Что такое смк строительство

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ушанова Н.А. (ГОУВПО СГАСУ, г. Самара, РФ)

Development and unplementation of quality management system in a building company as a factor of increasing its competitiveness.

По мере развития человеческой цивилизации с ростом возможностей экономики неизмеримо выросли и запросы потребительского рынка.

Если сначала в соответствии со спросом главным вектором в развитии производительных сил было количество производимых товаров, то в настоящий период таким вектором является их качество.

Одним из главных инструментов в управлении качеством является стандартизация, которая также прошла длительный эволюционный путь своего развития: от стандарта конкретного производителя на свою продукцию, устанавливающего ее характеристики – до международных стандартов качества ИСО серии 9000, устанавливающих требования не к продукции, а к системе управления (менеджмента) качества (СМК) в организации – производителе. При этом требования имеют универсальный характер для любой организации и любой продукции.

Зачем нужна СМК?

Стандарты зарегистрированы в России в статусе национальных с аббревиатурой трех основополагающих стандартов:

· ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

· ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования.

· ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Указанные стандарты вбирают в себя лучший мировой опыт управления качеством, в том числе и опыт отечественной экономики.

После распада Советского Союза экономика России кардинально и все более углубленно реформируется, в том числе и строительство как её отрасль, по двум основным направлениям:

· переход от государственной планово–административной системы управления, основанной на государственной собственности на средства производства, – к рыночной системе, основанной на множественности форм собственности, в том числе частной и коллективной;

· интеграция в глобальную экономическую систему.

Само собой разумеется, что в процессе реформирования меняются и совершенствуются законодательная и нормативная базы в соответствии с таковыми в мировом сообществе.

Это есть государственная политика, в русле которой реформируется и строительство, где можно выделить 2 этапа:

1 этап (начало 90-х годов ХХ века – начало XXI века) – это разгосударствление и разукрупнение организаций строительного комплекса с их переходом в новые организационно – правовые формы;

2 этап (начало XXI века по настоящее время) – это передача функций нормативно-правового управления организациями строительного комплекса от структуры органов государственной исполнительной власти (с одновременным их реформированием в рамках административной реформы) вновь создаваемым структурам негосударственных и саморегулируемых организаций.

Основные вехи второго этапа, касающиеся управления качеством строительства:

СМК

1991 – вводится государственное лицензирование строительной деятельности;

2001 – регистрация в статусе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004 и других;

2002 – принимается федеральный закон «О техническом регулировании»;

2003 – создается система «Росстройсертификация»;

2004 – регистрируется Российский стандарт организации СТО ФЦС 06 – 2004 «Системы обеспечения качества в строительных организациях»;

2004 – ликвидируется Госстрой РФ, создаются Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; принимается федеральный закон «Градостроительный кодекс»;

2005 – федеральным агентством по строительству и ЖКХ издается приказ от 13.07.05г. № 190 «О разработке и внедрении систем управления качеством на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001»;

2006 – отменяется государственное лицензирование строительной деятельности по всем трем направлениям: изыскание, проектирование, строительство (сроки несколько раз переносятся, последний срок — с 1.01.09);

2007 – принимается федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

Приведенные сведения, конечно же, известны в сфере строительства, но в данном изложении они объясняют логику и показывают четкую целенаправленность реформы в строительстве.

А реформа, что вполне естественно, подвергается острой критике со стороны ряда практиков и ученых, в том числе на довольно высоком уровне (правительство Москвы). Главная основа критики – это опасение резкого снижения качества строительства в связи с отменой обязательного государственного лицензирования строительной деятельности.

И эти опасения не беспочвенны.

Дело в том, что отмена лицензирования логически должна вытекать из факта массового процесса по разработке, внедрению и сертификации в организациях строительного комплекса системы менеджмента качества (СМК) на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, так как опять же мировой опыт показывает надежность и эффективность этих систем. На это и был расчет при регистрации национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Однако оказалось, что в силу специфики строительства стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 по многим позициям непонятен специалистам строительной отрасли. Поэтому на территориальном уровне были организованы курсы по массовому изучению стандартов семейства ИСО 9000. Но эти курсы оказались неэффективны по следующим причинам:

· концепция курсов была принята очень узкой. Ведь изучение стандартов — это не самоцель, а всего лишь средство для усвоения и решения конечной задачи, а именно — разработки и сертификации СМК для своей организации;

· изучение стандарта сводилось к заучиванию его текста без конкретной привязки к строительной отрасли;

· курсы в значительной мере комплектовались слушателями (работниками организации), по роду своей работы специально не занимающиеся вопросами качества.

К тому же закон «О техническом регулировании» установил, что применение всех стандартов, в том числе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, является добровольным делом организации. Ясно, что в такой ситуации процесс массовой разработки СМК в строительных организациях не пошел, не говоря уже об их сертификации.

Для оказания практической помощи строительным организациям в освоении ГОСТ Р ИСО 9001:2001 федеральным центром технической оценки продукции в строительстве (ФГУ ФЦС) разработан стандарт СТО ФЦС 06-2004 «Система обеспечения качества в строительных организациях», главные цели которого разработчики определили так:

· перевод требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на язык Российского строительного комплекса;

· гармонизация требований к СМК в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с требованиями действующих нормативных документов и практикой отечественного строительства;

· создание для строительных организаций нормативной возможности поэтапной разработки и сертификации СМК строительно–монтажных работ (1 этап – на базе СТО ФЦС 06-2004; 2 этап – на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001).

СТО ФЦС 06-2004 в системе стандартизации считается не эквивалентом, а только аналогом ГОСТ Р ИСО 9001:2001, потому что этот стандарт не охватывает всего объема требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

Действительно, сравнительный анализ стандартов показывает, что в СТО ФЦС 06-2004 отсутствуют требования:

• процессного и системного подхода к СМК;

• применения статистических методов в оценке и учете стабильности процессов жизненного цикла и качества строительной продукции;

• материального стимулирования качества труда.

Но и с появлением СТО ФЦС 06-2004 положение с сертификацией СМК не изменилось.

Таким образом, можно констатировать факт неизбежного и длительного организационного разрыва во времени между отменой лицензирования и массовой сертификацией СМК в строительных организациях. В этом разрыве и таится главная опасность для качества строительно-монтажных работ. Будет ли этот разрыв уменьшаться или увеличиваться в условиях добровольной сертификации СМК? Это, на наш взгляд, будет зависеть от зрелости руководителей строительных организаций в понимании вопроса — что дает им сертификат на СМК при значительных затратах времени, труда и денежных средств для его получения?

А чтобы это понять, нужно очень тщательно изучить условия сертификации СМК аккредитованным органом на соответствие либо
ГОСТ Р ИСО 9001:2001, либо СТО ФЦС 06-2004, после чего сравнить процедуры получения лицензии и сертификата, и из этого сравнения определится ценность сертификата на СМК против ценности лицензии, что и будет определять решение о затратах на его получение.

Сегодня в обиходе у строителей сложилось такое понимание, что сертификация введена взамен лицензированию. Но это правильно только отчасти. Сравним эти два процесса и два документа: лицензию и сертификат соответственно.

1. Проводится в обязательном порядке, при этом носит ярко выраженный формальный характер, а именно: организация-лицензиат передает в лицензионный центр пакет документов по перечню центра, в том числе п. 13 «Сведения о системе контроля за качеством выполняемых работ с приложением отзывов заказчиков, надзорных органов, специализированных организаций по контролю качества». Перечень этих сведений определен в методических указаниях лицензионного центра в 2005 году.

К перечню дано примечание: в соответствии с приказом лицензирующего органа — Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.07.2005 года № 190 система управления (контроля) качества должна быть разработана и внедрена на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.

На основании анализа этих документов заявителю выдается лицензия сроком на 5 лет.

При этом фактическое состояние работ по управлению качеством в организации не проверяется. Что касается примечания в методических указаниях к п. 13, то оно просто игнорируется по обоюдному соглашению сторон. Процесс лицензирования организации занимает короткий период и ни в течении этого процесса, ни в течении последующего времени никакого влияния на установившуюся в организации практику управления качеством не оказывает. Аппарат организации просто не чувствует этого процесса, так как им занимается один исполнитель.

2. По истечении срока действия лицензии ее продление носит еще более формальный характер, так как никаких плановых проверок деятельности организации в области управления качеством не проводится. По сути дела, лицензии продлеваются автоматически, если в предоставленных организацией документах не видно ухудшения против документов предыдущей лицензии. В редких, исключительных случаях проверки производятся при получении серьезных жалоб на организацию. Но даже, если проверка выявила серьезные нарушения в деятельности организации по качеству работ, то выдавший лицензию центр лицензирования не вправе ее отобрать, поскольку может это сделать только через суд.

3. Из сказанного выше можно сделать вывод, который подтверждается практикой строительства, что обязательная лицензия означает только наличие минимального потенциала организации для обеспечения качества работ, но не дает приемлемой гарантии качества.

Сертификация

1. Осуществляется в добровольном порядке.

В строительстве проводится по следующим объектам:

— строительно-монтажные работы и услуги;

— система менеджмента качества.

2. Процесс сертификации по первым двум видам аналогичен процессу лицензирования, но с той разницей, что предъявленная организацией документация и процесс ее функционирования на стройках проверяется в ходе проведения сертификации экспертами центра сертификации. Сертификат выдается на 3 года с обязательной плановой проверкой деятельности организации по качеству, и при продлении сертификата учитывается фактическая эффективность системы управления. Орган по выдаче сертификата должен осуществлять периодическую плановую проверку состояния качества. При нарушении условий сертификации орган сертификации может аннулировать сертификат без суда, причем делается соответствующая запись в общедоступный реестр выданных сертификатов.

3. Принципиальным отличием сертификации от лицензирования является сертифицирование системы менеджмента качества. Процесс этого вида сертификации занимает гораздо более длительный период. Он состоит из следующих этапов:

— проверка документации системы на предмет ее соответствия требованиям стандартов. При необходимости документация корректируется по замечаниям центра по сертификации;

— по завершении этого этапа, т.е. установления пригодности документации, проводится проверка полноты ее внедрения в практику. При этом особое внимание уделяется обученности персонала, освоению им документации системы и фактической результативности ее функционирования. Для успешного прохождения этого этапа организация должна при необходимости скорректировать структуру аппарата с уточнением функций и обязанностей каждого работника службы качества, провести обучение персонала и внедрить в производство предусматриваемую системой документацию, особенно записи.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что процесс сертификации сам по себе оказывает влияние на улучшение работы аппарата по качеству, и как следствие, на улучшение качества продукции.

Читайте также:  Строительство ип налог на

Исходя из проведенного выше сравнения, добровольный сертификат соответствия на систему менеджмента качества дает потребителям гораздо большую реальную гарантию качества выпускаемой организацией продукции, чем лицензия, поэтому и ценность для подрядчика гораздо выше. Он демонстрирует способность организации «всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Область применения).

Российский союз строителей письмом № РСС-В3/101 от 17.07.08г. призывает организации строительного комплекса к сертификации продукции работ и услуг, а также систем менеджмента качества, хотя и признает, что «создание реально работоспособной и полномасштабной системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и ее сертификация для большинства организаций сферы строительства объективно являются достаточно сложным делом».

В связи с принятием закона РФ «О саморегулируемых организациях» сомнений в востребованности консультационных услуг нет. Суть закона — вывести управление строительной отраслью из сферы государственного управления в сферу некоммерческих объединений (ассоциаций) организаций строительного комплекса. Ассоциации саморегулируемых организаций (АСРО) будут разрабатывать свои стандарты и правила предпринимательской деятельности, устанавливать требования к членству в АСРО.

В типовом стандарте АСРО о членстве строительных организаций есть требование — наличие системы контроля качества строительно-монтажных работ. В такой формулировке это совершенно неопределенное понятие, допускающее множество толкований по структуре и содержанию системы контроля. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в ближайшее время это требование ужесточат и конкретизируют в требование иметь сертифицированную систему обеспечения качества СМР как минимум по СТО ФЦС 06-2004 .

Источник: science-bsea.bgita.ru

Основные этапы внедрения СМК в строительных организациях

Основными этапами разработки и внедрения СМК являются следующие [1] :

  • 1) формирование политики и целей организации в области качества;
  • 2) организация работ по созданию СМК;
  • 3) внедрение СМК;
  • 4) организация внутреннего аудита;
  • 5) мероприятия по совершенствованию СМК.

Приведем более подробное описание каждого из этапов.

Первый этап разработки и внедрения СМК. Формирование политики и целей организации в области качества. Целенаправленная работа всего коллектива строительной организации по улучшению качества строительства задается и направляется политикой в области качества.

Стандарты ИСО рекомендуют начинать внедрение СМК с разработки политики организации в области качества. Высшему руководству необходимо ее использовать как средство управления организацией с целью улучшения ее деятельности. Политика в области качества является отправной точкой при структурировании и документальном оформлении СМК. При разработке политики целесообразно взять за основу принципы менеджмента качества, представленные во введении ГОСТ Р ИСО 9000.

Политика в области качества представляет собой документ, показывающий стратегию и цели строительной организации по обеспечению качества строительства.

При разработке политики в области качества руководству строительной организации необходимо:

  • • оценить ожидаемый уровень удовлетворения заказчика с учетом конкуренции на своей доле рынка;
  • • принять во внимание баланс между удовлетворяемыми нуждами заинтересованных сторон и вкладом каждой заинтересованной стороны в достижение целей строительной организации;
  • • оценить риски при решении организационных задач;
  • • оценить благоприятные возможности и необходимости для постоянного улучшения;
  • • идентифицировать необходимые ресурсы и способности поставщиков и партнеров.

На основе политики в области качества руководству строительной организации надо устанавливать конкретные цели в области качества — измеримые долгосрочные (и краткосрочные) производственные показатели. Установленные цели в области качества должны быть реалистичными и достижимыми. Цели в области качества должны включать поддающиеся измерению результаты деятельности строительной организации, такие как:

  • • соответствие продукции или услуг предъявленным техническим и финансовым требованиям, а также требованиям в области профессионального здоровья и безопасности и охраны окружающей среды;
  • • документальное оформление бизнес-процессов внутри строительной организации;
  • • совершенствование договорной (контрактной) документации;
  • • повышение уровня подготовки производства продукции и услуг;
  • • помощь в выявлении и устранении несоответствий;
  • • получение новых заказов;
  • • выявление новых рыночных возможностей.

Цели в области качества определяются для направлений деятельности по качеству, установленных в политике в области качества.

Рекомендуемая методика разработки целей в области качества строительной организации. Цели в области качества — это те цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества. Цель считается достигнутой, если в итоге предпринятых действий получен соответствующий этой цели результат.

Таким образом, наличие возможности проверки (контроля, оценки) достижения цели и следует считать измеримостью цели. Цели бывают краткосрочными — это цели, которых достигают, и долгосрочными — к которым стремятся. Краткосрочные цели чаще всего устанавливают на год, и связано это с периодичностью и сроками анализа СМК со стороны руководства. Долгосрочная цель устанавливается на несколько лет, она может представлять собой совокупность краткосрочных целей. Цель в области качества должна быть представлена в таком виде, чтобы можно было проверить (проконтролировать, оценить) ее достижения.

В табл. 4.4 представлены виды и примеры целей в области качества [2] .

Виды и примеры целей в области качества в строительных организациях

Значение показателя предоставлено в явном виде

Довести число заключенных контрактов с потребителями до 50

Значение показателя не предоставлено в явном виде

Не допускать случаев использования при проведении приемо-сдаточных испытаний неповеренных средств измерений (0 случаев).

Не допускать случаев срыва выполнения (расторжения) договоров (контрактов) с заказчиками по вине строительной организации (0 случаев)

Диапазон значений показателя (от — до, не более, не менее)

Коэффициент готовности разрабатываемого изделия должен быть не менее 0,95.

Число рекламаций, предъявляемых строительной организации, должно быть не более пяти.

Срок анализа контрактов с потребителем — три—пять суток

Относительное значение показателя

Аттестовать на 100% испытательное оборудование.

Пересмотреть 20% стандартов строительной организации

Абсолютное приращение значения показателя

Увеличить прибыль на одного сотрудника строительной организации на 20 тыс. руб.

Уменьшить средний срок оформления контрактов на сутки

Относительное приращение значения показателя

Увеличить количество выигранных тендеров на 10%. Увеличить среднюю заработную плату в строительной организации на 20%

Приращение значения показателя, не выраженного в численном виде

Расширить номенклатуру изготовляемых типов (видов) продукции. Уменьшить число случаев производственного травматизма

Временные цели (цели по сроку)

Краткосрочные (срок достижения — не более одного года)

Все приведенные выше цели, установленные на срок не более одного года

Долгосрочные (срок достижения более одного года)

Переработать до 2016 г. все стандарты строительной организации в рамках подготовки СМК к сертификации на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001.

Заменить на 100% средства измерений, используемые при проведении испытаний, к 2016 г. При этом к 2015 г. заменить не менее 80%

Примеры неправильно сформулированных, неконкретных, некорректных целей в области качества.

  • 1. Неправильно сформулированные (неизмеримые) цели:
  • • совершенствовать СМК;
  • • улучшать качество продукции.
  • • обеспечить стабильность производства;
  • • повысить результативность исследований (разработки, производства, ремонта и т.п.);
  • • обеспечить ритмичный характер производства;
  • • повысить уровень знаний;
  • • эффективно (рационально) использовать ресурсы;
  • • снизить затраты на СМК.
  • • относительные цели первой группы, для которых неизвестно достигнутое в настоящий момент абсолютное значение показателя (т.е. значение показателя, относительно которого идет отсчет);
  • • цели первой и второй групп, для которых не задан срок достижения.

Возьмем два примера политики в области качества в строительных организациях [3] .

В первом примере рассмотрим, как политика в области качества может формулироваться.

Руководство организации заявляет следующие основные принципы деятельности по реализации политики в области качества.

  • 1. Уровень качества определяет заказчик. Именно заказчик желает получать продукцию по той цене и того качества, которые отвечают его требованиям и ожиданиям, удовлетворяют требованиям по надежности, безопасности и эксплуатационным характеристикам.
  • 2. Качество обеспечивается всеми работниками строительной организации в процессе повседневной деятельности. Повышение качества — дело всех работников строительной организации от директора до рабочего.
  • 3. Высокое качество обеспечивается путем постоянного повышения результативности системы менеджмента качества и совершенствования производственного процесса.
  • 4. Стабильное качество достигается посредством поддержания непрерывного соответствия продукции требованиям заказчика и предупреждения несоответствий на всех стадиях производства.
  • 5. Качество продукции начинается с поставки сырья, материалов и комплектующих, и строительная организация вправе оценивать качество продукции и системы менеджмента качества поставщиков.
  • 6. Рабочие, специалисты и руководители — золотой фонд строительной организации, являющийся источником прогрессивных идей, технических решений, направленных на реализацию поставленных задач.
  • 7. Сертификация продукции и системы менеджмента качества — гарантия удовлетворения требований и прав потребителей и одновременно гарантия соблюдения интересов строительной организации.
  • 8. Руководство строительной организации считает высокое качество, безопасность и надежность своей продукции одним из основных факторов успеха в конкуренции за рынки сбыта.

Во втором примере обратимся к политике в области качества ОАО «Концерн “Океанприбор”». Основными целями научно-производственной деятельности предприятия в области качества являются обеспечение гарантированно высокого качества поставляемой продукции, систематическое его улучшение и поддержание на уровне, соответствующем требованиям потребителей.

Высшая цель — удовлетворение всех требований потребителей производимой предприятием продукции, в том числе предполагаемых.

Политика ОАО «Концерн “Океанприбор”» в области качества при разработке, изготовлении и обслуживании продукции направлена на реализацию целей посредством создания на предприятии технических, экономических, организационных условий и морально-психологического климата, дающих каждому работнику предприятия возможность реализации своих профессиональных способностей, и базируется на ее понимании и поддержке.

Для достижения этих целей в области качества предприятие намерено:

  • • постоянно изучать, анализировать и прогнозировать требования потребителей;
  • • постоянно анализировать и совершенствовать задачи в области качества;
  • • использовать достижения науки и техники;
  • • использовать передовые технологии на основных направлениях деятельности предприятия и поиск новых технических решений;
  • • обновлять парк вычислительной и измерительной техники, испытательного и производственного оборудования;
  • • регулярно проводить обучение персонала и повышать его квалификацию;
  • • четко распределять ответственность персонала за качество продукции на всех уровнях управления, определять необходимую компетентность персонала предприятия и вовлекать его в процесс по улучшению качества.

Руководство ОАО «Концерн “Океанприбор”» обязуется поддерживать систему менеджмента качества соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001, ГОСТ РВ 0015—2002 и постоянно улучшать ее результативность.

Принимая на себя реализацию политики предприятия в области качества, призываю персонал предприятия разделить со мной эти намерения.

Второй этап. Организация работ по созданию СМК. Организация работ по созданию СМК, соответствующей требованиям и рекомендациям стандартов ИСО серии 9001:2015, включает:

  • • назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ (приказ о создании рабочей группы);
  • • распределение обязанностей, прав и ответственности по процессам между должностными лицами, подразделениями — составление матрицы ответственности;
  • • обеспечение участников работ стандартами и другими документами;
  • • выбор модели и определение состава процессов СМК;
  • • составление плана организационно-технических мероприятий по повышению качества строительства;
  • • проведение предварительного аудита и выявление несоответствий;
  • • проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации;
  • • выделение ресурсов, необходимых для выполнения работ в установленные календарные сроки;
  • • утверждение и издание документов СМК, обеспечение ими структурных подразделений.

Третий этап. Внедрение СМК. Этот этап включает три направления:

  • 1) обучение ответственных специалистов за качество в подразделениях ведению записей по качеству и выполнению процессов;
  • 2) апробирование разработанных документов СМК в практической деятельности структурных подразделений;
  • 3) обеспечение выполнения плана организационно-технических мероприятий по улучшению качества строительства.

Четвертый этап. Организация внутреннего аудита. Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации, что система менеджмента качества:

  • а) соответствует:
  • 1) собственным требованиям организации к ее системе менеджмента качества;
  • 2) требованиям настоящего стандарта;
  • а) планировать, разрабатывать, реализовывать и поддерживать в актуальном состоянии программу аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. Программа аудитов должна разрабатываться с учетом важности проверяемых процессов, изменений, оказывающих влияние на организацию, и результатов предыдущих аудитов;
  • б) определять критерии аудита и область проверки для каждого аудита;
  • в) отбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы обеспечивалась объективность и беспристрастность процесса аудита;
  • г) обеспечивать передачу информации о результатах аудитов соответствующим руководителям;
  • д) осуществлять соответствующую коррекцию и корректирующие действия без необоснованной задержки;
  • е) регистрировать и сохранять документированную информацию как свидетельство реализации программы аудитов и полученных результатов аудитов.
Читайте также:  1 рабочее место в строительстве дает

Важной частью внедрения СМК является проведение предварительного аудита, с целью выявления отклонений действующих систем управления. Аудит включает систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Выявленные несоответствия действующих систем управления в строительных организациях могут включать: несоответствующую проектно-сметную, производственно-технологическую документацию; несоответствующие процедуры контроля строительной продукции и СМР; несоответствующие процессы; несоответствующие ресурсы; повышенные риски.

Аудит должен планироваться и проводиться по заранее установленным программам и правилам, гарантирующим, что ничто не будет упущено. Программа аудита должна включать все основные процессы, используемые в СМК строительной организации или проекта, подлежащие рассмотрению, области, подвергаемые аудиту, его специальные задачи и график проведения аудитов.

Аудиторы не должны проверять свою собственную работу в рамках проверяемой строительной организации.

Пятый этап. Мероприятия по совершенствованию СМК. Логичным завершением в организации процесса внедрения стандартов ИСО серии 9000-2001 является сертификации СМК, вслед за которой наступает непрерывное совершенствование СМК. Организация должна определять и выбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения их удовлетворенности.

Этап включает три направления:

  • 1) улучшение продукции и услуг в целях выполнения требований, а также учета будущих потребностей и ожиданий;
  • 2) коррекцию, предотвращение или снижение влияния нежелательных воздействий;
  • 3) улучшение результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества.

Примеры улучшения могут включать коррекцию, корректирующее действие, постоянное улучшение, прорывное изменение, инновацию и реорганизацию.

Источник: studme.org

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Методика создания системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли

Методика создания СМК на предприятиях строительной отрасли разработана в соответствии с основными принципами всеобщего менеджмента качества и требованиями стандарта ИСО 9001:2000.

Основой методики является концептуальная модель СМК, разработанная с применением системного подхода к менеджменту качества на предприятиях.

Методика базируется на результатах исследования основных функций управления СМК, а также на определении и анализе всех бизнес-процессов, охватывающих полный производственный цикл выпуска строительной продукции.

Создание и внедрение СМК на предприятиях строительной отрасли рассматривается как проект, реализация которого основана на методологии управления проектами.

В методике излагается последовательность действий, охватывающих все этапы создания СМК от определения целей и политики в области качества на предприятии до сертификации действующей системы. Методика включает пять этапов. Последовательность этапов разработки и внедрения СМК на предприятиях строительной отрасли представлена на рис. 3.1.1.

На первом этапе при подготовке к созданию СМК руководство предприятия должно определить политику и цели в области качества, придерживаясь следующих принципов:

  • — политика в области качества — это часть общей политики и стратегии предприятия;
  • — политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.

Для выполнения работ по созданию СМК необходимо назначить ответственного со стороны руководства, организовать службу качества и сформировать команду проекта.

Блок-схема алгоритма создания СМК на предприятиях строительной отрасли

Рис. 3.1.1. Блок-схема алгоритма создания СМК на предприятиях строительной отрасли

В состав команды проекта входят специалисты из ведущих производственных и функциональных подразделений Сотрудники службы качества и члены команды проекта должны пройти обучение по специальным программам, включающим изучение требований ИСО 9001:2000, и методам проектирования СМК и разработке всей необходимой документации.

До начала работ команда проекта составляет план проведения работ, который утверждается ответственным за качество со стороны руководства. В плане определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и стоимость выполнения. Для определения стоимости составляется смета затрат на осуществление проекта по созданию СМК.

При разработке СМК предприятия, как правило, привлекают профессиональных консультантов. Стоимость консультационных услуг должна быть учтена в смете.

На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции на предприятии и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции.

Оценка соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001:2000 осуществляется по следующим направлениям:

— установление квалификационного и профессионального уровня персонала;

определение наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции;

рассмотрение методов проверки качества поставляемого сырья и материалов;

— организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции.

После анализа существующей системы управления качеством разрабатывается концептуальная модель СМК предприятия. В первую очередь необходимо определить бизнес-процессы и по всем бизнес-процессам разработать организационно-технологические схемы. Разработка организационно-технологических схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением, в случае необходимости, изменений в производственный процесс и в организационную структуру в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000. По результатам проведённого анализа разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления предприятием в целом, а также составляется план организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции, необходимых для внедрения и функционирования СМК.

Третий этап включает разработку документации СМК. Документация СМК является основным элементом функционирования СМК. Она обеспечивает выполнение функций СМК путём определения форм и видов взаимодействий и установления порядка ввода и вывода информации.

Через документацию, соответствующую установленным требованиям к качеству, осуществляется воспроизводимость принципов менеджмента качества, принятых на предприятии.

Документация СМК включает:

руководство по качеству — главный документ системы, в котором приводится политика и цели организации в области качества, состав системы и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к СМК предприятия стандартом ИСО 9001-2000;

документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование СМК;

— записи по качеству — документация по доказательству качества продукции, работ, услуг, в которой содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.

Документированные процедуры и формы записей по качеству разрабатывает команда проекта. В процессе подготовки к разработке документации определяется полный перечень документированных процедур, требуемых для функционирования СМК. Служба качества составляет технические задания и график разработки процедур и других документов СМК.

На основании документированных процедур служба качества подготавливает Руководство по качеству, которое включает:

— область применения СМК;

документированные процедуры, разработанные для СМК или ссылки на них;

описание взаимодействия процессов, включённых в систему менеджмента качества.

Руководство по качеству необходимо постоянно актуализировать, так как СМК, как и система управления организацией, постоянно развивается и изменяется.

После этого все регламентирующие документы такие, как положения по функциональным и производственным подразделениям и должностные инструкции, должны быть приведены в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству.

Основными задачами документирования системы качества являются:

  • — определение и формализованное описание работ по управлению качеством;
  • — обеспечение регулярной регистрации фактических данных о качестве процессов и их результатов, а также состоянии СМК в ходе её функционирования и совершенствования;

отражение влияния любых изменений и сохранение тех преимуществ, которые обеспечивают повышение качества, закрепление положительного опыта по организации работ в СМК;

объективное подтверждение того, что все процессы, с помощью которых организация обеспечивает заданный уровень качества, определены, процедуры утверждены и находятся под контролем при внесении в них изменений;

регистрация выявленных несоответствий и доказательство их устранения;

обеспечение достоверности проверки СМК как внутренними, так и внешними аудиторами с целью установления адекватности описания реальных процессов и их выполнения;

Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон.

Документация СМК согласовывается со всеми исполнителями и утверждается руководством предприятия. На рис. 3.1.2 приведена структура документации СМК.

Документация СМК

Рис. 3.1.2. Документация СМК

Четвёртый этап охватывает работы, связанные с внедрением СМК. Весь персонал предприятия должен быть ознакомлен с документацией СМК и обучен работе в условиях функционирования СМК.

Начиная с момента внедрения СМК, все подразделения работают по документированным процедурам и ведут в обязательном порядке записи о качестве. Несоответствия, выявленные в процессе внедрения СМК, должны анализироваться службой качества с целью установления причин их появления и корректировки при необходимости соответствующей документации.

Для установления работоспособности созданной СМК служба качества проводит внутренние проверки (аудиты)

Внутренние проверки показывают, насколько СМК представленная Руководством по качеству, документированными процедурами и рабочими инструкциями, соответствует требованиям стандарта (проверка адекватности), и какова степень понимания, выполнения и соблюдения сотрудниками предприятия запланированных мероприятий (проверка соответствия). Адекватность устанавливается при проверке действующей документации по качеству на предмет полноты отражения в ней требований стандарта ИСО 9001-2000. Проверка соответствия осуществляется путём сравнения фактического выполнения процедур с их требованиями.

При обнаружении какой-либо проблемы по выполнению требования стандарта или процедуры аудитору необходимо обсудить её с теми, кого это непосредственно касается, и выяснить причину невыполнения данного требования. Если выполнение этого требования действительно необходимо, то руководитель подразделения принимает меры (корректирующие действия) по его выполнению работниками подразделения. Возможно, что данное требование не является необходимым и его невыполнение никак не влияет на качество работы, тогда корректирующее действие выражается в виде внесения изменений в документированную процедуру.

По результатам внутреннего аудита составляется отчёт, в котором указывается, какие несоответствия и недостатки были обнаружены.

Одной из задач проведения внутренних проверок является обеспечение возможности улучшения СМК.

При внедрении СМК руководство предприятия проводит анализ её функционирования на основании отчетов подготовленных службой качества.

Служба качества осуществляет сбор, обработку и анализ зарегистрированных данных о качестве, передаваемых всеми подразделениями предприятия. Для анализа данных о качестве применяются различные методы, рекомендуемые ИСО 9004-4 (табл. 3.1.1).

Таблица 3.1.1 Методы анализа данных о качестве

Распределение по группам большого количества идей, мнений или интересов относительно конкретной темы

Сравнение процесса с эталоном для идентификации возможностей его улучшения

Идентификация возможных решений в отношении проблем и потенциальных возможностей улучшения качества

Анализ и обобщение причинно-следственных связей

Карта технологического процесса

Описание существующего процесса

Выявление связи между предметом рассмотрения и его компонентами

Оценка стабильности процесса (при диагностировании). Определение необходимости регулировки процесса или отсутствия такой необходимости (при контроле). Подтверждение улучшения процесса (при подтверждении)

Обнаружение и подтверждение зависимостей между двумя связанными наборами данных.

Анализ функционирования СМК осуществляется на всех уровнях по направлениям, приведённым в табл. 3.1.2, с целью установления причинно-следственных связей и оценки альтернативных предложений по предупреждающим и корректирующим действиям, которые могут относиться к различным направлениям деятельности предприятия. По результатам анализа вносятся соответствующие изменения в документацию СМК.

Таблица 3.1.2 Объекты и предметы анализа функционирования СМК

Дефекты продукции и причины их появления

Несоответствие качественных характеристик ресурсов

Несоответствие характеристик технологических процессов. Несоблюдение технологических норм и режимов

Несоответствие квалификации персонала

Несоответствие условий труда

Несоответствие социально-бытовых условий

Невыполнение принятых решений. Результативность принятых решений

Невыполнение требований документированных процедур. Наличие несоответствий в документации.

Невыполнение требований по регистрации данных о качестве.

Табл. 3.1.3 Мероприятия по разработке и внедрения СМК на предприятии строительной отрасли

I. Подготовка к созданию СМК

1. Определение политики предприятия в области качества

Разработка и утверждение политики предприятия в области качества.

Определение целей и задач в области качества и способов их достижения.

2. Формирование оргструктуры СМК

Читайте также:  Что такое скребок в строительстве

Назначение ответственного со стороны руководства.

Создание службы качества.

Формирование команды проекта.

3. Обучение персонала

Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям ИСО 9001-2000

Обучение членов команды проекта требованиям ИСО 9001-2000 и методологии создания СМК.

4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК

Разработка плана проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК.

5. Привлечение консультантов

Заключение договора на консультационные услуги.

II. Проведение комплексного анализа управления качеством продукции и разработка концептуальной модели СМК

1. Анализ существующей системы управления предприятием

Выявление видов деятельности предприятия.

Рассмотрение организационной структуры и функций управления.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества.

Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям ИСО 9001:2000

2. Разработка концептуальной модели

Определение функции СМК.

Установление перечня бизнес-процессов.

3. Разработка предложений по совершенствованию существующей системы управления

Внесение изменений в оргструктуру.

Рассмотрение и утверждение оргструктуры, разработка плана мероприятий по повышению качества продукции.

III. Разработка документации СМК

1. Подготовка к разработке документации СМК

Составление графика разработки документированных процедур. Подготовка технических заданий. Назначение ответственных за’ разработку процедур

2. Разработка документации СМК

Разработка документированных процедур. Проектирование форм записей о качестве. Разработка руководства по качеству. Корректировка положений по подразделениям и должностных инструкций

IV. Внедрение СМК

1. Подготовка внедрению СМК

Ознакомление персонала с документацией СМК. Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК

2. Внедрение СМК

Апробация документации СМК.

Осуществление бизнес-процессов в соответствии с документированными процедурами

3. Проведение внутреннего аудита

Разработка вопросника для оценки функционирования СМК.

Проведение внутреннего аудита СМК.

Проверка соответствия разработанной СМК требованиям ИСО 9001:2000

4. Анализ функционирования СМК

Доработка СМК (внесение соответствующих изменений в документацию)

V. Сертификация СМК

1. Выбор сертифицирующего органа

Определение сертифицирующего органа.

Подача заявки на проведение сертификации.

2. Передача пакета документов

Подготовка требуемого пакета документов.

Передача документации в сертифицирующий орган

3. Внешний аудит

Подготовка к внешнему аудиту.

Проведение сертификационного аудита.

4. Устранение несоответствий

Внесение изменений в документацию СМК.

Передача исправленного пакета документов.

На пятом этапе проводятся работы, связанные с сертификацией СМК. Ввиду того, что сертификацию действующих СМК проводят различные международные и национальные органы, предприятию необходимо сделать выбор сертифицирующего органа с учетом пожеланий заказчика.

С выбранным сертифицирующим органом заключается контракт и подаётся заявка по установленной форме. Предприятие передаёт в орган сертификации требуемый пакет документов СМК.

После получения замечаний по документации служба качества вносит в неё соответствующие изменения и согласовывает дату проведения внешнего аудита.

В процессе проведения внешнего аудита выявляются несоответствия созданной на предприятии СМК требованиям ИСО 9001:2000. Несоответствия могут быть значительными и незначительными, поэтому получение сертификата зависит от их числа и значимости. Если отклонения от стандарта незначительные, то предприятию достаточно отчитаться о принятых мерах по устранению несоответствий, чтобы обеспечить получение сертификата.

Если выявлены значительные несоответствия, то сертифицирующая инстанция проводит повторный аудит в установленные сроки после внесения изменений в документацию СМК.

Сертификат выдаётся на три года, в течение которых сертифицирующий орган осуществляет надзор за функционированием СМК на предприятии, проводя регулярные наблюдательные аудиты. В случае выявления серьёзных нарушений сертификат может быть аннулирован.

Перечень мероприятий, выполняемых при разработке, внедрении и сертификации СМК на предприятиях строительной отрасли в соответствии с вышеизложенными этапами, приведён в табл. 3.1.3.

Предложенная методика создания СМК является универсальной и может быть использована в любых хозяйствующих субъектах строительной отрасли.

Источник: studwood.net

Внедрение системы менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли.

Качество строительства – будь то жилое или промышленное, строительство объектов социальной инфраструктуры, – напрямую влияет не только на качество жизни людей, но и на ее безопасность. В новостных лентах, особенно в последнее время, мы читаем об обрушении зданий и сооружений, о несчастных случаях на стройках – что не может не пугать как рядовых обывателей, так и работников строительной сферы. Для обеспечения качества и безопасности строительства должны использоваться все доступные инструменты. В числе таких инструментов – внедрение систем качественного менеджмента. Причем не формальных неработоспособных СМК, и не систем, созданных исключительно для целей сертификации, а именно систем управления, способных предупреждать несоответствия и минимизировать риски.

Цель внедрения системы в данном случае – удовлетворение не только требований Заказчиков, но и потребностей общества, работников, будущих эксплуатантов зданий, государственных органов, кредитных организаций. Внедрение такой системы не может быть делом простым и быстрым, а её поддержание и совершенствование требует значительных усилий. Тем не менее, связанные с системой менеджмента затраты времени и ресурсов вполне оправданы, поскольку функционирующая СМК позволяет упорядочить деятельность компаний строительной отрасли, являющейся, на наш взгляд, одной из самых сложных с точки зрения количества участников и заинтересованных сторон (заказчики, застройщики, подрядчики, субподрядчики, кредитные организации, органы власти и надзорные органы, эксплуатанты, население и т.д.), а также с точки зрения существующих технологий, регламентирующей документации, постоянно меняющегося законодательства и так далее.

Особенности строительной отрасли обуславливают существующие особенности внедрения и поддержания систем качественного менеджмента в строительных компаниях, а также влекут за собой определенные ошибки при функционировании СМК. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Что же нужно учитывать при внедрении СМК в строительной компании? Вот те аспекты, которые мы выделили для себя, и ряд действий, которые мы предпринимаем для управления ими.

Участие в строительных проектах большого числа заинтересованных сторон, взаимодействие между которыми должно быть четко регламентировано, чтобы проект был завершен успешно. Заказчик, генподрядчик, субподрядчики, строительный контроль, кредитные организации – зачастую имеют цели и интересы, противоречащие интересам друг друга. Поэтому процессы принятия решений должны быть установлены, а ответственность и полномочия – четко определены.

Кроме того, здесь речь идет не только о взаимодействии с внешними сторонами, но и внутри компании: в условиях жестких ограничений бюджета и сроков отношения подразделений и сотрудников должны быть регламентированы. Описание бизнес-процессов и схем взаимодействия с внешними сторонами позволяет действовать планомерно и системно, снижать риски возникновения каких-либо неучтенных факторов. В «ИРБИС» взаимодействия между сотрудниками, подразделениями и с внешними сторонами описаны в регламентах процессов и подпроцессов.

Проектный характер деятельности. Любая стройка, даже если речь идет о типовых сооружениях, представляет собой уникальный проект.

Это объясняется тем, что практически ни один из факторов, влияющих на процесс строительства, не является постоянным: меняются генподрядчики и подрядчики, законодательство, условия строительства в зависимости от страны/региона или периода времени, меняется персонал, варьируются бюджеты и сроки. Акцент ISO 9001, сделанный на предупреждении несоответствий, побуждает компанию анализировать риски, связанные с этими параметрами и предпринимать соответствующие действия. Если несоответствие в рамках проекта все же допущено, разработка и реализация корректирующих действий позволит избежать его повторения на других проектах. Накопленный опыт отражается в актуализируемых документах СМК – с тем чтобы его можно было учитывать в дальнейшем. Редактирование стандартов и инструкций для нас в «ИРБИС» – нормальная практика; зачастую в документацию СМК вносятся достаточно существенные изменения по результатам тех или иных проектов.

Традиционно низкая культура ведения записей на стройке, и при этом – несомненная их важность и значимость. Зачастую именно на основе записей принимаются решения о качестве производимой конечной строительной продукции (журналы работ, акты о передаче стройплощадки, акты на скрытые работы, формы КС-2 и т.д. подтверждают проведение необходимых строительных работ). Поскольку наличие, качество и полнота таких записей критичны при строительстве и сдаче объектов, в «ИРБИС» в дополнение к стандарту по управлению записями была разработана еще Рабочая инструкция по организации документооборота на объектах строительного контроля.

Высокий уровень «текучки» кадров и их квалификационная неоднородность. Определение и обеспечение необходимой квалификации персонала, системное обучение (в том числе по вопросам СМК), доведение до персонала важности выполнения требований Заказчика – все эти действия, необходимые в рамках работоспособной СМК, позволят снизить риски, связанные с человеческим фактором. В нашей компании проводится обучение по СМК, охране труда, системе заработной платы – для всех «новичков»; для инженеров строительного контроля как наиболее многочисленной и непостоянной по составу группы персонала существует своя отдельная система обучения по процессам и особенностям оказания услуг.

Удаленность строительных площадок от офиса. Выполняя требования стандарта ISO 9001, строительные компании должны организовать процессы обмена информацией с такими удаленными площадками, а также проводить мониторинг их деятельности – например, с помощью внутренних аудитов. В «ИРБИС» штатный эксперт по строительству, помимо плановых внутренних аудитов системы, проводит внеплановые технические аудиты объектов стройконтроля.

Типовые ошибки, возникающие при внедрении СМК в строительных компаниях, также зачастую обусловлены перечисленными особенностями отрасли. Так, наибольшее количество несоответствий, выявленных в «ИРБИС» в ходе внутренних аудитов за 2014 год, относятся к управлению записями, хотя число таких несоответствий постепенно снижается, что связано с проведением корректирующих действий, постоянным обучением персонала.

Ряд несоответствий связан с несвоевременной проверкой средств измерения, что во многом обусловлено удаленностью строительных площадок, на которых они используются. Четко отработанная система управления СИ и разграничение ответственности за управление средствами для мониторинга и измерений помогают этого избежать. Распространенными ошибками являются также недостаточная проработка исходных данных при входе в проект и некачественное составление технического задания, что влечет за собой некачественное оказание строительных услуг, разногласия между заказчиком и исполнителем. Здесь поможет стандартизированный подход к анализу требований заказчика, составлению коммерческих предложений и договоров.

Весьма частым несоответствием является использование устаревшей нормативной документации – поэтому в организации должна быть продумана система обеспечения актуальной НТД (и определены ответственные за обеспечение НТД и доведение ее требований до сотрудников). И конечно, нельзя не акцентировать внимание на несоответствиях по охране труда. Помимо проведения инструктажей и проверки знаний по ОТ, в рамках внутренних аудитов, плановых и внеплановых посещений объектов имеет смысл особое внимание уделять таким вопросам, как обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, установка ограждений, наличие заправленных огнетушителей с действующими сроками годности, заземление машин и аппаратов, находящихся под напряжением, и т.д. На аудиты, проводимые на объектах строительства, важно привлекать специалиста по охране труда, например в качестве технического эксперта.

Конечно, информированность о типовых ошибках при организации деятельности в строительных компаниях может оказать немалую помощь для предотвращения их возникновения, однако нужно помнить и о том, что именно стандарт ISO 9001 представляет своего рода перечень подсказок по тем аспектам деятельности, которые должны в обязательном порядке подлежать управлению. Внедренная в соответствии со стандартом система позволит избежать перечисленных и иных несоответствий.

Признавая ценность системы качественного менеджмента при организации стабильного функционирования компании, не стоит забывать и о косвенных преимуществах внедрения СМК: внедренная и сертифицированная система позволяет получить доступ ко многим тендерным торгам и является конкурентным преимуществом при взаимодействии с Заказчиками. Наш опыт показывает, что при этом ряд Заказчиков запрашивают не только копии действующих сертификатов, но и имеющиеся процедуры СМК, документы, регламентирующие бизнес-процессы организации.

Обеспокоенность качеством строительства в условиях добровольности применения ГОСТов и СНиПов, раннее носивших обязательный характер, растет, соответственно, растут и требования Заказчиков к строительным организациям, будь то организации, управляющие строительством, подрядчики или поставщики строительных материалов. Соответствие компании требованиям ISO 9001 свидетельствует об уровне надежности поставщика и стабильности предприятия, говорит о том, что организация уделяет должное внимание качественному менеджменту, работает на долгосрочную перспективу и может стать постоянным стабильным партнером.

Источник: irbiscompany.ru

Рейтинг
Загрузка ...