Поступил отказ на уведомление о начале строительства. Причина: размещение жилого строения на участке не может быть ближе 30 метров. Участок граничит с лесом. Как быть дальше?
Ответы на вопрос:
Может быть, построить нежилое строение.
Похожие вопросы
Оформление дома по амнистии.
Можно ли будет узаконить дом по дачной амнистии строящийся на участке расположенный в 30 и метровой защитной зоне и в пределах 15 и метровой защитной зоне от границы лесов Самарского лесопарка, установленных согласно приказом Федерального агенства лесного хозяйства от 01.06.2018 №462. Сроительство начиналось в 2016 году (есть датированные фото фундамента) без подачи уведомления, в феврале 2021 было поданно уведомление об начале строительства и получен отказ на строительство основании выше указанной причины (Размещение планируемого объекта строительства на данном участке не соответствует требованиям, установленным к противопожарным расстояниям от границ застройки городских поселения до лесных насаждений. Планируемый к строительству объект предполагается разместить на территории противопожарной защиты зоны лесов 15 м, что является нарушением правил СП 4.13130.2013). По факту на границе с участком в пределах 30-40 метров нет ни каких лесных насаждений — участок граничит с неоформленными огородами.
Вводятся новые правила для собственников недвижимости: рассмотрим пять ключевых изменений 2023 года
Нет, нельзя узаконить, если вы уже отказ. Нужно обжаловать отказ в судебном порядке.
Допускает ли действующее законодательство изменение разрешенного использования .
4 года назад рядом с нашим многоквартирным домом был образован и передан в аренду на 49 лет под строительство магазина земельный участок площадью 100 кв.м. Торгов при этом не проводилось. Участок под строительство был предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта. Разрешенное использование участка — размещение магазина.
Арендатор до сих пор строительства магазина не начал. А два года назад были изменены правила землепользования нашего города, которыми были установлены минимальные размеры отступов от границ земельных участков при размещениии на участке строений. Теперь построить полноценный магазин на этом участке уже невозможно. Арендатор теперь намерен изменить разрешенное использование арендованного под размещение (строительство) магазина и устроить на этом участке стоянку (парковку) автомобилей. Допускает ли действующее законодательство изменение разрешенного использования арендованного для целей строительства земельного участка в рамках ранее заключенного договора аренды.
В данном случае арендатор вправе обратиться в администрацию для изменения вида разрешенного использования земельного участка. Но должны будут проведены публичные слушания, администрация должна на их основе принять решение — изменить ВРИ или отказать.
«[quote]Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2018)
«»ГрК РФ Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Дачная амнистия или уведомление? Строительство с нарушениями // Большое интервью с юристом
1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»5 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.
(см. текст в предыдущей «редакции»)
7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
«»9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции)»
10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
«»12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
И достаточно при обжаловании сослаться на часть 7 и 10 ст 51 градостроительного .
Год назад получил от администрации раменского района (Подмосковье) отказ в выдаче разрешения на строительство ИЖС на собственном участке в ЛПХ. Основание отказа: земельный участок находится в пределах приаэродромных територий Домодедово, Раменское, необходимо согласовать размещение объекта с ними в соответствии с 135-ФЗ от 01.07.2017 и распоряжение 384-р от 19.03.2013. А также, что разрешение не может быть выдано по причине отсутствия на чертеже ГПЗУ места допустимого размещения строения. Что посоветуете, подавать новое уведомление в администрацию (у меня пропущен годовой срок обжалования) и далее обжаловать в суде отказ или можно попытаться подать новое уведомление о начале строительства в Комитет по архитектуре Московской области? И достаточно при обжаловании сослаться на часть 7 и 10 ст 51 градостроительного кодекса о недопущении требовать иные документы за исключением указанных в законе?
Нужно исправить указанные недочеты: досогласовать. Звоните поможем.
Как быть в данной ситуации?
Здравствуйте) купили участок для строительства дома. Ври по документу: для ИЖС. Подали уведомление на строительство, получили отказ, причина: узкий проезд к участку. как быть в данной ситуации?
Обжалуйте решение об отказе.
Можете обжаловать отказ в суде или расторгнуть сделку. Обратитесь к кадастровому инженеру, он подскажет. Перед покупкой нужно было запросить ГПЗУ, где было указано пятно застройки, или попросить продавца подать уведомление о строительстве. Обращайтесь с претензией к юристу, который проводил правовой анализ документов, и сопровождал сделку. Земельные споры очень сложные и долгие.
Необходимо подавать административный иск в суд. Причина отказа никак не связана с параметрами планируемого строительства.
Получение ГПЗУ на участке ИЖС при наличии вспомогательных строений.
Какие существуют способы получения ГПЗУ и разрешения на строительство жилого частного дома, если на участке ИЖС располагаются вспомогательные строения — гараж и баня, но нет основного здания.
В данной ситуации получается замкнутый круг — для регистрации вспомогательных строений необходимо основное строение (наличие основного строения — главный признак для подтверждения вспомогательного характера строений), а для строительства основного здания необходима регистрация вспомогательных строений.
В любом случае надо сначала получить разрешение на строительство, Ст.51 ГрК РФ.Для основного строения. А потом уже можно строить основное строение. Наличие вспопмогательных строений не является препяствием.
—Здравствуйте уважаемый посетитель, не декларируйте гараж и баню прежде времени. Получите разрешение на строительство и потом всё оформите. А теперь при отказе, обжалуйте его в суде на основании ст. 218 КАС РФ. Статья 218 КАС РФ. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:
В данном случае, если есть право собственности на земельный участок, проще всего построить все, что необходимо, после чего оформить через суд самострой в порядке ст.222 ГК РФ. Естественно, при этом нужно соблюсти вид разрешенного использования земельного участка.
Для регистрации права собственности[b] основного строения[/b] необходим технический план (ФЗ-218 от 13.07.2015 г. статья 40), который делается на основании разрешения на строительства.
А для регистрации права собственности на вспомогательные строения необходим технический план, который делается на основании Декларации («Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) статья 51)
Технические планы делают кадастровые инженеры, которые и подтверждают, какое здание вспомогательное, а какое основное.
Поэтому разрешение на строительство нужно получить только на основное здание.
Для получения ГПЗУ собственник ЗУ обращается в МФЦ, предоставлят согласно регламенту документы, а уже после получения ГПЗУ подаете на разрешение на строительство.
Хороший кадастровый инженер может сделать все тех. планы одновременно.
Непонятно. Почему вам отказывают в регистрации вспомогательных строений. Обращайтесь в Росреестр в письменном виде, отказ возможно оспорить в суд по ст. 218 КАС РФ Уже после регистрации данных строений получайте разрешение на возведение основного строения — жилого дома — ст. 51 ГрСК РФ (на вспомогательные строения не нужно разрешения)
Для строительства основного строения необходимо разрешение на строительство или наличие в собственности или аренде земельного участка, на каком праве у вас участок?
Вопрос: как повлиять на соседа законным способом для переноса строительства?
У меня вопрос по переносу жилого строения в снт, нарушающего нормы пожарной безопасности.
Я собственник участка в СНТ в Московской области. Жилое строение на нем оформлено согласно дачной амнистии (есть свидетельство на жилое строение о регистрации). Сосед граничащего с моим участком начал строительство жилого строения в непосредственной близости от моего дома. Расстояние 4 метра. Оба строения деревянные. Согласно пожарной безопасности оно должно составлять не менее 12 метров. У него на участке нет никаких других построек, что позволяет перенести начатое строительство. На мою просьбу о переносе на безопасное расстояние он ответил категорическим отказом. Обращение к председателю СНТ не дало никаких результатов. Вопрос: как повлиять на соседа законным способом для переноса строительства?
Только в судебном порядке. Нужно грамотно и надлежащим образом составить исковое заявление в суд.
Могут ли указать это в причине отказа и наши дальнейшие действия?
Приобрели земельный участок на праве аренды для ведения ЛПХ. Участок граничит с двух сторон с лесом. В документах на участок указано, что он относится к землям населенных пунктов. При попытке получить разрешение на строительство и выдаче градостроительного плана земельного участка получен отказ (на данный момент пока устный) со ссылкой на свод правил МЧС 4.13130-2013 г. п. 4.14. Ближайшие деревья находятся в 2 метрах от границы участка. Могут ли указать это в причине отказа и наши дальнейшие действия? Участок приобретали для строительства индивидуального жилого дома.
Если получите письменный отказ, обжалуйте его в суде.
Как нам быть? Что дальше делать?
Начали строительство в СНТ, подали уведомление о начале строительства, отказали указав что земли для ведения коллективного садоводства. Подала заявление в росреестр на изменение земель на ИЖС (читала что собственник может это сделать), но и тут получили отказ. Как нам быть? Что дальше делать? Участок это всё что у нас есть и жить больше негде.
Добрый день, через МФЦ закажите выписку и ПЗЗ на свой участок, там будет указан исчерпывающий перечень, что может находиться на вашей земле, и можно ли изменить назначение земли. С 01.01.2019 вступил в силу ФЗ № 217, который позволяет строить жилые дома на территории СНТ.
Уведомление на строительство о недопустимости размещения объекта
Я подал уведомление о строительстве частного дома на своем участке, получил уведомление о соответствии и допустимости размещения объекта на земельном участке. Начал строительство, фундамент и первый этаж уже построен. Потом обратился в управление газораспределительных сетей, для подключения дома к газу, и на плане трассы оказалось, что дом стоит в газоохранной зоне, ближе 10-ти метров от газопровода. Что делать? Как могли выдать соответствие, если это изначально охранная зона?
Это ошибка администрации. Должны внимательновсе просмотреть прежде чем выдавать. Обжалуйте в суд незаконные действия, С,т.218 КАС РФ.
Внимание! Ответ отключен модератором по причине «Ответ не по существу вопроса».
Возможно по недосмотру выдали разрешение на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ), но если оно есть, то Вы закон не нарушили и у Вас не самострой. Но проблем похоже не избежать.
Ничего не делать. Заканчивать стройку, т.к. там строить нельзя и объект могут снести (ст. 222 ГК РФ)
Никакой ошибки тут нет. Вы же не получали разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ). Пошли другим путем.
Соответственно, в этом случае Вы сами должны выяснить наличие всех препятствий для строительства.
Внимание! Ответ отключен модератором по причине «Ответ не по существу вопроса».
Это не ошибка администрации, Разрешение на строительство по ст 51-52 Градостроительного кодекса, выдается для строительства а не для подключения сетей, подключение сетей это отдельные законодательные акты
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»
Поэтому в данном случае конечно вам нужно либо аннулировать разрешение на строительство либо попробовать обжаловать постановление об отказе в подключении газораспеделения.
[b]Я бы не спешил сносить чего там, это,конечно просто законопрект, но он вполне мажет превратиться в ЗАКОН.[/b]
[b]Депутатами предложен механизм защиты прав добросовестных собственников зданий, построенных в границах охранных зон газопроводов
Проект [/b]Федерального закона N 217179-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» в части определения порядка сноса и возмещения стоимости зданий, строений и сооружений, принадлежащих добросовестным собственникам и построенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения»
Статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлено, что здания, строения, сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических лиц и физических лиц, допустивших нарушения.
При этом законодательством не учитываются добросовестные собственники таких зданий, строений и сооружений — собственники, которые не знали и не должны были знать о нарушении установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения и (или) построили здания, строения и сооружения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке на земельных участках, которые на момент такой постройки не нарушали строительные нормы и правила минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения.
Законопроектом предусматривается, что снос указанных зданий, строений и сооружений, а также возмещение стоимости таких снесенных зданий, строений и сооружений является солидарным обязательством собственника системы газоснабжения и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, принявшего решение, являвшееся основанием для такого сноса. Правила и порядок сноса зданий, строений и сооружений добросовестных собственников, а также правила и порядок возмещения их стоимости в части, не урегулированной действующим законодательством, будет определяться Правительством РФ.
Снос и возмещение за сносимые здания, строения и сооружения, сроки и другие условия будут определяться соглашением с добросовестным собственником, заключаемым в порядке, определенным Правительством РФ. При этом принудительные снос и возмещение могут осуществляться исключительно на основании решения суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Кроме того, устанавливается право прежнего добросовестного собственника сносимого жилого помещения на пользование таким помещением, если у него не имеется в собственности иных жилых помещений на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему возмещения, если соглашением не установлено иное.
При определении размера возмещения добросовестному собственнику за сносимые здания, строения и сооружения в него включаются рыночная их стоимость, а также все убытки, причиненные добросовестному собственнику его сносом.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое здание, строение и сооружение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемые здание, строение и сооружение.
Вступление федерального закона планируется со дня его официального опубликования с распространением действия его норм на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
Источник: www.9111.ru
Трубнейшая задача в истории
Российские власти обдумывают расширение газопроводов через Черное море в Турцию с тем, чтобы перенаправить туда поставки с взорванных труб системы «Северный поток». По словам президента РФ Владимира Путина, на границе Турции и ЕС можно было бы создать крупный газовый хаб. Аналогичный дипломатический маневр Россия уже предпринимала в 2014 году, что тогда позволило договориться с Германией о строительстве «Северного потока-2». Но в текущей ситуации, считают аналитики, европейские потребители могут не проявить заинтересованности в российском газе, тем более что для реализации плана от них потребуются значительные новые инвестиции.
Пока выглядящие сомнительными декларации о росте поставок газа из РФ в Европу через Турцию могут быть призваны скорее укрепить отношения Москвы и Стамбула
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ
Пока выглядящие сомнительными декларации о росте поставок газа из РФ в Европу через Турцию могут быть призваны скорее укрепить отношения Москвы и Стамбула
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ
Россия готова перенаправить потоки газа из поврежденных газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» в Турцию, сообщил президент Владимир Путин на энергетическом форуме 12 октября: «По «Турецкому потоку» транзитируется в Европу 14 млрд кубометров газа. Не такой уж большой объем, но приличный. Утраченный объем транзита по «Северным потокам» по дну Балтийского моря мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом основным маршрутом поставки нашего природного газа в Европу, создав в Турции крупнейший газовый хаб».
Диверсии в сентябре вывели из строя как минимум три из четырех ниток системы газопроводов «Северный поток». Владимир Путин заявил, что «Газпром» готов поставлять газ по уцелевшей нитке В газопровода «Северный поток-2», но для этого трубу нужно сертифицировать. Власти Германии остановили процесс накануне начала военных действий на Украине. Сейчас российский газ в Европу поступает только через Украину и по «Турецкому потоку».
Состояние ниток «Северных потоков» неизвестно, поскольку оператор проекта пока не смог начать их обследование.
Тем не менее глава «Газпрома» Алексей Миллер сказал, что восстановление работы «Северных потоков» может «занять годы», а быстрее, по его мнению, перенести мощности на черноморское направление.
«Турецкий поток», напрямую соединяющий Анапу с европейской частью Турции, строился три года. Алексей Миллер отметил, что газопровод «проходит только по двум экономическим зонам — России и Турции и глубина там не как на Балтике», видимо, имея в виду, что до нового газопровода диверсантам будет сложнее добраться.
Неясно, есть ли у «Газпрома» техническая возможность прокладывать такие газопроводы, поскольку завершение работы по «Северному потоку-2» российскими суднами «Академик Черский» и «Фортуна» в 2021 году проходило на значительно меньшей глубине (менее 100 м), а средняя скорость укладки была в разы ниже, чем у предыдущего подрядчика, швейцарской Allseas. Существующие нитки «Турецкого потока» прокладывала та же Allseas, привлечение которой теперь невозможно из-за санкций США на все новые экспортные газопроводы из РФ.
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез заявил 12 октября, что впервые услышал об этом предложении: «Нам нужно некоторые юридические, торгово-экономические вопросы, технические моменты обсудить. Думаю, предложение должно быть обсуждено, и это возможно».
Владимир Путин не в первый раз использует аргумент о возможности расширения газового сотрудничества с Турцией для того, чтобы укрепить позиции в диалоге с западноевропейскими покупателями российского газа. Так, после охлаждения отношений между РФ и Европой в 2014 году был отменен проект «Южный поток», предполагавший прокладку газопровода мощностью 64 млрд кубометров в год из России через Черное море в Болгарию и далее в Центральную Европу. Вместо этого «Газпром» решил прокладывать «Турецкий поток» напрямую в Турцию.
Однако спустя полгода Россия и Германия договорились о строительстве «Северного потока-2», после чего мощность «Турецкого потока» была сокращена вдвое, до нынешних 32 млрд кубометров. Сама Турция еще в 2015 году поднимала вопрос о создании биржевой площадки для торговли российским газом на границе с ЕС, но по настоянию «Газпрома» эти обсуждения были свернуты, а «Газпром экспорт» позднее запустил электронную торговую площадку в России для продажи газа западноевропейским клиентам с поставкой в основном по «Северному потоку».
Газ для Европы подешевел из-за погоды
Мария Белова из «Выгон Консалтинг» отмечает, что первые попытки Турции стать газовым хабом начались еще с обсуждения в конце 1980-х годов возможности транзита катарского газа через планируемый газопровод Катар—Ирак—Турция—Европа. Тогда переговоры не увенчались успехом, и Катар сделал выбор в пользу экспорта газа в форме СПГ. Сейчас у Турции есть развитая газотранспортная инфраструктура, страна стремится стать транзитером российского, азербайджанского, иранского, иракского и среднеазиатского газа.
«В случае политического интереса Европы Турция сможет предоставить ей «обезличенный» газ, но это потребует масштабных инвестиций в газопроводную инфраструктуру в ЕС в направлении «юг—север», к чему последний в силу своего не самого благоприятного экономического положения может оказаться не готов»,— считает аналитик.
По мнению Сергея Кондратьева из Института энергетики и финансов, вряд ли страны Европы в нынешней ситуации будут готовы к увеличению закупок российского газа через Турцию: на строительство новых газопроводов потребуются годы, и останется проблема транзитных стран. Независимый эксперт Александр Собко отмечает, что северное направление экспорта из РФ через Балтику выглядит логичнее: «Во-первых, основные центры спроса находятся в Северо-Западной Европе. Во-вторых, на юге в теории в будущем появится больше альтернативных источников газа — Азербайджан, Восточное Средиземноморье».
Источник: www.kommersant.ru
Под грузом юридической надстройки: о контроле качества строительства
Многие считают отечественную нормативную базу в строительстве слабее европейской. Но это не так. Все нормативные документы вплоть до 1990 года разрабатывались, составлялись и пересматривались на основании результатов научных исследований.
В конце прошлого года на семинаре, проведенном «Федеральным центром нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», ученый секретарь НИИЖБ им. А. А. Гвоздева к. т. н. Юрий Волков отметил:
«Можно утверждать, что по широте охвата различных вопросов проектирования, изысканий, технологии и организации строительства, монтажа оборудования, пожарных требований, правил эксплуатации, санитарии и т. д. отечественная нормативная база в ряде вопросов более совершенна, чем международная (в частности, европейская). В любом СНиПе практически за каждой формулой стояла диссертация или в крайнем случае очень надежный эксперимент. В нашем НИИЖБ во времена Гвоздева (организатор первой в СССР лаборатории железобетонных конструкций и ее бессменный руководитель на протяжении почти 60 лет в 20–80-е годы ХХ столетия. – Прим. ред.) все новые редакции СНиПов проходили опытное проектирование, опытную проверку».
С переходом на добровольное применение строительных стандартов в России качество СМР не повысилось, а число обрушений строительных конструкций увеличилось
В советской нормативной базе не было областей без соответствующих норм, рекомендаций и т. д. Один только НИИЖБ, который остается головной организацией в области технического нормирования по бетону и железобетону, за время своего существования разработал больше 70 ГОСТов, несколько СНиПов, огромное количество стандартов организаций, а также рекомендаций, пособий, инструкций и т. д. – в общей сложности свыше 300. Для сравнения: Американский институт бетона (ACI, American Concrete Institute) подготовил 250, а технический комитет ISO, аккредитованный на нормирование по железобетону, создал всего 40 документов.
«У нас отличная, мощная, детализированная база, – подчеркнул Юрий Волков. – Нет ни одной аварии по причине соблюдения требований отечественных норм. Они возникают только в результате отступления от них».
Модернизация правового поля
Однако любая нормативная база нуждается в модернизации, поскольку документы устарели с технической точки зрения. К сожалению, взялись в основном за юридическую, а не за техническую сторону вопроса.
Вокруг разработки и принятия закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года в профессиональной среде развернулась дискуссия: в первой редакции документа отсутствовало понятие «Строительные нормы и правила» – святая святых и настольная книга каждого проектировщика. А понятие «норма» было привязано исключительно к стандартизации.
Сегодня некоторые положения закона довольно странно читаются в контексте нынешних политических реалий. «Закон ставит международные нормы выше отечественных», – заявляет директор ООО «СеверГрад» Виталий Реут.
Действительно, в статье 4 часть 4 нынешней редакции закона указано: «Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ».
«Мало того что закон № 184-ФЗ позволяет заключать международные договоры, игнорируя отечественные нормы, так еще и обязывает принимать новые законы, если иностранный партнер потребует этого в рамках международного договора», – прокомментировал Виталий Реут.
СПРАВКА
Российская нормативная техническая база по проектированию и строительству содержит около 1200 нормативных документов,в том числе около 160 СНиП и сводов правил, более 900 национальных и межгосударственных стандартов, из них 142 национальных стандарта и 34 стандарта СЭВ, несколько тысяч других документов: МДС, РДС, СН, ТСН и т.п.
Это положение до сих пор остается в силе. Его не исключили, даже когда в закон вносили концептуальные поправки – двумя законами с одинаковым названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», сначала № 65-ФЗ от 1.05.2007, потом № ФЗ-385 от 30.12.2009 года.
В нулевые годы также были созданы такие основополагающие для строительного проектирования законы, как «Градостроительный кодекс РФ» от 24.12.04 № 191-ФЗ, «Об энергосбережении…» от 23.11.09 № 261-ФЗ, технические регламенты (ТР) «О требованиях пожарной безопасности» от № 123-ФЗ от 22.07.08, «О безопасности низковольтного оборудования» от 27.12.09 № 347-ФЗ и др. Вышло немало постановлений и распоряжений правительства, приказов министерств и ведомств, в частности Минрегиона, которого уже не существует, а его приказы и письма имеют юридическую силу.
Активное строительное нормотворчество 2000-х годов увенчалось принятием закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года. Будучи спорным, этот документ все же реабилитировал «пораженные в правах» СНиПы (по которым благополучно продолжалось проектирование), придав им статус Сводов правил (СП). Однако, чтобы осознать их значение для безопасности строительства, законодателям понадобилось семь лет.
Процесс законотворчества продолжается. «Я подсчитал, что с момента вступления в силу Градостроительного кодекса он меняется в среднем каждые два месяца», – делится своим опытом работы с нормативными документами президент ООО «Группа компаний Н.Э.П.С.» Виктор Зозуля.
В прошлом году наконец-то был принят закон о стандартизации (№ 162-ФЗ от 29 июня 2015 года), который начал разрабатываться задолго до закона о техническом регулировании, так как должен был составить доказательную базу всего того, что будет заложено в законе о техрегулировании. Но сейчас он нацелен на решение другой задачи – закон прежде всего должен гармонизировать нашу терминологию, понятия и требования в соответствии с нормами ВТО. При этом одна из основных задач стандартизации – создание и развитие системы подготовки стандартов – не решена.
Грузный хаос
Законотворческие усилия начала третьего тысячелетия модернизировали правовое поле строительного комплекса, однако так и не придали ему логической завершенности. В идеале система технического регулирования строительства наряду с техническим регламентом безопасности зданий и сооружений должна включать такие же документы для градостроительных образований, а также строительных материалов.
Закон о техническом регулировании ставит международные нормы выше российских
Вопросы безопасности градостроительных образований формально отражены в Градостроительном кодексе, а что касается материалов, то разрабатываемый проект № 192544-5 федерального закона «Технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» уже пережил четыре редакции, но до сих пор не принят Госдумой.
Таким образом, нынешней системе технического регулирования строительства не хватает некоторых важнейших документов, а те, которые существуют и действуют, – слишком многочисленны, громоздки, к тому же постоянно меняются и порой противоречат друг другу.
«Все это оборачивается трудностями при проектировании, прохождении экспертизы проектной документации, получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также нередко вызывает судебные коллизии», – считает Виктор Зозуля.
Итак, в постсоветскую эпоху стройная, логически выверенная и научно обоснованная система нормативной документации обрела хаотичную и грузную юридическую надстройку. Законодатели и чиновники «прошлись» и по техническому базису, который по идее должен подпитываться достижениями научно-технического прогресса.
Компромиссная обязательность
Среди чиновников с экономическим и юридическим образованием бытует мнение, что обязательность применения нормативных документов является тормозом для развития рыночных отношений, создает административные барьеры. Возможно, это не лишено смысла в сфере производства товаров широкого потребления, но небезопасно в сфере строительства.
Нынешнее нормотворчество в строительной отрасли представляет собой возведение Вавилонской башни людьми, говорящими на разных языках
Более того, с переходом на добровольное применение стандартов в России качество строительных работ не повысилось, а число обрушений строительных конструкций выросло. Этот факт был, в частности, отмечен в резолюции III Всероссийской конференции по бетону и железобетону, состоявшейся в Москве в мае 2014 года.
Закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года регламентировал добровольность применения стандартов, ссылаясь на международную практику. Поддержав принцип добровольности, правительство все же было вынуждено пойти на уступки профессиональному сообществу и выделило квоту из 91 обязательного документа против предлагавшихся более двух тысяч.
Компромиссный перечень обязательных к применению нормативных документов был утвержден распоряжением правительства РФ № 1047 в июле 2010 года, через семь с половиной лет после принятия закона о техрегулировании. Перечень пережил еще две редакции, утвержденные постановлениями правительства № 1521 от 26.12.2014 года и № 1033 от 29.09.2015 года соответственно. В новых редакциях не были исправлены принципиальные ошибки первоначального списка, касающиеся разделения документа на обязательную и добровольную части, что привело к юридическому хаосу.
«К сожалению, юридический язык давит на инженеров и архитекторов, привыкших работать с конкретными физическими величинами, научно-техническими понятиями и законами физики, на основании которых выработаны нормативы по расчетам и проектированию, а не витиеватыми юридическими формулировками, которые к тому же дают полную свободу их манипуляции и интерпретации», – сетует Виталий Реут.
Вопиющие примеры
Трудно переоценить важность СНиП 52- 01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (по-новому он обозначается как СП 63.13330.2012), поскольку железобетон используется в 90% строительных объектов. Документ, включенный в обязательный перечень, содержит ссылки на 13 сводов правил (СП) и 32 ГО СТа – всего на 45 нормативов.
Однако из них в обязательный перечень попало всего 11 документов: 9 СНиПов (СП) и 2 ГОСТа. Остальные 34 не числятся ни в каких перечнях: ни для обязательного, ни для добровольного применения. Однако без них невозможно применение СНиП 52-01-2003.
Бытует мнение, что обязательность применения нормативных документов является тормозом для развития рыночных отношений, создает административные барьеры
Не менее болезненным метаморфозам подверглись и ГОСТы. В обязательный перечень включен ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Однако его неотъемлемая часть – приложения – поделена на обязательные и добровольные. Составители перечня объявили обязательными только приложения Б, В, К и Л. Но, например, приложения Г, М, Н, У обозначены как обязательные самим ГОСТом 31937-2011.
Путаница, порожденная искусственным разделением нормативов на части обязательного и добровольного применения, со временем только усугубляется. В последней редакции перечня стандартов и сводов правил для обязательного применения (Постановление правительства РФ № 1033 от 29.09.2015 года) добавлен ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». И получилось, что этот обязательный ГОСТ предписывает контролировать обеспечение в бетоне характеристик, установленных другим ГОСТом 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», который является документом добровольного применения. «К сожалению, подобную юридическую чехарду вы найдете не только в области железобетонных конструкций и обследования зданий, но и во всех без исключения областях архитектурного и строительного проектирования», – добавляет Виталий Реут.
Неаккуратная актуализация
К сожалению, подобный подход наблюдается и при актуализации норм. «Раньше над одним СНиПом работали десятки профильных институтов, сотни лабораторий и тысячи специалистов, и документ рождался несколько лет. Сегодня, обладая крайне ограниченным людским ресурсом, мы пересматриваем документы максимум за девять месяцев.
При этом пытаемся использовать международный опыт, – сетует заведующий сектором НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, профессор МГСУ к. х. н. Вячеслав Фаликман. – Берутся старые СНиПы, поправляются ссылки, кое-что заимствуется из зарубежных норм. Меня насторожили заявления, прозвучавшие на одной из конференций, о том, что мы сейчас быстренько актуализируем оставшиеся 300 СНиПов, выпустим их в виде Сводов правил, и на этом работу с системой нормативных документов можно считать выполненной. Но ведь это профанация».
Говоря о нормативной базе в целом, Виталий Реут выделяет основные недостатки: «Во-первых, это приоритет международных норм. Во-вторых, наша нормативная база превратилась в лоскутное одеяло, сшитое разными ведомствами (Минстроем, МЧС, Минздравом) со своим понятийным аппаратом у каждого и окончательно спутанное нитями обязательного и добровольного применения. В-третьих, юридическое многословие, которое порождает разнообразие трактовок и, следовательно, допускает вольности исполнителей и размывает их ответственность. Мне кажется, нынешнее нормотворчество в нашей отрасли представляет собой строительство Вавилонской башни людьми, говорящими на разных языках. И такой объект не может быть возведен по определению».
Нынешнее техническое регулирование в строительном комплексе представляет собой, по аналогии с марксистским учением об общественно-экономической формации, базис и надстройку. Базис – это система нормативной документации, разработанная на основе достижений науки и техники ХХ века и подлежащая актуализации под реалии XXI века. Надстройка – совокупность законодательных актов, пока не доведенных до уровня системы, постоянно меняющихся в зависимости от политико-административной конъюнктуры.
При этом технический базис пребывает в опасной стагнации, а юридическая надстройка разрастается. Понятно, что плодить витиеватые юридические формулировки и выпекать из них очередные документы непрямого действия гораздо проще и дешевле, чем проводить лабораторные испытания, сложные инженерные расчеты и на этой основе выводить нормативные показатели, обеспечивающие безопасность строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Партнер темы ООО «СеверГрад»
В печатной версии название статьи — «Под грузом юридической надстройки» (журнал «Строительство и городское хозяйство», № 164, апрель, 2016 г.)
Источник: stroypuls.ru