Закупки у МСП по 223-ФЗ проводятся с особенностями, которые утверждены Постановлением 1352 от 11.12.2014. Если не учесть эти спецтребования, рискуете получить предписание ФАС об аннулировании процедуры.
Скачать бланк отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства из КонсультантПлюс |
Скачать заполненный образец годового отчета о процедурах у СМП за 2021 год из КонсультантПлюс |
Скачать примерный перечень ТРУ, закупаемых у СМП по 223-ФЗ из ЕИС |
Общие положения
В законе о заказе отдельными видами юридических лиц установлено, что такое МСП в закупках, — это субъекты малого и среднего предпринимательства, которые участвуют в процедурах по 223-ФЗ с преимуществами.
П. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ и Постановление Правительства № 1352 от 11.12.2014 определяют особенности участия субъектов МСП в закупочной деятельности заказчиков и закрепляют годовой объем закупок, которые организации проводят только среди представителей малого бизнеса.
44-ФЗ | Отчет об СМП (СОНО)
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить преференции по 223-ФЗ без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
В п. 2 Постановления 1352 от 11.12.2014 указано, кто обязан делать закупки у СМП по 223-ФЗ в 2022 году, — все заказчики по 223-ФЗ, кроме тех, кто сам является субъектами малого и среднего предпринимательства.
Утверждение перечня ТРУ для тендеров у СМП
Утвердите перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у МСП по 223-ФЗ, и закупайте по утвержденному списку у субъектов МСП.
ТРУ из перечня закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:
- СМП не участвуют в процедуре;
- заявки участников закупки, которые относятся к СМП, отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
- заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
- заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.
Эти исключения указаны в п. 21 Постановления № 1352. Во всех остальных случаях закупайте товары, работы и услуги из локального перечня только у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Включите в перечень товаров, закупаемых у СМП по 223-ФЗ, информацию из ОКПД2:
- наименование;
- код, разделы, классы, группы и т. д.;
- категории и подкатегории.
Разместите документ в ЕИС и на сайте заказчика. Если предмет сделки — продукция из перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 млн рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. Если цена договора от 200 млн рублей до 800 млн рублей — это его право.
Что такое СМП — и как это будет касаться Вас, как только Вы откроете бизнес с нуля?
Особенности определения объема тендеров у МСП по 223-ФЗ
По Постановлению Правительства № 1352 от 11.12.2014, минимальный объем закупок у СМП по 223-ФЗ в 2022 году составляет 25%.
А в п. 5 Постановления Правительства № 1352 указано, что минимальный объем договоров, которые необходимо заключить с представителями малого бизнеса по итогам закупок, которые проведены с ограничениями для МСП, составляет 20%.
Получается, что годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере 25% и включает договоры, которые подписаны по итогам процедур:
- исключительно среди СМП;
- для всех участников, в т. ч. среди СМП;
- для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.
Такой объем указывают при составлении закупочного плана.
В п. 7 Постановления № 1352 указано, что закупка исключается при расчете годового объема закупок, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, если она попадает в закрытый перечень, который прописан в этом же пункте. Этот список насчитывает 37 пунктов, приведем основные:
- обеспечение обороны и безопасности государства;
- услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению;
- проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам;
- услуги подвижной радиотелефонной связи.
Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т. ч. у СМП. Годовой объем таких процедур равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество необходимо учитывать, когда планируете закупки.
Проверка статуса СМП
В законодательных нормативах закреплено, что СМП в закупках — это представители малого и среднего бизнеса и самозанятые. Для подтверждения статуса самозанятого не требуется отдельных документов, достаточно информации на сайте ФНС. Аналогичным образом проходит проверка принадлежности компании или ИП к субъектам малого предпринимательства — в едином реестре ФНС.
Проверку проводит заказчик, участник не подает документы для подтверждения статуса самозанятого или СМСП. Заказчик вводит ИНН участника в один из специальных сервисов ФНС, запускает поиск и сверяет результат с информацией об участнике. Отсутствие потенциального поставщика в реестрах ФНС — это прямое основание для отклонения заявки в тендерах только для СМСП и самозанятых, приравненных к ним. Такие же правила распространяются на заказы с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП.
Особенности проведения тендера среди СМП
В ст. 3.4 указаны особенности закупок у МСП в 2022 году. В этой норме определены правила процедур для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили в таблице срок закупок для СМП по 223-ФЗ в зависимости от способа определения поставщика.
Конкурс | 7 дней | Не больше 30 млн рублей |
15 дней | Больше 30 млн рублей | |
Аукцион | 7 дней | Не больше 30 млн рублей |
15 дней | Больше 30 млн рублей | |
Запрос предложений | 5 рабочих дней до старта процедуры | Не больше 15 млн рублей |
Запрос котировок | 4 рабочих дня | Не больше 7 млн рублей |
Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик вправе в закупочной документации требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 млн рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора.
С 01.07.2022 вступают в силу требования к независимым гарантиям, которые необходимо устанавливать в закупках для МСП.
Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника). Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по Распоряжению Правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги.
В ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ указано, что способами конкурентных закупок для СМСП, в соответствии с законом № 223‑ФЗ, являются электронные запросы котировок и предложений, аукционы и конкурсы. Для проведения выбирайте электронные площадки, которые утверждены Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по Постановлению Правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8, и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК-Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- ООО «РТС-тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник указал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.
Закупки у СМП состоят из таких шагов:
- Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
- Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
- Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
- Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.
- Заказчик фиксирует результаты в протоколе о подведении итогов.
Особенности проведения электронных конкурентных процедур среди МСП таковы:
- При электронном конкурсе не проводят квалификационный отбор участников. Сроки проведения каждого этапа необходимо указывать в закупочной документации, а не в извещении.
- Электронный запрос предложений проводят в порядке, предусмотренном для электронного конкурса. Окончательное и дополнительное ценовое предложение теперь не подают.
- Состав заявки зависит от способа определения поставщика. Для участия в электронном аукционе подают две заявки. В первой указывают предложение по объекту заказа, во второй — все обязательные документы (если они требуются), но не ценовое предложение. В составе заявки на электронный запрос котировок предоставляют документы и информацию по требованиям закупочной документации.
- Определен исчерпывающий перечень сведений об участнике, которые вправе запрашивать заказчик. Для организаций это наименование, адрес, учредительные документы, ИНН или аналог (для иностранного участника). Для ИП — Ф.И.О., паспорт, адрес места жительства, ИНН. Кроме того, разрешено запрашивать информацию об обеспечении заявки (реквизиты специального счета, копия или оригинал банковской гарантии) и предложение по предмету заказа и о цене договора (для электронного аукциона запрашивать цену нельзя).
- Допускается требование задекларированных сведений о неприостановлении деятельности участника на дату подачи заявки. Такая декларация размещается на электронной площадке, подавать отдельный документ не требуется. Если в закупочной документации определены критерии и порядок оценки заявок, то заказчикам разрешено указывать, какие сведения необходимы. Но если потенциальный поставщик не предоставил эту информацию в составе заявки, то его запрос отклонять нельзя. Запрещено требовать и иные документы, которые не входят в перечень.
Неконкурентные процедуры у МСП по принципу «электронного магазина»
С 01.07.2022 в тендерах у СМСП заказчики смогут установить в положении способ неконкурентной закупки по принципу «электронного магазина», учитывая такие особенности:
- закупку проводят на электронных площадках из спецперечня;
- цена договора — не более 20 млн руб.;
- участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
- заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
- оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям, а заказчик определит, с кем из их числа заключить договор.
- как правильно провести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ;
- неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ будут проводить в форме электронного магазина.
Особенности заключения договора в результате тендера среди СМП
Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке. Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке. Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивированно отказывается вносить правки.
С 23.03.2022 изменились правила заключения и оплаты договоров по итогам заказов у представителей малого бизнеса и самозанятых (Постановление Правительства № 417 от 21.03.2022). Срок оплаты определяется с момента подписания заказчиком акта или товарной накладной о приемке товаров, работ, услуг и составляет 7 рабочих дней.
Договор заключают на основании:
- извещения (приглашения);
- документации;
- предложения участника;
- проекта договора.
Отчетность о закупках у СМП
В 2023 году при составлении годового отчета о закупках у СМСП по 223-ФЗ за 2022 года учтите ряд новшеств.
Источник: gozakaz.ru
Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.
Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.
Требования к участию в закупках, процент участия СМП
Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
- отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
- руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
- обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
- участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
- участник не является оффшорной компанией;
- отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.
Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:
- об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
- наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).
Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.
Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.
Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.
Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.
Процент закупок
По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше – 20%.
Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.
Подтверждение и сохранение статуса
Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.
В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.
Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.
Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.
Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).
Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).
Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:
- Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
- Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (Постановление Правительства №439). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.
Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.
В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).
- Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).
Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.
Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!
Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.
- Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.
Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).
Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.
С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.
ИП и самозанятые в закупках
Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:
- Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
- Нет права работы в отдельных видах деятельности.
- Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
- Получение банковской гарантии для ИП сложнее.
Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ.
Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.
Особенности условий контрактов
Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.
Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.
Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:
- Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
- Без особенностей, но выиграл торги СМП.
- МСП выступали в качестве субподрядчиков.
Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.
Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.
Источник: assistentus.ru