Продуктивная деятельность человека характерна последовательностью действий, направленных на достижение цели. Для выражения такой деятельности употребляют термин «процесс». Обоснованность употребления такого термина объясняется его первоначальным значением – прохождение, продвижение.
Условно процессы принято подразумевать на две группы:
Материальные
Информационные
Материальные процессы охватывают все действия, направленные на материальные предметы производства изменением их состояния, что приводит к созданию продукции.
К информационным процессам относятся все действия, совершаемые с идеальными предметами (цифры, информация и т.п.). результаты информационных процессов служат основой для пополнения материальных процессов, особенно для их проектирования, принятия решений, подготовки, управления и др.
Основой технологии строительного производства являются материальные процессы, которые называют строительными процессами или процессами строительного производства. В строительных процессах учувствуют рабочие (труд), используются технические средства (орудия труда), с помощью которых из материальных элементов (предметов труда) создается строительная продукция.
Релакс видео. Залипательный производственный процесс. Современные станки и умелые рабочие.
Строительные процессы характеризуются многофакторностью и специфическими особенностями,что обусловлено:
1.стационарность строительной продукции – при выполнении строительных процессов рабочие и технические средства перемещаются, а возводимые здания и сооружения остаются неподвижными.
2.крупноразмерностью и массовостью строительной продукции – возводимые здания и сооружения имеют, как правило, значительные габариты и массу.
3.многообразием строительной продукции – возводимые здания и сооружения различаются по производственным и эксплуатационным характеристикам, форме, размерам и внешнему облику, расположением по отношению к дневной поверхности земли и др.
4.Разнообразием материальных элементов – при возведении зданий и сооружений находят применение самые различные материалы, полуфабрикаты, детали и изделия, при технологическом воздействии на которые создается строительная продукция.
5.природно – климатические условия – здания и сооружения возводят в различных геологических, гидрологических и климатических условиях.
6.условия реконструкции и технического перевооружения предприятий – строительные процессы выполняют, как правило, на стесненных площадках, малыми рассредоточенными объемами, в действующих ценах др.
Раздел 1. Технологические процессы в строительстве. Общие положения.
Строительные процессы по сложности их выполнения могут быть простыми и комплексными.
Простым процессом называется совокупность технологически связанных между собой рабочих операций, выполняемых одним и тем же рабочим или звеном рабочих согласованно работающих, например, при кладке стены и т.п.
Комплексным процессом называется совокупность одновременно осуществляемых простых процессов, находящихся между собой в непосредственной организационной зависимости, и связанных единством конечной продукции, например монтаж колонн, балок, ферм каркаса здания. В исполнении комплексного процесса участвуют рабочие разных специальностей.
2. Производственный процесс
Строительные процессы выполняемые в ручную с использованием ручного инструмента и простейших приспособлений, называют ручными, выполняемые с помощью электрических ручных машин (электропилы, электрорубанка и др) – полумеханизированными.
Строительно – монтажные процессы, выполняемые с помощью машин и механизмов, где функции рабочего сводятся лишь к уравнению данной машиной, называют механизированными.
Дальнейшим развитием механизации является автоматизация.
Все строительные работы можно условно разделить на:
Общестроительные
Специальные
Вспомогательные
Общестроительные работы включают комплекс работ, после завершения которых получается незаконченная строительная продукция в виде так называемой коробки здания или сооружения, соответствующая проекту. Сюда входят земляные работы, устройство фундаментов, стен, перекрытий, перегородок, крыш, монтажные (монтаж строительных конструкций), отделочные и другие работы.
Специальные работы выполняют после завершения отделочных видов строительных работ либо параллельно с ними. Сюда входят монтаж систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электропроводка и т.д. К ним относят монтаж технологического оборудования в производственных зданиях, котельных, газопроводов, резервуаров и т.п.
Вспомогательные работы сами не создают строительные продукции,однако правильная и четкая организация их способствует быстрейшему завершению строительства. К ним относят заготовительнфые, погрузочно – загрузочные и транспортные работы, обеспечивающие объекты строительства строительными материалами, конструкциями, деталями, изделиями, заготовками и т.д.
Общие положения в каждом конкретном случае установления технологически правильных и эффективных методов выполнения строительных процессов, их организационных форм и взаимосвязи в пространстве и времени, способных обеспечить качество и экономичность строительной продукции.
Строительные процессы по своему содержанию в технологическом отношении представляют совокупность двух аспектов.
Первый аспект определяет особенности, происходящие с материальными элементами в пространстве и времени без изменения их физико – механических свойств, а именно:
А.транспортирование
Б.укладка
В.сборка
Г.стыковка и др.
Второй аспект определяет физико – химические превращения, изменяющие конечные свойства материальных элементов, а именно:
А.прочность
Б.плотность
В.напряженность
Г.теплопроводность
Д.водонепроницаемость и др.
Так как в строительном производстве участвует много материальных элементов, то строительные процессы неодинаковы по степени технологической сложности и вызывают разнообразные структурные изменения в материалах, по – резному протекают во времени, при разном трудовом участии рабочих, при использовании различных технических средств.
В современном индустриальном строительстве технологические процессы строительного производства классифицируют в две группы:
Источник: poisk-ru.ru
9.3. Производственные процессы в строительстве. Рабочее место
Называть их принято по виду перерабатываемых материалов (земляные, каменные и т.д.); по возводимым конструктивным элементам (свайные, кровельные и т.д.); по выполняемому процессу (монтажные, транспортные и т.д.). Строительные работы подразделяют на общестроительные (земляные, свайные, каменные, бетонные и др.), выполняемые общестроительными предприятиями (организациями, фирмами), и специальные (сантехнические, электромонтажные, монтаж технологического оборудования и т.д.), выполняемые специализированными предприятиями (организациями, фирмами).
Производственные процессы, осуществляемые на строительной площадке, называют строительными процессами. Следовательно, строительный (монтажный) процесс – это производственный процесс, протекающий в пределах строительной (монтажной) площадки, конечной целью которого является получение промежуточной продукции строительного производства: кладки стен, монтажа перекрытий, устройства сантехнической разводки и т.д. В результате последовательного выполнения строительных процессов создается строительная продукция в виде зданий и сооружений.
Cтроительные процессы классифицируют по технологическим признакам на:
заготовительные процессы;
транспортные процессы;
монтажно-укладочные процессы (основные, подготовительные и вспомогательные).
В зависимости от специфики технологии монтажно-укладочные процессы разделяют на непрерывные и прерывные.
По роли в производственном цикле монтажно-укладочные процессы относятся к ведущим и совмещаемым. Процессы, которые определяют технологическую последовательность и сроки изготовления строительной продукции, называются ведущими, процессы, выполняемые параллельно с ними, – совмещаемыми. Совмещение процессов способствует сокращению продолжительности строительства.
По степени организационной сложности строительные процессы разделяют на:
простой процесс;
комплексный процесс.
Рабочий процесс – сочетание рабочих операций, технологически связанных между собой и обеспечивающих получение законченной продукции (устройство монолитных стен). Он характеризуется постоянством состава рабочих операций.
Рабочая операция – сочетание нескольких рабочих приемов, обеспечивающих получение определенной первичной продукции (устройство опалубки, укладка арматуры и др.). Рабочая операция характеризуется постоянным составом рабочих, рабочего места, предметов и орудий труда.
Рабочий прием – сочетание нескольких рабочих движений, представляющих собой законченное действие рабочего при выполнении части операции. Приемы объединяются в трудовые действия, выполняемые непрерывно и группируемые по назначению.
Комплексный процесс – сочетание нескольких организационно-технических зависимых рабочих процессов; результатом выполнения является единая конечная продукция в виде конструктивного элемента, здания или сооружения или их части (монтаж стеновых панелей со сваркой и замоноличиванием).
Строительные процессы делятся на ручные, машинно-ручные и механизированные. В ручных процессах все рабочие операции выполняются вручную или с помощью простых орудий труда (лопаты, топоры); в машинно-ручных одна часть операций выполняется машиной, другая – вручную; в механизированных процессах все рабочие операции выполняют машины.
Рабочие процессы, операции делятся на индивидуальные и звеньевые, цикличные и нецикличные. Цикличные характеризуются повторяемостью в определенной последовательности операций (работа экскаватором). В нецикличных процессах последовательность операций может меняться.
Рабочее место и рабочая зона. Рабочее место – пространственно ограниченный участок рабочей площадки (1,2-1,5 м 2 ), в пределах которой исполнитель (рабочий, звено) выполняет порученную работу. Здесь располагаются предметы, орудия и продукты труда (строительные материалы, инструменты). Для каждого исполнителя устанавливают рабочую зону – пространство, где ведутся рабочие движения. Оно обусловлено условиями среды, рабочей позой, возможностью размещения предметов и орудий труда.
Рабочие места подразделяются на стационарные и передвижные.
Рабочая зона определяется для звена или бригады; здесь размещаются средства производства для групп исполнителей при выполнении комплексного процесса.
Участок, выделяемый одному исполнителю или звену, называется делянкой; участок, выделяемый бригаде для выполнения задания,– захваткой. Ярус – участок расчленения объекта строительства по вертикали в соответствии с технологией.
9.4. Формы производственных связей в строительстве
Концентрацию производства в строительной отрасли следует понимать как процесс сосредоточения средств, предметов и ресурсов труда в крупных производственных звеньях. Большая экономическая эффективность крупных предприятий выражается в более высоком уровне производительности труда, лучшем качестве и более низкой себестоимости СМР за счет повышения уровня специализации и комбинирования.
В строительстве концентрация характеризуется спецификой строительного производства, заключающейся в неподвижности продукции строительства. Поэтому концентрация в строительстве развивается в двух направлениях:
за счет укрупнения строительных организаций;
за счет укрупнения объектов строительства или увеличения объемов СМР, выполняемых на одной площадке.
Во всех случаях основным показателем для оценки уровня концентрации в строительстве являются годовые объемы СМР.
Специализация производства, являясь одной из форм общественного разделения труда и рациональной его организации, находит свое выражение в объективном процессе увеличения числа особых самостоятельных отраслей и подотраслей.
Главным отличительным признаком специализации служит однородность выпускаемой продукции. В рамках каждой отрасли специализация проявляется в упорядочении номенклатуры продукции, повышении технологической однородности производства, его стандартизации.
Специализация как форма общественной организации производства имеет три основных вида: отраслевую, подетальную и технологическую.
В строительстве различают две формы специализации:
отраслевую, или объектную, которая выражается в создании хозяйственно самостоятельных специализированных организаций, выполняющих строительство предприятий и объектов для отдельных отраслей народного хозяйства или для отдельных отраслей промышленности;
технологическую, или стадийную, которая заключается в создании хозяйственно самостоятельных строительных организаций, специализирующихся на выполнении однородных видов или комплексов строительных и монтажных работ.
В качестве показателя развития специализации в строительстве применяется ее уровень, который определяется как отношение (в процентах) объема работ специализированных организаций к общему объему подрядных СМР. Применяют показатели общего уровня специализации по генеральному подряду (отношение объема работ, выполняемых внешними субподрядными организациями и собственными специализированными организациями, к общему объему работ по генеральному подряду) и уровня специализации работ собственными силами (отношение объема работ, выполняемых собственными специализированными организациями, к объему работ собственными силами).
Эффективность специализации достигается за счет:
более глубокого разделения труда и на этой основе повышения мастерства и квалификации рабочих;
создания благоприятных условий для совершенствования организации и технологии строительного производства, повышения уровня механизации работ, улучшения использования строительной техники;
сокращения сроков, улучшения качества и снижения себестоимости СМР.
Под кооперированием в строительстве понимаются организационно закрепленные производственные связи между организациями и предприятиями, самостоятельными в хозяйственном отношении, участвующими в инвестиционном процессе. Эта связь на практике выражается в совместном выполнении организациями и предприятиями работ по непосредственному возведению объектов строительства, а также при осуществлении поставок оборудования, материалов и оказании услуг.
Необходимость кооперации в строительстве вызывается большим количеством различных производственных процессов, необходимых для сооружения предприятий или объектов, технологической и организационной сложностью строительного производства и всего инвестиционного процесса в целом. Поэтому процесс кооперирования в строительном производстве протекает в форме производственно-хозяйственного сотрудничества между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядными и другими организациями.
Уровень кооперирования в строительстве оценивается непрерывностью и ритмичностью строительного процесса, полнотой использования производственных мощностей строительных и монтажных организаций, их материально-технических и трудовых ресурсов.
Наиболее высокий уровень кооперации достигается в процессе комбинирования и создания объединений.
Комбинирование – это форма организации общественного производства, основанная на технологическом и организационном соединении в рамках одного предприятия различных производств. Целью комбинирования является наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и повышение эффективности общественного производства.
Экономическая эффективность комбинирования достигается за счет снижения текущих затрат на производство и транспортно-бытовых расходов. Источниками экономии являются совершенствование технологии, устранение отдельных промежуточных операций и сокращение производственного цикла объединяемых специализированных производств. Определение эффективности комбинирования производится путем сопоставления экономических показателей деятельности на родственные виды продукции, производимые на комбинированных и некомбинированных предприятиях.
В строительстве комбинирование развивается в сочетании с другими формами организации общественного производства – концентрацией, специализацией, кооперированием – и имеет различные организационные формы. Наиболее прогрессивной формой комбинирования в строительстве остаются домостроительные комбинаты (ДСК).
ДСК объединяют и осуществляют последовательно взаимосвязанные процессы, создавая законченную строительную продукцию в виде готовых к эксплуатации объектов, комплектно изготовляют в заводских условиях строительные конструкции и детали, транспортируют их на строительные площадки и сами ведут монтаж этих конструкций и деталей, а также выполняют специальные строительные и отделочные работы. Одновременно ДСК осуществляют в необходимых случаях и кооперирование с другими организациями и предприятиями.
Для ДСК характерен единый строительный баланс, на котором находятся как строительные подразделения комбината, так и заводы или цеха, производящие строительные конструкции, детали, полуфабрикаты и материалы.
9.5.Организация материально–технического обеспечения строительства
Все организационные вопросы обслуживания строительного производства следует рассматривать системно и комплексно, так как от качества поступающих на строительные площадки конструкций, изделий и других материалов, энергетических ресурсов, технологического оборудования и оснастки и т.п. зависит конкурентоспособность строительной продукции.
Организация обслуживания строительного производства включает: материально-техническое обеспечение, энергетическое, ремонтное, транспортное и складское хозяйства, контроль качества.
Материально-техническое обеспечение – это процесс своевременного обеспечения строек материально-техническими ресурсами требуемой номенклатуры и ассортимента с минимальными издержками производства и обращения.
Поставка конструкций, изделий в условиях индустриального строительства должна быть синхронной и соответствовать темпам и технологиям производства работ. Необходима комплектность, своевременность поставок ресурсов в соответствии с технологией и графиками производства работ.
Система комплектации – форма кооперированных отношений, обеспечивающая синхронное изготовление сборных конструкций, изделий у разных изготовителей и их поставку в соответствии с графиками работ и комплектации.
Цели материально-технического обеспечения строительных организаций:
своевременное обеспечение строительного производства необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;
улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, обеспечение ритмичности строительных процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности инвестиций и другие показатели;
анализ организационно-технического уровня строительного производства и качества СМР (услуг) своей организации и у конкурентов, позволяющих разработать предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции – зданий и сооружений (услуг) и др.
В зависимости от этих функций определены соответствующие службы материально-технического обеспечения (МТО) строительного производства:
складирования и хранения материалов, топлива, сырья и готовой продукции;
производственно-технологической комплектации готовой продукции;
инструментального хозяйства и технологической оснастки;
Формы и организация поставки материально-технических ресурсов. Материально-технические ресурсы поступают на объекты через посредство генподрядчика, субподрядчиков и заказчика. Генподрядчик чаще всего обеспечивает строительство общестроительными материалами и конструкциями; субподрядчики обеспечивают выполнение своих работ спецматериалами, заготовками; заказчик обеспечивает стройки оборудованием, комплектующими, кабельной продукцией и специзделиями.
Поставка конструкций, изделий должна быть синхронной и соответствовать технологии производства работ. Необходимы комплектность, своевременность поставок в соответствии с темпом и технологической последовательностью работ.
Существуют две формы организации материально-технического снабжения:
через службу материально-технического снабжения строительной организации, включающей свои склады, мастерские и другое подсобное хозяйство;
система комплектации, при которой все функции материально-технического снабжения выполняет управление производственно-технической комплектации (УПТК).
Формами снабжения (непосредственной поставки ресурсов) являются транзитная и складская. Транзитная форма снабжения ресурсами непосредственно от предприятия-изготовителя предприятию-потребителю целесообразна при ограниченных сроках хранения ресурсов (бетон, раствор), при индивидуальном назначении ресурсов (оборудование, сборные железобетонные конструкции). Складская форма снабжения целесообразна для материалов, изделий, требующих дополнительной переработки, комплектации и отправки на объекты мелкими партиями.
Рациональной формой обеспечения материалами, оборудованием, конструкциями является система закупок ресурсов на конкурсной основе. Торги являются принятой в рыночной экономике формой торговых отношений, представляющей собой состязательный способ купли-продажи товаров, размещения заказов, выдачи подрядов путем привлечения покупателем (заказчиком) предложений, нескольких поставщиков (подрядчиков), выбора наиболее выгодного из них и заключения сделки с соответствующим участником торгов.
Основные формы торгов, используемые в конкурсах при размещении заказов в строительстве
Аукцион – конкурсная форма размещения заказа на предмет торга (работы, услуги) среди претендентов (участников торгов) при условиях полного обеспечения требований заказчика по качеству материалов, срокам, конечным результатам с выявлением победителя по критерию минимальной цены (для объектов и работ строительства) 1 .
Конкурс – форма размещения заказа (работ, услуг) на основе квалификационного отбора участников-претендентов по критерию балльной оценки. Конкурс – форма торгов, где выигравшим торги признается лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии предложил наилучшие условия.
Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса.
Объект торгов – производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.
Участник торгов – лицо, имеющее право принимать участие в торгах, их подготовке, проведении, утверждении результатов торгов.
Заказчик – лицо, для которого строится, реконструируется или оснащается объект торгов.
Организатор торгов – лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.
Конкурсная (тендерная) документация – комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.
Конкурсная заявка – комплект документов, составленных с учетом условий конкурса и содержащих предложение участника заключить контракт.
Конкурсная комиссия (тендерный комитет) – коллегиальный орган, созданный заказчиком для организации проведения конкурса.
Тендер – конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
Претендент – лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации оферты.
Оферта – предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.
Оферент – лицо, от имени которого представлена оферта.
Альтернативное предложение – предложение, представляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия.
Банковская гарантия – поручительство банка уплатить заказчику в случае неуплаты претендентом причитающихся с него платежей.
Лот – разделение объекта конкурса на несколько предметов – лотов (на проектные работы, устройство фундаментов и т.д.).
Прогрессивные формы технологии и организации строительного производства требуют строгого выполнения условий обеспечения СМР материально-техническими ресурсами по комплектности и своевременности поставок.
Система производственно-технической комплектации – это рациональная форма организации кооперированных производственно-хозяйственных связей поставщиков, транспортников, строительных организаций, направленных на обеспечение строительных объектов ресурсами в соответствии с графиками работ, это система синхронизации комплектного изготовления, транспортирования и производства с единым темпом работ. Сущность комплектации – разработка нормативно-технологической документации в составе ППР, организация служб комплектации и планирование комплектного обеспечения ресурсами по графикам работ, взаиморасчеты и ответственность за комплектную поставку.
Нормативная документация включает документы технологических, поставочных, монтажных и рейсовых комплектов. Технологический комплект – это набор материальных ресурсов для выполнения комплекса работ на захватку. Технологический комплект состоит из строительных конструкций, изделий, материалов и полуфабрикатов, поставляемых из одного или нескольких заводов. Совокупность этих ресурсов обеспечивает выполнение определенного технологического процесса и получение заданного объема работы или строительного объекта в целом.
Поставочный комплект – это часть технологического комплекта материально-технических ресурсов, поставляемых на объект с одного завода-изготовителя или другого поставщика в соответствии с технологией и сроками выполнения работ по графику.
Монтажный комплект – это часть технологического комплекта, состоящая из сборных строительных конструкций, изделий и сопутствующих материалов, обеспечивающих сборку монтажного узла, конструктивного элемента здания (сооружения).
Рейсовый комплект – это часть поставочного или монтажного комплектов, доставляемых на одном транспортном средстве.
Управление производственно-технической комплектации (УПТК). Органом комплектации крупных строительных организаций является УПТК, выполняющее функции снабжения, переработки, комплектации, централизации складского хозяйства, организации производственно-комплектовочной базы и диспетчеризации работы всех звеньев.
Главной задачей УПТК является обеспечение увязки в единое целое процессов заготовки материалов и деталей, изготовления полуфабрикатов, конструкций и комплектной их доставки на стройки в соответствии с графиком выполняемых СМР. Для ее решения УПТК совместно с трестом формируют схемы образования технологических комплектов, комплектовочно — технологические карты, графики комплектации. Оборудование заказывается комплектующим организациям или непосредственно заводам-поставщикам. Комплектация строек оборудованием осуществляется «россыпью» или методом укрупненных поставок комплектов оборудования повышенной заводской и монтажной готовности.
Заказчик осуществляет приемку оборудования, проверку по срокам поставки, количеству и качеству; проводит ревизию оборудования, хранения в закрытых складах или навесах и доставку на объекты. В процессе комплектации оборудования необходимы согласование планов комплектации с планами распределения продукции сбытовыми организациями, сбалансированность с планами капитальных вложений.
9.6. Логистика в системе организации МТО строительства. Организация транспортных процессов.
Для достижения необходимых результатов по сокращению сроков строительства зданий и сооружений, улучшению их качества с приемлемыми затратами в первую очередь требуется оптимизация и рационализация материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков. Опыт работы различных производств в стране и за рубежом показывает, что для решения подобных задач применяется инструменты логистического менеджмента или логистики, вытекающие из логистического микса «7R»: «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами».
Виды строительных грузов. Процесс организации строительного производства предусматривает четкую поставку материально-технических ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества.
Строительство, как отрасль материального производства, характеризуется значительным потреблением разнообразных строительных конструкций, материалов, полуфабрикатов и изделий, а, следовательно, и перемещением большого количества грузов.
По виду строительные грузы бывают:
порошкообразные материалы – гипс, алебастр, цемент, известь-пушонка и др.;
сыпучие материалы – щебень, гравий, керамзит, шлак, песок, различные виды грунтов и др.;
штучные изделия – кирпич, облицовочные и отделочные материалы, оконные и дверные блоки, железобетонные и доборные элементы, стекло, кровельные и изоляционные материалы, сантехническое оборудование и др.;
крупноразмерные изделия – стропильные фермы, лестничные марши, стеновые панели сборного домостроения, отправочные элементы арок или балок пролетного строения мостов и др.;
длинномерные материалы и изделия – сваи, трубы, арматура, прокат, лесоматериалы и др.;
плоские элементы – плиты перекрытий и покрытий, панели перегородок, плиты дорожных покрытий и др.;
тонкостенные элементы – своды и оболочки, армоцементные плиты и др.;
объемные элементы – сантехнические кабины, блоки подземных коллекторов, секции водостоков, канализации и смотровых колодцев и др.;
теплоизоляционные материалы – минеральные и стекловата, газобетон, пеносиликат и др.;
вязкие (подвижные) материалы – бетонная смесь, раствор, асфальтобетонная смесь и др.;
жидкие материалы – разогретый битум, известковое тесто, грунтовки, краски, растворители и др.
Характер приведенных видов грузов оказывает значительное влияние на процесс принятия решений в сфере организации их перемещения во времени и в пространстве, т.е. транспортировки.
Система распределения и размещение распределительных центров. Проблема размещения, преследуя цель найти наиболее экономичный вариант управления материальным потоком, связывает производителей и потребителей наилучшим с точки зрения экономических показателей образом. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат как для производственных, так и сервисных фирм. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства или вида сервиса, транспортные затраты на доставку товара к местам реализации могут достигать 25% цены реализации. Поэтому размещение влияет и на распределение (на схему распределительной сети).
Система распределения строительной организации представляет собой систему различных складов. Построение распределительной системы строительной компании начинается с размещения объектов строительства, а далее рассматриваются места размещения производственных складов, выбирается система доставки, т. е. определяется транспортная сеть и решается целый ряд других вопросов в рамках распределительной логистики.
Склады материалов и конструкций различаются по назначению, принадлежности и месту расположения. Назначение склада зависит от вида хранящихся материалов – цемента, горючесмазочных, химических, отделочных материалов и т. п.
По принадлежности склады классифицируются в три группы: склады снабженческих организаций, склады строительных организаций и участковые склады.
По месту расположения существуют перевалочные, общеплощадочные и приобъектные склады.
При проектировании организации строительства и производства работ в основном рассматриваются общеплощадочные и приобъектные склады.
Общеплощадочные склады организуются при строительстве комплекса объектов. Они обслуживают несколько строительно-монтажных организаций, участвующих в строительстве промышленного предприятия, микрорайона города или комплекса объектов гражданского назначения.
Приобъектные склады создаются непосредственно у строящихся зданий и сооружений. На железнодорожных станциях, в аэропортах, на пристанях или в случаях, когда стесненные условия строительной площадки не позволяют складировать материалы непосредственно у объектов строительства, создаются перевалочные склады.
Конструктивно склады строительных материалов и изделий состоят из открытых площадок, навесов и закрытых помещений.
На открытых площадках складируются материалы и конструкции, не требующие защиты от атмосферных осадков: бетонные и железобетонные конструкции, кирпич, щебень и т. п.
Навесы сооружаются для хранения материалов и изделий, требующих защиты от прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков (рубероид, столярные изделия, лесоматериалы). В закрытых складах хранятся материалы для отделки, электротехнических и санитарно-технических работ, скобяные изделия и т. п., представляющие определенную ценность.
Закрытые склады могут размещаться в постоянных и временных зданиях. Постоянные здания используются под склады строительных организаций, перевалочные склады и склады производственных предприятий. Большинство складских зданий, размещаемых на строительной площадке, являются временными. Для этой цели используются, как правило, сборно-разборные, контейнерные и передвижные складские помещения.
На стадии ПОС величина производственных запасов материалов (QПЗ), подлежащих хранению на складе, определяется по формуле:
где Qобщ – количество материалов, необходимых для строительства;
Т – продолжительность расчетного периода по календарному плану, дн.;
Тн – норма запаса материалов в днях;
k1 – коэффициент неравномерности поступления материалов на склады, принимается для автомобильного транспорта – 1,1; железнодорожного – 1,2;
k2 – коэффициент неравномерности потребления материалов, принимается равным 1,3.
Для четкой организации работ на стройплощадке принимаются следующие нормы запасов материалов:
местных – 2-5 дн. (кирпич, бутовый камень, щебень, песок, шлак, сборные ж/б конструкции, блоки, панели, утеплитель, перегородки);
привозных – 10-15 дн. (цемент, известь, стекло, рулонные материалы, оконные переплеты, дверные полотна, металлические конструкции).
На стадии ППР запас хранения для конкретного объекта определяют исходя из принятого темпа работ в размере потребности на определенную конструктивно-технологическую часть зданий (захватку, участок). В жилищном строительстве это этаж или этаж-секция; в промышленном – пролет, ярус, этаж и т. д. При монтаже с транспортных средств складируют лишь мелкоразмерные изделия, ограждающие металлоконструкции и вспомогательные материалы. Из технологических соображений их запас принимают равным или кратным потребности на захватку с учетом грузоподъемности транспорта.
При принятии решения о размещении склада расчитывают складские площади. Полезная площадь (Fп) склада без учета проходов определяется по формуле:
где q – количество материалов, укладываемое на 1 м 2 площади склада.
Общая площадь склада (Fобщ):
где β – коэффициент использования площади, характеризуется отношением полезной площади склада к общей (коэффициент на проходы).
Коэффициент на проходы принимается:
для закрытых складов – 0,6-07;
для навесов – 0,5-0,6;
для открытых складов
наружных строительных материалов – 0,6-0,7;
при штабельном хранении – 0,4-0,6.
Устройство открытых приобъектных складов. Открытые склады на строительной площадке располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Площадки складирования должны быть ровными, с небольшим уклоном (в пределах 2-5°) для водоотвода. На недренирующих грунтах помимо планировки следует сделать небольшую подсыпку из щебня или песка (5-10 см).
При необходимости производят поверхностное уплотнение. Участки складской площадки, куда материалы разгружают непосредственно с транспорта (раствор, песок и т. п.), должны выполняться в той же конструкции, что и временные дороги.
Привязку складов производят, как правило, без устройства дополнительных дорог – вдоль запроектированных, предусмотрев их местное уширение. Навесы для хранения массовых и тяжелых материалов или оборудования следует размещать в зоне действия монтажного механизма или в непосредственной близости, что обеспечивает бесперегрузочную доставку в рабочую зону. К отдельно стоящим складам подводят временные дороги.
При проектировании объектного СГП недостаточно определить габариты складской площадки в зоне действия механизма, следует показать на ней раскладку сборных конструкций по типам и маркам, точно обозначить места, отведенные под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь.
При размещении сборных элементов и материалов на открытом складе в зоне монтажного механизма необходимо обеспечить наибольшую производительность работы крана за счет сокращения перемещений крана вдоль фронта работ и уменьшений углов поворота стрелы при подаче груза со склада (транспорта) к месту установки. Для этого одноименные конструкции, детали и материалы следует складировать по захваткам, равномерно или в нескольких местах по длине здания.
Штабеля с тяжелыми и массовыми элементами (материалами) следует размещать ближе к крану, а с более легкими и немассовыми элементами – в глубине склада. Недопустимо складировать в одном штабеле разнотипные элементы.
При работе крана по захваткам целесообразно наметить несколько приемных площадок для раствора и бетона, особенно если они требуются в большом количестве (при выполнении кирпичной кладки, бетонных работ и т. п.). Если здание строят с транспортных средств, то на приобъектном складе показывают лишь размещение мелких деталей, завозимых в количестве, которое не может быть непосредственно подано для монтажа. На СГП также обозначают места хранения оснастки, приема раствора, площадки для разгрузки транспорта. При монтаже с транспортных средств с помощью стреловых кранов элементы подвозят непосредственно к месту установки. На плане надо показать путь движения транспорта и места разгрузок с таким расчетом, чтобы разгрузка и подача деталей на монтаж происходили по возможности без изменения вылета стрелы.
Методы решения задач размещения. Анализ размещения складов строительной фирмы фокусируется на минимизации общих затрат производства и распределения. Таким образом, объектом стратегии размещения является величина прибыли как результат удачного размещения структурных объектов фирмы.
Для решения задач размещения, в том числе распределительных центров, используются четыре группы методов:
методы взвешивания – назначение весов и предельных значений для различных факторов, учет и измерение материальных затрат (налогов, затрат на труд и др.), исследование нематериальных затрат, рассмотрение затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах;
методы безубыточного размещения (location break-even methods) — специальное приложение анализа критической точки и карт пересечений к проблеме размещения;
метод центра гравитации – математическая процедура, используемая для нахождения размещения единичного склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли;
транспортные методы — методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения – пункт потребления».
Виды транспорта, их классификация и структура. Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:
по отношению к объекту строительства: внутрипостроечный, приобъектный и внешний;
по направлению перемещения груза: вертикальный и горизонтальный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом – со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.
Вертикальный транспорт предназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно-, растворонасосами, винтовыми конвейерами и др.
Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления.
По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает:
универсальный – для перевозки грузов широкой номенклатуры;
специализированный – для перевозки грузов определенных видов;
специальный – для конкретного вида груза или единичных перевозок.
В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам различают транспорт общего назначения и ведомственный, входящий в состав организаций.
Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т. п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок).
Для решения задач, связанных с организацией внешнего транспортного обслуживания, необходимо знать отличительные особенности и характерные черты (существенные с точки зрения заказчика услуг) отдельных видов транспорта. Базовыми элементами транспортной логистической инфраструктуры являются: транспортные магистрали (железнодорожные пути, автомобильные дороги, воздушные трассы, и т.д.); терминалы; подвижной состав и тяговые средства.
Сравнительная характеристика различных видов транспорта применительно к задачам выбора представлена в табл. 9.1.
В основу построения системы тарифов для каждого вида транспорта заложена дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, срочности доставки, рода груза, объема грузовой отправки. При определении транспортных тарифов существенную роль играет качество транспортного обслуживания (качество продукции транспорта).
Преимущества и недостатки различных видов транспорта
Обеспечивает возможность охвата путями сообщения любых по размерам и удаленности территорий с любой плотностью, доставку разнообразных грузов независимо от климатических и погодных условий, времени года и суток на большие расстояния с высокой регулярностью, эффективную организацию погрузочно-разгрузочных работ; имеет сравнительно невысокую себестоимость перевозки грузов, высокую провозную и пропускную способность, высокие показатели использования пути и подвижного состава
Большие капитальные вложения и расход металл при создании сети, постоянных устройств и инфраструктуры
2. Водный: — морской;
Самый крупный межконтинентальный и международный перевозчик; имеет низкие грузовые тарифы, высокую провозную и практически неограниченную пропускную способность, не требует больших капиталовложений в устройство пути. Имеет самые низкие грузовые тарифы; не требует больших капиталовложений в обустройство пристаней и организацию судоходства по водным путям; самый дешевый вид транспорта при перевозках грузов весом более 100 т. на расстояние свыше 250 км
Малая скорость хода и доставки, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от географических и навигационных условий, большие капитальные вложения в создание портового хозяйства на побережье Еще меньшая скорость хода и доставки, низкая доступность в географическом плане из-за ограничений сезонного характера и по конфигурации водных путей, их проходимости по условиям судоходства
Самый маневренный вид транспорта; обеспечивает возможность доставки грузов с заданной степенью срочности или регулярности непосредственно в место потребности без промежуточных перегрузок; не предъявляет жестких требований к упаковке товара, отправляемого в качестве груза; не требует больших капиталовложений в освоение малого грузооборота на малые расстояния
Сравнительно высокая себестоимость перевозок и грузовых тарифов, необходимость постоянных капитальных вложений в создание и развитие дорожной сети; сравнительно малая грузоподъемность, необходимость срочной разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспортного средства; низкий уровень производительности труда и эксплуатационных показателей
Прокладка трубопроводов и перекачка продуктов (нефть, газ и т.д.) в больших объемах возможны повсеместно на суше и в водной среде; при этом обеспечивает низкую себестоимость и полную герметизацию транспортировки, автоматизацию операций налива, перекачки и слива; требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капиталовложений и расхода металла
Узкая специализация, ограничение по виду и состоянию транспортируемого продукта
Самая высокая скорость хода и доставки грузов, большая дальность беспосадочного полета, более экономичные (прямые) маршруты следования, возможность достижения отдаленных и труднодоступных районов
Самые высокие грузовые тарифы; малая вместимость и грузоподъемность; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставок
Организация транспортных процессов. На уровне строительных предприятия организация транспортного обслуживания предполагает решение следующей последовательности задач,:
выбор способа доставки груза;
выбор вида транспорта:
выбор типа транспортного средства;
выбор транспортно-логистических посредников;
организация и планирование грузоперевозок;
выбор рациональных маршрутов доставки грузов;
диспетчирование хода доставки грузов и т.д.
При выборе перевозчика используется стандартная процедура рейтинговой оценки, как при выборе поставщика.
Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот (региона обслуживания, компании, завода, склада), грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.
Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузов по технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары.
Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно их комбинированное использование.
Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршруты устанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними, когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой — без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком. Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов).
Для оценки работы транспорта используется система технико-экономических показателей, основные из которых (общие для большинства видов транспорта) представлены в табл. 9.2.
Показатели работы транспорта
Характеризует объем работы транспортных средств в километрах; определяется как суммарное расстояние, пройденное транспортным средством за период с грузом (полезная работа) и без груза
Характеризует расстояние, которое в среднем проходит транспортное средство в единицу времени; определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта маршрута к времени движения (техническая скорость) с учетом времени стоянки во всех пунктах, включая промежуточные (эксплуатационная скорость)
Коэффициент использования грузоподъемности
Характеризует степень использования грузоподъемности транспортного средства; определяется как отношение массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства
Коэффициент использования пробега
Характеризует степень использования пробега; определяется как отношение расстояния, пройденного транспортным средством за период с грузом, к общему про6eгy (включая расстояние, пройденное без груза)
Коэффициент использования рабочего времени
Характеризует степень использования рабочего времени; определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства в периоде к календарному времени в том же периоде
Характеризует объем работы, выполняемой транспортным средством в единицу времени; измеряется числом тонно-километров в среднем на 1 т грузоподъемности; определяется как отношение выполненной за период работы к общей грузоподъемности всех имеющихся в данном периоде транспортных средств
Себестоимость перевозки 1 т груза
Характеризует общие затраты живого и овеществленного труда перевозчика на выполнение единицы работы; определяется как отношение себестоимости 1 ч работы транспорта к его производительности
Расчет количества автотранспортных средств. На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин.
На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт.
Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени.
Грузооборот (Qep) – объем транспортной работы в тонно-километрах (т-км) за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот равен сумме гpyзопотоков.
Расчет грузооборота позволяет определить размер суточного грузооборота (Qгрсут):
где псм – количество рабочих смен за принятый период времени;
Кнп – коэффициент неравномерности перевозок (в зависимости от вида строительства равен 1,1-1,3).
Грузопоток — количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за тот же период. Для расчета грузопотока выполняют схемы и таблицы, которые составляют по каждому виду грузов и с учетом количества, направления, расстояния перевозки и типа транспортного средства. Исходными данными служат календарные планы снабжения строительства.
Наиболее распространенным способом является расчет грузооборота на основе «шахматных таблиц» (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Данные таблиц грузооборотов принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков показывает распределение и направление движения грузов по отдельным пунктам.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатывают варианты рационального использования вида транспорта.
Стабильность – интенсивность грузового потока (Jгр.п) за принятую единицу времени:
где п – количество единиц времени за принятый период в соизмеримых величинах.
На втором этапе формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются в тех случаях, когда по техническим причинам невозможно применить один из видов транспорта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них.
Количество транспортных средств (N) каждого вида в принятых вариантах определяется по формуле:
где Q – общий объем перевозимого груза за определенный период времени, т, т км;
g – доля грузов, перевозимых транспортным средством данного вида в общем объеме, % ;
Пэ – эксплуатационная производительность транспортного средства за определенный период времени, т, т-км;
Кисп – коэффициент использования парка транспортных средств.
На третьем этапе выбора транспортных средств производится технико-экономическая оценка принятых вариантов перевозок строительных грузов.
В основу выбора экономически эффективного варианта транспортных средств положен метод сравнительной оценки величины эксплуатационных затрат (Э).
где Эi – эксплуатационные затраты по каждому типу транспортных средств; Nt – количество транспортных средств каждого типа.
Для перевозки строительных грузов принимается тот вариант, суммарные затраты на реализацию которого являются наименьшими
9.7. Инновационная деятельность предприятия
Одним из главных факторов развития предприятия и обеспечения его конкурентоспособности является его инновационная деятельность, конечным предметом которой является инновация в виде изобретения, создания нового или недостающего на рынке товара (услуги) или товара с нужными характеристиками, методов (способов) организации и управления процессами.
Существуют разные понимания термина «инновация». В более узком понимании инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.
Инновационная деятельность предприятия – это система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом. Инновационная деятельность предприятия включает ряд процессов и действий по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и постепенное осуществление инновационных изменений или, точнее, цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.
Инновационный процесс следует рассматривать его как совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования называется жизненным циклом инновации.
Таким образом, инновационный процесс представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на получение и коммерциализацию изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.
Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рис.9.1.
Рис. 9.1. Основные этапы инновационного процесса
Как видно из рис. 9.1, принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.
Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. В нее входят:
фундаментальные научные исследования – экспериментальная и теоретическая деятельность;
прикладные научные исследования – научная деятельность, направленная на достижение практических результатов и решение конкретных задач.
Научно-техническая деятельность, в отличие от научной деятельности, включает еще и ОКР, и имеет целью получить, распространить и применить новые знания в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечить функционирование науки, техники и производства как единой системы.
Основным товаром рынка новаций является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и патентные права.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Все стадии инновационного процесса требуют непрерывного управления в целях получения положительного результата, чем и занимается инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – это направление стратегического менеджмента, связанное с разработкой систем управления инновационными процессами и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления.
К основным целям инновационного менеджмента относятся:
разработка планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за разработкой новой продукции, услуг и технологией их внедрения;
рассмотрение программ создания новой продукции, услуг и технологий;
проведение единой инновационной политики (;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности и т.п.
Источник: studfile.net