Односкатный поперечный профиль виража устраивается на всем протяжении круговой кривой. Постепенный плавный переход от двухскатного поперечного профиля проезжей части к односкатному выполняется на участке отгона виража на протяжении переходной кривой.
При отгоне виража наружная кромка проезжей части постепенно повышается над внутренней, возникает дополнительный продольный уклон.
Переход от двухскатного профиля к односкатному выполнен вращением вокруг оси внешней половины проезжей части до тех пор, пока вся проезжая части не образует одну плоскость с поперечным уклоном, равным уклону при двухскатном профиле. Затем вращаем проезжую часть вокруг ее внутренней кромки до получения уклона виража. Проектные отметки внутренней кромки проезжей части в таком случае не изменяются.
Подъем внешней обочины, придание ей уклона, равного поперечному уклону проезжей части произведен до начала отгона на расстоянии 10 м.
Обочинам придан уклон равный дополнительному продольному уклону. Бровки подняты на величину
Как Повернуть На Коньках? | Обучение Виражу 2.0
где — ширина обочины;
— поперечный уклон обочины;
— поперечный уклон проезжей части при двухскатном профиле.
Определение превышений производится в характерных точках поперечного профиля виража внутренней кромки проезжей части.
Уширение устраивается при движении по дороге автопоездов длиной более 12 м, так как в данном случае уширение проезжей части не устраивается ( = 0), то для превышений формулы внутренней кромки проезжей части имеют вид:
Разбивка виража заключается в нахождении и закреплении на местности точек, определяющих положение оси внешней и внутренней бровки земляного полотна.
Разбивка выполнена по поперечникам, начиная в точке начала переходной кривой и кончая серединой закругления. Поперечники назначены через каждые 10 м.
На каждом поперечнике влево и вправо от оси дороги откладывают половину ширины проезжей части. От полученных точек откладывают ширину обочины и получают положение бровки земляного полотна.
После разбивки закругления в плане выполняют разбивку виража.
Для высотной разбивки определяем уклоны направляющих линий и рассчитываем отметки бровки, кромки и оси на всех профилях:
— отметка внутренней бровки в начале отгона виража
— отметка внутренней бровки в конце отгона виража
где H H пр, H К пр — проектные отметки бровки земляного полотна (из продольного профиля соответственно в начале и конце отгона виража).
Выражение для остальных характерных точек в поперечных сечениях отгона виража, которые устраивают через 10 м, приведены в таблице 6.
ВИРАЖИ, УЛИТКИ / Что нужно знать? / УПРАЖНЕНИЯ НА ЛЬДУ И ЗЕМЛЕ
Источник: studbooks.net
Виражи
Для автомагистралей и скоростных дорог характерно устройство виражей на кривых больших радиусов в целях психологического воздействия на водителя, что способствует движению с высокими скоростями и управлению более уверенному, чем в равных условиях при двускатном профиле кривой.
Поперечные уклоны виража находятся в пределах от 25 до 50 %о (2,5. 5 %), зависят от радиуса и категории дороги (табл. 16.6).
При применении меньших радиусов, чем приведенные в табл. 16.6, следует принимать максимальные уклоны виража, которые соответствуют следующим значениям: 40 %о — в северном дорожно-климатическом районе, 45 %о — в центральном и 50 %о — в южном.
Таблица 16.6
Минимальный радиус круговой кривой, м, соответствующий
уклону виража 1-в
Уклон виража I-в, %о
Конструкция виражей на автомагистралях и скоростных дорогах сложнее, чем на обычных дорогах, в связи с большей высотой поднятия проезжей части и необходимостью отвода воды с разделительной полосы. В зависимости от возвышения проектной линии над поверхностью земли и от наличия косогорности возможны различные конструктивные решения виражей, которые отличаются выбором оси поворота каждой проезжей части и соответственно изменяют отметки внешней и внутренней бровок земляного полотна (рис. 16.9).
Наиболее распространены следующие конструктивные решения виражей.
- 1. Поворот всего поперечного профиля вокруг внутренней бровки земляного полотна (рис. 16.9, б). Недостаток этого способа заключается в том, что в связи с большой высотой поднятия внешней проезжей части при взгляде на кривую издалека возвышающийся вираж выглядит как некрасивый бугор. Рациональная область применения виражей данного типа — дороги, проходящие по косогору с небольшим поперечным уклоном, когда устройства насыпной части можно избежать путем небольшой раздвижки проезжих частей и расположения их в разных уровнях (ступенчатое расположение проезжих частей).
- 2. Поворот обеих проезжих частей около внутренних кромок покрытия или осей проезжих частей (рис. 16.9, в, г). Внешняя бровка земляного полотна при этом возвышается незначительно. Однако разделительная полоса приобретает обратный поперечный уклон, что создает затруднения с организацией отвода воды.
Рис. 16.9. Способы устройства виражей на автомагистралях и скоростных дорогах:
а — поперечный профиль на прямых участках; 6 — поворот поперечного профиля относительно бровки земляного полотна или внутренней кромки покрытия; в — поворот проезжих частей относительно их внутренних кромок; г — поворот проезжих частей относительно их осей; д — поворот проезжих частей относительно кромок, прилегающих к разделительной полосе; 1 — разделительная полоса; 2 — укрепленные полосы; 3 — проезжая часть; 4 — укрепленная обочина или остановочная полоса; 5 — грунтовая часть обочины; 6 — точки поворота проезжих частей; Ah — величина возвышения бровки земляного полотна
3. Поворот проезжих частей около кромок, прилегающих к разделительной полосе (рис. 16.9, д). В этом случае поперечный профиль разделительной полосы не изменяется, но внутренняя бровка земляного полотна понижается на большую высоту, чем при предыдущих способах разбивки. В неблагоприятных гидрогеологических условиях возвышение бровки может оказаться недостаточным. Однако понижение земляного полотна на участке виража меньше нарушает зрительную плавность дороги, чем возвышающийся вираж.
На участках автомагистралей с виражами две повернутые для получения односкатного поперечного профиля в одну сторону проезжие части соединяются между собой грунтовой разделительной полосой, которая имеет встречный уклон. Отвод собирающейся около пониженной кромки покрытия воды обычно осуществляют по подземным водостокам.
Остановочные полосы располагают на виражах под тем же поперечным уклоном, что и проезжую часть. Грунтовой части обочины для уменьшения опасности загрязнения покрытия пылью и грязью, смываемыми с обочины, придается округленное очертание, переходящее в обратный уклон.
Отгон виражей осуществляют по обычным правилам. В связи с большими длинами переходных кривых при ландшафтном проектировании трассы дороги отгоны виражей ограничивают участком переходной кривой от основной кривой до точки, где радиус кривизны составляет 5000. 7000 м или соответствует величине радиуса кривых, при которых виражи не устраивают. Крутизну отгона виражей обычно принимают в пределах 3. 5 %о.
Значительные сложности (нередко определяющие выбор конструкции виража) вызывает обеспечение зрительной плавности дороги при взгляде издалека на криволинейный участок дороги. Участки подъема виража, искажаясь в перспективе, представляются крутыми буграми, а понижения — впадинами. Чтобы добиться зрительной плавности, необходимо ограничивать дополнительный уклон на отгоне виража величиной 5 %о, а иногда и менее.
Источник: studref.com
Проектирование виража и уширения проезжей части
Условия движения автомобиля на кривой по внешней полосе движения при двускатном поперечном профиле менее благоприятны, чем по внутренней полосе движения. Устойчивость автомобиля на внешней полосе движения снижается, так как составляющая веса автомобиля параллельно поперечному уклону дороги складывается с соответствующей проекцией центробежной силы. Для улучшения условий движения на внешней полосе проезжей части ей придается, как и внутренней стороне, уклон в сторону к центру кривой.
Односкатный поперечный профиль с уклоном проезжей части к центру кривой называют виражом. Вираж повышает безопасность движения на кривых малого радиуса. При устройстве виража условия движения автомобиля на внешней и внутренней полосах проезжей части будут одинаковыми.
Вираж оказывает и чисто психологическое значение на водителей, непроизвольно снижающих скорость на кривых с радиусами 600 м и более, хотя по расчетам в пределах таких кривых возможно движение с расчетными скоростями.
откуда уклон виража
или уклон виража при подстановке V в км/ч.
При высоких скоростях движения и малых радиусах кривой величина
вычисленная по формуле, может быть значительной.
Максимальную величину уклона виража ограничивают исходя из условий предотвращения сползания (скольжения) по поверхности дороги автомобиля, движущегося с малыми скоростями, или при вынужденной остановке в пределах виража. При движении автомобиля скольжение не будет иметь места, если
При остановке автомобиля сила С = 0, скольжение не будет происходить при выполнении условия
Таким образом, максимальное значение уклона виража должно быть меньше коэффициента сцепления в поперечном направлении.
Для обеспечения устойчивости автомобиля против бокового скольжения при скользком и грязном покрытии уклон виража должен быть менее φ2 = 0,05–0,1.
В том случае если уклон виража по расчету окажется меньше поперечного уклона проезжей части двухскатного профиля или отрицательным, вираж можно не устраивать. Однако для повышения безопасности движения, учитывая психологическое воздействие виража на водителя, целесообразно вираж устроить с уклоном, равным уклону двухскатного профиля или рекомендованным для данного радиуса СП 34.13330.2012 (табл. 3.15). Максимальные значения уклона виража в районах с частыми гололедами принимают 40‰; в районах без гололеда – 60‰.
Таблица 3.15
Поперечные уклоны на виражах
Радиусы кривых в плане, м
Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰
Основной, наиболее распространенный
В районах с частым гололедом
на дорогах категорий I-V
на подъездных дорогах к промышленным предприятиям
От 3000 до 1000 для дорог I категории
От 2000 до 1000 для дорог II–V категорий
Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют бо́льшим радиусам кривых, а бо́льшие значения – меньшим радиусам.
При проектировании виража на участках дороги с продольным уклоном максимальный уклон проезжей части располагается под углом к оси дороги и равен
Максимальные значения косого уклона ц не должны превышать 100‰.
Переход от двускатного к односкатному профилю осуществляют в пределах участка, называемого отгоном виража. Отгоны виража размещают по обе стороны от круговой кривой.
Вращение поперечного профиля в пределах отгона виража возможно двумя способами: вокруг оси дороги, вокруг внутренней кромки проезжей части.
Длину отгона виража () – участка перехода от двухскатного попе
речного профиля к односкатному – определяют по формулам:
– при вращении вокруг оси дороги
– при вращении вокруг внутренней кромки
где В – ширина проезжей части с учетом кромочных полос (для двухполосной проезжей части В = 2 (b + a), где b – ширина полосы движения, м; а – ширина краевой полосы у обочины, м); – дополнительный к продольному уклону дороги уклон внешней кромки проезжей части на участке отгона виража, который по СП 34.13330.2012 не должен превышать для дорог I и II категорий 5‰, для других категорий – 10‰ (рис. 3.17).
Рис. 3.17. Схема к определению длины отгона виража
При превышении указанных пределов существенно увеличивается суммарный продольный уклон в пределах виража, что вызывает неудобство для автомобилей, движущихся по внешней полосе движения. Если продольный уклон дороги на вираже , то общий уклон внешней кромки проезжей части
Участок отгона виража совмещается с переходной кривой, поэтому если вычисленная длина отгона виража окажется меньше длины переходной кривой (L), то ее длина принимается равной дайне переходной кривой, т.е. если , то увеличивают длину переходной кривой.
Отгон виража рекомендуется устраивать при вращении вокруг оси следующим способом.
- 1. На расстоянии 10 м от начала отгона внешней обочине придают уклон внешней полосы движения проезжей части. Уклон внутренней обочины сохраняется таким, как в пределах двускатного профиля, до тех пор пока выполняется условие
- 2. На участках, где, производят вращение внешней полосы движения и внешней обочины вокруг оси дороги. Вращение наружной кромки проезжей части выполняют с постоянным дополнительным уклоном (см. рис. 3.17), принимаемым из условия стока воды в продольном направлении не менее 3‰.
Соответственно, длина участка отгона, в пределах которой происходит вращение только внешней полосы движения,
3. На участке, где уклон отгона виража больше уклона двухскатного профиля, производится вращение всей проезжей части и внешней обочины вокруг оси дороги или вокруг внутренней кромки проезжей части.
Пример разбивки отгона виража относительно оси дороги показан на рис. 3.18.
В городских условиях виражи нежелательны, так как осложняют отвод поверхностной воды, который будет проходить по одному лотку. При большой ширине проезжей части (более 12–15 м) по всей ширине проезжей части будет течь поверхностная вода, поступающая с верховой части улицы. Если в центре проезжей части расположены трамвайные пути, то устройство виража вообще недопустимо. Чтобы избежать устройства виража, трассирование магистральных улиц должно выполняться радиусами не менее 1200 м.
При движении автомобиля по криволинейному участку дороги он занимает полосу проезжей части по ширине бо́льшую, чем требуется в соответствии с его габаритами в плане (рис. 3.19). Чтобы обеспечить условия движения встречных автомобилей такие же, как на прямолинейном участке, необходимо уширить проезжую часть.
Рис. 3.18. Пример разбивки отгона виража на автомобильной дороге III категории:
ширина полосы движения (с учетом краевых полос) – 4 м; ширина обочины – 2 м; 1–13 – сечения в пределах отгона виража с шагом 10 м; цифры в % – поперечные уклоны в каждом сечении в пределах проезжей части и обочин
Рис. 3.19. Расчетная схема определения уширения на кривой
1 – база автомобиля; R –радиус круговой кривой; Д – уширение на кривой
Из подобия треугольников АВС и BCD находим, что или,
где l – база автомобиля.
Пренебрегая в скобках величиной АС, малой по сравнению с 2R, получаем необходимое уширение одной полосы движения
Получаемая формула не учитывает возможных отклонений автомобиля от средней траектории при высоких скоростях движения.
Уширение полосы движения с учетом скорости движения рекомендуют определять по эмпирической формуле
Как видно из приведенной зависимости, величина уширения зависит от габаритов автомобиля. При проектировании дороги для движения автопоездов уширение при одних и тех же радиусах кривых требуется значительно большее.
По СП 34.13330.2012 уширение проезжей части на дорогах с двухполосной проезжей частью предусматривают при R < 1000 м (табл. 3.16).
Таблица 3.16
Уширение двухполоской проезжей части
Радиусы кривых в плане, м
Значение уширения, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м
Источник: studme.org