Сетевое издание «ТОЛК» СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77 – 74199 от 09.11.2018г. Статус средства массовой информации: действующее. Наименование (название) средства массовой информации: ТОЛК. Язык: русский.
Адрес: редакции 656056, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Короленко, д.51, оф.202. Доменное имя сайта в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания): tolknews.ru.
Примерная тематика и специализация: общественно -– информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе . Форма периодического распространения: сетевое издание . Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «СМГ» (ОГРН 1192225017820).
Главный редактор: Шелягин Александр Юрьевич. Новости, размещённые с хэштегом #корпоративныеновости, выпущены на правах рекламы. Новости, размещённые с хэштегом #Сделано в Алтайском крае, выпущены на правах рекламы. Новости, размещённые с хэштегом #новостителекома, выпущены на правах рекламы. Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
8 класс. Русский язык. Научные открытия. Термины. 29.04.2020.
Новости Барнаула и Алтайского края. Все о политике, экономике и обществе в формате статей, инфографики, фото- и видеорепортажей. Если новости, то с ТОЛКом!
Источник: tolknews.ru
Добыча гранита для строительства СПб в 18-19 веках (начало).
Гранит на побережьях и островах современной Финляндии для строительных нужд Санкт-Петербурга начали добывать еще в первой половине 18-го века, но серьезный масштаб добычи этого камня приходится на вторую половину 18-го столетия и далее, когда при Екатерине 2, было принято решение облицевать набережные рек и каналов города «диким («морским») камнем»:
Проф. П.А. Борисов «Карельский декоративный камень», 1949.
«Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных. Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше бутовой плиты. Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.»
— В.И. Кочедамов «Набережные Невы»
Строительство Литейного моста, 1870-е.
Анатомия бизнес-процесса. Основные термины | Naked BPM
Выгрузка блоков для ограды Собственного сада Зимнего дворца, 1900.
Гранит рапакиви стал вторым после путиловской плиты камнем в строительстве Петербурга (Булах, 1998).
Добыча блоков на ломках осуществлялась буроклиновым методом, когда требовало того особая осторожность с отделением заготовки, либо буровзрывным способом, с применением пороховых зарядов, закладываемых в пробуренные в скале скважины. Примером комбинации методов, может служить отделение заготовки для Александровской колонны, когда сам монолит был отделен от скалы без применения пороха, но «искусно вычисленные взрывы» применялись под нижней постелью заготовки, для расчистки лишних масс породы, мешающей опрокидыванию (перевороту) отделенного монолита на бок. К слову, 400-тонный монолит для пьедестала колонны тоже добыли с использованием взрывчатки.
Описание порохострельных работ из газеты «Северная пчела».
Технология бурения скважин (в исторических источниках — «способ подбуравления») была примерно следующей: определив геометрию заготовки, каменотесы при помощи зубила или кайла вырубали по этому контуру борозду, т.н. «заправку», шириной 10, а глубиной 25 см. В эту борозду, задав направление шпура, ставили бур-забурник («рупаз»), нанося по затылку его удары молотом, сначала легкие, а после углубления шпура на 2-3 см — более сильные удары.
После нанесения каждого удара забурник поворачивают вокруг своей оси. Обычно один человек держал и поворачивал бур, а один или двое били по нему кувалдой («балдой»). Буровую мелочь раздробленной бурением породы («шлам») удаляли из шпура специальной ложечкойили ковшом, т.н. «чищалкой». Для облегчения процесса очистки забоя и подъема шлама, в шпур наливали воду.
«Курс горного искусства», 1843 г, А.И. Узатис
После окончания бурения, в борозду-«заправку» вставлялись клинья с «щечками» для отделения монолита, по которым били тяжелыми кувалдами рабочие. В случае откола или раскола небольших блоков, борозда не вырубалась и клинья вставлялись в сами скважины.
Борозда-заправка
Фото-иллюстрация «трехручного» бурения шпуров.
Шаг между шпурами для отделения больших монолитов, таких как добывали для колонн портиков Исаакиевского собора, составлял 15-25 см и линия разлома от вгоняемых в скалу клиньев шла вдоль всего ряда забуренных скважин. В случае добычи Александровской колонны, из описания в «Северной пчеле» следует, что заготовка была обурена «сплошь», т.е. шпуры бурились вплотную друг к другу и в итоге получился практически сплошной разрез по всей линии бурения (надо полагать, что термин «сплошь» всё же подразумевает некий минимальный шаг между шпурами, при котором бур при работе не будет уходить в соседний, уже пробуренный шпур):
В каменоломне Пютерлакс, задачу добычи монолитов упрощали горизонтальные пластовые трещины , отделяющие слои гранита друг от друга (т.н. «подслойки»), т.е. по нижней грани, монолиты от общего скального массива отделила сама природа: вертикальные шпуры бурились до этой трещины-подслойка. Вообще же, если подобных трещин не находилось, то бурили горизонтальные шпуры.
Шпуры от бурения на стенке каменоломни Пютерлакс.
Оставшиеся следы добычи блоков в каменоломне под Выборгом, свидетельствуют о том, что борозда-заправка (или т.н. «паз») вырубался и под нижней плоскостью заготовки:
« для отделения камня по нижней постели, делали глубокую горизонтальную выемку при помощи мелкой порохострельной работы.»
В данном случае, в подобной горизонтальной выемке остался даже кусок железного клина:
Стрелкой помечен кусок сломанного клина в борозде.
После откола монолита от скалы, при помощи деревянных и железных рычагов, вставляемых в борозду отделения, а иногда и кабестанов, заготовку переворачивали на бок, скидывая на заранее подготовленную подушку из бревен и лапника и грубо оболванивали до необходимой геометрии. После чего, при помощи воротов оттаскивали до пристани и грузили на судна.
Шпур в каменоломне под Выборгом.
Борозда в которую вбивались клинья и по которой отделялся блок от скалы в Пютерлаксе.
Скважина в каменоломне Пютерлакс.
Бур представлял собой железный стержень, круглой, квадратной или наиболее удобной для бурения многогранной формы в сечении, различной длины с наваренным сталью наконечником (коронкой), диаметром от 2,5 до 4,5 см. По мере углубления забоя, короткий бур менялся на более длинный и работа продолжалась. На ломках всегда была кузница, где затупившиеся рупазы правили, заостряли и возвращали в работу.
О скорости работы кузнецов:
В начале тридцатых годов ХХ века на шахте «Коммунар» (Кривбасс) при бурении в крепких породах в смену расходовалось в среднем до 200 буров длиной от 1,5 до 2,5 м, т.е. в массе это составляло от 900 до 1500 кг. Так, утверждается , что качественная закалка и заправка уменьшает затупляемость бура в 5 раз, а производительность бурения увеличивается почти в два раза. При ручной заправке буров кузнец с подручным, имея в своем распоряжении горн, наковальню и ванну для закалки буров, заправляли за смену 60 — 100 буров.
Проф., д.т.н. Лыхин П.А., «Тоннелирование и бурение шпуров (скважин) в XIX и XX веках»
Фрагмент рисунка из альбома Монферрана: добыча монолита для Александровской колонны на Пютерлакской ломке.
Рабочий с длинным буром.
Какова была скорость добычи камня? Тут, вероятно, нет единственно верного ответа. Нужно понимать, что скорость добычи блока не складывается исключительно от быстроты бурения.
Накладывается сразу несколько факторов: выбор места. Чем больше предполагаемая к отделению заготовка, тем сложнее найти для нее однородный гранитный массив без трещин. Точнее сказать, совсем без трещин, скорее всего найти вообще не получится, однако не все трещины по природе своей фатальны для целостности монолитов: есть трещины «стабильные», которые образовались в процессе формирования породы и в ходе этого процесса, пришедшие в равновесное состояние с окружающим гранитом. Такого рода трещины не критичны и позволяют добывать и обрабатывать гранитные монолиты без их существенного разрушения.
Второй фактор — разведка скального массива. Прежде всего, место добычи расчищалось от растительности и земли, убирались валуны и верхний слой эродировавшего трещиноватого камня и тщательно осматривалось:
«Обнаженный верхний, обыкновенно разрушенный слой камня сбивается кирками и сортируется, причем самый мелкий отвозится туда, куда свезена земля верхнего слоя, а более крупный идет на бут.»
— словарь Брокгауза и Ефрона «Каменоломни»
Мало найти удобный для разработки скальный выход гранита, нужно, чтобы в нем не было пагубных трещин («парин»). Если были сомнения, стоит ли вообще разрабатывать данное место, в скале бурили контрольные разведывательные шпуры — а это тоже занимает время. Далее, в пробуренную скважину опускался специальный щуп — приделанный к шесту острый как игла железный крюк, который по целостной стенке отверстия проходил свободно, а встречая трещину, задевал об оную, что являлось сигналом для испытателей о не монолитности гранитной массы (при добыче монолита для Александровской колонны, таким способом было выявлено две почти горизонтальные трещины, что повлияло на глубину бурения шпуров — она значительно увеличилась). Иногда, трещины были заметны глазу лишь во время дождей или по таянии снегов весною, когда вода просачивалась сквозь не замеченную ранее трещину.
Фрагмент описания работ по добыче монолита Александровской колонны из газеты «Северная пчела».
О несовершенстве методов разведки трещин тех времен красноречиво свидетельствует заявление купца Шихина, подрядившегося добывать монолиты для колонн портиков и гранит для фундамента и цоколя строящегося Исаакиевского собора:
Из Записки статс-секретаря и президента Академии художеств Оленина, инспектировавшего гранитные ломки:
«. каким затруднительным и медленным производством добываются вчерне огромные массы гранита для колонн Исаакиевского собора, но после всех означенных трудов, иждивений и долгих ожиданий нельзя однако ж решительно судить о годности отделенной гранитной массы для отделки из оной огромных столбов сего храма.
. по словам подрядчика Шихина, по совершенном уже отделении 8 целых колонн от скалы, он принужден был превратить их в цокольный гранит за открытием в тех массах порушин, парин и недостатков в надлежащей мере от непредвиденного неровного иногда отделения колонны от самой скалы. «
Запись из протоколов Комиссии по перестройке Исаакиевского собора.
Архитектор Монферран, однако, по своему трактовал неудачи с выломкой монолитов (из обращения к членам Комиссии за 1829 г):
«Частые мои поездки в Финляндию в течении одиннадцати лет для обозрения выломки 48 колонн для Исаакиевского собора уверили меня, что если некоторые колонны и были переломаны, то сие происходило от алчности людей, для того употреблённых, и почему смею удостоверить в успехе дела сего, если принята будет предосторожность умножить число буров или дыр, подрубить массу снизу по вей толстоте и, наконец, твёрдо подпереть оную, дабы отделить без сотрясения.»
Весьма вероятно, что он прав и сыграла роль не только трещиноватость , но и жадность подрядчиков, пошедшая в ущерб качеству работ. Мы же, заметим, что выломка 48 монолитов для больших колонн портиков собора, заняла 11 лет. Прочие колонны — для колоколен и барабана купола, добыл купец Яковлев (тот самый, что выломал заготовку для Александровской колонны), а колонны для окон добыл отставной капитан фон-Дершау. Добыча, перевозка, обработка и установка 62 колонн для Казанского собора (56 по проекту плюс 4 недостаточной толщины и длины были забракованы, укорочены и отданы в мавзолей Павловск, еще две, похоже, утонули) была осуществлена с 1803 по 1806 год.
По свидетельству того же Оленина, при добычи монолитов для колонн портиков, применялась взрывчатка, закладываемая в шпуры под нижней постелью заготовки:
Н.П. Никитин «Огюст Монферран», гл.8, 1939
Схему карьеров по добыче монолитов для колонн Исаакиевского собора, приводит Монферран, посетивший ломки с инспекцией в 1820-м году и составивший донесение для Комиссии по перестройке собора:
Каменоломня Суханова.
Каменоломня Шихина.
Как пишет Монферран, он застал уже 7 отделенных монолитов для колонн у Суханова и 5 монолитов у Шихина. Всего же, известно, что Суханов поставил 11 больших колонн для портиков, а Шихин оставшиеся 25 по первому контракту и еще 12 колонн по второму, когда проект собора в 1825 году изменили и к собору добавили восточный и западный портики с колоннадами.
Первые 4 колонны были привезены в Петербург 3 сентября 1820 года, тогда как добыча их началась в 1819-м году. Следует учесть, что навигация в Петербурге, когда можно возить камень водой, длится примерно пол года, с весны по осень, а работы на ломках осуществляются примерно в тот же период: судя по всему, зимой в каменоломнях работали только в исключительных случаях (как в случае добычи Александровской колонны, когда бурильщики работали круглый год, а с лета 1831 года — вообще круглосуточно, по сменам. Всего же, работы по бурению «дыр» велись 1 год и 3 месяца). Как видно из контракта Суханова с рабочими, работы на казенных ломках длились 6-7 месяцев, с 1 апреля по 1 октября либо 1 ноября:
Договор Суханова с рабочими.
Такую же ситуацию видно и 80 лет спустя: при весьма сжатых сроках на добычу и доставку гранита для строительства Троицкого моста, владелец каменоломен и поставщик гранита М.Я. Брусов, вынужден давать пояснения, почему взяв подряд, не успеет добыть и поставить столько гранита:
«Работа в каменоломнях в период года с ноября по февраль делается почти невозможной, вследствие обилия снега, сильных морозов и метелей, и короткого рабочего дня, и и я полагаю, что при самом усиленном ведении дела при работе во всех имеющихся каменоломнях, едва ли удастся выломать и только частью обтесать более 150 кубических сажень к открытию навигации будущего 1901 года.
Это количество представляется едва возможным погрузить и доставить к месту работ во всю навигацию 1901 года, не говоря уже о том, чтобы окончить к 15 июня 1901 г. кладку, как это требуется кондицией (нарядом — прим.) — принимая во внимание, что кроме вышеперечисленных 225 куб. саж. для сводов дамбы, остается ещё 143 куб. саж. для выломки и доставки которых потребуется период времени не менее 4-х месяцев.»
Итак, одна кубическая сажень равна 9,71 м3. Переведем в привычные для нас величины: 150 куб.с. умножим на 9,71 м3 = 1456,5 м3. Неплохо, учитывая что это делается производственными мощностями одного подрядчика. По весу этот объем гранита будет равен 3,932 тонны.Чтобы представлять визуально, это почти 1,5 тысячи блоков гранита объемом 1м3.
Строительство устоев Литейного моста, 1877г. Слева барка с гранитом. Справа шпунтовая линия (кессон), в контуре которой ведутся работы.
Притеска облицовочных гранитных блоков опоры («быка») Литейного моста внутри кессона..
Сколько камня перевозило судно за раз? Можно посчитать исходя из записей Комиссии о поставках гранита для строящегося Исаакиевского собора:
Про доставку Шихиным гранита.
Он привез 170 штук камня объемом 16 куб. сажень на 5-ти судах. Значит, одно судно транспортировало 34 блока объемом 3,2 куб. сажени или 31 м3 гранита. По весу это равно 84 тонне гранита на судно. Если допустить, что все блоки привезены примерно равного объема, то объем каждого чуть менее 1м3.
Суда с казенных ломок, на которых заправлял комиссионер Суханов, совершивший первые опыты выломки колонн из скалы, имели такие же характеристики (хотя не исключено, что и казна и частные подрядчики фрахтовали одни и те же барки). Из докладной записки комиссара Борушникевича , 1822 г:
«1820 года июня 2-го камня доставлено всего 9 судов, и с коих пять получены, остальные же 4 зазимовали; примерно полагать по три куба сажени в судне, на доставку употреблено: за нагрузку по 200 с судна, фрахт по 700 рублей, выгрузка по 100, за перевозку 250 рублей.»
— Научный архив РАХ, 1818 г., № 130.
Для перевозки колонн портиков Исаакиевского собора, весящих более 100 тонн в «чистом» виде, а «обработанных вчерне», в коем виде оные колонны грузились на ломках, весили еще больше, было построено два специальных бота, которые перевозили колонны попарно. Вероятно, такое решение вызвано необходимостью, связанной с остойчивостью судна при плавании. При погрузке и выгрузке колонн, которые грузили последовательно по одной на борт, вопрос остойчивости решался либо фиксацией судна от крена при помощи «шпилей» (кабестанов), либо фиксацией еще одного парусника у борта для балансировки выгружаемого судна. В случае перевозки водой супер-тяжеловесов, к примеру, Гром-камня, проблему остойчивости при погрузке решили, посадив транспортную беляну на дно (затопили), разобрав борт для наката платформы с камнем с пирса на палубу судна. А при выгрузке на Сенатской площади, глубина реки не позволяла осуществить подобный маневр и «дно», на которое село судно, пришлось создавать искусственно, забив в дно реки свайное поле.
Кроме специальных судов, для больших монолитов нужно было строить специальную выровненную площадку для перекатки колонн к пристани, саму пристань, «терас» («тарасъ») — платформу в воде напротив пристани, на который размещались вороты, затягивающие колонны на боты и иногда углублять фарватер у места погрузки. Но все эти работы могли вестись параллельно с добычей и влияли лишь на затраты, а не на скорость добычи.
Интересна запись в протоколах Комиссии за 1824 год, о затонувшем судне с колоннами у пристани рядом с Адмиралтейством:
«О снятии 2-х гранитных колонн с потонувшего у пристани судна».
Это говорит о том, что во время остановки работ и почти пятилетнего перерыва в строительстве собора в связи с ошибками в проекте Монферрана 1818-го года, работы на ломках не остановили и колонны продолжали доставлять в Петербург. Колонны, кстати, в этом случае, из воды достали.
Судя по всему, суда с камнем, тонули довольно часто: за последние годы, археологи подняли под Выборгом три затонувшие барки, перевозившие гранит для Петербурга:
«Видимо, во время транспортировки груза суда попали в шторм или сели на мель и потонули вместе с гранитными блоками. Перевозили они десять больших блоков гранита, каждый по несколько тонн, а то и несколько десятков. Было сложно, очень тяжелый груз. Баржи или, как их еще можно назвать, барки – слабоманевренные посудины, особенно для таких погодных условий.
Предназначены они в основном для перевозки груза. Широкие, метров 10, и в длину – 30. На них практически нет надстроек, только палуба, руль и мачта. Ну и система канатов и крепления.»
— С.Л. Соловьев, научный сотрудник Отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН.
Затопленная барка с гранитом.
Так же, в 2020-м году были подняты две затонувшие колонны вместе с 23 гранитными блоками в районе бухты Балтиец и сейчас они находятся в Выборгском музее.
Затопленные колонны в заливе.
Не менее интересен «компромисс» между количеством перевозимого камня, его геометрической формой и стоимостью перевозки, найденный в середине 19-го века при облицовке строящегося форта Павел Первый гранитными блоками:
«Гранитный камень, как и для других строек в Кронштадте. выламывался в Пютерлакской каменоломне под Выборгом, где постоянно находилась часть Кронштадтской военно-рабочей роты. Каждая гранитная плита тщательно проверялась, ибо в них не должно было быть трещин и инородных прослоек. Поэтому их добывали из более плотных слоев, находящихся глубоко от поверхности земли.
Среди инженеров возник спор о том, где выполнять обтеску плит. Дело в том, что на суда вмещалось обтесанных камней больше на четверть, что удешевляло их перевозку по сравнению с необтесанными на одни рубль за каждый квадратный метр. На строительной площадке производилась дополнительная притеска, а получаемый при этом щебень шел на приготовление бетона или в каменную отсыпку. Окончательное решение было следующим: в Пютерлаксе обтесывать постели (нижние и верхние плоскости. — Авт.) гранитных плит одной грубой теской, а их грани только намечать; остальную обработку вести па строительной площадке.»
— Раздолгин, Скориков «Кронштадская крепость».
О скорости работы русских каменотесов говорит следующий факт: при строительстве Константиновской батареи было необходимо возвести 300-метровый эскарп, сложенный из кирпичей и облицованный гранитными плитами массой от 4 до 6 тонн, а в цокольной части — до 10 тонн. К лету 1859 года закончили забивку свай, приступили к заливке основания бетоном и сооружению эскарпа, и к лету 1860 года закончили. Т.о., за неполный год каменотесы добыли и обработали вручную около 140 гранитных плит цоколя и около 250 плит облицовки.
Работы по добыче гранита для фортов Кронштадта. Горизонтальное бурение.
В том же 1859-м году, в Кронштадте осуществлялась реконструкция дока Петра Великого. Произведенные в этом году работы по доку заключались въ слѣдующемъ: обтесано и положено на подливъ до 900 погон. саж. гранитныхъ массивныхъ ступеней, съ забуткою за ними; за верхнею ступенею положено до 400 квад. саж. гранитныхъ лещадокъ; сдѣланы 4 гранитныя лѣстницы и два спуска, коихъ камни замѣчательны своею величиною, такъ: пологая лѣстница на высоту 26 футъ, сложена только изъ 12 камней к каждый высотою 2 фута 2 дюйма, длиною 6 футъ и шириною до 6 1/2 футъ, вѣсомъ около 429 пуд. Въ такомъ камнѣ вырубались 4 ступени и тетива. Въ теченіи лѣта, за ступенями при 4-хъ лѣстницахъ, 2-хъ спускахъ и 4-хъ аппареляхъ положено до 800 куб. саж. бута, самой тщательной работы, — по удостовѣренію строителя, на разбуткѣ между башнями на пространствѣ 500 квад. саж. обратилося до 7000
Ссылки на исторические источники и литературу:
Сведения о добывании 36 гранитных колонн. 1820 (Монферран):
Кочедамов «Набережные Невы»:
Работы по построению Исаакиевского собора:
Газета «Северная пчела» «О Пютерлакской гранитной ломке» № 107-110 за 1832 г — https://vivaldi.nlr.ru/pn000102998/view/#page=4
Описание Исаакиевского собора в СПб, составленное по официальным документам. 1865 (Серафимов):
Источник: sehem-het.livejournal.com