Проекты бывают очень разными и могут различаться по своему размеру, природе, сложности, отношению к вопросам качества, охвату и т. д.
Далее приведены примеры возможных критериев классификации проектов. 1. Природа проекта:
• инвестиционные проекты — проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних (по отношению к компании) инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение. Например, создание и функционирование транспортно-логистического центра как прибыльной бизнес-единицы, создание и продажа объекта гражданского строительства и т. п.;
• неинвестиционные проекты — проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственного возврата. Например, построение функциональных моделей бизнес-процессов, обучение компании, внедрение технологии управления проектами, благотворительные мероприятия и т. п.
У инвестиционных проектов, которые часто называют бизнес-проектами, есть ряд особенностей:
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ И ЗАЧЕМ ИХ РАЗЛИЧАТЬ? Спойлер: это очень важно
• их эффект обязательно измерим и очевиден;
• такие проекты подразумевают измеримую и скорую прибыль;
• проекты направлены на внешний рынок и, как правило, не изменяют внутренних процессов организации;
• проекты приоритетны по отношению к проектам других типов и всегда имеют сторонников.
• Противоположное значение эти особенности имеют у проектов развития, которые относят к неинвестиционным проектам:
• их эффект трудноизмерим и неочевиден;
• они не подразумевают измеримой и скорой прибыли;
• они направлены внутрь компании и изменяют ее внутренние процессы, могут даже нанести ущерб текущей деятельности организации во имя будущего успеха;
• проекты вторичны по отношению к бизнес-проектам и часто имеют противников, так как многим кажутся лишней тратой времени.
2. Вид проекта:
• исследований и стратегического развития;
3. Функциональная направленность проектов:
4.Цели проекта:
• прирост объема продажи товаров (услуг);
• увеличение доли компании на рынке;
• расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг);
• повышение качества товаров (услуг) компании;
• снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании;
• решение общественно-значимых проблем (политических, социальных, благотворительных, экологических и др.).
5. Длительность проекта:
6. Объемы необходимых финансовых ресурсов:
• проекты с малыми затратами;
• со средними затратами;
• с большими затратами.
7. Степень новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения:
• проекты, новые по отношению к бизнесу компании или исполнителю;
• проекты, родственные бизнесу компании или исполнителю;
8. Способы и источники финансирования:
• дополнительные средства владельцев бизнеса;
• смешанные источники финансирования.
9. Класс проектов (сфокусированность на одном или нескольких
Классификация проектов
результатах):
10. Сложность проекта:
11. Масштаб проекта (количество подрядчиков, количество
участников):
Особую роль играет классификация проектов по отношению к стратегии компании: включенные в стратегический план, дополняющие стратегию, не укладывающиеся в стратегию. Такая классификация возможна, если у компании есть миссия и видение бизнеса, которые документированы и структурированы в стратегии предприятия на конкретный срок.
Иной вариант классификации, связанной со стратегий, включает подразделение на стратегические, оперативные и вспомогательные проекты. Причем стратегические проекты могут получать приоритет при отборе.
Принцип классификации должен быть разработан в каждой компании, которая имеет портфель проектов. Классификация может быть комплексной, например учитывать несколько критериев одновременно. Она позволяет систематизировать портфель, предложить принципы отбора проектов, помогая участникам легче понять специфику проектов, в которых они работают.
Классификация проектов — также очень важная часть цивилизованного управления проектами в компаниях, где присутствует портфель проектов. Это позволяет стандартизировать терминологию, упростить взаимопонимание между всеми участниками. Классификация проектов является неотъемлемой частью стандарта по управлению проектами компании.
Приведем пример классификации проекта по созданию крупной информационной системы (ИС) компании, включающий множество задач, связанных с общим управлением проектом, разработкой программного обеспечения, проектированием ИС, внедрением ERP-системы, каждая из которых сама по себе является проектом с присущими ему особенностями. При этом под крупным проектом понимается проект, в котором, например:
• сметная стоимость — от $1 млн. и выше;
• срок реализации — от одного года и больше;
• число вовлеченных участников — от нескольких десятков до сотен человек, которые работают в трех и более организациях, часто территориально удаленных друг от друга;
• развиты цепочки субподрядных работ.
Примером комплексной классификации служит подход в одной девелоперской компании, где одновременно учитывается место, рыночная привлекательность и инвестиционная потребность объекта. В зависимости от баллов проекты делятся на категории А, Б и В.
Из практики
Использование в качестве критерия классификации показателя «Место в структуре бизнес-процессов компании» позволило предложить следующие категории: основные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на основных заказчиков и использующие основную компетенцию компании и приносящие основную прибыль), неосновные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на второстепенных заказчиков, использующие основную компетенцию компании и приносящие дополнительную прибыль), проекты развития или корпоративные (вспомогательные затратные проекты, поддерживающие основные и неосновные проекты), имиджевые и благотворительные проекты (затратные проекты, работающие на повышение имиджа компании).
Контрольные вопросы для самопроверки
Ответьте на следующие вопросы.
1. Что такое проект?
2. Каковы основные отличия проекта от программы и операционной деятельности?
3. Каковы основные признаки проекта?
4. В чем специфика управления проектами?
5. Каковы основные области знаний по управлению проектом?
6. Опишите жизненный цикл типового, а также вашего проекта.
7. Перечислите основные процессы управления.
8. Что такое ограничения проекта и в чем суть управления ими?
9. Перечислите и опишите основные параметры проекта.
10.Определите критерии классификации проектов в вашей компании.
Проверьте себя, ответив на вопросы и отметив соответствующую букву.
№ | Утверждение | Правильно | Неверно |
Проект — это постоянно действующее предприятие или некая постоянная деятельность | А | Б | |
Качество управления не важно для проектов | А | Б | |
Выполнение проекта в срок является важным аспектом управления проектом | А | Б | |
Выполнение проекта в пределах сметы не важно | А | Б | |
Управление проектами не отличается от других областей управления | А | Б | |
Временный характер проекта ставит уникальные проблемы перед руководителями проектов | А | Б | |
В треугольник параметров проекта входит команда, бюджет проекта и его длительность | А | Б | |
Классификация проектов очень важна для проектно-ориентированной компании и играет особую роль при управлении портфелем проектов | А | Б | |
Шлюзы жизненного цикла проекта — это своего рода фильтры, пройти через которые можно только при достижении промежуточных целей и получении промежуточных результатов | А | Б | |
Жизненный цикл проекта включает следующую очередность фаз: инициирование, завершение и реализацию | А | Б |
Правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗА, 4Б, 5Б, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10Б.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Источник: zdamsam.ru
Принципы классификации проектов
Проекты демонстрируют большое разнообразие. Как мы уже видели, понятие «управление проектами» объединяет абсолютно разномасштабные виды деятельности и их результаты — от строительства египетских пирамид, до написания студентом курсовой работы. Однако проекты могут сильно различаться по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, составу заинтересованных лиц и групп, степени сложности, влиянию результатов на фирму и се окружение и т.п. Знание этих различий позволяет обратить внимание на особенности каждой из групп проектов и использовать наиболее подходящие для каждой из них инструменты и методы управления.
Принципы классификации проектов
Классификации проектов могут быть выстроены по разным основаниям.
Прежде всего, определим тип проекта,где проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются. В зависимости от типа, проекты могут быть представлены следующим образом:
• коммерческие проекты, исполняемые в рамках контрактов на производство продукта или предоставления услуги;
• проекты но исследованию, разработке и инжинирингу;
• проекты по проектированию и строительству основных производственных средств;
• проекты по информационным системам;
• проекты по техническому обслуживанию и поддержке (в обрабатывающей промышленности, технологических процессах, на предприятиях коммунального хозяйства и в других секторах экономики).
В зависимости от того, где они выполняются, различают внутренние и внешние проекты. Внутренние проектывыполняются непосредственно в самой организации, здесь заказчики и исполнители являются членами этой организации, и вся работа, относящаяся к замыслу и исполнению проекта, ведется собственными силами организации за счет ее собственных ресурсов.
Чаще всего, этот тип проектов используется в случае, если предстоящая работа соответствует основному виду деятельности организации. Например, если в организации осуществляется проект по производству нового программного обеспечения, скорее всего, в организации имеется достаточное количество соответствующих специалистов-разработчиков и они обладают необходимыми навыками для создания продукта данного типа.
Внутренние проекты обеспечивают большую гибкость и оперативность в принятии решений, легче справляются со всякого рода неожиданностями и непредвиденными обстоятельствами, возникающими по мере реализации проекта. Наверное, трудно найти организацию, в которой не осуществлялись бы внутренние проекты — так широка их номенклатура: это проекты, например, по улучшению качества, по развитию новых схем логистики, по проведению рекламных компаний и презентаций, ио изменению организационной структуры или системы оплаты труда персонала, по выведению продукции на новый рынок и многое другое.
Другое преимущество внутренних проектов — отсутствие внешнего контроля: если контрактом не предусмотрены какие-либо штрафы, организация в ходе выполнения проекта может постоянно менять решения по срокам, используемым ресурсам, технологиям, привлекаемым для выполнения проекта людям и т.д. Однако менеджеру проекта следует с осторожностью использовать возможность изменять решения: всякое такое изменение увеличиваетстоимость проекта.
Другая проблема состоит в том, что сотрудники, обладающие определенными знаниями инавыками, полученными в ходе выполнения предыдущих проектов не склонны менять методы работы на более эффективные, внедрять новые технологии, так как все это увеличивает риски проекта и не ведет к очевидным выгодам для них. В этом случае персонал не понимает необходимости изменения существующих методов работы. Более того, нередко предложения по изменениям воспринимаются как критика в адрес сотрудников и встречают с их стороны сопротивление по внедрению. Все это может приводить к разрастанию конфликтов и, соответственно, снижению производительности труда.
Многие менеджеры в организации сталкиваются с внутренними проектами, их планируют и успешно реализуют, даже не обладая специальными знаниями в области управления проектами. Вследствие относительной простоты и ясности относительно целей и путей их достижения для управления большинством внутренних проектов достаточно здравого смысла и опыта управленческой работы.
Однако в организациях нередко возникает потребность в реализации сложных проектов, требующих специальных знаний и навыков. Чаще всего такие проекты связаны со стратегией развития организации, являются ее частью, поэтому находятся в поле пристального внимания руководства организации, ее собственников. Для таких проектов создается проектная команда, руководитель которой — — менеджер проекта — как правило, непосредственно подчиняется руководителю организации, ее СЕО 1 .
Внешние проектыпредполагают выполнение работ, поступивших от внешних заказчиков или работу за пределами организации. Особое значение здесь отводится юридическому оформлению отношений с заказчиками и партнерами (подрядчиками, поставщиками, консультантами и др.) проекта. Партнеры здесь разрабатывают условия выполнения работ на основе юридически надежного договора, выполнение условий которого обязательно.
Проекты, выполняемые сторонними организациями, таят в себе существенный финансовый риск для организации-заказчика проекта. Так как все работы по проекту выполняются и контролируются внешними специалистами, им приходится ориентироваться также и на свои собственные потребности, а это может привести к конфликту интересов.
Пример 2.1. Подрядная организация, выполняющая строительный проект, должна сделать выбор: покрасить здание краской, которая прослужит 10 лет, или более дешевой краской, рассчитанном на два года. По условиям контракта гарантийный срок качества работ -пять лет; т.е. если покрасить дешевой краской, то придется в течение гарантийного срока два раза перекрашивать за свой счет, что обойдется для организации-подрядчика (с учетом стоимости работ) вдвое дороже, чем выбор дорогой, НО качественной краски.
Какое решение выгоднее заказчику проекта? Разумеется, красить дорогой краской, так как после пятилетней гарантии придется перекрашивать за свой счет.
Какое решение примет руководитель проекта? Более вероятно, что он примет решение красить дешевой краской, так как такое решение снизит стоимость проекта, что повлечет за собой премии и другие награды. Гарантийные же обязательства будет выполнять другое подразделение фирмы-подрядчика.
Из этого примера можно сделать вывод, что при выполнении проектов подрядными организациями и сторонними специалистами крайне важно знать условия контракта, что может сэкономить организации-заказчику значительные средства.
Успешное выполнение внешних проектов обеспечивается наличием системы эффективного контроля со стороны организации-заказчика. Системность здесь достигается путем внедрения различных уровней контроля: от контроля замысла проекта до выполнения отдельных работ, от предварительного контроля до заключительного. Контроль необходим, прежде всего, для эффективного управления рисками проекта. Для этого необходимо разделить работы проекта, которые передаются внешней организации, на три категории: низкого, среднего и высокого уровня риска.
Работы с низким уровнем риска, требуют минимального контроля, то есть внешней организации предоставляется максимальная свобода в выполнении этих работе точки зрения используемых материалов, технологий, людей. Обычно
даже в рисковых, высокотехнологичных проектах таких работ существенно больше половины. Однако такой подход позволит освободить время и ресурсы для контроля действительно ключевых для проекта, высокорисковых работ.
В зависимости от состава, структуры проекта и его предметной области различают различные классы проектов.Здесь выделяются следующие классы: монопроект, мульти-проект, мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов, монопроект■- это отдельный, не связанный с другими проект, который может быть различного типа, вида и масштаба; мультипроскт — это комплексный проект, состоящий из ряда моиопроектов и требующий применения некоторых особых приемов проектного управления, прежде всего, связанных со «сквозным» планированием и контролем выполнения ряда взаимосвязанных проектов; мегапроект,который чаще всего представляет собой программу, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов, например, программа развития региона, отрасли или программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу.
Классификация проектов по видупредполагает разделение по характеру их предметной области. Здесь выделяются инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные проекты. К инвестиционным проектамотносят проекты, в которых главной целью — является создание или реновация основных фондов, требующие вложения инвестиций. К инновационным проектамотносят проекты, где главная цель разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведении, обеспечивающих развитие систем.
Другим основанием для классификации является разделение проектов на технические и нетехнические. Технические проекты, например, строительные, аэрокосмические, в области фармакологии или производства полупроводников, основаны на инженерных знаниях, в конечном итоге, подчиняются законам физики, химии, биологии.
Эти законы с самого начала вводят в проект сильные дстсрминистсткие (причинно-следственные) отношения, которые определяют всю последовательность действий, преобразований от замысла проекта до тестирования готового продукта. Они же задают технологические ограничения проекта: по данной технологии здание может быть построено только до определенной высоты, и игнорирование этого правила приведет к обрушению. Атомная электростанция или плотина могут контролироваться до определенных параметров, например, мощности или давления. С превышением этих параметров управление функционированием этих объектов будет утрачено. Если технологические ограничения соблюдаются, проект считается детерминированным, т.е. управляемым и, в конечном итоге, осуществимым.
Нетехнические проекты,которые жестко не связаны ограничениями, накладываемыми законами природы, испытывают другого рода риски, прежде всего связанные с ограничениями субъективного характера: их успех сильно зависит от уровня знаний, опыта, компетентности руководителя проекта и членов его команды, а принятие решений в них — от тех или иных интересов групп и отдельных личностей, реализовать которые они пытаются в процессе осуществления проекта. Таковы, например, бизнес-проекты слияния, поглощения, реорганизации, маркетинговые, консалтинговые проекты и т.д.
Здесь на первый план выходят финансовые риски, а неудачи будет выражаться в форме финансовых убытков. Поскольку причинно-следственные связи в этих проектах не всегда однозначно определены, такие проекты демонстрируют свойство эквифинальности:возможность достижения желаемого результата проекта разными путями, через разную последовательность действий. Причем вследствие размытости, множественности возможных критериев оценки результатов проекта трудно или невозможно найти оптимальную траекторию движения проекта к конечной цели. Тем более что здесь нередко конфликтуют тактические или краткосрочные результаты и стратегические. Например, какой-то вариант осуществления проекта оценивается как более дорогой, но в будущем он позволит реализовать новые, привлекательные в финансовом отношении проекты.
Нетехнический проект не подвержен риску полного провала, как это возможно в случае технического проекта, особенно инновационного, где задуманный новый продукт с уникальными свойствами может не получиться. Поэтому нетехнические проекты, как правило, можно кое-как довести до завершения. Результат (например, производительность нового отдела или уровень возрастания мотивации персонала через введение повой системы премирования) может быть далек от ожидаемого, то он все-таки будет.
Для технических проектов требуется также техническое проектирование, которое предполагает использование инженерных методов расчета, вычисления, моделирования, определения корреляций, системного анализа и других подобных. Такие методы проектирования и управления проектами называются жесткими методами (hard skills), они обеспечивают пошаговый контроль выполнения каждой работы проекта.
В противоположность этому, нетехнические проекты в значительной степени ориентированы на мягкие методы (soft skills), которые связаны с такими явлениями, как потребности людей, участвующих в проекте и потенциальных пользователей продуктом проекта, их мотивация, интересы, ожидания и т.п. Эти навыки менеджера проекта базируются, помимо личного опыта, па знаниях из психологии, социологии, конфликтологии, педагогике и других дисциплин, изучающих поведение человека.
Менеджер в такого рода проектах часто выступает в роли тренера, арбитра, наставника. Ему приходится большую часть своего рабочего времени в проекте уделять проблемам, связанным с человеческими отношениями, по сравнению с задачами технического характера. Неумение решать такого рода проблемы даже при очень высокой инженерной квалификации резко снизит эффективность управления проектом. В табл. 2.1 приведены
сравнительные характеристики технических и нетехнических проектов.
Различие проектов но размерам (объему привлеченных ресурсов) отражено в понятии масштаб проекта. В зависимости от масштаба, выделяются малые, средние, большие и очень большие проекты. Разумеется, такое разделение проектов условно. Можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
При разделении проектов по масштабам могут быть предложены разные критерии. Чаще всего в качестве критерия рассматриваются денежные затраты проекта. В большом проекте работы, относящиеся к планированию, координации и осуществлению, более значительны.
Таким образом на каждом этапе большого проекта расходуется ресурсов значительно больше, чем в целом требуется для осуществления малого или среднего проекта. Это предъявляет особые требования к квалификации и управленческим навыкам менеджера большого проекта, так как издержки от его ошибочного решения слишком велики. То же касается и других членов команды проекта. Поэтому в вопросе адаптации персонала к проектной работе целесообразно начинать с малых или средних проектов.
В зависимости от длительности проектавыделяются краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет) проекты.
Еще одно основание для классификациипроектов ■- различение их по степени сложности.Здесь, соответственно, различаются простые, сложные, очень сложные проекты.
Другим признаком, по которому могут различаться проекты, является степень их новаторстваили рутинности.Несмотря на то, что проекты, по определению, должны обладать чертами уникальности иновизны, они все же могут быть очень похожи друг на друга. Например, проектное бюро занимается разработкой документации для строительства автомобильных мостов.
Хотя все мосты в той или иной мере неповторимы и индивидуальны, такая проектная работа представляет собой рутинную деятельность. С другой стороны, существуют проекты, которые носят новаторский характер, по крайней мере, для данной организации: в ней никто иникогда не осуществлял проект определенного типа.
Например, компании собирается самостоятельно заняться маркетингом и для этого создает соответствующий отдел. Если она обратится за помощью к консалтинговому агентству, то для последнего такой проект будет рутинным, так как заниматься планами реорганизации, развития является частью их обычной работы. Если компания будет создавать отдел маркетинга самостоятельно, то для нее этот проект будет новаторским, с большой степенью новизны и сопутствующей ей неопределенности. Подобного рода проекты, например, развития, разработки нового продукта, внедрения новых компьютерных технологий или новых схем мотивации персонала отличаются высокой степенью новаторства и комплексности, требуют использования новых методов менеджмента. Обобщая, можно привести следующие характеристики и критерии новаторских проектов:
• проекты функционируют как открытые системы, т.е. требуют постоянной «подпитки» из внешней среды ресурсами, энергией, информацией; такая система находится в квазиустойчивом (как бы устойчивом, подобном устойчивому) состоянии;
• бюрократические, формальные методы управления и подходы сведены к минимуму;
• на каждую возникающую проблему следует максимально быстрая реакция;
• развитые каналы коммуникации обеспечивают частое, многостороннее и неформальное общение;
• серьезное внимание руководства придается преодолению конфликтов, созданию творческой атмосферы, когда инициативы «снизу» приветствуются и получают развитие;
• команда проекта состоит преимущественно из творческих и способных к дискуссии личностей;
• совместная компетенция и ответственность, невзирая на положение участников проекта в управленческой иерархии.
С учетом перечисленных требований к новаторским проектам, следует рассматривать творческий подход к работе в качестве основного, определяющего поведение участников проектной команды, а проектная команда в целом должна уметь мыслить вне существующих шаблонов, алгоритмов и испытанных временем схем и демонстрировать подобный подход в ходе работы.
В зависимости от того, насколько идея проекта известна исполнителям или является новаторской, проекты подразделяют на традиционные и нетрадиционные. Типичными традиционными проектами, например, для строительной организации, является строительство здании, дорог, мостов, эстакад. Для юридической фирмы типичными проектами будут дела но представлению интересов стороны в судебном разбирательстве. Одним словом, если фирма специализируется на проектах определенного типа, то они для нее являются традиционными, стандартными, где существует набор инструментов, технологий и людей для их выполнения.
Нестандартными или нетрадиционными проектами являются, как правило, проекты, осуществляемые несколькими компаниями (например, проект по выработке стандартов продукции, обеспечивающих се совместимость и взаимозаменяемость) или новые крупные уникальные проекты, требующие нестандартных подходов и разработки специальных методов их осуществления. В случае успеха нетрадиционного проекта он переходит в разряд традиционных и становится стандартным. Если методы и подходы испытанных, традиционных проектов применяются в других областях, сферах деятельности или отраслях, то проект принимает характер новаторского и его также следует рассматривать как нетрадиционный.
Помимо общих принципов классификации проектов существуют и частные, отраслевые, а также связанные с привязкой проектов к различным видам деятельности или методам управления. Далее мы рассмотрим следующие примеры таких более частных классификаций проектов, а также мультипроекты:
• проекты, выполняемые коммерческими и государственными предприятиями в рамках контрактов;
• проекты по исследованиям, разработке, инжинирингу;
• строительные и другие проекты по созданию основных средств производства;
Источник: poisk-ru.ru
Классификация проектов и их виды. Технические проекты. Организационные проекты. Критерии классификации проекта
Поговорим о том, что представляют собой технические проекты, как правильно их создать, реализовать. Для начала рассмотрим теоретические вопросы, связанные с данной тематикой. Подробнее остановимся на классификации тех проектов, которые чаще всего встречаются в современном обществе.
Что такое проекты
Это системный комплексный процесс, который направлен на модернизацию определенных сфер жизни и деятельности человека. В настоящее время технические проекты являются максимально востребованными, так как они способствуют повышению качества жизни населения нашей планеты. В разных странах в этот термин вкладывают разный смысл, но чаще всего понятие проекта сходно, независимо от государственного языка и вероисповедания населения.
Составные части
Учитывая тот факт, что для реализации проектов требуются особые средства, а способы решения поставленной задачи могут зависеть от различных параметров, выделяют следующие составные части:
- основной замысел (постановку цели и задач);
- средства решения;
- результаты.
Такое понятие проекта свидетельствует о сложности и многогранности его структуры. Он способен внести серьезные изменения в жизнь как отдельного человека, так и целого государства. Результаты от его внедрения могут быть абстрактными либо конкретными, необходимыми для определенного региона.
Особенности проектов
Классификация проектов зависит от многих факторов. Например, если рассматривать подобную деятельность в качестве динамической системы, то можно выделить следующие результаты:
Если рассматривается школьный проект, в таком случае в качестве конечного результата самостоятельной деятельности школьника можно рассматривать получение им новых теоретических и практических знаний и навыков.
Варианты проектов
Классификация проектов связана со сроками их реализации, масштабом, качеством разработки и внедрения, объемом применяемых средств, а также с местом их практической реализации. Есть множество факторов, которые предопределяют алгоритм действий.
Классификация проектов и их виды зависят от предметной области, состава, а также от структуры выполняемой работы.
Тип определяется сферой деятельности, для которой он предназначается. На масштаб влияет размер, число непосредственных участников, степень воздействия на окружающую среду. Сложность действий определяется организационной, технической, технологической, а также финансовой стороной проводимых мероприятий.
Критерии классификации проекта рассмотрены, теперь можно перейти к описанию определенных проектов:
- организационных;
- социальных;
- экономических;
- учебных;
- инвестиционных.
Особенности организационных проектов
Они относятся к созданию и реформированию новых компаний, а также к проведению форумов, конференций, семинаров, симпозиумов. Организационные проекты обладают следующими отличительными характеристиками:
- имеют определенные цели, они направлены на улучшение организации мероприятия;
- обладают заданными сроками реализации;
- характеризуются ресурсами;
- предполагают контроль расходов с точки зрения экономичности.
Экономические проекты
Их целью является реструктуризация организаций, а также существование таможенной, налоговой систем. Отметим их характерные признаки:
- предварительное выделение конечного результата, который можно корректировать по мере работы;
- определение конкретных сроков реализации;
- расчет расходов, которые потребуются для реализации намеченных планов.
Школьники и студенты часто используют экономические расчеты при продумывании индивидуальных или коллективных проектов.
Социальные проекты
В последнее время эту форму активно используют многие организации. К примеру, на базе общеобразовательной школы функционирует отряд добровольцев – волонтеров, которые занимаются благотворительной деятельностью: помогают пожилых людям, благоустраивают территорию около школы. Социальная деятельность характерна и для многих крупных компаний и промышленных предприятий. Например, компанией «Сименс» реализуется в нашей стране социальный проект, направленный на поддержку одаренных детей.
Ежегодно представители фирмы проводят конкурс научно-практических работ для старшеклассников, в рамках которого ребята создают свои работы в различных сферах: медицине, робототехнике, приборостроении, и т. д.
Победители получают не только отличные денежные призы, но и возможность стажировки в компании, а также шанс на обучение в престижных высших учебных заведениях нашей страны.
Социальные проекты помогают решать конкретные проблемы общества, к примеру, с их помощью можно ликвидировать последствия природных катаклизмов. Они предполагают постановку целей, которые могут варьироваться по мере продвижения проекта. Социальные проекты не предполагают конкретных сроков, отличаются ограниченными ресурсами.
Технические проекты
Они всегда связаны с разработкой нового продукта. Технические проекты имеют следующие отличительные характеристики:
- отличаются конкретной целью;
- обладают стабильными сроками реализации;
- отличаются фиксированным бюджетом.
В качестве одного из примеров подобного проекта можно привести модернизацию оборудования на деревообрабатывающем комбинате. Срок проведения работ не должен превышать шести месяцев. Целью является разработка новой технологии, которая позволит сэкономить древесину, сделать процесс безотходным производством.
Учебные проекты
Современная классификация проектов выделяет и такую форму, которая подходит для образовательного процесса. После введения в отечественное образование новых стандартов, исследовательская и проектная деятельность стала обязательной формой получения универсальных учебных навыков в начальной, средней, а также старшей школе.
Прежде чем ребята будут заниматься самостоятельными исследованиями, педагогом рассматривается общая классификация проектов. Примеры работ, выполненных учениками, могут быть связаны с определенной научной дисциплиной. К примеру, ученик младших классов самостоятельно занимается выращиванием кристаллов поваренной соли, а старшеклассник создает проект по выращиванию шампиньонов на балконе. В зависимости от количества участников учебный проект может быть групповым либо индивидуальным. Для него характерны следующие факторы:
- тематическая направленность;
- число исполнителей;
- сроки реализации;
- важность получаемых результатов;
- возможность трансляции полученного опыта
Инвестиционные проекты
По сути, к этому определению подходят все проекты, поскольку многие из них нуждаются в определенных финансовых вложениях.
Подобная форма предполагает совокупность связанных между собой инициатив, которые направлены на достижение четкого результата в отведенные сроки. Для них характерна масштабность инвестиций, а также некоторая степень риска.
Комплексный проект часто называют мультипроектом. Для него характерна совокупность нескольких отдельных работ, взаимно дополняющих друг друга.
Длительность работы
Определение и классификация проектов позволяют делить их на несколько групп:
- краткосрочные (реализация предполагает менее двух лет);
- среднесрочные (выполняются в диапазоне 2-5 лет);
- долгосрочные (для полной реализации необходим срок больше пяти лет).
Элементы проекта
На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:
- проектной документации;
- технологии работы;
- производственных помещений;
- технологического оборудования;
- производственных объектов;
- предоставляемых работ, продуктов, услуг.
В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.
Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:
- финансовые ресурсы;
- дополнительные соглашения;
- контракты;
- сырьевые ресурсы;
- персонал;
- помещения;
- территориальное нахождение.
Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.
Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.
Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.
Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.
Заключение
В настоящее время проектная деятельность стала формой работы не только в крупных фирмах и промышленных компаниях, но и в медицинских и образовательных учреждениях. Ученики начальных классов вместе со своими наставниками придумывают интересные проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности каждого ребенка, то есть в полной мере выполнять требования новых образовательных стандартов.
Уникальность любого проекта порождает определенные проблемы при его предварительном планировании. Часто автору (творческому коллективу) сложно сразу предположить, как именно они будут получать запланированные результаты. В связи с этим в качестве результатов деятельности могут выступать не только услуги или продукты, но и определенный опыт, который разработчики смогут использовать в последующей деятельности. Использовать такую форму работы могут любые организации, вовлекая в деятельность от 2-3 человек до нескольких тысяч исследователей.
Проекты все чаще встречаются не только в промышленных организациях, но и в образовательных и медицинских учреждениях. Например, интересным и своевременным элементом работы школ стало вовлечение ребят во внеурочную деятельность. Проект «Кадетское движение» стал прекрасным вариантом привития уважения подрастающему поколению россиян уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.
Источник: news.qoqao.ru
Доклад на тему «Типология проектов»
Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров.
Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся.
В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.
С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста:
— выявлять и формулировать проблемы;
— проводить их анализ;
— находить пути их решения;
— работать с информацией из различных источников;
— находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
— применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной: учащиеся должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей; для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы.
Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов
Метод проекта состоит из последовательных этапов:
— формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;
— разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы «мозговой атаки», «круглого стола» и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;
— работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;
— оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
— обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.
Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.
Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
«Типология проектов»
(составила учитель химии МБОУ «Большеокуловская СШ» Мысова Е.В.)
Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров. Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.
С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста :
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
работать с информацией из различных источников;
находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной: учащиеся должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей; для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы.
Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов
Метод проекта состоит из последовательных этапов:
— формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;
— разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы «мозговой атаки», «круглого стола» и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;
— работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;
— оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
— обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Телекоммуникационный образовательный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.
По признаку — характеру координации —
проекты могут быть двух типов.
С открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из. ).
Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.
Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)
Такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.
Такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
По количеству участников проектов можно выделить
три типа проектов.
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что касается проектов средней и долгосрочнойпродолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда онипредставляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
-80%
Источник: videouroki.net