Что такое технологическая схема строительства

Содержание

Технологической схемой НПС называют безмасштабный рисунок, на котором представлена схема размеще­ния ее объектов, а также внутристанционных коммуни­каций (технологических трубопроводов) с указанием ди­аметров и направлений потоков.

Сооружения НПС могут быть разделены на две груп­пы: производственного и вспомогательного назначения. К объектам первой группы относятся: подпорная на­сосная, магистральная насосная, резервуарный парк, площадка фильтров-грязеуловителей, технологические трубопроводы, узлы учета, узел регуляторов давления, камеры приема и пуска средств очистки и диагностики, совмещенные с узлом подключения к магистральному трубопроводу, узел предохранительных устройств, ем­кость сбора утечек с погруженным насосом.

Объектами второй группы являются: системы энерго-, водо- и теплоснабжения, водоотведения, автоматики, те­лемеханики, узел связи, лаборатория, мех мастерские, пожарное депо, гараж, административное здание и т.д.

Принципиальная технологическая схема головной НПС магистрального нефтепровода приведена на рисун­ке ниже. Нефть с промысла поступает на станцию через фильтры-грязеуловители, узел предохранительных уст­ройств, узел учета и направляется в резервуарный парк. Здесь осуществляется ее отстаивание от воды и мехпри- месей, а также замер количества. Для откачки нефти из резервуаров используется подпорная насосная. Из нее через узел учета нефть направляется в магистральную насосную, а затем через узел регуляторов давления и камеру пуска средств очистки и диагностики — в магист­ральный нефтепровод.

КОМПАС-3D v12. Схема дистилляции

Принципиальная технологическая схема головной нефтеперекачивающей станции

1 - 0003

I — камера приема средств очистки и диагностики; II — площадка фильтров-грязеуловителей; III — узел предохранительных устройств; IV, VII — узел учета; V — резервуарный парк; VI — подпорная насосная; VIII — магистральная насосная; IX — узел регуляторов давления; X — камера пуска средств очистки и диагностики; XI — емкость сбора утечек с погружным насосом; XII — байпасная (обводная) линия

Для очистки полости трубопровода от парафина, смол, мехпримесей, воды из камеры X периодически произво­дится запуск очистных устройств (скребков). Из нее же в трубопровод вводятся средства диагностики состояния его стенки.

Периодически возникает необходимость во внутри- станционных перекачках: при зачистке резервуаров, при их освобождении перед диагностикой и ремонтом, при компаундировании (приготовление нефтяных смесей с требуемыми свойствами) и т.д.

Таким образом, технологическая схема головной НПС позволяет выполнять следующие основные операции:

  • прием нефти с промыслов;
  • ее оперативный и коммерческий учет;
  • хранение нефти;
  • запуск очистных и диагностических устройств;
  • внутристанционные перекачки.

Принципиальная технологическая схема промежуточ­ной НПС магистрального нефтепровода приведена на ри­сунке ниже. Она отличается от изображенной на рисунке выше тем, что не содержит узлов учета, резервуарного парка и подпорной насосной. Соответственно, на таких НПС не выполняются операции учета и хранения нефти.

Пример построения технологической схемы

Принципиальная технологическая схема промежуточной нефтеперекачивающей станции

1 - 0004

I — камера приема средств очистки и диагностики; II — площадка фильтров-грязеуловителей; III — узел предохранительных устройств; IV — емкость для сброса ударной волны; V — емкость сбора утечек с погружным насосом; VI — магистральная насосная; VII — узел регуляторов давления; VIII — камера пуска средств очистки и диагностики

Необходимо подчеркнуть, что такой состав сооруже­ний промежуточных НПС имеет место только при систе­ме перекачки «из насоса в насос», если: а) они не распо­ложены на границе эксплуатационных участков (и по­этому не являются для них головными); б) на них не производятся операции приема нефти с близлежащих месторождений.

Рассмотрим элементы технологической схемы. Узел подключения НПС к магистральному трубопроводу (первый рисунок) состоит из камер приема и пуска очистных и диагностических устройств, а также байпасной (обвод­ной) линии. В период между очистками задвижки I, II, IV, VI, VII закрыты, а задвижки III, V открыты.

Поток нефти из предшествующего участка трубопровода через задвижку V поступает во всасывающую линию НПС, а из нагнетательной линии — через задвижку III в следующий участок трубопровода. При проведении очистки предше­ствующего участка трубопровода, после того как скре­бок пройдет линейный сигнализатор, открываются зад­вижки VI, VII и закрывается задвижка V. После того как скребок окажется в приемной камере, задвижка V открывается, а задвижки VI, VII закрываются. Далее нефть из приемной камеры самотеком сливается в под­земную дренажную емкость ЕП, концевой затвор прием­ной камеры открывается, и скребок извлекается из нее, а концевой затвор закрывается.

При необходимости очистки последующего участка трубопровода сначала при закрытых задвижках I, II от­крывается концевой затвор камеры, и в нее запассовывается скребок. Далее после закрытия концевого затвора открываются задвижки I, II, закрывается задвижка III, и скребок входит в очищаемый участок трубопровода.

При неработающей НПС открыты только задвижки III, IV, V, и поток нефти из предшествующего участка направляется в последующий, минуя станцию.

Площадка фильтров-грязеуловителей располагается на входе в НПС. Фильтры-грязеуловители предназначе­ны для улавливания крупных механических частиц, по­ступающих из магистрального (или подводящего) трубо­провода. Количество параллельно включенных фильтров выбирается таким образом, чтобы по мере засорения од­них можно было включить в работу другие. О работоспо­собности фильтров судят по разнице давлений на входе и выходе из них. При увеличении перепада давлений до величины более 0,05 МПа (что свидетельствует об их за­грязнении) или уменьшении до величины менее 0,03 МПа (свидетельствует о повреждении фильтрующего элемен­та) производится переключение на резервный фильтр.

Узел предохранительных устройств служит для предохранения приемного коллектора технологических трубопроводов НПС от чрезмерных давлений на приеме станции, возникающих при ее внезапных отключени­ях. В качестве предохранительных устройств использу­ются либо система сглаживания волн давления, либо предохранительные сбросные клапаны. Сброс избыточ­ного давления производится в безнапорные технологи­ческие емкости. Принцип работы предохранительных устройств будет рассмотрен ниже.

Узел учета нефти состоит из нескольких параллель­ных линий, каждая из которых включает следующие элементы: отсекающие задвижки, манометры, фильтры, струевыпрямитель, счетчик, термометр, отводы к конт­рольному счетчику или пруверу, контрольный кран. Повышение точности замера расхода достигается допол­нительной очисткой нефти в фильтре, уменьшением тур­булентности потока в струевыпрямителе (представляющем собой пучок параллельных трубок малого диаметра, по­мещенных в основную трубу), а также внесением тем­пературной поправки на основе показаний термометра.

В зависимости от количества трубопроводов, подклю­ченных к резервуарам, различают однопроводную и двух­проводную (рисунок ниже) технологические схемы. В первом случае для приема и отпуска нефти используется один и тот же Трубопровод, во втором — разные. Для снижения скорости закачки нефти резервуары могут иметь несколь­ко приемо-сдаточных патрубков.

Возможные схемы обвязки резервуаров

1 - 0005

а — для головных и промежуточных станций; б — для головных станций; I-IV — номера резервуаров

Соединение насосов на НПС может быть параллель­ным, последовательным или комбинированным. При па­раллельном включении (рисунок ниже) насосы имеют общие всасывающий и нагнетательный коллекторы. Поэтому напор группы насосов равен напору одного из них, а по­дача увеличивается в число раз, равное количеству рабо­тающих насосов. При последовательном включении (рисунок ниже) нефть проходит один насос за другим, полу­чая в каждом из них приращение напора. Для предот­вращения работы насосов самих на себя их всасывающая и нагнетательная линии разделены обратным клапаном, который пропускает поток, двигающийся слева направо, но закрывается для потока, двигающегося в обратную сторону.

На современных нефте- и нефтепродуктопроводах параллельное включение чаще применяется для подпор­ных насосов, а последовательное — для магистральных. Нередко встречается комбинированное (последовательно­параллельное) соединение насосов (рисунок ниже).

Возможные схемы соединения насосов на НПС

1 - 0006

а — параллельное; б — последовательное; в — комбинированное (параллельно-последовательное)

Обвязка насосов должна обеспечивать работу НПС при выводе в резерв любого из насосных агрегатов станции.

Обратный клапан устанавливается также после по­следнего по ходу магистрального насоса. Делается это для защиты магистральной насосной от гидравлических уда­ров в последующем участке трубопровода.

Узел регуляторов давления служит для установле­ния требуемого начального давления в обслуживаемом участке трубопровода.

Все перечисленные объекты соединяются технологи­ческими трубопроводами. На НПС они служат для вы­полнения всех технологических операций с поступающей, хранящейся и откачиваемой нефтью. Границы техноло­гических трубопроводов определяются входными и вы­ходными задвижками НПС.

На технологических схемах указывают диаметры тру­бопровода и направление движения нефти.

Источник: ros-pipe.ru

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Строительство Технологические схемы строительства ПС

Лекция 9

Под технологической схемой строительства понимают принятые в проекте направления проходки комплекса выработок, их взаимное расположение, характер и очередность разработки породы в забое, временного и постоянного крепления.

При проектировании строительства тоннелœей используют различные компоновочные схемы (рис.1):

Рис. 1. Компоновочно-технологические схемы строительства тоннелœей

1 – тоннель; 2 – сервисный (вспомогательный) тоннель; 3 – сбойка; 4 – фурнель (вертикальная сбойка); 5 – портал; 6 – штольня вкрест; 7 – шахтный ствол; 8 – штольня параллельная

I– одиночный тоннель;

II – парные тоннели 1, располагаемые на одном или разных уровнях, соединяемые сбойками 3 с интервалом 300-500 м. При этом расположение забоев тоннелœей при проходке может быть одинаковое или один их них опережает другой на 30-50 м;

III– один рабочий тоннель 1 и один сервисный (вспомогательный) тоннель 2, расположенный на одном или разных уровнях с основным, между которыми проводят сбойки 3. При этом оба тоннеля проводят без опережения одного другим или (лучше) с опережающей проходкой вспомогательного тоннеля на 50-100 м;

IV– парные тоннели 1, расположенные на одном уровне, проводят одновременно с опережающим на 50-100 м сервисным тоннелœем 2, отметка лотка которого на 1-2 м ниже, чем в тоннелях 1, для водоотвода;

V – одиночный тоннель 1 проводят одновременно с опережающей вспомогательной выработкой 2, располагаемой в пределах площади сечения тоннеля в его средней, нижней или верхней частях (рис. 1, схема V, а, б, в);

VI– тоннель 1 проводят одновременно с двумя вспомогательными опережающими выработками 2, одна их которых располагается в пределах площади сечения тоннеля, а другая вне ее. Между вспомогательными выработками проводят сбойки 3 диагонального или перпендикулярного направления;

VII; VIII; IX – одиночный или парные тоннели 1 проводят со стороны порталов 5 и через дополнительную вскрывающую выработку: штольню 6, расположенную вкрест к продольной оси тоннеля (схема VII); шахтный ствол 7 (схема VIII) или параллельную штольню 8 с подходной выработкой 3 (схема IX).

Схемы I и II, как наиболее простые, рекомендуют при хорошей разведанности массива горных пород по трассе тоннеля и эффективной схеме его проветривания как при проходке, так и при эксплуатации.

Схемы III и IV целœесообразны при «кольцевой» схеме вентиляции и транспортировании горной породы, материалов и оборудования, а также обеспечения запасного выхода при аварийных ситуациях. Вариант с опережающим сервисным тоннелœем позволяет выполнять детальную геологическую и гидрогеологическую разведки, а при нужнобности и осушение породного массива, его тампонирование или упрочнение.

Эти работы должны быть завершены до подхода забоя основного тоннеля, что исключит сбои в его проходке. Недостатком схемы является крайне важность выполнения дополнительных объемов горных работ по проходке вспомогательных опережающих горных выработок и сбоек. При этом данный недостаток компенсируется повышением надежности строительных работ и их безопасности при строительстве и эксплуатации тоннелœей. Схема IV признана наиболее приемлемой при строительстве двух длинных однопутных желœезнодорожных тоннелœей, особенно подводных. К примеру, при строительстве Северо-Муйского тоннеля длиной 15,3 км в России, подводных тоннелœей под Ла-Маншем между Францией и Англией, «Сейкан» в Японии между островами Хонсю и Хоккайдо.

Схема V за счет опережающей выработки позволяет провести доразведку массива пород по трассе тоннеля (аналогичносхемам III и IV), но не требует выполнения дополнительных объемов проходческих работ вне площади его сечения.

При устойчивых скальных и полускальных породах опережающая выработка может проходиться без крепи или с легкими крепями (анкерной, набрызгбетонной или их комбинацией). При этом возможно бурение веерных скважин из передовой выработки в перпендикулярных плоскостях для выполнения взрывных работ. Это сокращает продолжительность проходческого цикла и облегчает отбойку породы благодаря второй обнаженной поверхности. При расположении передовой выработки у кровли тоннеля появляется возможность ее укрепления анкерами и набрызгбетоном, а при схеме с передовой калоттой – возведение свода из бетона или желœезобетона.

При мягких породах передовая выработка (пилот-тоннель) может проходиться щитовым механизированным комплексом с возведением сборной обделки, а с отставанием на 50-70 м выполняется расширение его до проектного размера основного тоннеля с возведением сборной обделки и разборкой обделки пилот-тоннеля. Такая схема используется, к примеру, при строительстве боковых тоннелœей колонных или пилонных станций метро в Санкт-Петербурге. Опережающая разведочная скважина может предусматриваться для выявления водоносных слоев пород, пересекающих трассу тоннеля, или для выявления «окон» в ледопородном ограждении при проходке с замораживанием пород. Недостатком схемы является крайне важность совмещения в одном тоннелœе двух транспортных потоков и согласования проходческих работ в обоих забоях. При буровзрывном способе проходки это вносит дополнительные осложнения.

Схема VI подобна схеме III, но отличается наличием опережающей выработки (или пилот-тоннеля) в площади сечения основного тоннеля. Дополнительный объем работ по сравнению со схемой III может быть компенсирован преимуществами, присущими схеме V.

Схемы VII; VIII; IX – рациональны при большой длинœе тоннеля и при невозможности его постройки в заданный срок только через порталы. Возникает нужнобность раскрытия дополнительных забоев в основном тоннелœе. Их число определяется расчетом. При этом в качестве главного критерия оптимальности принимают срок строительства, а другие критерии имеют подчинœенный характер.

Технологические схемы строительства камер взаимоувязывают со схемами вскрытия. При послойном порядке строительства камеры работы ведут от верхнего слоя к нижнему, а в каждом слое по схемам, представленным на рис. 2.

При скальных и полускальных породах, допускающих раскрытие калотты на полный профиль с упрочняющими временными крепями, работы ведут по схемам, представленным на рис. 3.

Рис. 2. Схема (в плане) ведения работ в камере (верхний слой): а – от одного торца камеры к другому; б – от центра камеры к торцам; в – от двух торцов камеры к серединœе; г – участками по 3-6 м с кратными по длинœе интервалами

1 – очертание камеры в плане; 2 – подходная выработка (у подошвы верхнего или нескольких слоев); 3 – восстающий (гезенк, фурнель) для спуска горной массы, подъема и спуска людей, оборудования, материалов

Рис. 3. Технологическая схема сооружения камеры большого сечения в устойчивых скальных или полускальных породах:

а-з – фазы выполнения работ по выемке породы и временному креплению в слоях (левые части схем) и возведению обделки (правые части схем)

Схемы строительства камер в среднеустойчивых и слабоустойчивых породах представлены соответственно на рис. 4 и 5.

Рис. 4. Технологическая схема сооружения камеры в среднеустойчивых породах (двухштольневой метод опертого свода):

а – сквозная проходка с рамной крепью штолен 1 и 3, сбоек 2 между ними (фурнелœей); б – раскрытие калотты 4 заходками по 5-7 м с временной подпорной веерной крепью и затяжкой кровли (шаг фурнелœей равен длинœе двух-четырех заходок); в – возведение свода 5 от пят к замку с опиранием пят на породу и последовательной разборкой временной крепи; г – разработка ядра 6 с временной распорной крепью; д – разработка в шахматном порядке (слева и справа) под пятами свода тросс 7 длиной, равной 1/4-1/3 заходки с возведением временной крепи, а затем бетонирование стен в штроссах; е – разработка породы в лотке и возведение обратного свода 9

Рис. 5. Технологическая схема сооружения камеры в слабоустойчивых породах методом «опорного ядра»: а – проходка с рамной крепью центральной штольни 1 и боковых 2 на полную длину камеры и сбоек 3 между ними; б – бетонирование пятовых частей стен 2¢ обратным ходом на всю длину камеры (или на нескольких участках одновременно через штольню 1 и сбойки 3); закладка породой штолен 2¢¢; в – проходка штолен 4 второго яруса с рамной крепью, возведение стен второго яруса 4¢ и закладка породой штольни 4¢¢ (аналогично а и б); г – проходка калоттной штольни 5 с рамной крепью, фурнелœей 6 и раскрытие с веерной крепью одновременно нескольких калотт 7 длиной по 3-6 м с интервалами кратной длины; д – возведение свода 9 с опиранием его на стены, возведенные ранее; е – разработка породы в ядре 10, обратном своде 11 и его возведение

Читайте также:  Нормы строительства магазина от частного дома

В качестве примера схем строительства подземных сооружений с использованием подходных штолен рассмотрим схему базовых сооружений левого берега Нурекской ГЭС (рис. 6), проект которых был разработан Среднеазиатским отделœением Гидропроекта при участии Гидроспецпроекта.

Рис. 6. Схема базовых сооружений левого берега Нурекской ГЭС

1 – камера затворов; 2 – гребень плотины; 3 – катастрофический водосброс с поверхностным водозабором;

4 – аэрационный ствол; 5 – транспортный тоннель; 6 – грузовой тоннель; 7 – катастрофический водосброс с глубинным водосбором; 8-10 – строительные тоннели соответственно 3, 2 и 1-го ярусов; 11 – подходная штольня

Русло р. Вахш перекрыто плотиной из местных материалов. Пропуск расходов реки (3200 м 3 /с) на период строительства плотины осуществлялся через временные строительные тоннели, расположенные в три яруса по высоте. Тоннели имеют сводчатую форму поперечного сечения с площадью 103 м 2 . На начальных участках всœех тоннелœей размещены затворы в подземных камерах.

Длина тоннелœей 1, 2 и 3-го ярусов соответственно равна 1562, 1577 и 1400 м. При пропуске паводковых расходов строительного периода тоннели работали попарно – 1, 2 и 2, 3-й ярусы. Для пропуска паводковых расходов эксплуатационного периода предусмотрены два тоннельных катастрофических водосброса: один с глубинным, другой – с поверхностным водозабором. Последний наклонным тоннелœем соединœен со строительным 3-го яруса.

На портальных участках строительных тоннелœей проектировали большой объем скальных, бетонных и монтажных работ, в связи с этим их не использовали для проходки. Строительные тоннели проводились из подходных штолен в соответствии со схемой VI. Три штольни запроектированы для тоннеля первого яруса и по две – для тоннелœей 2 и 3-го ярусов.

Вертикальные стволы в качестве подходных выработок в соответствии со схемой VII были использованы на строительстве деривационного тоннеля для переброски стока р. Арпа в оз. Севан. Деривация общей протяженностью 48 км состоит из двух тоннелœей: № 1 от р. Арпа до р. Элегис длиной 18 км и № 2 от р. Элегис до оз.Севан протяженностью 30 км (рис. 7). Сечения тоннелœей сводчатой формы имеют размеры: 3,7 ´ 5,7 м и 3,7 ´ 8,3 м.

Рис. 7. Схема сооружения тоннеля Арпа-Севан:

а – продольный разрез; б – план

1 – водохранилище; 2 – плотина; 3 – тоннель № 1; 4, 7, 8 и 10 – вертикальные стволы;

5 – выходной портал тоннеля № 1; 6 – выходной портал тоннеля № 2; 9 – тоннель № 2

Помимо четырех забоев со стороны порталов (направление подвигания забоев на рис. 7 показано стрелками), было открыто дополнительно семь забоев через четыре вертикальных ствола.

В случае если подземное сооружение представляет систему параллельно расположенных тоннелœей или камер, то подходные выработки крайне важно в наибольшей степени использовать для проведения всœех тоннелœей. Подобная разновидность схемы VI с использованием транспортной штольни была применена на строительстве Асуанского гидроузла (рис. 8). Подводящая деривация представляла собой шесть базовых напорных тоннелœей круглого поперечного сечения длиной по 282 м каждый. Диаметр тоннелœей в проходке 17 м, в свету – 15 м. Каждый тоннель имел два входа: временный (на нижнем горизонте), необходимый для пропуска расходов воды при промежуточном уровне водохранилища, и постоянный, портал которого располагался на 35 м выше временного.

Временный вход в пределах камеры затворов (длина 40 м) имел сечение, разделœенное бетонным бычком, с циркульным сводом в проходке (ширина 19 м). Впоследствии временный вход был заделан бетонной пробкой.

Постоянный вход имел наклонный участок без разделительного бычка, так как здесь затворы расположены во внешнем (наземном) водоприемнике. Камеры затворов соединœены с наземной площадкой вертикальными стволами с поперечным сечением 20 ´ 3 м.

Каждый напорный тоннель на выходе разветвляется на два турбинных водовода меньших сечений. Три вентиляционных ствола глубиной 60-70 м проведены с поверхности до отметки свода базовых тоннелœей. Каждый ствол сечением 8 м 2 соединœен с двумя тоннелями вентиляционными сбойками сечением 4 м 2 .

Важно заметить, что для строительства подземных сооружений дополнительно проводились вспомогательные выработки: транспортная штольня, соединительные выработки и камеры. Транспортная штольня имела ширину 10 м и высоту 7,5 м. Ее размеры определœены из условия работы экскаватора Э-654 и двухстороннего движения автомобилей. Длина штольни 645 м, из которых 260 м приходится на пересечение базовых тоннелœей.

Рис. 8. Схема тоннелœей на строительстве Асуанского гидроузла:

а – план; б – разрез по оси тоннеля № 5

1-6 – напорные тоннели; 7 – соединительные выработки; 8 – наклонный съезд; 9 и 10 – вентиляционные стойки и стволы; 11 – транспортная поперечная штольня; 12 – вход в тоннель временный; 13 – то же постоянный;

14 – бетонная пробка; 15 – затворы

Проведение тоннелœей велось в два этапа: вначале разрабатывали калоттную часть, затем, после закрепления кровли желœезобетонным сводом, отрабатывался нижний уступ.

При проектировании проходки вертикальных шахтных стволов используют несколько технологических схем строительства. Четыре из них представлены на рис. 9.

Схема (рис. 10, а) применима во всœех случаях, когда нет других вскрывающих выработок или подходных на рабочем горизонте. Для выдачи породы из забоя и для других подъемно-транспортных операций используют бадьевой подъем с наземным шахтным копром или подъемными кранами. Такая схема получила наибольшее распространение.

Схема(рис.10, б) применима при наличии подходной выработки на нижнем рабочем горизонте, на который горная масса из забоя спускается по передовой скважинœе. Это позволяет отказаться от породного подъема на строительной площадке. При этом схема требует использования материального подъема и специальных устройств для регулирования режима спуска породы по скважинœе во избежание образования пробок.

Схема(рис.10, в)допустима при наличии подходной выработки на нижнем горизонте (к примеру, вскрывающей штольни) и невозможно или нецелœесообразно устройство строительной площадки возле шахтного ствола.

Схема(рис. 10, г) применима при условиях схемы «в», но при хорошей устойчивости породного массива, что позволяет вести проходку с подвесного полка на канате, пропущенном через скважину. При этом горная масса после взрыва падает на почву выработки, где ее убирают погрузо-доставочной или погрузочной машиной в транспортные средства.

Рис. 9. Схемы проходки вертикальных шахтных стволов:

а – сверху вниз глухим забоем, б – сверху вниз по передовой скважинœе, в – снизу вверх глухим забоем, г – снизу вверх по передовой скважинœе

1 – шахтный ствол; 2 – горизонтальная выработка рабочего горизонта; 3 – передовая скважина; 4 – восстающий на три отделœения; 5 – магазинированная горная масса; 6 – подъемная лебедка полка; 7 – подвесной полок

Рис. 10. Схемы проходки слепых вертикальных стволов и камер:

а – сверху вниз глухим забоем через верхнюю подходную выработку 1; б – сверху вниз по передовой скважинœе 3, пробуренной с поверхности до нижней подходной выработки 8; в – снизу вверх глухим забоем с устройством восстающего 4 на три отделœения и магазинированием горной массы 5 из забоя; г – снизу вверх из нижней выработки по передовой скважинœе 3 до верхней подходной выработки 1; подъем и спуск полка 6 выполняется подъемной лебедкой 7

При строительстве слепых шахтных стволов или камер, не имеющих непосредственного выхода на дневную поверхность, (рис. 10) используют аналогичные технологические схемы строительства (см. рис. 9), но предусматривают ведение горно-про­ходческих работ без непосредственного выхода на поверхность.

Технологические схемы строительства наклонных стволов, тоннелœей и камер аналогичны схемам для строительства шахтных стволов и камер.

Лекция 9 Под технологической схемой строительства понимают принятые в проекте направления проходки комплекса выработок, их взаимное расположение, характер и очередность разработки породы в забое, временного и постоянного крепления. При проектировании. [читать подробенее]

Лекция 9 Под технологической схемой строительства понимают принятые в проекте направления проходки комплекса выработок, их взаимное расположение, характер и очередность разработки породы в забое, временного и постоянного крепления. При проектировании. [читать подробенее]

Источник: oplib.ru

Технологическое проектирование строительства

Проект организации строительства, проект производства работ. Технологические карты на сложные строительные процессы, карты трудовых процессов, технологические схемы выполнения процессов. Расчет и оптимизация сетевого графика и состав объектного потока.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.06.2011
Размер файла 112,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Технологическое проектирование предназначено для разработки оптимальных технологических решений и определения необходимых организационных условий выполнения строительных процессов, работ, возведения здания или сооружения в целом.

Технологическое проектирование является частью проектной документации, разрабатываемой при строительстве объекта. Выполнение технологических процессов предусмотрено на всех стадиях создания проекта: технико-экономического обоснования (стадия проекта), рабочей документации, производства работ.

Технологическое проектирование строительства включает:

проект организации строительства (ПОС);

проект производства работ (ППР);

технологические карты на сложные строительные процессы;

карты трудовых процессов;

технологические схемы выполнения процессов.

Организация строительного производства должна обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на достижение конечного результата — ввода в действие объекта с необходимым качеством и в установленные сроки.

Строительство объекта следует организовывать с учетом целесообразного расширения технологической специализации в выполнении строительно-монтажных работ, применения в строительстве комбинированных организационных форм управления, основанных на рациональном сочетании промышленного и строительного производства.

При организации строительного производства должны обеспечиваться:

согласованная работа всех участников строительства объекта с координацией их деятельности генеральным подрядчиком, решения которого по вопросам, связанным с выполнением утвержденных планов и графиков работ, являются обязательными для всех участников независимо от ведомственной подчиненности;

комплектная поставка материальных ресурсов из расчета на здание, сооружение, узел, участок, секцию, этаж, ярус, помещение в сроки, предусмотренные календарными планами и графиками работ;

выполнение строительных, монтажных и специальных строительных работ с соблюдением технологической последовательности и технически обоснованного совмещения;

соблюдение правил техники безопасности;

соблюдение требований по охране окружающей природной среды.

Запрещается осуществление строительно-монтажных работ без утвержденных проекта организации строительства и проекта производства работ. Не допускаются отступления от решений проектов организации строительства и проектов производства работ без согласования с организациями, разработавшими и утвердившими их.

Проект организации строительства является обязательным документом для заказчика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства.

Проект организации строительства должна разрабатывать генеральная проектная организация или по ее заказу другая проектная организация.

ПОС разрабатывается на весь период строительства комплекса.

ПОС должен содержать:

стройгенпланы на подготовительный и основной периоды строительства;

календарный план (КП) строительства и отдельно план подготовительного периода.

На основании КП строительства составляются:

график производства СМР на стройке;

организационно-технологические схемы возведения объектов с указанием последовательности работ на них;

ведомость объёмов строительных, монтажных и специальных работ по основным объектам и комплексами периодам строительства;

ведомость потребности в конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании с распределениям по объектам и периодам строительства;

график потребности в основных строительных машинах и транспорте по строительству в целом;

график потребности в кадрах строителей;

пояснительную записку, содержащую краткую характеристику условий строительства и описание методов производства основных работ, необходимые расчёты, обоснование и ТЭП.

ПОС разрабатывается с использованием типовых ППР.

Проект производства работ (ППР) разрабатывается для здания в целом, отдельных циклов возведения здания, сложных строительных работ, на строительство отдельных объектов.

ППР состоит из трёх основных видов технологических документов:

графики (календарных планов);

В состав ППР на возведение объекта или его части включаются:

календарный план производства работ по объекту или комплексный сетевой график (КСГ);

строительный генеральный план;

графики поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;

графики движения рабочих кадров по объекту и основных строительных машин по объекту;

технологические карты (схемы);

решения по производству геодезических работ;

мероприятия по выполнению работ методом сквозного поточного бригадного подряда;

решения по прокладке временных сетей водо-, тепло- и энергоснабжения и освещения;

перечни технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки грузов;

пояснительную записку, с обоснованием принятых решений и методов работ, расчётов ресурсов и ТЭП.

ППР на подготовительные работы выполняют в той же номенклатуре, что и для основных работ, но в меньшем объёме. Для технически несложных объектов ППР содержит только календарный план, стройгенплан и краткую пояснительную записку.

Состав объектного потока

1. Подземная часть

Рытье котлована, зачистка дна котлована, песчаная подготовка, монтаж фундаментов и блоков стен подвала, горизонтальная гидроизоляция, монтаж перекрытий над подвалом, обратная засыпка пазух фундамента внутри автостоянки, устройство выпусков инженерных коммуникационных сооружений, вертикальная гидроизоляция, обратная засыпка снаружи с уплотнением грунта, отмостка

2.Монтаж надземной части

Возведение монолитных колонн и плит перекрытий поярусная кладка кирпичных стен, монтаж лестничных площадок и маршей, балконов, монтаж покрытия

3.Столярно-плотничные работы 1-ого этапа

Монтаж дверных оконных блоков, остекление, конопатка, заделка

4.Санитарно-технические работы 1-ого этапа

Монтаж внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, отопления и газоснабжения. Заделка отверстий в стенах и перекрытиях, бетонирование диафрагм в коммуникационных каналах

5.Электромонтажные работы 1-ого этапа

Разметка трасс, пробивка и сверление гнезд, штраб и борозд , прокладка стояков, труб и рукавов для скрытой проводки, раскладка проводов с частичной заделкой в стенах и подготовки под полы, установка распаячных коробок и коробок под включатели и розетки, установка поэтажных шкафов и щитов. Прокладка кабелей в подвале, сборка, пайка и проверка собранной схемы

Штукатурка мест соединения железобетонного настила перекрытий, отделка лузг в местах примыкания к стенам и перегородкам, штукатурка дверных и оконных отсеков, затирка поверхностей стен и перегородок, обшивка стен глазированной плиткой в санузлах, настил полов керамической плиткой

7.Подготока под полы

Укладка утеплителя, звукоизоляция, цементная стяжка

Работа выполняется вне потока

1.Устройство мягкой кровли

Очистка поверхности, выравнивания поверхности, устройства пароизоляции, утепления, цементная стяжка, устройство мягкой кровли

2.Малярные работы 1-ого этапа

Шпаклевка и окраска потолков, лоджий и балконов, подготовка под окраску стен и столярных изделий

3. Малярные работы 2-ого этапа

Оклейка обоями, окраска стен

4.Устройство чистого пола, укладка линолеума

5. Санитарно-технические работы 2-ого этапа

Установка умывальников, унитазов, газовых плит

6. Столярно-плотничные работы 2-ого этапа

Установка плинтусов, подгонка оконных и дверных блоков, установка фурнитуры, врубка дверных замков, уплотнение оконных блоков пенополиуретаном

7. Электромонтажные работы 2-ого этапа

Проверка патронов и светильников, установка выключателей, розеток, звонков, плафонов, слаботочная разводка радиотрансляционной сети, противопожарной сигнализации

Сборка тюбингов, монтаж оборудования, выверка и закрепления дверей

Расчет и оптимизация сетевого графика

Продолжительность работ, планируемых вне потока, принимаем ориентировочно(в % от продолжительности монтажа) надземной части

— устройство кровли 5%

— малярные работы 1-ого этапа 30%

— малярные работы 2-ого этапа 20%

— столярно-плотничные работы 2-ого этапа 15%

— сантехнические работы 2-ого этапа 5%

— электромонтажные работы 2-ого этапа 5%

— монтаж лифтов 40%

Коэффициент равномерности потока по количеству рабочих: К=1,4.

К= nmax/nср= 98/71= 1,38 ? 1,4; где,

nmax=98 — максимальное количество рабочих по графику движения рабочих;

nср= Q/T= 15919/224= 71 — среднее количество рабочих;

Q= 15919 чел.*дн., общая трудоемкость работ по СГ;

T= 224 дня, общая продолжительность строительства (по СГ);

Расчет и проектирование стройгенплана

Стройгенпланом (СГП) называют генеральный план площадки, на котором показана расстановка основных монтажных и грузоподъемных механизмов, временных зданий, сооружений и установок возводимых и используемых в период строительства.

СГП предназначен для определения состава и размещения объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования и с учетом соблюдения требований охра труда. СГП — важнейшая составная часть технической документации и основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства.

Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительной площадки (микрорайона, строящегося предприятия), и объектный, включающий только территорию, необходимую для возведения отдельного здания или одного объекта строящегося комплекса.

Объектный стройгенплан входит составной частью в ППР, разрабатывается со значительно большей степенью детализации, проектируется самой строительной организацией или по ее заказу институтами Оргтехстроя. На объектном стройгенплане уточняют и детализируют решения, принятые на площадочном стройгенплане. Объектный стройгенплан может разрабатываться для нескольких стадий строительства: подготовительной, производства работ «нулевого цикла», на монтажный цикл, отделочные и кровельные работы.

Поперечная привязка подкрановых путей

Принимаем башенный кран КБ-100.3. Грузоподъемность- 8т; вылет стрелы -25-12,5м; радиус поворотной платформы -3,3м; ширина колеи-6м; высота подъема крюка- 48м; база крана-6м.

Минимальное расстояние от оси подкрановых путей до наружной грани сооружения определяют по формуле:

где-радиус поворотной части крана;

-безопасное расстояние, минимально допустимое от выступающей части крана до габарита строения, принимают не менее 0.7м на высоте до 2м и 0.4м на высоте более 2м.

Продольная привязка подкрановых путей

по найденным крайним стоянкам определяем длину подкрановых путей:

Читайте также:  Оформление незавершенного строительством дома в собственность

где расстояние между крайними стоянками крана, определяемое по чертежу;

величина тормозного пути крана, принимаем не менее 1.5м;

расстояние от конца рельса до тупика равное 0.5м.

определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, то есть 6.25м. Принятая длина должна удовлетворять следующему условию:

таким образом 6.2510=62,5м условие выполняется,

где 10 количество полузвеньев.

Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкциями крана и ограждения. Расстояние от оси ближнего рельса к ограждению определяют по формуле:

где 6мширина колеи крана; 0.7м

Определение зон влияния крана

при организации строительной площадки и размещения строительных машин при проектировании стройгенплана следует устанавливать для людей опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют и потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

Монтажная зона пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Зона равна контуру здания плюс 10м при высоте более 20м до100м.

Зоной обслуживания краном или рабочей зоной называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана, 25м.

Зона перемещения груза пространство находящиеся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана:

Опасная зона пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении:

где дополнительное расстояние безопасной зоны, устанавливаемое в соответствии со СНиПом.

Компоновка общеплощадочного стройгенплана

Исходя из количества зданий и требований СНиП II-60-75 проектируем стройгенплан.

На основе этих размеров и рекомендуемого масштаба 1:1000 размещаем здания, а привязку монтажных механизмов выполняем с учетом параметров, полученных ранее. Детальные привязки показаны на объектном стройгенплане.

На общеплощадочном стройгенплане показаны временные дороги и открытые склады, бытовой городок за пределами опасных зон, привязка временных коммуникаций, забора, освещения. Бытовой городок расположен с наветренной стороны господствующих ветров по отношению к установкам, выделяющим пыль, вредные газы и пары.

Титульный список строительства

На основе данных объектного сетевого графика, расчета количества рабочих и стройгенплана составляем титульный список строительства жилого комплекса.

Телефонные сети, п.м

Стоимость временных зданий и сооружений (1.5% от общей стоимости):

Объем работ по проектируемому зданию, площади дорог, благоустройства, протяженность коммуникаций принимаются по данным площади стройгенплана.

Стоимость проектируемых зданий и сооружений, в том числе и дорог и коммуникаций, определяются на основании укрупненных расценок. Стоимость временных зданий и сооружений принимается условно для жилищного строительства -1.5% от стоимости СМР поТС.

Расчет стоимости временных зданий и сооружений

Единица измерения, руб.

Электросети воздушные, м

Телефонные сети, п.м

Расчет потребности во временных зданиях и сооружениях

Удельный вес рабочих

Число рабочих, чел.

Занято в наиболее многочисленную смену

В % от общего числа

2.ИТР и служащие

Число рабочих принимается по календарному плану строительства жилого комплекса.

Расчет площадей временных административно-бытовых зданий

Нормативный показатель, челм2

Требуемая площадь, м2

Принятая площадь, м2

36 м2 на 400 чел

0,43 м2 на 1 чел

0,07 м2 на 1 чел

20 м2 на 300 чел

9.Помещение для обогрева

0,05 м2 на 1 чел

Расчет площадей складов

Площадь склада зависит от вида, способа хранения материалов и его количества. Требуемая площадь склада рассчитывается по следующей формуле:

где нормативная площадь, м2/млн.руб.(по графику строительства);

С — годовой объем СМР;

коэффициент для проведения сметной стоимости строительно-монтажных работ к сметной стоимости строительства в районе с территориальным коэффициентом (по расчетным нормативам принимают к=1.65).

Закрытый склад для цемента:

Открытая складская площадка для железобетонных элементов:

Расчет электрических нагрузок

Расчетная мощность трансформатора:

где р — удельная мощность, кВА/млн.руб.;

С — годовой объем СМР, млн.руб.;

К — коэффициент, учитывающий район строительства

Для обеспечения строительства комплекса принимаем одну трансформаторную подстанцию КТП СКБ Мосстря общей мощностью рср=320 кВА.

Освещение стройплощадки

Количество прожекторов устанавливаем через удельную мощность по формуле:

где р — удельная мощность, кВА/млн.руб.;

S — освещенность, лк;

Е — площадь, подлежащая освещению, м2;

Рл — мощность лампы прожектора, Вт.

Для освещения площадки:

для освещения монтажной зоны:

Расчет потребности воды и тепла

Теплоснабжение не предусматривает временные сети теплоснабжения, так как обогрев временных зданий производится электроколориферами .

Суммарный расход воды, л/с, определяется по формуле:

где соответственно расходы воды на производственные, хозяйственно-бытовые и противопожарные цели, л/с.

В современном строительстве расход воды на противопожарные нужды составляет преобладающую часть суммарной потребности, поэтому расчет ведется только с учетом противопожарных потребностей исходя из площади застройки.

Минимальный расход воды для противопожарных целей определяют из расчета одновременного действия двух струй из гидрантов по 5л/с на каждую струю, то есть Qпож=52=10 л/с — для объектов с площадью застройки до 10 га.

где Q — суммарный расход воды;

v — скорость движения воды по трубам.

Расчет количества автотранспортных средств

Нормативные показатели приведены на 1 млн.руб.

Расчет количества строительных машин

Экскаваторы одноковшовые с ковшом до 2.5, м3

Бульдозеры условной мощности 74кВт, шт

Краны башенные грузоподъемностью, т

Трубоукладчики грузоподъемностью, т

Электростанции передвижные мощностью, кВт

Компрессоры передвижные производительностью, м3/мин.

Технологическая карта на устройство фундаментов

Данная технологическая карта состоит из двух видов технологических карт:

технологическая карта на свайные работы ;

технологическая карта на устройство монолитных железобетонных фундаментов.

Технологическая карта включает в себя: область применения технологической карты, выбор механизмов по техническим параметрам для свайных работ, организация и технология выполнения каменных работ, требования к качеству и приемке работ, калькуляция затрат труда, машинного времени и заработной платы, потребность в технических ресурсах, техника безопасности, технико-экономические показатели.

Технологическая карта разработана на погружение забивных свай длиной до 16м при многорядном расположении свай. Номенклатура забивных железобетонных свай принята в соответствии со следующими государственными стандартами:

ГОСТ 19804.1 — 79* “Сваи забивные железобетонные цельные сплошного квадратного сечения с ненапрягаемой арматурой”;

ГОСТ 19804.2 — 79* “Сваи забивные железобетонные цельные сплошного квадратного сечения с поперечным армированием ствола и напрягаемой арматурой”;

ГОСТ 19804.0 — 79* “Сваи забивные железобетонные. Общие технические условия”;

ГОСТ 5686 — 78* “Сваи. Методы полевых испытаний”.

При устройстве свайных фундаментов кроме технологической карты следует руководствоваться следующими нормативными документами:

СНиП 3.02.01 — 83 “Основания и фундаменты”;

СНиП II -17 — 77 “Свайные фундаменты”

СНиП III — 16 -80 “Бетонные и железобетонные конструкции сборные”

СНиП III — 4 — 80 “Техника безопасности в строительстве”

Область применения свай указана в обязательном приложении к ГОСТ 19804.0 — 78*. Технологическая карта разработана для I и II групп.

Устройство свайных фундаментов предусматривается комплексно — механизированным способом с применением серийно выпускаемого оборудования и средств механизации. Калькуляция трудовых затрат, график выполнения работ, схемы погружения свай, материально — технические ресурсы и технико — экономические показатели выполнены для забивных свай длиной 9 м сечением 30 х 30 см.

В состав работ, рассматриваемых картой входят:

Разгрузка свай и складирование в штабели;

Раскладка и комплектация свай у мест погружения;

Разметка свай и нанесение горизонтальных рисок;

Подготовка копра к производству погрузочных работ;

Погружение свай (строповка и подтягивание свай к копру, подъем сваи на копер и заводка в наголовник, наведение сваи на точку погружения, погружение сваи до проектной отметки или отказа);

Срубка голов железобетонных свай;

Сваи предназначаются для передачи нагрузки от здания или сооружения на грунты. По характеру работы в грунте сваи подразделяются на сваи — стойки и висячие сваи. Висячими называют сваи, передающие нагрузку от здания за счет трения в грунте.

Расположение свай в плане зависит от вида расположение свай на плане зависит от вида сооружения, от веса и места приложения нагрузки. Погружение в грунт заранее изготовленных свай осуществляется при помощи молотов разной конструкции, представляющих собой тяжелые металлические оголовки, подвешенные на тросах копров, которые поднимаются на необходимую высоту при помощи лебедок этих механизмов и свободно падают на голову свае.

Суммарная длина, м

До начала погружения свай должны быть выполнены следующие работы:

Отрывка котлована и планировка его дна;

Устройство водостоков и водоотлива с рабочей площадки (дна котлована);

Проложены подъездные пути, подведена электроэнергия;

Произведена геодезическая разбивка осей и разметка положения свай и свайных рядов в соответствии с проектом;

Произведена комплектация и складирование свай;

Произведена перевозка и монтаж копрового оборудования.

Монтаж копрового оборудования производится на площадке размером не менее 35 х 15м. После окончания подготовительных работ составляют двухсторонний акт о готовности и приемке строительной площадки, котлована и других объектов, предусмотренных ППР.

Подъем свай при разгрузке производят двухветевым стропом за монтажные петли, а при их отсутствии — петлей “удавкой”. Сваи на строительной площадке разгружают в штабели с рассортировкой по маркам. Высота штабеля не должна превышать 2,5м. Сваи укладывают на деревянные подкладки толщиной 12см с расположением остриями в одну сторону.

Раскладку свай в рабочей зоне копра, на расстоянии не более 10м производят с помощью автокрана на подкладке в один ряд. На объекте должен быть запас свай не менее чем на 2 — 3 дня.

До погружения каждую сваю с помощью стальной рулетки размечают на метры от острия к голове. Метровые отрезки и проектную глубину погружения маркируют яркими карандашными рисками, цифрами (указывающими метры) и буками “ПГ” (проектная глубина погружения). От риски “ПГ” в сторону острия с помощью шаблона наносят риски через 20мм (на отрезке 20 см) для удобства определения отказа (погружения сваи от одного удара молота). Риски на боковой поверхности свайного ряда позволяют видеть глубину забивки сваи в данный момент и определять число ударов молота на каждый метр погружения. С помощью шаблона на сваю наносят вертикальные риски, по которым визуально контролируют вертикальность погружения свай.

Геодезическую разбивку свайного ряда производят по окончании разбивки основных и промежуточных осей здания. При разбивке центров свай по свайному ряду пользуются компарированной рулеткой. Разбивку выполняют в продольном и поперечном направлениях, руководствуясь рабочими чертежами свайных рядов. Места забивки свай фиксируют металлическими штырями длиной 20 -30 см. Вертикальные отметки головок свай привязывают к отметке репера.

Погружение свай производят дизель — молотом Ф — 859 на базе экскаватора ЭО — 6113, оборудованным дизель молотом типа СП — 78. Для забивки свай рекомендуется применять Н — образные литые и сварные наголовники с верхней и нижней выемками. Свайные наголовники применяют с двумя деревянными прокладками из твердых пород (дуб, бук, граб, клен). погружение свай производится в следующей последовательности:

строповка сваи и подтягивание к месту забивки;

установка сваи в наголовник;

наведение сваи в точку забивки;

погружение сваи до расчетной отметки или расчетного отказа.

Строповку сваи для подъема на копер производят универсальным стропом, охватывающим сваю петлей “удавкой” в местах расположения штыря. К копру сваи подтягивают рабочим канатом с помощью отводного блока по спланированной или по дну котлована по прямой линии.

Молот поднимают на высоту, обеспечивающую установку сваи. Заводку сваи в наголовник производят путем ее подтягивания к мачте с последующей установкой в вертикальное положение. Поднятую на копер сваю наводят на точку забивки и разворачивают свайным ключом относительно вертикальной оси в проектное положение. Повторную выверку производят после погружения сваи на 1 м и корректируют с помощью механизмов наведения.

Забивку первых 5 — 20 свай, расположенных в различных точках строительной площадки, производят залогами (число ударов в течении 2 минут) с подсчетом и регистрацией количества ударов на каждый метр погружения сваи. В конце забивки, когда отказ сваи по своей величине близок к расчетному, производят его измерение. Измерение отказов производят с точностью до 1мм и не менее, чем по трем последовательным залогам на последнем метре погружения сваи. За отказ, соответствующий расчетному, следует принимать минимальное значение средних величин отказов для трех последовательных залогов.

Измерения отказов производят с помощью неподвижной реперной обноски. Сваю, не давшую расчетного отказа, подвергают контрольной добивке после ее “отдыха” в грунте в соответствии с ГОСТ 5686 — 78*. В случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный, проектная организация устанавливает необходимость контрольных испытаний свай статической нагрузкой и корректировки проекта свайного фундамента. Исполнительными документами при выполнении свайных работ являются журнал забивки свай и сводная ведомость забитых свай.

Срубку голов свай начинают после завершения работ по погружению свай на захвате. В местах срубки голов наносят риски. Срубку выполняют с помощью установки для скручивания голов СП — 61А, смонтированной на автомобильном кране. Работу по срубке голов свай выполняют в следующем порядке:

установку СП — 61А опускают на сваю, при этом ее продольная ось должна быть перпендикулярна плоскости одной из граней

держатели и захваты совмещают с риской на свае

включают гидроцилиндры установки, которые приводят в движение захваты, разрушающие бетон по риске

газовой сваркой производят срезку арматуры сваи.

Погружение свай производят при промерзании грунта не более 0,5 м. При большем промерзании грунта погружение свай производят в лидирующие скважины. Диаметр лидирующих скважин при погружении свай должен быть не более диагонали и не менее стороны поперечного сечения сваи, а глубина — 2/3 глубины промерзания. Проходку лидирующих скважин производят трубчатыми бурами, входящими в состав оборудования копра.

Работу по погружению свай выполняют следующие монтажные звенья:

разгрузку и раскладку свай — звено № 1: машинист 5р. — 1 чел., такелажники (бетонщики) 3р. — 2 чел.

разметку, погружение свай — звено № 2: машинист 6 р. — 1 чел., копровщики 5р. — 1 чел., 3 р. — 1 чел.

срубку голов свай — звено № 3: машинист 5р. — 1 чел., такелажники (бетонщики) 3р. — 2 чел.

срезку стержней арматуры — звено № 4: газорезчик 4р. — 1 чел.

Все звенья, работающие на погружении свай включают в комплексную бригаду конечной продукции.

В технологической карте предусматривается повышение производительности труда в среднем на 15% за счет максимального использования фронта работ , внедрения комплексной механизации и наиболее производительных машин, комплектной поставки, рациональных решений по организации и технологии производства работ.

Работы по погружению свай должны выполняться в соответствии со СНиП III — 16 — 80, СНиП III — 4 — 80 и “Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”. Между машинистом копра и помощником должна быть установлена надежная сигнальная связь. Каждый сигнал должен иметь только одно значение и подаваться одним лицом.

При погружении свай запрещается находиться в зоне работы копрового оборудования, радиус которой превышает высоту мачты на 5 м. Сваи рекомендуется подтягивать по прямой линии в пределах видимости машиниста копра только через отводной блок, закрепленный у основания копра. Зона работ по срубке голов свай должна быть временно ограждена. Газовую резку арматуры необходимо выполнять с соблюдением соответствующих требований СНиП III — 4 — 80.32.

Работы по погружению свайных элементов в пределах акватории допускается производить при волнении не более одного балла, если применяют плавучие краны и копры водоизмещением до 500 т, и не более 2 баллов — при большем водоизмещении, а самоподъемные платформы — при волнении не более 4 баллов.

Секции свайных элементов, используемые для наращивания погружаемых свай или свай-оболочек, подлежат контрольному стыкованию на строительной площадке для проверки их соосности и соответствия проекту закладных деталей стыков (в пределах установленных допусков) и должны быть замаркированы и размечены несмываемой краской для правильного их присоединения (стыкования) на месте погружения.

В начале производства работ по забивке свай следует забивать 5—20 пробных свай (число устанавливается проектом), расположенных в разных точках строительной площадки с регистрацией чenла ударов на каждый метр погружения. Подсчет общего числа ударов на погружение остальных свай не производится. Однако для свай длиной более 25 м дополнительно должна производиться регистрация числа ударов на каждый метр на последних трех метрах погружения. Результаты измерений должны фиксироваться в журнале работ.

В конце погружения, когда фактическое значение отказа близко к расчетному, производят его измерение. Отказ свай в конце забивки или при добивке следует измерять с точностью до 0,1 см.

При забивке свай паровоздушными одиночного действия или дизельными молотами последний залог следует принимать равным 30 ударам, а отказ определять как среднее значение из 10 последних ударов в залоге. При забивке свай молотами двойного действия продолжительность последнего залога должна приниматься равной 3 мин, а отказ следует определять как среднее значение глубины погружении сваи от одного удара в течение последней минуты в залоге.

Сваи с отказом больше расчетного должны подвергаться контрольной добивке после отдыха» их в грунте в соответствии с ГОСТ 5686—78. В том случае, если отказ при контрольной добивке превышает расчетный, проектная организация должна установить необходимость контрольных испытаний свай статической нагрузкой и корректировки проекта свайного фундамента или его части.

Читайте также:  Выкуп земельного участка после завершения строительства

Техника безопасности

Предельная масса молота и сваи дли копра должки быть указаны на его ферме или раме. На копре должен быть установлен ограничитель грузоподъемности.

Сваи разрешается подтягивать по прямой линии в пределах видимости машиниста копра только через отводной блок, закрепленный у основания копра.

Передвижка копров должна производиться по спланированной площадке при опущенном молоте. Состояние путей для передвижки копра следует проверять перед началом каждой смены. В процессе забивки свай и после работы копер необходимо закреплять противоугонными устройствами.

Подъем сваебойного молота и сваи (шпунта) следует производить последовательно. Одновременный подъем сваебойного молота и сваи не допускается.

При срезке забитых в грунт свай необходимо предусматривать меры, исключающие внезапное падение срезаемой части.

При забивке свай плавучим копром необходимо обеспечивать его расчаливание к якорям, закрепленным на берегу или на дне, а также связь с берегом при помощи дежурных плавсредств или пешеходного мостика. Плавучий копер должен быть обеспечен спасательными средствами и лодкой. Не допускается производить свайные работы на реках и водоемах при волнении более 2 баллов.

При забивке свай со льда необходимо контролировать состояние и толщину льда в начале и конце рабочей смены. Рабочая площадка должна быть очищена от снега. Лунки во льду погружения в них свай должны быть закрыты щитами или ограждены.

При погружении свай с помощью вибропогружателей необходимо обеспечить плотное и надежное соединение вибропогружателя с наголовником сваи, а также свободное состояние поддерживающих вибропогружатель канатов. При каждом перерыве в работе вибропогружатель следует выключать.

При погружении свай-оболочек доступ рабочих на подвесную площадку для присоединения к погружаемой свае-оболочке наголовника вибропогружателя или следующей секции сваи-оболочки разрешается только после того, как подаваемая конструкция будет опущена краном на расстояние не более 30 см от верха погружаемой сваи-оболочки.

проект организация строительство

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика площадки строительства — г. Заполярный Мурманской области. Расчет продолжительности строительства, проектирование стройгенплана. Организационно-технологические схемы строительно-монтажных работ, определение потребности в ресурсах.

курсовая работа [4,7 M], добавлен 06.02.2014

Проект строительства многоэтажных домов в г. Самара. Определение сметной стоимости объектов строительства. Характеристика генподрядной строительной организации и проектирование комплексного укрупненного сетевого графика строительства многоэтажных домов.

практическая работа [28,5 K], добавлен 26.04.2009

Проектирование строительства детского сада-яслей. Организация строительно-монтажных работ. Подбор состава бригад и звеньев. Разработка, расчёт и оптимизация объектного сетевого графика. Расчёт временных сооружений и разработка объектного стройгенплана.

курсовая работа [27,7 K], добавлен 11.11.2010

Классификация сетей и сооружений. Технологическое проектирование производства работ. Нормативная база проектирования. Проект организации строительства и производства работ. Технологическая карта и схема.

Калькуляция затрат труда, календарный план.

курсовая работа [4,9 M], добавлен 03.10.2013

Функционально-технологические условия строительства и технико-экономическое обоснование принятого варианта. Объемно-планировочное и конструктивное решения здания, его санитарно-технологическое оборудование. Проектирование технологии производства работ.

дипломная работа [932,0 K], добавлен 07.08.2010

Характеристика строительства и генподрядной организации. Разработка организационно-технологических схем возведения объекта. Выбор основных монтажных механизмов. Проектирование комплексного укрупнённого сетевого графика. Технико-экономические показатели.

курсовая работа [48,8 K], добавлен 02.09.2010

Разработка основных разделов проекта организации строительно-монтажных работ. Методы проектирования и расчета объектного потока, оптимизация включения объектов в поток. Имитационное моделирование календарного плана поточного строительства объектов.

Источник: otherreferats.allbest.ru

5.3. Принципиальная технологическая схема. Технологическая схема

Технологическая схема — это. Что такое Технологическая схема?

Технологическая схема – это графическое модельное представление технологического процесса в виде последовательных производственных функций, технологических и транспортных операций, направленных на получение товарной продукции.

В зависимости от содержания решаемых задач технологические схемы могут иметь различные виды и названия.

Рубрика термина: Технологии

Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги, Автотехника, Автотранспорт, Акустические материалы, Акустические свойства, Арки, Арматура, Арматурное оборудование, Архитектура, Асбест, Аспирация, Асфальт, Балки, , Бетон, Бетонные и железобетонные, Блоки, Блоки оконные и дверные, Бревно, Брус, Ванты, Вентиляция, Весовое оборудование, Виброзащита, Вибротехника, Виды арматуры, Виды бетона, Виды вибрации, Виды испарений, Виды испытаний, Виды камней, Виды кирпича, Виды кладки, Виды контроля, Виды коррозии, Виды нагрузок на материалы, Виды полов, Виды стекла, Виды цемента, Водонапорное оборудование, Водоснабжение, вода, Вяжущие вещества, Герметики, Гидроизоляционное оборудование, Гидроизоляционные материалы, Гипс, Горное оборудование, Горные породы, Горючесть материалов, Гравий, Грузоподъемные механизмы, Грунтовки, ДВП, Деревообрабатывающее оборудование, Деревообработка, ДЕФЕКТЫ, Дефекты керамики, Дефекты краски, Дефекты стекла, Дефекты структуры бетона, Дефекты, деревообработка, Деформации материалов, Добавки, Добавки в бетон, Добавки к цементу, Дозаторы, Древесина, ДСП, ЖД транспорт, Заводы, Заводы, производства, цеха, Замазки, Заполнители для бетона, Защита бетона, Защита древесины, Защита от коррозии, Звукопоглащающий материал, Золы, Известь, Изделия деревянные, Изделия из стекла, Инструменты, Инструменты геодезия, Испытания бетона, Испытательное оборудование, Качество цемента, Качество, контроль, Керамика, Керамика и огнеупоры, Клеи, Клинкер, Колодцы, Колонны, Компрессорное оборудование, Конвеера, Конструкции ЖБИ, Конструкции металлические, Конструкции прочие, Коррозия материалов, Крановое оборудование, Краски, Лаки, Легкие бетоны, Легкие наполнители для бетона, Лестницы, Лотки, Мастики, Мельницы, Минералы, Монтажное оборудование, Мосты, Напыления, Обжиговое оборудование, Обои, Оборудование, Оборудование для производства бетона, Оборудование для производства вяжущие, Оборудование для производства керамики, Оборудование для производства стекла, Оборудование для производства цемента, Общие, Общие термины, Общие термины, бетон, Общие термины, деревообработка, Общие термины, оборудование, Общие, заводы, Общие, заполнители, Общие, качество, Общие, коррозия, Общие, краски, Общие, стекло, Огнезащита материалов, Огнеупоры, Опалубка, Освещение, Отделочные материалы, Отклонения при испытаниях, Отходы, Отходы производства, Панели, Паркет, Перемычки, Песок, Пигменты, Пиломатериал, Питатели, Пластификаторы для бетона, Пластифицирующие добавки, Плиты, Покрытия, Полимерное оборудование, Полимеры, Половое покрытие, Полы, Прессовое оборудование, Приборы, Приспособления, Прогоны, Проектирование, Производства, Противоморозные добавки, Противопожарное оборудование, Прочие, Прочие, бетон, Прочие, замазки, Прочие, краски, Прочие, оборудование, Разновидности древесины, Разрушения материалов, Раствор, Ригеля, Сваи, Сваизабивное оборудование, Сварка, Сварочное оборудование, Свойства, Свойства бетона, Свойства вяжущих веществ, Свойства горной породы, Свойства камней, Свойства материалов, Свойства цемента, Сейсмика, Склады, Скобяные изделия, Смеси сухие, Смолы, Стекло, Строительная химия, Строительные материалы, Суперпластификаторы, Сушильное оборудование, Сушка, Сушка, деревообработка, Сырье, Теория и расчет конструкций, Тепловое оборудование, Тепловые свойства материалов, Теплоизоляционные материалы, Теплоизоляционные свойства материалов, Термовлажносная обработка бетона, Техника безопасности, Технологии, Технологии бетонирования, Технологии керамики, Трубы, Фанера, Фермы, Фибра, Фундаменты, Фурнитура, Цемент, Цеха, Шлаки, Шлифовальное оборудование, Шпаклевки, Шпон, Штукатурное оборудование, Шум, Щебень, Экономика, Эмали, Эмульсии, Энергетическое оборудование

Источник: Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. — Калининград. Под редакцией Ложкина В.П.. 2015-2016.

Технологическая схема: основные понятия

Производственный процесс любого вида продукции состоит из определенного набора действий и операций, позволяющих достичь конечного результата. Здесь также учитывается используемое при этом оборудование, линии потоков, механизированный и ручной труд, и транспортные средства. Для рационализации производственного процесса и создания оптимальных режимов работы на предприятии составляется технологическая схема, которая позволяет наглядно увидеть всю последовательность создания продукта.

технологическая схема

Технологическая схема входит в нормативную документацию предприятия (технологический регламент), в которую также включают методы производства, технические правила и условия процессов, а также их порядок выполнения. При этом для определенной стадии всего процесса может составляться отдельная модель.

Данный проект представляет собой чертеж блоков всех операций, соединенных между собой стрелками, которые выражают движение материальных потоков. При этом могут предусматриваться поступательно-возвратные перемещения, однако в целях рационализации трудового процесса инженеры-технологи при составлении схемы стараются избегать таких моментов. При этом важно, чтобы технологическая схема отражала особенности осуществления выработки конкретного продукта и условия его хранения и размещения.

Для различных процессов схемы могут составляться в виде чертежей с цифровым или буквенным обозначением оборудования, а сами операции выражают в виде геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, окружность и другие).

технологическая схема это

Простая технологическая схема может включать следующие основные операции:

  • организация поступления основного сырья и вспомогательных материалов со склада или от поставщиков, при этом учитывается погрузка и выгрузочные работы;
  • начальная обработка сырья;
  • выполнение основных операций, с получением основных узлов, деталей или продукции промежуточной готовности;
  • сборка деталей и узлов, либо окончательная обработка производимых продуктов;

Рассмотрим конкретный случай, например, технологическая схема производства хлеба может быть представлена следующим образом:

  1. Подготовка и хранение сырья.
  2. Приготовление теста.
  3. Обработка и заготовка изделий из теста.
  4. Выпечка заготовок.
  5. Охлаждение и подготовка к хранению (упаковка).

Программы для составления схем

технологическая схема производства хлеба

Для составления схем производственных процессов используются различные программы. Например, векторный редактор CADE, разработанный для Windows. Здесь имеются различные шаблоны, также есть возможность зафиксировать IP-адрес , название и серийный номер компании-производителя.

Concept Draw Pro – простая, но очень мощная программа для составления диаграмм, графиков и схем, путем перетаскивания готовых символов с помощью мыши. Позволяет создать любую модель процессов.

Diagram Designer – данная утилита, несмотря на устаревший интерфейс, позволяет создавать самые разнообразные модели схем без особого труда.

На данный момент на любом предприятии, где осуществляется производство, используется технологическая схема. Это обязательный нормативный документ, который позволяет выполнить наладку технологических процессов в рациональном варианте. При составлении технической документации включение данной схемы является обязательным.

5.3. Принципиальная технологическая схема

После разработки операционной схемы приступают к составлению принципиальной технологической схемы, которая, по сути, является аппаратурным оформлением операционной. Ее можно рассматривать как состоящую из ряда технологических узлов. Технологическим узлом называют аппарат (машину) или группу аппаратов с обвязочными трубопроводами и арматурой, в которых начинается и полностью заканчивается один из физико-химических или химических процессов.

В технологические узлы входят такие объекты, как сборники, мерники, насосы, компрессоры, газодувки, сепараторы, теплообменники, ректификационные колонны, реакторы, котлы-утилизаторы, фильтры, центрифуги, отстойники, дробилки, классификаторы, сушилки, выпарные аппараты, трубопроводы, арматура трубопроводов, предохранительные устройства, датчики и приборы контроля и автоматизации, исполнительные и регулирующие механизмы и устройства.

Абсолютное большинство указанных аппаратов и машин выпускается промышленностью и стандартизовано. Сведения о типах выпускаемых машин и аппаратов, их конструкциях и характеристиках можно получить из различных справочников, каталогов изделий заводов, изданий отраслевых и информационных институтов, из рекламных материалов и отраслевых научно-технических журналов.

Но, прежде чем составить технологическую схему, необходимо уточнить ряд задач, которые решаются на данном этапе работы. Это, прежде всего, обеспечение охраны труда и техники безопасности. Поэтому в технологической схеме должны предусматриваться средства предотвращения превышения давления (предохрани-

тельные клапаны, взрывные мембраны, гидрозатворы, аварийные емкости), систе-

мы создания защитной атмосферы, системы аварийного охлаждения и т.д.

На этапе синтеза технологической схемы решается вопрос об уменьшении затрат на перекачку продуктов. Необходимо максимально использовать самотек для транспортировки жидкостей из аппарата в аппарат. Поэтому уже здесь предус-

матривается последовательное ступенчатое расположение аппаратов.

На данном этапе определяется набор тепло — и хладоносителей, которые будут ис-

пользованы при осуществлении процесса. Стоимость единицы тепла или холода зависит от наличия на предприятии энергоносителя и его параметров. Самыми де-

шевыми хладоагентами являются воздух и оборотная промышленная вода. Эконо-

мически выгодно основное количество тепла передать этим дешевым хладоносителям и только остаточное тепло снимать дорогими хладоагентами (охолодженная вода, рассол, жидкий аммиак и т.п.). Самыми дешевыми теплоносителями являют-

ся топочные газы, но они не транспортабельны.

Для составления принципиальной технологической схемы на листе миллиметровки сначала проводят линии коллекторов подачи и вывода материальных по-

токов, теплоносителей и хладоагентов, оставив в нижней части листа свободной полосу высотой 150 мм, где позднее будут размещены средства КИПиА. Рекомен-

дуется линии газовых коллекторов проводить в верхней части листа, а жидкостных — в нижней его части. После этого на плоскости листа между коллекторами распо-

лагают условные изображения аппаратов и машин, необходимых для выполнения операций, в соответствии с разработанной операционной схемой. Условные изоб-

ражения машин и аппаратов не имеют масштаба. Расстояние между ними по гори-

зонтали не регламентируется, оно должно быть достаточным для размещения линий материальных потоков, средств контроля и автоматизации. Расположение ус-

ловных изображений по вертикали должно отражать реальное превышение аппарата над другом без соблюдения масштаба. Размещенные на плоскости листа ус-

ловные изображения машин и аппаратов соединяют линиями материальных потоков, подводят линии хладоагентов и теплоносителей. Производится нумерация позиций аппаратов и машин слева направо.

Особое внимание при проектировании технологической схемы следует уделять обвязке ее отдельных узлов. Пример такой обвязки приведен на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Обвязка узла абсорбции: I – IV — основные трубопроводы;

1 — абсорбер, 2 — насос, 3 — холодильник абсорбента

Здесь показан узел абсорбции компонента газовой смеси жидкостью. Нормальная работа узла абсорбции зависит от постоянства температуры, давления и от соотношения количества газа и абсорбента.

Соблюдение этих условий достигается установкой следующих приборов и арматуры:

— на линии подачи газа (I): диафрагма расходомера, пробоотборник, бобышка для замера давления и бобышка для замера температуры;

— на линии выхода газа (II): диафрагма расходомера, пробоотборник, бобышка для замера температуры, бобышка для замера давления, регулирующий клапан, поддерживающий постоянное давление в абсорбере;

— на линии подачи свежего абсорбента (III): диафрагма расходомера, или ротаметр, пробоотборник, бобышка для замера температуры, регулирующий клапан, связанный с регулятором соотношения газа и абсорбента;

— на линии вывода насыщенного абсорбента (IV): диафрагма расходомера или ротаметр, бобышка для замера температуры, регулирующий клапан, связанный с регулятором уровня жидкости в нижней части абсорбера.

При разработке технологической схемы следует иметь в виду, что регулирующие клапаны не могут служить запорными устройствами. Поэтому на трубопроводе должна быть предусмотрена запорная арматура с ручным или механическим приводом (вентили, задвижки), а для отключения регулирующих клапанов — обводные (байпасные) линии.

Вычерченная схема является предварительной. После проведения предварительных материальных и тепловых расчетов в разработанной технологической схеме должны быть проанализированы возможности рекуперации тепла и холода технологических материальных потоков.

В процессе проектирования в технологическую схему могут вноситься и другие изменения и добавления. Окончательное оформление технологической схемы производится после принятия основных проектных решений по расчету и подбору реакторов и аппаратов, по выяснении всех вопросов, связанных с размещением и расположением аппаратов проектируемого производства.

Так, иногда при подборе оборудования приходится сталкиваться с тем, что некоторые его виды либо не выпускаются в Украине, либо находятся на стадии освоения. Отсутствие какой-либо машины или аппаратов нужной характеристики, изготовленных из конструкционного материала, устойчивого в данной среде, зачастую вызывает необходимость в изменении отдельных узлов технологической схемы и может послужить причиной перехода на другой, экономически менее выгодный метод получения целевого продукта.

Технологическая схема не может являться окончательной, пока не проведена компоновка оборудования. Например, по первоначальному варианту предполагалась передача жидкости из аппарата в аппарат самотеком, который не удалось осуществить при разработке проекта размещения оборудования. В этом случае необходимо предусмотреть установку дополнительной передаточной емкости и насоса, которые следует нанести на технологическую схему.

Окончательная технологическая схема составляется после разработки всех разделов проекта и вычерчивается на стандартных листах бумаги в соответствии с требованием ЕСКД. После этого составляется описание технологической схемы, которая снабжается спецификацией, где указывается количество всех аппаратов и машин.

Резерв оборудования выбирается с учетом графика проведения планово-предупре-

дительного ремонта и свойств технологического процесса.

Описание технологической схемы является частью расчетно-пояснительной записки. Целесообразно описывать схему по отдельным стадиям технологического процесса. В начале следует указать, какое сырье подается в цех, как оно поступает, где и как хранится в цехе, какой первичной обработке подвергается, как дозируется и загружается в аппараты.

При описании собственно технологических операций кратко сообщается о конструкции аппарата, способе его загрузки и выгрузки, указываются характеристики протекающего процесса и способ проведения (периодический, непрерывный), перечисляются основные параметры процесса (температура, давление и др.), методы их контроля и регулирования, отходы и побочные продукты.

Описываются принятые способы внутрицеховой и межцеховой транспортировки продуктов. В описании должны быть перечислены все изображенные на чертеже схемы, аппараты и машины с указанием присвоенных им по схеме номеров.

Анализируется надежность разработанной технологической схемы и указываются способы, применяемые для повышения ее устойчивости.

Типовые технологические схемы

Примечание: ВР – стадии вспомогательных работ;

ТП – стадии основного технологического процесса;

УМО – стадии упаковывания, маркирования и отгрузки готового продукта.

Технологическая схема производства настойки красавки

УМО 5.3. Упаковка в коробки

ВР. 1. Подготовка

ВР. 2. Подготовка сырья

ТП. 3. Получение настойки

УМО 5. Фасовка, упаковка,

ВР. 4. Рекуперация спирта

Технологическая схема производства настойки красавки

Типовая технологическая схема производства жидкого экстракта

Типовая технологическая схема производства густого

Технологическая схема производства жидкости Бурова

Технологическая схема производства спирта камфорного 2%

Технологическая схема приготовления ароматной воды плодов кориандра

Технологическая схема производства сиропа сахарного

Типовая технологическая схема производства таблеток методом прямого прессования

Источник: starimpex.ru

Рейтинг
Загрузка ...