При осуществлении деятельности иностранной организации в Российской Федерации, на строительной площадке может признаваться постоянное представительство. В соответствии с российским законодательством с момента начала работ строительная площадка рассматривается как образующая постоянное представительство. Поэтому в случае, когда отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения доходов со страной, в которой зарегистрирована иностранная организация, строительная площадка иностранной организации признается постоянным представительством иностранной организации с момента начала выполнения работ.
Вместе с тем нормы целого ряда международных соглашений предусматривают, что строительные площадки иностранных организаций в течение определенного в этих соглашениях периода времени могут не признаваться для целей налогообложения в качестве постоянных представительств иностранных организаций для целей налогообложения доходов иностранной организации налогом на прибыль организаций в Российской Федерации. Другими словами, при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения, если фактический срок осуществления указанных работ не превысил срок, установленный в этом соглашении, в течение которого существование строительной площадки не приводит к образованию постоянного представительства, доходы, полученные иностранным юридическим лицом от выполненных им строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль в стране, с которой у Российской Федерации существует соглашение.
6. Производственная структура предприятия
Например, согласно статье 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев. Только по истечении указанного срока деятельность иностранной организации приведет к образованию постоянного представительства, соответственно, прибыль, полученная в РФ, должна облагаться налогом в РФ в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
В соглашениях определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства. Осуществление этой деятельности иностранным юридическим лицом с постоянным местопребыванием в стране, с которой у РФ существует соглашение, образует постоянное представительство при превышении срока работ, указанного в соглашении. В отдельных действующих соглашениях предельный срок, в течение которого строительная площадка не образует постоянного представительства иностранной организации, устанавливается в 6, 12, 18, 24, 36 месяцев, например:
Австрия – 24 месяца, Бельгия – 24, Великобритания – 24, Дания – 24, Индия – 6, Франция – 24, ФРГ – 12, Швейцария – 12, Япония – 12, Нидерланды – 12, Норвегия – 12, Польша – 12, США – 18, Испания – 12, Италия – 36, Канада – 12, Кипр – 12, Малайзия – 12 месяцев.
Проектирование и строительство очистных сооружений. Сточные воды предприятий
При этом, как правило, международными соглашениями не определяется значение понятия «строительная площадка» и не указываются принципы определения сроков ее существования. Исключение составляет выполнение работ по контролю и техническому надзору. Данный принцип, как правило, применим в отношении положений многих соглашений.
Например, компетентными органами в смысле Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» согласовано понимание деятельности, образующей «строительную площадку» для целей применения соглашения.
Пример 1.
Немецкая компания заключила договор на осуществление контроля, за выполнением строительно-монтажных работ, которые производятся другой организацией на территории РФ. В соответствии с договором все работы осуществляются российскими специалистами под надзором немецких специалистов.
В соответствии с установлениями, согласованными компетентными органами по применению норм соглашения, работы по надзору являются вспомогательными по отношению к основным работам на объекте и для целей налогообложения рассматриваются самостоятельно. В этой связи деятельность компании не рассматривается как деятельность на строительной площадке и для целей налогообложения должна квалифицироваться постоянным представительством на основании с момента начала регулярного осуществления деятельности.
Как было отмечено выше, в соглашениях не раскрывается определение термина «строительная площадка». При этом в соглашениях, как правило, содержится норма, согласно которой термины, не определенные соглашением, имеют то значение, которое применяется в национальном законодательстве.
В этой связи важно определить, какая деятельность приводит к образованию строительной площадки, и установить правила определения срока существования строительной площадки иностранной организации в соответствии с нормами российского законодательства.
Таким образом, статья 308 НК РФ имеет исключительное практическое значение для применения норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с соответствующим иностранным государством, поскольку эта статья определяет значение понятия «строительная площадка иностранной организации» и устанавливают правила определения срока существования строительной площадки иностранной организации, которые используются в том числе для целей применения международных соглашений.
Рассмотрим критерии, на основании которых та или иная деятельность иностранной организации может считаться приводящей к образованию строительной площадки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации в целях обложения налогом на прибыль понимается:
— место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов),
— а также место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Таким образом, место деятельности по строительству новых объектов недвижимости (сооружений), реконструкции, расширению и перевооружению и ремонту существующих объектов недвижимости (сооружений) образует строительную площадку.
Кроме того, строительная площадка образуется в месте осуществления монтажных, ремонтных работ, работ по реконструкции и техническому перевооружению машин и оборудования, функционирование которых требует крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений.
Значение строительной площадки для целей налогообложения заключается в следующем. Если деятельность иностранной организации квалифицируется как деятельность на строительной площадке, то постоянное представительство для целей налогообложения будет признаваться по истечении какого-либо времени, которое предусмотрено международным соглашением. Если же деятельность иностранной организации не образует согласно нормам пункта 1 статьи 308 НК РФ строительную площадку, то данная деятельность будет признана постоянным представительством по критериям, установленным в пункте 2 статьи 306 НК РФ, то есть с момента начала осуществления деятельности в Российской Федерации.
В практике работы многих иностранных организаций при осуществлении ими деятельности на территории Российской Федерации возникают сложности, связанные с тем, относятся ли выполняемые ими виды работ к деятельности на строительной площадке или нет.
Отметим, что в соответствии с российским законодательством помещения относятся к недвижимому имуществу. В связи с этим, осуществление работ по ремонту и реконструкции помещений должны относится к работам на строительной площадке по пункту 1 статьи 308 НК РФ. Однако, в пункте 2.5.1 Методических рекомендаций указано:»если иностранная организация заключает договор подряда, предметом которого является выполнение работ, связанных с текущим ремонтом или отделкой помещений, монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерная техника), то эта деятельность не является «строительной площадкой» в смысле законодательства о налогах и сборах».
В этих случаях наличие или отсутствие постоянного представительства устанавливается исходя из общих критериев (признаков) постоянного представительства. Ремонтные работы могут быть признаны как деятельность через постоянное представительство согласно общему определению понятия «постоянное представительство» в соответствии с пунктом 2 статьи 306 НК РФ как постоянного места осуществления регулярной коммерческой деятельности в течение продолжительного периода.
При этом, решение по определению налогового статуса деятельности иностранных юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации ремонтные работы продолжительностью, превышающей срок одного месяца с момента начала указанных работ, принимается налоговыми органами на основании анализа фактического осуществления этих работ.
По мнению
Кодексом установлены специальные нормы относительно определения срока существования строительной площадки в случае временной приостановки выполняемых работ с последующим их возобновлением.
Обстоятельства, возникновение которых не приводит к прекращению существования строительной площадки, указаны в абзацах 1-3 пункта 4 статьи 308 НК РФ, а именно:
1. временное приостановление выполнения работ. Исключением является консервация строительного объекта на срок более 90 дней по решению федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае срок существования строительной площадки прерывается.
В этом случае для подтверждения имевшего места форс-мажорного обстоятельства или консервации строительства на основании решения органов власти может потребоваться официальный документ;
2. продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. В этом случае срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами присоединяются к совокупному сроку существования строительной площадки.
Присоединение указанных сроков осуществляется только в случае, если:
· территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней;
· продолжающиеся или возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами;
3. продолжение или возобновление работ связано со строительством или монтажом нового объекта на той же строительной площадке либо с расширением ранее законченного объекта.
В этом случае срок ведения таких продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами также присоединяется к совокупному сроку существования строительной площадки.
Разъяснения налоговых органов по вопросам применения подпунктов 1-3 пункта 4 статьи 308 НК РФ содержатся в пункте 2.5.2. Методических рекомендаций. В определенных случаях, если работы на стройплощадке были временно приостановлены или завершены с подписанием акта сдачи-приемки предусмотренного договором комплекса работ и впоследствии возобновлены, то срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами может быть присоединен к совокупному сроку существования строительной площадки. Эти случаи устанавливаются пунктом 4 статьи 308 НК РФ и базируются на рассмотрении строительного объекта как единого экономико-географического проекта.
Пунктом 4 статьи 308 НК РФ установлено, что в остальных случаях, включая выполнение ремонта, реконструкции или технического перевооружения ранее сданного заказчику (застройщику) объекта, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыв между работами не подлежат присоединению к совокупному сроку существования строительной площадки, начатому работами по сданному ранее объекту.
По мнению автора, нормы пункта 4 статьи 308 НК РФ установлены не достаточно четко, что, в свою очередь, порождает неопределенность в отношении определения срока существования строительной площадки в некоторых случаях.
Так в пункте 4 статьи 308 НК РФ предусмотрено, что продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта, приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки при условии их осуществления тем же лицом (или взаимозависимым с ним) и на той же территории. Далее установлено, что в остальных случаях, включая выполнение ремонта, реконструкции или технического перевооружения ранее сданного заказчику (застройщику) объекта, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыв между работами не подлежат присоединению к совокупному сроку существования строительной площадки, начатому работами по сданному ранее объекту.
При данной формулировке не представляется возможным однозначно определить, в каких случаях возобновление выполнения ранее сданных заказчику работ подлежит суммированию, а в каких – не подлежит. Из пункта 4 статьи 308 НК РФ следует, что исключение составляет лишь случай выполнения работ по ремонту, реконструкции или техническому перевооружению ранее сданного объекта либо другим лицом, либо выполнение работ на другой территории.
В качестве ситуаций, в которых могут возникнуть сложности при определении срока существования строительной площадки, можно привести, например:
— осуществление работ в рамках нового договора одним и тем же лицом на той же площадке после перерыва выполнения работ в связи с расторжением заказчиком договора строительного подряда;
— выполнение работ одним и тем же лицом на той же территории после сдачи объекта заказчику в связи с необходимостью устранения дефектов работы в период гарантийного срока.
Позиция Минфина, изложенная в Письме Минфина Российской Федерации от 29 мая 2003 года №04-06-02 по вопросу осуществления работ в рамках нового договора одним и тем же лицом на той же площадке после перерыва выполнения работ в связи с расторжением заказчиком договора строительного подряда, была подтверждена в Письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2000 года №04-06-05 в ответ на частный запрос организации.
Предметом рассмотрения Минфина Российской Федерации была следующая ситуация. Между австрийской компанией и российским ЗАО был заключен контракт на строительство административного здания с подземным гаражом на территории Российской Федерации. Через 13,5 месяцев было заключено соглашение о расторжении названного контракта, в связи с чем его действие полностью прекратилось. Через 5 месяцев между этими же фирмами заключен новый контракт на завершение строительства. Продолжительность работ на стройплощадке по новому контракту составила 5,5 месяцев.
По мнению Минфина Российской Федерации, в представленном случае неправомерно говорить о временном приостановлении контракта ввиду его полного расторжения, независимо от того обстоятельства, что впоследствии был заключен новый контракт между теми же сторонами в отношении того же объекта.
Взаимоотношения сторон по контракту регулируются положениями действующего законодательства Российской Федерации, которое предусматривает свободу договора (статья 421 ГК РФ). Главой 29 (статьи 450 – 453 ГК РФ) предусмотрены основания, порядок и последствия расторжения договора. В частности, установлено, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, когда контракт расторгнут с соблюдением требований российского законодательства в порядке, аналогичном заключению договора (посредством заключения соглашения к первому контракту на строительство о расторжении указанного контракта). При этом статья 453 ГК РФ определяет, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В то же время, для целей определения налоговых обязательств подрядчика, в связи с его деятельностью в Российской Федерации, Минфин Российской Федерации указал на необходимость суммирования сроков осуществления строительной (сборочной и монтажной) деятельности на одном объекте. В этой связи, продолжительность деятельности фирмы будет определяться совокупным сроком ее деятельности на основании всех (двух) контрактов с ЗАО, но без учета периода, когда между заказчиком и подрядчиком не было контрактных отношений, и работы на объекте, в отношении которого были заключены контракты, не велись.
В связи с этим, Минфин Российской Федерации признал, что в совокупности деятельность австрийской фирмы в Российской Федерации на рассматриваемом объекте составила 19 месяцев (13,5 месяцев по первому контракту и 5,5 месяцев по второму контракту).
Отметим, что указанное мнение было выражено Минфином Российской Федерации в 2000 года применительно к законодательству, действовавшему в тот период. Поскольку с 2002 году правила определения срока, существования строительной площадки установлены статьей 308 НК РФ, выводы Минфина Российской Федерации относительно срока существования стройплощадки в рассматриваемом случае могут быть иными. Как было указано выше, нормы, содержащиеся в пункте 4 статьи 308 НК РФ, не устанавливают четко критерии, когда продолжение или возобновление работ приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки.
Что касается выполнения работ одним и тем же лицом на той же территории после сдачи объекта заказчику, в связи с необходимостью устранения дефектов работы в период гарантийного срока, данный вопрос был предметом рассмотрения Минфина Российской Федерации и УМНС по городу Москве (Письмо Минфина Российской Федерации от 29 мая 2003 года №04-06-02, Письмо УМНС по городу Москве от 25 апреля 2003 года №26-12/22682).
По мнению официальных органов, осуществление работ в рамках исправления дефектов по ранее сданным работам в период гарантийного срока, относится к тем самым «остальным случаям», когда в соответствии с пунктом 4 статьи 308 НК РФ, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыв между работами не подлежат присоединению к совокупному сроку существования строительной площадки, начатому работами по сданному ранее объекту.
Таким образом, работы по устранению недоделок в пределах гарантийного срока или после его окончания присоединению к совокупному сроку существования строительной площадки после сдачи объекта заказчику не подлежат. На этом основании гарантийный период не рассматривается как составляющий часть срока существования строительной площадки или объекта или деятельности при установлении наличия постоянного представительства.
В связи с имеющейся в пункте 4 статьи 308 НК РФ неясностью нормы, устанавливающей порядок определения срока существования стройплощадки, рекомендуем обращать пристальное внимание на обстоятельства, которые вызвали необходимость возобновления работ на том же объекте тем же лицом после того, как предусмотренный договором комплекс работ был выполнен и заказчиком был подписан акт сдачи-приемки объекта.
Более подробно с вопросами, касающимися постоянного представительства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на прибыль организаций ».
Источник: www.audit-it.ru
Что такое группа компаний и зачем ее создают?
Группа компаний — это организации, объединенные по какому-то признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Группы создают, чтобы оптимизировать процессы и снижать издержки, но разделять бизнес только ради налоговой выгоды — незаконно
Виктор Подгорский
Эксперт по праву
Дмитрий интересуется: «Я — владелец маркетингового агентства. За последние годы у нас сформировался сильный и самостоятельный отдел разработки. Партнеры посоветовали мне вывести его в отдельную организацию и создать группу компаний, чтобы оптимизировать управление и сэкономить на налогах. Это хороший совет? Что такое группа компаний, какие преимущества она дает?»
В законе нет понятия «группа компаний», а на деле группы есть
В российских законах нет понятия «группа компаний», но на деле многие компании так себя называют, например «Тинькофф», «М.Видео — Эльдорадо», «ПИК».
Группа компаний — это две или более организаций, которые добровольно признают себя группой и объединены по признаку: например, у них общий собственник, руководство или ресурсы. Между компаниями в группе могут быть имущественные, хозяйственные и управленческие отношения, но ни один из этих критериев не обязателен.
Вид деятельности у каждой компании в группе может быть никак не связан с остальными. Например, одна компания торгует компьютерами, другая производит шоколад, третья занимается образовательными курсами.
Есть несколько близких по смыслу юридических понятий, которые можно отнести к группе компаний:
- «группа лиц», ст. 9 закона «О защите конкуренции»;
- «аффилированные лица», ст. 53.2 ГК РФ;
- «взаимозависимые лица», ст. 105.1 НК РФ;
- «консолидированная группа налогоплательщиков», ст. 25.2 НК РФ.
В случае разбирательств с участием компаний в составе группы суд руководствуется этими положениями законов.
Зачем создают группы компаний
Группы создают, когда нужно объединить действия компаний для достижения общих целей либо, наоборот, разделить риски, налоги и операционные задачи. Примеры ситуаций, когда целесообразно организовывать группу компаний:
- Одна компания производит стройматериалы, вторая — строит здания, третья — продает готовые квартиры, и они договариваются о сотрудничестве.
- Компания выводит на рынок новый продукт. Под этот проект открывает отдельное юридическое лицо, которое становится частью группы. Например — «Тинькофф» сначала был только банком, а потом открыл страхование, оператора связи и так далее.
- Компания поглощает конкурента: «М.Видео» купила «Эльдорадо», но сохранила его магазины как отдельный бренд.
- Компания вырастила сильный внутренний отдел разработки. Она решила выделить его в дочернюю организацию, чтобы программисты выполняли заказы для сторонних клиентов. Начальника отдела разработчиков назначают директором «дочки», потому что он хорошо разбирается в продукте и пользуется уважением у коллег.
Принимая решение о создании группы, нужно взвесить все преимущества, недостатки и риски, о которых мы рассказываем дальше.
Преимущества группы компаний зависят от конкретной ситуации, вот самые очевидные:
Законная оптимизация налогов. Некоторые компаний из группы могут применять льготные налоговые режимы и минимизировать общие расходы | Общая стратегия развития, согласованное управление и совместное лоббирование интересов |
Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет убыточна, доходы другой это перекроют | Экономия на совместных закупках: поставщики сделают скидки за большой объем |
Увеличение управляемости: каждая компания занимается своим направлением и есть менеджеры, глубоко погруженные в процесс | Контроль по единым стандартам качества на всех этапах бизнеса |
Часто группы создают для оптимизации налогов, но здесь есть серьезные нюансы.
Отдельно о налогах. Важно отметить, что экономия на налогах не может быть единственной причиной создания группы: ФНС признает это незаконным дроблением бизнеса.
Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил: если суд установил, что главной целью разделения бизнеса было получение дохода только за счет налоговой выгоды, без намерения оптимизировать работу в других аспектах, — такое дробление незаконно.
За незаконное разделение бизнеса налоговая доначислит упущенную разницу, выпишет штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, а руководителя компании могут судить по уголовной статье.
Суд признал разделение бизнеса незаконным
и взыскал доначисленные налоги
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ООО «» — крупная сеть АЗС — искусственно разделило бизнес на отдельные ООО по несколько заправок, чтобы сохранить право на применение УСН и не платить НДС, налоги на прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция поддержали позицию налоговой и доначислили эти налоги. «» обжаловало решение в кассационном суде.
Как налоговая доказала дробление. У всех организаций был общий бухгалтер, товарный знак, сайт, реквизиты. Сотрудники «» — менеджер, энергетик и управляющий — были учредителями и директорами организаций — участников схемы. За счет этого налоговая доказала, что ООО «» раздробило бизнес на подконтрольные компании только с целью минимизировать налоги.
Решение суда. Кассационный суд согласился с налоговой и утвердил решения нижестоящих судов. Налоговая правомерно перевела компанию с УСН на ОСН и доначислила неуплаченные НДС, налоги на прибыль и имущество.
Чтобы сэкономить на налогах законно, нужны дополнительные обоснования для создания группы компаний.
В судебной практике есть случаи, когда компаниям группы удалось доказать, что они делят бизнес с целью реальной оптимизации, а не только ради налогов. В следующем примере есть несколько аргументов, которые подтверждают добросовестность создания группы.
Суд признал разделение бизнеса законным и отменил требования налоговой
Что случилось. По результатам выездной проверки налоговая решила, что ЗАО ПТФ «Пекоф» искусственно создало несколько ООО: ТД «Пекоф», «Пекоф», «Вергинэ», «Пекофф», «Пекоф ЛТД» и «Чембар», чтобы разделить между ними собственность и процессы, применять в них УСН и ЕНВД и сократить налоги на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Арбитражный суд и апелляция сочли претензии обоснованными и взыскали доначисленные налоги. ЗАО ПТФ «Пекоф» подало кассационную жалобу.
Аргументы компаний. С момента создания ТД «Пекоф» до регистрации «Чембара» прошло больше десяти лет. За это время у компаний прошли две выездные налоговые проверки и к ним не было претензий. Тот факт, что компании контролирует одно лицо, не является основанием для вывода о незаконном дроблении бизнеса
Все ООО вели раздельный бухгалтерский учет, имели отдельные балансы и расчетные счета, сами нанимали сотрудников, арендовали торговые площади, рассчитывались с контрагентами, за собственные средства закупали оборудование, платили налоги и сборы.
Представители компаний объяснили причины создания каждого ООО:
— Производственное предприятие ЗАО ПТФ «Пекоф» создало торговую компанию — ТД «Пекоф», чтобы снизить затраты на организацию розницы и выйти на новые рынки сбыта.
— «Пекоф» создали для исполнения инвестиционной программы правительства Пензенской области, при этом состав участников и руководителей этой компании неоднократно менялись.
— «Вергинэ» появилось в ходе российско-итальянского проекта. Итальянские партнеры потребовали зарегистрировать самостоятельную компанию для выпуска продукции под их брендом.
— ООО «Пекофф», ООО «Пекоф ЛТД» и ООО «Чембар» открыли для исполнения решений совета директоров Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей для «расширения номенклатуры, увеличения объемов, улучшения качества товаров народного потребления, пользующихся спросом у населения».
Решение суда. Кассационный суд признал позицию налоговой недоказанной, а требования об уплате доначисленных налогов — недействительными.
Недостатки группы компаний. Недостатки, как и преимущества, зависят от формы организации и системы управления компаниями. Среди проблем групп можно выделить следующие:
- сложная структура, бюрократия, много начальников и отчетов;
- нет конкуренции внутри группы, успешные компании тянут убыточные;
- нет законодательной базы для регулирования отношений между компаниями.
Компании группы обычно работают по согласованным правилам для выполнения общих стратегических задач. Это может ограничивать управление денежными потоками, принятие кадровых решений и другие аспекты работы каждой отдельной компании.
Как оформить группу компаний
Создание группы компаний не нужно оформлять юридически, это фиксируют только внутренними документами. Образование группы происходит через:
- регистрацию новой компании, обычно — «дочерней»;
- покупку одной компанией контрольного пакета акций другой;
- соглашение о сотрудничестве между компаниями.
Типы групп. Группы компаний по структуре можно условно разделить на четыре типа:
Вертикальная, последовательная | Одна компания дополняет другую, каждая из них — составляющая общего бизнес-процесса | Одна компания занимается производством, другая — рекламой и маркетингом, третья — продажами |
Горизонтальная, параллельная | Компании построены по принципу аналогии и копируют удачную бизнес-модель исходного бизнеса | Компания успешно продает люстры в Новосибирске. Она решает открыть еще две компании по продаже таких же товаров — в Санкт-Петербурге и Москве |
Смешанная | Объединяет признаки вертикальной и горизонтальной структуры | Европейский сетевой магазин одежды открывает собственное производство аксессуаров в России |
Разнородная | Один предприниматель просто инвестирует в разные бизнесы, которые считает выгодным | Бизнесмен покупает к имеющемуся магазину игрушек турфирму и еще открывает автомойку |
Управление в группе. Участниками группы одновременно могут быть организации разных форм: ИП, ООО, АО, ПАО, кооперативы и товарищества. Они могут принадлежать одному или нескольким владельцам. При этом каждая из компаний группы может действовать как независимая организация со своим уставом, структурой и руководителем.
Централизация управления группой компании может быть сильной и слабой:
Деятельность группы — один большой бизнес-процесс, а компании — его составляющие. Есть понятная всем единая стратегия, общие стандарты работы и отчетности, корпоративная культура. Управляющая компания или центральный руководитель группы организовывает, координирует и контролирует бизнес | У каждой компании в группе своя структура, стандарты работы и отчетности, корпоративная культура. В группе нет центральной управляющей компании или она лишь номинальна |
Предложение Тинькофф
Источник: secrets.tinkoff.ru
Обособленные подразделения строительных компаний
Судя по редакционной почте, вопросы, связанные с обособленными подразделениями, волнуют бухгалтеров многих строительных организаций. Кто‑то столкнулся с ситуацией закрытия подразделений в связи с процессами, спровоцированными финансовым кризисом, кто‑то, наоборот, стремится открыть новые из‑за ухода с рынка конкурентов.
Обособленные подразделения могут находиться на территории одного населенного пункта с головной организацией или за тысячи километров от нее. В любом случае перед бухгалтером возникают вопросы постановки на учет (снятия с учета) обособленного подразделения и исчисления налогов. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Обособленные подразделения для целей налогового учета
В гражданском законодательстве понятие обособленного подразделения дано в ст. 55«Представительства и филиалы» ГК РФ, согласно которой:
– представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее его защиту;
– филиал – этообособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Заметьте, что по гражданскому законодательству представительства и филиалы сами не являются юридическими лицами, однако должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Что касается налогового законодательства, то понятие «обособленное подразделение» трактуется более широко. Это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).
ВРЕЗ:
Место нахождения обособленного подразделения российской организации – это место осуществления данной организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Понятие рабочего места дано в ст. 209 ТК РФ, согласно которой это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Как указал Минфин в Письме от 10.07.2008 № 03‑02‑07/1-271, если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений. Ранее Минфин отмечал (Письмо от 05.08.2005 № 03‑02‑07/1-211), что если организация не создала хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под ее контролем, то основания для постановки на налоговый учет по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют.
Как следует из Письма Минфина России от 11.07.2008 № 03‑02‑07/1-275, одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
Очень часто на практике строительные компании проводят работы на объектах, которые находятся за пределами административно-территориальной единицы регистрации самого налогоплательщика. При этом работы организуются в форме командировки или вахтового метода и могут длиться несколько месяцев.
В этом случае, по мнению налоговых органов, речь идет о создании обособленного подразделения, которое необходимо зарегистрировать в установленный срок. В противном случае организацию ждут внушительные штрафные санкции. Заметьте, что если дело доходит до судебного разбирательства, то суды часто поддерживают налоговиков. Приведем несколько примеров.
ФАС СКО в Постановлении от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А отметил: из положений ст. 11 НК РФ следует, что в целях признания обособленного подразделения таковым необходимо установление факта территориальной обособленности подразделения и создания рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности. Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для осуществления трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Таким образом, оборудование организацией стационарных рабочих мест на срок более одного месяца и следует считать созданием обособленного подразделения. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Из материалов этого дела видно, что общество по договору субподряда осуществляло работы на объекте, расположенном в другом районе, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ. Часть названных работ выполнялась собственными силами, часть – привлеченными организациями. Для производства работ собственными силами общество направляло своих работников в командировку (данный факт подтвержден табелями учета рабочего времени, командировочными удостоверениями и служебными заданиями).
Налоговая инспекция посчитала, что деятельность общества на территории другого района при строительстве объекта отвечает требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ. Стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные организации осуществляют свою деятельность.
Суд поддержал налоговиков, отметив следующее. Из командировочных удостоверений, имеющихся в материалах дела, видно, что работники направлялись в командировку на срок не более 19 дней, однако сменяли друг друга, то есть фактически рабочие места существовали в течение периодов, превышающих один месяц. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест в другом районе.
Этот же ФАС в Постановленииот 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А по аналогичному вопросу установил, что спорная деятельность осуществлялась работниками за пределами административно-территориальной единицы регистрации самого общества, подконтрольной иному налоговому органу. Суд пришел к выводу о доказанности налоговым органом факта создания обществом обособленного подразделения, которое следовало поставить на налоговый учет по месту его нахождения, и обоснованном привлечении организации к налоговой ответственности по п. 2 ст. 117 НК РФ.
Обратите внимание:
Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа:
– в размере 10% полученных в результате такой деятельности доходов[1], но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
– в размере 20% доходов, но не менее 40 000 руб., если деятельность без постановки на учет осуществлялась более 90 календарных дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).
В Постановлении ФАС ЦО от 30.10.2008 № А09-6369/07-29 отмечается, что в проверяемый период обществом по договорам подряда осуществлялись строительно-монтажные работы на строительных площадках заказчика. При этом работы на данных объектах производились силами командированных работников подрядчика в сроки, превышающие один месяц, что подтверждается договорами подряда и справками о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3). Состав и численность работников постоянно менялись в зависимости от объема работ на том или ином объекте. Суд сделал вывод о том, что территориально обособленные производственные участки (строительные площадки) общества являются обособленными подразделениями. При этом не важно, имеется ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.
Суд отклонил довод налогоплательщика о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям определения обособленного подразделения юридического лица, содержащегося в ст. 55 ГК РФ, отметив, что для целей налогообложения, в силу прямого указания п. 2 ст. 11 НК РФ, применяется понятие, содержащееся в НК РФ.
Вопрос регистрации обособленных подразделений стоит особенно остро для строительных организаций, ведь нахождение стройплощадки и головного офиса на «одной территории» скорее исключение, чем правило. Заметьте, что во всех приведенных выше примерах речь шла о штатных работниках, командированных для выполнения работ в другую местность, что позволяло налоговикам заявлять о создании рабочих мест и образовании обособленных подразделений, а судьям выносить решения в пользу инспекций.
В каких случаях организация может рассчитывать на благосклонность арбитров? Если компания привлекает физических или юридических лиц по гражданско-правовым договорам (например, субподряда), то, по мнению судей, речи об образовании подразделения быть не может.
ФАС МО в Постановлении от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 рассматривал дело, в котором налогоплательщик являлся генеральным подрядчиком и выполнял свои обязанности перед заказчиком, привлекая субподрядчиков и физических лиц для осуществления отдельных видов работ, оставаясь ответственным перед заказчиком за общий результат работ. Указанные действия генподрядчика соответствовали как условиям заключенного с заказчиком договора, так и положениям ст. 706 ГК РФ. Арбитры согласились с тем, что на территории района, где проводились работы, генподрядчиком не было создано ни одного стационарного рабочего места, так как к выполнению работ не было привлечено ни одного лица, состоящего с ним в трудовых правоотношениях. Доказательств обратного налоговый орган суду не представил.
В постановлении отмечено, что с учетом ст. 11 НК РФ, ч. 2 ст. 20 и ч. 6 ст.
209 ТК РФ для квалификации действия организации через обособленное подразделение помимо территориальной обособленности необходимо доказать факт выполнения там трудовых обязанностей работниками этой организации, то есть лицами, состоящими с ней в трудовых правоотношениях, которые согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ возникают только на основании трудового договора. В результате суд сделал вывод о том, что у генподрядчика не было обязанности вставать на налоговый учет по месту проведения работ и представлять налоговую отчетность в налоговый орган, так как в этот период им не осуществлялось какой‑либо деятельности через обособленное подразделение.
Аналогичная ситуация рассматривалась и в Постановлении ФАС СКО от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А. Генподрядчик и краевое министерство ЖКХ заключили договоры, согласно которым строительная организация обязалась выполнить аварийно-восстановительные работы на объектах, расположенных в различных районах края.
Суд установил, что основной объем работ фактически выполнен субподрядными организациями. Доказательства создания генподрядчиком рабочих мест, отвечающих требованиям стационарности и оборудованности, инспекторы в материалы дела не представили. Кроме того, инспекция не подтвердила факт направления генподрядчиком своих работников по месту производства спорных работ. Арбитры и на этот раз решили, что деятельность генподрядчика, проводимая на объектах, не подпадает под понятие обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК РФ, и освободили строительную организацию от уплаты штрафа.
Обратите внимание:
В силу п. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, то есть на налоговый орган. Согласно п. 6 ст.
108 НК РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Организация выиграла судебный процесс и в Постановлении ФАС СЗОот 16.10.2006 № А05-3741/2006-29. В данном случае фигурантом дела был трест инженерно‑строительных изысканий, на который инспекторы наложили штраф пост. 116 НК РФ – за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней.
В обоснование своих требований предприятие сослалось на то обстоятельство, что работники направлялись в служебные командировки для выполнения кратковременных работ в полевых условиях, без организации стационарных (постоянных) рабочих мест. Специфика работы треста такова, что в течение года им выполняются изыскания более чем по ста договорам подряда и по логике налоговой службы тресту необходимо создавать 100 обособленных подразделений, так как от начала изысканий до оформления окончательного отчета, как правило, длятся более месяца.
В подтверждение своей позиции налоговый орган представил договор, в соответствии с которым трест осуществлял инженерно-геологические и инженерно-метеогидрологические изыскания для разработки рабочей документации на строительство объектов, договоры аренды жилых помещений, в которых проживали командированные работники треста, а также договоры хранения имущества организации. Однако суд посчитал, что эти документы не доказывают факт создания обособленных подразделений в виде оборудования стационарных рабочих мест.
Избежать уплаты штрафа можно, сославшись на несоблюдение налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности. Поясним сказанное на примере Постановления ФАС ВСО от 27.11.2007 № А78-2265/07‑Ф02-8798/07. Сведения об осуществлении организацией деятельности на участке ст.
Шахтерская Забайкальской железной дороги на основании договора подряда были получены инспекторами в ходе встречной проверки филиала ОАО «Российские железные дороги». Налоговый орган на основании указанного договора подряда, актов выполненных работ формы № КС-2 и справок о стоимости данных работ формы № КС-3 и со ссылкой на ст.
11 НК РФ сделал вывод об осуществлении подрядчиком деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет и вынес решение о привлечении к ответственности по п. 2 ст. 117 НК РФ. При этом в тексте решения ИФНС указано, что оно принято по результатам камеральной налоговой проверки.
Арбитры напомнили, что, выявив нарушения в ходе камеральной проверки, инспекция обязана требовать от налогоплательщика представления объяснений, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (ст. 88 и п. 1 ст.
101 НК РФ, Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267‑О). Поскольку инспекция не подтвердила соблюдение положений ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ, суд встал на сторону строительной организации.
В арбитражной практике имеются примеры, когда предприятие смогло избежать ответственности из‑за того, что инспекторы неправильно квалифицировали совершенное правонарушение. Так, ФАС СКО (Постановление от 11.01.2007 № Ф08-6958/2006-2865А) отменил решение о взыскании штрафа, указав, что ответственность за осуществление деятельности обособленного подразделения без постановки на учет более трех месяцев предусмотрена в п. 2 ст. 117 НК РФ, в то время как налоговый орган сослался на п. 1 этой статьи.
Постановка на учет
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (при условии, что она сама не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения последнего).
Для этого в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту его нахождения подается заявление о постановке на учет по форме № 1-2‑Учет[2] (п. 4 ст. 83 НК РФ). Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст.
23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения»[3].
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым налогоплательщиком самостоятельно.
ВРЕЗ
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ), на срок более 90 календарных дней – в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
При этом налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ею всех необходимых документов и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе (форма № 1-3‑Учет) (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Заметим, что Налоговым кодексом не установлено, с какого момента обособленное подразделение следует считать созданным. По мнению ряда арбитражных судов (см.
постановления ФАС УО от 07.02.2008 № Ф09-141/08‑С2 и от 10.01.2007 № Ф09-11609/06‑С3, ФАС ДВО от 06.12.2007 № Ф03‑А73/07-2/5530), этот срок следует исчислять с момента создания стационарных рабочих мест. Основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является фактическое его функционирование или способность к такому функционированию (Постановление ФАС УО от 10.01.2007 № Ф09-11609/06‑С3).
Интересная ситуация рассматривалась судьями в Решении Арбитражного суда Московской обл. от 05.12.2005 № А41‑К2-18949/05. Предприятие 16 марта 2005 года представило в налоговый орган заявление о постановке на учет своего обособленного подразделения. Инспекторы провели камеральную проверку, в ходе которой установили, что обособленное подразделение организацией создано на основании приказа директора от 1 февраля 2005 года. Выявив нарушение месячного срока, инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. Штраф не был уплачен, и инспекция обратилась в суд.
Арбитры отказали в удовлетворении требований налогового органа, отметив, что инспекторами не представлены доказательства оборудования рабочих мест по месту нахождения обособленного подразделения. Наличие приказа руководителя и договора аренды нежилых помещений доказательством создания рабочих мест не является. Следовательно, в силу п. 2 ст. 11, п. 4 ст.
83 НК РФ организация не обязана встать на налоговый учет в месячный срок с момента издания приказа от 1 февраля 2005 года. Добавим, что ФАС МО Постановлением от 03.05.2006 № КА-А41/3619-06 оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Снятие с учета
Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ при принятии организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения она должна подать заявление по форме № 1-4‑Учет «Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации». Налоговый орган, в свою очередь, обязан снять с учета ликвидированное обособленное подразделение в течение 10 рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
Кроме этого, в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) налогоплательщик обязан в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации. Для этого заполняется форма № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения».
Обратите внимание:
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностное лицо организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Согласно п. 4 Рекомендаций по заполнению заявления о снятии с учета[4] в заявлении указывается количество листов копий документов, подтверждающих принятие российской организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, представленных в налоговый орган. В случае если такие документы организацией не оформлялись, организация при закрытии своего обособленного подразделения представляет в налоговый орган только заявление, в котором по строке «Копии документов, подтверждающих принятие решения российской организацией о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, прилагаются на _ листах» ставится прочерк. На это обратил внимание Минфин в Письме от 14.07.2008 № 03‑02‑07/1-281, отметив, что должностные лица налоговых органов не вправе требовать у налогоплательщика иные документы, если это требование не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Смена местонахождения в пределах одной территории
Нередко на практике возникают ситуации, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу, например из‑за окончания срока аренды помещения. Налоговые органы настаивают, что в этом случае организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.
Минфин в данной ситуации, к сожалению, поддерживает налоговиков (письма от 14.07.2008 № 03‑02‑07/1-278, от 11.07.2008 № 03‑02‑07/1-275). Судите сами: при смене местонахождения обособленного подразделения, которое остается на учете в той же налоговой, организации придется написать заявления о снятии и постановке на налоговый учет, сверить взаиморасчеты, подготовить уточненные декларации по налогам. При этом п. 5 ст. 84 НК РФ допускает проведение выездной налоговой проверки, и тогда закрытие обособленного подразделения осуществляется не ранее ее окончания.
В арбитражной практике имеются примеры, когда судьи также посчитали, что в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна была провести процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения (Постановление ФАС ВВО от 16.09.2008 № А82-14769/2007-20).
Бухгалтерский учет
Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы). Так гласит п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[5]. При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своего подразделения и отражения его имущественного и финансового положения на отчетную дату для нужд управления организацией (Письмо Минфина России от 29.03.2004 № 04‑05‑06/27).
Бухгалтерский учет на предприятиях, имеющих обособленные подразделения, зависит от того, выделены ли эти подразделения на отдельный баланс. Если подразделение выделено на отдельный баланс, то для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям».
Например, передача головной организацией своему филиалу, выделенному на отдельный баланс, основных средств отражается проводками:
Содержание операции
Головная организация
Дебет / Кредит
Филиал
Дебет / Кредит
Источник: www.klerk.ru
Мегастройки 2021. 8 строек-гигантов, как устроиться?!
В России ежегодно запускают около 200 заводов и других промпредприятий. Чаще всего это небольшие производства, но среди них попадаются и те, масштабы и амбиции которых могут поразить. «Секрет фирмы» рассказывает, какие грандиозные промышленные объекты на сотни миллиардов рублей — в том числе от иностранных компаний — строят сейчас в стране.
Газохимический комплекс в Усть-Луге (Ленинградская область)
Газохимический комплекс работа вахтой в Усть-Луге
Проект также известен как Балтийский газохимический кластер. Это будет один из крупнейших в мире комплексов по переработке углеводородов. Включает в себя три объекта: завод СПГ (по производству сжиженного природного газа), ГХК (газохимический комплекс) и ГПЗ (газоперерабатывающий завод).
Владелец: «Газпром». Стройку ведёт «Русгаздобыча» председателя совета директоров СМП-банка Артёма Оболенского — бывшего партнёра миллиардера Аркадия Ротенберга.
Зачем нужен. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер анонсировал проект как «имеющий общегосударственное значение для экономики». Запуск предприятия поможет нарастить объёмы российского экспорта СПГ и увеличить производство этана, необходимого промышленности.
Сырьём станет природный газ с месторождений «Газпрома» в Надым-Пур-Тазовском регионе (ЯНАО).
Инвестиции. В мае 2020 года стоимость комплекса оценивалась в 2,4 млрд рублей. Тогда же глава госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов предложил взять у россиян деньги на строительство газохимического комплекса в Усть-Луге. По его мнению, можно создать фонды коллективных инвестиций. В них россияне смогут вкладывать свои средства и финансировать таким образом проект.
Сам ВЭБ.РФ уже выдал на строительство комплекса краткосрочный кредит на 111 млрд рублей. Правительство было готово профинансировать проект из Фонда национального благосостояния (ФНБ), однако пандемия смешала карты.
Ход строительства. В феврале 2021 года комплекс получил добро от Главгосэкспертизы, в марте и апреле власти выдали разрешения на строительство всех трёх заводов.
В апреле должны были начать работу над самим ГХК (до этого занимались только инфраструктурой), но пока информации о старте основной стройки нет.
На пике строительства комплекса будет задействовано свыше 25 000 специалистов, а на готовом объекте будет создано более 5000 постоянных рабочих мест говорится на сайте «Газпрома».
Амурский ГПЗ
Владелец: «Газпром». Проектирует и строит НИПИГАЗ (принадлежит компании «Сибур»).
Зачем нужен. Завод будет выделять гелий, этан и другие углеводороды из природного газа, поставляемого в Китай по газопроводу «Сила Сибири». При этом он должен стать одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа (мощностью 42 млрд кубометров в год). Также это будет один из главных мировых производителей гелия (до 60 млн кубометров ежегодно).
По мнению аналитиков NY Times, его запуск может поставить мир в зависимость от российского гелия.
Инвестиции. Бюджет проекта — €19 млрд. Треть денег выделяет «Газпром». Остальное дают российские и иностранные (китайские и европейские) кредиторы. В частности, как сообщил председатель Совбеза Дмитрий Медведев, 1,5 млрд евро инвестирует ВЭБ.
Ход строительства. Объект начали возводить ещё в 2015 году, а запустить завод должны в 2024-м. Но две линии первой очереди должны ввести в эксплуатацию раньше — уже весной 2021 года.
По состоянию на март 2021 года завод достроили почти на 75%.
Амурский ГХК
Владельцы: «Сибур» и China Petroleum https://gazoprovod-sila-sibiri.ru/megastrojki-2021-8-stroek-gigantov-kak-ustroitsya/» target=»_blank»]gazoprovod-sila-sibiri.ru[/mask_link]