1. Официальный сайт Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации
(Минстрой России) http://www.minstroyrf.ru/
2. Отнюкова Г.Д. Саморегулируемые организации в сфере строительства //
Предпринимательское право. 2014. N 4. С. 3 — 9.
3. Синицын С.А., Позднышева Е.В. Компенсационный фонд
саморегулируемой организации в строительстве: правовой режим, интересы
конкурсных кредиторов кредитной организации // Законодательство и
экономика. 2015. № 1. С. 16 — 20.
4. Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере
предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект:
Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010.
5.
6.
7.
8.
9.
http://nostroy.ru/
http://tybet.ru/content/news/index.php?SECTION_ID=611О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Переход на саморегулирование строительстве предполагает переход на более высокий уровень
Саморегулирование в строительстве
хозяйствования, основанный на повышении уровня ответственности строителей перед обществом,
заказчиками и гражданами, инвестирующими средства в жилищное строительство. Саморегулирование
не сводиться лишь только к отмене лицензирования.
Внедрение института саморегулирования в строительном комплексе России предусматривает
право СРО эффективно контролировать качество строительства, финансовую устойчивость
строительных организаций, разрабатывать технические нормативы, применять в обязательном порядке
для всех участников строительного комплекса строительные нормы и правила, разрабатывать
стандарты, методики, рекомендации и другие необходимые производственные документы.
5. Американское общество инженеров-строителей (ASCE)
Американское общество инженеровстроителей (ASCE)
Американское общество инженеров-строителей (ASCE) www.asce.org было основано в 1852 году.
Его цель — работать на благо своих членов, поддерживать их профессиональный рост и приносить
пользу их близким и широкой общественности, укрепляя лидерство в профессии, развивая технологии,
поддерживая непрерывное повышение квалификации и пропагандируя профессию инженерастроителя. Технические институты ASCE В рамках ASCE действуют семь Технических
институтов. Чтобы узнать подробнее о направлениях деятельности и ресурсах каждого из них,
воспользуйтесь приведенными ниже ссылками.
ASCE основано в 1852 году и является старейшим сообществом инженеров в США. В настоящее
время ASCE объединяет более 140 000 членов во всем мире.
Основные задачи, которые ставит перед собой ASCE, состоят в следующем:
Развитие и совершенствование гражданского строительства;
Поддержка профессиональных интересов своих членов и признание их роли в обществе;
Развитие профессиональных навыков своих членов.
✅ Для чего нужно СРО | Когда требуется вступить в СРО | СтройЮрист ✅
Сегодня ASCE является мировым лидером в области передового опыта в области гражданского
строительства, представляя собой координационный центр для развития и передачи результатов
научных исследований, технической практики и управленческой организации. Благодаря
целенаправленному совершенствованию основных направлений деятельности, ASCE обеспечивает
высокое качество публикаций, программ и услуг, предоставляемых членами во всем мире, ежедневно
демонстрируя приверженность поддержанию профессии.
6. О Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» (№ 315 –ФЗ)
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№ 315 –ФЗ) является рамочным
законом для всех организаций России, в котором предусматривается:
— предмет регулирования и сфера действия Федерального закона (действие закона не
распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных
бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных
депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй);
— понятие саморегулирование (самостоятельная и инициативная деятельность субъектов
предпринимательской или профессиональной деятельности по разработке и установлению стандартов
и правил своей деятельности, контроль за соблюдением требований разработанных стандартов и
правил); под субъектами предпринимательской деятельности принимаются индивидуальные
предприниматели и юридические лица, а под субъектами профессиональной деятельности –
физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую федеральными
законами;
— порядок признания саморегулируемыми организациями (признаются некоммерческие
организации, создаваемые в целях саморегулирования и объединяющие субъекты
предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров 9работ, услуг)
или рынка производимых товаров (работ, услуг) либо объединения субъектов профессиональной
деятельности определённого вида);
— предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций;
— членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в
саморегулируемых организациях;
— основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций;
— обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации и защиты информации от
ее неправомерного использования; другие статьи Федерального закона, включая государственный
контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций.
7. Реформа саморегулирования в строительстве: итоги 2017-го, перспективы 2018-го года
Реформы саморегулирования в строительстве
введённые во второй половине 2017 года законом №
372-ФЗ, запустили процесс самоочищения
строительной отрасли от коммерческих СРО,
торговавших допусками к работам. Они, радикально
изменили разрешительную политику в строительной
отрасли. Место допуска заняла выписка, выдаваемая
саморегулируемой организацией своим участникам по
запросу. Документ отражает, какие работы разрешено
выполнять предприятию и какую материальную
ответственность за его деятельность готова нести СРО.
8. Саморегулирование процессов
Саморегулирование процессов рыночных
отношений осуществляется посредством работы бирж, тендерных
торгов, представляющих собой аукционы по купле-продаже
инвестиционных ресурсов, строительной продукции, ценных бумаг,
где цены формируются по закону спроса и предложения.
При этом экономическая ответственность сторон
отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах,
соглашениях о намерениях и т.д.
9. Отношение к институту СРО
В целом, исследование показало, что эксперты положительно оценили
появление института СРО, так как считают, что таким образом произошла
консолидация строительного сообщества и подобный институт, нужен.
По мнению экспертов, институт СРО необходимо двигать дальше,
развиваться и добиваться максимальной прозрачности работы, поскольку
в настоящее время у СРО «нет нового мышления и возможности
прорыва»
9
10. Цели деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО)
Объединение профессиональных
участников строительной отрасли для
предотвращения, предупреждения
причинения вреда жизни и здоровью
физических лиц, био-миру,
окружающей среде, экологии, объектам
культурного наследия (памятникам
культуры и искусства), имуществу
граждан и организаций,
государственному и муниципальному
имуществу в следствии недостатков
работ в области строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства
выполняемые членами
саморегулируемой организации
Повышение
качества
выполняемых
строительных
работ
Информирование
профессиональных
участников
строительной
деятельности
11. Ассоциация «общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей
«национальное объединение саморегулируемых
организаций
Ассоциация «общероссийская негосударственная некоммерческая организация
– общероссийское отраслевое объединение работодателей «национальное
объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц,
осуществляющих строительство»
Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) создана 10
ноября 2009 года по решению I Всероссийского Съезда саморегулируемых
организаций (СРО), основанных на членстве лиц, осуществляющих
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства, на основании части 1, пункта 2 части 2 и части 2.1 статьи 55.20
Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ассоциация «Национальное объединение строителей» сегодня – это:
крупнейшее объединение саморегулируемых организаций в строительной
сфере, в которое входят 233 саморегулируемыe организации,
функционирующие в 74 субъектах Российской Федерации, включая Республику
Крым; 83 500 компаний, осуществляющих жилищно-гражданское и
промышленное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и
сооружений, что составляет более 50 % общего количества компаний,
работающих в строительной сфере.
12. Органы управления НОСТРОЙ
13. Организационная структура Ассоциации «Национальное объединение строителей»
14. Территориальное распределение СРО
СРО
Федеральный
округ
Центральный
Северо-Западный
Приволжский
Южный
СевероКавказский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
ИТОГО
В строительстве
В проектировании
В изысканиях
ВСЕГО
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
118
47,4
78
45,6
14
41,2
210
46,3
41
16,5
32
18,7
10
29,4
83
18,3
28
11,2
24
14,0
3
8,8
55
12,1
11
4,4
10
5,8
3
8,8
24
5,3
7
2,8
1
0,6
8
1,8
13
5,6
8
4,7
2
5,9
23
5,1
20
8,0
14
8,2
2
5,9
36
7,9
11
4,4
4
2,3
15
3,3
249
100
171
100
454
100
34
100
15. Территориальное распределение СРО:
Наибольшее число СРО образовано в Центральном федеральном округе (46,3% от
всех организаций), за ним по убыванию следуют Северо-Западный (18,3%) и
Приволжский (12,1%). Наименее развит институт СРО Северо-Кавказском (1,8%)
и Дальневосточном федеральных округах (3,3%).
16. Система управления в СРО
Эксперты считают, что президент, в первую очередь, должен
быть должностным лицом, при этом профессионалом, знающим
специфику отрасли. Основной работой должно быть
президентство в национальном объединении строителей
16
17. Позиционирование СРО в системе регулирования строительного комплекса
18. Национальное объединение строителей
Национальное объединение строителей создано в целях:
соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство;
обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах
государственной власти, органах местного самоуправления,
взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных
работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приоритетными задачами и основными направлениями деятельности Национального
объединения строителей, являются:
обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального
ремонта объектов капитального строительства;
представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления;
формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
защита интересов саморегулируемых организаций;
рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций.
Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц,
осуществляющих строительство, сегодня – это:
современный методологический центр, обеспечивающий юридическую и научную поддержку
деятельности саморегулируемых организаций;
площадка для выработки коллективного мнения строительного сообщества по актуальнейшим
проблемам деятельности строительной отрасли;
ведущий информационный центр, обеспечивающий сбор и распространение информации о
деятельности регулируемых организаций и субъектов строительной деятельности
основа формирования современной системы технического регулирования в строительстве
18
19. Преимущества СРО строителей
СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в
нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО,
проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций
посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в
сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.
Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО строителей) является
обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей,
позволяющим осуществлять строительную деятельность.
Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления
строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области
строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к
строительным работам);
Вступление в СРО — только начало пути предпринимателя. Важно иметь чёткое представление
об условиях работы в рамках выбранного объединения, о мерах, которые применяются в адрес
нарушителя, о размерах взносов и сроках уплаты и т.д.
Вступление в СРО позволит предпринимателю получить информационную и юридическую
поддержку. Регулярные проверки способствуют сохранению качества работ на высоком уровне. Для
повышения квалификации сотрудников членов СРО организуют различные курсы и программы.
20. Взаимосвязь целей технического регулирования и саморегулирования при обеспечении безопасности строительства
27. Цели стандартизации деятельности СРО
Стандартизация деятельности СРО предполагает
сбор, обработку и обобщение лучших практик
работы саморегулируемых организаций в сфере
строительства по всем направлениям
деятельности СРО в целях создания
эффективной модели саморегулируемой
организации, направленной на решение задач
корпоративного управления, экономической
обоснованности для достижения целей
саморегулирования; контроля за деятельностью
своих членов; исключения конфликта интересов
и коррупционных рисков; профессиональной
деятельности СРО.
28. Пример выписки из реестра членов СРО
29. Кого освобождён от членства в СРО
Льготу получили предприятия, целиком или
частично (более 50%) принадлежащие государству:
МУП, ГУП, ФГУП и созданные с их участием ООО,
ПАО.
Юридические лица с участием местных, районных,
городских, областных администраций.
Правда, преимущество
компании с государственным
участием, получают только при
заключении контрактов,
финансируемых из госбюджета.
Если работы проводятся для
коммерческих организаций, то
быть членом СРО они обязаны.
30. Кого освобождён от членства в СРО
Индивидуальное строительство.
Возведение, перестройка вспомогательных
и некапитальных зданий, гаражей. При
определении назначения сооружения можно
руководствоваться ГОСТ 27751-88
«Надёжность строительных конструкций и
оснований». Пункт 5.1 определяет уровень
значимости строения. Дополнительно
отнести объект к вспомогательным помогает
справка генерального проектировщика.
Сумма контракта до 3 млн. руб.
31. Компенсационные взносы
С 1 июля 2017 года Градостроительным кодексом
предусмотрено формирование в СРО двух компенсационных
фондов – компенсационного фонда возмещения вреда (КФ
ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных
обязательств (КФ ОДО). До 1 июля 2017 существовал
«компенсационный фонд СРО» и представлял собой
практически то же, что и КФ ВВ.
Минимальные размеры взносов в компенсационные
фонды установлены Градостроительным кодексом РФ, они
различны для строителей, изыскателей и проектировщиков и
зависят от уровня ответственности члена СРО.
32. Компенсационный фонд возмещения вреда
33. Компенсационный фонд возмещения вреда
34. Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств
Формируются в случаях, когда не менее чем 15 членов (для
изыскательских и проектных СРО) и 30 членов (для строительных
СРО) приняли решение об участии в заключении договоров
подряда на строительство, выполнение инженерных изысканий
или подготовку проектной документации с использованием
конкурентных способов заключения договоров.
Такой компенсационный фонд служит для обеспечения
имущественной ответственности членов СРО, возникшим
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими
обязательств по договорам, заключенным с использованием
конкурентных способов заключения договоров. СРО в пределах
средств КФ ОДО несет субсидиарную ответственность по
обязательствам своих членов.
36. Нормативная база СРО
Саморегулирование в области строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
строительства (строительной деятельности) регулируется
следующими нормативно-правовыми актами:
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.
№ 51-ФЗ;
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29
декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О
саморегулируемых организациях»;
Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях»;
И другими нормативно-правовыми актами, с которыми
ознакомиться более подробно Вы сможете, перейдя по ссылке в
раздел «Законодательство СРО».
37. Перечень разрабатываемых стандартов деятельности СРО
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
СТО НОСТРОЙ «Деятельность органов саморегулируемой
организации»;
СТО НОСТРОЙ «Членство в саморегулируемой организации»;
СТО НОСТРОЙ «Обеспечение саморегулируемой организацией
имущественной ответственности деятельности своих членов»;
СТО НОСТРОЙ «Обеспечение саморегулируемой организацией
контроля деятельности своих членов»;
СТО НОСТРОЙ «Применение мер дисциплинарного воздействия в
отношении членов саморегулируемой организации»;
СТО НОСТРОЙ «Обеспечение информационной открытости
деятельности саморегулируемой организации»;
СТО НОСТРОЙ «Обеспечение защиты прав и охраняемых законом
интересов членов саморегулируемой организации»;
СТО НОСТРОЙ «Документооборот саморегулируемой организации».
Ассоциация предлагает профессиональному сообществу принять
активное участие в рассмотрении и обсуждении представленных
проектов стандартов деятельности и направить в указанный срок в
НОСТРОЙ свои замечания и предложения на адрес электронной
почты: [email protected]
38. Свидетельство о допуске к работам, классификатор видов работ
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам
работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов
капитального строительства, выдается саморегулируемой
организацией без ограничения срока и территории его действия.
Действие свидетельства о допуске к работам может быть
прекращено при выходе из СРО при выявлении нарушений и в
некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные
виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ)
введен Приказом Министерства регионального развития.
39. Требования к СРО
Объединение строительных компаний по профессиональному признаку
предполагает разработку единого регламента для всех строителей, стандарты будущей
сертификации компаний строительной отрасли. Общие требования, предъявляемые
законом к саморегулируемым организациям применительно к строительной отрасли,
предусматривают:
— чтобы каждая саморегулируемая организация (СРО) включала не менее 25
членов в ее составе;
— разработку каждой СРО собственных профессиональных стандартов работы
строительных компаний, обязательных для всех ее членов;
— обязанность СРО нести дополнительную и имущественную ответственность
перед покупателями объектов недвижимости через институт страхования (нижний
предел суммы страхового покрытия в отношении третьих лиц СРО может
устанавливать 1 млн. рублей и более);
— исполнение главного обязательства СРО – создание компенсационного фонда,
позволяющего реализовать дополнительную ответственность перед покупателями
объектов недвижимости (минимальные размер фонда определяется федеральным
законом, а СРО определяет тот размер, который позволяет решить проблему с
участниками долевого строительства при потере финансовой устойчивости одного или
рада членов СРО);
— объединение СРО в
межотраслевому признакам.
союзы
по
территориальному,
отраслевому
или
40. «Допуск» на проектирование и строительство
Цель добиться
стопроцентной
безопасности при
строительстве и
проектировании
любых зданий и
сооружений, а также
взятие на контроль
всех организаций,
занимающихся
возведением любых
строительных
объектов.
40
41. Прочие документы, обеспечивающие право на проектирование и строительство
• Сертификат ISO 9001 «Система
менеджмента качества»
• Страхование ответственности для СРО
• Сертификат OHSAS 18001 «Системы
управления охраной труда»
• Сертификат ISO 14001-2016 «Системы
экологического менеджмента»
42. Член СРО с 01.07.2017
Не нужно быть членом СРО с 01.07.2017, если
• договор строительного подряда заключён с иным лицом, кроме указанных ГрК РФ
(в том числе – субподрядчики)
цена договора строительного подряда не превышает 3 млн рублей
физическое лицо осуществляет строительство ИЖС
• выполняются работ на объектах, не являющихся ОКС
• для отдельных категорий юридических лиц (созданными публичными
образованиями)
Необходимо быть членом СРО с 01.07.2017 года, если Договоры строительного
подряда:
1. Заключены с определенными видами заказчиков:
застройщик
технический заказчик
региональный оператор
лицо, ответственное за эксплуатацию здания
2. Предметом является:
выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС
договоры на функции технического заказчика
3. Сумма договора более 3 млн. рублей
43. Требования, предъявляемые СРО к строительным организациям и индивидуальным предпринимателям
Работники строительной компании, ИП должны иметь образование соответствующего
профиля для выполнения определенных видов работ;
Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ
самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее
профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по
специальности не менее чем пять лет;
Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование
или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование. Стаж
работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников,
имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для
работников, имеющих среднее профессиональное образование;
Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя
или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один
раз в пять лет;
Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов
работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь
положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми
СРО).
44. Взносы в СРО
Общий обзор СРО в России говорит об улучшении картины дел в
строительстве. По данным портала «Реестр СРО» на октябрь 2013 года
в России насчитывалось 454 саморегулируемых организаций (в
строительстве, проектировании и инженерных изысканиях) Из них:
СРО в строительстве – 249 организаций;
СРО в проектировании – 171 организация;
СРО в инженерных изысканиях – 34 организации;
46. Количество действующих членов СРО в 2017
47. Приоритетные направления деятельности Ассоциации «Национальное объединение строителей» на 2018 год
48. Повышение эффективности саморегулирования
49. Повышение эффективности саморегулирования
50. Повышение уровня безопасности
51. Повышение уровня безопасности
52. Стимулирование развития
53. Для строительных СРО ужесточаются правила работы
Всего в строительных СРО в стране зарегистрировано 127 175
строительных компаний; по самым скромным подсчётам, при взносах
в 60 тыс. руб. (это без проверок и других вынужденных платежей), в
год они получают более 7,5 млрд руб.
В Москве зарегистрировано юридических лиц строительных
организаций почти 25 тыс., а в московских СРО состоят более 50
тыс., то же самое и в Санкт-Петербурге — 17 тыс. членов СРО, а
всего компаний — 10 тыс. Сахалин — 913 строительных компаний на
острове, а всего только 233 входят в местную СРО, остальные почти
700 зарегистрированы в СРО в других регионах.
Всего в России ликвидировано более 98 тыс. строительных
компаний, 22,4 тыс. из которых были зарегистрированы в Москве.
Также с рынка ушли 56,9 тыс. компаний с основной специализацией
«операции с недвижимостью».
53
54. Контроль СРО
Государственный органом регулирования, надзора и контроль за
деятельностью СРО в сфере строительства и ведение
государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор).
Общероссийская негосударственная некоммерческая организация
«Национальное объединение саморегулируемых организаций,
основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство»
(«Национальное объединение строителей», «НОСТРОЙ») объединение саморегулируемых организаций в строительстве.
Государственный реестр саморегулиремых организаций в области
строительства, ведет Ростехндазор, на сайте размещен полный
перечень всех СРО в строительстве — реестр СРО в строительстве.
Законодательством о саморегулировании в строительной
деятельности предусмотрены обязательные платежи при вступлении
в СРО и в последующем при функционировании СРО.
55. Финансирование СРО
56. Совершенствование саморегулирования
Сами участники рынка признают, что уже сложилась система, при которой СРО просто торгуют
допусками.
«Институт СРО показал свою абсолютную неэффективность. Вместо того чтобы убрать с рынка
недобросовестных и непрофессиональных строителей, как изначально планировалось, данная норма
превратилась в очередной инструмент сбора денег со строителей и создания коррупционных схем.
Сейчас без особого труда через интернет можно найти организации, которые готовы помочь за
небольшое вознаграждение получить любой допуск СРО на строительную компанию с минимальным
штатом сотрудников и без опыта выполнения подобных работ в прошлом.
Непонятно, куда деваются собранные со строителей деньги…
Решить проблемы, при этом сохранив систему саморегулирования, было предложено внести ряд
изменений. Так, вводится региональный принцип формирования саморегулируемых организаций.
Исключение сделано только для отраслевых СРО проектировщиков и изыскателей, они могут
формироваться без учёта территориального признака. При этом установлен минимальный порог для
создания СРО — не менее 50 человек. Сейчас такого ограничения нет, компания может вступать в
любую СРО на территории России вне зависимости от адреса.
Сейчас каждый строитель должен быть членом СРО, но у нас не каждый же строитель
генподрядчик, поэтому получается следующая ситуация: есть компания-генподрядчик, она взяла
контракт на 1 млрд руб., набрала себе субподрядчиков, заключила с ними контракт, при этом все
субподрядчики тоже сейчас должны быть членами СРО. Таким образом, генподрядчик делает
отчисления в компенсационный фонд, чтобы обеспечить контракт, и далее каждый член этой цепочки
должен также внести взносы и застраховаться, хотя это один контракт. Это раздувает сумму взносов,
оказывая нагрузку на малое предпринимательство. планируется создание двух компенсационных
фондов. На данный момент в каждом СРО собирают отчисления в компенсационный фонд, из которого
оплачиваются аварии при строительстве. Поправки предполагают создание второго компенсационного
фонда для обеспечения договорных обязательств. В случае если кто-то нарушит условия контракта,
СРО будет отвечать субсидиарно по исполнению обязательств генподрядчиков.
56
57. Условия получения статуса СРО
Некоммерческое партнёрство для получения статуса саморегулируемой организации
(СРО) в области строительной деятельности должно соответствовать следующим
требованиям:
Некоммерческое партнёрство должно объединять не менее 100 профессиональных
участников строительного рынка — юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;
Некоммерческое партнёрство должно разработать и принять стандарты и правила
предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения
всеми членами саморегулируемой организации;
Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный
размер которого должен быть не менее 1 млн. рублей на каждого члена Некоммерческого
партнерства получающего статус СРО в строительстве. Однако в случае страхования членами
Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами,
минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 тыс. рублей на
каждого члена некоммерческого партнерства;
Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в
уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае
соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения
статуса строительного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением
статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).
58. Как вступить в СРО
По новому порядку строительные предприятия вступают в общественные
профессиональные партнерства, зарегистрированные в том же регионе, что и они.
Проектные, изыскательские фирмы географическими рамками не ограничены.
У претендента на членство в саморегулируемом объединении должны
трудиться минимум 2 специалиста из Национального реестра специалистов и
руководителей сферы инженерных изысканий и архитектурно-строительного
проектирования. Причем, место работы каждого инженера должно быть основным.
Индивидуальный предприниматель может вносить сведения в НРС на себя.
Высшее профильное образование, полученное не раньше, чем за 3 года до подачи
заявления. Условие с нюансом – существует взаимозаменяемость профессий. То
есть диплом проектировщика дает право строить, заниматься геоизысканием и
наоборот.
Каждые 5 лет необходимо повышать квалификацию, предъявлять
удостоверение об окончании курсов.
Трудовой стаж по профессии более 10 лет. Отсчет начинается с момента
получения документа об окончании ВУЗа.
Отсутствие судимостей по уголовному, административному законодательству,
подтвержденное документально.
Иностранцы имеют право работать на территории России.
59. Информационные платформы для СРО
Департамент градостроительной политики города Москвы предоставляет
возможность строительным саморегулируемым организациям получить доступ к
ресурсам Информационно-аналитической системы управления градостроительной
деятельностью (ИАС УГД).
ИАС УГД является одной из крупнейших городских информационных систем и
базовой информационной системой Комплекса градостроительной политики и
строительства города Москвы. В ее состав входит 84 базы данных, пользователями
которых являются порядка 4 тыс. сотрудников органов исполнительной власти города
Москвы и подведомственных им организаций.
Для получения доступа к ИАС УГД необходимо зарегистрироваться на официальном
сайте Мэра Москвы mos.ru и направить заявку в Национальное объединение строителей.
Представители саморегулируемых организаций в режиме онлайн могут увидеть
актуальную информацию о государственных контрактах, ходе реализации строительных
проектов организаций-членов. Кроме того, СРО видит информацию о всех проведенных
Мосгосстройнадзором проверках в отношении организации
62. Проблемы СРО
Снижение стажа для включения специалистов в НРС до 5 лет, которое
уже в течение года регулярно поднималось на всех окружных
конференциях. Если считать по два специалиста на компанию, то вроде
должно быть охвачено 76%, но на практике оказалось, что у многих
крупных компаний по 15 и более специалистов, включенных в НРС, а у
многих компаний малого бизнеса и ИП нет ни одного: где густо, а где и
пусто. Положение осложняется тем, что Ростехнадзор требует, чтобы все
акты на скрытые работы подписывали исключительно специалисты НРС.
Это означает, что такие специалисты должны быть на каждом объекте.
Либо остается одно – нанимать «мертвые души», благо предложений в
сети Интернет типа «Специалист НРС на час» полно. Посредники
переквалифицировались с продажи допусков на аренду и продажу
«спецов».
К сожалению, вопрос о включении поправки в Градостроительный
кодекс о снижении стажа до 5 лет так и не был поставлен президиумом на
голосование. Обоснование было высказано такое: «Минстрой это не
одобрит». Было принято решение собрать статистику и представить ее в
Минстрой, чтобы иметь аргументацию против мнения чиновников.
Источник: ppt-online.org
Саморегулирование в области подготовки проектной документации и не только
Те, кто занимается строительной деятельностью знают о саморегулируемых организациях (СРО) не понаслышке. Остальные — возможно что-то слышали. Основной лейтмотив тут прост: раньше нельзя было проектировать и строить без лицензий, теперь без соответствующего свидетельства от СРО …
Виды работ по проведению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ (далее СДР). Статус СРО прописан в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ), а также в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Таким образом, можно говорить о том, что СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства являются не менее важными, хотя и косвенными участниками жизненного цикла строительства зданий и сооружений в РФ. Основными задачами, которые ставятся перед СРО являются [ГрК РФ, ст. 55]:
- постоянный контроль строительной деятельности своих членов на соответствие требованиям, установленным действующим законодательством;
- развитие профессионализма своих членов путем разработки и принятия стандартов и правил предпринимательской деятельности, обязательными для выполнения всеми членами;
- формирование компенсационного фонда с целью возмещения и компенсации вреда пострадавшим от деятельности своих членов.
СДР выглядит так:
Оно состоит из двух частей: общая часть (кто, кому, на основании чего, когда выдал свидетельство), вторая содержит перечень работ (услуг), которые член СРО имеет право на основании этого СДО выполнять. Очень важно, что в конце указана максимальная стоимость одного договора на выполнение таких работ (услуг). Для проектирования: 5, 25, 50, 300, более млн. рублей.
Для строительства: 10, 60, 500, 3000, 10000, более млн. рублей. Да, при очень хороших отношениях с заказчиком, вы можете разбить любую работу на кучу частей и заключить много договоров. При любых других условиях это, конечно, не прокатит.
Несколько слов о том, откуда пошла есть Русская земля.
Процесс реформирование всего и вся в один момент дошел до строительной области. Собственно, он вяло протекал там во все времена, но в рамках государства — распускался и создавался Госстрой, возникали и пропадали агентства, комитеты, департаменты хитроумных министерств… все для того, чтобы проверять, регулировать, разрешать и запрещать.
Ни для ни кого не секрет, что строительство — деятельность опасная. Построить можно так, что здание просто развалится… а есть еще промышленные предприятия со своими крайне опасными и поражающими при неправильном устройстве факторами. От этого плясали всегда. Закладывали в нормы проектирования запасы по прочности и надежности, назначали личную ответственность за нарушения и отклонения от стандартов и правил, вводили обязательные проверки и экспертизы, пять лет учили специалистов в высших учебных заведениях, затем проверяли знания.
Пришел рынок. Сначала отрасль жила по инерции. Были введены косметические правки (те же лицензии), умножались требования, призванные повысить и не допустить. Но рынок ведь пришел не в законопослушную Германию, а на нашу безбашенную Родину.
Лицензии цинично покупались, на материалах и технологии экономили (авось как-нибудь обойдется), акты подписывались за деньги (да все будет нормально, не очкуй), рабочих на стройке сменили выходцы из средней Азии (три узбека с лопатой заменяют экскаватор). Закономерный итог — новые строения стали рушиться. И оказалось, что виновников даже привлечь к ответственности сложно. Объект сдан, все документы на руках — вы вообще о чем? Вероятно, в пояснительной записке, которую положили на стол самому главному руководителю, появилось обобщение примерно следующего содержания.
Недостатки государственного регулирования строительной деятельности
- Нет четкой регламентации регулирования, присутствует межведомственная несогласованность, в наличии избыточная централизация, не обеспечиваются права потребителей и безопасность строительства.
- Фактически отсутствует механизм привлечения к материальной ответственности контролирующих органов за проведение ненадлежащего контроля и надзора, нарушение нормативных актов.
- Практически отсутствует механизм привлечения к ответственности исполнителей работ за ненадлежащее качество строительства после сдачи объектов строительства в эксплуатацию.
- Слабо работают механизмы материальной ответственности исполнителей работ (услуг) перед третьими лицами в случае причинения им вреда.
Решение лежало на поверхности. Участников строительства надо как-то заинтересовать делать все хорошо. В текущих условиях рынка — карать рублем. При этом неплохо бы снять с государства бремя ответственности за косяки строителей. Придумали следующее.
Теперь, если компания хочет заняться строительством, она должна официально заплатить (в некий компенсационный фонд). Причем, чем на большие объемы она покушается, тем больше должна заплатить. Не государству, а некой некоммерческой структуре (в форме партнерства).
И не просто заплатить, а войти в ее состав полноценным членом, то есть платить взносы и в идеале участвовать в жизни организации. Структура эта, саморегулируемая организация (СРО), несет материальную ответственность за причиненный ее членами вред третьим лицам. То есть сначала несет ответственность непосредственный виновник безобразия, потом СРО (если у виновника закончатся деньги) своим компенсационным фондом. Ну а если уже не хватит фонда, то государство так и быть тоже подключится. Тут есть нюансы, но общий смысл такой.
Основные цели саморегулирования
- Предупреждение причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде вследствие недостатков работ, которые выполняются членами СРО.
- Повышение качества инженерных изысканий, проектирования и производства строительных работ.
Первое, что может таким образом СРО — не принять обратившуюся компанию в свой состав при условии, что не выполнены минимальные обязательные требования. Второе — устанавливать внутренние стандарты, правила ведения хозяйственной деятельности для своих членов с целью повышения качества выполнения ими работ и услуг. И, естественно, контролировать соблюдения как первого, так и второго условий. До кучи, проверять выполнение общих правил саморегулирования (так и буквы, и духа закона), установленных нормативной документацией. За выявленные нарушения предполагаются меры дисциплинарного воздействия, а именно:
- предписание об устранении нарушений членом СРО в установленные сроки;
- вынесение члену СРО предупреждения;
- приостановления действия СДР;
- прекращение действия СДР;
- исключение из членов СРО.
При исключении из членов СРО, уплаченный взнос, конечно, никто не вернет.
Буква и дух у закона о саморегулировании следующий:
- интересы заказчиков работ должны быть защищены;
- должны быть установлены четкие и явные требования к исполнителям для предупреждения конфликтных ситуаций между ними и заказчиками;
- члены СРО должны страховать ответственность (это требование не является обязательным законодательно, но часто без этого не вступить в отдельные СРО — страховка сильно снижает гипотетические затраты организации при необходимости компенсировать убытки);
- члены СРО должны иметь необходимые сертификаты соответствия работ, сертификаты соответствия менеджмента качества для добровольного подтверждения соответствия;
- реклама члена СРО не должна содержать недостоверную информацию.
Деятельность СРО контролирует со стороны государства Ростехнадзор. Он же осуществляет регистрацию СРО, ведет Реестр СРО. То есть, прежде чем вступать куда-либо, проверьте сначала наличие организации в Реестре на сайте Ростехнадзора.
Наличие СДР у организаций, проводящих инженерные изыскания и/или выполняющих проектные работы осуществляется на этапе экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. То есть без СДР положительное заключение не получить, это факт.
Наличие СДР у исполнителей строительно-монтажных работ, а также соблюдение ими технических регламентов и требований утвержденной проектной документации в настоящее время осуществляет Госстройнадзор.
Не требуются СДР на объекты, для которых не нужна выдача разрешения на строительство (они также не подлежат экспертизе проектной документации) в соответствии с ч.17 ст. 51 ГрК, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).
Впрочем, наличие СДР может быть установлено требованием в техническом задании у заказчика для своего подрядчика на совершенно любые объекты. Почему нет?
Нормативная база для изучения вопроса саморегулирования:
- 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
- 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
- 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;
- 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;
- 240-ФЗ от 27.07.2010г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты РФ».
- Приказ Минрегионразвития РФ № 624 от 30.12.2009 «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
- Приказ Минрегионразвития РФ № 294 от 23.06.2010 О внесении изменений в приказ № 624 «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
- Постановление Правительства РФ от 24.03.2011г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»
В заключении
Я не могу припомнить случая, когда СРО кому-то что-то компенсировала по факту аварии. Всеми правдами и неправдами ущерб всегда перекладывается на конкретного виновника. С этой точки зрения, я считаю, заявленного при проведении реформы результата достигнуть не удалось. Многие задаются вопросом, существует ли этот мифический фонд в отдельных СРО сейчас по факту.
ГрК предписывает СРО размещать средства компенсационных фондов на банковских депозитах с целью сохранения и увеличения их размера, за исключением размещения на банковских счетах членов такой СРО и в их ценные бумаги. В случае необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда СРО срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десяти рабочих дней. Особую пикантность ситуации придает сохраненная законодательно возможность размещать средства компенсационного фонда с привлечением сторонних управляющих компаний. Огромный простор для махинаций…
Вступить в СРО по прежнему может любая контора. Никакие минимальные требования не соблюдаются, точнее — легко обходятся. На день в собственность претендента оформляется строительная техника, привлекаются нужные специалисты, выписываются свидетельства о повышении квалификации. Контроль за деятельностью членов формальный.
Разве что, суммы взноса кусаются и все-таки шарашкиных контор стало меньше. Есть СРО, которые реально занимаются повышением квалификационного уровня своих членов. Проводят семинары, выпускают стандарты, обеспечивают доступ к действующей НТД. Формируются Национальные объединения СРО по областям, причем им делегируют полномочия по контролю за деятельностью отдельных СРО, например путем аттестации сотрудников администраций последних.
Панацеи не получилось.
Что дальше? Не думаю, что реформирование отрасли на этом остановится. Цель всеобщего счастья не достигнута. Полагаю, что дальше будет развиваться аппарат квалифицированных ГИПов, ГАПов (обучение, экзамены, внесение в реестр, фиксация достижений и провалов, создания пула специалистов по отраслям). Качество будет достигаться личной ответственностью руководителей проектов.
То, что может себе позволить ООО, в лице собственников, будет недопустимо для профессионала. Ему легче будет сменить текущее ООО на другое, нежели поставить свою подпись под заведомо неправильным техническим решением, гарантирующим ему волчий билет. Соответствующие требования будут выноситься на тендер.
Источник: texpert.info
Об изменениях в системе саморегулирования строительной отрасли
3 июля 2016 года был подписан Федеральный закон №372 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный закон стал стартом для начала полной реформы системы саморегулирования в строительной отрасли, в том числе – к совершенствованию правового регулирования. Событие прокомментировал Александр Вазенмиллер, директор Союза «Саморегулируемая организация строителей Тюменской области».
Еще на прошедшем в мае этого года заседании Госсовета Президент В.В.Путин поддержал тему реформирования системы саморегулирования. Он отметил, что «отказываться от этого института не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно принесет пользу».
Региональные СРО – объективная необходимость
Так, на мой взгляд, одной из ошибок при переходе от лицензирования к саморегулированию было отсутствие принципа региональности при формировании саморегулируемых организаций.
Указанным выше законом устанавливается региональный принцип саморегулирования в строительстве. Это одно из самых важных и глобальных изменений в действующем законодательстве. В соответствии с теперь уже действующим законом, строительная компания может быть членом только саморегулируемой организации строителей, зарегистрированной в том же субъекте Российской Федерации, что и сама строительная организация.
Согласно закону, до 1 декабря 2016 года строители должны определиться по месту «прописки» и письменно уведомить СРО о своем членстве, а с 1 июля 2017 года строительные организации, которые не обозначились и не перешли в СРО своего региона, будут исключены из СРО, в котором состоят. Контроль исполнения этого требования возложен на Ростехнадзор РФ.
Законодательно запрещено саморегулируемым организациям иметь территориальные представительства, обособленные филиалы, расположенные за пределами территории субъекта РФ, в котором такая СРО зарегистрирована.
Создавая атмосферу доверия…
Наш Союз «Саморегулируемая организация строителей Тюменской области» в июне 2009 года первым получил статус СРО в Уральском федеральном округе и сегодня является единственной СРО строителей, зарегистрированной на территории Тюменской области. В составе Союза «СРОСТО» 245 строительных организаций, в основном это ведущие строительные компании Тюмени и Тюменской области.
Союз «СРОСТО» активно взаимодействует с Главным управлением строительства Тюменской области, муниципальными образованиями, общественными организациями, создавая благоприятную атмосферу доверия между строительным бизнесом и структурами региона.
Всегда считали, что объединение строителей в СРО должно идти по региональному признаку. Территориальные границы членства позволяют сохранить целостность и единство строительного комплекса региона. Это удобно и для организаций – членов СРО при решении текущих вопросов, возникающих в повседневной деятельности строительной компании. От оперативно принятых решений зачастую зависят сроки реализации новых проектов.
Бумажного допуска не будет!
Кроме введения региональности законодатель установил еще несколько важных изменений, которые коснутся всех строительных организаций.
С 1 июля 2017 года отменяется действие свидетельств о допуске к работам, содержащее виды работ. Теперь в соответствии с законом, бумажного допуска не будет – будет Единый реестр членов СРО. Право организации выполнять работы по договору строительного подряда определяется членством в региональной СРО и подтверждается выпиской из реестра членов этой СРО.
Сам реестр – не нововведение, он уже сегодня сформирован, работает и постоянно обновляется. Единый реестр членов СРО размещен на сайте Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ, www.nostroy.ru). Реестр доступен для всех пользователей: любому, кто захочет проверить того, с кем работает, достаточно зайти на сайт НОСТРОЙ и посмотреть реестр.
Два компенсационных фонда не для всех
Третье глобальное изменение – два компенсационных фонда.
Раньше был компфонд возмещения вреда, сейчас, в соответствии с законом, будет формироваться второй компфонд – фонд исполнения договорных обязательств. Он не для всех строительных компаний, а только для тех, кто работают с госконтрактом и на основании конкурса.
Так, с 1 июля 2017 года к участию в торгах допускаются строительные компании при условии, что они состоят в региональной саморегулируемой организации и в этой СРО сформирован второй компенсационный фонд – фонд обеспечения договорных обязательств в установленных законом размерах.
Чтобы не было «текучки»
Законодатель повышает ответственность СРО за своих членов, однако и в отношении строительных организаций вводятся более жесткие ограничения. Не секрет, что некоторые строительные организации переходили, «перебегали» из одного СРО в другое с желанием уйти от проверок, которые осуществляет СРО для контроля своих членов. Теперь четко определено, что в случае добровольного прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации, такое лицо в течение одного года не может быть вновь принято в члены саморегулируемой организации.
Специалистов – в единый реестр
Важно, что не только СРО должно более ответственно подходить к приему новых членов в свои ряды, но и строительные организации – более ответственно относиться к своей работе.
Четвертое изменение – это создание Единого реестра специалистов. Строительные организации, должны будут в своем составе иметь не менее двух специалистов по месту основной работы. Сведения о главных инженерах проекта (специалистах по организации строительства) включаются в Национальный реестр специалистов в области строительства. Формирование и ведение данного реестра возложено на НОСТРОЙ.
Обязательное членство в СРО – не для всех
Еще одно значимое изменение – с 1 июля 2017 года для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в обязательном порядке необходимо членство в саморегулируемых организациях не всем строительным организациям, а только:
— лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, региональным оператором по капитальному ремонту;
— застройщикам, самостоятельно выполняющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
— техническим заказчикам (устанавливается исключение для юридических лиц, основанных на государственной или муниципальной собственности, или созданных с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований).
Федеральный закон №372 от 03.07.2016 вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, срок вступления в силу которых – 4 июля 2016 года.
Важные шаги по реформированию системы саморегулирования в строительной сфере сделаны. Неоспоримые плюсы закона – введение регионального принципа и уход от «коммерческих» СРО, торгующих допусками, а также от компаний-однодневок.
Источник: kvobzor.ru
Отменили лицензирование, заменили саморегулированием.
В соответствии с ГРК РФ, основные цели: 1) предупрееждение причинения вреда жизни, здоровью ФЛ, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений, объектам культурного наследния, в результате работ, которые выполняются членами СРО; 2) повешение качества выполнения инженерных изыскания, осуществления проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов кап строительства. Государственный надзор и ведёт реестры – гостехнадзор.
Содержание деятельности – разработка и 155.5 ГрК и контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. Контроль СРО осуществляет как минимум при приёме в членство и не реже одного раза в год.
Виды СРО: 1) СРО, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; 2) СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; 3) СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство. С 2010 по 2015 годы – увеличилось в 1,8 раз количество СРО.
На февраль 2016 года было зарегистрировано 511 организаций, при этом (1) – 40, (2) – 174, (3) – остальные.
Свидетельство о допуске подтверждает то, что организация может осуществлять определённую деятельность. СРО в сфере градостроительства может приобрести право выдачи свидетельств о допуске к работе при условии её соответствия требованиям, установленным ГрК РФ.
СРО по строительству, капитальному ремонту (3), требования: 1) в составе СРО должно быть не менее 100 ИП или организаций; 2) наличие компенсационного фонда (в размере 1 млн. на каждого члена СРО) или страхование её членами гражданской ответственности (на сумму не менее 300 тыс. на каждого членами СРО); 3) наличие документов, предусмотренных ст.55.5 ГрК РФ. Это самые строгие требования, в отношении других (1) и (2) – и количество ИП и организаций меньше, и размер страхования ответственности.
Право выдачи свидетельств о допуске возникает со дня внесения сведений о СРО в государственный реестр сведений о СРО.
В соответствии с ГК цели саморегулирования:
1) Предупреждение причинения вреда жизни, здоровью ФЛ, имуществу, окружающей среде, жизни животных, растений, объектам культурного наследия в результате работ, которые выполняют члены СРО
2) Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществление проектирования, строительства, реконструкции и кап ремонта
Гос надзор за СРО в сфере строительства осуществляет Ростехнадзор
Содержание деятельности СРО:
1) Разработка и утверждение документов, предусмотренных ст.55.5 ГК
2) Контроль за соблюдениями членов СРО требований этих документов
Контроль при приеме в членстве осуществляется и не реже 1 раза в год
1) СРО, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания
2) СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации
3) СРО, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство
СРО в сфере градостроительства может приобрести права выдачи свидетельств о допуске к работам при условии ее соответствия требованиям по ГК:
· СРО по строительству:
ü В составе СРО должно быть не менее 100 ИП или организаций
ü Наличие компенсационного фонда (не менее 1 млн на каждого члена СРО или страхование ее членами гражданской ответственности за недостатки работ не менее 300 000 на каждого члена СРО)
ü Наличие документов, предусмотренных ст.55.5 ГК
· Для остальных СРО требования ровно в половину меньше (500 тыс и т.д.)
Право выдачи свидетельств (допуска) возникает со дня внесения сведений о СРО в гос реестр СРО.
1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.
Статья 55.2. Приобретение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращение такого права
1. Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
1.1. Право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, возникает у указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций.
2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, ею представляются в Национальное объединение саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — Национальное объединение саморегулируемых организаций), заявление о внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и документы, предусмотренные пунктами 1 — 6 части 8 статьи 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса требований к саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи. При этом в уставе саморегулируемой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, должен быть указан вид саморегулируемой организации в соответствии со статьей 55.3 настоящего Кодекса. Указанные в настоящей части заявление и документы могут быть представлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
2.1. В срок не позднее чем тридцать дней со дня получения от указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов Национальное объединение саморегулируемых организаций утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
2.2. Основанием для утверждения Национальным объединением саморегулируемых организаций заключения об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций является ее несоответствие требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
2.3. Национальное объединение саморегулируемых организаций не позднее чем через пять рабочих дней с даты утверждения предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи заключения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — орган надзора за саморегулируемыми организациями), такое заключение и указанные в части 2 настоящей статьи документы на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в целях принятия органом надзора за саморегулируемыми организациями в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса, решения о внесении или об отказе во внесении сведений об указанной в части 1 настоящей статьи саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. О направлении такого заключения и указанных документов Национальное объединение саморегулируемых организаций информирует саморегулируемую организацию.
3. Не допускается требовать представление иных документов для внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, за исключением указанных в частях 2 и 2.3 настоящей статьи документов.
4. Исключение сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций влечет за собой прекращение права такой саморегулируемой организации на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
5. Основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» основанием является:
1) неисполнение такой саморегулируемой организацией требования либо требований статьи 55.4 или статьи 55.16 настоящего Кодекса;
2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным статьей 55.5 настоящего Кодекса к этим документам, или отсутствие у нее документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 настоящего Кодекса;
3) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требований, предусмотренных ее документами, утвержденными в соответствии со статьей 55.5 настоящего Кодекса;
4) необеспечение такой саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
5) несоблюдение такой саморегулируемой организацией требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций;
6) непредоставление такой саморегулируемой организацией сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 настоящего Кодекса, или предоставление ею недостоверных сведений;
7) предоставление такой саморегулируемой организацией недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) саморегулируемой организации, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями;
8) непредставление такой саморегулируемой организацией в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 настоящего Кодекса.
6. Исключение сведений о саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, из государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется на основании решения об исключении сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями в соответствии с частью 12 статьи 55.19 настоящего Кодекса, или в судебномпорядке в соответствии с частью 13 статьи 55.19 настоящего Кодекса.
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Саморегулируемые организации, имеющие право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут быть следующих видов:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 622 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net