ФАС России подготовило разъяснения спорных вопросов по закону о закупках и закону о контрактной системе.
По словам заместителя руководителя ФАС России Михаила Евраева, эти разъяснения подготовлены в рамках продолжения работы по унификации правоприменительной практики в сфере 44-ФЗ и 223-ФЗ при рассмотрении жалоб и проведении проверок на всей территории страны. Важно, что заказчики могут формировать лоты с меньшей стоимостью, чем указана в разъяснениях, для создания более благоприятной конкурентной среды и снижения стоимости закупок.
Первое разъяснение касается вопросов определения критериев формирования лота на закупках по содержанию/ремонту автодорог.
Заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки необходимо руководствоваться, в том числе, правилом, что в описание не должны включаться требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что они влекут за собой ограничение количества участников закупки.
ФАС выделяет несколько критериев, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота:
Закупки строительных работ «под ключ» по Закону № 44-ФЗ – А.Н. Евсташенков, 20.08.2020
— во-первых, на выполнение работ по содержанию или ремонту автомобильных дорог города.
Так, для населенного пункта, имеющего статус города и численность населения которого не превышает 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб. Для города с населением свыше 1 млн жителей – начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. При этом срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 мес;
— во-вторых, на выполнение работ по содержанию или ремонту автомобильных дорог субъекта.
Так, для I – III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб. Для IV и Особой климатической зоны – не выше 1,4 млрд руб. Для субъекта, численность населения столицы которого составляет более 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. Для Москвы и Санкт-Петербурга – эта цена не должна превышать 3 млрд руб. При этом срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 мес.
Напомним, I климатическая зона включает в себя Юг России, II зона – Запад и Северо-Запад страны и территорию Приморья, III зона – южные районы Сибири и часть Дальнего Востока, IV зона – Якутия, северная Сибирь и северные районы Дальнего Востока. А Особая зона – это район Чукотки и Заполярье.
Второе разъяснение касается вопросов, связанных с отзывом бюджетных ассигнований при секвестре бюджетов.
При рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки территориальному органу ФАС России необходимо устанавливать наличие причинно-следственной связи отзыва бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до заказчика на закупку товаров (работ, услуг), и отмены их закупки с нарушением срока. В случае установления причинно-следственной связи по истечении установленного срока предписание об устранении нарушения не выдается.
Также в этом случае производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административном правонарушения.
В случае отсутствия причинно-следственной связи необходимо выдавать предписание об отмене указанного решения заказчика и продолжении закупки. При этом виновное должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Третье разъяснение посвящено порядку формирования лота при закупке модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
Так, в один лот закупки не должна включаться поставка модульных Пунктов более, чем в одном субъекте. А начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 500 млн руб.
Четвертое разъяснение информирует о порядке проведения закупок по организации строительства объектов «под ключ» по 223-ФЗ.
По мнению ФАС, из-за отсутствия в Законе о закупках регламентации по проведению закупок по организации строительства объектов «под ключ» части 55-57 ст.112 44-ФЗ необходимо применять по аналогии закона в части формирования объекта закупки. Эти нормы предусматривают возможность утверждения перечней объектов строительства, в отношении которых возможно заключение контрактов на строительство «под ключ» решениями Правительства РФ, глав субъектов и местными администрациями.
Правовая природа закупок строительных работ по Закону о контрактной системе идентична Закону о закупках. Поэтому, по мнению ФАС, не следует считать нарушением Закона о закупках проведение заказчиком закупок на заключение договоров, предмет которых – это одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта в соответствии с проектной документацией. И эти закупки не должны противоречить положению о закупочной деятельности такого заказчика.
Источник: fas.gov.ru
Что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ
Контракт жизненного цикла по 44-ФЗ — это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. В 2022 году вступят в силу несколько изменений.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Нормативное регулирование КЖЦ
КЖЦ — это договор на поставку или выполнение работ «под ключ», когда победитель тендера берет на себя обязательства выполнить работы или поставить товары от и до, включая обслуживание.
Часть 16 ст. 34 закона о контрактной системе содержит понятие и признаки контракта жизненного цикла, которые использует заказчик. Также заключение КЖЦ подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013. В постановлении указано, в каких случаях заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла по 44-ФЗ. А именно при размещении заказов на:
Также в 44-ФЗ указано, в каких случаях заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ): при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.
Новые особенности с 2022 года
Вот что такое контракт жизненного цикла по 44-ФЗ — это соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности КЖЦ. А именно:
- Прописано условие о банковском сопровождении контракта, если сделка заключается для федеральных нужд (п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014). участников выступает не цена договора и последующие эксплуатация и ремонт, а один общий критерий оценок заявок жизненного цикла по 44-ФЗ — «стоимость жизненного цикла» (ч. 3 ст. 32 44-ФЗ).
- Стоимость жизненного цикла формируется, используя рекомендации, прописанные в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
- Для долгосрочных КЖЦ (когда срок сделки находится за пределами финансового кода) в БК прописаны ограничения (ч. 3 ст. 72 БК).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали три определения контракта жизненного цикла в российском законодательстве. Используйте эти инструкции бесплатно.
По 44-ФЗ, контракт жизненного цикла означает закупку товара или работ на проектирование, строительство, снос объектов, сохранение культурного наследие, капремонт и реставрацию.
С 01.01.2022 в проект контракта жизненного цикла включают (360-ФЗ от 02.07.2021):
- стоимость товара (работы) и ее детализацию;
- расходы на обслуживание.
Также с 2022 года действует новый порядок согласования изменений КЦЖ:
- Подрядчик приостанавливает работы и уведомляет заказчика о том, что в КЖЦ придется вносить правки.
- Заказчик готовит обоснование внесения изменений и направляет его в вышестоящую инстанцию.
- Заказчик вносит изменения в проектную документацию и согласовывает получение дополнительного финансирования на проведение повторной экспертизы проекта.
- Госучреждение получает положительное заключение экспертизы и готовит допсоглашение об изменении КЖЦ.
Законодатели разрешат однократно подлить действие КЖЦ с 01.01.2022, если:
- сумма соглашения — до 100 млн руб.;
- возникли непредвиденные обстоятельства или есть вина подрядчика;
- неустойка (если она начислена) полностью погашена подрядчиком.
В этом случае потребуется согласовать новый срок возврата обеспечения.
С 2022 года для поставки и обслуживания придется устанавливать отдельное обеспечение (п. 34 ст. 5 360-ФЗ).
Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных КЖЦ придется получить:
- решение правительства или ГРБС (если объект относится к федеральной собственности) либо решение губернатора (главы муниципалитета) в отношении объектов государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
- заключение технологического и ценового аудита, в котором приводится обоснование инвестиций в конкретный объект капитального строительства;
- и заложить в контракт специальные условия, прописанные в ч. 4 ПП № 563.
С 01.01.2022 заработают специальные условия изменения КЖЦ на строительные работы, капремонт, реконструкцию и проектирование, снос объектов, сохранение объектов культурного наследия. Объем закупки разрешат менять в пределах 30% от цены контракта, если:
- срок действия соглашения — не менее года;
- сумма соглашения — от 100 млн руб.;
- возникли непредвиденные обстоятельства;
- заказчик предоставил обоснование изменений в вышестоящую инстанцию.
Если по результатам экспертизы сметная цена окажется ниже стоимости договора, заказчику придется ее снизить.
Пример контракта жизненного цикла
На портале ЕИС есть примеры контрактов жизненного цикла в России по 44-ФЗ, которые доступны для просмотра. Например: договор под номером 08172000003200017680001 от 06.04.2020 на выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на участке Барнаул – АНИИЗиС в городском округе г. Барнаул.
Заказчиком является Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края». В качестве НМЦК заявлена сумма 155 411 980 рублей. Другая сторона сделки — ООО «Барнаульское ДСУ №4», сумма договора — 155 411 980 рублей, а сумма обеспечения контракта — 10% от НМЦК. Срок действия сделки — до конца 2023 года.
Источник: gozakaz.ru
Закупки строительных работ «под ключ» по Закону № 44-ФЗ
Закупкам работ в сфере строительства законодатель уделяет большое внимание, что и понятно, принимая во внимание суммы и объемы таких закупок. Правила осуществления указанных закупок постоянно претерпевают изменения и закупки «под ключ» не стали в этом плане исключением. От полного и категорического запрета на их проведение законодательство постепенно меняло направление на смягчение установленных правил.
Первоначально появились так называемые контракты «жизненного цикла». Потом Закон № 44-ФЗ дополнился ч. 16.1 ст. 34, позволяющей заключать контракты на новое строительство «под ключ» в порядке и по основаниям, установленным Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 года № 563). В завершение начатого процесса ст. 112 Закона № 44-ФЗ была дополнена ч.ч.
55 – 63, предоставившими право заказчикам закупать не только новое строительство «под ключ», но также реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства. Последнее вызвало наибольший интерес к таким закупкам со стороны заказчиков и бизнеса.
В итоге Закон № 44-ФЗ сегодня предусматривает три варианта осуществления строительных закупок «под ключ», каждый из которых имеет свои особенности, плюсы и минусы. Основные отличия каждого из указанных вариантов приведены в таблице:
Из таблицы видно, что одним из различий является основание для проведения самой закупки «под ключ». Это первое, на что следует обратить внимание заказчику. Исходя из имеющегося основания заказчик должен соответствующим образом определять предмет и формировать проект контракта, устанавливать этапы выполнения работ, рассчитывать начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, вопросы к закупкам строительных работ «под ключ» на этом не заканчиваются. Один из наиболее часто задаваемых экспертам вопросов связан с возможностью осуществления заказчиком рассматриваемых закупок, когда предмет контракта сформирован только из части работ, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Например, когда заказчик проводит закупку на продолжение уже начатых, но не выполненных в полном объеме первым подрядчиком работ (в частности, в связи с расторжением с ним контракта в одностороннем порядке). Автор полагает, что в таких ситуациях заказчик не вправе снова проводить закупку «под ключ», т.к. предмет контракта должен полностью совпадать с тем, что установлен Законом № 44-ФЗ.
Другой часто встречающийся на практике вопрос – это установление требований к участникам. Как заказчику устанавливать единые и дополнительные требования? Нужно ли требовать от участников наличие членства сразу в нескольких СРО или достаточно только в одном? Можно и нужно ли устанавливать дополнительные требования вообще?
Следует оговориться, что единой практики по данным вопросам нет. С одной стороны, есть нормы законодательства и буквальное их толкование, а, с другой стороны, есть давно сложившийся подход контролирующих органов на расширение возможного круга участников. Если следовать первому, то в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подрядчик, заключивший договор с заказчиком на выполнение одновременно инженерных изысканий, проектных работ, строительных работ, сам должен быть членом соответствующих СРО и иметь уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, позволяющий ему выполнять указанные работы в сумме, предусмотренной контрактом по каждому из указанных видов работ (пример: решение Псковского УФАС России от 07.11.2019 по делу № 060/06/34-314/2019). Подход на расширение круга участников велит устанавливать только требование о членстве в СРО в области строительства. При этом уровень ответственности участника по компенсационному фонду возмещения вреда должен распространяться на сумму, которая должна быть не меньше цены заключенного контракта (пример: решение Нижегородского УФАС России от 08.10.2019 N 052/06/64-2400/2019(09/753-СМ)).
Несмотря на то, что сам автор разделяет первый из указанных вариантов, к использованию на практике рекомендует второй, т.к. именно с ним, скорее всего, столкнется заказчик при рассмотрении контрольным органом жалобы на его действия.
Также нет единой практики по вопросу об установлении дополнительных требований. Напомним, что сами такие требования в рамках постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 могут быть установлены заказчиком только при проведении аукциона. Если для проведения закупки «под ключ» был выбран конкурс, то от установления названных требований придется отказаться (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Если буквально смотреть на положения постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, то данный документ не предусматривает возможность установления дополнительных требований к участникам при закупках строительных работ «под ключ». Данного вывода придерживается автор, а также ряд контролирующих органов (пример: решение Нижегородского УФАС России от 08.10.2019 N 052/06/64-2400/2019(09/753-СМ)). Вместе с тем, представители других органов контроля считают иначе.
Пример: «в связи с тем, что результатом указанной закупки является прежде всего строительство объекта капитального строительства, а работы по проведению проектных работ являются лишь этапом указанной закупки, заказчиком, уполномоченным органом правомерно предъявлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства» (решение Иркутского УФАС России от 19.03.2020 № 038/273/20).
Поэтому прежде чем принять конкретное решение заказчику следует изучить практику своего контролирующего органа.
На что еще следует обратить внимание заказчику при осуществлении закупок строительных работ «под ключ»? Конечно же, на порядок их проведения. Во всех случаях таких закупок описание объекта закупки будет составлять задание на проектирование, а не проектная документация.
Следовательно, заказчик не вправе проводит аукцион, при котором первая часть заявки участника будет содержать только согласие с условиями документации об аукционе, а равно конкурс, предусмотренный ч. 68 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Конкурс и аукцион при осуществлении закупок строительных работ «под ключ» должны проводиться по «стандартной схеме».
Источник: zdirector.ru