Что такое скреперы в строительстве

Содержание

Скрепер

Скрепер — землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для проведения земляных работ связанных с послойным (горизонтальными слоями) резанием грунта, его транспортировкой на расстояние от 150 до 5000 метров и выгрузкой слоями заданной толщины в земляное сооружение или отвал.

Главным рабочим органом скрепера является открытый спереди и сверху металлический ковш с передней режущей кромкой, укрепленный на раме с пневмоколесных ходом.

Скреперист — машинист 5-6 разряда (в зависимости от типа скрепера) осуществляющий управление скрепером. Скреперирование — процесс проведения земляных работ при помощи скреперной техники.

Цикл работы скрепера состоит из следующих операций выполняемых последовательно:

  1. Наполнение ковша грунтом путем его послойного срезания. Ковш скрепера загружается напорным усилием в процессе движения машины. В самом конце процесса загрузки, когда ковш почти полностью заполнен грунтом, а процесс срезания слоя продолжается, тягового усилия базовой машины может быть недостаточно и для полной загрузки ковша используется трактор-толкач, который своим отвалом упирается в буфер скрепера передавая ему дополнительное тяговое усилие, необходимое для полной загрузки ковша грунтом.
  2. Транспортирование груженого скрепера к месту выгрузки. При транспортировании грунта ковш скрепера переводится в транспортное положение поднимаясь над поверхностью грунта на 40–50 см.
  3. Разгрузка. Процесс выгрузки грунта из ковша осуществляется в процессе движения машины.
  4. Транспортирование пустой машины в забой. По окончании разгрузки скреперный ковш снова устанавливается в транспортное положение и машина направляется для выполнения очередного цикла работ.

Назначение и область применения скреперной техники

Функциональным назначением скрепера является:

Мегамашины — Скрепер CAT 651E

  • Разработка грунтов I–IV категории путем послойного срезания с набором в ковш. Толщина срезаемого слоя грунта может варьироваться от 15 до 60 см в зависимости от категории грунта и типа скрепера.
  • Транспортирование грунта к месту выгрузки на расстояние от 150 до 5000 метров (до 150 метров используются бульдозеры, более 5000 метров — автосамосвалы).
  • Отсыпка грунта слоями путем выгрузки из ковша.
  • Разравнивание и планировка площадок.

Скреперные работы подразделяют на основные и вспомогательные. К основным работам относится разработка больших объемов грунтовых масс и их перемещение в земляное сооружение. К вспомогательным — удаление растительного слоя грунта, транспортирование сыпучих грузов и планировочные работы.

Скреперы не используются (по причине низкой эффективности) для разработки сухих сыпучих и тяжелых глинистых грунтов, а также грунтов с крупными каменистыми включениями, наличием пней и крупных корней деревьев. Также скреперы не применяются на влажных и липких грунтах, заболоченных участках. Разработка скреперами грунтов III–IV категории и мерзлых грунтов осуществляется после предварительного рыхления.

Скреперы в работе. Май 2017. Строительство трассы Дубки-Левадки

Различные виды скреперов широко применяются в дорожном (при строительстве, реконструкции и подготовке дорог к последующему асфальтированию), гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве, а также в сельском и лесном хозяйстве. В гражданском и промышленном строительстве скреперы используются при подготовке территорий под застройку, планировке кварталов, возведении насыпей, разработке широких траншей и выемок, при разработке больших котлованов для подземных частей промышленных объектов.

В дорожно-строительной отрасли скрепер применяется при строительстве новых автомобильных дорог, а также при реконструкции и капитальном ремонте старых дорожных одежд. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог скреперы используются на начальном этапе дорожных работ связанных с подготовкой земляного полотна (профилирование и планировка грунта, удаление с поверхности материкового грунта растительного слоя и т. д.).

Данный этап является одним из важнейших во всем цикле дорожно-строительных работ, т. к. земляное полотно автомобильной дороги призвано обеспечивать устойчивость всей дорожной конструкции при действии транспортных нагрузок и сохранять в процессе эксплуатации предусмотренные проектом размеры и профиль дороги. Стабильность грунтового слоя и общее качество проведения земляных работ определяют долговечность, а также транпортно-эксплуатационные характеристики дорожного полотна не в меньшей степени чем качество верхних асфальтированных слоев дорожного покрытия (непосредственно воспринимающих нагрузку от транспорта).

Классификация скреперов

По способу передвижения

  • Самоходный — скрепер, у которого конструктивный вес и вес грунта в ковше передается на опорную поверхность через ходовую часть (как правило, колеса, реже гусеницы). Используются, при необходимости перемещения грунта на расстояние от 500 до 5000 метров. Самоходные скреперы отличаются высокой транспортной скоростью и мобильностью (по сравнению с другими типами скреперов).
  • Прицепной — скрепер, буксируемый гусеничным или колесным трактором. В прицепном скрепере вся весовая нагрузка (конструктивный вес и вес грунта в ковше) передается на опорную поверхность через колеса. Данный тип скреперов применяется, как правило, для транспортирования грунта на расстояние от 200 до 500 метров. Скреперы агрегатируемые с колесным трактором, а не с гусеничным, могут использоваться для транспортировки грунта на расстояние более 500 метров.
  • Полуприцепной — скрепер, буксируемый гусеничным или колесным трактором. В отличие от прицепного скрепера, в котором вся весовая нагрузка (конструктивный вес и вес грунта в ковше) передается на опорную поверхность колес скрепера, в полуприцепном часть весовой нагрузки передается на трактор-тягач через сцепное устройство.
  • Спаренный — скреперный поезд, представляющий собой 2–3 скреперных агрегата (самоходных, прицепных и/или полуприцепных) соединенных вместе и работающих как единое целое.

По типу ходовой части

  • Пневмоколесный
  • Гусеничный

По емкости скреперного ковша

  • Малой емкости (до 5 м 3 )
  • Средней емкости (свыше 5 до 15 м 3 )
  • Большой емкости (свыше 15 м 3 )

По способу загрузки ковша

  • С пассивной загрузкой. Наполнение скреперного ковша грунтом осуществляется за счет движущего усилия срезаемого слоя при движении машины.
  • С принудительной (активной) загрузкой. Скреперы с принудительной загрузкой отличаются пониженной на 30-60 % силой тяги, необходимой для загрузки ковша и поэтому могут обходиться без дополнительного толкача. С другой стороны, наличие загрузочного устройства внутри ковша (элеватора или роторного шнека) снижает надежность техники, усложняет ее эксплуатацию и повышает стоимость обслуживания.
  • С элеваторной загрузкой. Вместо передней заслонки устанавливается скребковый конвейер, благодаря чему, помимо частичного заполнения ковша обычным способом, грунт подается в ковш также и скребками элеватора. Скреперы с элеваторной загрузкой могут использоваться для проведения земляных работ на любых грунтах, однако на каменистых и переувлажненных почвах их эффективность резко снижается.
  • С роторным шнеком. Шнекороторные скреперы с принудительной загрузкой используются для скреперирования крупнообломочных, каменистых и сыпучих грунтов.

По способу разгрузки ковша

  • Со свободной разгрузкой. Скрепер разгружается путем опрокидывания ковша вперед или назад с помощью канатного или гидравлического привода под действием силы тяжести. К преимуществам свободной разгрузки можно отнести простоту конструкции таких скреперов, а к недостаткам — неполную разгрузку ковша при работе на влажных и липких грунтах.
  • С принудительной разгрузкой. В скреперах с принудительной разгрузкой заднюю стенку ковша выполняют подвижной и выгрузка грунта осуществляется путем выдвижения ее вперед. К преимуществам скреперов с принудительной разгрузкой можно отнести полную выгрузку грунта из ковша даже при работе на влажных и липких грунтах, к недостаткам — более сложную конструкцию ковша.
  • С полупринудительной разгрузкой. В скреперах с полупринудительной разгрузкой днище ковша и его задняя стенка представляют собой единую конструкцию, которая крепится шарнирно к боковым стенкам. При разгрузке ковша днище и задняя стенка выдвигаются вперед, а боковые стенки остаются неподвижными. Недостатком скреперов с полупринудительной разгрузкой является неполная разгрузка ковша при работе на влажных и липких грунтах.

По способу управления рабочим оборудованием

  • С гидравлическим управлением
  • С электрогидравлическим управлением
  • С канатным управлением
  • С канатно-электрическим управлением

Выбор конкретного типа скрепера для проведения земляных работ определяется видом грунта, рельефом местности, объемом и глубиной земляных выработок, а также дальностью перемещения грунта.

Основные эксплуатационные характеристики скрепера

  • Эксплуатационная масса, кг
  • Габаритные размеры, мм
  • Геометрическая вместимость скреперного ковша, м 3
  • Номинальная вместимость скреперного ковша, м 3
  • Ширина и толщина отсыпаемого слоя грунта, см
  • Рабочая и транспортная скорость, км/ч
  • Наибольший преодолеваемый подъем, °
  • Радиус поворота, м

Фото по теме

Самоходный скрепер Прицепной скрепер Полуприцепной скрепер Скреперный поезд Скрепер с элеваторной загрузкой Шнекороторный скрепер Наполнение скрепера с помощью трактора-толкача Разработка грунта скрепером

Связанные статьи

Бульдозер

Бульдозер

Грейдер (автогрейдер)

Грейдер (автогрейдер)

Кохер для литого асфальта (термос-миксер)

Кохер (термос-миксер)

Гудронатор (автогудронатор)

Гудронатор

Асфальтирование дорог и участков в Киеве

Весь комплекс дорожно-строительных услуг от компании «Юнидорстрой». Проведение земляных работ (профилирование, стабилизация и планировка грунта), устройство и восстановление дорожного основания, ямочный и капитальный ремонт асфальта, а также услуги по асфальтированию улиц, дорог, площадок и небольших участков. Высокое качество, профессионализм и доступные цены на асфальтирование и другие услуги.

Источник: unidorstroy.kiev.ua

Что такое скрепер (scraper)?

Что такое скрепер (scraper)?

Скрепер (англ. scraper, от анг. scrape — «скрести») — это землеройно-транспортные машины, которые предназначены для послойного копания грунтов, а также транспортировки и отсыпки их в необходимое место. Дальность продольного перемещения грунта для прицепных скреперов составляет до 500 м, а для самоходных скреперов — до 2—3 км (в отдельных случаях — до 5 км).

Читайте также:  Грк проект организации строительства

К ведущим производителям скреперов можно отнести следующие фирмы:

1. John Deere
2. Holcomb
3. Ashland
4. Caterpillar
5. Noble
6. HAMM

В строительстве скреперы принято классифицировать по:

1. вместимости ковша

• скреперы малой вместимости (до 3 м³)
• скреперы средней вместимости (от 3 до 10 м³)
• скреперы большой вместимости (более 10 м³)

2. по конструкции ковша
• скреперы с одностворчатым ковшом
• скреперы с двустворчатым ковшом
• скреперы с грейферным ковшом
• скреперы с телескопическим ковшом

3. способу загрузки ковша

• скреперы, загружающиеся за счет тягового усилия базовой машины
• скреперы, загружающиеся принудительно
• скреперы, загружающиеся при помощи скребкового элеватора

4. способу разгрузки ковша

• скреперы со свободной выгрузкой
• скреперы с полупринудительной выгрузкой
• скреперы с принудительной выгрузкой

5. способу управления

• механическое
• гидравлическое
• электрогидравлическое

6. по числу колёсных осей

• скреперы одноосные
• скреперы двухосные
• скреперы трехосные

Что такое скрепер (scraper)?

К основным характеристикам скреперов относятся:

1. габариты (длина — до 17 300 мм, ширина — до 4500 мм, высота — до 4300 мм)
2. масса (до 115 т)
3. мощность двигателя (более 470 кВт)
4. вместимость ковша (до 25 т)
5. база скрепера (8000 мм)
6. размер шин (37,5 — 99)
7. грузоподъемность (до 45 т)
8. расстояние перемещения горной массы (до 5000 м)
9. глубина резания (до 0,4 м)
10. ширина резания (до 3,9 м)
11. колея колёс: передних (до 2900 мм, задних — до 2900 мм)
12. дорожный просвет (до 750 мм)

Что такое скрепер (scraper)?

Скреперы подразделяются на три вида:

1. прицепные (работают с гусеничными тракторами)
2. полуприцепные (работают с пневмоколесными тягачами)
3. самоходные

Зарубежных партнеров не подвели: крупная поставка в условиях санкций

Продукцию «Металл Профиль» выбирают для сетевых магазинов

Новый взгляд на жизнь в городе

Одна карта – два варианта! Только для профессиональных мастеров лучшие условия в ОМА!

Сделай ремонт квартиры с выгодой до 40%

Новая акция: скидка 10% на систему RAUTITAN PLATINUM

Если Вы профессиональный строитель или новичок и хотите построить дом, сделать ремонт и не знаете с чего начать — Добро пожаловать к нам! Здесь Вы сможете ознакомиться со статьями о строительстве и ремонте, о ландшафтном дизайне, строительном инструменте, спецтехнике. Ознакомиться с предстоящими выставками и новыми выпусками журналов, а также выбрать подходящую фирму из каталога строительных компаний. Также можете прочесть актуальные новости в области строительства и архитектуры Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской, Могилевской областей.

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на наш сайт. При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Администрация Строительного Портала Sprb.by не несет ответственности за информацию, предоставленную и размещенную пользователями. Вся информация на портале предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Фото- и видеоматериалы взяты из открытых источников и принадлежат их законным правообладателям.

Источник: sprb.by

Что такое скреперы в строительстве

Скреперы в строительстве

Скрепер является самоходной или прицепной (к гусеничному или колесному трактору, колесному тягачу) землеройно-транс-портной машиной, рабочим органом которой служит ковш на пневмоколесах, снабженный в нижней части ножами для срезания слоя грунта. Скреперы предназначены для послойного копания, транспортирования, послойной отсыпки, разравнивания и частичного уплотнения грунтов I…IV категорий при инженерной подготовке территории под застройку, планировке кварталов, возведении насыпей, разработке широких траншей и выемок под различные сооружения и искусственные водоемы и др. Наиболее эффективно скреперы работают на непереувлажненных средних грунтах (супесях, суглинках, черноземах), не содержащих крупных каменистых включений. При разработке скреперами тяжелых грунтов их предварительно рыхлят на толщину срезаемой стружки. Главным параметром скреперов является геометрическая вместимость ковша (м3), которая лежит в основе типоразмерного ряда этих машин.

Скреперы классифицируют:
— по вместимости ковша — машины малой (до 5 м3), средней (5…15 м3) и большой (свыше 15 м3) вместимости;
— по способу загрузки ковша — с пассивной загрузкой движущим усилием срезаемого слоя грунта, с принудительной загрузкой с помощью скребкового элеватора;
— по способу разгрузки ковша — с принудительной разгрузкой при выдвижении стенки ковша вперед (основной способ), со свободной (самосвальной) разгрузкой опрокидыванием ковша вперед по ходу машины;
— по способу агрегатирования с тяговыми средствами — прицепные к гусеничным тракторам и двухосным колесным тягачам; самоходные, агрегатируемые с одноосными и двухосными колесными тягачами;
— по способу управления рабочим — с канатно-блочным (механическим), гидравлическим и электрогидравлическим управлением.

Выпускаемые в настоящее время скреперы имеют гидравлическую или электрогидравлическую систему управления рабочим органом, которая обеспечивает принудительное опускание, подъем и разгрузку ковша, изменение глубины резания, подъем и опускание передней заслонки ковша с помощью гидроцилиндров двойного действия. Принудительное заглубление ножей ковша в грунт позволяет довольно точно регулировать толщину срезаемой стружки, сокращать время набора грунта и эффективно разрабатывать плотные грунты.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Рабочий процесс скрепера состоит из следующих последовательно выполняемых операций: резание грунта и наполнение ковша, транспортирование грунта в ковше к месту укладки, выгрузка и укладка грунта, обратный (холостой) ход машины в забой. При наборе грунта ножи опущенного на грунт ковша срезают слой грунта толщиной И, который поступает в ковш при поднятой подвижной заслонке.

Наполненный грунтом ковш на ходу поднимается в транспортное положение, а заслонка опускается, препятствуя высыпанию грунта из ковша. При разгрузке ковша заслонка поднята, а грунт вытесняется принудительно из приспущенного ковша выдвигаемой вперед задней стенкой ковша, причем регулируемый зазор между режущей кромкой ковша и поверхностью земли определяет толщину с укладываемого слоя грунта 4, который разравнивается (планируется) ножами ковша и частично уплотняется колесами скрепера. При холостом ходе порожний ковш поднят в транспортное положение, а заслонка опущена. Для увеличения тягового усилия скрепера при наполнении ковша в плотных грунтах обычно используют бульдозер-толкач. При наполнении ковша скорость движения скреперов составляет 2…4 км/ч, при транспортном передвижении — 0,5…0,8 максимальной скорости трактора или тягача.

У некоторых моделей скреперов для уменьшения сопротивлений при работе в ковше устанавливают наклонный скребковый конвейер (элеватор), осуществляющий принудительную загрузку срезанного ножом слоя грунта в ковш и его выгрузку. Скреперы с элеваторной загрузкой наиболее рационально используются на сыпучих грунтах при выполнении небольших объемов работ.

В зависимости от вида и объема выполняемых земляных работ применяют различные схемы движений скрепера в плане — по эллипсу, восьмеркой, челночно-поперечное и др. Схему движения по эллипсу применяют при разработке выемок и широких траншей, челночно-поперечное и восьмеркой — при копании неглубоких, но больших по площади котлованов.

Прицепные скреперы к гусеничным тракторам, обладающие высокой проходимостью, способны работать в плохих дорожных условиях. Низкие транспортные скорости этих машин (не более 10…15 км/ч) ограничивают экономически целесообразную дальность транспортировки грунта 500…800 м. Самоходные скреперы характеризуются более высокими мобильностью, маневренностью, транспортными скоростями (до 50 км/ч) и производительностью (в 1,5…2,5 раза) по сравнению с прицепными машинами той же вместимости.

Дальность транспортировки грунта самоходными скреперами экономически эффективна на расстояние до 5000 м.

В строительстве используют самоходные скреперы с ковшами вместимостью 4,5, 8,3, 15, 16 и 25 м3.

На скреперах с ковшами вместимостью 16 и 25 м3 установлен второй дополнительный задний двигатель для привода задних колес через гидромеханическую трансмиссию, что позволяет выполнить все колеса машины ведущими. Управление дополнительным двигателем и гидромеханической трансмиссией синхронизировано с управлением тягачом и ведется из кабины машиниста. Одновременную работу обоих двигателей используют при заполнении ковша и транспортировании грунта к месту разгрузки: при выгрузке ковша и обратном ходе используется один двигатель тягача.

Самоходный скрепер представляет собой двухосную пневмоколесную машину, состоящую из одноосного тягача и полуприцепного одноосного скреперного оборудования, соединенных между собой универсальным седельно-сцепным устройством. На тягаче смонтированы два гидроцилиндра для его поворота относительно рабочего органа в плане. Седельно-сцепное устройство обеспечивает возможность относительного поворота тягача и скрепера в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для толкания скрепера бульдозером-толкачом в процессе набора грунта имеется буферное устройство.

Основным узлом скрепера является ковш с двумя боковыми стенками и днищем, опирающийся на колеса. К подножевой плите ковша крепят сменные двухлезвийные ножи — два боковых и средние. Ковш снабжен выдвижной задней стенкой дня принудительной разгрузки, а в передней части — заслонкой, поднимающейся при наборе и выгрузке грунта.

Заслонка служит для регулирования щели при загрузке ковша и закрывает ковш при транспортировании грунта. Ковш двумя шарнирами соединен с тяговой П-образной рамой, жестко соединенной с хоботом. Гидравлическая система управления рабочим оборудованием обеспечивает подъем и опускание ковша, заслонки, выдвижение задней стенки и возврат ее в исходное положение с помощью трех пар гидроцилиндров. Насосы гидросистемы рабочего оборудования приводятся в действие от коробки отбора мощности базового тягача. Раздельное управление гидроцилиндрами осуществляется золотниковым распределителем, установленным в кабине машиниста.

Читайте также:  Характеристика на сметчика в строительстве

Скреперы предназначены для послойного срезания грунта с поверхности разрабатываемой площадки, перемещения его и послойной отсыпки при возведении насыпей, разработке выемок, а также для различных планировочных и других видов земляных работ.

С отсыпкой и разравниванием грунта одновременно производится его уплотнение как колесами скрепера, так и гусеницами трактора.

Прицепные скреперы применяются при возведении земляного полотна дорог, планировании строительных площадок, в аэродромном и в гидротехническом строительствах, а также для транспортирования грунта при бездорожьи или по обычным грунтовым дорогам на расстояние не свыше 0,5 км.

Скреперы классифицируются по емкости ковша, по типу управления, по способу разгрузки, по способу тяги, по количеству осей.

По емкости ковша скреперы подразделяются: малой емкости — до 2,5 м3, средней емкости — 2,5—10 м3, большой емкости — свыше 10 м3.

В соответствии с принятым параметрическим рядом прицепные скреперы выпускаются с ковшами емкостью от 1,6 до 16 м3.

По типу управления скреперы подразделяются: с канатноблочным и с гидравлическим управлением.

По способу загрузки ковша скреперы подразделяются: от силы тяги трактора как тягача скрепера; от элеваторного устройства.

По способу разгрузки скреперы подразделяются: с принудительной разгрузкой, осуществляемой перемещением задней стенки; с полупринудительной разгрузкой, осуществляемой опрокидыванием днища ковша вместе с задней стенкой; со свободной разгрузкой, осуществляемой опрокидыванием ковша вперед .или назад.

При принудительной разгрузке задняя стенка ковша устраивается подвижной и ковш разгружается выдвижением задней стенки вперед. Принудительная разгрузка является наиболее надежной, но и наиболее энергоемкой.

Рис. 3. Схема способов разгрузки грунта из ковшей скреперов: а — принудительная разгрузка; б— полупринудительная разгрузка; в — свободная разгрузка опрокидыванием ковша вперед; 1 — задняя стенка; 2 — ковш; 3 — ножи; 4 — подножевая плита; 5 — поворотное днище; 6 — передняя заслонка

При полупринудительной разгрузке ковш сделан из двух боковых стенок, выполненных заодно с задней частью рамы скрепера. Днище и задняя стенка ковша, представляя общую жесткую конструкцию, выполняются поворотными и крепятся шарнирно к боковым стенкам. При разгрузке ковша нижняя и задняя стенки при помощи специального механизма поворачиваются вперед, а боковые стенки остаются неподвижными. Грунт из ковша под напором задней стенки и днища, а также под действием собственного веса высыпается перед ковшом и при движении скрепера вперед разравнивается ножом и днищем.

При свободной разгрузке ковш скрепера шарнирно укрепляется к раме. Разгружается ковш опрокидыванием его вперед или назад посредством, канатно-блочного или гидравлического привода. При этом грунт из ковша выгружается под действием собственного веса.

К преимуществам свободной разгрузки относится малая энергоемкость, к недостаткам — плохая разгрузка увлажненных грунтов.

Наибольшее распространение получили скреперы с двумя последними способами разгрузки.

На рис. 3 представлены способы разгрузки грунта из ковшей скреперов.

По способу тяги скреперы подразделяются на прицепные, полуприцепные и самоходные. Прицепные скреперы работают с гусеничными тягачами, полуприцепные — с одно- или двухосными1 пневмоколесными тягачами.

По количеству осей скреперы подразделяются на одно- и двухосные. Преимущественное распространение имеют двухосные скреперы с тракторной тягой.

Скреперы с канатно-блочным управлением

К основным моделям скреперов с канатно-блочным управлением относятся: Д-374А, Д-498А, Д-213А, Д-523, Д-511 и др.

Скрепер Д-374А состоит из: ковша, днища с задней стенкой, заслонки, дышла, передка, двух осей с колесами и канатно-блочной системы управления с лебедкой Д-323.

Рис. 4. Скрепер Д-374А: 1 — флюгерные блоки; 2 — направляющие блоки; 3 — полиспаст подъема ковша; 4 — полиспаст подъема днища; 5 — шарнир заслонки; 6 — ковш; 7 — днище; 8 — упряжной шарнир; 9 — ножи; 10 — обойма механизма принудительного подъема заслонки; 11— хобот; 12 — шкворень; 13 — дышло

Разгрузка ковша — полупринудительная с опрокидыванием днища и задней стенки вперед.

Ковш скрепера, представляющий собой – сварную конструкцию, состоит из двух боковых – стенок(правой и левой), изготовленных из листовой стали и усиленных внешними накладками из швеллерного проката. Боковые стенки скреплены поперечными связями (передней и задней). К подножевой плите, являющейся также одной из поперечных связей ковша, крепятся ножи.

Средние ножи для уменьшения усилий резания грунта выступают несколько вперед относительно крайних ножей и выполнены с двумя рядами пазовых отверстий для их крепления, чем регулируется выступ кромки ножа. Для разработки связных грунтов ножи рекомендуется ставить с большим выступом их кромок, а «для разработки сыпучих грунтов — с меньшим. При затуплении и износе режущих кромок ножи меняют местами, так как они заточены с двух сторон.

Днище и задняя стенка ковша сварной конструкции изготовлены как одно целое и скреплены между собой двумя подвесками (правой и левой). Подвески соединены с днищем ковша болтами. Поворот днища обеспечивается специальным полиспастом, концы каната которого крепятся к проушинам.

Рис. 5. Ковш скрепера Д-374А: 1 — передняя связь; 2 — правая стенка; 3 — подножевая плита; 4 — левая стенка; 5 — кронштейн буфера; 6 — задняя связь

При выгрузке грунта днище поворачивается на шарнирах, имеющихся на боковых стенках ковша.

Заслонка ковша регулирует ширину щели при резании и наборе грунта, а также закрывает нижнюю часть ковша при транспортировании грунта к месту разгрузки. Заслонка имеет переднюю стенку из листов полукруглой формы и две боковые стенки. К стенкам заслонки приварены два рычага, проушины которых прикреплены к уголкам боковых стенок ковша. В средней верхней части заслонки приварена обойма блока полиспаста, посредством которого корпус заслонки поднимается при наполнении и выгрузке грунта.

Передняя рама-дышло состоит из хобота, поперечной трубы, к которой приварены боковые тяги. В верхней части передней рамы приварена стойка, на которой установлена верхняя обойма полиспаста канатного привода. В передней части рамы приварены кронштейны двух флюгерных блоков, а также кронштейн направляющих блоков.

Передняя ось скрепера с тяговым дышлом — Т-образной формы с раскосами. Хобот, имеющий дугообразную форму, позволяет полностью поворачивать переднюю ось. Универсальный шарнир обеспечивает поворот передней оси в трех направлениях. Для закрепления ковша при транспортировании грунта предусмотрен храповик, размещенный на дифференциальном барабане канатно-блочной системы.

Передняя ось —сварная коробчатого сечения. На концах оси штырями укреплены две полуоси, на которых размещаются пневматические колеса.

Ходовая часть скрепера состоит из двух передних и четырех задних колес (по два колеса на каждой полуоси).

Канатно-блочное управление скрепера Д-374А имеет привод от двухбарабанной лебедки Д-323. Канатом, запасованным на правом барабане лебедки с помощью восьмикратного полиспаста, поднимается ковш, а канатом, запасованным на левом барабане лебедки, при помощи двухкратного полиспаста — заслонка и днище ковша.

Скрепер Д-374А имеет механизм автоматического подъема заслонки ковша. Этот механизм состоит из вспомогательного каната, один конец которого закреплен на заслонке, а другой — на передней связи ковша. Вспомогательный канат огибает блок, установленный в обойме. При опускании ковша для загрузки последний натягивает вспомогательный канат, тем самым поднимая заслонку.

Чем больше ковш будет опускаться вниз и заглубляться в грунт, тем выше будет подниматься заслонка. Заданную высоту подъема заслонки регулируют длиной вспомогательного каната — укорачивая или удлиняя канат, увеличивают или уменьшают тем самым высоту подъема заслонки. Опускается заслонка при подъеме ковша после его заполнения под действием собственного веса.

На рис. 9 представлена схема запасовки канатов подъема ковша, заслонки и днища скрепера.

Управление рабочими операциями скрепера Д-374 производится в следующей последовательности. При наборе грунта ковит должен быть опущен вниз, а для этого необходимо предварительно растормозить правый по ходу трактора барабан приводной лебедки. Ковш под действием собственного веса опускается и заглубляется в грунт. Продвигаясь вперед ковш наполняется грунтом.

По мере наполнения ковша необходимо уменьшать глубину резания, так как возможна перегрузка двигателя трактора. После наполнения ковш поднимают в транспортное положение.. Для этой цели должен быть выключен фрикцион правого барабана приводной лебедки. Как только ковш будет поднят на требуемую высоту (заслонка при этом закроет щель днища), необходимо натянуть канат управления храпового механизма и растормозить правый барабан лебедки. При этом защелка храпового механизма войдет в зацепление с храповым колесом дифференциального барабана и ковш будет удерживаться в требуемом положении.

Рис. 9. Схема запасовки канатов подъема ковша, заслонки и днища скреперов: а — схема запасовки канатов подъема ковша скрепера Д-222А; б — схема запасовки канатов подъема заслонки и днища скрепера Д-374; 1 — первый канат подъема ковша; 2 — большой барабан; 3 — малый барабан; 4 — второй канат подъема ковша; 5 — верхняя обойма полиспаста; 6 — клиновидное крепление каната; 7 —катушка; 8 — нижняя обойма полиспаста; 9 — зубья храповика; 10 — собачка; 11 — грузик; 12 — канатик включения собачки; 13 — первый канат подъема заслонки и днища; 14 — блок на раме; 15 — блок на заслонке; 16 — заслонка; 17 — блок на раме; 18 и 23 — блоки в подвижных обоймах; 19 и 22 — вторые канаты (толстые); 21 и 20 — шарнирное крепление днища и задней стенки; 24 — клиновидное крепление каната; 25 — ось заслонки А — через приемные блоки к правому барабану лебедки; Б — через приемные блоки к левому барабану лебедки; В — к верхней части рамы; Г — к нижней части рамы

Читайте также:  Достоинства и недостатки строительств

При разгрузке грунта ковш устанавливают на уровне отсыпаемого слоя грунта, для чего включают фрикцион правого барабана лебедки и тем самым несколько приподнимают ковш. Защелка храпового механизма при этом под действием собственного веса выходит из зацепления с храповиком. После этого, растормаживая правый барабан лебедки, опускают ковш до требуемого положения, включают левый барабан лебедки и приподнимают заслонку и днище.

При выбирании каната с левого барабана лебедки сначала поднимается заслонка, поскольку она легче ковша, затем задняя стенка ковша и днище.

Если требуется поднять только переднюю заслонку (при заполнении ковша грунтом), то после ее подъема достаточно выключить барабан лебедки и задняя стенка ковша, а также днище его останутся в первоначальном положении.

При разгрузке ковша сначала открывается передняя заслонка, а затем поднимается днище. Поднять днище ковша, не поднимая заслонки, невозможно.

В качестве тягача для скрепера Д-374 служат тракторы Т-100М и Т-140.

Скреперы с гидравлическим управлением

К скреперам с гидравлическим управлением относятся Д-354, Д-458, Д-461, Д-373 и др.

Скрепер Д-354 с ковшом емкостью 2,75 м3 является прицепной двухосной машиной, работающей в сцепе с трактором Т-75.

Рис. 10. Скрепер Д-354: 1 – передок; 2 — передняя рама; 3 — трубопровод; 4 — гидравлический цилиндр; 5 — заслонка; 6 — шарнирно-рычажный механизм; 7 — ковш; 8 — задняя рама; 9 — запасное колесо; 10 — нож ковша; 11 — боковые ножи рамы; 12 — цепь; 13 — сцепка

Для привода механизмов скрепера применяется универсальный гидравлический агрегат УГ-1М, монтируемый на тракторе. Управление обеспечивается рычагом, установленном в кабине трактора.

На рис. 11 представлены рабочие положения ковша скрепера Д-354 при выполнении различных операций.

Цилиндр гидросистемы шарнирно закреплен на передней раме машины, а его шток (также шарнирно) соединен с задней рамой. В процессе работы гидросистемы, когда шток выдвигается, задняя рама опускается, ковш при этом устанавливается в положение набора грунта.

При возвратном движении штока задняя рама поднимается и ковш устанавливается или в транспортное положение, или при дальнейшем возврате штока в положение выгрузки грунта. Заслонка шарнирно укреплена на передней раме и при помощи тяги шарнирно соединена с задней рамой. При опущенном ковше в положении резания грунта заслонка открыта так, чтобы грунт беспрепятственно поступал в ковш. В транспортном положении заслонка закрывает ковш, а в положении разгрузки открыта настолько, чтобы грунт свободно высыпался из ковша.

Узлы скрепера смонтированы на общей раме, опирающейся на четыре пневматических колеса.

Тяговое усилие трактора передается скреперу через прицепное устройство, обеспечивающее свободный поворот машины в обеих плоскостях.

На передней раме-дышле скрепера установлен шаровой шарнир, обеспечивающий тяговой раме возможность поворачиваться относительно передка в вертикальной плоскости на угол до 90° во все стороны. Подъем и опускание ковша производится одним гидроцилиндром, установленным на кронштейне тяговой рамы. Ножи, укрепленные на подножевой плите ковша, благодаря воздействию гидросистемы, заглубляются принудительно, что позволяет регулировать толщину снимаемого слоя грунта. Для облегчения резания грунта на раме смонтированы два боковых вертикальных ножа.

Скрепер Д-458. Отличительной особенностью скрепера Д-458 от скрепера Д-354 является несколько большее раскрытие днища и значительно больший угол ее наклона при разгрузке, что выгодно отличает этот скрепер от других.

Рис. 12. Скрепер Д-458: а — вид сбоку; б — вид сверху; 1 — основная сцепка; 2 — дышло; 3— трубопроводы; 4 — рабочий гидроцилиндр; 5 — передняя заслонка; 6 — шарнирно-рычажный механизм; 7 — ковш; 8 — задний буфер; 5 —основная рама; 10 — ось вращения ковша; 11 — основной нож; 12 — блкпвые ножи; 13 — цепь транспортной подвески; 14 — транспортная сцепка; 15 — передок

Скрепер Д-458 работает в сцепе с тракторами ДТ-54А-СЗ и ДТ-55А-СЗ.

Привод ковша, заслонки и днища производится от гидросистемы.

Ковш створчатого типа, представляющий собой коробку, в которой вместо передней стенки установлена заслонка. Для прочности и надежности снаружи ковша приварены ребра и накладки. Боковые стенки ковша в передней их части связаны между собой поперечной балкой. К передней кромке днища ковша приварена подножевая плита, к которой болтами с потайными головками прикреплены ножи. Ножи имеют двухстороннюю заточку.

Внутренняя поверхность ковша имеет плавные очертания, способствующие лучшей выгрузке грунта.

Основная рама скрепера имеет замкнутую прямоугольную форму. Рама состоит из двух продольных и двух поперечных балок. К задней поперечной балке приварены две консольные балки, служащие опорой скрепера. К консольным балкам крепят заднюю ось с кронштейном для запасного колеса. Соединения консольных балок с основной рамой усилены косынками.

Концы консольных балок соединены между собой буферной балкой коробчатого сечения, на которой укреплен в качестве буфера деревянный брус.

Передняя часть основной рамы с дышлом соединена гидро-цилиндром. На продольных балках основной рамы приварены проушины для шарнирного соединения ковша, дышла, серьги, передней заслонки и штока гидроцилиндра.

Дышло предназначено для того, чтобы принять на себя все нагрузки, передаваемые через подъемный механизм, и передачи их на переднюю ось, а также на основную раму тягового усилия от трактора-тягача.

Дышло состоит из арки и хобота, изготовленных из балок коробчатого сечения и соединенных сваркой. Для прочности основная конструкция дышла усилена ребрами жесткости, косынками и накладками, приваренными в местах соединений. В передней части хобота укреплен шаровой шкворень, посредством которого дышло соединяется с передней осью. Такое соединение обеспечивает свободное перемещение передней оси относительно хобота. На концах продольных балок арки приварены кронштейны с отверстиями для шарнирного соединения с основной рамой.

Передняя ось, воспринимающая нагрузку от передка машины и тягового усилия от трактора, представляет собой балку коробчатого сечения, на концах которой приварены полуоси. Балка оси приварена к тяговому дышлу. В средней части оси приварена накладка для крепления шаровой опоры.

Передняя заслонка ковша состоит из двух боковых стенок и двойной изогнутой передней стенки. Предусмотренная конструкция заслонки повышает ее жесткость и обеспечивает плотность прилегания к ковшу. Передняя заслонка соединена с ковшом шарнирно при помощи пальцев, а с основной -рамой — планками.

Прицепное устройство состоит из двух сцепок — основной и дополнительной. Основная сцепка, служащая для подвижного соединения скрепера с трактором, состоит из шкворня с вилкой на конце. Шкворень вставляется в коробку сцепки, приваренной к переднему концу тягового дышла, и закрепляется в ней корончатой гайкой со шплинтом. Дополнительная сцепка (канатная сцепка) служит для предотвращения разрыва шлангов гидропривода в случае обрыва основной сцепки. Кроме того, на скрепере имеется транспортная сцепка, служащая для присоединения скрепера к грузовому автомобилю или автомобилю-тягачу при транспортировании.

Ходовая часть состоит из четырех колес с пневматическими шинами. Передние и задние колеса взаимозаменяемы. Ступицы колес установлены на конических подшипниках.

Схема основных рабочих положений скрепера Д-458 аналогична схеме, приведенной для скрепера Д-354.

Скрепер Д-461 по устройству и принципу действия в значительной мере сходен со скрепером Д-458.

Скрепер Д-541, изготовленный на базе скрепера Д-354, двухосный с ковшом емкостью 3 м3, предназначен для работы с трактором Т-75. Скрепер оборудован гидроприводом с рабочим давлением в системе 100 кГДм2.

Скрепер Д-523 является одной из современных мощных дорожно-строительных машин. Емкость ковша составляет 10 м3, а с переполнением — 12—13 м3.

Тягачом для скрепера служит трактор Т-140.

Управление рабочими органами — гидравлическое, обеспечивающееся тремя насосами НШ-75.

Разгрузка ковша скрепера — принудительная, выполняется при выдвижении задней стенки.

Скрепер Д-373 — сдвоенный скрепер, выпущенный промышленностью в небольших количествах.

Скрепер Д-373 состоит из двух скреперов Д-354, находящихся в сцепе друг с другом и отличающихся между собой только тем, что у одного из них (заднего) несколько укорочен Хобот.

Передний скрепер соединяется с трактором дышлом, а задний с нижней рамой переднего скрепера при помощи шарового шарнира.

Находящиеся в сцепе два скрепера образуют трехосную двухрамную тележку с двумя ковшами общей емкостью 5,5 м3.

Сдвоенный скрепер работает в сцепе с трактором ДТ-55А.

Производительность скрепера в среднем в 1,75 раза больше, чем у одиночных скреперов такого же типоразмера, а металлоемкость на 1 м3 емкости ковша ниже на 30—40%.

К преимуществам сдвоенного скрепера относится также сокращение обслуживающего персонала. Кроме того, более полно используется мощность трактора-тягача.

Скреперы Д-498А и Д-542. Из указанных моделей наилучшими показателями‘Обладает скрепер Д-498А, отличительной особенностью которого является форма его ковша, особенно днища. Днище ковша имеет несколько другое очертание, чем у ранее рассмотренных скреперов. Оно изогнуто с выпуклостью, обращенной в сторону разрабатываемого грунта. Ножи скрепера имеют ступенчатое расположение.

Средний нож имеет криволинейную режущую кромку с выпуклостью, обращенной также в сторону разрабатываемого грунта. Крайние ножи находятся в одной плоскости и несколько смещены назад. Выбранное очертание ножей выгодно отличает их от ножей с прямолинейной режущей кромкой. Емкость ковша рассмотренного скрепера — 7,5 м3.

Скрепер Д-542 работает в сцепе с гидрофицированным трактором Т-1ООГГ1 при давлении в системе 100 кГ/см2.

В связи с увеличенной длиной ковшей рассматриваемых скреперов для выдвижения задних стенок их ковшей применяют двухступенчатые телескопические гидроцилиндры, обеспечивающие ход стенок до 1600 мм.

Источник: stroy-technics.ru

Рейтинг
Загрузка ...