Что такое свод в строительстве

Софийский собор (Константинополь):купол на парусах. В парусах — мозаики с изображением шестикрылых серафимов. За центральной аркой следующий свод — конха (полукупол), в свою очередь, имеющая три меньшие конхи.

Альгамбра: руинированный декоративный цилиндрический свод даёт возможность увидеть, как он опирается на стены

  • Замок, замковый камень, ключ свода — средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
  • Зеркало — горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально — любая гладкая поверхность плит вкаменной кладке).
  • Лотки — криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими — смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.
  • Паддуги (падуги) — боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде — находятся под зеркалом. Изначально — большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.
  • Пазуха свода — пространство между наружными поверхностями смежных сводов, или сводом и стеной.
  • Паруса — сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.
  • Подпружная арка — упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.
  • Пролёт свода — его ширина
  • Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
  • Распалубки — выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезаным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.
  • Стрела свода — расстояние от оси арки в ключе до хорды, соединяющей центры её пят.
  • Шелыга (щалыга) — верхняя линия или хребет свода. Также — непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).
  • Щека свода (люнет) — торец свода, его срез
  • Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.
  • Щековая стена — торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.
  • Нервюры — ребро готического каркасного свода. Делятся на:
  • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
  • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
  • Лиерны — дополнительная нервюра, идщая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
  • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).

Основные типы сводов

В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости [2] .

Что такое СВОД? /архитектура

Возведение кирпичного свода на нервюрах // FORUMHOUSE

Дополнительно

Купол на парусах, выполненных в конструкции сотового свода — в видепчелиных сот (гексагонов), исламская архитектура Испании

  • Ложный свод — древнейший вид свода. Образуется постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки. Не дает горизонтального распора.
  • Бочарный свод, свод двоякой кривизны — поверхность свода образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.
  • Клинчатый свод — выкладывался из камней клинообразной формы или имел клинообразные швы между камнями.
  • Полукупольный свод (конха) — отсеченная горизонтальной и вертикальной плоскосью часть сферы.
  • Сетчатый свод — похож на крестовый, но не имеет диагональных ребер. На их месте расположены 4 сферических паруса. Может иметь диагональное ребро, но оно не проходит через шелыгу, а упирается в кольцо.
  • Складчатый свод,ячеистый — не имеет самостоятельного нервюрного каркаса, в данном своде прочный каркас образуется острыми ребрами складок.
  • Сотовый свод — разновидность складчатого свода, с замкнутыми перегороженными складками в виде ромбических гранёных впадин (пирамидальные углубления). Характерен для арабской архитектуры.
  • Стрельчатый свод — разновидность цилиндрического свода, в основе которого лежит не полуциркульная арка, а стрельчая (острая). Такой свод представляет собой две дуги окружности, пересекающиеся в щелыге — хребте свода.

Готические своды

  • Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.
  • Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра —тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
  • Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
  • Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

Своды Древней Руси

В большинстве случаев каменные сооружения на Руси перекрывались сводами, которые были многообразны и чрезвычайно сложны. В домонгольской Руси они, как правило, были сложены из плинфы. Своды выкладывались по опалубке, которая опиралась на кружала и торцевые стены (или на находившиеся ниже подпружные арки). После отвердения раствора кружала удалялись, и опалубка снималась [3] .

1 — коробовый (с XI в.); 2 — четвертъцилиндрический (в основном XI—XV вв. и позднее); 3 — купольный (с XI в.); 4 — купольный на парусах без барабана (XI в.); 5 — купольный на барабане (с XI в.); 6 — конха (с XI в.); 7 — двускатный (XI в.); 8 — крестовый (XI—XII вв., а также с конца XV в.); 9 — шатровый (конец XIII в.); 10—12 — ступенчато-арочный (XIV—XVI вв.); 13 — вспарушенный крестовый (с начала XVI в.); 14, 15 — сомкнутый на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.); 16, 17 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.);

18 — сомкнутый на распалубках, отступающих от угла(XVII в.); 19 — сомкнутый со свободным расположением распалубок (XVII в.); 20 — сомкнутый на гранёном основании («гранёный купол» — с начала XVI в., особо распространен со сторой половины XVII в.); 21 — парусный (XVI в.); 22 — купол на тромпах (XVI в.); 23 — крещатый с горизонтальным и шелыгами распалубок (XVI в. — наиболее ранний); 24 — крещатый с наклонными щелыгами распалубок(XVI—XVII вв.); 25 — крещатый со ступенчатыми распалубками (конец XVI— начало XVII в.); 26 — сомкнутый без распалубок (в основном со второй четверти XVII в.); 27, 28 — полулоткозый и лотковый (в основном со второй четверти XVII в.); 29 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты без распалубок (вторая половина XVII в.); 30 — лотковый на распалубках (XVII в.); 31, 32 — варианты светового пятиглавия бесстолпного храма (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг. и Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, конец XVII — начало XVIII в.)

Совсем не объективные размышления о стилях в архитектуре.

С одной стороны, стили вещь простая и понятная, с другой стороны, как их связать с конкретным зданием, ясно далеко не всегда. Попробуем в этом разобраться.

Чтобы не путаться в терминах, определимся с европейской классификацией архитектурных стилей. В подробности вдаваться не будем, отметим только основное, итак:

  • Архитектура древнего мира
  • Египет
  • Месопотамия и др.
  • Греческая
  • Римская
  • Византийская
  • Романская
  • Готика
  • Ренессанс
  • Барокко и Рококо
  • Классицизм и Ампир
  • Эклектика или Историзм
  • Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и другие разновидности
  • Конструктивизм
  • Арт-деко
  • Модернизм или Интернациональный стиль
  • Хай-тек
  • Постмодернизм
  • Разнообразные современные стили

Система стилей сформировалась в эпоху Просвещения, когда возник интерес к искусству, и появилась необходимость его как-то классифицировать. Возникла абстрактная хронологическая классификация стилей, весьма далёкая от реальности.

На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Мы даже не задумываемся, что какие-то элементы привычных для нас стилей, возникли в древнем Египте или Месопотамии. В своё время интерес к античности определил переход от средневековой архитектуры к архитектуре Нового времени.

Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.

Византийский стиль

Древнерусский стиль

Раннемосковский стиль

Годуновский стиль

Узорочье

Нарышкинский стиль

Барокко

Псевдоготика

Классицизм

Ампир

Эклектика

Модерн

Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Поэтому, чтобы примирить абстрактный стиль с реальным зданием, искусствоведы и другие умные люди придумали много дополнительных уточняющих стилей. Сейчас мы в эти дебри вникать не будем, а перейдём к русской храмовой архитектуре.

Читайте также:  Риски долевого строительства с эскроу

Как уже понятно, средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни коим образом. Это не говорит о том, что в древнерусской архитектуре нет стилевого разнообразия, просто европейцам она тогда была плохо известна. Мы, в общем, тоже плохо представляем дохристианскую русскую архитектуру, хотя она, несомненно, была. Поэтому начнём с эпохи принятия христианства.

Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциальноговизантийского храма. Почему так получилось, мы можем только гадать.

Первой каменной церковью на Руси считается церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная), построенная в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Однако до неё уже были построены большие рубленые деревянные церкви в Киеве, Новгороде и Ростове. Какие это были церкви мы не знаем, но то, что они отличались от византийских, несомненно. Характерным признаком первых деревянных русских храмов являетсямногоглавие, например, первая Киевская София «имущее верхов 13» или построенная в 992 году дубовая Новгородская София «13 верхы имуще». Позднее строятся и многоглавые каменные храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке.

Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль. С Византией сохранилась преемственность религиозно-символическая, которая в дальнейшем выразилась в идее третьего Рима.

В русской архитектуре начинают формироваться разные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Псковская, Киевская, Черниговская,Галицко-Волынская, Смоленско-Полоцкая и другие. Приглашаются греческие и европейские мастера. Новые приёмы в объёмных и декоративных формах древнерусского зодчества говорят о неразрывной связи с архитектурой христианской Европы, при этом сохраняется русская уникальность.

Развитие древнерусского зодчества, было прервано монголо-татарским нашествием. На некоторое время связь русской и общеевропейской архитектуры прекратилась. Однако, после освобождения от ордынского ига, отношения с европейской архитектурой вновь возродились. Пример этому, главные кремлёвские соборы Москвы. То, что русская архитектура продолжилась в формах домонгольского зодчества, имеет много причин, мы просто примем это как данность.

В этот период возникает «раннемосковский» стиль русского зодчества, который развиваясь, постепенно становится общерусским. Для простоты назовём его «московским стилем». В этом стиле построено большинство храмов в 16 веке. При этом своеобразие местных региональных школ сохраняется.

Следующий этап развития русской архитектуры, назовём его «годуновский», снова обозначил связь с европейской традицией, но вновь был прерван, на этот раз Смутой.

После смутного времени Европа воспринималась как враг, поэтому «годуновский» стиль развился в «узорочье», наверное, самый русский стиль. Он очень светлый и радостный, в нём всего с избытком, в Москве кокошников, а в Ярославле изразцов.

Сближение с европейской культурой было неизбежно, в архитектуре это выразилось в пришедшем на смену «узорочью» Нарышкинском стиле, его ещё называют «нарышкинским или московским барокко». Лучшим образцом этого стиля была, разрушенная в 1936 году, Успенская церковь на Покровке в Москве.

Нарышкинский стиль дал массу прекрасных провинциальных вариантов храмовой архитектуры по всей России. Они получили названияСтрогановского, Тотемского, Устюжского, Вятского, Уральского,Сибирского и т.д барокко. Этот самобытный стиль имеет мало общего с европейским барокко и мог бы называться иначе, но так исторически сложилось. В 18 веке именно «нарышкинский стиль» и его вариации был основным на всей территории России, кроме Санкт-Петербурга и Москвы.

Нарышкинский стиль стал последним национальным русским стилем в архитектуре, наступало новое время, а с ним приходила новая стилистика.

При Петре I происходит резкий поворот к европейской архитектуре, возникает «петровское барокко». Это уже типичный североевропейский стиль, который, однако, в России не прижился, слишком сухим и рациональным он оказался.

Уникальным явлением стали храмы в «голицинском стиле». Это, наверное самое европейское направление в русском барокко. Храмов в этом стиле было построено очень мало, но достаточно и одного шедевра — церкви Знамения в Дубровицах.

После «аннинского» барокко, основным стилем в Петербурге и Москве становится «елизаветинское» барокко. Это уже стиль молодой Российской империи. В Петербурге Растрелли, а в Москве Ухтомский создают, на мой взгляд, самый радостный стиль послепетровской эпохи. ПрекрасныйНикольский морской собор построил С. И. Чевакинский.

Некоторое время в архитектуре продолжается более строгое»екатерининское» барокко, но вскоре главным стилем в столицах, а позже в провинции, становится классицизм, сдержанный и гармоничный. Замечательными, хотя и очень разными, мастерами этого стиля были Василий Баженов и Матвей Казаков. Очень интересны и самобытны храмы, построенные Николаем Львовым.

При Александре I классицизм переживает время расцвета. Наверное, лучший храм в этом стиле — Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный Андреем Воронихиным.

Эпоха классицизма, после победы над Наполеоном, завершается русским ампиром. Крупнейшими мастерами этого стиля были Карл Росси и Василий Стасов, создавший замечательный Измайловский собор в Петербурге.

Храмы в этих европейских стилях, в основном, связаны со столичной архитектурой. В провинции строятся храмы, в которых одновременно присутствуют черты барокко и классицизма, нарышкинского стиля и псевдоготики. Это придаёт провинциальным и усадебным храмам неповторимое очарование.

В эпоху Николая I происходит возврат к формам древнерусской архитектуры. Однако провозглашенная триада «Православие, Самодержавие, Народность» привела в архитектуре не к творческому переосмыслению древнерусской архитектуры, а к механическому перенесению её внешних форм и декоративных элементов на классические композиционные схемы. В русской архитектуре началась эпоха эклектики, или как её сейчас называют,историзма. Этот стиль изначально не был единым и дал внутри себя массу направлений.

Государственным, официально одобренным стилем, стал, так называемый,»русско-византийский» стиль. По большому счёту, ни к византийскому, ни к древнерусскому стилю, он отношения не имеет. Его ещё называют»псевдорусским стилем». Основным выразителем этого направления стал Константин Тон.

На основе его «образцовых проектов» в российских городах было построено много однообразных церквей и соборов. Главное отличие «псевдорусских» храмов, их тяжеловесность, механистичность и сухость, что абсолютно не свойственно русской архитектуре. Самой интересной «русско-византийской» постройкой, так и остался родоначальник этого стиля, храм Христа Спасителя в Москве.

Для провинции Священный Синод издавал «Атласы планов и фасадов церквей для построек в селениях», к счастью на местах эти проекты перерабатывали иногда до неузнаваемости. Тем не менее, в провинции появилось достаточно много неинтересных и, в общем-то, однотипных храмов. Иногда их называют постройками в «синодальном» стиле.

Во второй половине 19 века, под влиянием фабричной архитектуры, возник рациональной, так называемый, «кирпичный» стиль. Однако, к концу века, в этом стиле было построено много, довольно изящных, псевдорусских храмов.

На основе средневековых европейских стилей появилась романтичная «неоготика», но большого распространения она, естественно, не получила.

Наиболее оригинальные образцы эклектики были построены в»псевдовизантийском» стиле. В этом стиле работал петербургский архитектор В. А. Косяков.

В 1890-е годы «псевдорусский» стиль стал отходить от аляповатых форм и приобрёл вид близкий к «узорочью».

Стиль эклектики, за малым исключением, не дал ярких образцов в храмовой архитектуре, но он пробудил интерес к настоящему, а не суррогатному, древнерусскому зодчеству.

В конце 19 века в Европе возник стиль, который во Франции назывался «арт-нуво», в Австрии «сецессион», в Германии «югендстиль». В России этот стиль получил название «модерн». В русском храмостроении в этом стиле были созданы блестящие образцы архитектуры. Модерн творчески переосмыслил древнерусское наследие. В этом стиле работали В.А. Покровский, И. Е. Бондаренко, А.В.Щусев и другие.

Было создано два основных направления:»неорусский» стиль, разрабатывающий в новых формах приёмы домонгольской архитектуры и «романтизм» с его стилизациями на тему древнерусской архитектуры, такие церкви часто строили старообрядцы.

В последние годы перед революцией возник «неоклассицизм», но времени на развитие у него не оказалось.

После 1917 года Россия обогатила мировую архитектуру «Русским авангардом», но развитие храмовой архитектуры, в очередной раз, было насильственно прервано.

Сейчас идут поиски современного стиля русской храмовой архитектуры, но интересных решений практически нет, как нет пока и заинтересованности в них.

Получив от Византии сложившуюся систему христианского храма, Русь очень быстро переосмыслила его и создала свой стиль храмовой архитектуры. При этом древнерусская архитектура, несомненно, являясь частью европейской христианской архитектуры, всегда сохраняла свою стилевую уникальность.

Даже в новое время, используя непривычные для себя, но общие с европейскими странами пространственные и декоративные приёмы, русская храмовая архитектура создала именно русское барокко, русский классицизм, русский ампир и русский модерн. Это были европейские стили, но в русской культурной традиции.

Кроме этого, в русской архитектуре параллельно с каменным, существовало и не имеющее аналогов в мире, деревянное храмовое зодчество. Именно оно на протяжении столетий определяло образ Русской земли. К сожалению, сегодня это бесценное наследие, по сути, оказалось ненужным ни государству, ни церкви.

Про отдельные стили русской каменной и деревянной архитектуры стоит поговорить более подробно. Но об этом позже.

Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре.

Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты.

Читайте также:  Какой входной контроль должен быть организован на всех этапах выполнения работ по строительству

Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма.

Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов.

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

В крупных храмах к четырём центральным опорам могла добавляться дополнительная пара колонн, позволяющая увеличить размеры храма. Если дополнительные колонны ставили в восточной части, перед апсидами, то получался храм с вимой. Чаще дополнительные колонны ставили с западной стороны, увеличивая пространство перед нартексом.

Колонны разделяли храм на три нефа, центральный и два боковых. С восточной стороны нефы заканчивались полукруглыми апсидами. Поперечный неф, образующий вместе с центральным нефом крест, называется трансепт. Центральный неф и трансепт были шире и выше боковых нефов. Апсида могла быть одна центральная, но чаще устраивали три апсиды.

Крылья креста перекрывали цилиндрическим сводом, который выходил на фасады в форме полукруглой закомары. Угловые ячейки (компартименты) более низкие и могли перекрываться различными типами сводов. На фасаде форма свода угловых ячеек обычно не выражена, эти части стен имеют горизонтальное завершение. В пятиглавых храмах в угловых ячейках ставили малые световые барабаны. Полукруглые апсиды перекрывались конхой (полукуполом).

К западной части храма добавлялся нартекс, отделённый от основного помещения стеной с проёмами. Над нартексом делали хоры, в виде второго яруса, открытого в пространство храма, в больших храмах они могли продолжаться и в боковые нефы. На хоры попадали по лестнице, которую в небольших храмах делали в стене, а в крупных пристраивали в виде башни.

Обычно византийский храм одноглавый, реже пятиглавый. Иногда в одноглавых храмах ставили две дополнительные главы для освещения хоров. Покрытие глав храма имеет простейшую посводную форму, то есть покрытие укладывается непосредственно на кирпичную поверхность купола. Покрытие глав делали из черепицы или применяли свинцовые листы. На всех главах устанавливался греческий равноконечный крест.

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), который называется плинфой. В Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась цемянка — известковый раствор с добавлением керамической крошки. Стены храма приобретали декоративный полосатый вид.

Византийские храмы имели характерную форму окна — два или три арочных проема, объединенных общей аркой.

Такова в общих чертах структура византийского крестово-купольного храма. Это была вполне законченная конструктивно-художественная система.

Именно её и получила Русь после крещения. Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Новая религия потребовала быстрого строительства храмов и поэтому первые церкви были построены из дерева, практически сразу после принятия христианства.

В «Повести временных лет» сказано, что после крещения киевлян в Днепре, Владимир «повелъ рубити церькви и поставляти по мъстомъ, идеже стояше кумиры.». Греки вряд ли могли научить русских строить из дерева, но проблем с постройкой рубленых церквей не возникло. Как выглядели эти церкви сказать трудно, но характерной их чертой являлось многоглавие, которое позже было перенесено и на каменные церкви.

Источник: arquitecturavmire.blogspot.com

Что такое свод в строительстве

Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах свода горизонтальные (распор).

Простейшим и наиболее распространенным является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т.п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности эллипса, параболы и др. два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрического свода – лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод.

Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод (свод на парусах).

Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). древнейшими являются так называемые ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора. В 4-3 тыс. до н.э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды и крестовые своды.

В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах.. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды.

В Западной и Северной Европе в средние века получили распространение крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом – нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича.

Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролета в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2 пол. 19 в. своды нередко создавались на основе металлических конструкций.

В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролетных зданий и сооружений. С сер. 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

Источник: vlando.ru

Что такое свод в строительстве

В обыденном употреблении слов свод иногда путают с куполом — недаром наряду с «куполом неба» говорят и о «небосводе». Простейший из известных свод, называемый цилиндрическим, получится сам собой, если полуциркульные арки пристроить одну за другой вплотную. В геометрическом смысле -это всего лишь арка, растянутая вдоль прямой, восстановленной к ее плоскости под прямым углом. Конечно же, именно шумеры должны были изобрести простой свод, который стал настоящим спасением для чрезвычайно быстро разраставшихся городов Двуречья. Однако не исключено, что первым по времени был «ложный» свод.

Ложный свод возник из необходимости надежным образом перекрыть внутреннее пространство, если оно превышало размерами несущую способность каменной плиты, а дерева было мало и его экономили. Ложный свод образуется в том случае, если каждый последующий из рядов каменной клади параллельных стен несколько выдвигается внутрь над нижележащим рядом — до тех пор, пока стены не сомкнутся.

Поскольку все вместе накрывается еще множеством рядов камня, их тяжесть защемляет консольные выступы, придавая целому изрядную устойчивость. Самым древним ложным сводом, дошедшим до нашего времени, является Большая галерея в толще пирамиды Хеопса — наклонный коридор, ведущий к погребальной камере фараона. Каждый из слоев огромных каменных блоков выступает вовнутрь лишь на 10 см, так что узкая галерея достигает десятиметровой высоты. Ложными сводами были перекрыты узки галереи внутри циклопических стен Микен Тиринфа, построенных в XIII-XIV вв. до н.э. По аналогии с куполами, есть основания считать, что и в шумерском царстве поначалу возводили лишь ложные своды, которые, из-за чрезмерной высоты и расхода материала, было бы невозможно применять в жилой застройке.

Изобретение истинного свода произвело революцию. Если ранее можно было строить лишь одноэтажные дома, перекрывая их ненадежными в силу хрупкости пальмовыми стволами, то, по крайней мере с II тыс. до н.э., истинный свод позволил даже из кирпича-сырца возводить трех- и четырехэтажные сооружения. Естественно при этом, что стены, поддерживавшие своды, должны были в этом случае по толщине приближаться к пролету самих сводов, что и обнажили раскопки Ура, Вавилона, Ниневии. С одной стороны, это было не слишком удобно, так как все помещения оказывались узкими и вытянутыми в длину.

С другой — это позволяло использовать плоские крыши-террасы, поднимая своды ступенями. Было и третье достоинство. Вырубая узкие коридоры между соседними сводчатыми помещениями или, напротив, заделывая их кирпичом, обитатели домов Двуречья 6ез особого труда меняли размеры своих домов, практически не трогая основной конструкци.

Свод

По клинописным табличкам мы знаем о несчетном количестве квартирных сделок такого рода и можем прочесть, к примеру: «3/4 cap жилого строения возле дома Иддин-Амурру, дом Нур-Сина и Нур-Шамаша, у Нур-Сина и Нур-Шамаша Иддин-Амурру купил. 17 сиклей серебра, полную его цену, он отвесил. В будущем, когда бы то ни было, Нур-Син и Нур-Шамаш «мой дом» не скажут». Один cap — это примерно 35 кв. м, так что Иддин-Амурру купил комнату площадью 27 кв. м. При ширине порядка 3 м (больший пролет перекрыть было трудно) она должна была иметь длину 9 м.

Читайте также:  Что такое флигель в строительстве

В Месопотамии, где орошаемой земли при всей ее плодородности было мало, и каждый ее клочок обладал высочайшей ценностью, возможность сэкономить площадь городской застройки, оставив внутри городской черты пальмовые плантации и сады и частью перенеся их на плоские кровли, была в полном смысле слова бесценной. Не будет каким-то преувеличением сказать, что весьма долгое благополучие Ура и Вавилона покоилось не только на мечах их воинов, но и на солидности их цилиндрических сводов.3 Использование массивной плоской кровли в хозяйственных целях словно возвращало в дело отобранную постройками драгоценную землю. В Библии, где содержится множество необычайно точных исторических свидетельств о долгой эпохе завоевания Палестины иудеями, можно прочесть (в книге Иисуса Навина) о том, как некая добрая жительница Иерихона спрятала разведчиков: «А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у ней на кровле».

Мы уже говорили, что греки не применяли арку, так что нет ничего удивительного, что они обычно не использовали и сводчатую конструкцию. Она, впрочем, была им нужна нечасто, так как обрабатываемые земли находились на склонах гор, застройка городов была хотя и плотной, но не настолько, чтобы отказываться от внутренних двориков двухэтажных домов, для строительства которых дерева в лесах хватало. Было одно значимое исключение — правда, уже в ту эпоху, что называют эллинизмом. Речь идет о сводчатых перекрытиях городских сточных туннелей -клоак, что строили явно не без учета опыта соседей на острове Сицилия, финикийцев, к тому времени основавших на африканском берегу Карфаген. Вообще, можно резонно предположить, что греки, невысоко ценившие всякий ручной труд и считавшие его делом низменным, пригодным для рабов, видели в своде исключительно техническое устройство для клоак и потому им брезговали.

Свод

Римляне иначе смотрели на жизнь. Они длительное время скептически посматривали на ученые занятия греков, прославляли труд вольных землепашцев, да и ко всем прочим проявлениям здоровой жизни относились без предрассудков — недаром вошел в историю остроумный ответ императора Веспасиана на неудовольствие его сына по поводу введения налога на городские уборные. Пахнут ли эти деньги? — якобы спросил Веспасиан своего наследника, вертя у того перед носом монету.

Действительно, у этрусков, старых союзников карфагенян, римляне научились тому, как предотвратить заболачивание низин между холмами Рима. Именно в эпоху этрусских царей будущего Всемирного города был построен огромный туннель, под сводом которого можно и сегодня проплыть в лодке -Клоака Максима собирала ливневые воды, стекавшие с холмов, и направляла их в Тибр.

Затем, оценив достоинства конструкции, римляне начали применять ее шире. Сначала для того, чтобы надежно перекрывать склады и мастерские. Затем — чтобы нести любую нагрузку. Арки наружной стены Колизея открываются в поперечные своды, на которых расположились ярусами трибуны для десятков тысяч зрителей.

Под этими широкими трибунами, но уже концентрическими овалами, повторяющими очертания наружной стены и арены внизу, проходят иные своды, соединяющие между собой поперечные проходы и лестницы. Наконец, уже в эпоху империи возникла потребность в иных невиданно огромных постройках, способных одновременно вместить тысячи людей. Это -термы, сложно устроенные бани, где жители римских городов не только мылись, но занимались телесными упражнениями, читали, беседовали и вообще приятно проводили время. Именно для терм архитектор догадался сделать еще одно изобретение. Если до того ограничивались возведением нескольких цилиндрических сводов обок, соединяя образовавшиеся длинные залы проемами в разделительных стенах, то теперь увидели возможность составить своды так, чтобы они пересекались под прямым углом.

Свод

Возник простой крестовый свод, ребра которого пересекаются под тем же прямым углом, но только развернутым на четверть круга. Отсюда был уже только шаг до осознания того, что довольно и самого пересечения сводов. Если нижние углы сводов будут поддержаны достаточно мощными опорами, возникнет зал. Отсюда оставался только шаг и до нового творческого решения.

Несколько крестовых сводов, приставленных один к другому, вместе образовали действительно обширный зал. Этой замечательной находке предстояла необычайно долгая жизнь, лишь немногим короче исторической карьеры классической колонны.

Сводчатая конструкция получила широчайшее распространение в Византии, а значит и на Руси, на всем Ближнем Востоке. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний рыцарских орденов и купеческих гильдий, и ратуш в богатых городах. На этом долгом пути в пространстве и во времени свод не остался в стороне от смены пристрастий к той или иной форме арки. Мы уже отметили. что снизу, из-под отрезков крестового свода, пересечение его ребер кажется в перспективе стрельчатым. Тем легче было перейти от цилиндрического свода к стрельчатому, что стало, пожалуй, главной отличительной чертой архитектурного стиля, позднее названному готическим (то есть варварским), хотя по-своему он не менее изыскан, чем греческая классика.

Свод

Мы еще вернемся к готическому своду, ограничившись здесь лишь указанием на то, что он таил в себе практтчески безграничные возможности художественного варьирования по сравнению с цилиндрическим и крестовым. Все — за счет умножения числа ребер и их скульптурной обработки. Пределом развития стали в этой гамме т.н. веерные своды, изобретенные во Франции, но наибольшее распространение получившие в Англии, где их сохранилось наибольшее количество до наших дней. Простой стрельчатый свод, накрепко соединившийся в представлениях тогдашних обитателей Московии с латинской «ересью», как тут именовали католицизм, проник на Русь только однажды. Приезжие мастера возвели его в палатах новгородского посадника, что дало московским великим князьям добавочный повод для расправы с непокорной боярской республикой, связанной с Западом давними торговыми контактами.

Свод

Ренессанс отрекся от стрельчатой арки, следовательно его архитекторы с проклятиями отвернулись и от стрельчатого свода, вернув моду на цилиндрический. Как и в случае арки, форма свода со временем отъединилась от конструкции, и уже с XVII в. в гражданских постройках, включая сюда и дворцы, она часто лишь изображалась.

Здание ставилось в простой системе несущих стен и столбов и мощных главных балок, толщиной с корабельную мачту. Поверх этих балок -прогонов укладывали «чистые» полы, а снизу их подшивали досками, после чего между верхом стены и потолком с помощью деревянных кронштейнов в четверть круга устраивали подобие четвертного же свода. Ппоперек набивали на кронштейны тонкие рейки, а уже по рейкам — штукатурили и приклеивали гипсовые лепные детали. Плоскую же часть потолка, т. н. зеркало обычно затягивали загрунтованным холстом, по которому множество живописцев расписывали сцены на античный манер, среди иллюзорных облаков. Такой свод называют коробчатым.

С начала XIX в. гигантские своды железнодорожных вокзалов, банков, библиотек стали изготовлять уже из тонких железных конструкций, что позволило перейти к возведению сводов из стекла в металлических рамах. Наконец, с начала XX в. большинство сводов для выставочных павильонов, ангаров, складов, гаражей стали выполнять в виде тонкостенных оболочек — по сравнению с их пролетом тонких, как скорлупка.

Свод

«Музей» сводов, сформированный историей архитектуры, столь обширен, что внимание сосредоточивается на трех основных характеристиках: пропорции сечения, характер членения на отсеки и выстройка декора. Стилистические характеристики сводчатых покрытий уходят на второй план.

С середины Х/Хв. архитектор начинает артистическую игру с самой сущностью свода. Если в интерьерах парижской библиотеки Св. Женевьевы (след, crp.j переосмысленный декор еще играет значительную роль, то Антонио Гауди (справа и внизу), обычно наслаждавшийся активным декором, обходится без него, акцентируя лишь саму активность параболического сечения.

Источник: www.burana.ru

А. В. Кузнецов. Своды, их конструкция и декор. 1936

«Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936) Статья А. В. Кузнецова «Своды, их конструкция и декор»

Преподавал в МВТУ (с 1907 года — профессор), при котором совместно с В. А. Весниным основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. Основатель отечественной школы промышленной архитектуры. Создал своеобразный индивидуальный стиль в рамках модерна на стыке с неоклассицизмом, экспрессионизмом и зарождавшимися рациональными тенденциями в архитектуре (иногда называемый исследователями архитектуры «железобетонный модерн»). Широко применял в своих постройках новаторские технические достижения времени в том числе железобетон, металлические конструкции, стекло кафельную плитку.

Славу архитектору принесли: здание женской гимназии и новоткацкая фабрика в Богородске (Ногинск), построенные в 1908, а также шедевр мастера — здание мастерских Строгановского училища на Рождественке в 1912—1914 гг. По его проектам были построены: ряд корпусов завода АМО, Дом политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке 1905—1906 гг. и др.

В 1923 году — главный конструктор I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1926—1928 годах возглавлял строительство комплексов ЦАГИ на улице Радио, Московского энергетического института и Всероссийского электротехнического института на Красноказарменной улице, Московского текстильного института на Малой Калужской улице. Жил в собственном доме в Мансуровском переулке.

Преподавал на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа— ВХУТЕИНа. Среди учеников А. В. Кузнецова были ставшие известными впоследствии архитекторы И. С. Николаев, Г. М. Орлов и Г. Я. Мовчан.

Источник: tehne.com

Рейтинг
Загрузка ...