Механизация строительства предусматривает замену ручного труда машинами с целью освобождения человека от выполнения тяжелых, трудоемких ручных операций, повышения производительности труда и снижения стоимости строительства. Высшей ступенью механизации является автоматизация производственных процессов.
В зависимости от степени оснащения технологических процессов машинами различают частичную и комплексную их механизацию.
Частичная механизация охватывает отдельные технологические операции или виды работ при сохранении значительной доли ручного труда, особенно на вспомогательных работах.
Комплексной механизацией называется такой способ производства работ, при котором все основные и вспомогательные процессы выполняются машинами, увязанными между собой по основным технологическим и техническим параметрам.
Комплексная механизация осуществляется при помощи комплектов машин, которые становятся основной структурной единицей системы механизации строительства.
В состав каждого комплекта входят ведущая машина (или машины), выполняющая основной процесс, и вспомогательные (комплектующие) машины, выполняющие вспомогательные процессы.
Машины для земляных работ. Назначение, общее устройство и принцип работы
Возведение ДО производится различными комплектами машин, в которых ведущими машинами могут быть: грейдер, бульдозер, скрепер, экскаватор. В связи с этим для производства работ сначала необходимо выбрать ведущие машины. Выбор ведущих и вспомогательных машин следует осуществлять с учетом их производительности и комплексной механизации работ.
В начале необходимо произвести предварительный выбор ведущей машины (для этого пользуются рекомендациями соответствующих СНиПов).
Окончательный выбор машин и оборудования для выполнения различных видов работ при строительстве автомобильных дорог, руководствуясь технико-экономическим сравнением вариантов производства работ. Выбор экономичной ведущей машины производят путем сравнения приведенных затрат на производство 1 м3 земляных работ. Критерием оценки также служит степень их механизации.
При выборе комплекта машин необходимо учитывать конкретные условия строительства, основными из которых являются: общий годовой объем работ данного вида, в том числе на одном объекте; заданные сроки выполнения работ; обеспеченность кадрами, техникой и пунктами технического обслуживания; грунтовые условия по трудности разработки и др. Подбор комплекта машин также производится на основании технико-экономических расчетов.
42. Технологические схемы строительства дорожных одежд.
Технологическая схема устройства дорожной одежды содержит:
нумерацию захваток с указанием их длин
наименование и количество используемых машин
наименование рабочих процессов
разрез и план возводимого участка в момент выполнения каждого процесса
так же указывают: графики работы машин, потребность в трудовых ресурсах и материалах на каждом этапе строительства.
Общая технологическая схема
Подготовка: отвести воду, высушить грунт, спланировать и придать уклон, уплотнить катком 2-3 прохода
УДИВИТЕЛЬНАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Подстилающий и дренирующий слой: песок разравнять автогрейдером, подправить вручную, уплотнить катком, сухой песок поливают водой.
Активный шлак, применяющийся для устройства слоев основания увлажняют и уплотняют катком
Смеси каменных материалов с минеральными вяжущими обычно готовят в смесительных установках, , Смесь вывозят на земляное полотно, разравнивают автогрейдером. Окончательно смесь уплотняют катком Признаки окончания уплотнения — отсутствие следа от прохода тяжёлого катка.
Покрытие асфальтобетоном: основание отчищают механическими щетками, покрывают битумной эмульсией, асфальтобетонную смесь привозят самосавлами, укладывают укладчиками, уплотняют катками с гладкими вальцами, легкими, средними и тяжелыми по 4-8 раз
Источник: studfile.net
Выбор ведущей машины и определение длины захватки
Для обеспечения высокой экономической эффективности дорожного строительства обоснование рациональной технологической схемы производства работ, назначение оптимальной длины захватки, выбор ведущей и вспомогательных машин должны производится комплексно в зависимости от требуемого критерия оптимизации.
Ведущей выбирается машина, выполняющая основной объем работ и, как правило, наиболее дорогостоящая.
При разработке комплексной механизации дорожной одежды применяем принцип неравенства длин захваток всех специализированных потоков, то есть стремимся к тому, чтобы наибольшая длина захватки была впереди идущего звена, а у последующих звеньев была бы равна длине предыдущей захватки или постепенно убывала. Длину сменной захватки устанавливаем исходя из полной загрузки ведущей машины (Кз=1).
где 60 — переводной коэффициент; Т — продолжительность смены; n — число плит, укладываемых с одной стоянки крана; Кв — коэффициент использования времени; Тц — продолжительность цикла, рассчитывается по формуле:
где tц — время, затрачиваемое на строповку, подъём, перемещения и укладки одной плиты; tпер — время стоянки крана.
Длина сменной захватки на устройство покрытия из сборного цементобетона
, где 4-колличество плит, 6-длина плит.
Производительность экскаватора ЭО-4321 с объёмом ковша 0,8 м 3 на разработку ПГС.
Для слоя щебня рядового принимаем захватку 168 м., тогда производительность ведущей машины будет равна:
Из ЕНиРа выбираем ведущую машину ЭО-5122 с объёмом ковша 1,6 м 3 .
Подстилающего слоя песка принимаем захватку 168 м., тогда производительность ведущей машины будет равна
Источник: vuzlit.com