому могут быть стереотипы о тяжести и невыгодности данного мероприятия. В статье мы рассмотрим устройство покрытия из асфальтобетона, а также поэтапно опишем весь процесс укладки асфальтобетонного покрытия.
Вернуться к содержанию
Общая информация
СНИП асфальтобетонные покрытия заменен на сегодня сводом правил
Одно из основных требований документа, чтобы при строительстве и восстановлении дорожных покрытий помимо требований самого свода правил учитывались и межгосударственные стандарты, предъявляемые к качеству дорожного полотна.
- Помимо этого нужно принимать в расчет степень влияния проводимых работ на состояние окружающей среды. Также принимаются меры по охраны природы от загрязнения. Должен быть соблюден некий баланс, не позволяющий нанести природе излишний вред, не допускается изменение экологических и геологических условий.
- Повреждение растительного покрова почвы допускается только в непосредственном месте проведения работ.
- Все повреждения, которые все же были нанесены окружающей природе при проведении строительных и ремонтных мероприятий, должны устраняться перед сдачей объекта в эксплуатацию.
Дорога стелется, лес зеленеет
- Площадки, на которых осуществляется складирование материалов минерального происхождения на территории асфальтных заводов, у смесительных установок и различных баз, должны оборудоваться твердым основанием с возможностью водоотвода, что позволит избежать размывания материала дождями.
- Работа по укладке асфальтобетонного покрытия может начинаться только на специально подготовленном земляном полотне, которое должно быть чистым, ровным и непромерзшим.
Подготовка земляного полотна
- Каждый слой асфальта укладывается только после проведения разбивочных работ по закреплению бровок и высотных отметок.
Интересно знать! Вся разбивка осуществляется в установленном порядке и с использованием специальных геодезических инструментов.
- Укладка асфальта в холодное время года разрешается только на земляное полотно, которое было полностью подготовлено до наступления отрицательных температур. Исключением является только строительство в условиях вечной мерзлоты.
Интересно знать! Перед укладкой асфальтобетонной смеси, земляное полотно должно быть очищено от снега и льда. Во время снегопада и метелей все работы приостанавливаются.
Технология устройства асфальтобетонного покрытия также подразумевает работу в зимнее время
- Состав укладываемых смесей подбирается согласно нормативным документам, их регламентирующих.
- Используемый геотекстиль должен соответствовать классу, указанному в проекте.
- Входной контроль всех строительных материалов производится согласно своду правил 48.13330.
- По мере укладки дорожного полотна (не реже 100 метров) выполняется операционный контроль. Он подразумевает слежение за: высотными отметками по оси дороги, толщиной неуплотненного материала по оси, шириной полотна, ровностью и поперечным уклоном.
Ямочный ремонт дорожного полотна
Со временем асфальтное покрытие имеет свойство разрушаться, поэтому важно следить за состоянием дороги и при необходимости совершать точечные ремонтные работы – заменять износившиеся участки асфальта.
По технологии ямочного ремонта, выбоины очищаются и заполняются битумной массой. Для этих целей используют холодный тип асфальта.
Этапы ремонтных работ:
- Разметка территории – выделяется проблемное место и близлежащий участок;
- Демонтаж дорожного полотна – с помощью фрезы снимается старый асфальт;
- Очищение основания – место тщательно очищается от пыли и частиц старого покрытия;
- Обработка раствором битума для улучшения сцепления материала с поверхностью;
- Нанесение массы асфальтобетона и его утрамбовка.
Кроме ямочного ремонта по ГОСТу Р 54401-2011, 9128 предусматривается укладка нового покрытия на старый асфальт, но только в том случае если асфальт находится в относительно нормальном состоянии (без больших ям). Работы должны проводиться только в сухую погоду.
- Основательная чистка старого асфальта и текстурирование поверхности;
- Очистка от пыли и грязи;
- Укладка подушки из щебня;
- При помощи спецтехники уложить слой нового асфальта;
- Все швы и штыки хорошо пропитать раствором битума.
Как выполняется организация дорожных работ
Технология устройства асфальтобетонной смеси – дворовая территория
Помимо свода правил организация мероприятий по укладке асфальтобетонного покрытия должна соответствовать проекту на объект, проекту организации строительства и проекту производства работ.
- Все подготовительные мероприятия следует проводить в установленные сроки и по очередности, установленной технической документацией.
- Если дорога имеет одноуровневое пересечение с железнодорожными путями, то устройство последних выполняется в первую очередь – вот такой каламбурчик.
- При строительстве временных дорог, в случае если проект предусматривает применение ГМ (геотекстильных материалов), нужно использовать армирующие рулонные геосинтетические изделия и геоматериалы
Подготовка
Технологическая карта устройства асфальтобетонного покрытия – геодезическая разбивка
Свод правил 126.13330 определяет объем и состав разбивочной геодезической основы.
- В первую очередь выполняется расчистка площади под будущее полотно. Если работа производится в условиях вечной мерзлоты, то зачистка от кустарника и леса может производиться на ширину дороги только в зимнее время года.
Вырубка просеки для будущей дороги
- Нарушение растительного слоя в пределах полосы отвода не допускается, ровно как и корчевание пней «в задел».
- Если выполняется строительство дороги, спроектированной по принципу эксплуатации в основе полотна из оттаивающих грунтов, то расчистка полосы может производиться в любое время года.
- Если под дорогу будет делаться насыпь не менее 150 сантиметров, то в основании допускается оставлять пни высотой до 10 сантиметров.
- Земляные работы могут начинаться только после полного удаления с площадки отходов расчистки.
Устройство асфальтобетонных покрытий – погрузка отходов расчистки
- Перед разработкой грунтовых карьеров осуществляются мероприятия по закреплению границ отведенного под это участка.
- Когда все подготовительные работы будут закончены, земли от временного отвода рекультивируются согласно проекту, и передаются пользователям.
Подготовительные работы
Первоочередная задача, определить, для каких целей будет использоваться дорога, и рассчитать предполагаемую нагрузку на покрытие. Эти показатели важны при выборе марки прочности и типа асфальтобетона, а также влияют на сложность подготовительных работ.
Например, для строительства новой автомагистрали понадобится основание в три раза толще и прочнее, чем для трассы с небольшим транспортным потоком.
Можно ли укладывать асфальт на бетон? Да, обычно асфальтное полотно обычно кладут на подготовленный грунт или старый асфальт, но при возведении автомагистралей с большой нагрузкой применяется технология строительства на бетонное основание.
После того, как была определено целевое использование будущей автодороги, переходят к проектированию. Этим вопросом занимаются специальные службы, в задачу которых входит прокладка маршрута согласно всем существующим нормативам.
На что обращают внимание на этапе проектирования:
- Расположение коммуникаций (подземных и наземных);
- Расположение зданий и других сооружении на будущем пути;
- Прилегание дорожек, тротуаров;
- Расположение въездов и выездов;
- Пересечение с другими автодорогами;
- Канализационные выходы.
Устройство основания и покрытия из асфальтобетона
Основание под асфальтобетонное полотно может содержать дополнительные слои, предназначенные для защиты от морозов, дренажа и прочего. За описанием данных требований можете обратиться непосредственно к тексту документа, разделы 8, 9, 10 и 11. Мы же переходим к укладке дорожной одежды.
Устройство тротуаров из асфальтобетона
Приготовление смесей
Инструкция на приготовление асфальта
Асфальтобетонные смеси готовятся на соответствующих заводах, на установках непрерывного и периодического действия.
- В качестве вяжущего вещества применяется битум. После нагрева до рабочей температуры, он должен быть использован в течение 5 часов. Если технологический процесс подразумевает более длительное хранение, то температуру жидкого битума снижают до 60 градусов, а вязкого – до 80. В таком виде они хранятся до 12 часов.
- ГОСТ Р 52056 нормирует транспортировку и хранение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ).
- Температура компонентов, из которых готовится асфальтобетонная смесь (песок, щебень, вяжущее), а также готовой смеси, указывается в следующей таблице.
Температурные показателей компонентов смеси
- Технические данные асфальтобетонной установки определяют время на перемешивание холодных и горячих смесей. Для большей точности перед работой выполняются пробные замесы.
- Готовая асфальтобетонная смесь выгружается либо в накопительный бункер, либо непосредственно в самосвал. Выгрузка производится в условиях, в которых расслоение смеси будет минимальным.
- Время нахождения смеси в бункере не должно превышать 2 часа и ограничивается минимальной температурой смеси.
- Асфальтобетонная смесь может транспортироваться только в самосвалах и асфальтовозах, которые оборудованы водонепроницаемыми пологами, которые можно быстро снять.
Асфальтовоз в виде полуприцепа
- Днища кузовов автомобилей, во избежание прилипания смеси, должны смазываться, но только веществами, не влияющими на качество асфальта.
- Продолжительность транспортировки напрямую зависит от температурных показателей смеси, указанных в таблице выше.
- ГОСТ 31015 устанавливает температурные показатели щебеночно-мастичных смесей асфальтобетона.
- Литая горячая смесь должна транспортироваться в специальных машинах, которые оборудованы термосами, внутри которых установлены устройства принудительного перемешивания.
Виды и применение
ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:
- песчаные;
- гравийные;
- щебеночные.
Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.
В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:
- Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
- Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
- Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.
Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:
- А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
- Б — 40-50%;
- В — 30-40%.
Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.
Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.
Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.
Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.
Холодная укладка асфальта своими руками
Технология укладки холодного асфальта существенно легче и проще чем горячего. Смесь уже продается в готовом виде в удобных пакетах и ведрах. Для укладки потребуются следующие инструменты: ручной каток, виброплита или ручная трамбовка, швабра.
- Для начала нужно подготовить поверхность. Снять верхний слой земли 4-5 см и насыпать слой песка, затем щебени и все хорошо утрамбовать.
- Насыпать первый слой смеси, разровнять шваброй и прокатать ручным катком или виброплитой. Если у вас нет этих средств, то можно обойтись и ручной трамбовкой. Затем нужно выдержать паузу 10-15 минут и уложить таким образом второй слой. Хорошие показатели прочности показывают три слоя асфальта.
- Через 24 часа покрытие готово к использованию.
При укладке холодного асфальта важно качественно его утрамбовать, чтобы исключить попадание воды в щели и тогда такое покрытие будет долго служить.
Состав и строительство дорожного пирога
Строительство дорог относится к дорогостоящим и трудоемким процессам. Да и состав дороги не ограничивается исключительно видимыми над поверхностью бордюрами и покрытием. Дорога является многослойным пирогом, предназначенным для выполнения важной задачи по перераспределению нагрузок на основание грунта. Для того, чтобы оптимизировать состав и строительство дорожного пирога, необходимо приобретение высококачественных геосинтетиков по экономичной стоимости в компании GeoSM, занимающейся производством всего ассортимента материалов и их оптовыми продажами.
Для производства наших материалов для дорожных работ мы разработали уникальную, запатентованную технологию. Мы много лет специализируемся на изготовлении высококачественных и уникальных геосинтетиков Геофлакс:
Мы гарантируем, что все материалы соответствуют технологии создания дорожного пирога национальным стандартам и требованиям, предъявляемым регулирующими организациями.
Что такое дорожный пирог и для чего он служит?
Залогом надежной дороги является создание качественного дорожного пирога под асфальт. Благодаря многослойному основанию, состоящему из грунта, песка и щебня, и достигается длительность эксплуатации дорожного покрытия. Толщину слоя песка и щебня рассчитывают в соответствии с предполагаемыми нагрузками. Повышения качества пирога достигают благодаря трамбованию основания и смачиванию слоев.
Пирог дорожного покрытия служит для обеспечения безопасности движения и скоростного режима автотранспорта. Без дорожного пирога происходят преждевременные разрушения дорожного покрытия, что проявляется в образовании ямок и трещин.
Устройство дорожного пирога
Пирог дорожного покрытия автомобильных дорог состоит из грунтового основания и подушки амортизации, которые разделяются с помощью геотекстиля, располагаемого в самом нижнем слое дорожной одежды. Геосинтетик служит для предотвращения смешивания грунта и амортизационных материалов, при этом не нарушая водного обмена грунта. Для основания дорог важно обеспечить дренирование дороги, чтобы предотвратить ее размытие.
Пирог дорожного полотна делает неподвижной дорожную одежду. Благодаря исключению смешивания материалов обеспечивается стабильность дорожного покрытия и предотвращается образование разнообразных дефектов, от вспученного асфальта до глубоких ям.
Технология строительства дорожного пирога
Строительство начинается со снятия слоя грунта на трассе будущей дороги. После трамбовки и уплотнения грунта его покрывают геотекстилем. Затем укладывается подстилающий слой песка для амортизации и минимизации повреждений. Слои дорожного пирога состоят также из щебня различных фракций, укладываемого поверх песчаного слоя. Для закрепления щебня пользуются битумной эмульсией.
Укладку асфальта осуществляют в несколько слоев.
Применение геосинтетических материалов для строительства дорожного пирога
Наряду с традиционно использующимися материалами (щебнем и песком) в программу технических заданий по устройству дорожного пирога включается применение геосинтетиков. Строители активно пользуются инновационными технологиями и ассортиментом качественных геосинтетических материалов, что обеспечивает заказчиков надежными покрытиями из асфальта или бетона, эстакадами и мостами. Благодаря повышению износоустойчивости пирога дорожной одежды достигают снижения стоимости обустройства дорог и периодичности осуществления ремонтов.
Геотекстиль Геофлакс для дорожного пирога
• 25%-ую экономию стройматериалов;• устойчивость дорожного пирога;• предотвращение плывучести;• надежность связывания конструкции.
Применение геотекстиля наиболее эффективно в сочетании с геосеткой, что при перераспределении нагрузок служит созданию противоскользящего покрытия.
Геосетка Геофлакс для дорожного пирога
Применение геосетки дает возможность для улучшения характеристик по эксплуатации и снижения затрат на строительство на 45%. Геосетка при эксплуатации показывает высокую устойчивость к процессу деформирования.
В современной обстановке требуется стремиться к увеличению периода эксплуатации материалов, используемых при обустройстве дорожных покрытий. Нам отлично известно, что долговечность дорожного пирога зависит от соответствия всем запросам отрасли, проведения работ в соответствии с требованиями заказчиков, нормами существующих стандартов.
Купить материалы Геофлакс
С материалами GeoSM добиваются существенного ускорения работ по устройству пирога дорожного покрытия. Применять геосинтетику GeoSM рекомендуют профессионалы.
Источник: lesprom-08.ru
Виды асфальтобетонных покрытий — устройство и ремонт дорожного полотна
Строительство дорог относится к дорогостоящим и трудоемким процессам. Да и состав дороги не ограничивается исключительно видимыми над поверхностью бордюрами и покрытием. Дорога является многослойным пирогом, предназначенным для выполнения важной задачи по перераспределению нагрузок на основание грунта. Для того, чтобы оптимизировать состав и строительство дорожного пирога, необходимо приобретение высококачественных геосинтетиков по экономичной стоимости в компании GeoSM, занимающейся производством всего ассортимента материалов и их оптовыми продажами.
ГК GeoSM производит и продает геотекстиль, геосетку, а также георешетку под для строительства дорожного пирога. Мы гарантируем соответствие всех материалов технологии дорожных работ и требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам. Выбор приобретения геосинтетических материалов от производителя напрямую с собственного склада – это залог их невысокой стоимости и быстрой доставки на объект.
Что такое дорожный пирог и для чего он служит?
Залогом надежной дороги является создание качественного дорожного пирога под асфальт. Благодаря многослойному основанию, состоящему из грунта, песка и щебня, и достигается длительность эксплуатации дорожного покрытия. Толщину слоя песка и щебня рассчитывают в соответствии с предполагаемыми нагрузками. Повышения качества пирога достигают благодаря трамбованию основания и смачиванию слоев.
Пирог дорожного покрытия служит для обеспечения безопасности движения и скоростного режима автотранспорта. Без дорожного пирога происходят преждевременные разрушения дорожного покрытия, что проявляется в образовании ямок и трещин.
Технология укладки асфальта по ГОСТ
Характеристики дорожного и технические требования строительства новых трасс и осущесвление ремонта в процессе эксплуатации дорожного покрытия закреплены в ГОСТ. Согласно стандарту, этапы технологии укладки асфальта вкючают:
- комплекс подготовительных мероприятий;
- подготовка земляного полотна;
- проведение необходимых коммуникаций и инженерых систем;
- устройство оснований будущей дороги: застил песка, щебня или основания из железобетона;
- асфальтирование или застил поверхности асфальтной крошкой;
- благоустройство территории.
Процесс асфальтирования может осуществляться 2 способами:
- Укладка холодного асфальта — в этом случае не требуется проведения масштабных мероприятий по утрамбовке и уплотнению. С помощью этой технологии можно чинить дорогу или улучшать щебеночные дороги, в том числе в дни с отрицательной температурой воздуха (до -10 градусов).
- Технология укладки горячего асфальта предполагает приготовление специальной смеси из битума и мелкого гравия, которая укладывается исключительно в теплые дни без осадков. Качество дорожного полотна определяется температурой готовой смеси (от 100 до 160 градусов).
Устройство дорожного пирога
Пирог дорожного покрытия автомобильных дорог состоит из грунтового основания и подушки амортизации, которые разделяются с помощью геотекстиля, располагаемого в самом нижнем слое дорожной одежды. Геосинтетик служит для предотвращения смешивания грунта и амортизационных материалов, при этом не нарушая водного обмена грунта. Для основания дорог важно обеспечить дренирование дороги, чтобы предотвратить ее размытие.
Пирог дорожного полотна делает неподвижной дорожную одежду. Благодаря исключению смешивания материалов обеспечивается стабильность дорожного покрытия и предотвращается образование разнообразных дефектов, от вспученного асфальта до глубоких ям.
Разрез дороги
Во время строительства дорог необходимо соблюдать все требования технологического процесса: от этого зависит состояние дорог и безопасность всех участников движения.
В завимости от предназначения и типа дороги разработаны специальные технологические требования к составу пирога.
Обычное асфальтирование
Используется при строительстве дороги на уже созданном основании дорожного полотна, для улучшения состояния плохих дорог. Толщина слоя асфальта составляет от 4 до 6 см, поверхность дороги обязательно обрабатывается битумом.
Экономичный вариант асфальтирования
На земляное полотно укладывается слой различных типов щебня (от 5 до 7 см), далее идет крупнозернистый асфальт. Эта технология укладки асфальта подойдет для обустройства тротуаров и придомовых территорий.
Вариант асфальтирования эконом плюс
Экономичный вариант строительства и технологии укладки асфальта с созданием многослойного дорожного пирога. Поверх дорожного основания застилает песок (до 15 см), далее идет крупная и мелкая фракция щебня (до 12 см), после этого укладывают асфальт. Эта технология застила автомобильной дороги обеспечивает высокую прочность и долговечность дорожной одежды.
Классический пирог дорожного полотна
Если в ходе проводимых дорожно-строительных мерприятий приняется эта технология, состав пирога включает:
- песок (до 40 см) — застилается после уплотнения грунта;
- щебень (до 20 см);
- слой асфальтобетонного покрытия (5-6 см).
Такого пирога достатточно при строительстве дорог в крупных городах, а также для создания парковок, подъездных путей и т.д.
Грузовой вариант
Технология укладки асфальтового слоя для грузовых автотрасс:
- в основание будущей дороги застилается песок (до 50 см);
- на песчаное покрытие — щебень (от 20 до 25 см);
- в первую очередь идет крупнозернистый асфальт (5-6 см);
- в завершение дорожного пирога застилается слой мелкозернистого асфальта (5 см).
Данный вариант нанесения нового или обновления уже существующего асфальтобетонного покрытия подходит для интенсивного трафика грузовой и тяжелой техники.
Применение геосинтетических материалов для строительства дорожного пирога
Наряду с традиционно использующимися материалами (щебнем и песком) в программу технических заданий по устройству дорожного пирога включается применение геосинтетиков. Строители активно пользуются инновационными технологиями и ассортиментом качественных геосинтетических материалов, что обеспечивает заказчиков надежными покрытиями из асфальта или бетона, эстакадами и мостами. Благодаря повышению износоустойчивости пирога дорожной одежды достигают снижения стоимости обустройства дорог и периодичности осуществления ремонтов.
Устройство асфальтных покрытий
Пирог под асфальтовое покрытие состоит из нескольких частей:
- земляное корыто;
- песчано-щебенчатая подушка;
- основание;
- железобетон;
- асфальт;
- защитная пропитка;
- пирог асфальтового покрытия тротуара.
Земляное корыто
Чтобы новое асфальтное полотно не выступало над поверхностью, по плану асфальтирования дороги необходимо сделать котлован. Земляное корыто роют в виде траншеи и это нижняя часть дороги. Внутрь корыта выкладывают поэтапно слои укладки асфальта.
Для рытья котлована используют бульдозеры, грейдеры или небольшие спецмашины. Вид техники зависти от назначения и площади участка. После рытья котлована дно уплотняют катком.
Дорожная подушка
В котлован последовательно засыпают материалы для формирования подушки. Подушка – основная часть асфальта и состоит из нескольких частей:
- дренаж;
- щебенка;
- верхний слой.
Самый нижний слой асфальта на дорогах – это дренаж, который защищает котлован он влаги с поверхности. Дренаж делают из крупнозернистых материалов, фракции должны быть не меньше 7 см. Для дренажа хорошо подходит щебень. В дренаже делают небольшие уклоны на 3-5 градусов, которые служат для стекания влаги. Расстояние между уклонами составляет 1 метр.
После укладки дренажа поверхность утрамбовывают катком.
Щебенчатый пласт
Второй пласт состоит из щебенки среднего размера от 4 до 6 см. Материал должен содержать фракции разного размера: крупные камни заполняют пространство, а мелкие – пустоты между крупными частицами. После укладки щебенчатого пласта поверхность трамбуют.
Верхний пласт подушки
Для формирования верхнего пласта используют фракции небольшого размера по 1,5-3 см. Небольшие частицы лучше сцепляются с асфальтовой смесью и помогают равномерному распределению нагрузки по всей поверхности.
Для формирования подушки используются материалы, регламентируемые нормами СНиП и ГОСТ. Чаще всего применяют песчано-щебенчатую смесь разного размера, которую равномерно выкладывают в три слоя. Каждый пласт выравнивают и трамбуют. Для лучшего сцепления можно использовать между слоями битумную пропитку.
Железобетонное покрытие
Для дорог с интенсивным движением, предназначенных для крупногабаритного транспорта и большегрузов, требуется дополнительный слой – железобетонное основание. Железобетон кладут на подушку, он отвечает за прочность пирога асфальтовой дороги.
На дно выстилают стекловолокно или металлическую арматуру, а затем заливают бетонным цементом. Железобетон отвечает также за теплоизоляцию. После укладки железобетона территорию трамбуют катками.
Слои асфальтового покрытия
Асфальт – это верхняя часть пирога асфальтового покрытия для проезжей дороги и самая основная. По этой поверхности будут в дальнейшем двигаться автомобили, другой транспорт, ходить пешеходы. Асфальт кладут в несколько слоев. Количество и толщина каждого пласта зависит от назначения дороги. Если дорога предназначена для пешеходов, достаточно одного слоя в 4 см.
Для автомобильных дорог требуется два-три слоя по 8 см каждый.
Асфальт кладут холодным или горячим методом. Технология подбирается по сезону, назначению дороги, бюджету.
Изюминкой пирога будет гидроизоляционная пропитка, задача которой защитить основные части дороги от износа. Для укрепления используют битум, модификаторы, пластификаторы.
Геосетка Геофлакс для дорожного пирога
Применение геосетки дает возможность для улучшения характеристик по эксплуатации и снижения затрат на строительство на 45%. Геосетка при эксплуатации показывает высокую устойчивость к процессу деформирования.
В современной обстановке требуется стремиться к увеличению периода эксплуатации материалов, используемых при обустройстве дорожных покрытий. Нам отлично известно, что долговечность дорожного пирога зависит от соответствия всем запросам отрасли, проведения работ в соответствии с требованиями заказчиков, нормами существующих стандартов.
Георешетка плоскаяГеорешетка объемная Геотекстиль
С материалами GeoSM добиваются существенного ускорения работ по устройству пирога дорожного покрытия. Применять геосинтетику GeoSM рекомендуют профессионалы.
Состав смеси
Асфальтобетон — это строительный материал, полученный искусственным путем. Механизм производства — рационально уплотненная, специально подобранная смесь, что содержит в себе минеральный материал и связывающее вещество. Требования к составу заложены в ГОСТе 9128. По типу различается несколько видов асфальтобетонной смеси.
Для конкретного случая состав и характеристики могут объединяться в процессе производства. В стандартном разряде, асфальтобетонные смеси основаны на трех активных компонентах.
Вяжущее вещество
Битум в такой смеси связывает все ее компоненты, делая однородной.
Для приготовления классической смеси используется битум. Отличительная черта — вязкие качества. Активный ингредиент перед замесом в основной состав проверяется на достаточный критерий, битумная смесь должна обволакивать щебень или гравий и соединять их в единое целое, а не растекаться во время работы.
Вяжущий компонент проходит проверку на стойкость перед деформацией, при технических манипуляциях он должен отличаться пластичностью, но не образовывать трещин на поверхности покрытия. Битум — это смолистый продукт, состояние вязкости которого возможно только при воздействии высоких температур. Поэтому при укладке используется горячий асфальтобетон. Вяжущий битумный компонент выпускается и в разжиженном состоянии, в форме праймера или эмульсии.
Обязательные критерии к связывающему битумному веществу заложены в ГОСТ, для вязких — 22245, и жидких — 11955. Марки подбираются исходя из классификации смеси — для холодной и горячей.
Основной наполнитель
Наполнителем данной смеси может быть щебень.
Включает в себя:
- гравий или щебень;
- другие минеральные добавки (песок, отсев).
Наполнитель подвергается детальной проверке, основные критерии материала заключаются в форме, размере, происхождении и сопротивлении к износу камня. Важный аргумент — зерновая целостность основания, так как от нормы пылевого и глинного коэффициента содержания зависит качество будущей смеси. Типы зернового состава для асфальтобетонных покрытий:
- Высокоплотные смеси. Применяются метаморфические горные и осадочные породы: базальт;
- диабаз;
- известняк;
- серпентин.
Песок и вспомогательные вещества
Для всех типов такого покрытия может использоваться песок природного происхождения.
Используется для производства любого типа АБ, для песчаного асфальтобетона является единственным минеральным ингредиентом. Существует две категории активного компонента: природный, добытый из карьера, и искусственный — полученный методом отсева при процедуре дробления. Дорожные смеси содержат в своем составе и другие важные вещества:
- Минеральный порошок. Включает в себя органические отходы от золошлаковой смеси, металлургические шлаки и цементную пыль.
- Активы для повышения классификации. Фиксаторы, стабилизаторы и упрочнители.
- Сырьевые отходы. Включают продукты переработки от серы и утилизированная резина в измельченном виде.
Технология устройства
Подготовка и расчеты
Процесс предполагает организацию конкретного места к покрытию, а именно:
Высоту каждого слоя дороги нужно просчитать так, чтобы все полотно не возвышалось над тротуаром и не оказывалось ниже него.
- Разметка. Расчет ширины гравийного слоя и параметры слоев асфальтобетонного покрытия.
- Определение высоты. Копается траншея по параметрам определенного расчета касательно конкретного случая. Обычно высота дорог и тротуара проводится на одном уровне, поэтому асфальтовый «пирог» выравнивается по всей предполагаемой площади.
- Выравнивание. После тщательной технической уборки траншея утрамбовывается специальной техникой. Если операция предусматривает наличие бордюров, они устанавливаются на этом этапе.
Приготовление смеси
Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием могут отличаться по составу. Зависит такой обмен от условий эксплуатации материала. Чтобы он исполнил свое предназначение и соответствовал нормам, технологи проводят точный расчет и карту подбора применяемого состава. Паспорт-накладная на асфальтобетонную смесь содержит все полученные в экспериментальных операциях данные, которые включают следующее:
Условия эксплуатации материала в будущем влияют на его конструкцию.
- силовая и ударная нагрузки;
- внешние факторы воздействия;
- специфические условия;
- коэффициент прочности и устойчивости;
- климатические и атмосферные воздействия;
- показатели сроков для эксплуатации.
Распределение и уплотнение
Дорожное полотно, на котором должна проводиться укладка асфальтобетонного покрытия, должно быть уплотненным и иметь идеально ровную поверхность. Если по факту существуют большие зазоры, проводится выравнивание одним слоем из крупнозернистой смеси. Следующий этап — очистка территории от строительного мусора.
После уборки поверхность обрабатывается тонкой прослойкой битума или эмульсией на его основе. Такая процедура проводится непосредственно за 5—7 часов до основной укладки асфальта. Если речь идет о прокладке дорог из асфальтобетона, которая осуществится не позднее чем через двое суток после выравнивания, грунтовать связывающим веществом нет надобности, оно входит в уже готовый состав материала.
При температуре ниже нуля для таких работ используется материал холодного типа.
Асфальтирование осуществляется в хорошую погоду, исключающую атмосферные осадки, такие как дождь, туман. Требуемая температура воздуха зависит от типа асфальтобетонного покрытия: горячий вид при +5—10, холодный — не ниже чем — 11 градусов по Цельсию. Укладываемый слой асфальта должен иметь толщину не менее 4,5 см. Сразу после распределения дорожной смеси осуществляется уплотнение укладки с помощью гладковальцевых, пневмоколесных или комбинированных катков.
Виды асфальтобетона
По особенностям состава, смеси из бетона разделяются на такие разряды:
Для ремонта небольших фрагментов дороги подходит песчаная смесь.
Источник: xn--80apgcdbhdebd1bjg.xn--p1ai
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА
Строительство дорог относится к дорогостоящим и трудоемким процессам. Да и состав дороги не ограничивается исключительно видимыми над поверхностью бордюрами и покрытием. Дорога является многослойным пирогом, предназначенным для выполнения важной задачи по перераспределению нагрузок на основание грунта. Для того, чтобы оптимизировать состав и строительство дорожного пирога, необходимо приобретение высококачественных геосинтетиков по экономичной стоимости в компании GeoSM, занимающейся производством всего ассортимента материалов и их оптовыми продажами.
ГК GeoSM производит и продает геотекстиль, геосетку, а также георешетку под для строительства дорожного пирога. Мы гарантируем соответствие всех материалов технологии дорожных работ и требованиям регулирующих организаций и национальным стандартам. Выбор приобретения геосинтетических материалов от производителя напрямую с собственного склада – это залог их невысокой стоимости и быстрой доставки на объект.
Основание для асфальтобетонного покрытия
Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.
Итак, какого же типа может быть основание?
Можно разделить на следующие подгруппы:
- Щебеночные.
- Гравийные.
- Бетонные.
Читать по теме: Временные автомобильные дороги
У каждой из подгруппы своя сфера применения, а также определенные технологии, однако в целом по укладке дорожного покрытия, расхождений нет.
Что такое дорожный пирог и для чего он служит?
Залогом надежной дороги является создание качественного дорожного пирога под асфальт. Благодаря многослойному основанию, состоящему из грунта, песка и щебня, и достигается длительность эксплуатации дорожного покрытия. Толщину слоя песка и щебня рассчитывают в соответствии с предполагаемыми нагрузками. Повышения качества пирога достигают благодаря трамбованию основания и смачиванию слоев.
Пирог дорожного покрытия служит для обеспечения безопасности движения и скоростного режима автотранспорта. Без дорожного пирога происходят преждевременные разрушения дорожного покрытия, что проявляется в образовании ямок и трещин.
Песчаная подсыпка
Песчаная подсыпка используется практически при всех известных типах оснований, служит для поддержания достаточного уровня дренажа.
Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси. Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.
Имейте виду, что использование даже небольших примесей глины, негативно скажется на работе всей песочной подушки. Так как глиняные свойства, абсолютно противоположны песку. Виду чего будет наблюдаться легкая или даже сильная заболоченность и подтапливаемость участка дороги, не только после осадков, но и в весенне-осенний период.
Организация работ по сооружению вспомогательных прослоек
Согласно требованиям СНиП, дорожное покрытие оборудуется слоями специального назначения (дренажные, морозозащитные, изолирующие), которые укладываются по разработанным методикам, регламентирующим следующие моменты:
- Температура бетонной смеси, в состав которой входят легкие наполнители, каменные материалы пористого типа, смеси, содержащие шлаки, золу, при укладке не должна быть ниже 5⁰ С.
- Швы как продольные, так и поперечные, формируются путем установки реек либо нарезаются непосредственно в незастывшем бетоне.
- Материалы плиточного исполнения укладываются, соблюдая максимальное пятно контакта. При неплотном прилегании производится подсыпка песком.
- Для обеспечения полноценного дренажа используются синтетические материалы, которые укладываются внахлест с перекрытием, после чего закрепляются. Величина нахлеста составляет 10 см.
Гравийно-щебеночное основание
При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.
Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.
Технологический цикл состоит из следующих этапов:
- Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
- Планировка автогрейдером.
- Тщательное уплотнение.
- Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
- Выравнивание автогрейдером.
- Уплотнение с проливкой.
- Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.
Читать по теме: Дорожное покрытие из пластика
Технология укладки асфальта, мнение, рекомендации, советы.
06 марта 2020 46
Что такое асфальт?
➡ Специально разработанная смесь с минеральным составом (щебня различной фракции, минерального порошка, ПАВ, природного песка, отсева) с битумом, в различных соотношениях и получаемая при смешивании в горячем состоянии.
Асфальтобетон — Уплотненный схватившийся асфальт набравший прочность.
В зависимости от наполнителя асфальт делят на:
В зависимости от типа битума и температуры укладки смеси асфальт делят на:
➡ Горячий асфальт — произведенный с помощью вязких и битумов нефтяных, с температурой готовой смеси не мене 1100С.
➡ Холодный асфальт — произведенный с помощью вязких и битумов нефтяных, с температурой готовой смеси не мене 50С.
По крупности минеральных частиц асфальт делят :
➡ Крупнозернистый асфальт — состав зерен до 40 мм
➡ Мелкозернистый асфальт — состав зерен до 20 мм
➡ Песчаный асфальт — состав зерен до 10 мм
В зависимости от процентного соотношения остаточной пористости:
➡ Высокоплотные — величина остаточной пористости от 1% до 2,5%
➡ Плотные — свыше 2,5% до 5%
➡ Пористые — от 5% до 10%
➡ Высокопористые — от 10%
Технология укладки асфальта
Все зависит от типа дороги и расчетных параметров эксплуатации дорожного покрытия, для федеральных трасс это сотни машин в час и тонны перевозимых грузов. Ну а для придомовой территории это пару автомобилей в день.
Первоначальный этап работы
По сути, асфальтирование начинается с выезда на объект благоустройства специалистов, определяющих геолого-физические и климатические местные параметры использования объекта, а также они рассчитывают прогнозируемые нагрузки автотранспорта на асфальтовое дорожное полотно.
- Для начала нужен визуальный осмотр площадки, что бы определить перечень подготовительных работ. Постараться определить пригодность существующего основания для проведения дальнейших работ.
Перед началом благоустройства, желательно сделать геодезические измерения. Это касается как высотных отметок так и посадки профиля площадки в координаты.
Делаются технические изыскания для придания правильной разуклонки плоскостей благоустраиваемой территории.
Мы не рекомендуем строить ‘на глазок’ т.к. падение света, наложение тени предметов деревьев, заборов, столбов, камуфлируют поверхность ландшафта. В этом случае можно получить контр уклоны, что приведет к нежелательному движению жидкости, скоплению воды, формированиям луж.
- Потом рассчитывается предварительная цена асфальтирования, которая сопоставляется со сметой проекта и при их несовпадении – вопрос урегулируется с заказчиком.
- Проводятся работы по подготовке и асфальтированию территории, которые заключаются: — в демонтаже и вывозе старого покрытия, плит старой дороги либо грунта. Выравнивание территории; — обустройство котлована дороги или площадки; — установка осушительных и ливневых сооружений (при необходимости).
- Далее, идет процесс по устройству подстилающих покрытий. Если нужно произвести выемку грунта, выполнить планировку подошвы. После отсыпки песком можно так-же уложить геополотно или геосетку.
- Монтаж бордюрных конструкций — послойная укладка с последующим уплотнением дорожного основания из щебня разной фракции и песка. Послойное уплотнение проводится с помощью от 6 до 9 проходов двух вальцового катка.
Устраивают толщу из щебня, также исходя из условий нужно определить степень уплотнения грунта и слоев из песка и щебня катком.
Каждый элемент «пирога» тщательно уплотняют, малые площади до 300 м2 трамбовать можно виброплитой, более объемные целесообразней катком.
Принципы по формированию основы для покрытия из тротуарной плитки схож. Устраивается подстилка из щебня и цементно-песчаной смеси, для улучшения свойств основания так же возможно применение гео материалов. Далее кладут плитку с выбранным рисунком.
- Ну и последнее, это собственно сам процесс асфальтирования. Перед началом нужно нанести разогретую эмульсию или праймер. Если срез включает в себя более одного слоя асфальтовой смеси, то горячий битум наносят между слоями, также можно добавлять различные геосетки
Мастера ООО «Строй 72» укладывают асфальт в два слоя, в том случае если нагрузка транспорта на дорожное полотно имеет значительные величины. Первый слой имеет толщину от 5 сантиметров, и он представляет собой крупнозернистый асфальт тип Б, второй слой от 3 см мелкозернистого асфальта.
После укладки необходимо уплотнить АБС с помощью катка или виброплиты. В зависимости от степени уплотнения подбирается тоннаж катка и количество проходов по уложенной асфальтовой смеси.
Укладывать асфальт можно в ручную при небольших объемах, и с помощью асфальтоукладчика если требуется значительные площади укладки.
Первый и второй слой асфальта компания укладывает с помощью современного асфальтного укладчика, применяя ручную доработку полотна. Если же нагрузка на дорогу от автотранспорта имеет значительные величины, тогда укладывается три, а то и четыре слоя асфальта различных фракций.
Если в процессе дорожного строительства или обустройства территории задействована то можно быть уверенным, что ее специалисты добьются, чтобы была качественная проектная документация, она задействует самую современную технику и самые качественные материалы.
При этом асфальтирование будет произведено с учетом прогнозируемой нагрузки, даже с некоторым запасом прочности, в точно оговоренные сроки с соблюдением технологий, которые гарантируют высокие качественные характеристики дорожного полотна. Поэтому оно прослужит долго и надежно.
После всех работ следует дать «отдохнуть» поверхности для остывания и набора прочности.
По вашему желанию мы можем подобрать конструкцию, под ваши задачи — Волков Е.А.
Технология покрытия
Вот уже на протяжении многих лет, технология устройства покрытия не меняется. После подготовки основания независимо от назначения будущей дорожной сети, производится, так называемая финишная отделка.
Финишная отделка – это «черное» основание, основное назначение которого состоит в выравнивании эксплуатационных нагрузок. Широко применяют особый минеральный материал с высокими прочностными свойствами, который специально обрабатывается вяжущим элементом.
Асфальтобетон состоит из: щебня, песка, минеральных добавок (обволакиваются битумом) и вяжущего вещества (высокомолекулярное органическое соединение). Для укладки применяют асфальтобетонные смеси с широким температурным разбегом – от горячих до холодных циклов. Процесс укладки осуществляют с помощью «следящей» системы (лазерной) автоукладчика. АБС укладывают на предварительно подгрунтованную эмульсией поверхность, после чего ее тщательно уплотняют.
Укладка железобетонных плит на основание
Выбирая в качестве «дорожной одежды» железобетонные плиты нужно понимать, что от соблюдения технологии зависит долговечность использование дороги. Но, стоит отметить, что применяются плиты зачастую для устройства временных дорог. Итак, сама технология укладки включает следующие этапы:
- Срезается верхний слой грунта, обрабатываемая поверхность выравнивается.
- Роется траншея глубиной от 250 до 500 мм.
- На дно траншеи необходимо уложить слой геотекстиля. Укладка этого материала позволит избежать прорастания растений.
- На геотекстиль укладывается один слой щебня (до 12 см), а также песочный слой (в среднем до 20 см). Это будет служить песочным основанием.
Читать по теме: Укладка тротуарной плитки своими руками (Пошаговая инструкция)
Следует перед укладкой плит, тщательно пролить водой «подушку». Затем укладываются плиты, как правило, технология укладки зависит от характеристик самого материала. Зачастую плиты укладываются последовательно, выравниваются и трамбуются с помощью специальной техники либо же вручную.
Покрытие и его укладка
На первый слой «дорожного пирога» — щебень укладывают специальную смоляную мастику, далее начинается сам процесс асфальтирования. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Так, для территории около многоэтажного жилого дома вполне хватает 4-5 сантиметров мелкозернистого асфальта.
Если будут большие нагрузки, то еще потребуется один слой крупнозернистого асфальтобетона толщиной около 4-5 сантиметров. Если дороге предстоят повышенные нагрузки, то обязательно использование армирующей металлической сетки. Между собой слои асфальта скрепляются при помощи мастики из битума.
Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуется помощь асфальтного завода. Принцип изготовления прост: все компоненты, входящие в состав асфальтобетона разогревают и тщательно перемеривают. В таком виде она и «разливается» на поверхность будущей дороги при помощи самосвалов.
В среднем для асфальтобетонного покрытия толщиной около четырех сантиметров и площадью десять квадратных метров, потребуется примерно одна тонна асфальта. Готовую смесь распределяют по поверхности и уплотняют катками или трамбовками. При этом в сильный дождь или мороз производить работы не рекомендуется.
В целом, процесс создания качественных дорог является весьма трудоемким и даже в чем-то творческим. Ведь от того, насколько будут выдержаны все нормы, зависит конечный результат и долговечность дорожного полотна.
Устройство дорожных одежд из гравийных и щебеночных материалов
Гравийные и щебеночные дороги гарантируют круглогодичное использование, а также возможность проведения строительных работы в любых погодных условиях.
Подобную дорожную одежду устраивают на заранее подготовленном участке грунта, если земляной покров связной обустраивают серповидной профиль. На грунтах с высокой дренажной системой, рекомендуется устанавливать полуоткрытый профиль.
Но, наиболее распространение получили дороги с полностью отсыпным основанием, то есть, с начало подготавливается песчаная подушка выше уровня грунта, затем подсыпается обочина, тем самым формируется, так называемый корытный профиль. Такой тип конструкции наиболее оптимален при отсутствии строительных материалов.
Гравийные и щебеночные дороги отсыпают в один слой, если толщина не более 20 см. Если высота одежды более 20 см. то устраивается два слоя, с тщательной трамбовкой каждого.
Источник: veka-slide.ru