Высокоскоростная магистраль – это новейший тип железнодорожной магистрали, позволяющий поездам развивать скорость более 200 км/ч. Минимальный порог скорости, после которого магистраль может быть названа высокоскоростной, отличается в зависимости от страны. Современные поезда ВСМ в Европе и Азии работают на скоростях 300 км/ч.
Участок Москва-Казань высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург – это:
ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург
Первыми об улучшении транспортного сообщения заговорили в восточных регионах России. В 2009 году Правительствами Татарстана и Свердловской области была предложена идея высокоскоростной магистрали.
27 мая 2013 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи Президент РФ Владимир Путин объявил о решении построить первую в России ВСМ Москва-Казань с возможностью продления до Екатеринбурга.
В июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме АО «Скоростные магистрали» и консорциум проектировщиков во главе с АО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd подписали договор на разработку проектной документации.
Ответы на главные вопросы про ВСМ Москва — Петербург
Первым этапом в реализации проекта является строительство участка Москва-Казань, который пройдет по территории 7 субъектов Российской Федерации: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан.
Реализует данный проект дочерняя структура РЖД – АО «Скоростные магистрали».
Источник: mosgiprotrans.ru
Что такое всм в строительстве
Технические решения, необходимые для безопасной и эффективной работы высокоскоростных железнодорожных магистралей, появились во второй половине 20 века и продолжают неуклонно совершенствоваться.
Стабильная эксплуатация подвижного состава инфраструктуры на высоких скоростях свыше 200 км/час требует решения целого ряда сложных инженерных задач — от этапа проектирования и строительства до организации процесса и управления движением поезда.
Технологии ВСМ обеспечивают возрастающий общественный запрос на высокоскоростные перевозки. В большинстве лидирующих в экономике стран высокоскоростное железнодорожное сообщение занимает свою нишу в обеспечении транспортной доступности, восполняя значительный пробел между авиацией, наиболее эффективной на расстояниях более 1000км, и автотранспортом.
В целях повышения доступности и качества пассажирских перевозок, а также повышения транпортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок одной из системных стратегических задач транспортного комплекса России является создание скоростного и высокоскоростного движения, что увеличит транспортную доступность социально-экономических центров, обеспечит территориальную связанность регионов, повысит мобильность, социальную и деловую активность населения.
О планах строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург сообщил Собянин
Выделенная транспортная инфраструктура ВСМ высвободит ресурсы для грузового движения, позволит более эффективно осуществлять грузовые перевозки, даст возможность организовать ускоренное движение контейнерных поездов.
Технологии создания скоростного и высокоскоростного движения базируются на опыте создания и эксплуатации ВСМ за рубежом, а также на собственных разработках.
Земляное полотно
Конструкции земляного полотна ВСМ спроектированы с обеспечением требований по прочности, устойчивости и деформативности с учетом вибродинамического воздействия поездов при минимизации затрат на всем этапе жизненного цикла. Предусмотрено устройство двух защитных слоев земляного полотна на всем протяжении высокоскоростной магистрали не менее 2,5 м общей высоты. Земляное полотно запроектировано из условия обеспечения безопасного движения высокоскоростного железнодорожного подвижного состава со скоростями до 400 км/ч.
Проектные решения по земляному полотну соответствуют и технически увязаны с конструкциями верхнего строения пути, искусственных сооружений и инженерных коммуникаций. Максимальная накопленная остаточная деформация основной площадки земляного полотна при безбалластной конструкции верхнего строения пути не должна превышать 15 мм за весь срок службы.
Искусственные сооружения
В целях обеспечения единой технической политики оптимизации стоимости строительства и эксплуатации разработаны проектные решения унифицированных конструкций искусственных сооружений (трубы водопропускные, пролетные строения, мостовое полотно и др.).
- Разрезные балочные системы (стальные и сталежелезобетонные) 23.6 м, 34.2 м, 50 м;
- Неразрезные железобетонные балочные системы 41-66-41, 49-88-48, 58-101-59.
Безбалластный путь
Особое внимание в проектной документации уделяется безбалластной конструкции верхнего строения пути (БВСП). Его по праву можно считать не просто инновацией, а «прорывной инновацией», которая приведет к смене устоявшихся технологий строительства, технического обслуживания пути, а также норм содержания пути и требований к подвижному составу.
Данная инновация обеспечит потенциальную экономическую эффективность за счет улучшения значимых показателей, таких как скорость движения и вес поездов, долговечность технических средств и трудоемкость их обслуживания. Эффективность данной технологии определена на основе сравнения технических характеристик БВСП и ВСП на балласте исходя из прогнозируемого долгосрочного влияния на значимые показатели. Разработанная конструкция БВСП обеспечивает необходимые параметры взаимодействия в системе «колесо-рельс» в диапазоне скоростей до 400 км/ч при заданных геометрических параметрах железнодорожного пути и уровне комфорта. Конструкция является мало обслуживаемой со значительно большим сроком полезного использования в сравнении с ВСП на балласте.
Электроснабжение
Контактная сеть КС-400 разработана на основе математического моделирования динамического взаимодействия с токоприемниками электроподвижного состава. Модель контактной подвески построена на базе методе контактных элементов (МКЭ) в нелинейной пространственной постановке задачи, что позволило описать систему максимально детально при минимальном числе принятых допущений. Динамическая контактная задача решена с применением метода штрафа.
В контактной сети КС-400 используется целый ряд инновационных для России технических решений в части узлов и конструкций:
- Контактные провода из сверхпрочных сплавов «медь-магний» или «медь-хром-цирконий»;
- Фундаменты в виде буронабивных свай;
- Опорные и поддерживающие конструкции повышенной жесткости;
- Барабанные компенсаторы с подшипниками скольжения;
- 5-пролетные сопряжения анкерных участков с узлами для реализации схем плавки гололеда или проф. подогрева;
- Воздушные стрелки без пересечения проводов с дополнительной (третьей подвеской);
- Стационарные системы мониторинга и диагностики и другие.
Для расчета электротехнических параметров КС-400 были построены специальные электродинамические модели тяговой сети, модели токораспределения, растекания тока в земляном полотне, а также нестационарные модели нагрева проводов с учетом обтекания ветром. Расчет тяговой сети выполнен на основе МКЭ в неуравновешенном режиме, когда падения напряжений по длине проводов — нелинейны.
Источник: www.hsrail.ru
Без начала и конца В России возрождают советскую мечту о скоростной железной дороге. Зачем она нужна?
В России возвращают к жизни проект, о котором мечтали еще в СССР, — высокоскоростную магистраль (ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга. Магистраль не только поможет оживить экономику, но в перспективе даст старт целой высокоскоростной сети для всей страны. Однако в условиях кризиса властям приходится экономить, и один из крупнейших инфраструктурных мегапроектов собираются лишить «головы» и «хвоста», не включив в него дорогостоящие подходы к городам — так власти планируют сэкономить. При этом стройка еще не началась, а сроки ее завершения уже откладываются. Новая жизнь советской мечты — в материале «Ленты.ру».
Номинальная экономия
В условиях кризиса российские власти вынуждены экономить на крупных стройках. Один из мегапроектов — высокоскоростная магистраль (ВСМ) между Москвой и Петербургом — может подешеветь, если в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) войдет не вся магистраль, а только 630 километров от нее — без дорогостоящих подходов к двум столицам.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом хотят разделить на три фазы: 42 километра — от Москвы до Крюкова, 630 километров — от Крюкова до Обухова и 12 километров — от Обухова до Петербурга.
Стоимость участка Москва — Крюково предлагается покрыть из средств федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Из 557 миллиардов рублей проекта 221,5 планируют выделить на участок ВСМ. А отрезок Обухово — Санкт-Петербург за 62 миллиарда рублей возведут за счет собственной инвестпрограммы РЖД в рамках развития транспортной системы Санкт-Петербурга.
Основную протяженность дороги, участок Крюково — Обухово, предлагается включить в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ). Изначально предполагалось, что государство даст специальной проектной компании (СПК) 248,4 миллиарда рублей. Сейчас, когда ВСМ хотят обрезать, участие государства в капитале компании ограничивается 50 миллиардами, их хотят выделить в 2025 году.
Еще планируется два выпуска облигаций СПК на 368 миллиардов рублей с госгарантиями (до этого предполагалось три выпуска на 427 миллиардов с госгарантиями по двум из них). Однако пока не ясно, кто будет выпускать и выкупать бумаги. Деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) брать не планируют. Таким образом, номинальные траты на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург могут сократиться с 1,7 до 1,4 триллиона рублей.
С новой формой финансирования на год сдвинулись и сроки сдачи проекта — на 2027 год. Изменений нет только в подвижном составе: по ВСМ будут ходить 42 поезда «Уральских локомотивов» за 175,7 миллиарда рублей. Однако проект еще не утвержден, и планы могут еще несколько раз измениться: ни в РЖД, ни в Минтрансе ситуацию не комментируют.
Реинкарнация
Реализация проекта ВСМ обсуждалась во времена СССР — исследования в этой области велись с середины 1960-х, но дальше экспериментов дело не заходило. Первый проект появился в 1991 году, по нему протяженность железной дороги составила бы более 650 километров, что обошлось бы в 5 миллиардов долларов по тогдашнему курсу, окупиться строительство должно было в срок от семи до 28 лет. Но после дефолта 1998 года программу свернули. Единственное, что напоминало о ней — котлован рядом с Московским вокзалом в Петербурге (сейчас там стоит торговый центр «Галерея»).
Капитальное вложение Российские власти хотят дать больше денег на железнодорожную мегастройку. Как она поможет экономике?
Вместо строительства ВСМ обновили Октябрьскую железную дорогу и запустили «Сапсаны». Но попытки реанимировать мегапроект предпринимались несколько раз. В 2006-м РЖД и «Трансмашхолдинг» создали для этого АО «Скоростные магистрали», через пять лет компании представили проект стоимостью 696 миллиардов рублей, запустить магистраль хотели сначала в 2017 году, а потом — в 2018-м. Но и эти планы не сбылись.
В 2013-м было решено отложить строительство дороги между Москвой и Петербургом на неопределенный срок и вместо нее запустить магистраль из Москвы в Казань за 1,7 триллиона рублей. Первым участком должен был стать маршрут Железнодорожный — Гороховец (Москва — Нижний Новгород) с запуском в 2024 году. Но железная дорога так и не появилась: она оказалась слишком дорогой, и вместо нее до Казани решили строить новую автомобильную дорогу.
Проект ВСМ между столицами опять вернули к жизни в 2019-м, тогда его поддержал президент Владимир Путин. Дорогу включили в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Новая магистраль пойдет параллельно существующей Октябрьской железной дороге, которую построили после революции на базе уже существовавших в Российской империи дорог.
Длина трассы составит 684 километра, а поезда смогут разгоняться на ней до 360 километров в час. Из Москвы до Петербурга по ВСМ можно будет доехать чуть больше чем за два часа. Первый поезд хотели запустить уже в конце 2026 года.
Железная сеть
В развитых странах сеть ВСМ уже есть. Самая протяженная — в Китае, ее длина превышает 35 тысяч километров, а поезда могут набирать скорость до 350 километров в час. В Германии, которую называют первой экономикой Европы, железнодорожная сеть выходит за пределы страны: конечные остановки есть в Амстердаме, Базеле, Брюсселе, Цюрихе, Интерлакене, Копенгагене, Куре, Инсбруке, Вене и Париже. Активное строительство ВСМ идет в Великобритании и США.
Россия же располагает третьей по протяженности, после США и Китая, сетью стальных магистралей. На железные дороги приходится 86 процентов всего грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 22 процента перевозок пассажиров. Но высокоскоростных дорожных перевозок это не касается.
Самый быстрый поезд в России — «Сапсан» — курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, он может разогнаться максимально до 250 километров в час. Но поезда ходят не по выделенной линии, а по Октябрьской дороге наряду с другими пассажирскими и грузовыми составами. ВСМ нужна стране, чтобы разгрузить трассы и аэропорты, по ней будут осуществляться только пассажирские перевозки. Стройку планируют начать через два года.
Мы смотрим на этот проект с большой надеждой. Его место в новом комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры мы постараемся сохранить. По крайней мере приступим к началу его реализации, я думаю, в 2022 году
Власти давно лелеют мечту создать в стране сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, и ВСМ Москва — Санкт-Петербург в перспективе может стать отправной точкой для осуществления цели. «Проекты развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами предусмотрены Долгосрочной программой развития «РЖД» до 2025 года и комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденным президентом в целях повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации», — заверили в РЖД.
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости
Кроме того, ВСМ вписывается и в другой глобальный план: мегастройка сможет реализовать главные цели национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», до 2024 года в него собираются влить три триллиона рублей. Одна из его целей — повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры.
Проект магистрали пока сырой, в будущем сроки его реализации могут сдвинуться еще, а цена — вырасти. Но это не умаляет его глобальной важности. Строительство ВСМ не только даст стимул экономике, но и может положить начало появлению в России целой сети высокоскоростных железных дорог.
Источник: lenta.ru