Что такое развернутое строительство коммунизма

Вторым важным обстоятельством было то, что новые теоретические построения позволяли «подвести базу» и оправдать «с точки зрения коммунистического завтра» целый ряд новаций последних лет. Наиболее полное выражение это нашло в развитии Хрущевым «теории коммунистического общества», выродившейся в чистой воды прожектерство, в яркий и значительный образецсоветского официального мифотворчества.

Концепция «развернутого строительства коммунизма» стала ядром третьей программы КПСС и была принята в октябре 1961 г. на XXII съезде. Особую торжественность событию придавало то, что делегаты впервые собрались во вновь построенном Кремлевском Дворце съездов, ставшем символом наступавшей новой эпохи. Этот съезд, вопреки заведенному порядку, не рассматривал народно-хозяйственных планов, а сосредоточился исключительно на новых программных документах — программе и уставе партии.

Съезд констатировал, что «столбовая дорога к социализму проложена. По ней уже идут многие народы. По ней рано или поздно пойдут все народы». Таким образом, наступление коммунизма признавалось неизбежным и общемировым законом, а его построение объявлялось высшей целью КПСС.Эта ситуация обязывала дать определение «всеобщему мировому завтра» и сформулировать программу его приближения. В третьей программе было записано следующее определение коммунизма:

Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.

Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Утопизм этого текста сегодня, конечно же, бросается в глаза. Но и в начале 1960-х годов он вызывал широкую гамму чувств: искренний восторг от дерзновенности намеченных планов, но в большей степени — скепсис, многочисленные шутки и анекдоты. Тем не менее этаблагая, но оторванная от жизни абстрактная идея коммунизма стала стержнем всей последующей советской пропаганды, методологической основой общественных наук и определения внутренней политики партии.

Построение коммунизма в СССР КПСС связывала с решением «триединой задачи»: созданием материально-технической базы (МТБ) нового общества, развитием коммунистических общественных отношений и воспитанием нового человека. Созданию материально-технической базы коммунизма отводились ближайшие 20 лет.

В первое десятилетие (с 1961 по 1970 г.) намечалось опередить США по производству продукции на душу населения. А к 1980 г. строительство материально-технической базы предполагалось завершить, создав изобилие материальных и культурных благ для всего населения. Намечались даже конкретные, поражающие воображение цифры.

Коммунизм ВКРАТЦЕ (анимация)

Создание МТБ коммунизма включало: полную электрификацию страны и комплексную механизацию производственных процессов, развитие новых эффективных отраслей производства, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, высокий культурно-технический уровень трудящихся. Самым уязвимым местом этих фантазий было, конечно, реальное состояние сельского хозяйства, которое не внушало оптимизма.

Выход из ситуации виделся в реализации второго блока условий, связанного с «развитием коммунистических отношений» на селе. В результате этого должно было произойти «слияние собственностей через экономический расцвет колхозного строя», пути достижения которого, однако, не конкретизировались, а излагались в безликой формуле сочетания «материальной заинтересованности, личных и государственных интересов с задачами строительства коммунизма». Все это дополнялось ориентирами в «области повышения материального благосостояния народа». Потребности граждан предполагалось удовлетворять двумя способами — повышая индивидуальную оплату труда в сочетании со снижением розничных цен и расширяя общественные фонды потребления, темпы роста которых якобы будут все время увеличиваться.

Декларировалось «перерастание социалистических общественных отношений к коммунистические», в процессе которого современное общенародное государство должно было постепенно отмереть, а национальные различия стереться. Однако отмирание государства должно было произойти еще не скоро, поскольку для этого требовалось выполнение двух условий: построение коммунистического общества как внутреннее условие, а также победа и упрочение социализма на международной арене как внешнее. В противовес «отмирающему государству» выдвигался тезис о том, что роль партии «как испытанного авангарда и высшей формы общественной организации» будет все больше возрастать.

Особый акцент делался на воспитании нового человека. Оно предполагало формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание их в духе коммунизма, трудовое воспитание и развитие коммунистического отношения к труду и т.п. Программа дополнялась «моральным кодексом строителя коммунизма», включавшим моральные заповеди всех времен и народов в сочетании с преданностью коммунистическим идеалам.

К реализации всего этого пустозвонства надлежало приступить немедленно, опираясь на имеющиеся в обществе «ростки будущего». Одним из них было «движение за коммунистическое отношение к труду».

Источник: studfile.net

Стройка коммунизма

Стро́йка коммуни́зма — грандиозное строительство в СССР и других социалистических странах, инициированное и финансируемое государством и использовавшее огромный человеческий потенциал, зачастую рабский труд заключенных. Наиболее известными стройками коммунизма являются Днепрогэс, Братская ГЭС, Беломорско-Балтийский канал, Магнитка, Байкало-Амурская магистраль.

Некоторые стройки коммунизма не были реализованы, например, грандиозный план «переброски рек». Оценка этих строек неоднозначная. Отмечают как их положительную роль в индустриализации, так и непродуманность и несоответствие человеческой морали. В советские времена стройки коммунизма воспевались в художественной литературе, поэзии, изобразительном искусстве, кинематографе и печатной пропаганде. Дух строек коммунизма коснулся архитектуры (сталинские высотки) и монументального искусства.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Стройка коммунизма» в других словарях:

Стройка коммунизма — Публ. Патет. Устар. То же, что стройка века 1 2. Росси, т. 1, 91 … Большой словарь русских поговорок

СТРОЙКА — века. 1. Публ. Патет. Устар. О крупном строительном проекте в СССР. Веллер, 1994, 37. 2. Разг. Ирон. О строительстве, на котором работают заключённые.

Росси, т. 1, 91; Довлатов 1, 409; СП, 211. Стройка коммунизма. Публ. Патет. Устар. То же, что… … Большой словарь русских поговорок

стройка — , и, ж. Сооружение, возведение чего л. == Великие стройки. патет. ** Стройка коммунизма. патет. ** Стройка века. патет. О крупных строительных проектах в СССР. ◘ Я прожил молодость не зря, великим стройкам отдал душу, в глухих… … Толковый словарь языка Совдепии

Великие стройки коммунизма — Великие стройки коммунизма выражение, которое использовалось для обозначения наиболее крупных и значимых для народного хозяйства строительных проектов в СССР, выражение, часто использовавшееся как пропагандистское клише. Содержание 1… … Википедия

Ударная стройка — Ударная стройка термин, появившийся в СССР применительно к некоторым строящимся объектам. По определению СЭС, ударная стройка «важнейший народнохозяйственный объект, строительство которого предусмотрено решениями съезда КПСС, ЦК КПСС… … Википедия

Волго-Донской канал — Шлюз канала … Википедия

Годлевский, Пётр Лукьянович — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Районные газеты Тверской области — Районные газеты Тверской области газеты, выпускающиеся в муниципальных районах Тверской области. Учредителями газет являются государственные и муниципальные организации. В газетах размещается информация о деятельности органов муниципальной… … Википедия

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи — (ВЛКСМ) массовая общественно политическая организация советской молодёжи. Комсомол активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза. ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодёжь в духе коммунизма, вовлекать её в… … Большая советская энциклопедия

Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

Источник: dic.academic.ru

Как в 1960-е граждане СССР предлагали строить коммунизм

Как в 1960-е граждане СССР предлагали строить коммунизм

В начале 1960-х Хрущёв объявил о строительстве коммунизма к 1980 году. Одновременно разрабатывалась новая Конституция. Народ живо откликнулся на эти инициативы и стал предлагать свои варианты пути к коммунизму: свободные коммуны, конфискация машин и дач, перевод чинуш в рабочие, переселение евреев в Израиль или Сибирь.
Программа строительства коммунизма к 1980 году была принята на XXII съезде партии в 1961 году. Одновременно народу было предложено включиться в процесс выработки III программы КПСС. К 15 сентября 1961 года в 6 журналов и 20 газет поступило в общей сложности 29.070 корреспонденций, из которых 5039 было опубликовано. В общей сложности на партийных конференциях и собраниях трудящихся, посвящённых обсуждению этого документа, присутствовало 44 млн. человек, они внесли около 150 тыс. пожеланий и предложений.
С этого же времени была начата работа над новой Конституцией. Она тоже широко обсуждалась советскими людьми, от них до 1964 года поступило около 200 тыс. предложений к документу. Эта Конституция была поистине революционной, она превращала СССР в страну демократического социализма.
Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему. Один из ключевых её тезисов: власть должна перейти от партийных органов к советам народных депутатов.

Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения законопроектов, отчётность избранных руководителей органов управления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о введении референдумов, причём первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.

Право законодательной инициативы получали профсоюзы. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.
Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами, иметь свои республиканские армии и по вопросам, не оговоренным в Конституции, осуществлять свой суверенитет. Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.
В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о введении личной собственности и частном мелком хозяйстве.
Итоговый проект Конституции был обсуждён на заседании комиссии 16 июля 1964 года. Однако спустя три месяца Хрущёв был снят со всех постов, новое руководство страны во главе с Брежневым испугалось принимать такую Конституцию, и отдало её в переделку, вычеркнув из неё все новаторские предложения.

Читайте также:  Кто подрядчик по строительству аквапарка

Как уже говорилось выше, с конца 1950-х до 1964 года советские граждане написали сотни тысяч предложений по тому, как надо строить коммунизм. Хрущёв впервые с 1920-х годов разрешил народу открытое обсуждение государственных и общественных дел. Но подавляющее число предложений трудящихся шокировало власти – это была смесь крайне-левых (как назвали бы из в 1920-е – троцкистских) и фашистских взглядов на преобразование страны.
Историк Александр Фокин в своей диссертационной работе «Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-60-х» (Вестник Челябинского государственного университета, исторического факультета), показал, какие основные предложения были у советских людей по интенсификации строительства коммунизма.
Частичное воплощение коммунистических идей подразумевало как постепенное внедрение коммунистического принципа распределения, так и его географическую локализованность: коммунизм в Советском Союзе предполагалось создавать первоначально не повсеместно, а в отдельных местах. В письмах имеется много предложений приступить к строительству образцово-показательных предприятий и организовать широкое распространение их опыта, а также «начать в виде эксперимента создание баз, районов и коллективов, где будут иметь место коммунистические отношения людей в производстве и в быту; образовать на территории СССР опытные районы коммунизма с участием всех рас и всех классов нашей планеты, обеспечив эти районы всем необходимым».

К примеру, коммунист и фронтовик И.Романов брался «возглавить, построить и сформировать производственный коллектив тысяч на пять рабочих с коммунистическим укладом общественной жизни на базе одной из новостроек».
Более чёткое выражение идеи наглядного, но территориально ограниченного коммунистического образа жизни можно обнаружить в двух письмах. Тов. Заброда предлагал: «В течение ближайших пяти лет, т.е. с 1962 по 1966 год, построить в различных местах на территории союзных республик СССР в каждой ССР по одному, по типовым проектам, характеризующим национальные особенности архитектуры республики, пятнадцать образцово показательных городов-коммун. Люди, работающие в этих городах, отбираются проверочной комиссией ЦК КПСС. С 1968 года все остальные граждане СССР, а также туристы из-за границы могут знакомиться с условиями и порядками в этих городах-коммунах».
Коммунист Е.И. Тимошенко обратился в редакцию «Комсомольской правды» со следующим соображением: «Где-нибудь в Сибири, на берегу Лены или Енисея, построить коммунистический город-лабораторию по всем правилам коммунизма, во всём отличающийся от современных городов.

В этом городе должны жить только люди, которые по своим моральным и душевным качествам вполне соответствуют требованиям этих правил и принципов. Нельзя допускать в этот город пьяниц и хулиганов, с тем чтобы там их воспитывать. В основном, жителями этого города должна быть молодёжь, чтобы как можно резче отделиться от всего старого, к сожалению еще имеющегося в жизни нашего социалистического общества. А такие коммунистические люди, новые люди, у нас уже есть. Вот и собрать их в один город, а потом все будут туда ездить, смотреть на их жизнь и загораться желанием жить так».

В приведённых отрывках из писем явно проступают черты классической утопии наподобие «Города Солнца». Оба варианта народной утопии преследовали дидактические цели, описывая воплощённый в жизнь коммунистический уклад, они наглядно демонстрировали, насколько лучше будет жить в будущем.
В значительной степени построение коммунизма воспринималось как союз производственных и бытовых коммун. В редакцию журнала «Коммунист» поступали письма о том, что коммуны являются основным звеном коммунистического общества, организации, посредством которой будет практически осуществлён коммунистический принцип ―от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Е.А.Лиокумович в своей работе, отправленной в журнал «Коммунсит», отмечает, что «коммунизм представляется как жизнь в условиях всеобщего благоденствия, изобилия в братском единстве и без государственной власти. Это утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова — коммуна».
Советские коммунисты-энтузиасты часто предлагали возвратиться к утопическим идеям 1920-х, которые стали запрещены при сталинизме. К примеру, как образец такого общества приводилось посещение писателем Ф.Панфёровым в 1920-е коммуны «Пролетарская воля» недалеко от Пятигорска. Он вспоминает, как захотел расспросить одну из коммунарок:
-Как её фамилия? – спрашиваю председателя.
— Фамилия? А у нас же частные фамилии ликвидированы. Единая у всех фамилия. Эта доярка Анна Пролетволя. Тут вон, на углу, Тихон Пролетволя.

Я Николай Пролетволя. Так-то!

Создание изолированных от повседневной советской действительности поселений, обеспеченных всем необходимым, своеобразных анклавов справедливой жизни и всеобщего равенства, должно было предотвратить возможность морального падения кандидатов на роль «нового человека».
Одним из главных положений в идее коммуны была справедливость, основанная на полном равенстве. Призывы к возрождению коммун, в которых отсутствует имущественное расслоение, и обращения к коммунистам отказаться в пользу общества от своего имущества, что тоже можно расценивать как некий вариант коммуны в масштабах целой страны, реализуют стремление населения к равенству и социальной справедливости.
Социальный протест под воздействием проекта Программы партии выражался в апелляции к коммунистическому будущему как идеалу справедливости, вызывало игнорирование частью населения одного из принципов «Кодекса строителя коммунизма»: «кто не работает, тот не ест». При этом под трудом подразумевался физический труд, и поэтому работники умственного труда, особенно бюрократы и руководители, воспринимались как лодыри и нахлебники. Недовольные этим многие авторы писем предлагали ввести порядок, при котором каждый руководящий работник должен был отработать один месяц в году в качестве рабочего или колхозника.

Часто раздавались предложения вообще ввести обязательный труд для всех трудоспособных граждан, в том числе для всех трудоспособных женщин, крайне нетерпимым считался тот факт, что многие женщины, являясь жёнами состоятельных людей и имея дипломы об образовании, не работают.
Например, С. Рудик, не обнаружив в проекте Программы партии прямого указания на отмену паспортной системы, спрашивал: «Неужели в коммунизм наши дети придут с паспортами и милицейскими прописками? Паспортная система, ограничивающая для советского гражданина право свободного выбора местожительства, никак не вяжется с тем новым отношением к труду, которое будет у человека в период коммунизма».
Призывы к созданию коммун и обобществлению имущества зиждились не только на восприятии коммунистов как «новых людей», для которых имущество уже неважно, но и на негативном отношении к разрыву в положении между различными группами населения при постоянном постулировании идей бесклассового общества без привилегированных слоёв в советском обществе, где преимущества даются только за личные заслуги. Если некоторые авторы писем предлагали коммунистам добровольно отказаться от своего имущества, то другие настаивали на его принудительном изъятии.

Наибольшее раздражение у населения вызывало такое имущество, которое в Советском Союзе воспринималось как особая роскошь: автомобили, дачи, частные дома, гаражи и т.п. В адрес различных организаций поступили тысячи предложений с идеями изъятия имущества. К.В.Белкин в своем послании указывал, что в проекте Программы «мало сказано о непомерной личной собственности, которая как палка в колесе коммунизма. Дачники, садоводы, владельцы автомашин подобны паразитам на здоровом теле строителей коммунизма. Они удлиняют путь к нему»
Некоторые авторы развивали данную мысль, дополняя её не только предложением одномоментного изъятия, но и запретом на дальнейшую продажу автомобилей, и изданием закона, запрещающего иметь собственные дома и сдавать жильё в наём.
Особое неприятие вызывали люди, которые получали нетрудовые доходы от сдачи своих домов на юге в курортный сезон, поскольку они одновременно были и частновладельцами и спекулянтами. Население жаждало справедливости и в финансовом вопросе. Поступали предложения проверить источники доходов всех вкладчиков в сберегательных кассах, и «деньги, нажитые нечестным путём, передать государству для использования на строительство коммунизма, а в будущем постепенно заменить наличные деньги именными лимитными книжками».

Наиболее радикальное воплощение стремления к борьбе с тунеядцами можно обнаружить в письме К.К. Лавренко, который призывал упразднить такой «рассадник тунеядства», как 3 группа инвалидности.
Много внимания было уделено и национальному вопросу, в первую очередь – еврейскому. К примеру, В.Сыроваткин писал: «Евреи являются в СССР привилегированной нацией, т.к. они занимаются только умственным или лёгким трудом и не работают в шахтах, у станков, на тракторе и т.д., поэтому дружба с ними невозможна».
В сознании автора евреи выделяются из категории советских граждан, с которыми либо можно дружить, либо нельзя, это подчёркивает инородность евреев в рамках Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дальше В.Сыроваткин предлагает или выселить всех евреев в Израиль, или собрать их в автономной области на Амуре или даже севернее.
Много предложений было и по реформированию семьи. Так, П.И.Гребнюк призывал не только к коллективному пользованию продуктами труда и коллективному воспитанию детей, но и к ликвидации способа жительства отдельными квартирами и устранению разделения людей на семьи, поскольку семья в его понимании была источником частнособственнического воспитания.
Не была обделена вниманием и проблема алкоголизма. Пьянство воспринималось как большое социальное зло, без искоренения которого нельзя построить коммунизм. Поэтому многие люди призывали к некоему варианту «сухого закона», дабы в течение первого десятилетия «эпохи развёрнутого строительства коммунизма» прекратить оборот спиртных напитков свыше 20 градусов».

Читайте также:  Уведомление о расторжении договора участия в долевом строительстве образец

Такой радикализм во взглядах сотен тысяч, если не миллионов советских граждан, порядком напугал номенклатуру. Одной из причин снятия Хрущёва со всех постов был в том страх высшей бюрократии перед возможным наделением правами таких советских энтузиастов ультра-коммунизма и фашизма. Приход к власти группы Брежнева по сути символизировал отказ номенклатуры от эволюции социализма.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник: myhistory.mirtesen.ru

Замороженная стройка: как на фундаменте социализма планировалось построить коммунизм

Замороженная стройка: как на фундаменте социализма планировалось построить коммунизм

Статью о переходе к коммунизму в настольный календарь-1941 написал видный советский философ, специалист в области исторического материализма и социальной философии, земляк Сталина (уроженец Тифлисской губернии) Цолак Степанян. Он являлся одним из основоположников научного коммунизма.

Несмотря на верность маркизму-ленинизму и усердный поиск методов построения этой общественно-экономической модели, его карьера была непростой. Периоды поощрения сменялись опалой (в частности, увольнением из редколлегии «Комсомольской правды» за недосмотр статьи с двояким смыслом).

Так или иначе, в 1951 году научные труды Степаняна в области теории коммунизма были оценены по достоинству — присвоением звания доктора наук, профессора. Отдельно хочется отметить, что Цолак Александрович был истинным патриотом.

Отказавшись от брони, он отправился на фронт, являлся участником обороны Москвы, в составе политуправления Московского военного округа поднимал боевой дух армейцев. В статье, опубликованной в настольном календаре за 1941 год, он дает смелые прогнозы, которым, увы, не суждено будет сбыться. К примеру, Степанян считал, что «по-разному будут жить народные массы: в полном изобилии — люди Страны Советов, в еще большей нищете — трудящиеся капиталистических стран». Однако получилось совсем не так. Продолжаем «Жить в сорок первом», часть 15-я.

О постепенном переходе от социализма к коммунизму

В «Кратком курсе истории ВКП(б)» говорится: «Конституция закрепила тот всемирно-исторический факт, что СССР вступил в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу. ».

Это определение существа нынешней полосы развития Советского Союза получило гениальную разработку и конкретизацию в докладе товарища Сталина на XVIII съезде партии — историческом съезде, развернувшем грандиозную программу строительства коммунистического общества в СССР.

Товарищ Сталин развил и теоретически обосновал учение о возможности построения коммунизма в нашей стране и в том случае, если сохранится капиталистическое окружение. Сталинская теория о возможности построения коммунизма в одной стране является глубоким научным выражением новых задач в развитии советского общества.

Она вооружает советский народ великой перспективой дальнейшей борьбы, дает твердую уверенность в победе коммунизма.

Фото: leninmemorial.ru

Практическая возможность построения коммунизма в СССР подготовлена всем ходом развития Октябрьской социалистической революции, в особенности успешным выполнением сталинских пятилеток.

Октябрьская революция, уничтожив господство эксплуататоров и, установив диктатуру пролетариата, положила начало такому развитию производительных сил общества, которое невозможно при капитализме.

Первая пятилетка заложила прочный экономический фундамент социалистического общества в нашей стране. Вторая пятилетка в основном воздвигла и само здание социалистического общества. В третьей пятилетке, на основе победоносного выполнения второго пятилетнего плана и достигнутых успехов социализма, СССР вступил в период завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Страна Советов за сравнительно короткий исторический срок совершила скачок от капитализма к социализму и создала предпосылки для перехода от социализма к коммунизму. Возможность перехода от социализма к коммунизму в нашей стране заложена в тех материальных, политических и идейных предпосылках, которые созданы в результате более чем двадцатилетнего развития СССР. Созданная социалистическая экономика и техническая реконструкция всего народного хозяйства составляют материальную предпосылку перехода от социализма к коммунизму.

Основная политическая предпосылка для перехода от низшей фазы к высшей фазе коммунизма была создана в результате изменения классовой структуры советского общества, ликвидации эксплуататорских классов, расширения базы диктатуры рабочего класса, укрепления социалистического государства — главного орудия преобразования общества на коммунистических началах.

С ростом экономической мощи советского общества выросла и его военная мощь. А это одно из важнейших условий, обеспечивающих переход от социализма к коммунизму, мирный труд граждан СССР, воздвигающих величественное здание коммунистического общества. На основе коренного изменения экономики, классовой структуры и национальных взаимоотношений небывало развернулись такие движущие силы советского общества, как морально-политическое единство, дружба народов и советский патриотизм.

Выражением этих могучих факторов нашего развития является соединение двух великих сил — народа и коммунизма. Выборы в Верховные Советы, победа сталинского блока коммунистов и беспартийных блестяще продемонстрировали эти новые явления в советском обществе.

Они свидетельствуют не только об изменении общественного бытия трудящихся, но и о росте коммунистической сознательности. Коммунизм — эта конечная цель рабочего класса — стал целью борьбы всего народа. Намного возросла мощь партии Ленина — Сталина — передового отряда трудящихся нашей страны, умножены и еще более укреплены связи партии с народными массами. Марксизм-ленинизм становится мировоззрением всего советского народа.

Возможность перехода от социализма к коммунизму создана на основе ликвидации ряда внутренних противоречий в нашем обществе. Мы преодолели ранее существовавшие внутренние противоречия, во-первых, между самой передовой в мире политической формой советской государственной власти и отсталой технико-экономической основой нашей страны; во-вторых, противоречия между передовой социалистической промышленностью и отсталым мелкотоварным хозяйством; в-третьих, антагонистические противоречия между трудящимися нашей страны и существовавшими ранее капиталистическими классами, ликвидированными в ходе социалистического строительства.

Все эти противоречия были преодолены на основе блестящей победы сталинского плана социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, на основе ликвидации эксплуататорских классов в СССР.

Необходимость перехода к коммунизму обусловливается внутренними и внешними условиями развития нашей страны. Товарищ Сталин, намечая на XVIII съезде линию развития советского общества, на основе глубокого марксистского анализа показал, что и внешние условия существования Советского Союза, и диалектика внутреннего развития нашей страны диктуют необходимость нового, еще большего подъема социалистической экономики, нового гигантского размаха нашего хозяйственного строительства.

«. По технике производства и темпам роста нашей промышленности мы уже догнали и перегнали главные капиталистические страны», — указывал товарищ Сталин на XVIII съезде партии.

При этом он подчеркивал, что мы еще отстаем от главных капиталистических стран в экономическом отношении, т. е. в отношении размеров промышленного производства на душу населения. И чтобы победить в великом историческом соревновании коммунизма и капитализма, нам нужно догнать и перегнать главные капиталистические страны и в экономическом отношении. Нам нужно всемерно усиливать мощь социалистического государства, его оборонительные функции, его материальные богатства. Решение этих задач ускорит победу коммунизма в нашей стране.

Внутренние условия нашего развития также повелительно диктуют необходимость нового гигантского подъема социалистической экономики. На базе победы социализма возникли, развиваются и растут общественные и личные потребности народных масс. Это — закон развития нашего общества.

Нами достигнуто абсолютное господство социалистического производства как в городе, так и в деревне. Но общественное сознание масс отстает от их экономического положения. Это выражается в пережитках капитализма в сознании трудящихся. В нашей стране еще есть немало людей, стремящихся урвать для себя у государства побольше, а там хоть трава не расти.

Противоречия между социалистическим положением людей в обществе и отставанием их сознания характеризуют борьбу между новым и старым, развивающимся и отживающим. Для разрешения этого противоречия XVIII съезд партии выдвинул важнейшую политическую задачу: коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей.

Фото: msk.kprf.ru

Коренная особенность перерастания низшей фазы коммунизма в его высшую фазу — это постепенность. Марксизм учит, что человечество в своем развитии проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую (коммунистическую). Переход от одной формации к другой происходил в результате конфликта между вновь возникшими производительными силами и отжившими производственными отношениями.

Этот конфликт разрешался социально-политической революцией в обществе, в результате которой уничтожались старые, отжившие производственные отношения и утверждались новые производственные отношения, соответствующие возросшим производительным силам общества.

Переход от социализма к коммунизму происходит без этого скачка — без социальной революции. И это потому, что, во-первых, в условиях социализма нет конфликта между производительными силами и производственными отношениями, а имеется, как указывает товарищ Сталин, полное их соответствие.

Это значит, что при социализме не может быть политических переворотов, ибо здесь, внутри страны, где победил социализм, нет таких классов, которые нужно было бы силой убрать с пути поступательного развития общества. Еще Маркс предвидел, что при таком порядке вещей, когда не будет больше «классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (т. V, стр. 416). Во-вторых, переход от социализма к коммунизму не будет происходить в форме политических революций еще и потому, что социализм и коммунизм — это две фазы одной и той же формации.

В основе социализма и коммунизма лежит: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человека человеком, плановость всего народного хозяйства.

Различие же между социализмом и коммунизмом прежде всего в степени зрелости, в степени развития их единой экономической основы. При социализме сохраняются «родимые пятна» капитализма, еще продолжают существовать противоположность между умственным и физическим трудом, различие между городом и деревней и связанные с этим общественным разделением труда остатки классовых различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией.

Вот почему Ленин писал, что социализм — «это не полный коммунизм». При социализме основным руководящим началом общественной жизни является принцип: «от каждого — по его способностям, каждому — по его труду», а при коммунизме: «от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям».

Из общих черт низшей и высшей фазы коммунизма и различия между ними вытекает диалектика современной полосы развития СССР — процесс завершения в основном уже построенного социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.

Читайте также:  Как приобрести земельный участок у государства под строительство

Чтобы завершить строительство социализма, необходимо укрепить и развить единый для двух фаз коммунизма социалистический способ производства. В процессе завершения строительства социализма возникли и развиваются ростки коммунизма. К росткам коммунизма относятся прежде всего подлинно коммунистическое отношение к труду и общественной собственности; морально-политическое единство; дружба народов; советский патриотизм.

Ростки коммунизма возникают во всех областях общественной и личной жизни граждан СССР. Но уже указанные ростки коммунизма в общественной жизни, являющиеся великой непреодолимой движущей силой советского общества, говорят и о другой особенности перехода от социализма к коммунизму. Речь идет об относительной легкости перерастания социализма в коммунизм по сравнению с переходом от капитализма к социализму.

Социализм возникает из капитализма в условиях острейшего сопротивления умирающих реакционных сил буржуазии, в условиях сложного и мучительного процесса переделки единоличного крестьянского хозяйства. Маркс писал, что социалистическое общество возникает в тяжелых муках родов.

Другое дело — переход от социализма к коммунизму. Коммунизм будет развиваться на своей собственной основе. Господство социалистической системы хозяйства, наличие высокой техники, рост культурно-технического и политического уровня масс, возрастающее сочувствие международного революционного пролетариата и т. д. — все эти и подобные им факторы обеспечивают не только сравнительно легкий, но и ускоренный переход от низшей фазы коммунизма к высшей.

Товарищ Сталин писал, что в нашей стране, где победил социализм, производительные силы развиваются «. ускоренным темпом, так как соответствующие им производственные отношения дают им полный простор для такого развития».

Однако сравнительно легкий переход от социализма к коммунизму ни в какой мере не снимает целого ряда еще существующих дополнительных трудностей внешнего и внутреннего порядка, имеющихся еще на пути развития Великой Октябрьской Социалистической революции.

Трудности внешнего порядка связаны с наличием капиталистического окружения, которое мешало и в дальнейшем попытается мешать нам строить коммунизм засылкой шпионов, диверсантов, организацией провокаций, военных авантюр против СССР и т. д.

Трудности внутреннего порядка связаны еще с тем, что нынешний уровень производства недостаточен еще для перехода к коммунизму. Не изжиты пережитки капитализма в сознании масс — несоциалистическое отношение к общественной собственности, к труду (рвачество, прогулы и т. д.), элементы бюрократизма, пережитки национализма, религиозности и т. д. и т. п.

Источник: historyrussia.org

Без изучения накопленного в нашей стране богатейшего опыта строительства бесклассового общественного строя невозможно понять пути перерастания социализма в коммунизм. И не случайно в 1917 г. Ленин, говоря о переходе к коммунизму, писал: «Какими этапами, путем каких практических мероприятий пойдет человечество к этой высшей цели, мы не знаем и знать не можем» (т. XXI, стр. 439).

Товарищ Сталин, руководя всей борьбой за социализм, впервые показал конкретные пути и исторические сроки перехода от социализма к коммунизму. На I Всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин, гениально обобщая историческое значение стахановского движения, указал, что «. оно подготовляет условия для перехода от социализма к коммунизму».

Во-первых, стахановское движение поднимает культурно-технический уровень рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда и этим самым обеспечивает ту «. высокую производительность труда и то изобилие предметов потребления, которые необходимы для того, чтобы начать переход от социализма к коммунизму». В тесной связи с этой стороной стахановского движения находится разрешение экономической задачи СССР.

Во-вторых, культурно-технический подъем рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда подрывает основы противоположности между умственным и физическим трудом, обеспечивает всестороннее развитие личности, что является необходимым условием построения коммунистического общества. В тесной связи с этой стороной стахановского движения находится коммунистическое воспитание трудящихся. Сейчас, когда в стране созданы объективные условия постепенного перехода от социализма к коммунизму, решающее значение приобретает именно коммунистическая сознательность масс — творцов новой жизни.

В конечном счете главная задача коммунистического воспитания — добиться того, чтобы труд, как дело чести, доблести и геройства, вошел в сознание каждого и стал первой жизненной потребностью и радостным проявлением творческих способностей человека.

Дальнейшее развитие стахановского движения и всей советской культуры, уничтожение противоположности между городом и деревней обеспечат превращение всех рабочих и крестьян в интеллигентов. Товарищ Сталин на XVIII партийном съезде говорил, что «мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем это со временем».

Переход от социализма к коммунизму означает новый, значительно более высокий технико-экономический уровень нашей страны. Он будет достигнут дальнейшим значительным ростом технического вооружения всех отраслей народного хозяйства, всесторонней механизации, автоматизации и особенно электрификации важнейших отраслей производства. Вспомним слова Ленина, что коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны. Эти задачи будут решены всемерным усилением всех функций социалистического государства.

Фото: diletant.media

От дальнейшего укрепления диктатуры рабочего класса, от борьбы всего советского народа на фронте повышения производительности труда и совершенствования техники производства будет зависеть сокращение сроков перерастания социализма в коммунизм.

Для решения основной экономической задачи СССР, т. е. для того чтобы догнать главные капиталистические страны и в экономическом отношении, потребуется, как указывает товарищ Сталин, 10—15 лет.

Товарищ Сталин на XVIII съезде партии говорил: «Только в том случае, если перегоним, экономически главные капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе».

У нас имеются все условия для решения основной экономической задачи СССР: огромные природные богатства, новая, более высокая по сравнению с капитализмом, система хозяйства, новейшая техника, многочисленные кадры, энтузиазм трудящихся нашей страны.

Переход от социалистического принципа распределения к коммунистическому произойдет, конечно, не сразу. В процессе постепенного перехода от социализма к коммунизму на определенном этапе будут сочетаться эти два принципа распределения.

По мере создания полного изобилия по отдельным видам продуктов и предметов потребления общество постепенно будет переходить к распределению по потребности. «Способ распределения, — писал Энгельс, — существенным образом зависит от количества вещей, подлежащих распределению».

Сейчас трудно даже себе представить то все возрастающее революционизирующее влияние, которое будет иметь решение основной экономической задачи СССР. Перед всем миром наглядно будет продемонстрировано то бесспорное положение, что при наличии одинакового уровня экономического развития, но при противоположных системах общественного хозяйства по-разному будут жить народные массы: в полном изобилии — люди Страны Советов, в еще большей нищете — трудящиеся капиталистических стран.

Победа социализма в СССР, его расцвет подымает среди трудящихся капиталистических стран веру в собственные силы. Строя коммунизм в нашей стране, партия большевиков под руководством товарища Сталина тем самым выполняет основную стратегическую задачу Великой Октябрьской Социалистической революции — проводить «. максимум осуществимого в одной стране для развития, поддержки, пробуждения революции во всех странах» (Ленин, Соч., т. XXIII, стр. 385).

Ц. Степанян

Александр Цыганов доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ

Возможность построения социализма и коммунизма на сегодня является не столь обсуждаемой и дискуссионной как 100 лет назад. Хотя по прошествии 30 лет после 1991 года, когда практически всякая дискуссия в нашей стране по поводу социалистического выбора прекратилась на фоне очевидности для подавляющей части общества банкротства советской бюрократической машины, дискуссия возродилась как мире, так и в России.

Проблемы справедливости распределения богатств в обществе вынуждают искать решения и обращаться к научной мысли прошлого, в том числе и в части вопросов возможности и целесообразности социалистического и тем более коммунистического общества. Применительно к нашей стране открыт вопрос и в характере общества и отношений в нем на протяжении советской власти.

Был ли достигнут социализм или это скорее был тоталитарный государственный капитализм с господством класса партийной номенклатуры? Если последнее верно, то говорить о переходе к коммунизму, очерченному в отдаленной перспективе Карлом Марксом, явно преждевременно.

Отметим, что последний явно указывал, что социализм победит в первую очередь не в России, а в развитых европейских странах. Поэтому в этом контексте теория В.И. Ульянова-Ленина и И.В. Сталина является ревизией взглядов Карла Маркса.

Другой вопрос — о пренебрежении предпринимательской инициативой и апеллировании к альтруизму при теоретическом построении социализма и в дальнейшем коммунизма. Марксистские факторы производства — труд, земля, капитал, явно нуждаются в дополнении предпринимательской способностью, а также в современных условиях — информацией. Сочетание всех этих факторов и выбор концепции устойчивого развития, предполагающей ограничение наиболее агрессивных проявлений капитализма, может и должно привести к конвергенции лучших черт капитализма и теоретического социализма.

Это уже можно было наблюдать в ряде европейских стран, хотя поддержание баланса интересов общества, предпринимателей, рантье и собственников капитала, направленного на устойчивое развитие, является крайне сложной задачей.

Александр Серегин историк, общественный деятель, соавтор серии книг «Проект Россия»

Чтобы построить коммунизм, сперва нужно построить социализм. Вернее — его материально-экономическую базу.

Некоторые товарищи отрицают объективный характер законов науки, особенно законов политической экономии при социализме. Они отрицают, что законы политической экономии отражают закономерности процессов, совершающихся независимо от воли людей.

Они считают, что ввиду особой роли, предоставленной историей советскому государству, советское государство, его руководители могут отменить существующие законы политической экономии, могут «сформировать» новые законы, «создать» новые законы. Эти товарищи глубоко ошибаются. Они, как видно, смешивают законы науки, отражающие объективные процессы в природе или обществе, происходящие независимо от воли людей, с теми законами, которые издаются правительствами, создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу. Но их смешивать никак нельзя.

Источник: realnoevremya.ru

Рейтинг
Загрузка ...