— элемент сборной обделки подземных сооружений обычно круглого поперечного сечения. Наиболее широкое распространение такая обделка получила при проходке шахтных стволов и туннелей метрополитенов. Основное ее преимущество по сравнению с обделкой из монолитного бетона и железобетона — в возможности воспринимать давление горных пород в непосредственной близости от забоя. Тюбинги изготовляются из металла (чугун, сталь) или железобетона. Чугунные тюбинги делаются литыми с последующей механической обработкой боковых поверхностей, соприкасающихся при монтаже обделки.
Обычно тюбинг представляет собой прямоугольную плиту, изогнутую в соответствии с кривизной обделки туннеля; плита имеет по контуру борта, в к-рых просверлены отверстия для болтовых соединений; высота бортов зависит от назначения туннеля и его диаметра; по контуру бортов имеются фальцы, образующие при стыковании желобки, заполняемые свинцом или расширяющимся цементом для обеспечения водонепроницаемости обделки в стыках. Стальные тюбинги сварной конструкции применяются в качестве сопрягающих элементов между чугунными Т.; для защиты от коррозии необходимо их поверхности покрывать специальными изоляционными материалами.
ТЮБИНГ Что такое тюбинг?
Каждое кольцо обделки собирается из тюбингов трех типов: нормальных Я, смежных С и замкового К. Последние два типа необходимы для замыкания кольца изнутри туннеля. Для этого в замковом Т. оба боковые борта скошены клином, а в смежных Т.— скошены по одному примыкающему борту.
Железобетонные тюбинги применяются в основном для обделок туннелей метрополитенов. Конструкция их выполняется в двух вариантах: с бортами (аналогично чугунным тюбингам) и сплошного прямоугольного сечения. Первый тип удобнее для монтажа обделки (имеет болтовые связи), но отличается меньшей трещиностойкостью. Т. сплошного сечения требуют специальных поддерживающих приспособлений при сборке кольца, но зато не трескаются под нагрузкой и имеют ровную внутреннюю поверхность, что улучшает условия эксплуатации туннелей (снижается сопротивление воздуха движению поездов).
Разработана конструкция сборной унифицированной железобетонной обделки из тюбингов сплошного или ребристого сечения для перегонных туннелей метрополитенов. Отличительные особенности этой обделки: одинаковое количество блоков в кольце, равная толщина элементов, применение лотковых Т. с плоской поверхностью, образующей при монтаже кольца горизонтальную постель для пути метрополитена, отсутствие болтовых связей между тюбингами и замена их штырями, отсутствие перевязки стыков Т. смежных колец. Для повышения трещиностойкости Т. торцовые поверхности их продольных бортов имеют цилиндрич. форму. Этим достигается центрирование передачи нагрузки между тюбингами в кольце и полностью устраняется возможность скола бортов, наблюдающегося при плоских поверхностях.
Лит.: Лиманов Ю. А., Метрополитены, М., 1960; Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного железобетона, М., 1959
Железобетонный тюбинг представляет собой криволинейный блок высотой 1 м с четырьмя кессонами, расположенными с внутренней стороны.
Что такое тюбинг и как его выбрать?
Затем -их перецепляют на другую траверсу 3, подвешенную на канате 4, и переводят в горизонтальное положение. Далее с помощью тельфера 7 тюбинг перемещают по кольцевому.
Последний тюбинг устанавливают в замке свода. Монтаж тюбингов производят с перевязкой швов и скреплением между собой болтами.
Часто применяют комбинированные двух- и трехслойные крепи, состоящие из чугунных тюбингов и монолитного бетона, укладываемого в затюбинговое пространство; чугунных.
Коллекторы собирают круглого сечения из трапецеидальных или сегментных железобетонных блоков — тюбингов.
Для сборки крепи в тюбингах предусматривают монтажные петли.
Армирование сборных железобетонных конструкций (тюбингов и блоков) осуществляют сварными каркасами и сетками с контактной сваркой.
Обделку собирают из отдельных сегментных блоков — тюбингов, устанавливаемых на место с помощью специального механизма—эректора.
Тюбинг имеет два окаймляющих горизонтальных и семь вертикальных ребер толщиной 150 мм.
Обычно устье крепят монолитной железобетонной крепью, реже бетоном, металлическими или железобетонными тюбингами.
Источник www.bibliotekar.ruТюбинг (строительство)
Тюбинг (англ. tubing , от tube «труба») — элемент сборного крепления подземных сооружений (шахтных стволов, тоннелей и проч.). Наиболее распространены тюбинги тоннельной обделки, обычно кругового очертания. Тюбинги изготовляют из металла (чугуна, стали), железобетона.
Тюбинги являются отдельными сегментами тоннельного кольца. Каждое такое кольцо состоит из ключевого сегмента, двух смежных и нескольких нормальных сегментов. Кольца собираются в тюбинговую крепь.
Для герметизации фиксированных швов чугунной тюбинговой крепи в шахтах, тоннелях в качестве чеканочного материала используются свинцовая проволока, эллиптического поперечного сечения. Чеканка швов железобетонной отделки производится расширяющимся цементом.
В частности, тюбинги применяются при строительстве и являются частью конструкций метрополитена.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 декабря 2011.
§ 73. СБОРНЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТОННЕЛЬНЫЕ ОБДЕЛКИ (ч. 1)
Обделка из чугунных тюбингов. В тоннелестроении наиболее широко применяется серый чугун марки СЧ21-40, обладающий достаточно высокой устойчивостью против коррозии. Прочность такого чугуна характеризуется величинами сопротивления на растяжение и сжатие:
Rр = 21 кгс/мм 2 и Rи = 40 кгс/мм 2 .
Так как сопротивление чугуна растяжению сравнительно невелико, размеры элементов обделки подбирают с неполным использованием прочности чугуна на сжатие.
При необходимости может быть применен так называемый модифицированный чугун марок МСЧ (28—38)—(90—120). Механические свойства модифицированного чугуна повышаются благодаря применению графитизирующих присадок в жидкий чугун, создающих мелкозернистую структуру. В качестве присадок используют ферросилиций в количестве 0,1—0,6%.
Конструкция чугунной обделки. Чугунная обделка тоннелей представляет собой цилиндрическую трубу, состоящую из последовательно собираемых колец одинакового типа и размера. Каждое кольцо состоит из сегментов коробчатого сечения — тюбингов, сболчиваемых между собой и со смежными кольцами.
Разбивку кольца обделки на составные элементы (тюбинги) в основном подчиняют удобству сборки и перемещения. Поэтому в составе кольца (рис. 232) предусматривают один верхний тюбинг клиновидной формы (ключевой К), два тюбинга, смежных с верхним, промежуточной формы (смежные С) и остальные стандартной формы (нормальные Н) с бортами, направленными радиально.
Основные размеры тюбингов устанавливают исходя из конструктивно-производственных соображений. Механизированная формовка опок для отливки возможна при наибольшей длине тюбинга 200 см. Этот размер ограничивает до 160—190 см с тем, чтобы вес одного элемента не превышал 1,0—1,5 т, что позволяет производить монтаж обделки обычными средствами (см. главу 22).
Ширину тюбингов определяют главным образом в зависимости от устойчивости пересекаемых пород и размеров поперечного сечения тоннеля. Так, например, для тоннелей метрополитенов нижний предел ширины кольца тюбингов составляет 50 см, верхний — 100 см. Чем устойчивее порода и меньше диаметр выработки, тем больше может быть ширина кольца тюбингов. Это объясняется условиями безопасности проходческих работ в забое щита.
Общее направление современного проектирования — увеличение длины тюбинга, ширины кольца обделки и изменение формы лоткового элемента, что приводит к уменьшению протяжения стыков, количества болтов и операций по сборке и очистке лотка, приходящихся на 1 пог. м тоннеля. В соответствии с этим видоизменяются конструктивные формы обделки, режимы работ и механовооруженность проходческих щитов.
Для уменьшения трудоемкости и стоимости работ по очистке лотка от породы создана обделка кругового очертания с плоским лотком. Кольцо внешним диаметром 5,1 м с плоским лотком из тюбингов (рис. 233) состоит из лоткового блока ЛП2 с плоской поверхностью, четырех тюбингов Н-3-Л, трех тюбингов Н-2-Л, двух тюбингов С-2-Л и одной замковой клиновидной прокладки.
Лотковый блок выполнен из железобетона. Его плоская поверхность покрыта двумя чугунными ребристыми плитами, служащими гидроизоляцией блока. Эти плиты, связанные анкерами с арматурным каркасом блока, во всех сопряжениях образуют чеканочные канавки для гидроизоляции швов. Такой железобетонный блок по водонепроницаемости равноценен чугунному тюбингу.
В центре лоткового блока имеется отверстие переменного сечения для крепления захвата тюбингоукладчика, а также для нагнетания за обделку. Крепление лоткового блока к радиальным торцам примыкающих тюбингов — болтовое.
Обделка такого типа предусмотрена для участков тоннелей метрополитена, проходимых без щита, так как при замыкании кольца по условиям монтажа необходимо несколько приподнимать торец одного смежного тюбинга.
Для условий щитовой проходки создана чугунная обделка диаметром 5,2 м с плоским лотком. Конструкция этой обделки позволяет замыкать кольцо изнутри (рис. 234).
В составе кольца, помимо плоского лоткового блока, конструкция которого такая же, как в ранее описанной обделке, предусмотрены три тюбинга ключевых, четыре тюбинга нормальных, четыре тюбинга смежных. В обделках обоих типов кольца комплектуются из обычных стандартных тюбингов; плоский лотковый блок необходимо выполнять с высокой степенью точности. При увеличении ширины тюбинга целесообразно дополнительно вводить промежуточное кольцевое ребро. Трехреберный тюбинг шириной 100 см обладает при меньшем весе повышенной прочностью и жесткостью.
Тюбинг (рис. 235) представляет собой литое изделие, имеющее плиту-оболочку с цилиндрической поверхностью, обращенной к породе, четыре борта, окаймляющих оболочку и направленных внутрь тоннеля. Эти борта служат для соединения отдельных тюбингов в кольца и целых колец между собой. Кроме того, борта придают оболочке и обделке в целом необходимую жесткость. Борта, параллельные продольной оси тоннеля, называются продольными, или радиальными, а перпендикулярные к оси тоннеля носят название поперечных, или круговых.
Продольные борта служат для соединения отдельных тюбингов в кольцо, а поперечные — для соединения колец между собой.
Все борта имеют одинаковую форму и размеры поперечного сечения; для обеспечения плотного взаимного примыкания и повышения водонепроницаемости их наружные поверхности подвергают механической обработке и снабжают фальцами. При сборке двух, соприкасающихся тюбингов эти фальцы образуют желобок, предназначенный для зачеканки стыков.
Основной параметр тюбинга, определяющий размер выработки — высоту борта hб , назначают в зависимости от внутреннего диаметра обделки Dвн .
В устойчивых водоносных породах предварительно можно принять hб = (0,02—0,03) Dвн ; для неустойчивых пород 0,04 Dвн .
Толщина бортов определяется величиной гибкости консольной части борта, т.е. отношением
(179)
где f — длина консольной части борта; а — толщина борта в месте его заделки.
Оболочке тюбинга, рассчитываемой с учетом ее кривизны на растяжение и сжатие при разных сочетаниях внешних нагрузок, обычно придают переменное сечение. Минимальная толщина оболочки по условиям долговечности и процесса чугунного литья 18—20 мм.
Переход от оболочки расчетной толщины tк бортам выполняют в виде вутов с уклоном 1/6—1/9. Получаемая в этом месте толщина а определяет и наибольшую толщину борта.
В оболочке каждого тюбинга имеется нарезное отверстие диаметром до 60 мм для нагнетания раствора, закрываемое металлической пробкой.
С целью повышения жесткости колец обделки, особенно в монтажный период, когда обделка деформируется под действием собственного веса, применяют перевязку продольных стыков: смещают каждое кольцо на два болтовых отверстия с таким расчетом, чтобы тюбинги двух соседних колец выполняли роль накладок (рис. 236).
Все тюбинги и кольца соединяют стальными болтами диаметром 20— 45 мм.
Болтовые отверстия в поперечных бортах располагают в один ряд по средней линии с одинаковым шагом, что обеспечивает взаимозаменяемость тюбингов, длина которых кратна шагу отверстий, и возможность сболчивания соседних колец при любом их взаимном расположении, т.е. позволяет осуществить в необходимых случаях перевязку продольных швов.
Болты, устанавливаемые в поперечных бортах, выполняют роль монтажных соединений, вступающих в работу лишь при значительном прогибе всего тоннеля как балки на упругом основании.
Болты в продольных бортах, являющиеся рабочими, располагают в два ряда в шахматном порядке, чтобы не допустить раскрытия швов внутрь и наружу кольца под действием изгибающих моментов переменного знака. Чтобы уменьшить величину последних, болты располагают в один ряд. Для облегчения сборки диаметры болтовых отверстий принимают на 3—4 мм больше диаметра болтов.
Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены
Источник xn--h1aleim.xn--p1ai