Я руководитель небольшой дизайн-студии. Расскажу о некоторых признаках договорных тендеров.
К сожалению, тендеры часто имеют заранее оговоренного исполнителя и участвовать в них не имеет смысла. Однако никакого знака о том, что тендер нечестный, не существует (или мы о нем пока не знаем).
Госструктуры не могут просто назначить заказчика, а обязаны проводить конкурс — это закон. А для исполнителя участие в тендере — это оформление кучи бумаг, оплата обеспечения заявки и отправление бумаг коммерческой почтой, поэтому хочется избегать неперспективных конкурсов. Для этого мы начали собирать признаки таких тендеров. Оговорюсь, что ни один из них не является доказательством, а лишь одним из знаков того, что что-то не так.
1. Друг или знакомый, у которого есть связь с заказчиком
Это самый надежный способ. Мы однажды нашли отличный конкурс. Заказчика знал знакомый из дружественной организации. Мы попросили его узнать и через 5 минут от друга пришла смска о том, что исполнитель уже определен.
Разница 223-ФЗ и коммерческих закупок
2. Короткие сроки исполнения
С одной стороны, сроки по госконтрактам всегда очень сжатые. Поэтому если есть теоретическая вероятность того, что успеть можно, тогда это не в счет. Но если в ТЗ указано, что новый официальный сайт области надо сделать за 1 месяц, то вы должны насторожиться. Цикл дизайн + верстка + программирование + тестирование для крупного сайта не может быть меньше 2 месяцев, даже если у вас тысяча сотрудников.
В таких тендерах работы уже сделаны полностью или частично. Или же у исполнителя есть договоренность с заказчиком о реальных сроках.
3. Трудновыполнимые условия договора
В одном конкурсе на создание видео-ролика было условие наличия видео-камеры RED определенной модели и с определенными объективами. Такие требования возникают, когда у заказчика уже есть исполнитель с таким оборудованием. В этом случае камеру можно было бы арендовать, но сумма контракта была слишком низкой, все деньги ушли бы на аренду.
Еще есть история с видео-рекламой. Практически во всех тендерах на нее, кроме съемок самого ролика, есть требование трансляции его на определенных каналах. Причем, исходя из суммы, понятно, что денег на трансляцию не хватит. Такие тендеры практически всегда выигрывают сами телеканалы, так как показывают эту рекламу у себя, соответственно сильно снижают издержки.
4. Слишком завышена стоимость контракта
Здесь тоже надо быть осторожным. С одной стороны, бывает, что максимальная стоимость контракта (в тендерах предлагаешь цену ниже предложенной) выше рыночной. Но если она выходит за грани разумного, то возможно это сумма для отката или чего-то такого.
5. Мутное ТЗ, из которого не понятен объем работы
ТЗ в госзакупках не всегда идеальны. Чаще всего они средние. Однако бывают такие, где не ясен объем работ. Например, расписаны требования к сайту, серверу, БД и юзабилити, но не описаны разделы и функционал. Это делается для того, чтобы никто не подавал заявок.
Почему нельзя работать с тендерами по 44-ФЗ | Выводы на основе двух лет работы
В таких случаях или просите уточнить ТЗ, или не участвуйте.
6. Вместе с заявкой необходимо прислать часть работ
Часто оговоренный исполнитель уже сделал часть работ или всю работу. В этих случаях в требованиях к тендеру просят предоставить в заявке какие-то готовые материалы: часто это готовые прототипы или даже варианты дизайна (если речь идет о сайте).
Здесь важно понимать, что возможно заказчик действительно считает, что предоставление прототипа и дизайна до подписанного контракта — это нормально. В этом случае, сами решайте, участвовать или нет.
7. Изменения в извещении о тендере
В извещении предоставляется комплект документов. Самое важное — это ТЗ. Если в него внесли коррективы, а вы уже подали заявку, то придется делать новую заявку. Это тоже сигнал, хотя ТЗ могут изменять по просьбе исполнителей уточнить какие-то пункты.
8. История организации
В госзакупках вся информация открыта. Проверяйте старые тендеры. Если видео-ролики для компании делает один и тот же исполнитель, то, скорее всего, у них с заказчиком уже налажен контакт, и очередной заказ уйдет также ему.
В конце хочу еще раз напомнить, что здесь перечислены только сигналы тревоги о договорном характере тендера. Нельзя обвинить кого-либо, исходя из этих данных, хотя некоторые из них скорее всего незаконны.
Источник: habr.com
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕРЫ (ТОРГИ)
Исторически торги представляют собой поиск соответствия между ценой и стоимостью товара, работ или услуг.
Закупочная деятельность, представляющая собой управляемую и структурируемую систему закупочных процедур, целей и ресурсов, называется прокьюрементом (англ, procurement). Основная цель любой закупки — удовлетворение нужд общества или его части. В мировой практике выделяют общественные, государственные и корпоративные закупки.
Распространенным инструментом международной торговли, используемым частными и государственными структурами как развивающихся, так и промышленно развитых стран, являются международные тендеры (торги). В то время как на все инструменты международной торговли приходится около 20% мирового товарооборота, на международные тендеры приходится около 15%.
Международные тендеры (торги) — это одна из форм мировой торговли, предусматривающая размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по заранее объявленным в тендерной документации условия. Организатор тендера тем или иным способом искусственно создает условия для конкурентной борьбы между участниками тендера за заказ в целях выбора наиболее выгодного приобретения требуемых товаров, работ, услуг. Таким образом, тендер — это открытое предложение представлять заявки на покупку или продажу товаров, предпочтение по которым отдается наиболее конкурентоспособному заявителю.
На международном уровне понятие «международные торги» употребляется наряду с понятием «международные тендеры». В то время как для размещения заказов в России российские ученые в зависимости от сути механизма закупки в основном употребляют понятия «торги», «конкурс», «запрос предложений» и т.д., применительно к международному опыту теми же учеными чаще применяется термин «тендер». Это связано с тем, что англоязычное понятие «тендер» более объемно по значению и включает все действующие конкурентные способы закупки в российском толковании. Также стоит отметить, что понятие «тендер» за рубежом употребляют в самых различных значениях: как объявление о проведении тендера, приглашение к участию в нем, как комплект тендерной документации, входящие в ее состав формы для заполнения оферентом, как поданная тендерная заявка или процедура подведения итогов тендера.
Обычно организаторами тендеров выступают государственные или правительственные органы. В законодательстве стран, проводящих государственные закупки, регламентируются способы и особенности их проведения. Определенные правила устанавливают и различные международные организации, и финансовые институты, когда закупки проводятся на средства, выданные в качестве займов (например: ЕБРР, ЮНИСТРАЛ, ЮНКТАД, ЮНИДО, ГАТТ/ВТО, ОЭСР и ВБ). Эта же практика используется крупными корпорациями, так как им приходится иметь дело с большим количеством поставщиков и подрядчиков, поставляющих товары и выполняющих работы для нужд организации на значительные суммы. В результате внедрения процедур международных тендеров в среднем достигается экономия от 10 до 25% изначально запланированных средств.
Тендеры могут объявлять и для покупки товара, работ и услуг, и для их продажи, причем предметы тендеров могут быть как уникальными, так и массовыми. В международной практике встречаются тендеры на закупку нескольких упаковок канцелярских товаров и на сооружение «под ключ» крупных объектов промышленного и гражданского назначения.
Предметом закупок в международной практике может быть оборудование (товары), работы, услуги, средства жизнеобеспечения, оборонные закупки, проекты и программы. Любой товар, особенно такой сложный и экономически значимый, как топливно-энергетические ресурсы, должен иметь разумную, обоснованную стоимость, учитывающую механизм и среду реализации товара, выстроенные в единую скоординированную и эффективно контролируемую систему.
Таким образом, тендеры могут быть простые и сложные. Выделяют следующие признаки сложных тендеров: необходимость инновационного организационно-технического решения, большие расходы участников на подготовку заявок, неприемлемый ущерб от неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
Закупка нового оборудования, информсистем и строительномонтажных работ для обновления производства, ввода новых мощностей обычно является сложной закупкой. К простой закупке обычно относятся повторяющиеся закупки сырья, материалов и комплектующих для основного производства, закупка вспомогательного оборудования по выработке ресурса и регулярный ремонт.
Предметом тендеров в нефтегазовых отраслях могут быть закупка оборудования для добычи и переработки нефти и газа, освоение месторождений, строительство промышленных объектов, а также закупка и продажа сырой нефти и продуктов их переработки, поставка газа. Тендеры на продажу сырой нефти практикуют Тунис, Малайзия, Колумбия, Сирия, Эквадор, тендеры на покупку нефти — Шри Ланка, Индия, Таиланд, Филиппины, Чили, США, Греция, Португалия Морокко.
Тендеры на продажу нефтепродуктов проводят государственные компании Индии, Шри Ланки, Турции, Греции, Колумбии, Ганы, Малайзии, Пакистана, Сирии. Государственные компании большинства из вышеперечисленных стран проводят тендеры и на покупку нефтепродуктов.
В таких странах, как США и Великобритания, практикуются электронные формы торговли газом на базе электронных площадок. В мировой практике через электронные площадки поставляется до 40% данного ресурса.
В основе любой современной системы закупок, направленной на достижение положительного социально-экономического эффекта как для государственного, так и гражданского субъекта, заложен ряд основополагающих принципов, выработанных в результате многолетнего международного опыта проведения закупок:
- • принцип информационной открытости(гласности) — все этапы закупок, начиная с установления требований (условий) для их проведения и кончая выявлением победителей, осуществляются публично. Каждый из участников имеет возможность ознакомиться с объявленными условиями тендеров, что означает полную доступность необходимой информации для участников;
- • принцип равноправия (справедливости, отсутствия дискриминации) — условия проведения тендеров, методы, критерии оценки и порядок определения победителя устанавливаются заранее. Причем для всех участников эти условия одинаковы;
- • принцип экономичности — необходимые для проведения тендеров процедуры должны осуществляться с минимально возможными затратами на их проведение;
- • Принцип эффективности — необходимость достижения максимально возможного конечного экономического результата для организатора тендеров (государства, отрасли, муниципалитета и т.д.) при осуществления закупок требуемых товаров (работ и услуг);
- • принцип ответственности — уполномоченные лица (победители, участники тендеров) неукоснительно выполняют все пункты контракта, который они заключили. Никто не имеет права оказывать давление на победителя с целью нарушения выполнения условий контракта;
- • принцип законности — организация и проведение тендеров должны строго соответствовать нормативно-правовым актам и действующим нормативным документам;
- • принцип конкуренции (состязательности) — наличие реальной возможности и доступности принятия участия в тендерах любых заинтересованных хозяйствующих субъектов;
- • принцип объективности оценки (справедливости) — выбор победителей в тендерах должен быть осуществлен на расчетной (научной) основе. При этом не должны учитываться политические соображения;
- • принцип конфиденциальности — после завершения тендеров обе стороны, организатор (заказчик) тендера и его участники, предпринимают необходимые меры для соблюдения конфиденциальности предоставленной информации.
Обобщенная классификация способов закупки включает неконкурентные закупки и конкурентные закупки (тендеры). К неконкурентным закупкам относится закупка из единственного источника (прямая закупка). Тендеры можно разделить на основные и альтернативные.
Чаще всего закупка из единственного источника (или прямое заключение контракта) используется в случаях:
- • отсутствия конкуренции, когда требуемый заказчику продукт предоставляется только одним поставщиком и отсутствует его замена (т.е. товар производится по уникальной технологии или услуга осуществляется государственными организациями либо организациями, работающими по тарифам, формируемым государственными тарифными органами, например транспортировка газа, государственные средства измерений);
- • возникновения срочной потребности;
- • продления ранее заключенного контракта, если подобная возможность в нем изначально предусматривалась, и продолжение сотрудничества с данным поставщиком по-прежнему целесообразно;
- • дополнительных закупок у первоначального поставщика, обусловленных стандартизацией оборудования или запчастей, совместимых с ранее приобретенным оборудованием, при условиях непревышения общей цены дополнительной закупки стоимости основной. При этом учитывается эффективность первоначальных закупок и отсутствие альтернативных вариантов;
- • если подрядчик, ответственный за обеспечение процесса проектирования, нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
- • наличия чрезвычайных обстоятельствах, например при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Недобросовестное отношение сотрудников заказчика к своим обязанностям, в результате которых закупка не была осуществлена в срок на конкурентной основе, не должно быть основанием для закупки из единственного источника, если при проведении закупки конкурентным методом приемлемых предложений не поступило.
Из одного источника целесообразно также закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор контрагентов могут быть несопоставимо большими, нежели цена приобретаемой продукции (работ, услуг). Поэтому следует установить ценовой порог «снизу», ниже которого даже серийная продукция закупается из одного источника, например пороговые значания в 2011 г. в странах Европейского союза при заключении контракта на товары составляли 130 тыс. евро, на работы — 5 млн евро, на НИР и НИОКР — 200 тыс. евро.
Тендеры бывают открытыми, закрытыми, многоэтапными и селективными [23].
Открытый конкурс — вид конкурса, при котором его организатор привлекает предложения участников конкурса на поставку товаров путем публикации приглашения к участию в конкурсе в печатных средствах массовой информации или в сети Интернет (виртуальные торговые площадки, сайт организатора) и рассматривают предложения всех поставщиков, которые на это приглашение откликнулись.
Открытые конкурсы считаются основным (или наиболее предпочтительным) способом закупки товаров для государственных нужд и применяются при закупке относительно больших объемов достаточно стандартизованных товаров, работ, услуг на конкурентном рынке, когда нет специальных условий к срочности, секретности закупки.
Закрытый конкурс — вид конкурса, при котором его организатор привлекает предложения участников конкурса на поставку товаров, работ, услуг путем направления специальных приглашений поставщикам, заинтересованным, по мнению заказчика, в участии в конкурсе. Организатор конкурса рассматривает предложения только тех поставщиков, которые получили такие специальные приглашения.
Закрытый конкурс применяется, если требуемые товары, работы, услуги способны поставить только несколько поставщиков, или же ряд поставщиков обладает исключительными правами на поставку требуемых товаров, работ, услуг.
Двухэтапный (многоэтапныей) конкурс — применяется при закупке технически сложных товаров, работ или услуг или если заказчику (организатору) необходимо провести переговоры с участниками, чтобы определить наиболее эффективный вариант удовлетворения потребности заказчика. Не всегда в силу сложности продукции или при наличии нескольких вариантов удовлетворения нужд заказчика возможно сразу сформулировать подробные требования к закупаемой продукции (иные договорные условия). На практике двухэтапные конкурсы, как правило, закрытые, что обусловлено сложностью объекта закупки.
На первом этапе конкурса рассматриваются первоначальные предложения участников конкурса на поставку (покупку) товаров, работ, услуг без указания цены. В результате дальнейших переговоров вносятся изменения в первоначально установленные технические и технико-экономические требования к товарам.
На втором этапе организатор конкурса рассматривает уже согласованные (окончательные) предложения с указанием цены и других коммерческих условий.
Селективный конкурс — это своеобразный компромисс между открытым и закрытым. Его особенность заключается в том, что подать заявку на участие в нем может любой поставщик, однако до участия в конкурсе допускаются лишь претенденты, выбранные заказчиком.
Селективный конкурс состоит из двух этапов: на первом этапе происходит сбор и отбор (селекция) заявок на участие в конкурсе, на втором — проводится конкурс среди отобранных претендентов. Таким образом, к участию в селективном конкурсе приглашаются все желающие (как в открытом конкурсе), но непосредственно до участия допускаются только отобранные заказчиком (как при закрытом).
В мировой практике этот способ часто используется при закупке консультационных услуг. При проведении данного вида закупок заказчик приглашает всех желающих поставщиков подать заявку на участие в конкурсе. Объявление с приглашением содержит критерии квалификации, которым должен соответствовать участник конкурса, чтобы быть приглашенным к участию.
Все поданные в ответ на приглашение заявки составляют так называемый «длинный список». Основываясь на информации, представленной участниками, заказчик формирует из него «короткий список», приглашая к участию в конкурсе тех поставщиков, которые соответствуют указанным критериям. Эти поставщики и подают конкурсные заявки. При селективном конкурсе, как и при закрытом, информация о победителе не публикуется.
К альтернативным тендерам можно отнести запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, квалификационные списки и аукцион.
Запрос котировок проводится в случаях, когда единственным оценочным критерием выступает цена предложения, обычно проводится при закупке простой продукции либо при выборе одного поставщика из нескольких ранее выигравших открытый конкурс.
Если другие виды закупок не привели к заключению договора или существует срочная потребность в закупке, заказчик может провести переговоры с потенциальными поставщиками и заключить договор. После завершения переговоров заказчик предлагает всем поставщикам, продолжающим участвовать в закупочной процедуре, представить к определенному сроку свое окончательное предложение, на основании которого определяется контрагент. Обычно конкурентные переговоры не являются эффективными, поэтому часто прибегать к данной форме не стоит.
Конкурентные переговоры возможны при закупках особо сложной продукции. Также их иногда используют при закупке услуг по консультированию и обычно рассматривают как один из элементов процедуры запроса предложений.
Запрос предложений может проводиться в случае, если на проведение конкурса нет времени или это нецелесообразно по веским обстоятельствам, однако обстоятельства на закупку у единственного источника отсутствуют, а сложность продукции не допускает проведение запроса цен. Также и в случае, если необходимо провести переговоры с участниками, а проведение многоэтапного конкурса невозможно по веской причине (например из-за затрат времени) или в случае небольшого объема самой закупки.
Квалификационные списки — это своего рода «урезанный» селективный конкурс, смысл которого заключается в формировании «короткого списка», без дальнейшего определения победителя. Таким образом формируется список квалифицированных поставщиков, с которыми заказчик готов иметь дело при проведении последующих закупок иными способами. Например, раз в год проводится отбор претендентов на поставку какой-то категории товаров. После этого на протяжении года проводятся запросы котировок, закрытые конкурсы и т. п., в которые допускаются только компании, прошедшие селекцию.
Аукционы изначально использовались для продажи в основном продукции и ценностей, а также ограниченных ресурсов (квоты, лицензии и т.п.). Однако эта процедура вполне применима и для закупок — в этом случае используется «аукцион наоборот», или редукци- он, на котором продавцы торгуются, кто готов уступить свой товар заказчику на более хороших для него условиях. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена.
Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Но формально одинаковые определения торгов и аукционов на самом деле принципиально различаются по существу. Если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах нет таких ограничений. Отличие закрытых аукционов в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.
Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако расплачиваться за это приходится снижением их эффективности.
По времени проведения аукционы условно делятся на одновременные и последовательные. Несколько лотов (особенно, если они одинаковые) могут выставляться на аукцион как одновременно, так и последовательно — один за другим. Как показывает практика, во втором случае цена каждого последовательно реализованного лота, как правило, ниже предыдущего.
Ставки на аукционе могут быть дискретными (т.е. с определенным шагом) или непрерывными. Иногда вводятся ограничения на шаг (как минимум, так и максимум). Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершении раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.
Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.
Существует несколько разновидностей аукционов, наиболее известные из которых: прямой (английский); аукцион первой цены; аукцион второй цены; обратный оптовый (голландский); редукцион (обратный аукцион); аукцион “платят все”.
В связи с тем что международные тендеры являются сложным механизмом размещения заказа, для их организации требуется выполнение целой цепочки этапов. Эти этапы можно сформировать в три центральных процесса — формирование заказа, размещение заказа, исполнение заказа.
Источник: studref.com