Что такое унификация в строительстве

Выполнение грандиозной программы современного массового строительства возможно лишь на основе индустриальных методов производства работ.

Индустриализация является основным направлением развития строительства. Сущность ее заключается в превращении строительного производства в механизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий из крупноразмерных конструкций, их элементов и блоков, имеющих максимальную заводскую готовность. Изготовляемые на специальных заводах, такие элементы обеспечивают снижение затрат общественного труда в строительстве, сокращение его продолжительности и скорейший ввод в действие объектов.

Важнейшими признаками индустриализации строительства являются комплексная механизация и автоматизация строительно-монтажных работ, максимальная сборность применяемых конструкций, массовое заводское производство унифицированных деталей, конструкций/ узлов и поточные методы строительства.

Технология современного индустриального строительства основана на применении типовых сборных деталей и конструкций. Типовыми называют детали и конструкции, имеющие более рациональное решение для данного момента времени, предназначенные для многократного применения.

Унификация стандартов строительства нового жилья

Количество типов и размеров сборных деталей и конструкций для здания должно быть ограничено, так как изготовить большое количество одинаковых изделий проще, а монтаж их вести легче. В результате этого резко снижается стоимость строительства. Поэтому типизация сопровождается унификацией, т. е. приведением многообразных видов типовых деталей к небольшому числу определенных типов, единообразных но форме и размерам.

Для проектирования зданий массового строительства унифицированы не только основные геометрические размеры деталей и конструкций, но и основные их свойства (например, несущая способность для несущих конструкций, тепло- и звукоизоляционные свойства ограждения). Унификация деталей должна обеспечивать их взаимозаменяемость и универсальность.

Под взаимозаменяемостью понимают возможность замены данного изделия другим без изменения объемно-планировочных параметров здания. Например, взаимозаменяемы плиты перекрытий шириной 1600 и 800 мм, так как вместо одной широкой плиты можно уложить две узкие.

Взаимозаменяемость изделий возможна не только но размерам, но и по материалу и по конструктивному решению тех или иных изделий или конструкций.

Универсальность деталей позволяет применять один и тот же типоразмер для зданий различных видов с различными конструктивными схемами.

Наиболее совершенные типовые детали и конструкции, предложенные отраслевыми проектными организациями и проверенные в отечественном строительстве, стандартизируют, после чего они становятся обязательными для применения в проектировании и для заводского изготовления.

Стандартные строительные элементы регламентируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами), в которых для деталей и конструкций установлены определенные формы, размеры и качество их, а также технические условия изготовления.

Что дает стандартизация и унификация строительных процессов в загородном домостроении

Поскольку основные размеры деталей определяются объемно-планировочными решениями зданий, унификация строительных конструкций базируется на унификации объемно-планировочных параметров зданий, которыми являются шаг, пролет и высота этажа.

Рис. 5. Схема расположения разбивочных осей в плане здания

Рис. 5. Схема расположения разбивочных осей в плане здания Шагом (рис. 5) при проектировании плана здания называют расстояние между разбивочными осями, которые расчленяют здание на планировочные элементы или определяют расположение вертикальных несущих конструкций зданий — стен и отдельных опор. В зависимости от направления а плане здания шаг может быть продольный или поперечный.

Пролетом в плане называют расстояние между разбивочными осями несущих степ или отдельных опор в направлении, соответствующем пролету основной несущей конструкции перекрытия или покрытия. В зависимости от конструктивно-планировочной схемы пролет совпадает по направлению с поперечном или продольным шагом, а в отдельных случаях (например, в железобетонных безбалочных перекрытиях) — с тем и другим.

В большинстве случаев шаг представляет собой меньшее расстояние между осями, а пролет — большее.

Разбивочные оси, применяемые для удобства проектирования и возведения зданий, указывают па плане обычно во взаимно перпендикулярных направлениях. Оси маркируют, т. е. обозначают в одном направлении (более протяженном) цифрами, а в другом — заглавными буквами русского алфавита.

Высотой этажа считают расстояние по вертикали от уровня пола данного этажа до уровня пола вышележащего этажа, а в верхних этажах и одноэтажных зданиях — расстояние от уровня пола до отметки верха чердачного перекрытия.

Читайте также:  Что такое сопутствующие материалы в строительстве

Принятие в проектах единого или ограниченного числа размеров шагов, пролетов и высот этажей дает возможность применять ограниченное число типоразмеров деталей. Таким образом, унификация конструктивных схем зданий и их объемно-планировочных параметров является важнейшей предпосылкой унификации строительных деталей и конструкций.

Основные положения модульной системы

Унификацию объемно-планировочных параметров зданий и геометрических размеров конструкций и строительных изделий осуществляют на основе единой модульной системы (ЕМС). Эта система представляет собой совокупность правил взаимосогласования размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий 1 , размеров строительных изделий и оборудовании на базе единого модуля 100 мм, который обозначают буквой М.

При проектировании зданий и их строительстве кроме основного модуля применяют производные модули (ПМ) — укрупненные и дробные.

Укрупненные модули 6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300, 200 м, обозначаемые соответственно 60М, 30М, 15М, 12М, 6М, 3М и 2М, предусмотрены для уменьшения количества объемно-планировочных параметров зданий (шагов, пролетов и высот этажей) и соответственно количества типоразмеров унифицированных конструкций.

Дробные модули 50, 20, 10, 5, 2 и 1 мм, обозначаемые соответственно 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М и 1/100М, служат для назначения размеров относительно небольших сечений конструктивных элементов, толщины плитных и листовых материалов.

Рис. 6. Схема пространственной системы модульных плоскостей

Рис. 6. Схема пространственной системы модульных плоскостей Взаимное расположение объемно-планировочных элементов здания в пространстве устанавливают с помощью трехмерной пространственной системы модульных плоскостей (рис. 6), расстояния между которыми принимают кратными основному или производному модулю. Линии пересечения модульных плоскостей принимают за модульные разбивочные оси.

Проектное расстояние между модульными разбивочными осями здания или условный размер конструктивного его элемента, включающий соответствующие части швов и зазоров, называют номинальным модульным размером.

Кроме номинального различают конструктивные и натурные размеры. Конструктивным размером называют проектный размер конструктивных элементов, строительных изделий и оборудования, отличающийся от номинального на величину нормированного зазора или шва (в 5, 10, 15 и 20 мм).

Натурным размером является фактический размер конструктивного элемента, строительного изделия или элемента оборудования с учетом допусков. Величины допусков устанавливают, исходи из предельных размеров конструкций и предельных положений элементов конструкций в узлах сопряжений.

Разность между наибольшими и наименьшими предельными размерами (или положениями) называют допуском размера (положения).

Правила привязки конструктивных элементов зданий к разбивочным осям

Рис. 7. Примеры привязки стен к модульным разбивочным осям в плане здания

Рис. 7. Примеры привязки стен к модульным разбивочным осям в плане здания Процесс определения расположения конструктивного элемента, детали или встроенного оборудования в плане или разрезе здания по отношению к модульной разбивочной оси называют привязкой. В узком смысле привязка выражает расстояние от модульной разбивочной оси до грани или оси элемента.

При проектировании зданий с несущими стенами руководствуются следующими правилами привязки:

  • а) в наружных несущих стенах внутреннюю грань следует размещать на расстоянии от модульной разбивочной оси, равном половине номинальной толщины внутренней несущей стены b/2 или кратном М или М/2 (рис. 7, а); допускается также совмещать внутреннюю грань стены с модульной разбивочной осью, если при этом не увеличивается количество типоразмеров плит перекрытий (рис. 7, б);
  • б) во внутренних стенах геометрическую ось совмещают с модульной разбивочной осью; отступать от этого правила допускается при привязке стен лестничных клеток и стен с вентиляционными каналами для возможности применения унифицированных элементов лестниц и перекрытий;
  • в) в наружных самонесущих и ненесущих стенах внутренняя их грань совмещается с модульной разбивочной осью.

При размещении крайних рядов колонн по отношению к модульной разбивочной оси, идущей вдоль крайнего ряда, наружную грань колонны следует совмещать с модульной разбивочной осью (краевая или нулевая привязка), если ригель перекрывает все сечение колонны или когда это целесообразно по условиям раскладки элементов перекрытий или покрытий (рис. 7, в). Если же ригели опираются на консоли колонн, а панели перекрытий — на консоли ригелей, то внутреннюю грань колонн размещают от модульной разбивочной оси на расстоянии, равном половине толщины внутренней колонны (рис. 7, г).

При размещении колонн крайнего ряда торцовых стен возможны как осевая, так и краевая (нулевая) привязки в зависимости от особенностей конструктивных узлов.

Читайте также:  Строительство бетонного дома отзывы стройхлам

Примечания

1. Объемно-планировочным элементом согласно СНиПу называют часть объема здания с размерами, равными шагу, пролету и высоте этажа. Конструктивным элементом считают отдельную относительно самостоятельную конструктивную часть здания (например, перекрытие, лестничный марш, заполнение оконного или дверного проема).

Источник: stroim-domik.ru

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Актуальность. В работе рассматривается унификация в архитектуре, появление которой связано с увеличением спроса на жильё и рабочее пространство, вызванное повышением численности населения, и не достаточно высокой скоростью возведения зданий и сооружений.

Проблема. Массовое применение однотипных объёмно-планировочных параметров зданий в угоду функциональности.

Цель. Оценить влияние архитектурной унификации на человека и его жизнедеятельность .

Объект исследования. Архитектура

Задания работы. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны унификации архитектурной среды.

Основная часть. В связи с резким скачком ростом численности населения в начале XX века потребовалось незамедлительное увеличение продукции строительной индустрии. Благодаря развитию технологического процесса данная проблема была решена путём создания типовых строительных конструкций и модульной системы.

Унификация в строительстве — приведение к единообразию, устранение необоснованных, не вызываемых необходимостью, индивидуальных различии в решениях зданий или сооружений определенного назначения, их элементов, конструкций, деталей, оборудования. Целью унификации является изыскание относительно лучшего решения и уменьшение количества типоразмеров строит, изделий, что является необходимым условием развития специализации производства, комплексной механизации и автоматизации.

Простота. Здание состоящее из типовых элементов легче спроектировать, сделать его расчёт и возвести в соответствии с принятыми стандартами регламентированными в нормативных источниках;

Скорость возведения. Благодаря простой конструкции скорость строительно-монтажных работ увеличивается;

Экономия. Стоимость здания возводимого из типовых элементов значительно меньше, чем здание с индивидуальной архитектурой, поскольку типовые элементы легче в транспортировке и в монтаже. Помимо экономии во время строительства типовые здания и сооружения проще, а значит дешевле, в эксплуатации и техобслуживании.

Выше перечисленные факторы можно объединить в одно большое преимущество – функциональность. Благодаря унифицированному строительству происходит рост и значимость городов. Но наличие подавляющего большинства типовых зданий и сооружений имеет одну большую проблему – эстетический кризис.

Архитектура с самого своего появления позиционировалась, как вид искусства. В современном трактовании архитектура это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

С точки зрения архитектуры, как искусства можно выделить конкретные недостатки унификации:

Однообразие. Здания состоящие из типовых элементов в большинстве случаев похожи. Ярким примером служат каркасно-панельные и крупноблочные жилые дома. Так же однообразие можно встретить на жилых массивах, где каждый последующий двор имеет те же здания и такую же планировку, как и предыдущий. Особенно часто такое встречается на территории постсоветских стран;

Разрушение исторического облика города. Большинство современных городов несут в себе историю не одного столетия, которая демонстрирует разнообразие форм и красок архитектурной среды. Типовое строительство за счет своего функционального превосходства доминирует над эстетическими изысками индивидуальной архитектуры, и, что самое печальное, над историческими памятниками архитектуры. В следствии этого большинство городов застраиваются однообразными зданиями, которые, приблизительно, в 80% случаев имеют форму параллелепипеда;

Негативное влияние на человеческую психику. Нейробиологи и психологи подтвердили, что большое влияние на эмоции людей оказывает архитектура. Сложные и интересные фасады – повышают позитивный настрой, а вот однообразные, наоборот, влияют на психику очень негативно. Визуальная сложность среды действует на психику человека успокаивающе.

Так же ряд исследований свидетельствует, что взросление в городской среде удваивает риск развития шизофрении и других психических расстройств, например депрессии или хронической тревожности. Помимо этого доказано, что открытое пространство между бетонными высотками создаёт атмосферу анонимности и изоляции, что может послужить к быстрому росту преступности.

Перечислив недостатки можно сделать вывод, что эстетический кризис это намного больше, чем простое отсутствие разнообразия и незамысловатость.

Унификация является весьма противоречивым методом: с одной стороны типовое строительство весьма функционально и выгодно, а с другой –негативно сказывается на психике человека и непосредственно на искусстве архитектуры.

Читайте также:  Как получить ирд на строительство

Всё вышеперечисленное говорит нам о том, что нужно развиваться в области архитектуры и стремится к созданию более оптимальных решений проблем и постепенно уходить от унифицирования зданий и сооружений.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВО, ИЗДАТЕЛЬСТВО «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», МОСКВА-1964;

Источник: scienceforum.ru

УНИФИКАЦИЯ в строительстве

УНИФИКАЦИЯ в строительстве — приведение к единообразию, устранение необоснованных, не вызываемых необходимостью, индивидуальных различий в решениях здании или сооружений определенного назначения, их элементов, конструкций, деталей, оборудования. Унификация предполагает выбор рациональных градаций геометрических размеров и других параметров унифицируемых объектов на основе Единой модульной системы, рядов предпочтительных чисел и т. д. (см. Модульная система). Целью унификации является изыскание относительно лучшего решения и уменьшение количества типоразмеров строительных изделий, что является необходимым условием развития специализации производства, комплексной механизации и автоматизации. Унификация — непрерывный процесс, сопутствующий развитию строительной техники, типов зданий и сооружений.

Осуществление унификации зданий и сооружений, их конструкций, элементов и деталей требует всестороннего анализа и сравнения ряда возможных вариантов. При этом особое значение имеет экономический анализ, поскольку унификация в отдельных случаях может вызвать потери материала, но одновременно снизить себестоимость заводского изготовления и монтажа унифицированных элементов за счет уменьшения количества типоразмеров изделий. В зависимости от обоснованности и предполагаемой долговременности применения унифицированных решений результаты их доводятся до стадии разработки и утверждения типа (типовой проект, типовое изделие), нормали или Госстандарта (см. Типизация, Стандартизация).

Основные объекты унификации — элементы зданий или сооружений, их параметры, а также строительные изделия, являющиеся непосредственной продукцией, выпускаемой предприятиями строительной промышленности. Наряду с отраслевой унификацией параметров и элементов промышленных зданий (по отдельным отраслям промышленности и транспорта) или видовой унификации элементов жилых домов, школ, больниц и других общественных зданий, осуществляется в целесообразных пределах межвидовая и межотраслевая унификация. При этом могут быть достигнуты: общая унификация элементов и строительных изделий для отдельных групп зданий или сооружений, близких по объемно-планировочным параметрам, расчетным нагрузкам и другим характеристикам; частичная унификация элементов, конструкций, изделий для различных групп зданий или сооружений.

Во всех случаях следует стремиться к возможно большей универсальности элементов и строительных изделий, т. е. применимости их для различных объектов и конструктивных схем, а также к взаимозаменяемости (возможности замены одного элемента другими или сочетанием нескольких элементов без изменения прочих конструктивных частей). Взаимозаменяемыми должны быть, например, панели наружных стен зданий, одинаковые по размерам, по теплотехническим и иным качествам, но выполненные из различных материалов; плиты перекрытий, рассчитанные на одну нагрузку и пролет, но имеющие различное сечение, а также предназначенные для монтажа кранами разной грузоподъемности.

Основой для унификации элементов зданий и строительных изделий является унификация объемно-планировочных параметров — высот этажей, продольных и поперечных шагов (пролетов), расчетных нагрузок на несущие конструкции, теплотехнических и акустических параметров ограждений, определяющих их геометрические размеры и основные свойства. Унификация объемно-планировочных параметров осуществляется на основе Строительных Норм и Правил (СНиП П-А. 4-62. «Единая модульная система») с предпочтительным применением наиболее крупных модулей 60М, ЗОМ (М=10 см); для жилищно-гражданского строительства применяется также 12М и при необходимости 15М, 6М и ЗМ (2М — только при наличии налаженного массового производства соответствующих изделий или оборудования для их изготовления). Унифицированные объемно-планировочные параметры должны обеспечивать необходимые размеры помещений с учетом допустимых отклонений линейных размеров, обычно в пределах ± 5%.

Литература:

  • Основные положения по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий (СН 223—62), М., 1962;
  • Багузов Н. П., Корнилов Н. В., Об унифицированных типовых секциях и типовых пролетах для промышленного строительства, «Промышленное строительство», 1963, № 12;
  • Плессеин Б. Д., Унификация индустриальных строительных изделий в жилищном строительстве, в кн.: Труды 2 сессии АСиА СССР по вопросам жилищного строительства, М., 1958;
  • Унификация элементов зданий различного назначения. Сб. материалов, М., 1962;
  • Xазанов Д. Б., Шеренцис А. А., Мадера Г. И., Унификация несущих и ограждающих конструкций. (Сортамент унифицированных строительных изделий для зданий различного назначения).
  • https://lawexplores.com/unification-and-standardization-in-international-construction/

от: MarinaF, https://www.zdanija.ru/TermsY1/p2_articleid/4371″ target=»_blank»]www.zdanija.ru[/mask_link]

Рейтинг
Загрузка ...