Цель проекта: Познакомиться с основными видами симметрии и понять, как используется симметрия в архитектуре и жизни
Цель проекта:
Познакомиться с основными видами симметрии и понять, как используется симметрия в архитектуре и жизни.
Задачи проекта:
Изучить виды симметрии.
Дать общее понятие о симметрии.
Симметрия в жизни.
Гипотеза: Я считаю, что в архитектуре чаще всего встречается зеркальная симметрия
Что такое симметрия?
Гипотеза:
Я считаю, что в архитектуре чаще всего встречается зеркальная симметрия.
Объект исследования: виды симметрии и их использование в архитектуре и жизни.
Предмет исследования: симметрия в жизни.
Актуальность: В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.
Основные виды симметрии
Основные виды симметрии
Что такое симметрия? Симметрия — слово греческого происхождения, как и многие другие слова, которые связаны с математикой
Что такое симметрия?
Симметрия — слово греческого происхождения, как и многие другие слова, которые связаны с математикой. Оно означает соразмерность, наличие определённого порядка, закономерности в расположении частей. Смотря на объекты вокруг, мы не раз восклицаем: «Какая симметрия!» Люди с давних времён использовали симметрию в рисунках, орнаментах, предметах быта, в архитектуре, художестве, строительстве. Но симметрия широко распространена и в природе, где не было вмешательства человеческой руки. Её можно наблюдать в форме листьев и цветов растений, в расположении различных органов животных, в форме кристаллических тел, в порхающей бабочке, загадочной снежинке, морской звезде.
Что такое СИММЕТРИЯ и АСИММЕТРИЯ. Подробно с примерами.
Осевая симметрия Осевая симметрия — это симметрия относительно проведённой прямой (оси)
Осевая симметрия — это симметрия относительно проведённой прямой (оси).
Зеркальная симметрия Простым типом симметрии является зеркальная симметрия
Простым типом симметрии является зеркальная симметрия. Зеркальная симметрия – это зеркальное отражение относительно оси или плоскости. Этот тип симметрии встречается повсеместно в природе. Симметрия человеческого тела также имеет зеркальный характер.
Проектная работа «Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни»
Центральная симметрия Симметрию относительно точки называют центральной симметрией
Симметрию относительно точки называют центральной симметрией.Точки M и M1 симметричны относительно некоторой точки O, если точка O является серединой отрезка MM1. Точка O называется центром симметрии.
Вращательная симметрия Вращательная симметрия- термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений m мерного евклидова пространства
Вращательная симметрия-термин, означающий симметрию объекта относительно всех или некоторых собственных вращений m мерного евклидова пространства. Собственными вращениями называются разновидности изометрии, сохраняющие ориентацию.
Симметрия в архитектуре Прекрасные образы симметрии демонстрируют произведения архитектуры
Симметрия в архитектуре
Прекрасные образы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Большинство зданий зеркально симметричны. Это обусловлено их функциональной природой. Общие планы зданий, архитектура фасадов, оформление внутренних помещений, орнаменты, карнизы, колонны, потолки, если их рассматривать с точки зрения присутствующих в них пространственных закономерностей, можно описать той или иной группой симметрии материальных фигур.
Особенно интересно проявление симметрии в древнерусских постройках, в частности в деревянных церквах, которыми издавна славилась Россия. В XVII—XVTII вв. на Руси были распространены так называемые ярусные храмы, завершавшиеся поставленными друг на друга, уменьшающимися по величине срубами. Старая русская архитектура дает много и других примеров интуитивного или сознательного использования симметрии для решения эстетических задач. Достаточно назвать колокольни, звонницы, сторожевые башни, внутренние опорные столбы. Более поздние каменные русские храмы, дворцы, садово-парковые ансамбли тоже несут на себе явный отпечаток симметрии.
Богатство симметрии и красота орнаментов кажутся бесконечными. Яркий пример тому — азербайджанские или турецкие ковры, где нет предела фантазии мастеров.
Симметрия в архитектуре Издавна человек использовал симметрию в архитектуре
Симметрия в архитектуре
Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Причем древнегреческие архитекторы были убеждены, что в своих произведениях они руководствуются законами, которые управляют природой.
Выбирая симметричные формы, художник тем самым выражал свое понимание природной гармонии как устойчивости и равновесия. Храмы, посвященные богам, и должны быть такими: боги вечны, их не волнуют людские заботы. Наиболее ясны и уравновешенны здания с симметричной композицией. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.
Осевая симметрия в архитектуре
Осевая симметрия в архитектуре
Осевую симметрию можно довольно часто встретить в архитектурных строениях. Вот некоторые примеры осевой симметрии в архитектуре:
Тадж махал в Индии
Собор Парижской Богоматери
Центральная симметрия в архитектуре
Центральная симметрия в архитектуре
Центральная симметрия в архитектуре применяется в узорах ограды, росписи храмов и дворцов.
Зеркальная симметрия в архитектуре
Зеркальная симметрия в архитектуре
В архитектуре используется чаще всего.
Зеркальная симметрия Большой театр в
Большой театр в Москве
Украшения в соборах и храмах
Симметрия в жизни В повседневной жизни симметрию можно встретить почти везде
Симметрия в жизни
В повседневной жизни симметрию можно встретить почти везде. В технике, в искусстве, в архитектуре. И в одежде человек тоже, как правило, старается поддерживать впечатление симметричности: правый рукав соответствует левому, правая штанина — левой. Пуговицы на куртке и на рубашке сидят ровно посередине, а если и отступают от нее, то на симметричные расстояния.
Также можно сказать, что каждое животное состоит из правой и левой половин. Например, правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д.Отметим, наконец, зеркальную симметрию человеческого тела (речь идёт о внешнем облике и строении скелета).Эта симметрия всегда являлась и является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.
Проектная работа «Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни»
Выводы Моя гипотеза подтвердилась
Моя гипотеза подтвердилась. Я узнал, что в архитектуре чаще всего используется зеркальная симметрия. Многие предметы окружающего мира имеют ось симметрии или центр симметрии. И это играет огромную роль в математике, в искусстве, природе, в технике и быту.
Источник: znanio.ru
Что такое симметрия в архитектуре и ее основные виды
Для придания постройке гармоничного вида используют визуальное равновесие с привязкой одинаковых элементов к центральной вертикали. Симметрия в архитектуре наивысшего расцвета достигла в эпоху классицизма. Такой способ организации пространства делает любое здание интуитивно понятным и визуально приятным.
Определения, понятия и виды
Симметрия – базовый принцип естественной структуры живых или неживых объектов. Зеркальное отображение частей сооружения, привязанных к центральной вертикали, в архитектуре обусловлено функциональным предназначением здания, стремлением к эстетике.
Такое свойство композиции влияет на ее восприятие, масштабность, детализацию отдельных конструкций. Принцип симметрии, означающей пространственное равновесие, воплощен в:
- египетских пирамидах;
- афинском Парфеноне;
- римском Пантеоне;
- вашингтонском Капитолии;
- мемориале Джефферсона;
- московском Кремле.
Симметричная планировка архитектурных комплексов содержит математические закономерности, которые заключаются в свойстве взаимопроникающих подобий. Такой способ формирования привлекательного, упорядоченного, эстетически безупречного силуэта здания предусматривает построение единой логичной концепции.
Разновидности архитектурной симметрии:
- осевая;
- отзеркаленная;
- центрально-линейная;
- трансляционная;
- винтообразная.
Варианты создания равновесных объектов или площадных комплексов не ограничиваются приведенными выше. Каждый архитектор при создании собственных проектов ищет новые средства, формы и методы реализации концепции пространственной гармонии.
При симметричном строительстве все элементы имеют парных двойников, расположенных с противоположной стороны центральной оси. Пространственное равновесие проявляется в отдельных деталях:
- конструкции фасадной поверхности;
- орнаментах;
- карнизах;
- оконных проемах;
- колоннах;
- оформлении внутренних помещений.
Композиционную связь подкрепляют выверенные математические соотношения. Для создания непротиворечивых ассоциативных образов симметричных комплексов в архитектуре используют приемы художественной выразительности. К таковым относят:
- пластику;
- колористические сочетания;
- пропорциональные соотношения;
- аналогичное интервальное расположение одинаковых или чередующихся деталей.
Контурные линии с пропорциональным строем дополняют друг друга, объединяют в единую логичную, последовательную структуру архитектурный ансамбль. В каждом стиле применяют разные способы реализации пространственной симметрии.
Греческие храмы содержат однородные портики, фронтоны, колоннады. Готические сооружения отличают стрельчатые, арочные проемы, контрфорсы. Такие элементы составляют своеобразную оболочку симметричной архитектуры. Узнаваемые детали не оставляют сомнений в стилевой принадлежности сооружения.
Прием отражения в архитектуре
При классическом способе возведения отдельных зданий, площадных комплексов, строительных ансамблей используют зеркальную симметрию. Такой прием создания гармоничной архитектурной композиции считается самым распространенным.
Зеркальное копирование разделенных центрально-вертикальной осью симметрии частей наделяет ансамбль строгой эстетикой. Такой способ визуального представления применяют при оформлении:
- дворцовых фасадов;
- входных групп;
- широких лестниц;
- башенных элементов.
Зеркальное отражение предусматривает размещение одинаковых деталей или строительных конструкций с равными интервалами. Наглядные примеры такой архитектуры:
- храм древнеегипетской богини Исиды на острове Филе;
- ворота стен Вавилона Иштар;
- культовые сооружения цивилизаций Месопотамии;
- амфитеатры Римской империи;
- античные комплексы Эллады.
Расположенные по обе стороны воображаемой центральной оси фрагменты расставляют художественно-смысловые акценты, подчеркивают значимость объекта. Из образцов более поздней архитектуры выделяются построенные в I тысячелетии н. э. монументальные сооружения:
- южной Европы;
- полуострова Индостан;
- Китая;
- центральной Америки.
С соблюдением принципа зеркальной симметрии возведены древнеримские храмовые комплексы. Выполненные в тетрастиле сооружения украшали квартетом симметричных колонн на главном фасаде.
Пространственное размещение однородных фрагментов относительно плоскости симметрии с проходящей через нее воображаемой центральной вертикалью отличает собор Айя-София в Стамбуле. Концептуальные примеры зеркальной композиции в архитектуре:
- индуистские храмы;
- японские пагоды;
- культовые сооружения полуострова Юкатан, возведенные Майя;
- среднеазиатские и ближневосточные мечети.
Такой тип симметрии воплощен в пизанском, миланском, кельнской соборах. Широко применяли зеркальное отображение архитекторы средневековой Европы, эпохи Ренессанса. Российский пример зеркального отображения – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Рекомендуем по теме! Современная архитектура России — проблемы и пути развития, современные тенденции.
Осевая соразмерность
Такой способ пространственного представления распространен в культовых, монументальных, дворцовых комплексах. Осевая симметрия в архитектуре используется при урбанистическом строительстве, создании парково-рекреационных зон в городской черте.
Взаимное расположение объектов или частей композиции привязывают к воображаемой вертикали, пролегающей через центральный проспект или самую крупную транспортную магистраль.
Осевая симметрия свойственна площадным ансамблям горизонтального размещения. Показательными примерами такого типа организации пространства служат «Запретный город» в столице Китая, версальский парк, центральная часть Санкт-Петербурга.
Затейливое сочетание осевой симметрии с зеркальной прослеживается в архитектуре Казанского кафедрального собора. Такая тенденция воплощена в конструкции волгоградского планетария, историко-мемориального музея Сталинградской битвы.
Центрально-симметричные объекты
Выполненные с соблюдение этого архитектурно принципа сооружения содержат идентичные фрагменты на равном удалении от центральной точки. Такая симметрия характерна для:
- округлых храмовых комплексов;
- смотровых башен;
- ротонд;
- павильонов;
- колоннад.
Наглядный пример – древнеримский Колизей. Центральная симметрия в архитектуре придает строению монументальную массивность. С соблюдением такого принципа возведены парковые павильоны классицизма, подражающие округлым античным храмам.
Законам центральной симметрии соответствуют:
- Храм дружбы в Павловске, сооруженный по проекту английского архитектора Ч. Камерона.
- Колонна Траяна, посвященная победе императора над даками.
- Триумфальная арка на Вандомской площади в Париже.
- Выполненный в стиле ампир памятник Александру I на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
- Телерадиовещательная башня в Останкино.
Размещенные на равном удалении от воображаемого центра композиции строительные детали характерны для капителей – венчающих колонну или пилястр декоративных элементов. Такой способ визуального представления архитектурного ансамбля реализован в конструкции римской церкви Сан-Пьетро.
Перенос элементов вдоль прямой
Этот тип формирования архитектурного облика здания распространен меньше предыдущих. Принцип переноса, называемый трансляционной конструкцией, предполагает размещение одинаковых элементов с равными интервалами по обе стороны от линии симметрии.
Идентичные детали образуют единую, логически завершенную, эстетически безупречную композицию. Одинаковые фрагменты располагают на воображаемой прямой, пересекающей центр архитектурного ансамбля.
Расстояние между близлежащими идентичными деталями называют шагом. Такой способ визуального представления сооружения применяют при оформлении фасадных поверхностей, интерьерных композиций, декорировании плоскостей.
Примеры переноса элементов вдоль прямой – меандровые орнаменты, типичные для этрусской, византийской, романской архитектуры. Такой узор встречается в оформлении фасадов, балюстрад, внутренних залов, парковых ансамблей дворцовых комплексов эпохи Возрождения.
Преобразование объектов по винтовой оси
Спиральные конструкции характерны для пандусов, витых колонн, башенных строений. Типичный пример такого принципа архитектуры – винтовая лестница. Спиральная конструкция отличает минареты среднеазиатских, ближневосточных, североафриканских мечетей.
Подобные комплексы возводят с соблюдением закона геометрии, согласно которому перенос с поворотом привязаны к плоскости неподвижной воображаемой вертикали. Из современных архитектурных сооружений, выполненных по спиральному принципу, выделяют лондонский небоскреб Мэри.
Диссимметрия и асимметрия
Намеренное искажение геометрических пропорций характеризуют расположенные в произвольном порядке отдельные элементы конструкции. Такой принцип используют при возведении технически сложных, многоуровневых зданий.
Нарушенные пропорции в пределах симметричной системы называют диссимметрией. С соблюдением этой тенденции архитектуры выполнены восьмигранные часовни, дворец Карла V в Гранаде, кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Креативность, художественную ценность, визуальную оригинальность зданию придает асимметрия. Принцип предусматривает намеренное и полное нарушение геометрических пропорций. Такие объекты состоят из разнородных фрагментов, объединенных в стройную систему в соответствии с замыслом архитектора.
Принцип асимметрии использовали при возведении средневековых фортификационных сооружений, монарших резиденций, замковых комплексов. Примеры такой архитектуры:
- храм Василия Блаженного в Москве;
- дворцы острова Крит;
- афинский храм Эрехтейон;
- замок герцогов Бретонских.
Единство асимметричной композиции достигается не тождественностью частей сооружения, а визуально-эстетическим равновесием системы. Логическая связь выстраивается на основе общей зрительной закономерности.
Асимметричными ансамблями обогатила архитектуру эпоха постмодернизма. Умышленно нарушенные геометрические пропорции отличают музей Гуггенхайма в Бильбао, центральную библиотеку Сиэтла.
Симметрия в архитектуре – распространенный прием визуального позиционирования объектов. Для массового строительства характерны дис- и асимметричные функциональные решения. Примером служат многоэтажные жилые комплексы, административные и офисные здания современных городов.
А что вы думаете о симметрии в архитектуре? Поделитесь своим мнением. Напишите в комментариях. Сделайте репост статьи в социальных сетях. Сохраните страницу в закладках, чтобы не потерять интересную информацию.
Источник: uchim.guru
Что такое симметрия и ее роль в архитектуре
Симметрия в архитектуре оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на восприятие города или населенной местности. Она присутствует повсюду. Не только сегодня, но и много столетий назад, мастера использовали интересные приемы, связанные с симметрией.
Определение понятия и виды
Симметрия в архитектуре ― одинаковое (зеркальное) расположение объектов или их частей относительно оси. Она олицетворяет равенство, неизменность. Понятие симметрия появилось очень давно. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что гармония присутствует не только в архитектуре, но и в живом мире тоже.
Есть несколько видов симметрии: осевая, зеркальная, центральная. Их описание приведено в таблице.
Центральная | Наличие центра, относительно которого по обе стороны располагаются точки одного объекта. При этом все они симметричны друг другу |
Зеркальная | Объекты располагаются относительно плоскости |
Осевая | Объекты располагаются гармонично относительно прямой, которую разделяют на отражательную и вращательную |
Прием отражения в архитектуре
Часто этот вид встречается в таком виде архитектуры, как ансамбли или комплексы жилых кварталов. В основе лежит принцип зеркального воспроизведения одной части объекта относительно другой.
Центральная плоскость проходит чаще всего вертикально, через основной вход.
Центральное равенство можно встретить в таких архитектурных объектах:
- триумфальные арки;
- храмы Греции античной эпохи;
- японские сооружения (например, замок в Осаке).
Ранее люди тоже использовали зеркальный тип соразмерности. Сооружения, возведенные в Китае, Индии, Египте – прямое доказательством этого. Для того, чтобы подчеркнуть значимость лицевой стороны здания, именно к фронтальной части применяли принцип зеркальной симметрии.
В период Ренессанса тоже стали возрождать античные традиции. Возводились архитектурные объекты (соборы и храмы) по принципу зеркальности. Даже поздний классицизм (Исаакиевский Собор в Петербурге) тоже использует этот прием в своей архитектуре.
Осевая соразмерность
Такой вид соразмерности используется в построении архитектурных ансамблей, дворцовых или парковых комплексов (Запретный город в Пекине или центр Санкт-Петербурга). Симметричное взаиморасположение подчинялось центральной оси, которая была явно видна. Например, центральная часть главной улицы, трасса для автомобилей, парадные аллеи и т. д. Чаще всего этот принцип применяют только к тем архитектурным объектам, которые занимают большую площадь.
Центрально-симметричные объекты
Центральная (или “поворотная”) используется для таких сооружений:
- башни;
- парковые павильоны;
- круглые храмы.
Чтобы соблюсти условия центральной соразмерности в архитектуре, нужно иметь точку, вокруг вертикальной оси которой равномерно располагаются здания.
Выражение данного вида симметрии в архитектуре можно увидеть на примере:
- Останкинской телебашни (Москва);
- Александровской колонны (Петербург);
- колонны Траяна (Рим).
Перенос элементов вдоль прямой
Для этого вида характерно использование однородных элементов, которые равноудалены друг от друга, образуют общую форму. Особенность – ритмическое соотношение деталей, интервал между которыми равен одному шагу.
Перенос элементов используется для создания декоративного орнамента или украшения фасада. Например, меандр (греческий геометрический рисунок). Его можно встретить даже в Петербурге. Им украшали внутренние фасады дворцов.
Преобразование объектов по винтовой оси
В архитектуре спиральная симметрия встречается в виде винтовых лестниц, колонн или пандусов. Главное правило этого геометрического преобразования – перенос и поворот объекта относительно недвижимой оси.
Этот пример отлично иллюстрируют:
- небоскреб Мэри-Экс (Лондон);
- музей Соломона Гуггенхайма.
Диссимметрия и асимметрия
Идеальной симметрии не существует в природе. Непрекращающаяся эволюция, воздействие внешнего мира ー все это влияет на нее.
Для диссимметрии присуща частичная несоответственность некоторых элементов в композиции. Части могут находиться в произвольном порядке, не выходя за рамки симметричной композиции.
А есть ли у вас в городе симметрично построенные
Когда принципы соразмерности разрушены, тогда композиция носит статус «асимметрии». Этот прием использовали не только в искусстве, но и в зодчестве. Смысл заключается в создании единой гармоничной композиции, состоящей из разрозненных деталей или объектов, которые создают впечатление визуального равновесия.
Средневековые замки Европы построены в подобном стиле (замок Гродно, замок Бретонских герцогов). Храм Василия Блаженного в Москве тоже подчиняется принципу асимметрии.
Массовое градостроительство сегодня вытеснило симметрию, предоставив диссимметрии и асимметрии ведущую роль. Все чаще архитекторы в создании своих проектов используют именно эти два приема. Но в результате получаются уникальные строения, которые не перестают удивлять.
Симметрия в архитектуре: видео.
А как вы считаете, что должно быть в приоритете для создания интересных архитектурных сооружений – симметрия, диссиметрия или ассиметрия? Напишите в комментариях. Сохраните статью в закладках, поделитесь ею в социальных сетях.
Источник: obrazovanie.guru
Симметрия в архитектуре — виды, применение и примеры объектов
Если рассматривать это определение обобщенно, то симметрией можно назвать естественную особенность организованной материи сохранять некоторые свои исходные свойства неизменными при каких-либо происходящих изменениях. В человеческой деятельности наиболее ярко проявляется симметрия в архитектуре.
- Определение понятия и виды
- Прием отражения в архитектуре
- Осевая соразмерность
- Центрально-симметричные объекты
- Перенос элементов вдоль прямой
- Преобразование объектов по винтовой оси
- Диссимметрия и асимметрия
Определение понятия и виды
В Википедии о ней говорится как о фундаментальном природном принципе. В природе это явление может проявляться как в живых, так и в неживых формах. В неживой природе оно наиболее выражено в кристаллах. В растительном и животном мире — свойственно значительному числу организмов и проявляется в виде взаимного расположения одинаковых частей тела относительно его центральной оси.
Она не только обуславливает строение биологического тела, но и влияет на формирование определенных систем жизнедеятельности организма. Для многих живых форм наличие центральной оси тела отвечает за устойчивость в однородной среде и на поверхности, что объясняется, по-видимому, воздействием силы планетарного притяжения.
Эволюционное развитие жизни на планете Земля привело к возникновению такого вида существ, как Homo Sapiens — «Человек разумный», что предопределило появление социальной эволюции и таких закономерных понятий, как «культура», «цивилизация» и «социосистема».
На протяжении многих тысяч лет, в процессе наблюдения за природными объектами человеческими существами был сделан вывод о том, что наиболее жизнеспособными формами являются отвечающие основополагающему соответствию схожих частей друг другу относительно общего центра. Так родилось понимание принципа, который можно считать базовым для человеческой культуры как степени единства в организации жизнедеятельности людей.
Если рассматривать культуру как развернутую форму религиозного культа, представленную в виде философии, науки, архитектуры, искусства, то во всех этих проявлениях присутствует этот признак. Он наблюдается в символах мировых религий, поскольку в нем заключена духовная основа, являющаяся продуктом творческого преобразования духом первозданных сил природы.
В древнегреческом языке слово «симметрия» соответствовало понятию «соразмерность», образованному сочетанием слов «совместно» и «мерю». Если рассматривать явление в архитектуре, то внимание следует уделить пропорциональному соотношению архитектурных деталей, их упорядоченности и красоте при взаимном расположении. Это формирует силуэт здания, воспринимаемый слева, справа, сверху и снизу, о чем в своем докладе, сделанном в Триеннале в 1951 г., упомянул выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье.
Анализ выдающихся произведений зодчества позволяет выделить основные виды симметрии в архитектуре, используемые при создании строительных объектов:
- зеркальная;
- осевая;
- центральная;
- переносная;
- винтовая.
Прием отражения в архитектуре
Зеркальная симметрия — это наиболее распространенный прием, используемый в традиционной архитектуре. Суть его заключается в зеркальном копировании одной части здания относительно другой посредством центральной плоскости симметрии, вырождающейся в вертикальную прямую, проходящую обычно через центральный вход. Этот вид симметрии главным образом использовался при решении фасадов сооружений, подчеркивая их значимость.
Гармония в природе и человеческом обществе была основной темой, которую олицетворяла собой зеркальная симметрия. Большая часть храмов и дворцов древних цивилизаций Египта, Месопотамии, античных Греции и Рима построена по этому принципу, что можно увидеть в архитектурной композиции сохранившихся зданий, а также на картинках, воссоздающих внешний облик безвозвратно утраченных. Среди них можно выделить:
- Храм богини Изиды на острове Филе.
- Ворота Иштар.
- Древнегреческий храм Парфенон на афинском Акрополе.
- Древнеримский храм Портуна на Бычьем форуме в Риме.
В I тысячелетии нашей эры были возведены величественные культовые сооружения в Южной Европе, Индии, Китае, Мезоамерике, где в композиции фасадов использовалась зеркальная симметрия:
- Собор Святой Софии в Константинополе.
- Индуистский храм Ранганатхи в Шрирангаме.
- Дачаньдянь — Дворец Великих Свершений в Китае.
- Храм Воинов в Чичен-Ице.
В средневековой архитектуре Европы, Ближнего Востока, Средней Азии, Японии также применялся принцип зеркальной симметрии:
- Пизанский собор.
- Миланский собор.
- Собор Парижской Богоматери.
- Мечеть Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть в Мекке.
- Мечеть Калян в Бухаре.
- Храм Феникса монастыря Бёдо-ин в Японии.
Эпоха Ренессанса, возродившая античные культурные традиции, оказала значимое влияние на развитие архитектуры эпох Просвещения и Нового времени. Здания этих исторических периодов построены с неизменным соблюдением общего правила зеркальной симметрии:
- Собор Святого Петра (Рим).
- Церковь Санта-Сусанна (Рим).
- Собор Святого Павла (Лондон).
- Исаакиевский кафедральный собор (Санкт-Петербург).
Осевая соразмерность
Осевая симметрия в архитектуре применялась в проектах культовых и дворцовых ансамблей, организации квартальной застройки городов, планировании парковых комплексов. При этом взаимное симметричное размещение архитектурных объемов соподчинялось срединной оси композиции, проходящей в виде прямой линии по центральной части главных улиц, транспортных магистралей и парадных аллей, которые могли служить путями продвижения торжественных процессий.
Можно сказать, что этот прием является характерным для объектов, расположенных на горизонтальной плоскости и занимающих значительные площади.
В качестве примеров следует отметить:
- Запретный город в центре Пекина.
- Центральная часть Санкт-Петербурга.
- Парковый комплекс в Версале.
Центрально-симметричные объекты
Центральная симметрия в архитектуре (второе название — поворотная) характерна для круглых сооружений: храмов, башен, парковых павильонов. Базовые архитектурные элементы, такие как колонны, также создавались по принципам центральной симметрии.
Для выполнения условий центральной симметрии объекту необходимо иметь центральную точку, через которую проходит вертикальная ось, вокруг которой равномерно размещаются архитектурные детали. В качестве примеров применения в архитектуре можно назвать:
- Храм Весты (Рим).
- Колонна Траяна (Рим).
- Вандомская колонна (Париж).
- Александровская колонна (Санкт-Петербург).
- Останкинская телебашня (Москва).
Перенос элементов вдоль прямой
Переносная или трансляционная разновидность предусматривает использование однородных элементов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, образующих общую форму. При этом осуществляется ритмическое сообщение между всеми деталями композиции. Расстояние между элементами определяется как шаг.
Чаще всего такой вариант используется в рисунке декоративных орнаментов при оформлении фасадов и интерьеров зданий. Одним из примеров использования трансляционной разновидности можно считать меандр. Подобный геометрический орнамент можно часто встретить на фасадах и во внутреннем оформлении дворцов в городе Санкт-Петербурге.
Преобразование объектов по винтовой оси
Винтовая или спиральная симметрия обычно встречается в виде винтовых лестниц или пандусов, а также в виде витых колонн. Геометрия таких объектов подчиняется правилу, при котором форма преобразуется путем переноса и поворота объекта вокруг неподвижной оси. Яркими образчиками использования винтовой вариации в архитектуре представляются:
- Минарет Большой мечети в Самарре.
- Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
- Небоскреб Мери-Экс в Лондоне.
Диссимметрия и асимметрия
Если смотреть на природу строгим взглядом математика, то можно отметить отсутствие идеальной симметрии. Это обусловлено процессом постоянного роста и деления клеток, а также влиянием факторов внешнего окружения. К примеру, основу живых организмов составляют киральные биомолекулы, чьи компоненты не обладают симметрией между своими правыми и левыми сторонами.
Диссимметрия является частичной несоразмерностью отдельных элементов композиции. Для диссимметрии характерно произвольное расположение частей в рамках симметричной системы.
Полное нарушение принципов симметрии обуславливается понятием «асимметрия», что в переводе с древнегреческого языка означает — «несоразмерность». С древнейших времен асимметричные элементы использовались в искусстве, а также в зодчестве. Особенность приема заключается в создании единого гармоничного образа, состоящего из разнородных частей, пребывающих в визуальном равновесии.
В традиционной архитектуре по принципам асимметрии были возведены средневековые замки Европы:
- Замок Гродно в Нижней Силезии.
- Вентспилский замок в Латвии.
- Замок герцогов Бретонских во Франции.
Ярким образцом архитектурной асимметрии можно назвать Храм Василия Блаженого в Москве.
Краткий период постмодерна обогатил архитектуру многообразием асимметричных форм. Вот примеры некоторых из них:
- Музей Гуггенхайма в Бильбао.
- Бизнес-центр «Доминион Тауэр» в Москве.
- Центральная библиотека в Сиэтле.
С внедрением массового строительства симметрия в градостроительстве и архитектуре практически перестала применяться, уступив диссимметрии и асимметрии. Это объясняется усложнением производственных процессов и технологических схем в современном строительном деле. Примером подчинения этим условиям может служить планировка Челябинска и современной части Санкт-Петербурга.
Источник: nauka.club