Противники «радиоактивной» хорды напомнили, что на химических отходах, в 20-ти метрах от жилых домов, можно построить только дорогу смерти.
11 января 2021 года, в годовщину начала противостояния жителей стройке Юго-восточной хорды, на путепроводе Каширского шоссе появилось вот такое послание: «ЮВХ — дорога смерти!».
Об этом сообщили активисты в паблике «Полигон ТБО в МО СП «деревня МИХАЛИ»» .
Юго-Восточную хорду строят на месте радиоактивного могильника, отчего больше всех пострадают жители района Москворечье-Сабурово.
Этот проект называют «московским Чернобылем». Эксперты полагают, что в процессе работ радиоактивные вещества могут попасть в Москву-реку и в воздух в виде пыли, способной спровоцировать онкологические заболевания . На данный момент радиационное излучение в районе могильника превышает нормальный фон в 100 раз.
Строящаяся Юго-Восточная хорда от станции Перерва до реки Москва и района Москворечье-Сабурово. МСД.
Год назад, 09.01.2020, началось обустройство стройплощадки для строительства хорды на могильнике Московского завода полиметаллов. 10.01.2020 местные жители встали живым щитом и развернули строительную технику восвояси.
С того дня начались круглосуточные дежурства. Оборона склона продолжалась более 2 месяцев. Были провокации, визиты чиновников и журналистов, исследования, дело о датчике Радона, обыски, столы, митинги.
Москвичи год бились во все инстанции с железными аргументами и доказательствами, что радиоактивное загрязнение существует и строить здесь нельзя. На всё был один ответ: «Там всё чисто».
Кто-то скажет, что всё было зря, ведь хорда всё равно строится. Да, строится. Но результаты этой борьбы есть.
Власти всё-таки признали наличие проблемы (после того, как противостояние перешло в физическую фазу), наняли «Радон» и провели хотя бы поверхностную очистку юго-восточного склона.
«В случае с ЮВХ мы столкнулись с уникальной, из ряда вон выходящей проблемой — радиоактивными отходами, которые в 1950-1960-е годы Московский завод полиметаллов складировал на своем заднем дворе», — написал 24 января 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин в своём блоге.
А жители обычных спальных районов — молодые и пожилые, люди разных политических взглядов и без таковых — показали власти, что могут объединиться для борьбы с античеловеческими решениями.
К сожалению, власти Москвы не захотели предотвратить экологическую катастрофу. Большая часть радиоактивных отходов осталась в земле. Уже сейчас в ходе строительных работ радиоактивные аэрозоли распространяются в воздухе в радиусе нескольких километров.
Юго-Восточная хорда (ЮВХ)или Московский скоростной диаметр (МСД) Весь участок. Сентябрь 2022.
Неравнодушные граждане продолжают добиваться соблюдения закона властями.
Для справки.
36-километровая трасса Юго-восточной хорды должна пройти через 10 районов столицы, между шоссе Энтузиастов и магистралью Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Строительство ЮВХ началось в 2020 году. Один из ее участков запроектирован недалеко от парка «Коломенское», у Московского завода полиметаллов, относящегося к корпорации «Росатом». В 1950-х годах на заводе производился радиоактивный торий, в результате чего образовалось большое количество радиоактивных отходов, складировавшихся на территории предприятия и на берегу Москвы-реки. Мостовой переход трассы пройдет вблизи склона с радиоактивными отходами: экологи высказывают опасения, что в ходе стройки тяжелая техника разнесет по округе пыль, способную спровоцировать онкологические заболевания .
В 1934—1972 годах на заводе полиметаллов производился уран и торий. Вследствие специфики предприятия территории были загрязнены. В 1999—2002 годах «Радон» проводил дезактивацию — обеззараживание территории. В апреле 2019-го эксперты по просьбе жителей обследовали участок и обнаружили на нем очаги радиоактивного загрязнения.
На одном из них дозиметры показали 200-кратное превышение «эквивалентной мощности дозы гамма-излучения». В январе 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин признал наличие «пятен радиоактивного заражения», но заявил, что они не препятствуют строительству Юго-Восточной хорды.
Источник: www.nashebutovo.com
Юго-Восточная хорда улучшит транспортную доступность более 20 районов столицы
Хорда пройдет от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе, соединив между собой крупные автомобильные магистрали города.
Строительство Юго-Восточной хорды (ЮВХ) завершено на треть. Сергей Собянин осмотрел, как ведутся работы по строительству участка магистрали от Павелецкого направления Московской железной дороги (МЖД) до МКАД.
Одну из главных проблем в Москве — транспортную — решаем в том числе и за счет создания нового транспортного каркаса, который состоит из четырех хордовых магистралей. Это Северо-Западная хорда, Северо-Восточная хорда, Южная рокада и Юго-Восточная хорда. Северо-Западная хорда уже полностью построена. Южная рокада и Северо-Восточная хорда построены на две трети», — сказал Мэр Москвы.
Новая городская магистраль
Юго-Восточная хорда — крупнейший проект дорожно-транспортной инфраструктуры. Протяженность основного хода магистрали составит около 28 километров. Всего с учетом съездов и реконструкции прилегающей улично-дорожной сети построят порядка 100 километров дорог, 55 искусственных сооружений протяженностью 22 километра и 11 пешеходных переходов.
Открытие хорды завершит работу по формированию системы хордовых магистралей Москвы — новых дорог в средней части города, представляющих собой альтернативу МКАД, Третьему транспортному кольцу (ТТК) и проезду через исторический центр.
На данный момент общая строительная готовность Юго-Восточной хорды составляет 37 процентов.
Сложные работы, которые проходят в коридоре железных дорог, — отметил Сергей Собянин. — Где-то 50 искусственных сооружений, которые, конечно, серьезно улучшат транспортную ситуацию».
Юго-Восточная хорда пройдет от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе, соединив между собой крупные автомобильные магистрали города — Северо-Восточную хорду, Рязанский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Шоссейную улицу, Каширское шоссе, Каспийскую улицу, Южную рокаду, улицы Подольских Курсантов и Липецкую, МКАД с выходом в ТиНАО через магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
По словам Сергея Собянин, транспортная ситуация улучшится в более чем 20 районах Москвы, в которых проживают свыше двух миллионов человек. Речь о таких районах, как Нижегородский, Лефортово, Перово, Рязанский, Соколиная Гора, Печатники, Южнопортовый, Текстильщики, Нагатинский Затон, Марьино, Люблино, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Орехово-Борисово Северное, Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное, Чертаново Северное, Чертаново Южное, Северное Бутово, Южное Бутово, Даниловский, Нагатино-Садовники.
Строительство Юго-Восточной хорды разделено на 10 участков:
— от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта;
— от Рязанского проспекта до ТТК;
— от Грайвороновской улицы до Шоссейной улицы;
— от Шоссейной улицы до улицы Полбина;
— от улицы Полбина до Курьяновского бульвара;
— от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы, включая транспортную развязку на пересечении с Каширским шоссе;
— от улицы Маршала Шестопалова до Павелецкого направления МЖД;
— от Павелецкого направления МЖД до МКАД;
— от МКАД до автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе;
— от Кантемировской улицы до Павелецкого направления МЖД (вдоль Каспийской улицы).
Строительство девятого участка Юго-Восточной хорды
К строительству девятого участка Юго-Восточной хорды приступили в 2019 году. Шестиполосная трасса длиной около 4,5 километра начнется в тоннеле под путями Павелецкого направления Московской железной дороги. Она пройдет вдоль путей второго Московского центрального диаметра (МЦД-2) и выйдет на МКАД в районе 32-го километра.
Помимо основного хода дороги, в рамках проекта планируется построить съезды на улицы Дорожную, Подольских Курсанов и в Проектируемый проезд № 5453, а также реконструировать Ступинский проезд.
На трассе построят три искусственных сооружения. Кроме тоннеля под путями Павелецкого направления МЖД, возведут эстакаду основного хода длиной 1,2 километра через пути МЦД-2 в районе станции Покровская со съездами на улицу Дорожную и эстакаду протяженностью 301 метр в районе станции Красный Строитель. Всего будет построено и реконструировано 11,2 километра дорог.
Сложные работы, но их надо выполнить в срок», — отметил Сергей Собянин.
Генеральный директор АО «Московская инженерно-строительная компания» Фарит Хайдаров рассказал, чтоработы на этом участке дороги организованы круглосуточно. «350 человек круглые сутки и 100 единиц техники. Работы идут по графику», — добавил Фарит Хайдаров. Он также рассказал, что сейчас идет процесс согласования по поводу прокладки путепровода через железнодорожные пути, между которыми разместится одна из опор Юго-Восточной хорды.
В рамках благоустройства территории рядом с хордой планируют разбить 17,8 гектара газонов, высадить 1154 деревьев (клен, липа, голубая ель) и 1578 кустарников (калина, сирень, дерен, спирея, кизильник). Для защиты Покровского парка вдоль трассы установят экраны общей протяженностью 844 метра.
Сейчас участок Юго-Восточной хорды от Павелецкого направления МЖД до МКАД готов на 36 процентов. Его открытие позволит улучшить транспортную доступность районов Бирюлево Западное, Бирюлево Восточное, Чертаново Центральное, Чертаново Южное. Кроме того, новая дорога снизит транспортную нагрузку на южную часть МКАД, Варшавское шоссе, а также улицы Дорожную, Липецкую и Подольских Курсантов. А прямое транспортное сообщение от улицы Подольских Курсантов до МКАД исключит транзитный поток по местной улично-дорожной сети.
Строительство участка планируется завершить в 2023 году.
Хордовые трассы Москвы
Строительство новых хордовых магистралей — Северо-Западной хорды, Северо-Восточной хорды, Юго-Восточной хорды и Южной рокады — ключевой проект развития улично-дорожной сети Москвы внутри МКАД.
Суммарная протяженность четырех хорд составит 133 километра (строительная длина — 349 километров), что сопоставимо с длиной четырех ТТК. В составе хорд построят 186 эстакад, тоннелей и мостов, а также 79 пешеходных переходов.
Хорды улучшат транспортную доступность 73 районов Москвы, включая десятки кварталов реновации. Они свяжут между собой вылетные магистрали и снизят загруженность межрайонных дорог, ТТК, МКАД.
За счет организации бессветофорного движения на большинстве участков магистралей и перераспределения транспортных потоков среднее время поездки по городу сократится на 20–25 процентов.
Кроме того, хорды обеспечат дополнительные выезды из города на трассы федерального значения.
По состоянию на март 2021 года сданы в эксплуатацию 190 километров дорог (57 процентов). Среди них 100 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода. Полностью завершено строительство Северо-Западной хорды (83 километра, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов).
Открыто движение по шести участкам Северо-Восточной хорды (75 километров дорог, 60 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) и трем участкам Южной рокады (31,5 километра дорог, восемь искусственных сооружений, 11 пешеходных переходов).
Источник: wi-fi.ru
Готова на 40 процентов: как движется строительство Юго-Восточной хорды?
Недалеко от улицы Полбина продолжается сборка путепровода для Юго-Восточной хорды. К работам приступили в октябре. Сейчас строители монтируют металлическую основу моста, затем приступят к бетонированию.
Разгрузит МКАД и ТТК
Сейчас, чтобы добраться с одного края Москвы на другой, надо пользоваться Садовым кольцом, Третьим транспортным кольцом или МКАД. Движение на этих магистралях всегда оживлённое.
Облегчить ситуацию должны хордовые дороги. Северо-Западная хорда, которая соединяет Сколковское и Дмитровское шоссе, уже построена. Практически готова Северо-Восточная, которая проходит от дороги М-11 на Санкт-Петербург до Косинской эстакады. Южная рокада соединит Рублёвское шоссе и МКАД в районе Капотни. Юго-Восточная хорда свяжет шоссе Энтузиастов в Восточном округе и Варшавское шоссе в Юго-Западном.
Хордовые дороги будут пересекаться. Фактически в городе появится ещё одно транспортное кольцо. По нему можно будет перемещаться внутри Москвы, минуя МКАД и ТТК. При этом хордовые дороги соединяют с загородными шоссе.
Построена примерно половина
В ЮВАО Юго-Восточная хорда свяжет Рязанский и Волгоградский проспекты и затем пойдёт вдоль Люблинской и Шоссейной улиц до Курьяновской набережной. Далее для проезда через Москву-реку построят мост. Он пройдёт вдоль путей Курского направления Московской железной дороги.
Длина Юго-Восточной хорды составит 28 километров. Дорога разделена на 10 участков. Строительство ведётся одновременно на всех. В ЮВАО расположены шесть участков. Участок между улицей Полбина и Курьяновским бульваром называют одним из самых сложных. Здесь находятся промзоны.
Немало времени ушло на то, чтобы освободить место для магистрали.
В ЮВАО хорда готова примерно на 40%. Достроить её планируют в 2023 году. Первый объект ЮВХ уже запущен. Открыто движение по путепроводу над железнодорожными путями в районе метро «Нижегородская». Сейчас по мосту можно повернуть с ТТК на Новохохловскую улицу к одноимённому транспортно-пересадочному узлу.
Скорость, как за городом
Там, где ЮВХ пересекается с другими дорогами, строят развязки. Это позволит сделать движение по магистрали бессветофорным. Скоростной режим на хорде, возможно, сделают выше, чем на обычных городских улицах. Наземных пешеходных переходов и светофоров на хорде не будет, потоки встречных направлений разделят барьерами, установят яркое освещение.
На подобных магистралях, как правило, разрешают ездить со скоростью 90 км/ч. Такой режим уже ввели на Северо-Восточной хорде.
Источник: uv-kurier.ru
Юго-Восточная хорда: кто пойдет к Собянину с плохой вестью, что строить-то опасно?
У нас как в древние времена: сказать королю правду от народа – значит не сносить головы. Столичные чиновники критику слушают, но идти к мэру с признанием, что ошибочка вышла, не хотят и на общественные слушания не ходят.
Прокладку Юго-Восточной хорды московские власти относят к числу приоритетных проектов в транспортной сфере. По их мнению, новая магистраль – это подарок москвичам, она улучшит транспортное сообщение в городе. Однако сами жители, по крайней мере, немалая их часть, придерживаются другого взгляда на этот проект и критикуют его с разных позиций. Тема эта весьма многогранная, в данной публикации мы коснемся двух ее аспектов, а именно прокладки маршрута и радиационной его безопасности.
Какие дороги нам нужны
Московские власти еще не приступили к прокладке трассы, а споры вокруг нее становятся все горячей. Как считает заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева, трения возникают по той причине, что власти не готовы должным образом общаться с гражданами, разъяснять свою позицию, обсуждать предлагаемые проекты. Это при том, что национальный проект «Жилье и городская среда» ставит конкретные показатели по увеличению доли жителей, вовлеченных в решение градостроительных вопросов. Но, как мы видим, зачастую это вовлечение происходит достаточно формально.
Результат: заметный источник социального напряжения, связанный со строительством юго-восточной хорды (ЮВХ). Она пересечет самые загруженные дороги Москвы: Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе, пройдет через 10 районов города. Иными словами, этот вопрос касается огромного числа москвичей.
Дороги Москве нужны, но важно и другое – качество проекта: насколько он является единственно возможным и безальтернативным, насколько удовлетворяет жителей, которые находятся в зоне прокладки магистрали, подчеркивает Светлана Разворотнева. В данном же случае люди жалуются, что публичные слушанья были проведены не совсем корректно.
Дорога под окнами
Юго-восточная хорда затрагивает практически все районы Москвы и заканчивается в Южном Бутово. Это 350 тысяч человек населения – по размерам это мог быть 30-й город РФ. То есть плотность проживания колоссальная, подчеркивает активист от районов Северное и Южное Бутово Алексей Фролов.
Если посчитать предстоящий трафик, то получается, что в секунду минимум будет проходить 3 машины. Как в лес сходить погулять? Раньше это можно было делать спокойно.
Никого не смущает, что хорда будет проходить под окнами 305-тысячного района. Длина МКАДа 108 км, на всем протяжении магистрали только 11 домов находятся на расстоянии меньше 100 метров. А в Южном Бутово 7 тысяч квартир расположатся на такой же удаленности от трассы, включая детскую городскую поликлинику, центр реабилитации инвалидов, три детских сада.
Есть ли альтернатива? Основные магистрали можно проложить вне района плотной жилой застройки, при этом из района возникают выезды на все направления движения, плюс общественный транспорт. В этом случае и жители живут в нормальных условиях, и район связан с городом.
Проблема в том, что людям дается информация кусками, указывает активист. Мы не знаем, что происходит в Московской области, а Московская область не знает, что происходит в Москве. Транспортные вопросы рассматриваются отдельно, а это в принципе неправильно. Зададимся вопросом: кто те люди, которые поедут по этим магистралям? Солнцево-Бутово-Видное – три спальных района.
Мы часто из спальных районов едем в спальные районы? Обычно мы едем из дома на работу и с работы домой.
Под ковш экскаватора
Недовольны маршрутом хорды и обитатели поселка Битца. Александр Матчин, член общественной палаты Булатниковского сельского поселения оценивает сложившееся положение как очень тяжелое, так как никто не собирается спрашивать мнения жителей. Между тем предполагается изъятие землевладения и снос значительной части индивидуального жилого сектора. Это касается трети поселения, около двух десятков жилых домов.
Поселок Битца был создан для переселения жителей из центра Москвы в 30-е годы прошлого века, и повторное переселение людей недопустимо, говорит общественный активист. Из-за плотной жилой застройки и небольшой общей площади поселка любое транспортное строительство неизбежно приведет к полному его сносу.
Окрестности же Битцы – это остатки зеленого пояса Москвы, здесь живут животные, занесенные в Красную книгу, и любое проектирование транспортных сооружений на указанной территории является незаконным и подлежащим отмене. Жители поселка Битца многократно обращались в районные и областные органы исполнительной власти, к народным депутатам с предложением о переносе трассы в обход поселка, но не получили поддержки. В том числе они были отвергнуты проектировщиками. Властям проще снести часть жилого фонда, чем договариваться с юридическими лицами, которым принадлежат заброшенные поля и стоянки транзитного транспорта.
Жители Битцы полагают, что дорога приведет к непоправимым последствиям в жизни людей, экологии и культурного наследия. Ее строительство нарушает как минимум десяток сводов норм и правил. Так, согласно им, автомобильная дорога подобной категории должны проходить, минуя жилую застройку.
Люди обустраивали свой быт на протяжении 50-60 лет, и теперь все это может вмиг исчезнуть под ковшом экскаватора. Строительство ЮВХ стало возможным благодаря тому, что собственность граждан только декларируется. Земельный и Градостроительный кодексы определяют быструю и эффективную процедуру лишения всего недвижимого имущества граждан на усмотрение властей, причем это может произойти в течение 90 дней. Но тогда зачем что-то создавать, думать о передаче наследства имущества детям, если завтра появится бульдозер и все снесет для новой дороги.
А про радиоактивный могильник забыли?
Но москвичей волнует не только отъем их собственности, но и перспектива из своих окон смотреть на бесконечные караваны машин и дышать отравленными воздухом. По словам общественного деятеля Дмитрия Сараева, складывается такое ощущение, что городские власти либо вообще не знают про радиоактивный могильник в районе Коломенского, либо умышленно скрывают эту проблему.
На данном месте сотрудниками ФГУП «Радон» ведутся работы, при этом официальные лица много раз заявляли, что там «все нормально». Это либо сокрытие опасной информации, либо полная некомпетентность. Более того, планировалось разбить парк отдыха там, где выявили высокий уровень радиации. В официальном акте экспертизы указано, что имеются участки с высочайшим уровнем радиоактивного излучения, опасным для здоровья.
Не случайно публичные слушанья проходили не то, что некорректно, а отвратительно. Это была профанация в грубейшем виде, когда на публичные обсуждения пригоняли массовку, а жителей не пускали. Проект строительства мостового перехода по месту размещения радиоактивных отходов является преступлением. Здесь в принципе невозможно ничего строить, считает общественный деятель.
Мини-Чернобыль в границах Москвы
С чем же связано появление радиоактивности? Сегодня это ни для кого не секрет. Ее источник – Московский завод полиметаллов. Нужны значительные затраты на дезактивацию, но до настоящего времени не определен источник финансирования.
На высоком склоне Москва-реки захоронены 60 тысяч тонн и 15 тысяч кубометров отходов. Эта цифра дает понимание масштаба проблемы. Могильник примитивно законсервирован, в 50-60-е годы прошлого века его просто забросали грунтом.
В могильнике захоронены альфа-радиоактивные природные элементы, в первую очередь уран, торий и радий. Недавно были проведены измерения и обнаружены места размещения радиоактивных отходов, о которых «Радон» не знал, а рядом намерены проложить ЮВХ.
Любое воздействие на грунт приводит к развитию оползневых явлений. Сегодня даже такой примитивно законсервированный могильник радиоактивных отходов не представляет опасности для тех, кто живет вокруг. В случае каких-то подвижек грунта возможно оголение слоя радиоактивных веществ, возможно и использование загрязненного грунта.
Проектировщики были проинформированы о могильнике Московским заводом полиметаллов еще в 2013 году. В письме говорится, что данный проект в обязательном порядке следует направить на согласование в Росатом. Но при проектировании эта информация была проигнорирована.
Правительство Москвы должно признать проблему, считают общественники, и разработать план приведения ситуации к нормальному состоянию. Пока этого не случилось, проект хорды реализован быть не должен.
Разумеется, излучение далеко от того, что было в Чернобыле, но людям, которые могут от этих радиоактивных частиц заболеть, не будет легче от этого. Ведь результаты проб в 12 раз больше количества, которого было бы достаточно для того, чтобы признать это радиоактивными отходами.
Радиоактивность не повод для отмены ЮВХ
Однако власть не считает радиоактивность причиной для пересмотра проекта ЮВХ. Так, главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн уверяет, что данная проблема известна и специалистами проводились соответствующие проверки. Были выставлены требования, чтобы в местах бурения для мостовых опор проводились измерения на наличие радиации. В результате работы будут производиться только на тех участках, где это безопасно.
По словам Михаила Крестмейна, при проектировании ЮВХ учитываются интересы граждан, делается все необходимое для того, чтобы условия их жизни не ухудшались. Прекрасные слова, вот только почему-то жители ясно видят, что реально многое делается далеко не так, как уверяют представители столичных властей.
Владимир Гурвич, Александр Гусев. Фото: ИА Строительство
Материал написан на основе публичных слушаний в Общественной Палате России
Источник: dom.iastr.ru