При выполнении монолитных работ наиболее часто применяется стандартная схема бетонирования с укладкой в одном направлении горизонтальных слоев равной толщины. Укладка бетона может вестись с непрерывным перекрытием слоев, но до начала схватывания предыдущего слоя. Или проводится бетонирование с перерывами, когда перекрытие ранее уложенного слоя последующим выполняется после набора бетоном необходимой прочности. В последнем случае в месте соприкосновения ранее уложенного и свежеуложенного бетона образуется так называемый рабочий или холодный шов.
Необходимость в перерывах между укладкой слоев объясняется сложностью или невозможностью непрерывного бетонирования объектов большой площадью, а также временными потерями на установку опалубки и арматуры. При этом продолжительность укладки ограничивается временем начала схватывания цемента в ранее уложенном слое. Время перекрытия слоев определяется строительной лабораторией и большей частью зависит от специфики использующегося цемента, погодных условий, температуры наружного воздуха. При укладке строительной смеси с перерывами возобновление работ допускается только при наборе последней прочности выше 1.5 МПа. Такой способ укладки распространен как в гражданском и промышленном, так и в частном строительстве.
Устройство рабочего шва бетонирования.Применение самонабухающего профиля.
Специфика холодных стыков
По определению рабочий шов является ослабленным местом, но при качественном выполнении с соблюдением строительных норм и правил шов бетонирования не нарушает целостности конструкции, не снижает ее прочностные свойства, не отражается на долговечности последней.
В производстве бетонных работ сложилась достаточно парадоксальная ситуация: когда сооружения желательно возводить без швов, но выполнению этих требований противоречит необходимость разбивки крупных сооружений на секции с устройством деформационных сквозных швов. Кроме того, секции между деформационными швами разбиваются дополнительными строительными и усадочными швами на блоки или бетонируемые без перерыва меньшие части. Устройство строительных и усадочных швов объясняется как уменьшением площади бетонируемых участков, так и необходимыми мероприятиями для снижения деформаций бетона. Поскольку на крупных объектах бетонирование в большинстве случаев проводится с перерывами, холодные стыки или швы бетонирования чаще совмещают с усадочными и строительными.
Обработка холодного шва
Целостность и надежность конструкции при бетонировании с перерывами зависит от правильного расположения рабочих швов и качества сцепки слоев. Для обеспечения прочного сцепления предыдущий слой выполняют с неровной поверхностью и проводят дополнительную обработку затвердевшего бетона. Перед дальнейшим бетонированием удаляются загрязнения, цементная пленка.
Обязательно очищается арматурный прокат. После соответствующей подготовки поверхность по всей площади покрывается цементным раствором (возможно применение пластичной бетонной смеси). Обязательным условием является соответствие прочности бетона конструкции и затвердевшего бетона или раствора в местах холодного шва.
Расположение стыков по СНиП
При любых условиях забетонированный стык не должен являться местом концентрации напряжения. Расположение шва допускается только перпендикулярно оси балок, колонн, плит и прочих бетонируемых элементов.
Когда допускается устраивать швы бетонирования:
- для монолитно соединенных с плитами балок больших размеров (шов устраивается на отметке 20-30 мм ниже поверхности плиты);
- для отдельных балок с расположением шва в пределах средней трети пролета;
- для колонн с расположением холодного шва на отметке низа прогонов, капителей, верха фундамента или подкрановых балок;
- для плоских плит с возможностью устройства шва в любом месте, но параллельно меньшей стороне монолитной плиты;
- для арок, сводов, массивов, резервуаров, любых сложных конструкций и сооружений с расположением швов бетонирования в указанных проектом местах.
Располагаться швы бетонирования могут как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.
Идеальное положение шва
В наиболее предпочтительном варианте расположение шва точно совпадает с положением нулевой (минимальной) поперечной силы в монолитной конструкции. Такое место можно обнаружить посредством выполнения специализированных расчетов (в эпюре поперечных сил). Если расчеты проводятся вручную, то определяется место, где эпюра пересекает горизонталь (оптимальное место для шва, поскольку в этом месте поперечная сила стремится к нулю). При расчетах с помощью специализированных программ проводится анализ эпюры поперечных сил или их цветных схем, что более наглядно.
На чертежах стык между слоями бетона традиционно изображается пунктиром. Для более точного определения используется соответствующая выноска — «рабочий шов бетонирования». Стоит отметить, что изменение положения швов не допускается в обход выполненных на чертежах схемах, а соблюдение достаточно понятных рекомендаций, обозначенных в СНиП 3.03.01-87, позволит получить прочное и долговечное сооружение.
Источник: omega-beton.ru
Московская строительная компания ШАНС, генподрядчик в монолитном строительстве зданий.
СК ШАНС ведет строительную деятельность с 1997 года. Основным направлением является выполнение функций генподрядчика и монолитное строительство. В качестве генподрядчика выполняет собственными силами более 80% всех работ.
Рабочие швы бетонирования
Рабочим швом называется поверхность бетона, которая вследствие перерыва в бетонировании конструкции или по другим причинам настолько затвердела, что уже не может хорошо соединиться с укладываемым сверху свежим бетоном. Рабочие швы обычно бывают самым слабым местом конструкции, поэтому необходимо уделять особое внимание хорошей обработке этих швов.
Многие бетонные здания обезображены вследствие небрежной подготовки рабочих швов для последующей укладки бетона, особенно если швы располагаются без учета архитектурных и других факторов. Перед укладкой нового слоя бетона следует очистить поверхность уложенного ранее слоя от посторонних материалов, например цементного молока, грязи, масла, щепок и стружек, накопившихся вовремя устройства опалубки и при установке арматуры.
Эту операцию лучше всего производить при помощи пескоструйного аппарата с мокрым песком, с последующей обработкой сжатым воздухом или струей воды под давлением. Если бетон был уложен один или два дня назад, то придать его поверхности шероховатость можно при помощи проволочных щеток. На старом полностью затвердевшем бетоне приходится делать насечку зубилами. Во всех случаях с поверхности следует удалить не связанные с ней частицы, лучше всего водой, если только это не повредит или не помешает другим работам, проводимым ниже или же сжатым воздухом.
Наплывы цементного раствора также необходимо удалить, так как в противном случае они спустя некоторое время могут отслоиться от бетона.
Непосредственно перед укладкой свежего бетона инженер должен убедиться в чистоте поверхности предыдущего слоя, в правильности установки опалубки и арматуры, в прочности закрепления последней.
Перед самой укладкой свежего бетона поверхность старого бетона покрывается слоем цементного раствора толщиной около 1 см, по своему составу аналогичного раствору в применяемом бетоне. Раствор аккуратно распределяется по поверхности. Первый слой свежего бетона должен быть тщательно проработан, чтобы получить хорошее сцепление его со старым бетоном и не допустить вытекания цементного молока, В противном случае между старым и новым бетоном получится ясно выраженная граница.
Влажные и плохо подобранные по гранулометрическому составу смеси склонны к расслоению с выделением цементного молока.
Исследования бетонных резервуаров показали, что просачивание воды происходит как через шов, так, равным образом, и через пористый цементный камень, получающийся в верхней части слоя бетона. Выделение цементного молока будет минимальньгм тогда, когда бетон имеет максимально допустимую жесткость, позволяющую еще произвести достаточное уплотнение, и когда поверхность бетона после укладки при уплотнении подвергается минимальной обработке.
Расположение рабочих швов
В наружных стенах и колоннах рабочие швы должны быть горизонтальными и располагаться таким образом, чтобы не нарушался архитектурный облик сооружения. Вертикальные швы должны устраиваться при помощи ограничительных досок или сеток, устанавливаемых по возможности там, где длина шва будет наименьшей, или же из условия получения симметричной разрезки. Нельзя допускать, чтобы укладываемая бетонная смесь располагалась под углом естественного откоса. Невозможно дать общие правила расположения рабочих швов для всех видов железобетонных конструкций. Однако при сооружении колонн, балок или плит необходимо соблюдать следующие правила:
1. Опалубка колонны должна быть заполнена предпочтительно до уровня на несколько сантиметров ниже соединения с поперечной балкой.
2. Швы в балках и плитах следует устраивать в местах с наименьшей перерезывающей силой. Так, для балок шов следует располагать в центре пролета или в пределах средней трети его.
В плитах, вытянутых в одном направлении и с малым пролетом, швы располагаются посередине пролета, если они перпендикулярны к основному направлению плиты. Швы, идущие в том же направлении, что и наибольший размер плиты, должны располагаться в пределах средней трети пролета. Швы в плитах, имеющих значительный и одинаковый пролет в обоих направлениях, располагаются в средней трети пролета.
3. Если по каким-либо причинам шов располагается на стыке плиты и балки, то он должен быть тем или иным путем усилен для лучшего восприятия перерезывающей силы.
Могут также встретиться и другие проблемы, связанные с расположением швов в конструкции. В сомнительных случаях необходимо консультироваться с конструктором. В общем случае швы не следует располагать там, где имеются большие перерезывающие силы.
Источник: www.skshans.ru
Рабочий шов – это плоскость стыка между затвердевшим и новым свежеуложенным бетоном, образованная из-за перерыва в бетонировании.
Монолитное бетонирование может быть осуществлено двумя способами:
- С перерывами. Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают после полного затвердевания предыдущего. В результате в месте соприкосновения уже уложенного, набравшего необходимую прочность бетона и только что обустроенного образуется холодный (то есть, рабочий или строительный) шов (ХШ).
- Без перерывов (их продолжительность не должна превышать 2÷4,5 часа в технологическом процессе укладки бетонной смеси). Это значит, что каждый последующий песчано-цементный слой укладывают до начала затвердевания предыдущего. Этот процесс отличается отсутствием ХШ.
Естественно, второй способ предпочтительней, так как, применяя его, можно добиться очень высокого качества всей сооружаемой конструкции в целом. Но, не всегда применение этого метода возможно в силу причин технологического, организационного или конструктивного характера.
Если при возведении строения используют первый способ бетонирования, то необходимо провести правильное обустройство холодных швов: именно через них происходит проникновение влаги и все вытекающие из этого негативные последствия. Если работы по обустройству ХШ будут проведены правильно, то риск деформации всего сооружения в целом будет минимальным.
Особенность холодных швов
Особенность ХШ заключается в том, что между «старым» и «новым» бетонным слоем образуется некая плотная субстанция, которую именуют цементной пленкой. Ее источником является не только гидроксид кальция (имеется в виду его водный раствор, который выходит на поверхность бетона), вступающий в реакцию с углекислым газом; но и соли щелочных металлов, щебень, песок, вода, пластификаторы и многие другие составляющие цементных растворов. То есть, можно сказать, что в химическом отношении цементная пленка представляет собой смесь сульфатов, карбонатов, хлоридов и нитратов (некоторые из них растворяются в воде, а некоторые нет).
Что же происходит при послойном бетонировании, которое осуществляют со значительными перерывами? Наблюдается «пирог, состоящий из трех слоев»: бетон, цементная пленка и опять бетон. Средняя составляющая этой конструкции является самым «слабым звеном» при возведении любого объекта.
Если холодный шов не обработать должным образом, то нельзя будет рассматривать все здание как монолитную конструкцию. Оно будет представлять собой исключительно сборное сооружение, каждая часть которого самостоятельным образом воспринимает механические нагрузки. При полном же соблюдении строительных правил и норм по обустройству ХШ можно гарантировать высокие прочностные характеристики сооружаемой конструкции, и ее долгий эксплуатационный срок.
На заметку! Если есть возможность обустройства бетонирования без образования ХШ, то ее стоит использовать. В этом случае конструкция сможет выдерживать еще большие нагрузки.
Что такое холодный шов в бетоне и где допустимо его расположение?
Во время объемного строительства, когда работы длятся несколько дней, возникают рабочие швы бетонирования. В этом понятии заключаются технологические особенности работы с бетоном. Швы в бетонных полах, в балках и стенах негативно сказываются на долговечности здания или конструкции, становятся причиной нарушения герметичности. Во избежание разрушения готового объекта важно правильное выполнение стыков.
Правильное расположение холодных швов
Согласно строительным нормам и правилам места обустройства ХШ определяют еще на стадии проектирования и обозначают специальной линией на плане (отклонения от проекта недопустимы). В соответствии с п.2.13 СНиПа 3.03.01-87 (он введен в действие седьмого января 1988 года) при бетонировании:
- Плоских плит холодные швы обустраивают параллельно меньшей стороне изделия.
- Балок значительных размеров (они вместе с плитами представляют монолит) ХШ располагают в зоне, отступив на 2÷3 сантиметра от уровня нижней поверхности плиты.
- Ребристых плит – в направлении, которое параллельно балкам второстепенного значения.
- Других прогонов – на участке, который определен, как средняя часть трети пролета балки.
- Колонн – на отметке верха фундамента, а также низа капителей и прогонов.
- Что же касается сводов, арок, массивов и разнообразных бункеров, то обустройство в них ХШ производят в местах, которые определены непосредственно главным инженером проекта.
На заметку! Строительные швы разрешено обустраивать исключительно в местах, которые не занимают главенствующее место в плане обеспечения прочности конструкции в целом. Это значит, что ХШ не обустраивают на участках, которые подвержены максимальной перерезывающей силе (она равна алгебраической сумме всех сил, приложенных к балке). Также строительный шов располагают перпендикулярно оси поверхности бетонируемого элемента. И еще один момент: не следует допускать образования угловых ХШ.
Негативные последствия от образования холодных швов
В результате образования цементной пленки между уложенным (уже затвердевшим) бетонным слоем и только что обустроенным наблюдается:
- Образование микротрещин, через которые проникает вода. В результате этого может возникать коррозия армирующей составляющей бетона.
- Меньшая адгезия между пластами бетона.
- Невысокие показатели водонепроницаемости и морозостойкости монолитной конструкции.
- Снижение прочностных характеристик бетона и, как следствие, его эксплуатационного срока.
- Ухудшение внешнего вида плиты (стены или балки).
- Высокий риск вымывания строительного материала из зоны ХШ. Это представляет огромную угрозу для всего сооружения в целом.
- Существенная хрупкость бетона, который быстро разрушается при каких-либо воздействиях механического характера. Возникает это из-за того, что в области ХШ происходит преобразование напряжений, а, именно, сжатия на растяжение.
Всего этого можно избежать, если принять своевременные меры по правильной (в соответствии со строительными нормами и правилами) обработке уже затвердевшего бетонного слоя.
Технологические швы бетонирования
Образование рабочих границ происходит по ряду причин:. Бетон укладывается слоями.
Кладка бетона, по возможности, должна производиться без образования холодных швов. Но бетонные и железобетонные изделия не могут создаваться в один цикл, поэтому зачастую сооружаются отдельные карты или секции бетонирования. Для получения монолита используют замедлители твердения, которые приостанавливают процесс схватывания смеси.
Свежий жидкий слой цемента заливается на уже затвердевший. В результате сцепление между пластами уменьшается. Прочность материала становится меньше, чему у монолитного блока без рабочего стыка. По этой причине снижается морозостойкость, влагонепроницаемость и ухудшается внешний вид балки, плиты или монолитной стены.
Издание второе, дополненное. Ляпидевский, А.
Ухудшение эксплуатационных характеристик связано с тем, что между рабочим стыком и слоями бетона происходит преобразование усадочных сжимающих усилий в нагрузку растягивания. Следовательно, образуется избыточное напряжение в зоне шва. При затвердении бетон сжимается. В этот период он наименее стоек к действиям усилия на изгиб и растягивание. При резком ослаблении сил растяжения образуются микротрещины, из-за чего на стыке бетон проявляет меньшие прочностные характеристики из-за малой плотности.
Следовательно, даже при одинаковых напряжениях на растяжение в рабочем шве будут образовываться трещины. Этого не бывает в монолитном изделии. Предотвратить возникновение вышеперечисленных отрицательных явлений можно, если принять меры по обустройству рабочих стыков.
Последовательность работ при обустройстве холодных швов
Методика работ следующая:
- В соответствии с проектной документацией определяют местоположение будущего ХШ.
- Производят заливку цементно-песчаной смеси до определенного уровня.
- Осуществляют трамбовку бетонного слоя с помощью вибрационного устройства (глубина погружения составляет порядка 50÷100 мм) с последующим его выравниванием.
Важно! В процессе трамбовки недопустимо опирать вибрационное устройство на какие-либо элементы опалубочной конструкции.
- Через 1÷3 дня, когда бетон наберет необходимую прочность, с помощью либо водной струи (она может быть и воздушной), либо фрезы (электрической или пневматической), либо механической щетки, выполненной из металла, производят очистку его поверхности. Самое чистое и качественное покрытие получают в случае осуществления обработки под давлением. Использование металлической щетки значительно удешевляет технологию, но этот способ применим только в том случае, если бетон «свежий» (то есть, с момента его обустройства прошло дней 6÷7, не больше).
Важно! Каждый последующий слой можно обустраивать только после того, как прочность предыдущего превысила 1,5 МПа (СНиП 3.03.01-87, пункт 2,13). Это касается и промышленного, и гражданского, и частного строительства. Причем в период, когда начинается затвердение бетона, его надо защищать от слишком быстрой потери влаги и атмосферных осадков. Впоследствии же поддерживать определенный режим (это касается не только определенной температуры, но и влажности).
- Перед заливкой следующего песчано-цементного слоя уже подготовленную поверхность промывают водой и просушивают струей воздуха.
- Производят мероприятия по увеличению адгезии бетонной поверхности. Это необходимо делать, чтобы ХШ смог выдержать в будущем значительные нагрузки. Существует много методов, чтобы усилить сцепление между бетоном, уже набравшим прочность, и только что обустроенным (более подробно о них будет рассказано ниже).
- Сначала поверх шва укладывают тонкий песчано-цементный слой (около 20÷З0 мм), который быстрее вступит в «тесный контакт» с уже затвердевшим бетоном.
- Через 2÷3 часа укладывают весь приготовленный объем бетонного раствора.
Важно! Заливку бетона производят горизонтальными пластами (все они должны быть одной высоты) без каких-либо разрывов. Причем направление укладки цементно-песчаной смеси осуществляют во всех слоях в одну и ту же сторону. Расстояние между верхним слоем уложенного бетонного раствора и опалубкой должно составлять 5÷7 сантиметров.
Рабочий шов бетонирования. Гидроизоляция | Гидрошпонка.BY
В настоящее время наиболее распространенным способом возведения зданий является монолитное строительство. Наряду с большим количеством преимуществ данного способа, у монолита есть свои особенности. Так, для того, чтобы обеспечить монолитность конструкции ее лучше бетонировать непрерывно. Однако это не всегда возможно ввиду значительных объемов работ и сложности конструкций. Когда перерывы в бетонировании неизбежны устраивают так называемый холодный (рабочий, технологический, строительный) шов бетонирования.
На первый взгляд, может показаться, что ничего сложного в таких работах нет, однако на практике швы в бетоне вызывают настоящую головную боль у строителей, т.к. фактически, от того, как устроен шов бетонирования, зависит прочность конструкции. Технологические швы сами по себе являются ослабленным местом, и правильность его устройства определяет прочностные характеристики конструкции. Процесс его устройства осложняется еще и тем, что в таких сооружениях, как резервуары, бассейны, фундаменты и т.п., где существует постоянное давление от воды, необходимо дополнительно устраивать гидроизоляцию швов.
К сожалению, зачастую гидроизоляцией швов в бетоне пренебрегают, обосновывая это высокой стоимостью и чрезмерной экономией на этапе строительства. В результате, мы получаем вполне закономерное явление – текущие швы:
Сырость и плесень:
И даже фонтанирующие течи:
И ведь не всегда в подобных случаях, после обнаружения течи, есть возможность ее устранить. Как правило, с этим сталкиваются через несколько месяцев после сдачи объекта и когда уже выполнена отделка. И в таком случае остается только ремонт швов, а ремонт обходится всегда в РАЗЫ дороже правильного устройства на этапе строительства.
Так стоит ли экономить на подобных вещах?
На сегодняшний день, в Беларуси есть надежные способы герметизации именно таких швов. Речь идет об использовании в них гидроизоляционных шпонок АКВАСТОП типов ХВ или ХО, которые устанавливаются до бетонирования и целиком остаются в монолите (смотреть фото с объектов). По сравнению с более известным способом герметизации холодных швов — бентонитовыми шнурами, гидравлическая шпонка АКВАСТОП способна выдерживать гораздо большее давление воды, что особенно актуально в сооружениях типа резервуаров и при использовании бетонов с водонепроницаемостью W8 и выше.
Уникальной по своей конструкции также является гидрошпонка АКВАСТОП типа ХВС, которая устанавливается в самом «плачущем» месте конструкции – на стыке «стена-пол» или «стена-плита».
Данная шпонка в каналах снабжена профилем из гидрофильной резины, который разбухает при контакте с водой, обеспечивая дополнительную герметизацию шва. Отличительной особенностью гидрошпонок АКВАСТОП ХВ, ХО и ХВС является то, что при их пересечении их можно легко сварить между собой, образовывая Т-образные или Х-образные соединения, а также, при наличии деформационных швов, сварить с гидрошпонками для деформационных швов.
Порядок установки шпонок приведен в Технологическом регламенте ТР 186-07, а также в Технологической карте ТК-100299864.196-2014.
Подбор необходимого типа шпонки и правильный ее монтаж являются современным, проверенным и самым надежным способом гидроизолировать рабочий шов бетонирования (швы в бетоне).
Способы увеличения адгезии бетонной поверхности
- Обработка поверхности бетона грунтовкой глубокого проникновения или битумными и полимерными мастиками. Метод довольно действенный, хотя и дорогостоящий.
- Нанесение с помощью болгарки, зубила, молотка или перфоратора по всей площади бетона глубоких насечек. Способ актуален в случае наличия давно затвердевших поверхностей, то есть, когда строительные работы возобновляют после длительного простоя.
- Армирование строительного стыка стальной сеткой, имеющей довольно мелкие ячейки.
На заметку! Практика показывает, что лучших результатов по увеличению адгезии бетонной поверхности удается достичь при использовании нескольких способов обработки одновременно.
Гидроизоляция холодных швов
От того, насколько качественно осуществлена герметизация холодных стыков, зависит надежность, прочность и долговечность всей монолитной конструкции. Основные способы гидроизоляции:
Источник: shelfmaster.ru
Швы бетонирования: рабочие, компенсационные, усадочные. Технология работ
Немногие из нас знают, что представляют собой рабочие швы бетонирования. Или для чего нужны швы сжатия и расширения в бетоне и есть ли какие-то правила относительно их устройства в разных случаях. Давайте попробуем разобраться в данном вопросе.
Один из видов швов делит монолит на участки с четко очерченными границами.
Рабочие швы
Определение
Рабочим (холодным, строительным) называется шов между схватившимся и новым бетоном внутри монолитной конструкции.
Обратите внимание: холодный шов — явление негативное, поскольку снижает итоговую прочность монолита. Идеальный случай — когда весь объем опалубки заполняется в один прием. Однако в силу технологических, финансовых или организационных причин это не всегда возможно.
Компромиссное решение, позволяющее избежать падения прочности — послойное заполнение опалубки, при котором новый слой выкладывается до схватывания старого.
Правила устройства
Что делать, если бетонирование все-таки приходится выполнять со значительными перерывами? Как сделать максимально прочными, к примеру, рабочие швы при бетонировании фундамента?
По СНиПу за номером 3.03.01-87 в этом случае стоит придерживаться ряда несложных правил.
- Первое и основное: если бетон успел схватиться, дальнейшие работы по бетонированию выполняются лишь при достижении им прочности не менее 1,5 МПа (150 кгс/см2).
- Поверхность старого бетона перед возобновлением работ обязательно очищается от цементных пленок. Эта работа может быть выполнена как своими руками (металлической щеткой или ручным инструментом), так и с использованием пескоструйной техники.
- Для лучшего сцепления настоятельно рекомендуется использовать грунты, клеи или битум.
С фундаментом разобрались. Есть ли какие-то тонкости в устройстве швов более сложных нагруженных конструкций?
Конструкция | Требования |
Колонны | Шов располагается на уровне низа прогона, балок или верха фундамента. |
Балки, залитые заодно с перекрытием | Шов на 2 — 3 сантиметра ниже нижней поверхности плиты перекрытия. |
Плиты любого типа (включая перекрытия) | Шов параллелен меньшему из сечений плиты. |
Рабочие швы расположатся на уровне низа несущих балок.
Компенсационные
Компенсационные швы в бетоне, как несложно догадаться по их названию, предназначены для компенсации теплового расширения и прочих воздействий, способных привести к появлению трещин. Они полностью рассекают бетонную конструкцию (включая армирование), фактически разделяя ее на несколько независимых монолитов.
- При длине монолитной конструкции свыше 50 метров.
Любопытно: законодателем в области максимального размера монолита является Британская Энциклопедия бетонщика. Однако на Британских островах климат куда теплее российского, а, значит, и меньше максимальное тепловое расширение. С учетом этого будет куда более разумным придерживаться как минимум вдвое меньших размеров.
- По периметру монолитного пола (цель — не дать усадке стен и фундамента вызвать растрескивание его поверхности).
- Вокруг колонн, опирающихся на подсыпку или уплотненный грунт.
На фото хорошо виден шов вокруг опорного элемента металлоконструкции.
И в этом случае, разумеется, есть несколько правил.
- Термошвы в бетоне должны иметь ширину не менее 6 миллиметров. Инструкция связана с температурным расширением материала: при меньшей ширине ее может банально не хватить при нагреве.
- Вокруг колонн опоясывающие их швы могут быть как квадратными, так и круглыми. Квадратный разворачивается относительно колонны на 45 градусов (таким образом, чтобы напротив угла колонны он был прямым).
На первых двух рисунках колонны изолированы правильно. На третьем изоляция колонны от стяжки не выполнена. Цена ошибки — трещины в монолите.
- Получившиеся полости обязательно заполняются герметиком или каким-либо другим изоляционным материалом. Скопление воды, грязи и микроорганизмов приведет к ускоренному разрушению бетона.
Усадочные
Усадочные швы в бетонных полах призваны компенсировать неравномерность высыхания стяжки после ее заливки. Дело в том, что толстый слой бетона сохнет не сразу по всей толщине; верхний слой дает более сильную усадку, в результате чего стяжка пытается деформироваться. Благодаря принудительному делению поверхности на сравнительно небольшие по площади элементы трещины либо не образуются вовсе, либо образуются по уже намеченным линиям (читайте также статью «Армированный бетон: особенности изготовления»).
Они есть и здесь:
- Карта (фрагмент стяжки, ограниченный усадочными швами) делается квадратной или прямоугольной, с соотношением сторон не более чем 1:1,5.
- Линии должны быть прямыми, без изгибов и ветвления. В противном случае есть вероятность получить трещину в произвольном месте, а не по размеченной линии.
- Для внутренних помещений максимальный размер сектора, ограниченного швами, составляет 6х6 метров. Бетонный двор с куда большей дельтой температур и, соответственно, большими колебаниями линейных размеров делится на сектора не более чем 3х3 метра. Бетонная дорожка делится продольным швом при ширине от 3,6 м.
Бетонная площадка поделена на квадратные участки.
- Г-образные участки пола рассекаются на квадраты и/или прямоугольники.
- Глубина швов должна составлять 1/4 — 1/3 от толщины стяжки.
Технология
Мы разобрались с технологией устройства рабочих швов, но не затронули способы выполнения компенсационных и усадочных.
Собственно, метода всего два.
Принцип | Описание |
Закладка | При заливке стяжки или монолита он делится на сектора заложенными досками, рейками, пластиковой вагонкой или отрезками стекла. После схватывания бетона разделяющие его элементы смогут быть удалены или оставлены — все зависит от их материала. |
Резка | Бетон прорезается на нужную глубину обычной болгаркой с абразивным кругом. Впрочем, резка железобетона алмазными кругами куда удобнее — уже хотя бы потому, что для прохождения арматуры не нужно менять круг. |
Полезно: при необходимости сделать отверстие под коммуникации столь же удобным и практичным будет алмазное бурение отверстий в бетоне. Алмазная коронка не требует использования ударного режима; в результате края отверстия остаются идеальными.
Нарезка усадочных швов алмазной пилой.
Заключение
Надеемся, что предложенная информация будет полезной читателю при ремонте или строительстве (см.также статью «Цветной бетон – все, что нужно знать о данной группе материалов»).
Видео в этой статье традиционно содержит дополнительные тематические материалы. Успехов!
Источник: masterabetona.ru