Унификация предусматривает приведение к единообразию и взаимосочетанию размеров объемно-планировочных компонентов зданий и их конструкций.
Существенно ограничивая количество типоразмеров конструкций и деталей.
Система унификации положена в основу типизации конструкций, т. е. направления, позволяющего на базе отобранных или специально разработанных типов создавать оптимальные объемно-планировочные и конструктивные решения.
Установлена строго ограниченная номенклатура габаритных схем зданий, пригодных для размещения в них производств нескольких отраслей промышленности, и разработана новая система унификации строительных параметров, благодаря чему число типоразмеров конструкций сокращено до технически необходимого и экономически целесообразного минимума.
В 1962 г. был одобрен переход на более гибкие и многообразные формы типового проектирования зданий из унифицированных типовых пролетов (УТП) и секций (УТС).
УТП — это пролеты здания, единые по длине, ширине, высоте и конструктивным решениям.
Стандартизация важный инструмент бережливого производства
УТС представляет собой самостоятельную часть здания (температурный блок), предназначенную для размещения различных производств и имеющую единое конструктивное решение.
Параметры УТС (размеры в плане, сетка колонн, высота, вид и грузоподъемность внутрицехового транспорта) приняты с учетом требований производства на основе габаритных схем и номенклатуры унифицированных конструкций. Из УТС компонуют здания с размерами, определяемыми технологическими требованиями, условиями специализации, кооперирования и блокировки производств.
Номенклатура секций для каждой отрасли промышленности строго ограничена, что позволяет дополнительно сократить число типоразмеров конструкций.
Для унифицированных типовых пролетов и секций разработаны следующие проектные материалы :
— чертежи типовых конструкций (ТК) и типовых деталей (ТД), предназначенных для заводов-изготовителей;
— чертежи типовых монтажных деталей (ТДМ) и их сопряжений, применяемые строителями-монтажниками;
— чертежи типовых архитектурно-строительных деталей (ТДА), предназначенные для проектировщиков и строителей.
Проектирование производственных зданий из УТС и УТП позволяет внедрять в практику строительства крупные сблокированные здания, рационально организовать застройку территории и максимально унифицировать объемно-планировочные и конструктивные решения целых промышленных комплексов.
Основной базой унификации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий является единая система модульной координации размеров в строительстве (ЕСМК).
Она представляет собой совокупность правил сочетания размеров зданий, их элементов, строительных конструкций и санитарно-технических устройств благодаря кратности этих размеров основному модулю М-100 мм.
При назначении размеров объемно-планировочных компонентов рекомендуется принимать следующие укрупненные модули :
в одноэтажных зданиях для ширины пролетов и шага колонн — 60 М, для высоты от чистого пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре — 6М (при высоте до 6 м, а в зданиях с ручными мостовыми кранами до 9,6 м) и 12М (при высоте от 6 м и более);
Здания заводской готовности. От производства отдельных элементов к модульному строительству
Ниже приведены размеры пролетов, шага колонн и высоты одноэтажных зданий, принятые согласно основным положениям унификации и с учетом параметров габаритных схем.
Ширина пролетов :-12, 18, 24, 30 и 36 м (допускаются пролеты шириной 6 и 9 м).
При технологической необходимости ширину пролетов можно назначать более 36 м, но кратной 6 м.
Шаг колонн : в крайних рядах — 6 м (допускается 12 м), в средних рядах — 6 и 12 м. В отдельных случаях допускается шаг колонн более 12 м, кратным 6 м. При выборе шага колонн руководствуются технологическими и технико-экономическими обоснованиями.
Высоту от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре можно принимать от 3,0 до 6,0 м кратно 0,6 м, а от 7,2 до 18 м кратно 1,2 м. В зданиях с ручными мостовыми кранами допускается также принимать высоту 6,6; 7,8 и 9,0 м.
Высоту зданий, в которых низшие точки несущих конструкций покрытия расположены ниже опор, назначают от пола до этих точек, а разницу между их отметками и отметками опор принимают кратной 0,6 м.
Сочетание размеров высоты и ширины пролетов в одноэтажных зданиях
Источник: perekos.net
Типизация и унификация в строительстве. Модульная система и параметры зданий
В современном индустриальном строительстве в основном применяются типовые сборные детали и конструкции. Типовыми называют детали к конструкции, имеющие в данный момент времени наиболее рациональное решение и предназначенные для широкого применения.
Уменьшение числа типов и размеров достигается на основе унификации архитектурно-планировочных решений зданий.
Основные размеры здания в плане измеряются между координационными осями, которые образуют геометрическую основу плана (рис.4.1). Оси, идущие вдоль пролетов здания параллельно нижней кромке чертежа, называются продольными и обозначаются заглавными буквами русского алфавита .Оси, пересекающие пролеты, называются поперечными и обозначаются цифрами.
Система пересекающихся в плане осей здания образует сетку координационных осей, которая служит системой координат для плана здания. Применение при строительстве зданий типовых конструкций требует строго определенного их расположения (привязки) по отношению к координационным осям. Под привязкой понимают расстояние от координационной оси (продольной, поперечной) до грани или геометрической оси конструктивного элемента. Все виды оборудования привязываются на плане цеха к этим же координационным осям здания.
Для унификации и взаимозаменяемости конструкций колонны и стены располагают относительно координационных осей с соблюдением определенных правил привязки. Наружные грани крайних колонн и внутренние поверхности стен совмещают с продольными координационными осями. Такая привязка называется нулевой.
Рис. 4.1. План одноэтажного промышленного здания с разбивочными осями и их маркировка
Она осуществляется в зданиях без мостовых кранов (рис. 4.2, а) и в зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 т, при шаге колонн 6 м и высоте от пола до низа несущих конструкций покрытия менее 16,2 м (рис. 4.2, б).
В зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т наружные грани колонн крайнего ряда и внутренние поверхности стен смещают относительно продольных координационных осей на 250 мм (рис. 4.2, в).
Привязку к поперечным координационным осям колонн и торцовых стен осуществляют по следующим правилам (рис. 4.3):
1) геометрические оси сечения колонн, за исключением колонн в торцах здания и колонн, примыкающих к температурным швам, должны совмещаться с поперечными координационными осями (нулевая привязка);
2) геометрические оси торцовых колонн основного каркаса нужно смещать с поперечных координационных осей внутрь здания на 500 мм;
3) внутренние поверхности торцовых стен должны совпадать с поперечными координационными осями.
Рис. 4.2. Привязка крайних колонн и наружных стен к продольным разбивочным осям в зданиях:а – в зданиях без мостовых кранов; б – в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 30 т; в – то же с грузоподъемностью до 50 т.
Рис. 4.3. Привязка торцовой колонны и стены к поперечной разбивочной оси (В). Привязка несущих наружных стен из крупных блоков и кирпича к продольным разбивочным осям
Привязку несущих наружных стен осуществляют по следующим правилам:
1) при непосредственном опирании на стены плит покрытий внутреннюю поверхность стены нужно отнести от продольной координационной оси внутрь здания на 150ммдля стен из крупных блоков и на 130мм для кирпичных стен (рис. 4.3, а);
2) при опирании на стены несущих конструкций балок и ферм поверхность стен смещают от продольной оси внутрь здания на 300 мм для блочных стен толщиной 400мм и на 250мм для кирпичных стен толщиной 380 мм (рис. 4.3, б);
3) для кирпичных стен толщиной 380 мм с пилястрами толщиной 130мм расстояние от продольной оси до внутренней поверхности стены должно быть равно 130 мм (рис. 4.3, в).
Основными параметрами зданий являются шаг, пролет, высота этажа.
Шагом называют расстояние между координационными осями стен и отдельных опор, предусмотренное при проектировании плана здания. В зависимости от направления в плане здания шаг может быть продольным и поперечным.
Пролетом здания называют расстояние между координационными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем продольным размерам основных несущих конструкций перекрытия или покрытия. В зависимости от конструктивно-планировочной схемы пролет совпадает по направлению с поперечным или продольным шагом, а в отдельных случаях (например, в железобетонных безбалочных перекрытиях) ‒ с тем и другим. В большинстве случаев шаг представляет собой меньшее расстояние между осями, а пролет ‒ большее.
Высотой этажа называют расстояние по вертикали от уровня пола данного этажа до уровня пола вышележащего этажа, в верхних этажах и одноэтажных чердачных зданиях‒ расстояние от уровня пола до отметки верха чердачного перекрытия, а в бесчердачных зданиях ‒ до низа основной несущей конструкции.
Унификацию архитектурно-планировочных параметров зданий и размеров конструкций осуществляют на основе единой модульной системы (ЕМС). ЕМС представляет собой совокупность правил назначения шага, пролета, высоты этажа, размеров конструктивных элементов, строительных изделий и оборудования на базе единого модуля 100 мм, который обозначают буквой М.
В строительной практике чаще всего используют производные модули (ПМ), которые подразделяют на укрупненные и дробные. К укрупненным относятся следующие модули (в миллиметрах):6000; 3000; 1500; 1200; 600; 300 и 200. Обозначаются они соответственно 60М, 30М, 15М, 12М, 6М, ЗМ, 2М и применяются при назначении размеров здания, высоты этажа, размеров конструкций или деталей, а также оборудования. Дробные модули (в мм): 50; 20; 10; 5; 2; 1. Обозначаются соответственно 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20M, 1/50M, 1/100M и применяются при назначении толщины отдельных деталей, плитных материалов или назначении размеров зазоров и допусков.
Согласно принятым в ЕМС правилам пролеты промышленных зданий могут быть приняты равными 9; 12; 18; 24; 30; 36 м и т. д., т. е. до 18 м они принимаются кратными 30М, а больше18 м ‒ кратными 60М. Высота этажей промышленных зданий принимается кратной 6М: 3,0; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6,0 м и т. д.
При строительстве предприятий по переработке пластмасс применяются следующие унифицированные пролеты:
‒ для одноэтажных зданий ‒ с сеткой колонн 18х12 или 24х12 м высотой 7,2 м;
‒ для многоэтажного корпуса – с сеткой колонн 6х6 или 6х9 м при высоте этажей не ниже 6 м.
Предпочтение следует отдавать одноэтажным зданиям, так как при сетке колонн 6х6 или 6х9 м трудно размещать термопластавтоматы с объемом отливки 250 см 3 и может быть превышение расчетной нагрузки на перекрытие. В многоэтажных цехах такие машины следует размещать на первых этажах.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1196 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Унификация, стандартизация, типизация и модульная координация в строительстве.
3. Правила привязки конструктивных элементов зданий к модульным разбивочным осям.
4. Нормативные документы Украины в области строительства
5. Проект и его состав
6. Порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации.
1. Типизация и стандартизация в строительстве.
Основным способом строительства, обеспечивающим сокращение сроков, повышения качества и снижение его стоимости, является индустриализация.
Индустриализацией называют такую организацию строительного производства, которая превращает его в механизированный и автоматизированный поточный процесс сборки и монтажа здания из крупноразмерных конструкций, в том числе из укрупненных элементов с высотой заводской готовностью.
Индустриализация строительства может осуществляться двумя путями:
Перенесение максимального объема производственных операций в заводские условия: изготовление укрепленных сборных элементов с высоким уровнем заводской готовности на механизированных или автоматизированных технологических линиях с нетрудоемким механизированным монтажом этих элементов на строительной площадке.
Сохранение всех или большинства производственных операций на строительной площадке со снижением их трудоемкости за счет использования механизированного оборудования, машин и инструментов (скользящая, объемная или плоскостная инвентарная переставная опалубка, бетононасосы, бетоноукладчики и т.п.).
Выполнение этих условий невозможно без проведения работ по типизации и в конечном итоге по стандартизации изделий.
Типизацией называется техническое направление в проектировании и строительстве, которое позволяет многократно осуществить строительство как отдельных конструкций, так и целых зданий на основе отбора таких решений, которые при экспериментальном применении оказались лучшими и с технической и с экономической стороны. Соответственно проекты таких решений называют типовыми.
Типовыми бывают проекты отдельных зданий и сооружений, проекты блок секций жилых зданий, унифицированная секция одноэтажного промздания, отдельных конструктивных элементов.
Типовые проекты зданий начали использовать в 50 годы, продолжается их применение и в настоящее время.
Но более перспективным является направление, при котором здание комплектуется из типовых сборных конструкций и деталей.
Сборные изделия объединены в каталоги, и их применение обязательно в пределах региона.
Разработан метод использования изделий таких каталогов, называемый «методом одного каталога» — в пределах региона все здания и сооружения проектируются с обязательным применением основных несущих конструкций каталога в различных комбинаториках наборов этих изделий. Элементы фасадов как типовые, так и специальные разработанные.
Применение метода возможно в том случае, если промышленный регион выпускает изделия, обеспечивает их взаимозаменяемость и универсальность.
Под взаимозаменяемостью понимается возможность замены одного изделия другим без изменения параметров здания (плиты перекрытия 1,2м и 2,4м).
Под универсальностью же подразумевается возможность применение одних и тех же изделий и деталей для зданий различных видов и назначения.
Наиболее совершенные и качественные в техническом отношении типовые изделия, отобранные после многократного их изготовления и внедрения, стандартизует, т.е. превращает их в стандартные (образцовые) строительные элементы, обязательно для применения при проектировании и строительстве. На эти изделия выпускаются ГОСТы, в которых установлены строго определенные размеры, формы изделий, требования к их качеству, технические условия на их изготовления и т.п. (на окна, двери, фундаментные блоки и т.д.).
Для осуществления работы по типизации и стандартизации деталей и конструкций необходима предварительная работа по унификации их параметров.
Унификацией называется установление целесообразной однотипности объемно – планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, конструкций, деталей оборудования, с целью сокращения числа типов размеров и обеспечения взаимозаменяемости и универсальности изделий.
Унификация обеспечивает приведение к единообразию и сокращению числа основных объемно-планировочных размеров зданий (высот этажей, проемов) и как следствие – к единообразию размеров и форм конструктивных элементов заводского изготовления. Унификация позволяет применять однотипные изделия в здания различного назначения. Она обеспечивает массовость и однотипность конструктивных элементов, что способствует рентабельности заводского изготовления.
Возможность сокращения количества типов несущих конструкций достигается путем унификации расчетных параметров. Так например, для конструкции перекрытия зданий обобщенно унифицирован ряд нагрузок (без учета собственного веса), который включает в себя всего девять величин: 200, 300, 450, 600, 800, 1000, 1250, 1600, 2100 кг/см 2 . При этом размеры сечения железобетонного элемента перекрытия остаются постоянными для нагрузок от 200 до 1000 кг/см 2 , изменяется только армирование и класс бетона.
Источник: studfile.net